значение трудового стажа в праве социального обеспечения его наличие
Трудовой стаж, его виды и значение в социальном обеспечении
Введение
Одним из важнейших правовых актов, с которым законодатель связывает возникновение правоотношений в сфере социального обеспечения, является справка о трудоустройстве. Его наличие влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Подтверждение трудовой деятельности является не только одной из основ права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по инвалидности; пенсии по возрасту. Возникают следующие вопросы: Сколько лет стажа необходимо для получения пенсии по старости? Учитывается ли стаж работы за границей? Прерывает ли работа по гражданскому контракту непрерывный стаж? И многие другие.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы трудовое законодательство стремительно меняется, что может оказать влияние и на правовое регулирование стажа.
Актуальность исследования также подтверждается необходимостью рассмотрения эволюции законодательства о стаже.
Понятие стажа и виды стажа
В настоящее время институт стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить как упорядоченное регулирование законодательных и подзаконных актов.
Во-вторых, это юридические акты.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция на 01.01.2014). Однако Трудовой кодекс РФ не регулирует ни порядок исчисления стажа, ни его определение.
В-третьих, это подзаконные нормативные акты: постановления Правительства Российской Федерации.
В-четвертых, существуют десятки актов министерств и ведомств.
Регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений, в частности, трудового стажа, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На правовое регулирование института стажа направлен ряд разноуровневых нормативных актов. Хотя это скорее недостаток, чем преимущество.
Прежде всего, недостаток проявляется в том, что чем больше актов, тем больше противоречий и «нестыковок». Ряд устаревших нормативных документов все еще действует.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы с их применением на практике. Это влияет не только на работу и деятельность судов и судебных чиновников, но и, что самое главное, на простых граждан. Как показывает общий опрос, до 90% граждан не знают, что понятие «страховой стаж» заменено понятием «профессиональный стаж», не понимают порядок исчисления стажа. И это напрямую связано с их правами на социальное обеспечение. Большинство респондентов определили важность трудового стажа как основы для назначения пенсии.
Конкретное время обслуживания
Однако старое право, известное как «специальный стаж», осталось в новом пенсионном законодательстве. Однако законодательное собрание пошло по пути сокращения пенсионных выплат. При этом пенсии за выслугу лет и льготный метод подсчета стажа освобождаются от действия нового закона. Новый закон сохраняет прежние правила исчисления специального стажа, основанного на особых условиях труда, включая стаж и особые социальные условия. Предполагается, что в будущем она будет регулироваться специальным законом о трудовых пенсиях.
Специальный стаж, то есть суммарная продолжительность определенной работы (службы), учитывается при назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет.
Специальный стаж учитывается, например, при определении
Законодательством также предусмотрены другие случаи учета особых периодов службы.
Страховой и специальный стаж неотделимы от назначения пенсии; время назначения пенсии и ее размер полностью зависят от продолжительности этих видов стажа.
Особый период службы включает лишь очень ограниченную общественно полезную деятельность. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный стаж устанавливается правовыми актами, предписывающими порядок исчисления стажа для отдельных категорий граждан.
Стаж также является особым видом стажа. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста, при условии увольнения с работы, в связи с которой назначена пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на получение пенсии по старости, достаточно широк. К ним относятся:
В настоящее время законодательство о спецслужбах находится в процессе реформирования. Реформа обязательной пенсионной системы предусматривает переход к финансированию трудовых пенсий через профессиональные пенсионные схемы. Отныне работодатели должны будут уплачивать страховые взносы по повышенному тарифу за каждого работника, работающего в особых условиях труда, с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих профессиональный риск. Право на пенсию для тех, кто работал в тяжелых и вредных профессиях, зависит от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной схеме.
Доказательства страхования
Более краткое определение страхового стажа дано в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается общая продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Введение и закрепление понятия «страховой стаж» в полной мере отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая заключается в переводе всей пенсионной системы на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только фактически уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «О трудовых пенсиях» в страховом стаже учитываются:
Помимо вышеуказанных периодов работы и (или) иной деятельности, засчитывается также следующее:
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествуют и (или) за ними следуют периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальное отличие нового законодательства заключается в том, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно только пяти лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Непрерывный учет деловой активности
Бесперебойное обслуживание имеет ряд ключевых отличий от страхования и специального обслуживания.
Во-первых, трудовой стаж не учитывается при определении размера пенсии или даты начала выплаты пенсии.
Во-вторых, рассматриваемый вид службы не должен превышать установленные пределы времени, в течение которого трудоспособный работник не выполнял никакой трудовой деятельности и не предпринимал никаких действий по поиску работы. Это условие имеет решающее значение для непрерывности обслуживания.
Юридическое значение непрерывного стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, то есть продолжительность непрерывного стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости от непрерывного трудового стажа одиноким матерям также устанавливаются социальные выплаты. Особый порядок применяется при выплате пособий по уходу за больными детьми. Так, пособие по уходу за больным ребенком составляет от 60 до 100 процентов (точный размер определяется в зависимости от продолжительности непрерывного стажа). Северная надбавка» определяется на основании стажа непрерывной работы.
В настоящее время существует многоуровневый набор правил для подсчета непрерывного стажа.
Как правило, работник, уволенный в связи с истечением срока действия трудового договора, сохраняет стаж, если перерыв между датой увольнения и датой поступления на новую работу составляет не более одного месяца. Например, если работник уволен 5 января (последний день работы), его стаж не прерывается, если он приступает к новой работе не позднее 6 февраля.
Согласно действующему законодательству, непрерывный стаж работника прерывается, если он дважды в течение года увольняется без уважительной причины. Если сотрудник увольняется по уважительной причине в первый и/или второй раз, его непрерывный стаж не прерывается, если период между датой увольнения и датой поступления на новую работу не превышает установленного срока непрерывного стажа.
Согласно этому правилу, трудовой стаж суммируется независимо от продолжительности перерыва в работе и мотивов увольнения, за исключением увольнения за виновные действия.
Работа по договору подряда выполняется на основании гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с правилами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации «Подряд». Работа, о которой идет речь в правилах, подразумевает выполнение трудовых функций работником по трудовому договору, заключенному в соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации. Что касается других видов деятельности, перечисленных в Правилах и засчитываемых в непрерывный стаж, то работа по договору подряда не входит в указанный перечень.
Таким образом, работа по договору субподряда не включается в непрерывный стаж для получения государственных пособий по социальному обеспечению.
Расчет стажа работы
Период страхового стажа всегда рассчитывается в календарном порядке, то есть все периоды, входящие и включаемые в страховой стаж, считаются по факту продолжительности. При исчислении страхового стажа учитываются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, таким образом, чтобы страховой стаж в соответствующем календарном году составлял один полный год. Работа на водном транспорте во многих регионах нашей страны выполняется некоторыми сотрудниками только в период судоходства. Продолжительность навигационного периода зависит от климатических условий в районах расположения водных путей. Например, навигация в средней полосе страны начинается раньше и заканчивается позже, чем в северных районах. К таким работникам относятся экипажи морского и речного флота, персонал бортовых ресторанов, столовых, кухонь, медицинский персонал и некоторые другие. Независимо от продолжительности периода отгрузки, он считается рабочим годом, если сотрудник работал в течение всего периода отгрузки. В случаях, когда работа не продолжалась в течение всего навигационного периода, она включается в стаж в соответствии с ее фактической продолжительностью, независимо от причин, по которым работа не была начата с начала навигационного периода или закончена до его окончания.
Список сезонных работ и сезонных производств, работа на предприятиях и в организациях независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 года.
Подтверждение страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР. Страховой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, может быть подтвержден двумя способами в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в государственном пенсионном страховании» от 1 апреля 1996 года.
Первый способ: документами, подтверждающими любую страховую деятельность, а также любые другие периоды, учитываемые в страховом стаже.
Заключение
Расчет страхового стажа производится в календарном порядке. Для исчисления трудового стажа отдельным категориям граждан, например, работникам на работах с особыми условиями труда, летному составу гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам помимо общих правил исчисления предусмотрены собственные правила исчисления периодов работы, включаемых в трудовой стаж. Подтверждение стажа зависит от того, какие периоды необходимо подтвердить:
Несмотря на то, что на сегодняшний день законодатель предусмотрел различные виды работ, профессий и должностей, которые связаны с особыми условиями труда и предусматривают досрочное назначение пенсии, существует недостаток информации о пенсионном обеспечении работников, осуществляющих такую деятельность.
Другими словами, не хватает специализированных методических пособий, которые давали бы всем гражданам доступную и понятную информацию об их правах в области пенсионного обеспечения. И поскольку существует такая проблема, многие граждане упускают свой ранний выход на пенсию.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
3.1 Трудовой стаж и его значение в социальном обеспечении
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа: 1)
общий трудовой стаж; 2)
специальный трудовой стаж; 3)
В случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору будущего пенсионера.
В общий трудовой стаж включаются: 1)
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; 2)
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; 5)
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; 6)
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в п.
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 1 0 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; 3)
женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; 4)
женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; 5)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 6)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 7)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 8)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет: 9)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 10)
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 11)
мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; 13)
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 15)
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженернотехническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет; 16)
лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста; 17)
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 18)
мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 19)
лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; 20)
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; 21)
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочно указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Следует отметить, что условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2002 г.
Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста,
установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, назначается также в соответствии со ст.28 Закона о трудовых пенсиях следующим категориям граждан: 1)
женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины; 2)
женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; 3)
инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 4)
инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет; 5)
гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; 6)
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. 7)
мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников- промысловиков.
безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством срока выхода на пенсию.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, включая ОТС, является трудовая книжка, а также другие документы, выданные с места работы, учебы или иной деятельности, включаемой в стаж работы, а также архивные документы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда содержащиеся в ней сведения неточны или неверны, в подтверждение трудового стажа принимаются выписки из приказов, ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета, письменные трудовые договоры, справки и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Если трудовой стаж не может быть подтвержден документально, он может быть установлен по свидетельским показаниям.
СТС учитывается при назначении пенсий на льготных условиях, пенсий за выслугу лет отдельным категориям граждан, т.е.
Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называют выслугой лет.
Действующее российское законодательство выделяет несколько видов специального трудового стажа: 1)
стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом
о трудовых пенсиях (ст.27-28 Закона о трудовых пенсиях выше рассмотренные); 2)
стаж государственной гражданской службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении; 3)
военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом о пенсиях для военнослужащих.
Стаж на отдельных видах работ можно подразделить на два вида:
а) стаж, который дает право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости при условии, что на 1 января 2002г. у лица, претендующего на установление пенсии, имеется не менее половины требуемого специального стажа.
б) стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости безотносительно к продолжительности имеющегося на 1 января 2002г. специального трудового стажа.
Согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.
Военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ.
Это относительно новый вид трудового стажа, введенный в связи с осуществлением пенсионной реформы в нашей стране. С 1 января 1997г вступил в действие ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения», в статье 1 которого впервые было дано определение страхового стажа.
При полном отсутствии страхового стажа устанавливаются государственные пенсии.
Периоды работы и (иной) деятельности, включаемые в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Закона о трудовых пенсиях: 1.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. 2.
Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1, выполнявшие застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях следующие иные периоды: 1)
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; 2)
период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3)
период ухода одного родителя за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4)
периоды получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5)
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6)
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. 7)
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; 8)
период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовала и (или) за ними последовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), засчитываемые в страховой стаж.
В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный период.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданам из числа космонавтов, получающим и пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. 3.2