значение формы в искусстве
Значение формы в искусстве
Содержание и форма в искусстве
Тукаева Роза Абдулхаевна,
ассистент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.
Научный руководитель – доктор философских наук, профессор
Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тему. В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.
Раз в содержание включаются все внутренние процессы, составляющие данное явление, то их практическое многообразие бесконечно. Для нашего познания важно, какие связи я отношения предмета мы исследуем. От этого зависит и наше знание об объективном содержании. Определяющие связи и отношения предмета вызывают ту или иную форму организации и проявления. Кроме того, здесь выступает основная особенность нашего познания — «огрублять» действительность сообразно тому, что нужно человеку. Содержанием познания о данном явлении являются те связи и отношения, которые человек на данном этапе своей практической деятельности мог отразить.
Чтобы подчеркнуть специфику содержания и формы по сравнению такими, например, категориями, как сущность и явление, качество и количество, мы не можем удовлетвориться тем общим определением, которое было дано выше. Процессы, которые составляют данное содержание, могут быть сущностными и несущностными (в данной активной системе связей и отношений).
и академического вокала. Школа пения. Любой уровень
Запчасти TOYOTA Rav 4
Целостное содержание по отношению к внутренней форме проявляется двояко: и как качество и как количество. Внутренняя форма как интимное проявление содержания, со своей стороны, есть переход к качественному определению явления в целом, к внешней форме. Внешняя форма есть непосредственный контакт явления со всей окружающей средой. Она является продуктом как самодвижения явления, так и воздействия внешних, зачастую случайных явлений. Внешняя форма в природе есть продукт спонтанного развития под действием среды (например, форма скалы, разрушающаяся от воздействия ветра или воды), но в конце концов определяется законами материала и его структурой. В обществе прибавляется мастерство людей, их творческая индивидуальность.
Если обратиться к произведению К.Малевича «Черный квадрат», то мы заметим, что автор работы свел форму до абсолютного нуля. Квадрат является формой. Это геометрическая фигура, которая выглядит и реалистичной и абстрактной одновременно. Это и живопись, и графика. Это произведение, в котором форма одновременно является и его содержанием, где изображен черный квадрат и больше ничего. Мы имеем дело с универсальной художественной формой, в этом и гениальность полотна.
Искусство представляет собой уникальный способ передачи богатого духовного опыта каждому человеку. В итоге восприятия искусства меняется внутренний мир человека, его ценностные ориентации. Художественная форма должна обладать такой структурой, которая воспроизводила бы не только структуру фактов, событий и т. п., но и структуру основных принципов эпохи. Художественная форма и представляет собой результат деятельности, но полученный не из операций с предметами внешнего мира непосредственно, а с уже освоенными духовно-практическим образом предметами, втянутыми в общую совокупную деятельность. Художественный образ не есть продукт созерцания художника, воспринятый зрителем. Он движется и развивается по идеально пересозданным законам человеческой деятельности, предстающим как законы художественной реальности. Поэтому художественная форма способна что-либо создать, лишь, будучи формой, принципом деятельности художника с предметами и ситуациями внешнего мира. Иначе говоря, действительность отражается в искусстве, прежде всего, с точки зрения человека, действующего в этом мире определенным образом.
Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». Содержание объективного процесса и содержание идеи, отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания. Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства. К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести: Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной, коммуникативной функцией. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 400 с.
3. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М. 1962. 271с.
4. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. 496 с.
5. Философский Энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.
Поступила в редакцию 26.01.2012 г.
[1] Философский Энциклопедический словарь. / Гл.редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 621 с.
[3] Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С 276.
«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей
Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.
«Искусство формы»
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.
Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.
Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Материал и текстура
Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.
Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.
Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:
Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.
Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.
Форма
Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:
Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.
Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:
Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.
После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.
Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:
С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:
С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.
Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.
Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.
Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.
Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:
Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.
Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.
Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:
Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.
Экспрессивные формы
Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».
Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.
Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.
Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.
Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.
Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.
Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.
Больше о графическом дизайне
обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
Значение формы в искусстве
ФОРМА
Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственнаяструктурная организация объекта, возникающая в результате содержательногопреобразования материала; так же это внешнее или структурное выражениекакого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческойдеятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несетв себе ценностно-ориентированную информацию.
Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость,мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой.
Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют:
Закономерности пропорционального построения выясняются по аналогии с природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:
Многообразие форм
Всё, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.
Форма — это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
Выразительность формы становится главной при её первичном восприятии.
Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно находится в определённом эмоциональном состоянии, чем когда оно имеет правильные формы и совершенно спокойно.
Чувство формы
Совершенство изобразительной формы
Реферат: Форма и содержание в искусстве
Название: Форма и содержание в искусстве Раздел: Рефераты по культурологии Тип: реферат Добавлен 04:07:02 02 октября 2005 Похожие работы Просмотров: 5234 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |