земельные отношения в индии

Земельные отношения в индии

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Государственная земельная собственность

В Могольской империи существовали две формы государственной собственности на землю: халиса и джагир.

Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса. Из этого фонда правитель раздавал джагиры, а также пожалования различным священнослужителям и богословам. Такая текучесть фонда халиса не позволяет вычислить ее размеры. Халиса была чисто государственной собственностью.

Джагир был условным пожалованием. Получавший его обязывался содержать соответствующие величине джагир а отряды войск, из которых и состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью. Раз-мер, способ и форма взимания поземельного налога определялись не самим джагирдаром, а предписывались государством; владения джагирдара обычно не передавались по наследству, а после смерти владельца отходили в казну; у джагирдара могли отобрать одно владение и предоставить ему взамен другое, в иной части Индии. При Акбаре для борьбы с сепаратизмом такие перемещения были часты, и джагирдар владел одной и той же землей в среднем не более десяти лет.

Вместе с тем джагирные владения отличались и некоторыми особенностями частной феодальной собственности, поскольку на государственную службу (т. е. на содержание отрядов) крупные джагирдары тратили только около ‘/з собираемого ими поземельного налога, а мелкие — меньше половины. К тому же еще при Акбаре покорившимся раджам часто жаловали в джагир их же прежние владения, и обычно такой джагир переходил по наследству. В XVII в. распространился даже термин «наследственный джагир».

Обычно джагир был владением крупным, охватывавшим иногда несколько десятков тысяч гектаров. Джагирдары при Акбаре очень дорожили своими правами; когда в конце 70-х — начале 80-х годов XVI в. Акбар попытался ликвидировать джагирную систему и перейти к выдаче жалованья из казны, джагирдары Панджаба подняли восстание и командующий акбаровой армией Шахбаз-хан раздал от имени Акбара все земли халиса в этой области в джагир, заявив Акбару: «Если бы я этим путем не успокоил сердца воинов, то они все сразу восстали бы. Теперь же за вами и государство и армия». Поскольку при Акбаре Могольская империя и армия только складывались, то джагирдаров (крупных и мелких) при Акбаре было лишь около 2 тыс.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемы

Некоторые из важных вопросов, связанных с приобретением земли, обсуждаются ниже. Основные изъятия земель и конфликты происходят в густонаселенных сельских районах.

Принудительное отчуждение

В Индии с введением «социальных» элементов в права собственности началась новая фаза. К.К. Мэтью, судья Кешавананда Бхарати против штата Керала (цитируется в), заявил следующее: «Имущество в потребляемых товарах или средствах производства, обработанных их владельцами (аспекты использования собственности), было оправдано как необходимое условие свободной и целеустремленной жизни; но когда собственность давала власть не только над вещами, но и через вещи над людьми (властный аспект собственности), это не было оправдано, поскольку она была инструментом рабства, а не свободы »(см. дополнительную информацию о« Социальном »элементе прав собственности как о Ведущая проблема).

Законодательные изменения

Закон 2013 г. направлен не только на компенсацию землевладельцам, но и на предоставление льгот на реабилитацию и переселение лицам, не имеющим средств к существованию с земли, в дополнение к минимальной компенсации. Минимальная компенсация, которая должна быть выплачена землевладельцам, зависит от рыночной стоимости и других факторов, изложенных в Законе. Закон запрещает или регулирует приобретение земель, когда такое приобретение будет включать орошаемые площади под несколько культур. Закон изменил нормы приобретения земли в пользование частными компаниями или в случае государственно-частного партнерства, включая обязательное одобрение 80% землевладельцев. Закон также внес изменения в процесс приобретения земли, в том числе обязательное исследование социальных последствий, которое необходимо провести до совершения приобретения.

Новый закон также имеет некоторые серьезные недостатки в отношении положений об оценке социально-экономического воздействия, и он также обошел конституционные органы местного самоуправления, не признав их в качестве «соответствующих правительств» в вопросах приобретения земли.

Цель LARR Согласно Закону правительства союза или штата могут приобретать земли для собственного использования, владения и контроля, в том числе для предприятий государственного сектора и для «общественных целей», и должны включать следующие цели:

Земля может быть приобретена частными лицами для определенных целей:

Денежная компенсация

В отчете правительства Индии за 2010 год о рабочей силе, средства к существованию которой зависят от сельскохозяйственных угодий, утверждается, что согласно данным 2009 года, собранным во всех штатах Индии, всеиндийские среднегодовые ставки заработной платы в сельскохозяйственных профессиях варьировались от 53 до 117 фунтов стерлингов на человека. в день для мужчин, работающих на фермах (от 354 до 780 долларов США в год), и от 41 до 72 фунтов стерлингов в день для женщин, работающих на фермах (от 274 до 480 долларов США в год). Это исследование уровня заработной платы в сельских районах Индии включало следующие сельскохозяйственные операции, распространенные в Индии: вспашка, посев, прополка, пересадка, сбор урожая, веяние, обмолот, сбор урожая, пастухи, тракторист, неквалифицированная помощь, кладка и т. Д.

Компенсация за приобретенную землю основана на стоимости сельскохозяйственных земель, однако рост цен не учитывается. Стоимость земли вырастет во много раз, от чего нынешний покупатель не выиграет. Во-вторых, если оставить цены на усмотрение рынка, мелкие крестьяне никогда не смогут повлиять на крупных корпоративных магнатов. Кроме того, в основном судебные органы присуждают более высокую компенсацию, чем бюрократия ( Singh 2007 ).

Последствия

Последствия приобретения земли в Индии разнообразны. Эмпирические и теоретические исследования перемещения в результате приобретения земли государством для проектов развития до сих пор были сосредоточены на прямых и непосредственных неблагоприятных последствиях приобретения земли. Большинство аналитических, а также описательных отчетов о непосредственных последствиях приобретения земли для проектов развития во многом основаны на «модели риска обнищания» Майкла Черни, которая в целом перечисляет восемь «рисков» или «измерений» перемещения, вызванного развитием. Эти восемь рисков очень прямые и базовые по своей природе: (i) безземелье, (ii) безработица, (iii) маргинализация, (iv) потеря доступа к ресурсам общей собственности, (v) рост заболеваемости и смертности, (vi) отсутствие продовольственной безопасности, (vii) бездомность и (viii) социальная дезартикуляция (). Недавно Л.К. Махапатра добавил «потерю образования» как еще один риск обнищания в ситуациях перемещения (Mahapatra 1999).

Процесс приобретения земли в Индии оказался непопулярным среди граждан. Сумма возмещения довольно низкая с учетом текущего индекса цен, преобладающих в экономике. Кроме того, из-за низкого уровня человеческого капитала перемещенных лиц они часто не могут найти адекватную работу ().

Перемещенные племена

ПроектСостояниеПеремещенное населениеПлеменной процент
Карджан Гуджарат11 600100
Сардар Саровар Гуджарат2,00,00057,6
Махешвар Мадхья-Прадеш20 00060
Бодхгхат Мадхья-Прадеш12 70073,91
Ича Бихар30 80080
Чандил Джаркханд37 60087,92
Коэль Каро Бихар66 00088
Махи Баджадж Саджар Раджастхан38 40076,28
Полаварам Андхра-Прадеш1,50,00052,90
Майтон и Панчет Джаркханд93 87456,46
Верхняя Индравати Одиша18 50089,20
Понг Химачал-Прадеш80 00056,25
Ичампалли Андхра-Прадеш38 10076,28
Тултути Махараштра13 60051,61
Даман Ганга Гуджарат8 70048,70
Бхакра Химачал-Прадеш36 00034,76
Масанское водохранилище Бихар3 70031 год
Укайское водохранилище Гуджарат52 00018,92
Тамнар Чхаттисгарх59999

Предлагаемые поправки

Ниже приведены основные моменты спора:

Правительство подверглось резким нападкам со стороны оппозиционных партий и фермерских организаций из-за предложенных поправок к закону о приобретении земли. Противники законопроекта о приобретении земли заявляют, что законопроект «антифермерский» и «корпоративный». Они утверждают, что поправки нацелены «на пользу крупным корпоративным домам».

Лидер партии Самаджвади Мулаям Сингх Ядав заявил, что правительство Моди «занимает антифермерскую позицию» и «поддерживает промышленников».

Альтернативы

Некоторые отрасли уже используют модель аренды земли вместо ее приобретения. Для проектов развития энергетики, таких как добыча нефти и газа, как правило, арендуются земли. Проекты в области возобновляемых источников энергии, такие как проекты ветроэнергетических ферм, часто сдают землю в аренду у землевладельцев вместо того, чтобы пытаться приобрести землю, что может сделать проекты чрезмерно дорогими.

Другой уже принятый пакет для любого проекта развития называется совместным использованием выгод, и он основан на Нагойском протоколе регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их использования к Конвенции о биологическом разнообразии, также известной как Нагойский протокол. Протокол о доступе и совместном использовании выгод (ABS.

Обозначение земли

Источник

Земельная собственность: частная, государственная, общинная

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. происходит дальнейшее развитие частной собственности па землю. Древние индийцы понимали разницу между собственностью я пользованием, улоиреб-ляя для различения этих понятий особые термины. Понятие собственности было связано с местоимением «свой» и ‘производными от него (свое, собственное, собственник и т. д,), а для обозначения права временного владения применялся глагол «бхудис» (пользоваться, наслаждаться) и связанные с ним термин «бхога». В сутрах и пиастрах перечисляются случаи, когда человек становится собственником,— при покупке, находке; ири этом подчеркивается, что только при законном подтверждении, на основании законных трав человек из пользователя превращается в собственника. Эти положения относились и к земле как объекту пользования или собственности. Среди основных видов собственности, упоминающихся в «Законах Ману» (II в. до н. э.—II в. н. э.), говорится и об обрабатываемой земле.

Земельный фонд страны делился на несколько категорий — частные земли, общинные, государственные и царские.

Среди частных собственников земли существовала значительная дифференциация: наряду с очень богатыми землевладельцами были и бедные собственники маленьких участков земли. Имелись земледельческие хозяйства частных лиц, где для обработки земли использовали несколько сот плугов. В этих хозяйствах на земледельческих работах применялся труд рабов и наемных работников.

Если обширные хозяйства насчитывали по 1000 карисов (один карие — около 0,25 га), то имелись и совсем маленькие хозяйства. Собственники небольших участков земли обрабатывали ее сами, с помощью своей семьи. Права собственника охранялись. За незаконное присвоение чужой собственности — чужого участка земли накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Согласно шастрам, штраф за присвоение земли был равен налагаемому за грабеж. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В «Законах Maнy» говорится, что, если несобственник поля, имея семепа, засевает чужое поле, он никогда пе получит урожая. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. В индийских источниках рассказывается о дарении брахманом части своей земли, о покупке купцом сада у царевича и т. д. Поэтому сообщение Диодора (восходящее, возможно, еще к Мегасфену) о том, что «никакому частному лицу не разрешается владеть землей», противоречит материалам местных источников и не соответствует действительности.

В «Закочах Парады» (III —IV вв п э.) имеется правило, по которому царю не разрешалось нарушать основы частного владения, т. е. посягать на дом и поле частного лица, но царская власть старалась ограничить права частных собственников Царь получал налоги с земли частных собственников, и, естественно, он пристально следил за состоянием полей В случае если собственник во время посева или сбора урожая бросал свой участок, царь мог наложить на него штраф За неуплату налога государство штрафовало, осуществляя свою публичною функцию, но отнять землю у собственника не имело права В «Законах Брахаспати» (III —IV вв. н э ) отмечается, что если шарь отнимает у собственника его землю и дарует ее кому-либо другому, это действие считается незаконным. Государство следило за тем, чтобы не было нарушении правил продажи земли, в противном случае — штрафовало.

Община, как и государство, тоже стремилась ограничить частное землевладение, особенно продажу земли нечлену общины В случае продажи преимущественное право покупки предоставлялось родственникам п соседям Их мнение учиты валось прежде всего и при опорах о границах селений и зе мельных участков Вместе с тем община защищала права собственников земли — членов общины В её распоряжении нахо дились общеобщинные земли — пастбища, строительные сооружения, дороги на территории общины.

Часть земельного фонда составляли государственные земли и личный царский фонд К категории государственных земелъ относились леса, пустоши, рудники, необрабатываемые земли На территории царских земель (свабхуми) находились цар окне хозяйства (сита) Специальные чиновники-надзиратели наблюдали за царскими поместьями Небольшие участки земли царь мог иметь в деревнях Этими участками он распоряжался как собственными мог их дарить, продавать, сдавать в аренду Таким же было его право собственника на землях царских хозяйств В этих поместьях работали рабы, наемные работники, а также различные категории арендаторов Часть их трудилась за половину урожая, а некоторые получали лишь 11/2 долю. Кроме того, арендаторы были и на государственных землях, получая от государства во временное пользование участки земли Положение арендаторов на государственных землях было лучше, чем на цароких Собственностью государ ства считались природные богатства, добыча полезных ископаемых была также его монополией Статусы государственных и негосударственных (частные, общинные) земель отличались друг от друга В древнеиндийских источниках (особенно в «Артхашастре») ясно различаются две категории земель по собираемым с них доходам: сита — поступления с царских зе мель и бхага — налог с частных земель.

Эти различия не понял Мегасфен, который считал, что в Индии вся земля принадлежит царю Очевидно, находясь в столице, посол лучше всего знал царские хозяйства, но ошибочно распространил их статус на всю Индию.

Как уже отмечалось, царь не был собственником всей обрабатываемой земли в государстве В древнеиндийских источниках часто подчеркивается, что земледельцы платят царю налоги как охранителю, как защитнику их прав на свои участки. Б более поздней литературе прямо отмечается, что царь получает налоги не как собственник земли, а как суверен то сударства, защищающий население страны В «Законах Ману» говорится, что «если царь взимает налоги, не охраняя поддан ных, то он идет немедленно в ад»; такой царь называется в эпосе «крадущим шестую часть урожая».

Сложная картина общественных отношений, а также дан ные источников о различных видах земельной собственности явились причиной того, что ученые выдвигали разные гипотезы о характере земельной собственности в древней Ин щи Были высказаны точки зрения об отсутствии частной собствен сности, о верховной собственности царя на всю землю, об общинной собственности Однако материалы источников указывают, что в древней Индии существовали разные виды земельной собстве1нности на одну и ту же землю, когда земельные участии иногда были объектом нескольких собственников, вы ступавших как бы совладельцами их К тому же вряд ли правильно искать однозначный ответ на вопрос о характере земельной собственности на огромной территории империи Матрьев. В долине Ганга и в центре империи — Магадхе, где особен но была сильна власть царя, царские (поместья ж крупная частная собственность имели больший вес, чем общинная собственность; на северо-западе страны были сильнее традиции общинного землевладения.

Древнеиндийская община

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в магадхско-маурийский период являлась община В общины объединялась значительная часть населения — свободные общинники-земледельцы К сожалению, материалы источников о характере общины, ее структуре и составе немногочисленны, но и они позволяют говорить о том, что в этот период самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины В источниках об щина характеризуется термином «грама» Но значение этого термина гораздо шире Иногда говорится о деревне в 30 семей, а в некоторых случаях число их достигало 1000 Каждая общи на — грама имела свои границы, в ее владении находились общеобщинные земли, общественные постройки, например для сходок. Обрабатываемая земля была разделена на участки, принадлежавшие свободным членам общины — земледельцам. Кроме уплаты налога царю отдельными собственниками участков община должна была впосить и общий налог, собираемый, очевидно, с общественных земель.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: ларяду с общинниками, которые работали сами на своих участках, выделилась общинная верхушка, эксплуа-тировавшая и рабов, и наемных работников Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Общинные низы составляли эксплуатируемую гpyппу. Они, как правило, были лишены средств производства. Различным было и положение деревенских ремесленников Некоторые работали самостоятельно, имея свои собственные мастершие, другие нанимались на работу за определенную плату. Соединение ремесла и земледелия, приводившее к системе натурального взаимного обслуживания, составляло специфику древнеиндийской общины и было одной из причин ее замкнутости и патриархальности.

Община еще сохраняла черты единою коллектива и общеобщинные традиции. В буддийских источниках рассказывается о совместлом труде общинников ло расчястке дорог, на строительстве водоемов Свободные общинники совместно проводили празднества, в том числе религиозные. «Артхашастра» сообщает, что, если кто-либо уклонялся от общественного мероприятия, на пего накладывали штраф Община в целом могла вступать в контакты с другими общинами л с государственной властью Община защищала нрава свободных общинников. «Община (как государство), с одной стороны, есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира; в то же время она их гарантия». Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в их представителя. Правом голоса па собрании обладали лишь свободные общинники, а рабы, слуги и наемные работники были лишены всяких политических нрав. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, оставались самодовлеющим институтом, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушались.

Рабство и его особенности

По сравнению с ведийским периодом рабство в магадхско-мауриискую эпоху получило значительное развитие. Хотя источники этою времени не очень богаты сведениями о рабах и применении рабского труда, в общих чертах можно представить особенности древнеиндийского рабов ла тения и роль рабства в структуре общества. К сожалению, в западноевропейской и индийской науке уделялось не достаточно внимания рас-смотрению проблемы рабства в древней Индии, но за последние годы положение изменилось, появились специальные работы по этому важному вопросу (следует подчеркнуть ценность исследований советских индологов, прежде всего Г. Ф. Ильина).

При изучении рабства даже в конкретный период древнеиндийской истории — во второй половине первою тысячелетия до н. э. необходимо иметь в виду различный уровень развития общественных отношений в разных частях огромной империи, сложность и мозаичность социальных институтов, наличие неодинаковых темпов развития и т. д. Большинство источников дает сведения о рабах и их использовании в областях долины Ганга и на прилегающих к нему территориях. Выводы, сделанные на основании этих данных, применимы в основном к Магадхе и некоторым другим наиболее развитым районам.

В раннебуддийских сочинениях раб характеризовался как человек, зависимый от другого. «Если человек является рабом, — говорит «Маджхима-никая», — то он не хозяин самому себе, он подчинен другому, он не может идти куда желает». В других текстах объясняется, что раб находится под властью другого и должен действовать по желанию другого. Раб рассматривался как вещь и даже как одна из разновидностей домашнею скота. В эпосе попавший в рабство человек назывался домашним животным наряду с коровой, козой, овцой, лошадью и ослом. В дхармасутрах устанавливались правила наследования рабов наряду с другим имуществом умершего. Рабов, как скот и драгоценные металлы, распределяли среди наследников.

Рабами владели различные категории населения Рабы были и в царском дворце, и в домах зажиточных горожан, и в деревенских общинах. Раб не распоряжался сам собой, его могли подарить, продать, заложить, протрать в кости. В буддийских источниках нередко упоминается о ценах на рабов, которые были различны в зависимости от здоровья раба и его квалификации В некоторых источниках рабы назывались двуногими в отличие от четвероногих животных. Положение рабов было нелегким. В буддийских текстах рассказывается о том как рабы работали под страхом наказаний, подгоняемые ударами железных талон, некоторые были закованы в кандалы. Их пища часто состояла, лишь из похлёбки.

Рабы подразделялись на несколько разрядов, по способу их приобретения. В одной из самых первых классификаций перечисляется три вида рабов — родившийся в доме, купленный и приведенный из другой страны (очевидно, военнопленный). Постепенно этот список расширяется, появляются новые виды рабов. В «Законах Ману» дается уже список из девяти разрядов рабов. Оформляются и правила освобождения рабов. Хотя освобождение зависело от хозяина, при определенных условиях и за определенную сумму рабы, особенно временные, могли кутить себе свободу.

Большое внимание вопросам рабства уделял автор «Артхашастры» Каутилья. Он четко различал пожизненных и временных рабов и устанавливал все возможные случаи, ограничивавшие попадание свободных арией в рабское состояние. По «Артхашастре» полагался даже штраф с владельца, если он не освобождал временного раба за установленный выкуп. Потомков от временных рабов «Артхашастра» не считает рабами. Это положенно отличалось от норм, зарегистрированных в более ранних текстах, когда потомство рабыни попадало в разряд рабов. Каутилья выступал защитником интересов тех прсдставителей высших варн, которые случайно попали в рабскую зависимость. Он запрещал поручать грязную работу временному рабу (в более поздних, шастрах это правило было изменено). В «Артхашастре» рабу разрешалось иметь имущество, а поздние брахманские шастры разработали правило, по которому раб не только не мог иметь имущества, но и все заработанное им шло его хозяину.

«Артхашастра» отразила попытку государства упорядочить статус рабов и внести определенную четкость в вопрос, который приобрел важное зпачение в тот период.

Одним из самых существенных вопросов при исследовании места рабства в общей структуре общества является вопрос о роли рабского труда в производстве, в основных сферах хозяйственной деятельности.

Для древнеиндийского рабства были характерны некоторые специфические черты, прежде всего незрелость, патриархальность. Рабский труд был очень близок к труду свободных наемных работников. Показательно, что во многих источниках о труде рабов упоминается наравне с трудом наемных работников. «Артхашастгра» даже объединяет в одну группу положения о статусе рабов и кармакар (наемных работашкол).

В целом древнеиндийское рабство хотя и обладало рядом особенностей (патриархальность, близость рабского труда к труду свободных производителей, наличие неразвитых экономических форм), в общей структуре общества магадхоко-мау-рийской эпохи играло важную роль. В Магадхе, наиболее развитой части страны, где находились огромные царские поместья и где велика была роль крупных частных хозяйств, рабовладельческий уклад, очевидно, был ведущим в сложной многоукладной структуре общества.

Хотя в основных сферах производства главную роль играл труд свободных общинников, арендаторов и наемных работников, но рабство по сравнению с первобытнообщинным строем было явлением прогрессивным, и оно, не составляя основы хозяйства, оказывало большое воздействие на общество в целом. Рабство являлось не единственной, но в то же время весьма важной формой эксплуатации. В рассматриваемый период опо имело тенденцию к развитию.

Кармакары

В магадхско-маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников — кармакар. Кармакары использовались в различных сферах производства — в сельском хозяйстве (в царских и частных поместьях, в общине), в ремесле, в торговле. Особенно увеличивалось число кармакар в сезонное время, да период посева и сбора урожая, когда не хватало рабочих рук. Кармакаpы были и в городах, и в деревнях. Они, как правило, не имели средств производства и нанимались да работу за опреде-ценную плату или за пищу.

Кармакары работали в царских хозяйствах и в частных земледельческих и скотоводческих поместьях знати; к помощи наемных работников прибегали и общины. Наемные работики трудились на обрабатываемых землях, занимались ирригационными работами или пасли скот. Работавшим на царских землях кармакарам специальный надзиратель выдавал орудия производства и рабочий скот.

Положение наемных работников было крайне тяжелым, но те, кто работал в царских хозяйствах, обеспечивались лучше. Судя по «Артхашастре», кармакары, работавшие на земледельческих работах, получали 1/10 долю урожая, в скотоводстве —1/10 масла от молока коров, за которыми они ухаживали. Хотя «Артхашастра» устанавливала определенные условия заключения договоров па исполнение работ, фактически все-зависело от работодателя. Пища кармакар обычно не отличалась от пищи рабов. Тяжелое положение заставляло их часто наниматься на любых условиях. «Артхашастра» говорит о том,, что сельские работники подбирали на полях злаки, которые оставались поело обора урожая.

По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, возможно, среди них были разорившиеся свободные общинники и ремесленники, которые щежали к вайшьям.

Сословно-кастовый строй

В магадхско-маурииский период сословно-кастовый строй уже не только сложился, по был одним из важнейших факторов в структуре общества. Деление на варны существовало наряду с основным делением на классы.

В «Маджхима-никае» — части буддийского канона — Индия сравнивается с соседними областями, в том числе с областями, населенными греками и камбоджцами, жившими на территории Арахосии. В этих странах, говорится в тексте, существует деление на свободных и рабов, в Индии же кроме этого общество подразделяется еще на четыре варны.

Действительно, многочисленные данные источников показывают, что принадлежность к варне в немалой степени определяла место свободного индийца в обществе. Однако в этот период все большее значение приобретало не происхождение, а имущественное положение. Источники подчеркивают, что богатство приносит человеку славу и уважение.

Брахманские и буддийские тексты по-разному представляют общую схему варнового деления: в брахманских сочинениях на первом месте стоят брахманы, а затем кшатрии, в буддийских же — брахманы следуют за кшатриями. Возможно, что в буддийских текстах нашли отражение пс только буддийский взгляд на систему варн, но и те изменения, которые произошли в положении сословий.

Для характеристики варн в маурийскую эпоху немалый интерес представляют свидетельства Мегасфена, лично наблюдавшего сословную систему и взаимоотношения представителей разных варн друг с другом. Метасфен подразделял все население Индии на семь групп (частей): мудрецы (философы), земледельцы, пастухи и охотники, ремесленники и торговцы, щоины, надсмотрщики и высшие чиновники. В оанову своего деления Мегасфен положил профессиональный признак, хотя в его схему вошли представители всех четырех варн. Первыми в списке Метасфена стоят, как и в брахманских текстах, брахманы, что свидетельствует об отражении им брахманской традиции.

В магадхско-маурийокую эпоху брахманы сохранили свое высокое положение. Особенно сильным было их влияние в идеологической сфере и в культе. Брахманы занимали посты главных советников при царских дворах, в суде. Многие брахманы были очень богаты, владели крупными земельными поместьями. Довольно сильными были позиции брахманов в Мага дхе и Косале, так как здесь они имели значительные земельные владения.

Вместе с тем новые условия оказали влияние на положение брахманов в общей структуре сословной организации. Брахманы вынуждены были менять свои традиционные обязанности и, следовательно, расстаться с некоторыми привилегиями. В источниках говорится уже о брахманах земледельцах, торговцах, ремесленниках, слугах. Показательно, что если в более ранних брахманских источниках брахману разрешалось заниматься земледелием и торговлей лишь в исключительных случаях, то теперь брахмаиские законы допускают возможность следовать занятиям других варн — кшатриев и вайшьев. Буддийские источники упоминают даже о (брахманах слугах, дровосеках, пастухах, бедных земледельцах, очевидно вследствие тяжелого финансового положения вынужденных заниматься трудом, который сами они считали для брахманов недостойным: в этих случаях брахманы лишались такой важной привилегии, как освобождение от налогов.

Политическая власть была в руках кшатриев, которые особенно сильно свое влияние при создании сильной империи Маурьев. Цари, как правило, были из кшатриев, в их руках находилась армия. Особенно значительной была власть кшатриев в республиках. В магадхско-маурийскую эпоху кшатрии получили и большие экономические привилегии: многие из них стали владельцами крупных поместий. Если раньше власть брахманов в идеологической сфере была неограниченной, то в рассматриваемый период кшатрии стали претендовать на самостоятельную роль в идеологии.

Положение шудр в этот период существенно не изменилось, и лишь немногим из них удалось разбогатеть па торговле и ремесле, что меняло их статус в обществе.

Такова была картина сословной организации в монархиях древней Индии во второй половине первого тысячелетия до н. э. Несколько другой предстает перед нами структура сословной организации в республиканских государствах этого периода (см раздел о республиках).

Семья и формы брака

В магадхско-маурийскую эпоху основной формой семьи была большая патриархальная семья. В ряде областеи кроме моногамного брака существовали и более архаичные формы брачных отношений. Главой семьи считался муж. Постепенно меняется положение женщины, которая становится полностью зависимой от своего супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественную сделку Мужчина как бы покупал себе жену, она становилась его собственностью В источниках встречаются упоминания о продаже жен, их проигрыше.

В брахманских шастрах упоминается о восьми формах брака, но, насколько все они были распространены в действительности, оказать трудно. Этими формами были дарение дочери (брак брахмана), дарение дочери жрецу (брак дайва), покупка невесты за корову или быка (брак арта), женитьба на равных условиях (брак праджапатья), покупка невесты по договору о выкупе (брак асура), похищение невесты (брак ракшаса), захват женщины силой, когда она находится в состоянии сна (брак пайшача), добровольный союз (брак гандхарва).

Судя по более поздним источникам, в течение очень долгого времени в семейно-брачных отношениях сохранялась весьма архаичные пережитки и обычаи. Так, по брахманским «законам» — шастрам, если умирал муж, не имевший детей, его жена должна была в случае требований родичей мужа иметь потомство от брата мужа или его близкого родственника.

Эти правила исходили из старых норм, связанных с принципом сохранения родового имущества. Не допускались браки между кровными родственниками вплоть до седьмого колена.

Республики древней Индии

Ганы и сангхи

В Древней Индии махадхско-мау-рийского периода, как мы видели, немалую роль играли республиканские объединения, обозначаемые в индийских источниках терминами «гана» и «сангха». Они вели упорную борьбу с монархиями и не раз одерживали внушительные победы Среди «великих стран» буддийские источники упоминали и некоторые республиканские государства.

Термин «гана» очень широк по значению. В ведийскую эпоху им обозначали племенные образования, затем под га-нами и сангхами понимали объединения немонархического типа, стоящие па разной ступени развития Уже в грамматике Панини (V—IV в. до н. э.) упоминалось несколько разрядов сангх: «сангхи, живущие оружием», — военные объединения и сангхи, где процесс развития государственности зашел уже очень далеко. В различных буддийских сочинениях выделяются два типа государств — монархии под властью одного пра-в’ителя и страны под властью ганы. Если у первых вся полпота власти находилась в руках одного человека, то в ганах, говорится в одном из текстов, даже решение 10 может быть пересмотрено 20, т. е. зависит от мнения большинства. Примечательно, чго древние индийцы не считали (власть гаиы правлением, где лишь (Временно отсутствует единодравитель. Более того, они сопоставляли обе формы власти — монархию и республику, отмечая, что в своих странах соответственно и царь, и гана как высший орган власти обладают исключительными полномочиями.

О существовании немонархических объединений было известно и античным авторам — участникам похода Александра и послу Мегаофену. Объединения, которые н индийских источниках включаются в группу ган и сангх, они называли автономными и независимыми, где нет власти царя, а выбирается предводитель.

И античные и индийские источники рисуют эти немонархические объединения как процветающие страны, с налаженной системой управления, с высоким уровнем культуры.

Система управления

Самые развитые из ган и сапгх к эпохе Маурьев уже представляли слои государства, где не было единодержавной власти царя, т. е. они являлись республиками, хотя формы республиканского правления в них были неодинаковы. Общим в этих республиках было отсутствие наследственного правителя с единодержавной властью. Глава обычно выбирался (или назначался) такой, а в необходимых случаях мог быть ею и смещен. В буддийском сочинении «Чиваравасту» сохранилось очень интересное описание ганы Личчхавов — одного из сильнейших республиканских государств Северной Индии. В нем рассказывается о процедуре выбора главы гапы после смерти предводителя. Основным условием были заслуги кандидата. Гана назначала своего, по ее мнению, уважаемого кандидата, заявляя при этом, что она оставляет за собой право смещения его, если он не будет согласовывать с ней свои действия. Глава ганы обладал в основном исполнительной властью, законодательная же оставалась у ганы как высшего органа власти (под ганой понималась, таким образом, и страна с немонархическим правлением, и высший оргап власти государства).

Гана принимала основные решения, которые имели форму обязательных постановлений для всех жителей, в том числе и для самых влиятельных. Кто осмеливался нарушить эти законы, подвергался наказанию, на него накладывали большой штраф. Иногда виновника ждала и смертная казнь. Гана сама назначала должностных лиц, которые рассматривались как ее представители.

В некоторых республиках гапа являлась своего рода народным собранием всех полнонравных свободных жителей. При принятии решений основывались на мнении большинства. От состава и роли ганы как высшего органа власти в значительной степени зависел общий характер этих республиканских государств. Там, где народное собрание сохраняло ведущую роль, состояло из полнонравных жителей, республику можно охарактеризовать как демократическую, хотя и здесь все большую роль начинает играть совет знати. Некоторые объединения представляли собой переходную форму от демократической к аристократической республике. Там же, где народное собрание уже утратило свое первенствующее значение и фактическая власть сосредоточилась в руках аристократического совета кшатриев, такие республики являлись аристократическими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *