зимняя форма немецких танкистов

Зимняя форма немецких танкистов

На покрой формы оказали влияние несколько факторов, и каждый из них, вероятно, сыграл свою роль.

Предполагалось создать практичный мужской костюм, в котором было бы удобно забираться в боевую машину, работать внутри нее и выбираться из нее. Но в танке очень тесно, отовсюду торчат неудобно расположенные металлические детали, так что легко повредить униформу. Кроме того, в танке грязно, везде потеки машинного масла, да еще откуда-нибудь обязательно дует. По этому форму шили из двух частей: куртки и брюк.

Полевая куртка представляла собой укороченный китель, плотно облегающий тело и безо всяких “цепляющихся” деталей и украшений. Брюки, по тем же причинам, собирались на лодыжке. Расцветка – черная. Куртка – двубортная, с глубоким запахом, чтобы было теплее. Вырез двубортной куртки открывал общевойсковую гимнастерку серого цвета с черным галстуком.

Головным убором служил так называемый защитный шлем. Он состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно облегал голову. Берет надевался на подбитый войлоком подшлемник на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к нему. Сам подшлемник обтягивался черной шерстяной тканью.

После начала Второй Мировой войны, и боевых действий как таковых, стало ясно, что защитный шлем не нашел особого признания у экипажей. Во-первых, танковые соединения все больше полагались на радиосвязь между танками, что требовало от командиров и радистов танков постоянно носить на голове большие наушники с резиновыми подушками вокруг телефоном и микрофона у горла. Очень скоро стало ясно, что радиооборудование плохо стыкуется с защитным шлемом. И офицеры стали обходиться без шлемов, заменяя их офицерской полевой пилоткой модели 1938 года, но только черного цвета с серебристыми знаками различия и серебристым кантом. Такие пилотки, пилотки были у многих участников польской кампании в сентябре 1939 года. Правда уже в боях на Западе в мае 1940 года на многих солдатах танковых войск черная форма сочеталась с обычными армейскими серыми полевыми пилотками.

Куртка с большим отложным воротником и широкими лацканами доходила до талии. Левая сторона, застегиваясь, накладывалась на правую, и верхняя правая пуговица располагалась совсем рядом с правой подмышкой, так что грудь закрывалась двумя слоями плотной ткани. Передний край затем по косой шел к талии. Крутка-китель застегивалась на большие черные пуговицы из пластмассы, располагавшиеся на правой стороне. Еще две пуговицы пришивались прямо по краю полы, как у обычной одежды. Еще одна пуговица при случае нашивалась сразу же под верхним внутренним углом правого лацкана. Три пуговичные петли на левом отвороте соответствовали этим отдельно расположенным пуговицам, так что в холодную погоду можно было отвернуть лацканы и застегнуться до самого подбородка. Обыкновенно на внутренних концах глубоких разрезов, отделявших воротник от лацканов, вшивали крючки с ответными петлями для них, чтобы при непогоде можно было застегнуться наглухо.

Подкладка куртки изготавливалась из двух частей: обе части из светло-серой песочной хлопчатобумажной ткани пришивались спереди. В левой половине подкладки предусматривался карман. Встречались куртки и с двумя внутренними карманами.

Брюки полевого обмундирования шили тоже из черной ткани. Обыкновенно они держались на талии поясом из плотного тканого материала. Этот серый матерчатый пояс составлял единое целое с брюками и застегивался спереди, для чего предусматривалась небольшая пряжка с тремя защелками. По бокам брюк – два скошенных кармана. Карманы прикрывались клапанами, застегивавшимися на пуговицы впереди и внизу. Иногда вместо пуговиц использовались кнопки. Спереди справа располагался небольшой кармашек для часов. Сзади, на бедрах, могло быть два кармана, но иногда обходились и одним. Задний карман застегивался на пуговицу или прикрывался клапаном.

Широкие штанины оставались прямыми до самой лодыжки, где они начинали конусообразно сужаться.

Знаки различия, полагавшиеся форме танкистов, в некоторых отношения можно назвать единственным в своем роде. Край ворота отделывался кантов цвета, обозначавшего род войск, и все военнослужащие, от рядового до генерала, носили форму кантов соответствующего цвета. Цвет, обозначавший бронетанковые войска был розовый.

На воротники мундиров и кителей всех чинов нашивались параллелограммы из черной ткани. Эти нашивки также отделывались по внешнему контуру тем же кантом, что и воротник. К нашивке крепилась эмблема серебристого цвета с изображением черепа.

Погоны танкисты носили так же, как и другие военнослужащие Вермахта. Погон по всей длине, за исключением широкого “открытого” конца, отделывался кантом расцветки соответствующего рода войск. Погоны танкистов обычно не пристегивались, а вшивались в плечевые швы куртки, благодаря этому танкист не мог зацепиться за что-либо в тесном боевом отделении танка.
[ATTACH]4239[/ATTACH]

[ATTACH]4245[/ATTACH]
Источники:
1. Уиндроу М., Хук Р., «Танковые дивизии Вермахта», 2003
2. Шунков В., «Вермахт», 2003

Автор: Олег Бегинин
[email]weltkrieg1945@bk.ru[/email]

Некоторые офицеры, особенно старшие, носили кители, сшитые на заказ. От стандартной формы они отличались в основном качеством материала. Хлопковая ткань заменялась, например, шерстяной.

