земля по скифскому праву принадлежала
Обычное право скифов и сарматов
Земля принадлежала всему скифскому обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.
В этом варварском обычае отражен социальный этикет многих кочевых народов.
В обычном праве сарматов отражены пережитки матриархата. Главой семьи была женщина, имевшая право вступить в брак после участия в боевых походах. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов «женоуправляемыми», и такое положение вполне объяснимо в матриархальном обществе.
Современники упоминали особую область, где могли укрыться изгнанные из общины преступники и формировались общества изгоев.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории»
Г еродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести
скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени)
взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».
Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.
Земля по скифскому праву
Обычное право скифов и сарматов
Правовые обычаи относятся к социальным нормам догосударственного и раннегосударственного периодов и являются правовой системой. Обычай (от слов обвыкнуть, привыкнуть) — действующий источник (форма) права, специфический способ передачи нормативной информации от поколения к поколению.
Обычное право и юридический быт скифов достаточно подробно изложены в работах античных авторов. Скифско — сарматские обычаи могут быть реконструированы по нарративным и археологическим источникам.
Земля принадлежала всему скифскому обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.
Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и после смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновьям, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын. Сами скифы связывали минорат с легендой о происхождении своего народа. По этой легенде, младший из трех скифских прародителей — Колаксаис стал основателем рода царских скифов. Вообще, право минората было достаточно широко распространено у индоевропейских народов накануне образования государственности, что объяснялось необходимостью облегчить старость родителей после совершеннолетия сыновей. Совершеннолетия, то есть полной дееспособности, скифы достигали не по достижении определенного возраста, а по личностным качествам: убивший врага считался уже не юношей, а мужчиной, а с количеством поверженных противников роль главы семьи повышалась,
В этом варварском обычае отражен социальный этикет многих кочевых народов.
В обычном праве сарматов отражены пережитки матриархата. Главой семьи была женщина, имевшая право вступить в брак после участия в боевых походах. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов «женоуправляемыми», и такое положение вполне объяснимо в матриархальном обществе.
Нормы уголовного права скифов вполне характерны для общества эпохи военной демократии. Можно выделить несколько видов преступлений, которые различали сами скифы. Самое опасное преступление — нарушение скифских обычаев и заимствование чужих — наказывалось смертной казнью и отречением от имени вероотступника. Синкретизм, тесная связь обычая с религией вполне характерна для, обычного права и объяснима в положениях адатов многих народов Северного Кавказа.
Другое тяжкое преступление — покушение и даже попытка покушения на жизнь царя. Под попыткой покушения понималось нанесение порчи на царя, за что полагались смертная казнь и конфискация имущества виновного. Третий вид преступления — убийство или обида, нанесенная скифу, например воровство. В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось. Как видно из приведенных примеров, скифы налагали основное и дополнительное наказание (в первом случае дополнительным наказанием было отречение, во втором случае — конфискация имущества). В качестве наказания широко применялся остракизм.
Современники упоминали особую область, где могли укрыться изгнанные из общины преступники и формировались общества изгоев.
Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в «Истории»
Г еродота проходил следующим образом: «Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести
к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они. изрекают приблизительно в таком роде: такой — то и такой — то из жителей (называя его по имени) принес — де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага, и что из — за это — го — де царь занемог.
Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во — первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во — вторых,
скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени)
взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: «клятвопреступление тождественно убийству своих родственников».
Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.
Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н.э.) емкое название «Свод странных обычаев». Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше «законы»? Достоверность сведений о «странных обычаях» вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объяснение пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников — эллинов с нравами соседних народов — союзников и торговых партнеров. Тексты Г еродота, Страбона и других авторов носят, таким образом, описательный характер. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие
в скифо — сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.
Политический и общественный строй скифских племен
Общественный строй скифов
В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов.
На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя.
Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.
Впоследствии, в IV веке до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя — Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.
Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.
Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, в других жесткой. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.
С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно ее основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, усилением власти царя и окружающей его дружины.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что они не могли даже обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.
Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной.
Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью.
Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.
В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание — «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.
Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.
Этот момент хорошо описывает Плутарх, рассказывая о царе скифов Атее. Автор наделяет Атея героическими чертами варварской простоты и военной доблести. Плутарх сообщает, что Атей, чистя своего коня, спросил у присутствующих при этом македонских послов, делает ли это царь Филипп.
Выслушав чудесную игру пленного флейтиста, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня. В письме к македонскому царю Филиппу Атей писал: «Ты имеешь власть над македонцами, умеющими воевать с людьми, а я — над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой».
Эти примеры показывают, что скифские цари хорошо знали, как свято их народ чтит свои обычаи и избегает пользоваться обычаями других народов, и больше всего эллинскими.
БЫТ И ОБЫЧАИ СКИФОВ
У скифов выше всего ценились воинская доблесть и мужество в бою, преданность своему народу и друзьям. По числу убитых врагов скиф получал свою долю военной добычи и почетную чашу вина. Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства.
Суть его заключалась в том, что в сосуд, в котором находились вино и кровь двух людей, дающих обет, погружалось оружие: меч, стрелы, секира и дротик, после чего оба одновременно пили из чаши.
Скрепленная таким образом дружба считалась крепче и неразрывнее любых уз родства.
У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов.
Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на установленный обычаем срок проводов, продолжавшийся в течение сорока дней.
Покойника, одетого в роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Особой пышностью отличались похороны скифских царей. Тело умершего обвозили по всем подвластным ему племенам.
В знак скорби скифы обрезали волосы, наносили себе увечья.
Затем все отправлялись в землю Герр, которая находилась на отдаленной окраине Скифии. В этой земле и находилось кладбище скифских царей.
Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Скифы вели счет родства по мужской линии. Старшие сыновья получали долю имущества еще при жизни главы дома. Наследником отцовского хозяйства становился младший из сыновей.
Женщины занимали подчиненное положение. Их жизнь была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи.
Людей, захваченных в плен, скифы превращали в рабов и продавали грекам. Однако часть оставалась в услужении скифов. Рабы использовались на различных работах по уходу за скотом и особенно в хозяйстве.
Для поддержания своего господствующего положения скифы должны были иметь большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное войско. Естественной формой такой военной организации было всенародное ополчение, созданное на основе деления по родам и племенам.
Вопросы и задания
Политика скифов
Политический строй скифов!
Известны особые группы скифов, которые принадлежали к царям, у скифов они назывались «саи». Эти царские скифы жили в Северном Причерноморье, а затем переместились по всему евразийскому континенту.
В Северном Причерноморье они располагались на территориях современного Крыма, южных областей Украины и Кубани. Эти группы царей не просто назывались царскими, а действительно имели безграничную власть и большое количество подданных. В пятом веке эти цари господствовали почти над всеми остальными скифами, которые считались их рабами.
Царь у скифов считался священным, он проводил войны и распределял между воинами военную добычу.
Особые группы скифов — «саи».
Подданные давали царю клятву, и за ее не исполнение могла следовать смертная казнь. О безграничной власти царя свидетельствует и то, что в случае его смерти вслед за ним умерщвлялись его слуги, наложницы и даже близкие ему знатные скифы.
Древний историк Геродот описывал политический строй скифов. Самым первым скифским царем считался Тагритай, которому приписывалась божественная сила и власть.
Следующие цари скифов становились царями по наследству, но их должен был утвердить совет старейшин.
Самым первым скифским царем считался Тагритай!
Геродот писал, что скифы знали хорошо всех своих предыдущих царей, их генеалогическое древо. Также он писал, что у царей были рабы, но у скифов не было рабовладельческого строя. Не было торговли рабами, и рабы не выполняли основных трудовых функций в обществе. Они использовались у царей для ведения домашнего хозяйства.
Часто их ослепляли, чтобы они не сбежали. Основная часть скифского населения кочевала с места на место, потому они занимались кочевым животноводством. В основном разводились кони и овцы, которые перегонялись с места на место, вместе с передвижением скифов в своих крытых шкурами кибитках.
Передвигались они группами, по несколько семейных общин. У каждой общины в виде семейства была своя собственность, которую они могли передавать по наследству. Существовали слои богатых и бедных скифов. Если казнили за особо тяжкие преступления, то могли казнить весь мужской род по этой линии.
Жены могли доставаться по наследству, или быть отнятыми победителем в бою.
Царь у скифов считался священным!
Геродот писал, что существовали особые знатные скифы, которые пользовались некоторыми привилегиями в общественном строе скифов. Существовало и племя алазонов, которое в переводе с греческого означало «шуты».
Политический строй скифов был царским, по-военному организованный, и имеющий определенную иерархию власти.
Из-за абсолютной власти царя, сильного войска и систем угнетения, одни скифы господствовали над другими, но не в прямых, а в скрытых формах.
1. 1. Общественные отношения у скифов и сарматов: Формирование скифской государственности Первые общества, отношения
Формирование скифской государственности
Первые общества, отношения внутри которых реконструируются по источникам, — скифы и сарматы.
Скифы — ираноязычные племена, они появились в Донском регионе в VIII в. до н.э. На протяжении двух столетий, до VI в, до н.э., отмечалась военно — политическая активность скифов.
В это время они совершили несколько удачных набегов в Закавказье и на Ближний Восток, адаптируясь к достижениям ближневосточной и урартийской цивилизаций. Период доминирования скифской культуры на территории от Днепра до Закавказья (VI — III вв. до н.э.) совпадает со временем формирования скифского протогосударства. Скифские протогосударства были примитивными и неустойчивыми образованиями.
Известно, что в IV в. до н.э. политический союз возглавлял царь Атей, скифские предводители Скилур и его сын Палак образовали квазигосударство в Крыму с центром в Неаполе (III в. до. н. э.). В Скифии VI — III вв. до н.э. оставались элементы рабовладельческого строя со значительными пережитками военной демократии, общественный строй был
По типу хозяйства здесь реконструируется полукочевое протогосударство, вместе с тем отмечалась седентеризация.
Скифское сообщество состояло из трех крупных межплеменных союзов: царские скифы, скифы — скотоводы и скифы — земледельцы. Царские скифы занимали привилегированное положение, что закреплялось обычным правом.
Царские скифы обладали правом патриархального рабовладения,
сбора дани с других скифских племен. У царских скифов концентрировалась собственность, значительная часть которой не переходила по наследству, а в виде произведений искусства составляла атрибутику обряда захоронения. Значит, можно предположить общую собственность, собственность, или достояние, всей орды.
В курганах скифской знати археологи находят многочисленные золотые изделия, захоронения рабов. Скифские цари составляли корпоративное, замкнутое сообщество, верховная власть в государстве редко передавалась по наследству, а приобреталась на выборах знати.
Скифы — земледельцы и скифы — скотоводы расслаивались на четыре общественные группы: воины, жрецы, простые общинники и рабы.
Достаточно многочисленной группой в обществе были воины, а большинство зафиксированных современниками норм относилось к военным обычаям скифов — прообразу воинского устава. Субординация в войске зависела от личностных качеств воина. Проявившие доблесть имели преимущества при ежегодном перераспределении земель, при дележе военной добычи и отправлении религиозных обрядов.
В собственности скифских воинов были рабы из числа военнопленных, поскольку общество было патриархальным, члены семьи также были в полной власти главы семьи — воина.
Жречество у скифов составляло отдельное сословие, возможно, касту. Выделялось две категории жрецов: царские прорицатели и монахи — отшельники (энареи).
Категория царских прорицателей обладала правом суда, следовательно, эти жрецы были носителями норм обычного права. Монахи — отшельники отправляли обряды различным богам. В скифском государстве сложилась своеобразная область агрипеев, свободная от юрисдикции царей. Наиболее почитаемыми в скифском обществе были служители культа Ареса — этому богу войны воздвигались алтари и храмы.
Скифы — земледельцы и скифы — скотоводы находились в зависимом положении, выплачивали дань, поставляли для царских скифов рабов и наложниц. Основной единицей общества была патриархальная семья. Единоличным хозяином в семье был муж. Жена и дети находились под его властью.
Хозяйственной единицей в семье или общине кочевника была повозка (арба), у земледельцев
такой единицей служил двор. Скифские семьи были большими и объединялись в родовые или соседские общины: у скотоводов отмечаются таборы, а у земледельцев и рыбаков поселения.
Среди поселений были достаточно крупные населенные пункты: Неаполь (Крым), Гелон (Донецко — Днепровское междуречье), Елизаветовское, Кобяковское, Недвиговское и другие городища (Северо — Восточное Приазовье). Как земледельцы, так и скотоводы различались по имущественным признакам.
Рабы в скифском обществе подразделялись на патриархальных (скифского происхождения) и военнопленных.
Обычай патриархального рабства позволял знати выбирать себе слуг и наложниц из числа простых общинников. Рабы скифского происхождения были неотчуждаемой собственностью, поскольку не передавались по наследству, а убивались после смерти хозяина. Военнопленные рабы продавались грекам. Однако значительного распространения институт рабства у скифов не получил.
По свидетельству Г еродота, антагонистические отношения между рабами и рабовладельцами привели в vb. до н.э. к восстанию, которое было с трудом подавлено, численность рабов при этом сократилась.
Во избежание повторения восстаний, скифы стали увечить (ослеплять) своих рабов, что ограничивало сферу применений рабского труда Развитию рабства не способствовали также географические и климатические особенности региона. Кроме того, Скифское государство не имело развитой инфраструктуры и соответствующих институтов принуждения.
В отличие от Греции или Рима местному рабу было легче скрыться в бескрайних степях, добраться до родного племени,
да и применение рабского труда в условиях кочевий или длительных зимовок весьма затруднительно. При таких условиях рабов было выгодней продавать, чем использовать их труд в хозяйстве.
Следовательно, рабовладение у скифов не привело к классическому рабству, характерному для греческого античного общества.
Сарматы — собирательное название ираноязычных этносов: савроматов, аорсов, сираков, языгов, роксалан и алан. Время сарматского господства в Подонье и на Северном Кавказе началось в III в. до н.э., когда кочевники саврома — ты победили родственных им скифов.
Объяснение существования амазонок вполне логично, если учитывать, что в кочевом первобытном войске высоко значение каждого воина, независимо от возраста или пола.
Уровень развития сарматского общества характеризуется военной демократией, сарматы придерживались межплеменного союза, внутри которого шла постоянная борьба за лидерство. Несмотря на достаточно примитивное общественное устройство сарматы численностью и военным мастерством смогли подчинить себе многие народы античного Подонья и Северного Кавказа.
Имущественное неравенство в сарматском обществе усилилось в начале I тыс. н.э. В это время матриархальные отношения уступают место патриархату, лидерство в сарматском обществе переходит племенному союзу алан. В античную эпоху аланы были преимущественно кочевниками. Незадолго до «великого переселения народов» они переходили к оседлости и формировали собственное протогосударство.
Саки. Общественно – политический строй
Саки. Эпоху господства в казахстанских и уральских степях саков и сарматов принято обозначать «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Скифами их назвали греки (скуда, сколоты и др). Они жили в Причерноморье.
Как же называли себя «скифские» племена, кочевавшие к востоку от «Волги»? Первый по времени ответ на этот вопрос содержится в скальной надписи Дария (522 – 486 гг. до н.э.), в Бехистунской надписи; там племена, жившие за Сыр-Дарьей названы саки. Герадот («История» была завершена между 430-424 гг. до н.э.) утверждает: «персы всех скифов называют саками».
В этот термин сака входят: скуда, сколоты, дахи, массагеты, сарматы, иседоны, аримаспы, каспи и т.д. Конец первого тысячелетия до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана.
В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, а это привело в свою очередь появлению различных социальных групп.
Социальное расслоение всего общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в І тысячелетии до н.э. В Семиречье складывается сакско-усуньское объединение.
Приаралье-Кангюйское, Северо-восточной части Казахстана – гунское государственное объединение. В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков. У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения.
В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения. В первом тыс. до н.э.
племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.
Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду. Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече.
Такой политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно также назвать военно-кочевой демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е.
поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны – рядовые общинники.
Хозяйство и культура саков. Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.
Культура. В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.
Племена саков на территории Казахстана смешались с другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Общественный строй, Государственное устройство, Право — История государства и права Украины Библиотека русских учебников
В скифо-сарматских политическом объединении господствовали крепкие рабовладельческие отношения с пережитками первобытнообщинного строя.
Основы родоплеменной структуры в скифском обществе подрывали усиления ролл ли частной собственности, имущественное расслоение. Еще.
Геродот сообщал о скифских богачей, которых считали»самыми благородными, обладавшие наибольшим имуществом», и о скифской бедноту»низкого происхождений нияжчого походження».