земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами не позднее
Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами не позднее
НК РФ Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 397 НК РФ
С 01.01.2022 в абз. 1 п. 1 ст. 397 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
П. 1 ст. 397 (в ред. ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ) применяется начиная с уплаты земельного налога за налоговый период 2020 года.
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.11.2014 N 379-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в п. 2 ст. 397 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
ГАРАНТ:
Положения статьи 397 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ) применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в статью 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 397 НК РФ
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Положения пункта 1 статьи 397 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются начиная с уплаты транспортного и земельного налогов за налоговый период 2020 г.
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Информация об изменениях:
Федеральными законами от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ и от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 2 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 3 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 4 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. типовую (рекомендуемую) форму ответа налогового органа по результатам рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов в связи с переданным (направленным) сообщением об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщением об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога, направленную письмом ФНС России от 6 ноября 2019 г. N БС-4-21/22635@
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Порядок и сроки уплаты земельного налога для юрлиц
Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ.
До 2021 года конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение властей об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).
С 01.01.2021 срок уплаты земельного налога юрлицами единый по всей стране: 1 марта — для налога по году и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом, — для авансовых платежей. Новые правила действуют с годового платежа за налоговый период 2020 года.
Начиная с налога за 2020 год отменено его декларирование, а ФНС теперь присылает сообщения с суммой налога, рассчитанной по имеющимся у нее данным. В сообщении указывается кадастровый номер участка, сумма налога, налоговый период, а также данные, на основе которых рассчитан налог: налоговая база, налоговая ставка, размер налоговых льгот и др.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Что проверить и как поступить в случае ошибки (вашей или налоговиков), смотрите в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ВНИМАНИЕ! В случае неполучения уведомления вы обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».
Местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она введена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.
Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов).
Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.
Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления см. здесь.
Как заплатить земельный налог физическим лицам
Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.
В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно здесь.
Если вам так и не пришло уведомление на уплату личных налогов, переходите к нашим рекомендациям.
Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.
Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.
Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.
Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря следующего года. Например, за 2020 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2021. Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.
Как уплатить земельный налог
Уплата земельного налога в 2020–2021 годах физлицами может быть проведена различными способами:
Итоги
Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально (если местными властями введены авансы) и по итогам года. Сроки уплаты с 2021 года изменены.
Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.
Статья 397 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (действующая редакция)
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Комментарий к ст. 397 НК РФ
Абзац 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Абзац второй пункта 1 статьи 397 НК РФ действует, в свою очередь, в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В абзаце 1 пункта 1 комментируемой статьи установлено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 397 НК РФ в новой редакции срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ.
В письме ФНС России от 11.02.2015 N БС-4-11/2015@ «О сроках уплаты в налоговых уведомлениях» дается очень важное разъяснение о порядке применения новой редакции пункта 1 комментируемой статьи. Рассмотрим их.
1. В случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается 30 и более рабочих дней, во всех налоговых уведомлениях (включая перерасчеты налога) указывается срок уплаты 1 октября 2015 года.
2. В случае если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается менее 30 рабочих дней (или в случае направления налоговых уведомлений после 1 октября текущего года), указывается следующий срок уплаты:
2.1. С учетом положений абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случаях получения сведений об объектах налогообложения, расчет налогов по которым ранее не производился и налоговые уведомления не направлялись и по которым возникла необходимость произвести расчет за три предшествующих налоговых периода (в целях недопущения потерь бюджетов регионального и местного уровней), налоговые уведомления должны быть направлены в кратчайшие сроки после выявления таких случаев (до 31.12 текущего года), но срок уплаты указывается 1 октября следующего года.
2.2. Принимая во внимание нормы пункта 6 статьи 58 НК РФ, в налоговых уведомлениях, которые содержат перерасчет налога по объекту, налоговое уведомление с расчетом налога по которому уже направлялось, указывается срок уплаты не позднее 30 рабочих дней со дня направления налогового уведомления.
При этом обращаем внимание, что основное число перерасчетов должно производиться в период массового расчета налогов за очередной налоговый период и включаться в одно налоговое уведомление с расчетом за очередной налоговый период.
Одновременно сообщается, что начиная с 1 января 2015 года письмо от 22.03.2013 N БС-4-11/4992@ отменяется.
При этом в письме ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 «О разъяснении законодательства о налогах и сборах» сообщается, что обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 года, в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 года. Данная позиция согласована с Минфином России. Учитывая, что для физических лиц срок уплаты имущественных налогов установлен федеральным законодательством, внесение изменений в нормативные правовые акты органов муниципальных образований и законы субъектов Российской Федерации в части дублирования нового срока не требуется.
Вместе с тем начиная с 1 января 2015 года все нормативные акты органов местного самоуправления и законы субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с нормами законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, обращаем внимание, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в статьи 356 и 363 Налогового кодекса внесены изменения, устанавливающие полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по определению порядка и сроков уплаты только для налогоплательщиков-организаций. Аналогичные изменения будут внесены и в главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.
В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-04-01/2765 указывается: учитывая, что Федеральный закон N 334-ФЗ не содержит переходных положений, ограничивающих применение данного Федерального закона к правоотношениям, связанным с уплатой имущественных налогов физическими лицами за налоговый период 2014 г., положения абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, а также п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Федерального закона N 334-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. на те налоговые обязательства, которые возникнут у налогоплательщиков после 1 января 2015 г.
Таким образом, новый единый срок уплаты имущественных налогов, предусмотренный Федеральным законом N 334-ФЗ, применяется для физических лиц начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г.
Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ.
Пункт 3 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В пункте 3 статьи 397 НК РФ закреплено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Необходимо иметь в виду, что положения пункта 3 статьи 397 НК РФ в новой редакции применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 года.
В письме ФНС России от 04.06.2014 N БС-4-11/10563 рассмотрен вопрос об отражении организацией, отнесенной к крупнейшим налогоплательщикам, КПП в декларации по земельному налогу. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.
Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения.
В пункте 2.10 Порядка указано, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В декларации указывается код налогового органа по месту нахождения земельного участка.
Согласно пункту 3.2 Порядка крупнейшими налогоплательщиками КПП указывается на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков налоговые декларации по земельному налогу, заполняемые отдельно в установленном порядке по местонахождению земельного участка, указывая КПП, присвоенное налогоплательщику по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Исключение составляют крупнейшие налогоплательщики. Они предоставляют налоговые декларации по земельному налогу по месту своего учета.
ФАС Западно-Сибирского округа было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа.
Налоговый орган взыскал штраф за непредставление налоговой декларации по земельному налогу, полагая, что налогоплательщик должен был представить не одну декларацию, а несколько, по всем районам, где расположены земельные участки, являющиеся объектом налогообложения земельным налогом.
ФАС Западно-Сибирского округа, рассмотрев данное дело, вынес Постановление от 15.05.2013 N А45-21306/2012, в котором указал, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Абзац 1 пункта 4 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35860).
Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» установлено, что к налоговому уведомлению, вручаемому налогоплательщику лично, нужно формировать отрывной корешок, содержащий информацию о подлежащих уплате суммах налогов, в котором налогоплательщик расписывается при получении налогового уведомления. Налоговое уведомление формируется в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате на основании налогового уведомления, в том числе за предыдущие налоговые периоды при перерасчете сумм налогов.
При отсутствии у физического лица объекта налогообложения по налогу, подлежащему уплате на основании налогового уведомления, раздел налогового уведомления по соответствующему налогу не формировать.
Налоговые уведомления направлять налогоплательщикам не позднее срока, указанного в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно с платежными документами на уплату физическими лицами налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Датой направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде и соответствующих платежных документов считается дата размещения их в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика».
Налоговое уведомление считается полученным налогоплательщиком в электронном виде, если налоговому органу поступило подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
В случае если налоговому органу не поступило подтверждение о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» до 1 сентября календарного года, в котором это налоговое уведомление в электронном виде было направлено налогоплательщику, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление и платежные документы на бумажном носителе не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты соответствующих налогов.
Так, в письме ФНС РФ от 14.02.2012 N БС-3-11/451@ подтверждено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отправка налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена только через интернет-сервис.
В абзаце 2 пункта 4 статьи 397 НК РФ установлено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение позволяет налоговым органам начислять недоимку по земельному налогу за прошедшие налоговые периоды без учета уплаченных ранее по тем же налоговым периодам сумм налога, а потому не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктам 3 и 7 статьи 3, пункту 2 статьи 5 и пункту 7 статьи 6 НК РФ.
КС РФ, изучив представленные заявителем материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению исходя из нижеследующего.
Представленные в КС РФ материалы свидетельствуют о том, что в ВС РФ заявитель обжаловал нормы того же федерального закона, конституционность норм которого он оспаривает в КС РФ.
При таких обстоятельствах обращение заявителя в КС РФ означает, что, по сути, он просит проверить конституционность правовых норм вне связи с конкретным делом, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля. Однако такая проверка может быть осуществлена лишь по запросам перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации и статье 84 Закона N 1-ФКЗ субъектов. К числу таких субъектов граждане не отнесены.
В письме Минфина РФ от 04.10.2010 N 03-05-06-02/96 рассмотрена и проанализирована ситуация, когда органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление. Рассмотрен вопрос, имеют ли право в данной ситуации налоговые органы пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление.
Минфин России пришел к следующему выводу.
Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
При этом отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В абзаце 4 пункта 4 статьи 397 НК РФ установлено, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
В письме Минфина России от 18.04.2013 N 03-05-05-02/13352 рассмотрена ситуация возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в случае, когда кадастровая стоимость земельного участка признается равной рыночной и устанавливается судебным актом.
В данном письме Минфин России указал, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то данная кадастровая стоимость применяется с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.
При этом отмечаем, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ (пункт 4 статьи 397 НК РФ).
Аналогичная позиция выражена и в письме Минфина России от 10.04.2013 N 03-05-05-02/11854.