земли обороны и безопасности форма собственности
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 93 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ в пункт 1 статьи 93 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 93 настоящего Кодекса внесены изменения
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
Земли обороны и безопасности форма собственности
ЗК РФ Статья 93. Земли обороны и безопасности
1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.
Земли обороны и безопасности форма собственности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-05-04-02/43359 Об отнесении земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2016 № 303-КГ16-13304, постановлениях Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 02.05.2017 № Ф03-1271/2017, Арбитражного Суда Уральского округа от 02.02.2017 № Ф09-11322/16 и Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № А33-26001/2015.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Таким образом, если земельный участок, предоставленный Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответствует вышеуказанным критериям, то при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Директор Департамента | А.В. Сазанов |
Обзор документа
Не признаются объектом обложения по земельному налогу участки, изъятые из оборота.
Для отнесения участков к изъятым из оборота необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на участках, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Данная позиция подтверждается судебной практикой.
В силу ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Разъяснено, какие участки признаются землями обороны и безопасности.
Если участок, предоставленный учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответствует указанным критериям, то при исчислении земельного налога может применяться ставка в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости.
ВС разбирался с особенностью купли-продажи земли ограниченного оборота
В 2011 г. Министерство обороны РФ издало приказ о предоставлении земельного участка категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и с видом разрешенного использования – для нужд обороны в постоянное пользование своему учреждению. Вскоре после этого вышел новый приказ ведомства о высвобождении этого участка из военного имущества и выставлении его на аукцион для продажи. По результатам торгов, между министерством и Обществом был заключен договор купли-продажи, переход права собственности был зарегистрирован Росреестром. При этом в регистрационной записи были указаны сведения об отнесении участка к иной категории – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Через полтора года после этого Департамент лесного хозяйства составил протокол осмотра проданной земли, в котором указал, что это имущество представляет собой лесной участок. В этой связи военный прокурор обратился в арбитражный суд с иском к Минобороны и Обществу о признании недействительным договора купли-продажи высвобождаемого земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции, аннулировании в ЕГРП записи о государственной регистрации прав собственности компании на указанный земельный участок. Прокурор ссылался на то, что спорный участок не мог быть выставлен на продажу, поскольку является ограниченным в обороте.
Первоначально суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований, но суд округа отменил эти судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении арбитражный суд поддержал довод истца, указав, что в соответствии с положениями Лесного, Земельного и Гражданского кодексов РФ и Закона об обороне спорный участок ограничен в обороте и не мог быть передан в частную собственность. Суд принял во внимание то, к какой категории земель отнесен спорный участок, и то, что он имеет вид разрешенного использования «для нужд обороны», при этом возможность передачи в собственность граждан или юридических лиц земельного участка из категории земель обороны без перевода этого участка по решению Правительства РФ в другую категорию и без изменения вида его разрешенного использования не предусмотрена законом. Доказательств изменения в установленном порядке категории спорного земельного участка представлено не было.
Суд признал договор купли-продажи недействительным и обязал Общество возвратить участок Минобороны, а также взыскал с последнего сумму, уплаченную за участок, в пользу Общества. При этом суд отказал в удовлетворении требования об обязании аннулировать в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности Общества на спорный земельный участок.
Апелляционный суд принял решение о рассмотрении дела по правилам рассмотрения в первой инстанции и привлек к участию в нем в качестве истца учреждение Министерства обороны. По итогу рассмотрения, суд отменил решение первой инстанции и, прекращая производство по делу, утвердил мировое соглашение, заключенное между учреждением Минобороны, Обществом и самим министерством. Согласно мировому соглашению, стороны исходят из недействительности спорного договора купли-продажи и одновременно признают право собственности Общества на земельный участок.
Однако суд округа пришел к выводу о необоснованном привлечении учреждения Минобороны к участию в деле, а также с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный участок ограничен в обороте и его категория не изменена, не усмотрел оснований для утверждения мирового соглашения.
Общество направило жалобу в Верховный суд РФ, указав в ней на неправомерность вывода об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле учреждения, а также на то, что свидетельством о государственной регистрации права участок отнесен к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Изучив материалы дела, ВС РФ вынес Определение (№ 305-КГ15-2118), которым отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. Судебная коллегия по экономическим спорам указала на неправомерность утверждения суда округа об отсутствии нарушения прав и законных интересов учреждения Минобороны, так как на момент совершения оспариваемой сделки право на спорный земельный участок было зарегистрировано именно за ним. Кроме того, отменив постановление апелляционного суда и оставив в силе решение суда первой инстанции, суд округа фактически лишил учреждение статуса истца, а также исключил его участие в деле и в качестве третьего лица. Кроме того, Судебная коллегия отметила и то, что судами не была дана правовая оценка доводам Общества об изменении категории земель, к которой относится спорный участок.
Управляющего партнера «Содружества земельных юристов» Дениса Литвинова заинтересовало в данном деле большое количество противоречащих друг другу позиций разных инстанций. Кассационная инстанция трижды отменяла решения нижестоящих судов, что само по себе, по мнению адвоката, редчайшее явление. Все три раза главными причинами отмен являлись вопрос правового режима спорного земельного участка и его отнесение на момент оспариваемой сделки к той или иной категории земель.
«Возникает вопрос к доказательствам отнесения земельного участка к землям лесного фонда. Исходя из материалов дела, Департамент лесного хозяйства уже после выкупа земельного участка составил протокол его осмотра, в котором признал его лесным. В то же время на момент проведения аукциона по выкупу земельного участка он был отнесен не к категории земель лесного фонда, а к категории земель обороны с видом разрешенного использования “для нужд обороны”. По мнению судов, именно фактическое признание участка лесным является основанием его ограничения в обороте», – поясняет Денис Литвинов.
Также он отметил, что вопрос о правовом режиме земельного участка в рассматриваемом деле имеет определяющее значение, так как именно от этого зависит возможность или невозможность утверждения судом мирового соглашения между представителем публичного собственника и Обществом. «Если при новом рассмотрении дела будет доказано, что земельный участок на момент продажи был отнесен к землям лесного фонда, то он, как ограниченный в обороте, обоснованно не мог перейти в частную собственность. Исходя из этого мировое соглашение, признающее за Обществом право собственности на лесной участок, не может быть утверждено судом как противоречащее закону», – указывает адвокат.
Денис Литвинов отметил, что в практике подобных споров подписание мирового соглашения между представителем публичного собственника и частной организацией – ситуация крайне редкая. «Это обусловлено чаще всего нежеланием конкретных представителей органов государственной власти, выступающих сторонами, брать на себя ответственность. В рассматриваемом же споре, когда Минобороны как представитель государства, по сути соглашаясь с фактом недействительности договора, отказывается от своих требований по возврату спорного земельного участка в государственную собственность – это ситуация исключительная», – заключил эксперт.
Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Лилия Щербакова считает, что судами допущено существенное нарушение норм процессуального права, являющееся основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение. «Представляется, что в случае если право постоянного пользования на момент совершения сделки было зарегистрировано за учреждением, подведомственным Минобороны России, и именно им осуществлялась фактическая передача спорного объекта, права и законные интересы данного учреждения, безусловно, затрагиваются настоящим судебным актом, так как земельный участок выбыл из владения учреждения», – отметила эксперт.
Также она согласилась с выводом Верховного Суда о необходимости проведения надлежащей правовой оценки довода об отнесении спорного земельного участка к иной категории – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». «Указанное обстоятельство, в совокупности с другими обстоятельствами рассматриваемого спора, оказывает влияние на выводы суда в отношении оборотоспособности объекта», – пояснила эксперт.
Каков правовой режим территорий, которые признаются землями министерства обороны и безопасности РФ?
Суверенитет страны, защита государственных границ, размещение оборонительных систем, таких как ПВО, системы ядерной обороны, являются приоритетными и необходимыми задачами нашей страны.
Для реализации этих задач требуются огромные земли и территории. В данной статье рассмотрены правовые аспекты землепользования для осуществления этих целей. В праве этот вопрос называется «Земли обороны и безопасности».
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это за территории?
Согласно пункта 1. статьи 93 «Земельного кодекса РФ» землями обороны и безопасности признаются территории, которые используются для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских подразделений и органов, организаций, предприятий, учреждений, выполняющих вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории РФ, следящих за Государственными границами Российской Федерации, информационной безопасностью, другим видам безопасности.
Согласно п. 2 того же нормативного акта территории могут использоваться с точки зрения целевого назначения для трёх нужд:
Как видно из вышеприведенных статей кодекса целевое назначение рассматриваемых земель охватывает полный спектр жизнеобеспечения армии.
Виды, правовой режим и положение этих земельных участков
Общие правила
Кроме ЗК РФ статус этих территорий регулируют другие нормативные акты и законы. Рассмотрим их более подробно. Так, пункт 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли и богатства недр, а также ресурсы, выделенные для целей ВС РФ, пребывают в федеральной собственности.
Для нужд ВС РФ земли, которые находятся в чьей-либо собственности или аренде, как уже было отмечено выше, могут быть изъяты в порядке, определяемом Правительством РФ. Следует отметить, что земельные участки Министерства обороны РФ могут быть заняты на временное использование. В этом случае они не отчуждаются и составляется срочный договор аренды.
После использования их приводят в состояние, пригодное для использования.
Наделы пограничной полосы
Статья 93 ЗК РФ регламентирует также землепользование так называемой пограничной полосы. К ней относятся наделы, расположенные вдоль государственной границы. Перечень видов хозяйственной и промысловой деятельности, а также территориальное разграничение описано в «Законе о государственной границе».
Уникальный режим использования территорий может назначаться в пограничных зонах, которые являются землями безопасности, что грозит ограничением прав собственников, находящихся на этих территориях.
Участки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)
В соответствие с пунктом 4 статьи 93 ЗК они могут состоять из территорий всех населённых пунктов, промышленных зон, территории воинских частей, и других категорий земель. Они имеют уникальный способ эксплуатации, который согласно Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, в ведение которого находятся объекты Минобороны России.
В этом документе прописано:
Все ограничения регулируются одним документом: ПП РФ от 5 мая 2014 г. № 405. Согласно с Положением могут создаваться виды зон:
Кто является собственником?
Все земли обороны и безопасности находятся в ведении органов местного самоуправления, но в федеральной собственности, изъяты из оборота либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).
ЗАТО даже с тем учетом, что на нем расположен свой орган местного самоуправления, при разрешении спорных ситуаций находится в ведении уполномоченного федерального органа (Министерства обороны).
Разрешенное и запрещенное применение
Земли, относящиеся к ЗАТО могут быть использованы только по прямому целевому назначению и никак иначе:
Земли обороны и безопасности, находящиеся за пределами ЗАТО, хоть и могут быть ограничены в обороте, или изъяты вовсе, но всё-таки являются территориями Российской федерации, которые могут быть использованы в мирных целях, для развития отраслей промышленности и хозяйства:
Приграничная территория выделяется под хозяйственную деятельность и различные промыслы. Статья 18 ФЗ 4730 «О Государственной границе Российской Федерации» регламентирует порядок наделов. Здесь нужно помнить о правиле пяти километров.
Как это работает? Пять километров от государственной границы или инженерно-технических сооружений требуют разрешения, в оставшейся части достаточно уведомить пограничные службы и спокойно вести промысел.
Управление и мониторинг
Контроль и мониторинг территорий данной категории – это общая задача для местной власти, федеральных служб и министерства обороны. Выделение земельных участков и согласование разрешительных документов входит в эту задачу. Земли помимо основной своей задачи должны благоприятно влиять на экономику страны.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны способствовать выделению земель за пределами ЗАТО, для развития садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищной и дачной застройки, что может обеспечиваться местными органами в порядке, установленном законодательством.
Контроль территорий, которые отведены под охранные нужды весьма затруднителен. Их не далеко не всегда вносят в Единый государственный реестр земель.
Поэтому при попытке оформления документов на землю могут возникнуть затруднительные ситуации с определением границы раздела на местности. Впрочем, информацию об этих участках можно найти в различных архивах.
Можно ли перевести во владение или арендовать такие территории?
Как было отмечено выше, арендовать земли обороны и безопасности возможно для определённых целей и в том случае, если они не относятся к ЗАТО. В собственность земли не переводятся ни при каких обстоятельствах. Земельное законодательство чётко регламентирует этот вопрос.
В заключение хотелось бы отметить, что территории РФ и богатства недр являются национальным достоянием и требуют бережного отношения. К землям обороны и безопасности это относится вдвойне, поскольку они выделены для благородной миссии – сохранения и охраны нашей страны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)