В 1942 году китель был немного изменен. В отличие от более раннего варианта карманы новой формы не имели складок. Еще позже изменениям подверглись клапаны карманов: вместо остроконечных они стали прямыми.

Для тропической униформы были разработаны свои знаки различия: одинаковые для всех званий петлицы на воротнике бледного серо-голубого цвета на рыжевато-коричневой основе и нагрудный орел бледно-голубого шелка также на рыжевато-коричневой основе. Однако, многие офицеры, в том числе и танкисты, стремясь подчеркнуть свое звание, вручную перешивали орла и петлицы со своей «европейской» формы вместо предусмотренных вариантов для тропической формы. Танкисты пошли еще дальше: чтобы выделить себя среди представителей других родов войск на нижние лацканы кителя прикреплялась мертвая голова, которая на черной «европейской» куртке располагалась на петлицах.

У унтер-офицеров по краю верхних лацканов шел галун, который был медно-коричневого цвета, а не серебристый, как на континентальной форме. Такой же галун шел и по краю унтер-офицерских погон. Нарукавные нашивки старших солдат представляли собой медно-коричневые полосы на темно-оливковой основе.

Для использования в тропиках была разработана и специальная обувь. Ботинки из красно-коричневой кожи и парусины существовали в двух вариантах: укороченный и высокий со шнуровкой до колен. Помимо этих ботинок использовалась и другая обувь, в том числе и трофейные английские ботинки. Несколько слов о ремнях. Помимо различных вариантов из коричневой и черной кожи, использовались ремни из брезентового материала. При этом пряжки красились в оливковый цвет.

В феврале 1943 года лента была изменена. Новая нашивка представляла собой светло-коричневую ленту из верблюжьей шерсти с серо-серебряной надписью «Afrika», двумя пальмами по бокам и окантовкой. Помимо внешнего вида, изменился и статус ленты. Теперь это была уже не эмблема соединения, а скорее награда за участие в кампании. Для получения ленты было необходимо прослужить в Африке не менее 6 месяцев, получить ранение или тяжело заболеть с отправкой в Европу. Лента носилась на нижней части левого рукава.
[ATTACH]4246[/ATTACH]
[ATTACH]4247[/ATTACH]
[ATTACH]4248[/ATTACH]
[ATTACH]4249[/ATTACH]
Источники:
1. Armor at war series, «Armor of the Deutsches Afrikakorps», 2000
2. Elite series, “Afrikakorps 1941-43”, 1999

Источник

И смех и грех: зимняя экипировка солдат вермахта в 1941-1942 годах

зимняя форма немецких танкистов

Наверняка каждому из нас известны фотографии солдат немецких и союзных им войск, сдавшихся в плен после сокрушительного разгрома под Сталинградом. Вид эта публика имеет самый жалкий, прямо-таки смехотворный вид — по большей части оттого, что вместо военной формы эти «завоеватели» в попытках спастись от лютого мороза напялили на себя нечто невообразимое. Бабьи платки и салопы, куски ковров и штор, на ногах — пучки соломы… Срам один, а не войско!

Открою маленький секрет: у советских военных фотокорреспондентов тогда возникали большие проблемы — редакции наотрез отказывались принимать кадры, после просмотра которых складывалось впечатление, что Красная армия в ожесточенных боях разбила не самую сильную армию Европы, а банду каких-то убогих шаромыжников. Тем не менее, других в наличии не имелось. Невероятно, но факт: за два первых военных года командование вермахта так и не смогло наладить нормальное снабжение полевых пехотных частей экипировкой, пригодной для зимней войны.

Вообще говоря, эта история – прекрасный урок для тех, кто обожает превозносить наших «цивилизованных» и «высокоорганизованных» врагов, которых «сиволапым красноармейцам», руководимым «безграмотными маршалами», удалось исключительно «завалить трупами». Ладно, в Германии всегда презирали французов и, очевидно, в силу этого ни в грош не поставили мемуары тех из них, кто стал жертвами «генерала Мороза» в 1812 году. Но ведь немцы сами не только воевали, но и квартировали на европейской территории СССР в годы Первой мировой и Гражданской войн! И множество из тех, кто тогда сполна познал прелести нашей зимы, в 1941 году пребывали в рядах вермахта, в том числе и на командных должностях.

И тем не менее, начиная войну с Советским Союзом в 1941 году, гитлеровцы вообще планировали обеспечивать зимним обмундированием лишь каждого пятого солдата! Это не вымысел, а свидетельство генерал-полковника Гудериана. Подвела колоссальная самоуверенность: войну рассчитывали завершить за шесть недель, после чего расслабиться на захваченных «зимних квартирах». То, что «блицкриг» не состоится или, по крайней мере, не уложится в изначально планировавшиеся сроки, стало ясно к концу лета. Во всяком случае, о необходимости поголовного снабжения собственного личного состава зимней одежкой верховное командование Вермахта заговорило только 30 августа 1941 года.

Каждого солдата планировалось осчастливить двумя комплектами суконного обмундирования, соответствующего климату: шапкой, наушниками, теплыми перчатками, шарфом, меховым жилетом, шерстяными носками да еще и тремя шерстяными одеялами в придачу. Тем не менее, пребывая в уверенности относительно завершения основных боевых действий до холодов, подключать к обеспечению этой задачи основные мощности оборонной промышленности не стали, «повесив» ее на второстепенные предприятия. В результате она, по сути дела, была сорвана.

Головным убором немецкого пехотинца была пилотка. Как ни пытались натягивать эти суконные тряпочки на превращающиеся в лед уши оккупанты, толку не было никакого. Кстати, шапки-ушанки немецкого производства в природе имелись, но достались они личному составу войск СС и люфтваффе, руководители которых проявили гораздо большую предусмотрительность, чем «лампасники» из вермахта. В итоге обычная пехтура на головы навинчивала что попало.

Шинель «арийских» завоевателей — это вообще отдельная тема. Мало того, что шилась она из довольно-таки тонкого сукна, так еще и была укороченной, по нашим меркам «подстреленной». Впоследствии, уже в 1942 году, этот основной предмет обмундирования удлинили сантиметров на 15-20 и принялись присобачивать к нему суконные капюшоны и различные варианты подкладок. Понятно, что остальное обмундирование (китель, брюки, нательное белье) также были «летними», легкими, от холода нисколько не спасавшими. Неудивительно, что самым популярным трофеем у замерзавших немцев зимой были наши ватники и в особенности тулупы. Доходило до того, что они снимали с убитых красноармейцев и шинели – те были лучше, практичнее и теплее.

Вообще говоря, мародерство во всех его формах (прежде всего у мирного населения) было для солдат вермахта основным способом пополнения собственного зимнего «гардероба» в 1941-1942 годах. Да, в Германии была объявлена широчайшая кампания по сбору зимних вещей для отправки их на Восточный фронт, но хватало не всем. Да и какие у немцев теплые вещи?! Фактически разрабатывать зимнее обмундирование тыловикам Третьего рейха пришлось с нуля. Худо-бедно процесс по созданию Wintertarnanzug (зимнего двустороннего комплекта) для пехоты вермахта, включавшего в себя теплые куртку, брюки, подшлемник и рукавицы, был завершен лишь к апрелю 1942 года, а в войска он начал поступать не раньше октября того же года.

Что характерно, в группировку, бившуюся за Сталинград, это новое обмундирование не попало вообще! Около 80 вагонов с ним так и остались в тылу. Почему так произошло, совершенно непостижимо, ведь еще в декабре 1941 года все тот же Гудериан лично докладывал Гитлеру, что в некоторых подразделениях вермахта потери от обморожения вдвое превосходят урон, полученный от русских пуль! До 1943 года немецкая пехота не имела нормальной зимней экипировки как таковой. И все-таки не будем забывать, что разгромил нацистов никакой не «генерал Мороз» — разгромили наши героические деды и прадеды!

Источник

Зимнее обмундирование частей Вермахта

Появлению зимнего специального обмундирования в вермахте немецкая армия обязана боевыми действиями на советско-германском фронте в годы Второй мировой войны.
Принимая решение напасть на Советский Союз, Адольф Гитлер и высшее военное руководство рейха, исходя прежде всего из политических целей, направленных на утверждение господства Германии во всем мире, затеяли гибельный поход на Восток, всерьез не задумываясь над последствиями предпринимаемой ими авантюры и не прислушиваясь к трезвым предупреждениям отдельных умудренных опытом политиков и военных.
Фюрер «всех немцев», фактически не живший ни в одной стране, кроме Германии и Австрии, военный опыт которого ограничился участием в Первой мировой войне (да к тому же на Западном фронте) в чине ефрейтора, совершенно не представлял себе климатических и культурно-исторических особенностей такой гигантской страны, как Советский Союз.

В 1942 году авиаполевые части получили в качестве экипировки камуфлированную куртку в виде короткого прямого плаща, с двумя глубокими прорезными карманами для гранат и манжетами на рукавах, застегивающимися на клапаны. Куртка носилась поверх мундира летом и поверх шинели или самодельного утеплителя зимой. На куртку нашивались нагрудные «орлы» люфтваффе и стандартные погоны, а танкисты носили еще и петлицы с «черепами» — германской символикой бессмертия. Данный вид одежды стал впоследствии «визитной карточкой» пехоты люфтваффе, за исключением только элитной дивизии «Герман Геринг», которую частично экипировали камуфляжным обмундированием, предназначавшимся для войск СС.
Поскольку в конце войны промышленность Германии уже не успевала восполнять потери в авиационной технике, из лётчиков собирали импровизированные команды для охраны аэродромов и опорных пунктов, и они зачастую оставляли себе летное обмундирование. Из-за потери источников нефти в Румынии резко сократилась потребность в выпускниках летных училищ. Немецкое командование было вынуждено быстро переучивать курсантов на командиров пулеметных и минометных расчетов и отправлять их в пехоту. Данные военнослужащие также могли сохранить какую-то часть летной экипировки.
Самым распространенным видом летной одежды были комбинезоны, которые отличались огромным разнообразием фасонов. Они могли иметь застежку-молнию посередине, наискось, справа, могли застегиваться с помощью клапана у левого плеча. Практически на всех типах комбинезонов застежка делалась скрытой, независимо от того, была ли это молния или пуговицы. Карманы на груди и бедрах также закрывались на молнии. Несколько выше шага в комбинезоне имелась ширинка

небольшая горизонтальная или вертикальная прорезь на молнии. Комбинезоны изготавливались из кожи или парусины, причем визуально парусиновый вариант можно было отличить по наличию глубокого запаха на застежке в виде перекрещивающихся клапанов с пуговицами. В основу силуэта комбинезона был положен реглан. Этот фасон не стеснял движений, и позволял надевать как под комбинезон, так и сверху любое необходимое снаряжение.
Зимний летный комбинезон имел овчинную подкладку и воротник, а также двойную застежку из восьми пуговиц, закрывающуюся справа дополнительной планкой Под воротником имелся стяжной хлястик на кнопках. Рукава застегивались двумя «вертикально пришитыми» пуговицами, а брючины — молниями с шаговой стороны. На уровне живот;!, справа комбинезон имел прорезной карман на молнии и еще два подобных кармана в боковых швах на бедрах, на уровне кистей рук. На животе нашивались еще два дополнительных кармана с косым открытым срезом сверху и застежкой в виде клапана с пуговицей. Аналогичные карманы, но с Прямым верхним срезом и клапаном с мысиком, нашивались на бедра спереди. Зимние комбинезоны обычно изготавливались из коричневого или темно-серою, почти черного, плотного авиационного брезента. Кроме того, у летчиков встречались костюмы из коротких овчинных курток, мехом внутрь, обшитых по швам с внешней стороны полосками кожи (очень напоминавшие внешне «канадки» летчиков союзной авиации — прим. ред.) и таких же штанов с высоким корсажем на широких эластичных помочах. На коленях брюк нашивались большие карманы для ИЗ. 11а нижнем срезе куртки имелись шлевки с затяжным ремнем. В сборе костюм представлял собой подобие полукомбинезона. Эти костюмы изготавливались из коричневой натуральной глянцевой кожи. С летными комбинезонами и костюмами летчики носили сапоги на овчине из кожи или замши, которые застегивались на молнию, шедшую вдоль голенищ, с затяжными ремешками вверху и внизу. К верхней части голенищ могли пристегиваться патронташи из тесьмы для двенадцати 27-мм сигнальных ракет. В этот комплект входили теплые овчинные перчатки и подбитые мехом шлемофоны.
Что касается знаков различия, то на куртках для обозначения звания нашивались прямоугольные нашивки со «шпалами» и «дубовыми листьями» для пехоты и танкистов, а также «шпалы» и «крылья» для авиаполевых частей и парашютистов. Знаки различия нашивались чуть выше середины плеча на каждом рукаве. Других нашивок на зимних комплектах не было.

Источник

Танкисты первого дня войны: униформа и снаряжение (29 фото)

зимняя форма немецких танкистов

Ранним утром 22 июня 1941 года немецкие войска атаковали границу Советского Союза на широком фронте от Балтийского до Чёрного моря — началась Великая Отечественная война. Танковые войска вермахта и Красной армии к этому времени были самыми сильными и многочисленными в мире. Как выглядели люди, занявшие места за рычагами боевых машин по обе стороны фронта?

Обилие образцов униформы и снаряжения, принятых на снабжение в Красной армии, привело к тому, что танкисты даже внутри одной воинской части или подразделения могли быть экипированы по-разному. Показанные на фото командиры лёгких танков Красной армии и вермахта выглядят так, как выглядели тысячи танкистов в первый день войны. По возможности наиболее распространённые варианты униформы и снаряжения указаны в описаниях, но, безусловно, материал не может претендовать на исчерпывающую полноту.

Летом 1941 года на головах немецких танкистов чаще всего можно было увидеть пилотку (Feldmütze M34) чёрного цвета. Этот головной убор пришёл на смену специальному танковому берету (Schutzmütze), введённому вместе с комплектом танковой униформы 12 ноября 1934 года.

Берет изготавливался из чёрного шерстяного сукна, оснащался внутренним каркасом из толстых войлочно-тканевых подушек и выполнял защитную функцию, предохраняя голову от ударов внутри танка. Однако ношение берета вместе с наушниками оказалось затруднено, на голове он смотрелся не очень красиво и был неудобен в обиходе. Всё это привело к тому, что танкисты берет не любили и пытались при любом удобном случае заменить на общевойсковую пилотку.

Наконец 15 января 1941 года береты были официально сняты с производства и заменены для танковых подразделений суконной пилоткой. Это не касалось экипажей танков Pz.Kpfw.38(t) и водителей бронеавтомобилей. Изредка берет продолжали носить и в других частях, но это было скорее исключением.

Пилотка для танкистов полностью повторяла покрой обычной пилотки вермахта, но изготавливалась не из принятой для армейцев ткани серо-зелёного цвета (Feldgrau), а из чёрного сукна, использовавшегося для остальной униформы танковых войск. Спереди на пилотке нашивалась круглая кокарда цветов национального флага, над ней «угол» из сутажа по цвету рода войск (Waffenfarbe), а сверху размещался орёл — национальная эмблема. Для каждого рода войск в вермахте использовался свой цвет канта погон и сутажа (так называемый приборный цвет). У танкистов это был розовый.

зимняя форма немецких танкистов

2. Защитные очки.

Нередко командир танка наблюдал за боем, высунувшись в люк, при этом для защиты глаз использовались различные очки. На фотографии представлен один из распространённых вариантов — такие очки за форму стёкол звали «лисичками». В них алюминиевая оправа со стёклами-триплексами и резиновыми уплотнителями удерживались на голове лентой с резинкой.

зимняя форма немецких танкистов

2. Бинокль.

В сухопутных войсках вермахта получили распространение бинокли 6×30 (шестикратное увеличение и диаметр передней линзы 30 мм). В военных биноклях была нанесена визирная сетка, позволявшая определять расстояние и размер объектов на местности. Бинокли хранились и переносились в футлярах из различных материалов: кожа, бакелит и т. п. Футляр мог носиться на ремне, продетый через специальные шлёвки, или на ремешке через плечо. Могли носить бинокль и без футляра, надев его на шею.

Помимо немецких биноклей, зачастую использовались трофеи — так, на фото представлен бинокль советского производства, внешне практически полностью соответствующий немецкому.

зимняя форма немецких танкистов

3. Рубашка и галстук.

Под танковую куртку полагалась надевать уставную рубашку (Heershemd) с галстуком. У танкистов она была серого цвета, с отложным воротником. Рубашка, надевавшаяся через голову, была длинная, до середины бедра, имела разрезы снизу по бокам и застёгивалась на пуговицы в верхней части. Пуговицы не доходили до низа рубашки. Рукава — длинные, с манжетами, застёгивающиеся на пуговицы. Карманов на груди рубашки предусмотрено не было. Галстук был чёрного цвета, допускалось ношение гражданских вариантов.

зимняя форма немецких танкистов

4. Танковая куртка.

Специальная чёрная танковая униформа (Sonderbekleidung der Deutschen Panzertruppen) была введена в немецкой армии 12 ноября 1934 года для ношения военнослужащими танковых войск. Она использовалась с незначительными изменениями вплоть до 1945 года. Есть легенда, что к разработке танковой униформы причастен тогдашний начальник штаба моторизованных войск полковник Гейнц Гудериан, что именно он выбрал цвет и придумал дизайн с приталенной короткой курткой на основе популярного лыжного костюма того времени. Чёрный цвет был выбран потому, что на нём меньше видны грязь, копоть, потеки масла и бензина, неизбежно присутствующие в каждом танке или бронемашине.

Танковая куртка (Fieldjacke) шилась из чёрного шерстяного сукна. По бокам на куртке предусматривались крюки для поддержки поясного ремня. На ней не было выступающих пуговиц или карманов, которые могли за что-то зацепиться в тесноте танка, а двойной запах на груди хорошо защищал от ветра или сквозняка. В целом куртка была похожа на современные кожаные куртки байкеров, знаменитые «косухи». Верхние две пуговицы куртки при ношении не застёгивались, лацканы были отвёрнуты. В случае же непогоды куртку можно было застегнуть на все пуговицы, а воротник поднять вверх и прикрыть им шею.

зимняя форма немецких танкистов

На плечах куртки через шлёвку и на пуговицу закреплялись погоны, на правой стороне груди с 1936 года нашивался орёл — национальная эмблема нацистской Германии, на левом рукаве размещались уголковые унтер-офицерские нашивки-винкели. Край широкого воротника имел выпушку по цвету рода войск (Waffenfarbe), а на воротнике крепились петлицы танковых войск с черепами.

Чёрные суконные петлицы немецких танкистов имели форму косого параллелограмма. По периметру они отделывались приборным цветом, в центре размещалась эмблема танковых войск — череп со скрещёнными костями. Из-за сходства танковой эмблемы с черепом с фуражки войск СС танкистов панцерваффе часто принимали за эсэсовцев со всеми вытекающими для них последствиями. До сих пор чёрная униформа и череп с костями легко вводят в заблуждение неопытного читателя.

зимняя форма немецких танкистов

Лента к Железному кресту.

1 сентября 1939 года, с началом войны, по указанию Гитлера была восстановлен орден Железного креста. В целом общий вид награды повторял дизайн предшественника, но имел некоторые отличия: свастику в центре креста и год учреждения награды в Третьем рейхе на нижнем луче.
Низшей ступенью награды был Железный крест II класса. Награждённые им носили ленту цветов флага нацистской Германии, продетую во вторую петлицу полевой формы или танковой куртки. Иногда танкисты допускали вольности в ношении ленты: на многих фото она продета через первую петлицу.

Нагрудный знак «За танковую атаку».

зимняя форма немецких танкистов

5. Поясной ремень.

Поясной ремень с пряжкой (Leibriemen mit Koppelschloss) в панцерваффе использовался стандартный, принятых для остальных частей вермахта. К июню 1941 года в сухопутных войсках было распространено два основных типа солдатских пряжек, различавшихся визуально: с орлом вермахта и свастикой и с орлом рейхсвера.

Ремень рядового и унтер-офицерского состава изготавливался из толстой широкой полосы кожи, к которой для регулировки полноты ремня был пришит зацеп и хлястик с отверстиями для зубцов пряжки. Пряжка надевалась на полотно ремня, а её зубцы входили в отверстия хлястика, после чего ремень застёгивался с помощью зацепа.

зимняя форма немецких танкистов

зимняя форма немецких танкистов

зимняя форма немецких танкистов

7. Танковые штаны.

В комплекте к берету и куртке танкистов 12 ноября 1934 года были введены штаны (Tuchhose). Так же, как берет и куртка, они изготавливались из чёрного шерстяного сукна.

Покрой штанов напоминал лыжные брюки того времени, плотно обхватывающие талию и не стесняющие движения ног, с широкими штанинами прямого кроя, собирающимися вокруг лодыжек. На брюках было два косых кармана с фигурными клапанами спереди и два кармана с клапанами сзади. Все клапаны закрывались на пуговицы. Также спереди был сделан небольшой кармашек для часов. Застёгивались брюки на пуговицы и утягивались на талии спереди с помощью пришитого к поясу ремешка.

зимняя форма немецких танкистов

Брюки без изменений шили до 1945 года. Одинаковые по покрою, они носились всеми танкистами независимо от звания, от рядового до генерала, потому что каких-либо кантов или лампасов предусмотрено не было.

зимняя форма немецких танкистов

8. Сапоги.

Основных видов обуви танкистов панцерваффе летом 1941 года было два. Первый — ботинки на шнурках (Schnürschuhe). Танковые брюки собирались вокруг их голенищ и застёгивались на пуговицу, закрывая верхнюю часть ботинок и образуя характерный силуэт.

Обычно танкисты использовали стандартные ботинки, поставлявшиеся в вермахт. Однако служба в танковых войсках не предусматривала длительных пеших переходов, поэтому традиционные для пехоты железные шипы и подковы на носках и каблуках использовались крайне редко. Кроме того, подбитые железом ботинки или сапоги скользили по броне танков и броневиков, что представляло дополнительную опасность для владельца обуви.

Помимо ботинок, танкисты носили обычные маршевые сапоги (Stiefel) с широкими короткими голенищами, иногда укорачивая их специально. Подошвы и каблуки сапог так же, как и у ботинок, старались не подбивать. В случае если танкист носил сапоги, штанины брюк заправлялись в голенище и носились с напуском. Сапоги были удобнее ботинок: они не требовали шнуровки, их можно было быстро обуть или снять. На исторических фотографиях видно, что ношение сапог было широко распространено в танковых войсках вермахта.

зимняя форма немецких танкистов

Танковый шлемофон РККА, разработанный в середине 30-х годов ХХ века, в силу своей конструкции создал легко узнаваемый и по сей день силуэт советского танкиста. Он оказался настолько удачен, что аналогичная конструкция используется до сих пор в армии России как экипажами танков и другой бронетехники, так и, с некоторыми упрощениями, в ВДВ в качестве прыжкового шлема.

зимняя форма немецких танкистов

К 1934 году танковые войска СССР росли и активно развивались, количество танков уже исчислялось многими сотнями. Назрела необходимость разработки танковой спецодежды, одним из элементов которой стал шлемофон. Шили шлемофоны из прочной и плотной чёрной материи, которая в документах иногда называется «кирза» (фото вверху), но в данном случае важно не путать её с материалом солдатских сапог, с которым ткань не имеет ничего общего. Другим, более редким, материалом была тонкая чёрная кожа (на фото).

Шлем имел подкладку из байки, на который нашивались валики, набитые конским волосом, войлоком, нарезанным сукном или технической ватой. Напротив ушей делались кармашки с клапанами, в которые могли вставляться наушники, а за счёт ремешков сверху и на затылке можно было подгонять размер шлемофона под голову танкиста. Застёгивался шлемофон подбородочным ремешком. Производились летний и зимний варианты шлемофона — последний имел внутри меховую подкладку.

зимняя форма немецких танкистов

Защитные очки.

Для защиты глаз танкистов от пыли, веток и мелких камней во время движения полагались специальные предохранительные очки. Конструкции у них были самые разные, но на фото представлен наиболее распространённый тип, который почти без изменений можно встретить и сейчас.

Очки полагались всем без исключения членам экипажей танков, транспортных машин, шофёрам автомобилей и их помощникам, трактористам, механикам, строевым расчётам авточастей, военнослужащим войсковых и вспомогательных частей механизированных соединений.

Конструктивно очки представляли собой обычные стёкла в оправе, закреплённые на кожаном или дерматиновом оголовье, которое удерживалось от спадания резинкой с регулировочной пряжкой. Благодаря конструкции очки компактно складывались и не занимали много места при хранении.

зимняя форма немецких танкистов

10.Гимнастёрка.

До 1 февраля 1941 года обмундирование танкистов, в том числе и гимнастёрка, отличалось от других родов войск цветом: он был «стальной». Однако затем это различие было устранено, и весной 1941 года танкисты получили летнюю гимнастёрку и шаровары единого зелёного цвета. К 22 июня 1941 года рядовой и младший командный состав танковых войск был одет в солдатские гимнастёрки образца 1935 года, на которые были нашиты танковые петлицы.

зимняя форма немецких танкистов

Гимнастёрка образца 1935 года была введена в РККА взамен гимнастёрки образца 1931 года. На груди нашивались два кармана, закрытые клапанами с пуговицами. Застёгивалась она также на пуговицы, скрытые под планкой. На локтях нашивались налокотники из дополнительного слоя ткани. Рукава — с манжетами, застёгивавшимися на две пуговицы. Изготавливались гимнастёрки из хлопчатобумажной меланжевой ткани.

У гимнастёрки был отложной воротник, на который нашивались цветные петлицы с полем и кантами по роду войск, в данном случае — чёрные с красным. В углу петлицы крепилась эмблема рода войск — золотистый стилизованный силуэт танка БТ. Танковая эмблема была введена 10 марта 1936 года. Танковые петлицы изготавливалось из чёрного бархата у старшего и среднего командного состава, у рядового и младшего командного состава встречались суконные варианты.

зимняя форма немецких танкистов

11.Палетка для карт.

Для переноски и удобного использования топографических карт в РККА использовалась специальная двухстворчатая сумка-палетка. Именно этот предмет экипировки часто называют планшетом, часто путая с полевой сумкой. Палетка прилагалась к полевой сумке и носилась внутри либо вместо неё.

зимняя форма немецких танкистов

Изготавливалась палетка из кожи, закрывалась сверху на клапан. Для того чтобы клапан случайно не открывался, были предусмотрены две кнопки, а для того чтобы не раскрывалась вся сумка, в нижнем правом углу был сделан небольшой ремешок с такой же кнопкой. Внутри палетки было одно большое отделение, в которое укладывалась сложенная топографическая карта. Для удобства пользования внутренняя перегородка палетки была сделана из прозрачного целлулоида, который предохранял карту от дождя и царапин.

При переноски палетка либо цеплялась за муфты единого походного снаряжения 1932 года, либо перекидывалась через плечо на тонком кожаном ремешке. После Великой Отечественной войны от этого предмета экипировки отказались, сделав отделение для карт внутри полевой сумки.

зимняя форма немецких танкистов

12. Снаряжение образца 1932 и 1935 годов.

1 июля 1932 года для среднего, старшего и высшего начальствующего состава сухопутных сил РККА было введено единое походное снаряжение, часто называемое по году принятия на снабжение. Ремень от этого снаряжения очень похож на тот, что использовался позже в советской и российской армиях. Главное отличие — в материале пряжки: она не была латунной.

Изготавливалось снаряжение из кожи разных оттенков, от тёмно-коричневого до коричнево-красного или практически жёлтого. В комплект снаряжения входил поясной ремень с двузубой пряжкой, на который надевались две муфты с полукольцами сверху и снизу. К верхним полукольцам пристёгивались концы плечевых ремней, к нижним крепилась полевая сумка и ремешки для шашки (теми, кому она полагалась). Помимо этого, в снаряжение входили кобура для револьвера, полевая сумка и палетка для карт.

В походно-караульном варианте полагалось носить свисток в чехле со шнуром на одной из плечевых лямок, флягу в чехле на поясе и бинокль в футляре на шее, а сверху надевался противогаз в сумке. В зависимости от формы одежды и рода войск единое походное снаряжение носилось с одним или двумя плечевыми ремнями. Лётчики носили только один плечевой ремень.

3 декабря 1935 года было введено новое обмундирование и знаки различия для всего личного состава РККА. Претерпел значительные изменения поясной ремень, пряжку которого стали делать из латуни с прорезной пятиконечной звездой. Он стал застёгиваться на один шпенёк, от двойных плечевых ремней отказались.

В войсках к 1941 году использовались оба вида снаряжения для среднего, старшего и высшего начальствующего состава, танкистам не было регламентировано, носить один или два плечевых ремня. Кроме того, судя по фотографиям и фильмам, единое походное снаряжение 1932 года или 1935 года могли носить старшины и помощники политруков.

зимняя форма немецких танкистов

зимняя форма немецких танкистов

Носился револьвер в кобуре на правом боку. Кобура (верхнее фото) использовалась от комплекта походного снаряжения 1932 года, и в этом случае плечевые ремни цеплялись за полукольца на ней. В другом варианте ношения кобура просто надевалась на поясной ремень образца 1932 или 1935 годов.

Рядовой и младший командный состав мог носить кобуру на простом солдатском ремне, но чаще использовался вариант кобуры со специальным плечевым ремешком. В этом случае поясной ремень прижимал ремешок кобуры к телу, исключая её раскачивание при передвижении. В 1940 году появилась универсальная кобура для пистолета ТТ и револьвера Нагана (нижнее фото). Её носили аналогично ранней кобуре.

зимняя форма немецких танкистов

14. Полевая сумка.

Использовалась командным составом сначала в армии Российской империи, а позже в РККА. В 20-е годы она претерпела некоторые конструктивные изменения, а в 1932 году вошла в единое походное снаряжение командного состава РККА.

Предназначалась сумка для хранения и переноски документов, компаса, курвиметра, линейки, письменных принадлежностей и инструмента. Зачастую в неё укладывали личные вещи. Носилась полевая сумка на поясном ремне либо на специальном ремешке через плечо. Закрывалась клапаном, который фиксировался ремешком через пряжку. Изготавливалась полевая сумка изначально из кожи, но в 1941 году некоторые сумки стали шить из кирзы темно-зелёного цвета. После Великой Отечественной войны в конструкцию полевой сумки внесли существенное изменение — сделали отделение для карт, закрытое прозрачным целлулоидом для защиты от влаги при использовании под дождём.

зимняя форма немецких танкистов

Компас.

Старейший войсковой компас был сконструирован в 1907 году В. Н. Адриановым. Он имел простую конструкцию и фосфоресцирующую подсветку стрелки и лимба для работы ночью.

Корпус компаса изготавливался из бакелита, на который надевалось вращающееся кольцо из латуни (позже алюминия). Внутри корпуса компаса помещалась круговая шкала-лимб, разделённая на 120 делений. Для визирования на местные ориентиры и снятия отсчётов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса снаружи сделано визирное приспособление: мушка, целик и указатель отсчётов в виде стрелки на внутренней стороне кольца. Компас мог надеваться на руку, в походном положении переносился в полевой сумке. Входил в состав единого походного снаряжения 1932 года. Использовался при работе с картой и ориентировании на местности.

зимняя форма немецких танкистов

15. Комбинезон.

Как вид специальной одежды танкистов комбинезон появился в 20-х годах ХХ века. В РККА комбинезоны для танкистов были приняты на снабжение в следующем десятилетии. Ранние образцы этой одежды шились из прочной крашеной хлопчатобумажной ткани тёмно-синего цвета и застёгивались на пуговицы. Позже сзади появился откидной клапан, была введена застёжка-молния. Основное предназначение комбинезона — защита обмундирования от грязи при езде в танке и проведении технических работ.

Комбинезон представлял собой комбинацию куртки и шаровар, составляющих одно целое. Сзади по талии был сделан откидной клапан. Воротник комбинезона — отложной, с застёжкой крючком. Рукава трёхшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава, без манжет. По низу рукава пришивались две регулировочные пуговицы для хлястиков. Штанины по низу имели хлястики для утяжки, также застёгивающиеся на регулировочные пуговицы. На штанины спереди нашивались наколенники в форме ромба, а на задней части — усилители-леи.

Пояс пришивался к разъёмному клапану сзади и затягивался металлической пряжкой спереди. На боках комбинезона на талии вшивались два крючка, на которые накидывались металлические петли клапана, удерживавшие его в застёгнутом положении. Комбинезон имел один карман с клапаном на левой половине груди и один карман на правом бедре, прикрытый полуклапаном; клапаны карманов застёгивались на пуговицу.

Наряду с застёжкой-молнией комбинезоны изготавливались и с застёжкой на пуговицы, прикрытые планкой. Цвет ткани комбинезона не обязательно был тёмно-синим — он мог быть серым, встречаются упоминания о комбинезонах цвета хаки. Черные комбинезоны появились в войсках только после начала Великой Отечественной войны. На отложной воротник комбинезона могли нашиваться петлицы, аналогичные гимнастёрочным. На исторических фотографиях можно видеть комбинезоны как с петлицами, так и без них.

зимняя форма немецких танкистов

16. Сапоги.

Изначально кожаные юфтевые сапоги были единственной обувью русского солдата: ботинки с обмотками были введены только в начале 1915 года, когда армия резко прибавила в численности и сапог стало не хватать. В РККА сапоги поступали на снабжение всех родов войск.

В середине 30-х годов СССР был придуман материал, который сейчас принято называть «кирза». На тканевую основу наносили искусственный бутадиен-натриевый каучук с имитацией фактуры кожи. Использовался этот материал для изготовления отдельных деталей снаряжения и пошива солдатских сапог. В танковые части Красной армии поступали кожаные сапоги, изготовленные из юфти или яловой кожи. Ботинки с обмотками или кирзовые сапоги танкистам не полагались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *