значение формы в искусстве

Значение формы в искусстве

Содержание и форма в искусстве

Тукаева Роза Абдулхаевна,

ассистент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тему. В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.

Раз в содержание включаются все внутренние процессы, составляющие данное явление, то их практическое многообразие бесконечно. Для нашего познания важно, какие связи я отношения предмета мы исследуем. От этого зависит и наше знание об объективном содержании. Определяющие связи и отношения предмета вызывают ту или иную форму организации и проявления. Кроме того, здесь вы­ступает основная особенность нашего познания — «огрублять» действительность сообразно тому, что нужно человеку. Содержанием познания о данном явлении являются те связи и отношения, которые человек на данном этапе своей практической дея­тельности мог отразить.

Чтобы подчеркнуть специфику содержа­ния и формы по сравнению такими, например, категориями, как сущность и явление, качество и количество, мы не можем удовлетвориться тем общим определением, которое было дано выше. Процессы, которые составляют данное содержа­ние, могут быть сущностными и несущностными (в данной активной системе связей и отношений).

и академического вокала. Школа пения. Любой уровень

Запчасти TOYOTA Rav 4

Целостное содержание по отношению к внутренней форме проявляется двоя­ко: и как качество и как количество. Внутренняя форма как интимное проявление содержания, со своей стороны, есть переход к качественному определению явления в целом, к внешней форме. Внеш­няя форма есть непосредственный контакт явления со всей окружающей средой. Она является продук­том как самодвижения явления, так и воздействия внешних, зачастую случайных явлений. Внешняя форма в природе есть продукт спонтанного развития под действием среды (например, форма скалы, раз­рушающаяся от воздействия ветра или воды), но в конце концов определяется законами материала и его структурой. В обществе прибавляется мастерст­во людей, их творческая индивидуальность.

Если обратиться к произведению К.Малевича «Черный квадрат», то мы заметим, что автор работы свел форму до абсолютного нуля. Квадрат является формой. Это геометрическая фигура, которая выглядит и реалистичной и абстрактной одновременно. Это и живопись, и графика. Это произведение, в котором форма одновременно является и его содержанием, где изображен черный квадрат и больше ничего. Мы имеем дело с универсальной художественной формой, в этом и гениальность полотна.

Искусство представляет собой уникальный способ передачи богатого духовного опыта каждому человеку. В итоге восприятия искусства меняется внутренний мир человека, его ценностные ориентации. Художественная форма должна обладать такой структурой, которая воспроизво­дила бы не только структуру фактов, событий и т. п., но и струк­туру основных принципов эпохи. Художественная форма и представляет собой результат деятель­ности, но полученный не из операций с предметами внешнего мира непосредственно, а с уже освоенными духовно-практиче­ским образом предметами, втянутыми в общую совокупную деятельность. Художественный образ не есть продукт созерцания художника, воспринятый зрителем. Он движется и развивается по идеально пересозданным законам человеческой деятельности, предстающим как законы художественной реальности. Поэтому художественная форма способна что-либо создать, лишь, будучи формой, принципом деятельности художника с предметами и ситуациями внешнего мира. Иначе говоря, действительность от­ражается в искусстве, прежде всего, с точки зрения человека, действующего в этом мире определенным образом.

Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». Содержание объективного процесса и содержание идеи, отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания. Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства. К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести: Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной, коммуникативной функцией. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.

1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 400 с.

3. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М. 1962. 271с.

4. Шеллинг Ф.В. Филосо­фия искусства. М., 1966. 496 с.

5. Философский Энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Поступила в редакцию 26.01.2012 г.

[1] Философский Энциклопедический словарь. / Гл.редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 621 с.

[3] Шеллинг Ф.В. Филосо­фия искусства. М., 1966. С 276.

Источник

«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей

Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

«Искусство формы»

Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.

Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.

Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.

Из материала вы узнаете:

значение формы в искусстве

Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.

Материал и текстура

Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.

Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.

Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:

значение формы в искусстве

Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.

значение формы в искусстве

Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Форма

Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:

Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.

Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:

значение формы в искусстве

Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.

После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:

значение формы в искусстве

С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.

значение формы в искусстве

Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.

Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:

значение формы в искусстве

Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.

Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.

Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Экспрессивные формы

Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».

значение формы в искусстве

Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.

Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.

значение формы в искусстве

Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.

значение формы в искусстве

Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.

Больше о графическом дизайне

обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media

Источник

Значение формы в искусстве

ФОРМА

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственнаяструктурная организация объекта, возникающая в результате содержательногопреобразования материала; так же это внешнее или структурное выражениекакого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческойдеятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несетв себе ценностно-ориентированную информацию.

Та же закономерность и целесообразность присуща вещам предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость,мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой.

Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют:

Закономерности пропорционального построения выясняются по аналогии с природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:

Многообразие форм

значение формы в искусстве

Всё, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Форма — это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

значение формы в искусстве

Выразительность формы становится главной при её первичном восприятии.

Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно находится в определённом эмоциональном состоянии, чем когда оно имеет правильные формы и совершенно спокойно.

Чувство формы

Совершенство изобразительной формы

Источник

Реферат: Форма и содержание в искусстве

2.2 Различные аспекты содержания

3.2 Художественный язык произведения искусства

3.3 Жанр – компонент художественной формы

Взаимоотношение Содержания и Формы – типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними. (Философский словарь.М.Политиздат,1991).

Вся история искусства свидетельствует о том, что художественная ценность и сила воздействия произведений искусства во многом зависят от выразительности художественной формы и от её соответствия содержанию произведения. Это обусловлено тем, что в художественном отображении действительности решающая роль принадлежит художественной форме, а определяющая – содержанию произведения.

Тема “форма и содержание” мне показалось наиболее инересной в связи с темой моей диссертации: Я рассматриваю понятие завершенности в изобразительном искусстве. А завершенность, как известно возникает из чего-либо, на основе чего-либо. В данном случае форма, переходящая в содержание, и наоборот является тем, что позволяет нам говорить о завершении, созавершении произведения. Я думаю, что чисто искусствоведческие категории недостаточно выражают проблему. Поэтому рассмотреть проблему формы и содержания с философской точки зрения мне показалось актуальным.

Искусство и действительность

/А. Банфи. Философия искусства стр.34/

/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/

Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и выразительности.

/А. Банфи. Философия искусства стр.186/

Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты- спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты.

/А. Банфи. Философия искусства стр.189/

Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей. Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.

СОДЕРЖАНИЕ В ИСКУССТВЕ.

Идеализм и материализм

Это абсолютное искусство.

Абсолютное искусство проходит три стадии :

2. Живое произведение

/Гегель. Сог. Т.4 стр.399/

Различные аспекты содержания

На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью, нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу. Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой эстетическую и художественную ценность.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к действительности выражается ценность предмета или является для индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной их значительностью для целостной личности. В художественном содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской, социально – психологической позиции человека.

Художественный язык произведения искусства.

Жанр – компонент художественной формы.

3. В соответствии с обособлением и увеличением значения некоторых особых общественных функций стремление к украшению жизни начинает оказывать воздействие и на искусство.

Единство формы и содержания.

В искусстве нет готового содержания и готовой формы в их разъединённости, а есть взаимное процессуальное составление в акте творчества и не раздельное существование в произведении как результате творческого процесса.

Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и образна уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее соответствующей замыслу.

Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в первом смысловом уровне внутренней формы – в общей композиции и произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на плоскости холста, бумаги «композиционной доменанты», организующего ядра, определяет основных «героев» и предметы окружающей обстановки; вместе с тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных технических приёмов художника.

Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства, так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и чувства пластико – пространственными средствами композиции и передают их зрителю.

В пластический уровень композиции в живописи включаются так же светоцветовые отношения.

Определить форму и содержание явления – значит исследовать его.

/Гегель, Сог,т. 1 пораг.133, М – Л., 1933г. тср.224/

Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства.

К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести:

1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме.

2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения.

3. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной коммуникативноц функцией.

4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.

1. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.:”Мысль”1981г.-247с.

2. Горанов К.Содержание и форма в искусстве. М.:”Искусство” 1962г. –271с.

4. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.:”знание” 1976г.- 64с.

7. Ваислов В. Содержание и форма в искусстве. М: “Искусство” 1956 г. – 370 с.

8. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр

9. Ваисло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.

10. Тэн Н.А. Филосифия искусства.

12. Вопросы философии 1994 №4 Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля.

13. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Форма и содержание в искусстве
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат Добавлен 04:07:02 02 октября 2005 Похожие работы
Просмотров: 5234 Комментариев: 21 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать