земское право по саксонскому зерцалу
Саксонское зерцало»: общая характеристика, основные правовые институты земского и ленного права.
Основную часть Саксонского Зерцала составил свод Земского права. Второй частью стал небольшой свод Ленного права.
Земское право адресовалось основной массе свободных, подсудных общинному (шеффенскому) суду. Ленное право регулировало отношения внутри класса господ в связи с их феодально-служебными связями и иерархией.
Особенности:
· Предусматривались ограничения в применении пыток, испытаний огнем.
· Судебная защита достоинства женщины, в особенности прав вдовы и детей.
· Провозглашалось равноправие славян и немцев (крестьян).
· Право подсудимого, не говорящего по-немецки, на помощь переводчика.
Земское право содержит положение о сословном делении:
· Свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием.
· Несвободные люди (крепостные и зависимые), которые несли денежные повинности, пребывали в статусе батрака, или лита.
Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства. Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против собственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.
Саксонское зерцало подразделяет все население на:
· Лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (семь щитов).
· Податное сословие – крестьянство.
Рыцарство делилось по степени знатности на ранги:
· Первый щит – король.
· Второй – духовные князья.
· Третий – высшим светским князьям.
· Четвертый – вассалам этих князей (графам);
· 5-7 – низшие ранги вассальной лестницы (свободные господа – вассалы графов; их вассалы и однощитовые рыцари).
Эти разряды сформировали шеффенское сословие, так как они судились в шеффенских судах графов и маркграфов.
Саксонское зерцало закрепляет и различные категории крестьянсктва:
· Свободные крестьяне – чиншевики (биргельды и простые чиншевики).
· Лично зависимые крестьяне (батраки и литы).
Церковь и империя
Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. Это значит, кто не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.
Имущественное право
Объектом собственности в земском праве являлся аллод – свободное земельное держание. Его собственник мог свободно продавать, закладывать в отличие от лена. После смерти аллод передавался не по мужской линии, а ближайшим родственникам поровну.
Сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения, в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения.
Повинности
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает.
Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:
· Шеффенские люди (участвовали в суде епископа).
· Чиншевики (заседали в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства).
· Поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
Саксонское зерцало: ленное и земское право.
Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской власти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только «равных» по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отношениях между монархом и подданными, между господином и вассалами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных повинностей. В сборнике нашло признание право на сопротивление несправедливости и правонарушениям вплоть до вооруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, должностного лица, господина и т.д.
Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важные и самые адекватные политическим установкам положения «Саксонского зерцала» относительно регулирования имущественных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:
предусматривались ограничения в применении пыток, испытаний огнем и др.;
судебная защита достоинства женщины, в особенности прав вдовы и детей;
провозглашалось равноправие славян и немцев (крестьян);
право подсудимого, не говорящего по-немецки, на помощь переводчика.
Своеобразный раздел сборника составили правила и требования к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользования и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.
Сборник состоит из двух крупных разделов:
Земского права (Ландрехта, 3 книги);
Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).
Ландрехт содержит положение о сословном делении:
свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;
несвободные люди (крепостные и зависимые), которые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).
Самый желаемый статус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-христианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.
Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утраты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.
Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбирательстве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против собственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.
Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.
«Саксонское зерцало» упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.
Наиболее обстоятельно расписаны годичные циклы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:
шёффенские люди (участвовали в суде епископа);
чиншевики (заседали в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);
поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).
В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохозяйственного года.
В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение о том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.
На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться».
Предусматривалась «продуктовая доля», устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.
Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).
Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:
крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);
«лишенные прав», «незаконнорожденные», «все нерыцарского звания» со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).
В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отношений.
Основа ленной системы — договор о верности между господином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.
Обязанности ленника:
участие в феодальной курии сеньора.
Обязанности господина перед ленником:
не обременять чрезмерной службой;
не отказывать ему в правосудии;
не переводить в более низкий ранг;
не лишать лена бесправным способом и др.
В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).
Судебная защита прав
В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:
как защитить свои права?
какие необходимы доказательства для охраны своих прав?
в какой суд нужно обратиться?
как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?
Власть судейских чиновников была подкреплена собственностью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерархии в полном соответствии с их земельной собственностью, их земельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным участком.
Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.
Суды подразделялись на следующие виды:
Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Последний ведал только мелкими делами, по которым предусматривались штраф и телесные наказания.
«Саксонское зерцало» — один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возможными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воплотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на протяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Германское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
/ Ориг. : нем. Sachsenspiegel
Известен в латинских и немецких вариантах и состоит из шести книг, автором которых считается Эйке фон Репков (совр. Реппихау в федеральной земле Саксония-Ангальт). Три книги земского права регулировали отношения между людьми «шеффенского сословия» (ср.-ниж.-нем. scepenbar fri) – свободными людьми, которые не состояли с кем-либо в вассально-ленных отношениях. Другие три книги ленного права устанавливали принципы взаимоотношений внутри сословия свободных господ, к которому относились владельцы феодов (нем. Lehn) и титулов – духовные и светские князья, графы, бароны и рыцари. По замечанию Л.И. Дембо, книги земского права лишены строгой системы изложения, поскольку основаны на «казуистической практике шеффенских судов». В то же время, ленное право более структурировано: в первой главе излагаются принципы взаимоотношений между сеньором и вассалами, во второй – порядок ленного суда, в третьей – особенности городских ленов (Дембо 1985, с. 157–159; Heck 1900, S. 22, 491).
Г. Миттайс датировал создание сборника временным отрезком между 1215 и 1235 гг. на том основании, что фон Репков упоминает решения IV Латеранского собора, но ничего не знает о таком значительном событии, как заключение Земского мира в Майнце в 1235 году (Mitteis 1954, S. 148). Датировку уточнил Р. Либервирт, который отметил, что составителю было известно соглашение между Фридрихом II и духовными князьями, которое было заключено в 1220 г. (Lieberwirth 1982, S. 30).
Дискуссионную проблему представляет собой происхождение правовых норм, зафиксированных в сборнике. Традиционно утверждается, что Эйке фон Репков кодифицировал право Восточной Саксонии (Остфалии), в которой он жил (Аксененок, Кикоть 1985, с. 247). Однако, по замечанию Ф. Эбеля, «в то время как книги земского права повествуют лишь о праве саксов, ленное право выходит за пределы Саксонии и характеризует совокупную феодальную лестницу» (Цит. по: Lück 2013, S. 241). Г. Люк высказал предположение, что импульсом к кодификации устных форм ленного права стала кодификация канонического права, предпринятая монахом Грацианом (Lück 2013, S. 267).
Ареалом хождения Саксонского зерцала была не только Саксония, где его правовые нормы уже в XIII веке были воспроизведены в решениях шеффенов Галле-на-Заале и Магдебурга, а также включены в правовую книгу Саксонского или Магдебургского городского права (нем. Sächsisches Weichsbildrecht / лат. Ius municipale Magdeburgensis), получившего широкое распространение в Восточной Европе. В 1252 году избрание Вильгельма Голландского на трон римского короля было осуществлено в соответствии с «Саксонским зерцалом», которое не признавало права голоса за чешским королём. На основе Саксонского зерцала были составлены: Аугсбургское саксонское зерцало и Немецкое зерцало, легшие в основу Швабского зерцала; Гамбургская судебная книга, Голландское саксонское зерцало и иные сборники права. Магдебургская редакция Саксонского зерцала (т.н. четвёртая редакция) была переведена на латынь с нижненемецкого языка. Это сделал Конрад Опольский во Вратиславе (совр. Вроцлав) Конрадом Опольским между 1272 и 1292 гг. Перевод получил распространение в Польше и Силезии и был опубликована в 1506 году великим коронным канцлером Яном Ласким (Carls 2012, S. 76). В немецких землях Саксонское зерцало сохраняло свою силу и в XIX веке: в Саксонии – до издания Сборника гражданских законов в 1863 году (нем. Sächsisches Bürgerliches Gesetzbuch), при разработке которого к зерцалу неоднократно обращались; в Пруссии земское право Саксонского зерцала применялось до издания Всеобщего земского права в 1794 году (нем. Allgemeines Landrecht), а ленное право – до Конституции 1850 года (Аксененок; Кикоть 1985, с. 261–263).
Название «зерцало» было дано самим составителем Эйке фон Репковым в стихотворном вступлении к сборнику:
Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины – зерцало…
(пер. проф. Л.И. Дембо с нем. текста Берлинской рукописи 1369 г.: Саксонское зерцало 1985, с. 15).
К XVI веку «Саксонское зерцало» в немецком языке стало нарицательным обозначением древнего закона. В 1525 году Мартин Лютер пишет в своём трактате «Против небесных пророков»: «Потому пускай законы Моисеевы останутся саксонским зерцалом для евреев, нас же, язычников, ими с толку не сбивайте; подобно тому, как Франция Саксонскому зерцалу не внемлет и, тем не менее, в естественном законе полностью с ним согласуется» (Цит. по: Lohse 1995, S. 292).
Особенности права средневековой Германии. «Саксонское зерцало» XII века: нормы земского и ленного права.
Саксонское зерцало» как часть «частных кодификаций»
Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв. потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и при том местному.
В XI-XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. Таким образом, в средневековой Германии не существовало обшей правовой системы, население жило по «партикулярным» правам. [1].
Началась постепенная систематизация местных норм обычного права, частично имперского законодательства и судебной практики посредством создания частных кодификаций (так называемых Правовых книг). Одним из них является «Саксонское зерцало».
«Саксонское зерцало»: Значение названия, составитель, структура.
Саксонское зерцало (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репховом (иногда встречается Репгов, Репгау, Репков) в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов. Эйке фон Репхов был опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в. Выдвинул ряд передовых для своего времени идей, обобщил феодальное право Восточной Саксонии.
«Зерцало или зеркало» (Spiegel) употреблено в наименовании «Саксонского зерцала» в одном из переносных значений. В частности, историки права выделяют следующие из них:
— книга ученого содержания;
— вывешиваемый для общего сведения официальный указатель таможенных пошлин;
— различные «правовые книги» или своды правовых предписаний.
«Саксония» (Sachsen) употребляется в «Саксонском зерцале» как определение территории Восточной Саксонии, то есть Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.
Составитель «Саксонского зерцала»
Эйке фон Репхоф (в некоторых источниках Репгау, Репков) (примерно 1180-1233 г.) являлся опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в., выдвинувшим ряд передовых для своего времени политических и правовых идей, обобщил феодальное право своего родного региона, внес заметный вклад в развитие политико-правовой идеологии, права значительной части Европы, создав «Саксонское зерцало».
«Саксонское зерцало» включает большей частью нормы местного обычного права с добавлением элементов канонического права. Имперские законы вошли в него лишь в той мере, в какой они привились в данной местности. Сборник состоит из двух частей [2]:
• первая часть — земское право (Landrecht) — содержит нормы государственного, гражданского, уголовного права и процесса;
• вторая — ленное право (Lehnrecnt) — излагает положения, определяющие взаимоотношения между феодалами.
Земское право, включает в себя:
• Книга первая (ст. 1-71)
• Книга вторая (ст. 1-72)
• Книга третья (ст. 1-91)
Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения.
ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах.[3].
Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.
Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:
• Глава первая (ст 1-133) посвящена ленным правоотношениям;
• Глава вторая (ст. 1- 70) посвящена ленному суду;
• Глава третья (ст. 1-23) посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.
Структура «Саксонского зерцала»
Трактат был разделен на две части: земское и ленное право.
Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения. Влияние развивавшихся товарно-денежных отношений сказалось на системе наследования, на имущественных взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми, на обязательствах, вытекавших из причинения вреда, на формах судебного процесса. ЗП закрепляло права феодалов, охраняло их земельную собственность, их сословные привилегии. Все имущественные права были связаны с формами земельных держаний, в свою очередь определявшихся сословной принадлежностью, принадлежностью к военному щиту.
Таким образом, имущественные, семейные и наследственные отношения регулировались по-разному для лиц привилегированных (благородных) сословий и для прочих свободных (неблагородных).
Система расположения материалов в обоих сборниках также различна. ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах. Процессуальное право здесь не отделяется от материального, охватывавшего главным образом вопросы наследования, семейных отношений и обязательств, в частности вытекавших из причинения вреда. Все эти вопросы трактовались с точки зрения судебной защиты прав.
Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.
Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:
— первая посвящена ленным правоотношениям;
— вторая посвящена ленному суду;
— третья посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 975 ; Мы поможем в написании вашей работы!