земельный налог для школ
Земельный налог для школ
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 г. № БС-4-21/7849@ “О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну”
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.
Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога.
Аналогичная позиция излагалась Минфином России (письма от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, от 21.03.2011 N 03-05-04-02/25, от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15).
Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса, представление заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы и сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны объекты налогообложения.
Таким образом, заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.
Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | С.Л. Бондарчук |
Обзор документа
Муниципальные образования не платят земельный налог.
Если участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то плательщик земельного налога отсутствует до приобретения этих участков в собственность организациями или физлицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу может быть подано только в отношении участков, являющихся объектами налогообложения.
Земельный налог для организаций в 2021 году
Платите налоги в несколько кликов!
Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.
Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:
Какие организации платят земельный налог?
Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.
Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Объект налогообложения по земельному налогу
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:
Налоговая база по земельному налогу
Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:
Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.
Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности
Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.
Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.
Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.
Налоговый и отчетный период по земельному налогу
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.
Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.
Налоговая ставка по земельному налогу
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.
Ставки не могут превышать:
— 0,3 %
— 1,5 % для прочих земельных участков.
По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.
Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.
Налоговые льготы по земельному налогу
От налогообложения освобождаются:
Полный список смотрите здесь.
Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.
Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему
Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.
Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:
Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.
Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.
Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.
По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.
Неполный налоговый период или неполный период действия льгот
Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:
Когда сдавать отчетность по земельному налогу
По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.
Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.
Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:
Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей
Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:
Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.
Тонкости исчисления земельного налога в образовательных учреждениях
«Советник в сфере образования», 2007, N 3
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ любые организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога. В их числе вполне могут оказаться образовательные организации, включая и бюджетные образовательные учреждения.
Поэтому необходимо рассмотреть, когда и как нужно исчислить и уплатить этот налог.
Нормативная база
Прежде всего следует отметить, что земельный налог относится к местным налогам.
Это означает, что, хотя ряд основных положений, касающихся этого налога, прописан непосредственно в Налоговом кодексе РФ (ему посвящена гл. 31 НК РФ), конкретные ставки (в пределах границ, установленных гл. 31 НК РФ), сроки и порядок уплаты, формы налоговых расчетов и деклараций, а также дополнительные налоговые льготы устанавливаются местными органами власти.
Поэтому бухгалтеру нужно иметь под рукой нормативные правовые акты (постановления, решения) соответствующих представительных органов муниципальных образований. Учтите, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, признаваемых субъектами РФ, земельный налог устанавливается законами данных субъектов РФ.
Платить земельный налог нужно только на территориях тех муниципальных образований, власти которых ввели в действие данный налог.
Какие земельные участки подпадают под действие земельного налога?
Как мы уже отметили, платить земельный налог нужно в том случае, если учреждение обладает земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Если же участок находится у организации на праве безвозмездного срочного пользования или передан данной организации по договору аренды, платить земельный налог такой организации с данных участков не нужно. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 388 НК РФ.
Обратите внимание! Речь в п. 2 ст. 388 НК РФ идет о случаях, когда организация выступает в качестве арендатора земельного участка и уплачивает арендные платежи за пользование им. Если же организация сдает принадлежащий ей (на праве собственности или постоянного пользования) земельный участок, то есть выступает в качестве арендодателя, именно она признается плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектами налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
А согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения:
Однако, к сожалению, образовательные учреждения в данном перечне «льготников» не упомянуты. Поэтому им приходится уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке, если, конечно, местные органы власти не предусмотрели дополнительных налоговых льгот для образовательных организаций на территории своих муниципальных образований.
Порядок определения налоговой базы
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, исчисленная в соответствии с земельным законодательством РФ в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Следовательно, при расчете земельного налога в 2007 г. за основу берется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для данного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. При этом в случае, если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для данных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на приобретаемую недвижимость.
Ставки налога
Конкретные ставки налога устанавливаются местными властями в пределах ставок, приведенных в ст. 394 НК РФ. В отношении большинства участков налоговая ставка не должна превышать 1,5%. А в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, предоставленных для жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства, ставка налога не должна превышать 0,3%.
Налоговый и отчетный периоды
В случае если отчетные периоды установлены, суммы авансовых платежей по истечении первого, второго и третьего квартала 2007 г. определяются как 1/4 годовой суммы налога, определяемой путем умножения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. на соответствующую налоговую ставку. Тогда сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между годовой суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Сроки и порядок уплаты земельного налога
Согласно ст. 397 НК РФ земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков в порядке и в сроках, установленных нормативными актами (решениями, постановлениями) представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями самостоятельно по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. А расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Если земельный участок был приобретен или продан в 2007 году
Особый порядок расчета земельного налога установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, права на которые возникли или прекратились в течение налогового или отчетного периода.
В подобных ситуациях расчет суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом в случае, если возникновение (прекращение) данных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц их возникновения, а если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц их прекращения.