земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

Статья 3.3

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 3.3, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ в пункт 2 статьи 3.3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Источник

Статья 16.7-1. Особенности распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и осуществление полномочий по распоряжению которыми поручено единому институту развития

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в наименование статьи 16.7-1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

Статья 16.7-1. Особенности распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и осуществление полномочий по распоряжению которыми поручено единому институту развития

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 1 статьи 16.7-1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, на основании предусмотренного пунктом 2.1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона решения межведомственного коллегиального органа поручает единому институту развития осуществлять в течение одного года со дня принятия указанного решения распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, способами и в порядке, которые предусмотрены частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 4 статьи 16.7-1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

4. В течение пяти рабочих дней со дня осуществления распоряжения в соответствии с частью 3 настоящей статьи земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, до истечения срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, единый институт развития уведомляет об этом (с приложением документов, подтверждающих это распоряжение) орган местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 5 статьи 16.7-1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

5. В течение пяти рабочих дней со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, договора безвозмездного пользования таким земельным участком или со дня полного выполнения обязательств сторон по указанным договорам и (или) договору о комплексном освоении территории единый институт развития уведомляет об этом орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ в часть 6 статьи 16.7-1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

6. В случае, если до истечения срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, единый институт развития не распорядился в соответствии с частью 3 настоящей статьи земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, со дня истечения указанного срока единый институт развития не вправе распоряжаться таким земельным участком.

Источник

Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 «О предоставлении позиции», Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 13 июня 2018 г. N 14-06114-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2018 г. N Д23и-2745

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки.

Директор Департамента недвижимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 6 апреля 2018 г. N 14-03636-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1);

исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК.

Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком);

заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.

Источник

Земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжатьсяОбзор документа

Письмо Минфина России от 29 августа 2019 г. N 02-07-10/66543 Об учете земельных участков, собственность по которым не разграничена

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу учета земельных участков, собственность по которым не разграничена, и в части своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Принятие уполномоченным органом решения о передачи на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, собственность на который не разграничена (вовлечение в хозяйственный оборот), порождает обязанность признания в бюджетном учете объекта бухгалтерского учета в виде непроизведенных активов.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по выбытию объектов непроизведенных активов установлен пунктом 17 Инструкции N 162н.

При отражении на счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» информации о земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и который передан в аренду, следует руководствоваться пунктом 381 Инструкции N 157н. Согласно указанному пункту принятие к забалансовому учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи) по стоимости, указанной в Акте.

Что касается требования по учету в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп, предусмотренных пунктом 37 Инструкции N 157н, его количеству и стоимости, то данное требование согласно пункту 382 Инструкции N 157н относится лишь к организации аналитического учета по счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 200 Инструкции N 157н аналитический учет расчетов по поступлениям ведется на счете 20500 «Расчеты по доходам» в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

При регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который передан на праве постоянного (бессрочного) пользования казенному учреждению, уточнение данных бюджетного учета необходимо, по мнению Департамента, по факту внесения в реестр муниципального имущества соответствующих сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них.

Исходя из изложенного полагаем целесообразным в целях формирования Справки (ф. 0503125) к взаимосвязанным показателям по консолидируемым расчетам относить показатели, сформированные при отражении передачи казенному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, используется Извещение (ф. 0504805).

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

Обзор документа

Минфин подготовил разъяснения по вопросу учета земельных участков, собственность по которым не разграничена.

Отмечается, что отсутствие госрегистрации права собственности на участки, госсобственность на которые не разграничена, не препятствует распоряжению ими.

Принятие уполномоченным органом решения о передаче в постоянное (бессрочное) пользование участка, собственность на который не разграничена (вовлечение в хозяйственный оборот), порождает обязанность признания в бюджетном учете объекта бухучета в виде непроизведенных активов.

Источник

Земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжаться

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

земельными участками право собственности на которые не разграничено могут распоряжатьсяОбзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июня 2016 г. N 305-ЭС15-16496 Суд отменил судебные акты о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, поскольку суды не учли, что само по себе невнесение земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу РФ земель не свидетельствует о том, что не имелось предусмотренных действовавшим ранее земельным законодательством оснований для отнесения участка к собственности РФ

Резолютивная часть определения объявлена 31 мая 2016 года.

Полный текст определения изготовлен 3 июня 2016 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Грачевой И.Л.,

судей Борисовой Е.Е. и Маненкова А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело N А41-1378/2015

по кассационной жалобе администрации Одинцовского муниципального района Московской области (г. Одинцово Московской области) и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района (г. Одинцово Московской области)

на постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2015 (судьи Кузнецов А.М., Кузнецов В.В., Латыпова Р.Р.)

о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителя Администрации района и Комитета в судебном заседании 24.06.2016, представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, и представителя Управления Росимущества, возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

администрация района и Комитет обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению Росимущества о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 50:20:0080803:0106, относящийся к категории земель промышленности, имеющий вид разрешенного использования «для строительства автозаправочного комплекса», расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское.

Арбитражный суд Московской области решением от 20.03.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015, иск удовлетворил.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.08.2015 отменил указанные судебные акты и отказал в иске.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация района и Комитет, ссылаясь на нарушение и неправильное толкование судом округа норм материального права, нарушение их прав и законных интересов по распоряжению спорным участком, просят отменить постановление суда округа и оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда.

ООО «Трамонтана» в отзыве на жалобу поддержало приведенные в ней доводы. Управление Росимущества в отзыве на жалобу просит оставить постановление окружного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Дело 30.12.2015 истребовано из Арбитражного суда Московской области.

Определением от 08.04.2016 судьи Верховного суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба Администрации района и Комитета передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

ЗАО «Славнефть-Центрнефтепродукт» на основании договора от 14.12.2005 N 50/20-112 переуступило права и обязанности по договору аренды обществу с ограниченной ответственностью «ТН-Центрнефтепродукт», которое в 2011 году реорганизовано в ООО «Трамонтана».

В соответствии с изменившейся редакцией пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которой полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, по соглашению от 04.05.2010 права и обязанности арендодателя по указанному договору аренды переданы Комитету. Все соглашения об изменении договора аренды прошли государственную регистрацию.

ООО «Трамонтана» поддержало доводы истцов, ссылаясь на то, что незаконная регистрация права федеральной собственности на участок нарушает его права как арендатора участка по договору аренды, заключенному с Комитетом, как лицом, уполномоченным на распоряжение землями, право государственной собственности на которые не разграничено.

Суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии со статьей 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа государственной власти, юридической силы представленных на регистрацию прав правоустанавливающих документов.

Регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.

Согласно делу правоустанавливающих документов, представленному Управлением Росреестра, Российская Федерация в лице уполномоченного органа не обращалась с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и не представляла в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на этот участок.

Доказательств того, что в отношении спорного участка, не относящегося к землям лесного фонда, особо охраняемым природным территориям, к землям, на которых располагаются автомобильные дороги, возникло право федеральной собственности по основаниям, предусмотренным действовавшим ранее Законом N 101-ФЗ и действующим в настоящее время Законом N 137-ФЗ, не представлено. Данный участок не был внесен в реестр федеральной собственности.

Поскольку государственная регистрация права федеральной собственности осуществлена с нарушением требований статей 16 и 17 Закона N 122-ФЗ и спорный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, зарегистрированное право собственности ответчика на этот участок нарушает права и законные интересы истцов, которые наделены правом распоряжаться неразграниченными землями в Одинцовском районе, в том числе правом сдавать их в аренду и получать арендную плату.

Суды отклонили заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку установили, что истцам стало известно об их нарушенном праве из представленной арендатором выписки из ЕГРП от 12.07.2012.

Суд округа, сославшись на разъяснениям, приведенные в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП, пришел к выводу о том, что истцы пропустили общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, о применении которой заявил ответчик, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказал в иске. При этом суд округа не определил начало течения срока исковой давности.

Суд округа также посчитал, что поскольку спорный участок находится в аренде у ООО «Трамонтана», Комитет и Администрация района, не владеющие участком, не вправе предъявлять требование о признании отсутствующим права собственности, зарегистрированного за Российской Федерацией.

Между тем, окружной суд не учел следующее.

Пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

В статье 17 указанного Закона приведены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции до 01.03.2015 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим Законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 3.3 Закона N 137-ФЗ, введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, входящего в состав муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но также и от имени и в интересах публичных образований других уровней: Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Администрация района и Комитет наделены полномочиями по распоряжению землями на территории Одинцовского муниципального района, право государственной собственности на которые не разграничено, в том числе правом сдавать их в аренду и получать арендную плату. Регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок, расположенный в названном муниципальном районе, осуществленная с нарушением статей 16 и 17 Закона N 122-ФЗ, нарушает публичные интересы при условии отсутствия оснований, по которым спорный участок мог быть отнесен к федеральной собственности по правилам ранее действовавшего Закона N 101-ФЗ или по правилам действующей статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, регламентирующей правила разграничения публичных земель.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на то, что спорный участок, на котором после 2004 года построена АЗС, принадлежащая ООО «Трамонтана», и на котором не имеется объектов федеральной собственности, лесов, водных объектов, автомобильных федеральных дорог, не мог быть отнесен к федеральной собственности по правилам Закона N 101-ФЗ, действовавшего с 20.01.2002 по 01.07.2006, и статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, действующей с 01.07.2006, не исследовали надлежащим образом вопрос о том, как использовался спорный участок до того, как Администрация сельского округа в 2003 году предоставила его в аренду ЗАО «Славнефть-Центрнефтепродукт», не предоставлялся ли он в пользование федеральным предприятиям, учреждениям в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Законом N 101-ФЗ были определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), однако конкретные земельные участки не были отнесены к категории земельных участков, относящихся к тому или иному уровню собственности.

В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникает у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.

В статье 3 Закона N 101-ФЗ были определены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации земель.

Однако само по себе невнесение в период действия указанного Закона земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации земель не свидетельствует о том, что не имелось предусмотренных действовавшим ранее земельным законодательством оснований для отнесения участка к собственности Российской Федерации.

Частью 1 статьи 291.11 АПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное; проверить наличие оснований возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок до 2003 года; в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2015, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2015 по делу N А41-1378/2015 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

ПредседательствующийИ.Л. Грачева
СудьиЕ.Е. Борисова
А.Н. Маненков

Обзор документа

Органы местного самоуправления потребовали признать отсутствующим право федеральной собственности на участок.

Как указали истцы, в ЕГРП без законных оснований внесена запись об упомянутом праве на участок из состава земель, госсобственность на которые не разграничена.

Суды двух инстанций разошлись во мнениях.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней закрепляет, что право федеральной, региональной или муниципальной собственности на участок при разграничении госсобственности на землю регистрируется на основании заявления.

Это должно быть заявление исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. При этом в заявлении указывается основание возникновения права.

В данном деле право федеральной собственности было зарегистрировано с нарушением приведенных требований (по заявлению главы местной администрации без указания основания возникновения права).

Исходя из норм, действовавших как до 01.03.2015, так и после этой даты, орган местного самоуправления имел право распоряжаться спорным участком.

Орган местного самоуправления, распоряжаясь участками, право госсобственности на которые не разграничено, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но также и от имени и в интересах публичных образований других уровней: Российской Федерации и региона.

С учетом этого указанная госрегистрация права, проведенная с нарушением упомянутых требований, нарушает публичные интересы только в случае, если нет оснований, по которым спорный участок мог быть отнесен к федеральной собственности.

Между тем в данном случае нижестоящие суды этот вопрос не выяснили.

Само по себе невнесение участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации земель не свидетельствует о том, что не имелось оснований для отнесения участка к федеральной собственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *