земельный налог на кладбище
Земельный налог на кладбище
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 ноября 2020 г. N 03-05-05-01/97157 Об особенностях определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций и земельному налогу
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Сведения о здании, (сооружении, помещении), которые являются объектами культурного наследия, включенными в реестр объектов культурного наследия, земельном участке в границах территории объекта культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (статья 20.2 Федерального закона N 73-ФЗ).
Порядок определения территории объекта культурного наследия и границ объекта культурного наследия установлен статьей 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
При этом пунктом 2 Положения «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утвержденного Указом N 1487, предусматривается, что отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2020 N 236 Университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. Минкультуры России поручено включить Университет в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
По мнению Департамента, с учетом вышеизложенного Университет имеет право на применение по налогу на имущество организаций и земельному налогу норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса и подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса соответственно в отношении объектов, составляющих объект культурного наследия федерального значения, внесенных в реестр, и земельных участков в границах территории данного объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Государственный свод в качестве особо ценного объекта культурного наследия.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение Университета в Государственный свод не свидетельствует о наличии оснований для применения норм подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Кодекса, подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса в отношении всего имущества Университета, в том числе всех земельных участков, закрепленных за Университетом.
Земельные участки, на которых расположены объекты, не внесенные в реестр, в обороте не ограничены и подлежат налогообложению на общих основаниях. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 13.12.2013 N ВАС-17297/13 по делу N А62-6619/2012, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 по делу N А23-5895/2013).
Одновременно обращаем внимание, что вопросы включения имущества Университета в Государственный свод, определения состава особо ценного объекта культурного наследия, территории особо ценного объекта культурного наследия и его границ, относится к полномочиям Минкультуры России.
Заместитель директора Департамента | В.В. Сашичев |
Обзор документа
В рассматриваемой ситуации университет отнесен к особо ценным объектам культурного наследия. В связи с этим Минфин разъяснил, как применяются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.
ВС запретил размещать кладбище на частных владениях без компенсации их собственникам
Верховный Суд поддержал собственников, у которых местная администрация фактически изъяла для муниципальных нужд в целях осуществления захоронений принадлежащий им на праве частной собственности земельный участок без предоставления компенсации (Определение № 4-КГ21-25-К1).
Сергею Степеннову и обществу «Мемориал Софьино» на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли у каждого) принадлежит земельный участок площадью 29 000 кв. м, расположенный в сельском поселении Софьинское Раменского района Московской области. В соответствии с видом разрешенного использования участок предназначен для ведения сельхозпроизводства. Между тем территория земельного участка фактически занята кладбищем, площадь захоронений которого составляет 8 100 кв. м, захоронения осуществляются администрацией Раменского городского округа. При этом решения об изъятии участка у собственников для муниципальных нужд и возмещении причиненных им убытков не принимались.
В связи с этим собственники обратились в суд с иском к Администрации о взыскании стоимости участка и прекращении на него права собственности, поскольку фактически они лишены права пользования принадлежащей им территорией по целевому назначению. Истцы просили суд взыскать в их пользу рыночную стоимость земельного участка – по 2,4 млн руб. каждому – и передать его в муниципальную собственность.
27 февраля 2020 г. суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку Администрация не претендовала на изъятие спорного объекта недвижимости для муниципальных нужд и не возмещала собственникам причиненные убытки. Помимо этого суд указал: поскольку между истцами и ответчиком не было зафиксировано договорных правоотношений о порядке использования спорного участка, то, соответственно, он используется Администрацией для муниципальных нужд самовольно.
Однако Московский областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляция посчитала, что ответчик не виновен в том, что истцы не могут использовать спорный земельный участок по целевому назначению. Помимо этого, по мнению суда апелляционной инстанции, истцы неверно выбрали способ защиты нарушенного права. Так, апелляция посчитала, что Сергею Степеннову и «Мемориал Софьино» следовало обратиться с соответствующими требованиями к продавцам спорного участка, продавшим его истцам с обременением и ограничением права использования. Само обстоятельство, что истцы в качестве ответчика указали не продавцов спорного объекта недвижимости, а Администрацию, по мнению апелляционной инстанции, свидетельствует об их недобросовестности. Апелляция также указала, что факт использования спорного участка под нужды кладбища имел место задолго до оформления договоров купли-продажи, по которым он перешел к истцам.
Сергей Степеннов и «Мемориал Софьино» попытались обжаловать решение апелляции в кассационном порядке, однако 11 ноября 2020 г. Первый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения апелляционное определение.
В кассационной жалобе в Верховный Суд собственники просили отменить судебные акты апелляции и кассации. Рассмотрев материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам ВС согласилась с доводами жалобы и удовлетворила требования кассаторов.
Суд заметил, что согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, даже если эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Суд отмечает, что право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспаривалось. Каких-либо указаний на наличие обременений или ограничений в его использовании правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимости не содержат.
Судебная коллегия, ссылаясь на Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 16 февраля 2016 г. «О разграничении муниципального имущества между сельским поселением Софьинское Раменского муниципального района и Раменским муниципальным районом Московской области», указала, что кладбище, расположенное в селе Софьино, передано в собственность Раменского муниципального района. Суд также заметил, что данное кладбище включено в реестр кладбищ, крематориев, стен скорби и других объектов похоронного назначения, и имеет статус – «открытое».
ВС обратил внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о погребении и похоронном деле решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. По принадлежности места погребения могут быть государственными и муниципальными. «Таким образом, расположение земельного участка с размещенным на нем кладбищем не может находиться в частной собственности, что вытекает из положений данной нормы», – отмечено в определении.
Суд подчеркнул, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса, и в этих случаях данная территория может быть использована только под зеленые насаждения.
Судебная коллегия, обращаясь к п. 3 ст. 49 ЗК РФ, указала, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным федеральными законами. При этом Верховный Суд пояснил, что принудительное изъятие участка возможно при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, ВС продемонстрировал, что отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры такого изъятия для муниципальных нужд сами по себе не лишают правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. По мнению коллегии, данное обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в иске.
Верховный Суд не согласился с выводами суда апелляционной инстанции о ненадлежащем способе защиты права, избранном истцами, поскольку каких-либо неправомерных действий продавцами земельного участка при его продаже Сергею Степеннову и обществу «Мемориал Софьино» допущено не было.
ВС также отметил, что суд кассационной инстанции не исправил допущенные апелляцией нарушения, ограничившись формальным указанием на осведомленность истцов о существовании кладбища на спорном земельном участке более 20 лет, а также на отсутствие вины ответчика в невозможности использования истцами земельного участка по назначению. В связи с этим он напомнил, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дел, а должен проверять законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм.
Таким образом, Суд отменил определение кассации и направил дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Юрист Содружества земельных юристов Татьяна Граблина считает, что поставленная в определении проблема прежде всего заключается в притеснении частных интересов собственников земельного участка со стороны административного органа. По ее мнению, смысл приведенных Верховным Судом норм сводится к тому, что местная администрация фактически лишает законных собственников земли права на использование принадлежащего им имущества в соответствии с разрешенным назначением.
Татьяна Граблина заметила, что в судебной практике уже были дела, подобные рассматриваемому. Например, в одном из них постановлением ФАС Московского округа по делу №А41-20317/11 были возмещены потери в отношении рыночной стоимости собственнику земельного участка, сначала граничащего с кладбищем, а потом на территории которого были произведены несанкционированные захоронения. Кроме этого, юрист отметила, что актуальность проблемы обусловлена и тем, что близкое расположение к территориям захоронений приводит к опасности для жизни и здоровья людей с экологической точки зрения (апелляционное определение Липецкого областного суда от 1 марта 2016 г. по делу №33-268/2016).
Эксперт считает значимым, что Верховный Суд подчеркнул, что кладбище является особым объектом, и ответственность за соблюдение законодательных и санитарных норм по его использованию лежит на его собственнике – государстве либо муниципалитете. «Направление дела на новое рассмотрение указывает на то, что действия органа местного самоуправления были направлены на незаконное размещение мест захоронений на части территории частной собственности, что привело к невозможности целевого использования всего земельного участка и нарушению прав собственников в целом», – поделилась Татьяна Граблина.
Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев положительно оценил позицию Верховного Суда в данной ситуации, так как, по его словам, определение закрепляет в судебной практике наиболее важное положение о том, что собственник может требовать устранения нарушений своих прав независимо от наличия или отсутствия факта лишения права владения.
Он добавил, что возникновение большого количества земельных споров связано с отсутствием порядка в базах данных Росреестра. Наиболее часто споры касаются вопросов землепользования, так как нередко владельцы земли по объективным причинам лишаются возможности пользоваться своим имуществом. «Данная проблема сохранит свою актуальность до тех пор, пока данные Россрестра не будут приведены в соответствие с действующим законодательством», – подчеркнул Алексей Гавришев.
Земельный налог на кладбище
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 г. № БС-4-21/7849@ “О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну”
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.
Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога.
Аналогичная позиция излагалась Минфином России (письма от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, от 21.03.2011 N 03-05-04-02/25, от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15).
Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса, представление заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы и сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны объекты налогообложения.
Таким образом, заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.
Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | С.Л. Бондарчук |
Обзор документа
Муниципальные образования не платят земельный налог.
Если участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то плательщик земельного налога отсутствует до приобретения этих участков в собственность организациями или физлицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу может быть подано только в отношении участков, являющихся объектами налогообложения.
Закон Московской области № 94/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»
Тематика: Аграрная политика, потребительский рынок
Принят постановлением Московской областной Думы от 30.04.2020 № 29/116-П
Подписан Губернатором Московской области 18.05.2020
Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 20.05.2020; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 20.05.2020;
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области»
Статья 1
Внести в Закон Московской области № 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 34/2008-ОЗ, № 15/2009-ОЗ, № 143/2009-ОЗ, № 178/2009-ОЗ, № 65/2010-ОЗ, № 123/2011-ОЗ, № 212/2012-ОЗ, № 74/2013-ОЗ, № 103/2013-ОЗ, № 178/2013-ОЗ, № 143/2014-ОЗ, № 196/2014-ОЗ, № 88/2015-ОЗ, № 237/2015-ОЗ, № 70/2016-ОЗ, № 73/2016-ОЗ, № 198/2016-ОЗ, № 204/2017-ОЗ, № 56/2018-ОЗ, № 178/2018-ОЗ, № 47/2019-ОЗ, № 148/2019-ОЗ, № 193/2019-ОЗ) следующие изменения:
а) в пункте 6 слова «и других объектов похоронного назначения» исключить;
б) в пункте 7 слова «и других объектов похоронного назначения» исключить;
в) пункты 7 1 и 7 2 изложить в следующей редакции:
«7 1 ) формирование и ведение реестра мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Московской области;
7 2 ) утверждение формы, порядка формирования и ведения реестра мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Московской области;»;
2) в части 2 статьи 10 слова «на территории кладбища и (или) крематория либо» исключить;
3) абзац второй части 1 статьи 11 после слов «реестра мест захоронений» дополнить словами «на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления,»;
4) в абзаце третьем части 1 2 статьи 11 1 после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
5) в части 1 2 статьи 12:
а) абзац второй дополнить словами «или полностью закрыто для захоронений»;
б) в абзаце третьем слова «в том числе» исключить;
в) абзац четвертый после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
а) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Размер места семейного (родового) захоронения не может превышать 12 кв. метров, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 18 2 настоящего Закона.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«9. За предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата.»;
в абзаце втором слово «резервирование» заменить словом «предоставление»;
в) в абзаце первом части 10 слово «резервирование» заменить словом «предоставление»;
г) часть 12 изложить в следующей редакции:
«12. Решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения принимается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела информации об уплате за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения (представление квитанции, получение информации о зачислении платежа через государственную систему учета начислений и платежей Московской области).
Удостоверение о семейном (родовом) захоронении оформляется и выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, принятого уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела после уплаты платежа за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения.»;
д) в части 13 слова «(номер квартала, сектора, участка)» заменить словами «(номер сектора, ряда, места семейного (родового) захоронения);
7) в части 2 2 статьи 14:
а) абзац второй дополнить словами «или полностью закрыто для захоронений»;
б) в абзаце третьем слова «в том числе» исключить;
в) абзац четвертый после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
8) в части 5 статьи 15:
а) абзац второй дополнить словами «или полностью закрыто для захоронений»;
б) в абзаце третьем слова «в том числе» исключить;
в) абзац четвертый после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
9) в части 4 статьи 17:
а) абзац третий дополнить словами «или полностью закрыто для захоронений»;
б) в абзаце четвертом слова «в том числе» исключить;
в) абзац пятый после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
10) в части 3 статьи 17 1 :
а) в абзаце четвертом слова «в том числе» исключить;
б) абзац пятый после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
а) пункт 4 части 4 изложить в следующей редакции:
«4) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность на совершение действий по перерегистрации места захоронения, копия паспорта представителя (с представлением подлинника для сверки), в случае если заявителем является представитель лица, на имя которого зарегистрировано место захоронения либо представитель лица, на имя которого осуществляется перерегистрация места захоронения»;
в абзаце втором слова «в том числе» исключить;
абзац третий после слова «неполной» дополнить словом «, искаженной»;
в абзаце первом слова «при представлении» заменить словами «в день представления»;
пункт 3 после слов «с регистрацией» дополнить словами «установки или замены»;
б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:
непредоставление подлинников документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, направленных ранее в электронном виде посредством РПГУ;
наличие в представленных документах неполной, искаженной или недостоверной информации.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) документа об изготовлении (приобретении) надмогильного сооружения (надгробия), ограждения места захоронения.»;
г) дополнить частью 6 2 следующего содержания:
непредоставление подлинников документов, предусмотренных частью 6 1 настоящей статьи, направленных ранее в электронном виде посредством РПГУ;
наличие в представленных документах неполной, искаженной или недостоверной информации.»;
а) абзац восьмой части 1 изложить в следующей редакции:
«При наличии на территории родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений двух и более произведенных захоронений оформление удостоверений о захоронениях производится при представлении документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в отношении одного умершего родственника, погребенного на соответствующем месте захоронения. На остальных умерших родственников, погребенных на данном месте захоронения, заявитель вправе представить документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей части, пособственной инициативе.»;
б) дополнить частью 1 2 следующего содержания:
непредоставление подлинников документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, направленных ранее в электронном виде посредством РПГУ;
наличие в представленных документах неполной, искаженной или недостоверной информации;
удостоверение о захоронении на истребуемое место захоронение ранее предоставлено другому лицу.»;
в) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. При оформлении удостоверений на семейные (родовые) захоронения, созданные до 1 августа 2004 года, плата за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения не взимается.»;
г) дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Споры, возникающие в связи с оформлением удостоверений о захоронениях, разрешаются в судебном порядке.».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев