земли транспорта форма собственности

Земли транспорта форма собственности

ЗК РФ Статья 90. Земли транспорта

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) установления полос отвода.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Источник

Земли транспорта форма собственности

ЗК РФ Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)

Источник

Статья 90. Земли транспорта

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

Информация об изменениях:

3) установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ пункт 3 статьи 90 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Информация об изменениях:

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 4 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

Информация об изменениях:

2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в подпункт 2 пункта 6 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 8 статьи 90 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Земли транспорта: что это такое, каковы правовой режим и методы государственной кадастровой оценки?

Инфраструктура федерального и муниципального значения обеспечена транспортным сообщением, которое расположено на земельных массивах и занимает существенную их площадь.

Государством предусмотрен специальный надзор за их эксплуатацией, что отражается в законодательных актах и нормативах использования земель, относящихся к данному виду разрешённого использования. Расскажем далее, какие земельные участки предоставляются для железнодорожного и других видов транспорта, а также о том, каков правовой режим этих территорий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что это такое?

Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:

Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями 87 и 90, федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.

Понятие и общая характеристика

Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.

На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения. Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.

Какие участки относятся к этой категории?

Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории земель промышленности и иного специального назначения, в том числе:

Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ. В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540, они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.

К ним относятся следующий состав земель:

Особенности и разновидности их использования следующие:

Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.

Правовой режим и положение

Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства. В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717.

Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:

Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611. Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ». В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.

Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах:

На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.

Кто является собственником?

Главным собственником земель транспорта является государство, то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.

Разрешённое и запрещённое использование

Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить:

Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:

На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:

Управление и мониторинг

Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.

Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ.

Задачи мониторинга следующие:

Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.

Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.

Методы государственной кадастровой оценки

Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии. Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.

На основании приказа Минэкономразвития РФ от 21.09.17 г. № 469 произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Ответственными исполнителями являются независимые оценщики, которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности».

Можно ли арендовать или перевести в собственность?

Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ. Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.

Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.

То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.

Земли транспорта – целевое назначение категории промышленных земель. Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *