знакомство с методическим кабинетом доу таблица разделы выставки пособия
Организация методического кабинета в ДОУ.
Марина Денисенко
Организация методического кабинета в ДОУ.
Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства,взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Чтобы успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.
Методический кабинет призван обеспечить:
• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинетаможно разделить на несколько разделов:
• Нормативные и инструктивные материалы;
• Методическая и справочная литература;
• Детская художественная литература;
• Методические материалы, рекомендации;
• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;
• Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.
В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы,связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ,выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Ребенок и окружающий мир;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Дети раннего возраста;
• Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
• Взаимодействие с родителями;
• Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.
Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.
Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.
В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.
В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Тематика выставок может быть самая разнообразная,при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми.Поэтому требования к этому материалу будут следующие:
• Размещен по возможности на одном листе;
• Кратко и четко изложено содержание;
• Оформление должно обеспечивать долговременное использование.
Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.
Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.
Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему «Детям о православных праздниках»«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.
Образовательно-информационная среда методического кабинета Выступление на районном оперативном совещании старших воспитателей (Слайд 1) Я, Скворцова Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ.
Оформление и оснащение кабинета дополнительных услуг «Лаборатория открытий» ДОУ в соответствии с ФГОС На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ Вашему вниманию предлагаю вариант собственного оформления и зонирования рабочего места педагога-психолога в дошкольном образовательном.
Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства.
Отчет о работе районного методического объединения воспитателей младших групп ДОУ за 2017–2018 учебный год Методические объединения – специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога Методическая работа в ДОУ – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения.
Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.
Организация и содержание материалов методического кабинета в детском саду
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:
Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:
Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:
Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:
– нормативные документы;
– портфолио педагога;
– методическая и справочная литература;
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал;
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.
Рассмотрим некоторые из них.
В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.
Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.
Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.
Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
– срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
– творческих работ детей;
– конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.
Раздел 3. Научно– методическая деятельность.
Раздел 4. Творческие находки педагога.
Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.
Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.
В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.
Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.
Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.
Анкета для педагогов
Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.
Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ
Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.
4 блока:
1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.
4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).
Методический кабинет ДОУ-комплекс
При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:
Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.
План работы методического кабинета на 2008-2009 уч.г.
Блок аналитико-диагностического обеспечения
Блок повышения педагогического мастерства
Методическая разработка по теме «Структура методического кабинета»
Выбранный для просмотра документ консультация структура методического кабинета.docx
Консультации для воспитателей
Организация и содержание работы методического кабинета в ДОУ
МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»
Старший воспитатель Е.А. Матрос
Методический кабинет ДОУ – это:
центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт и т.д.); центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства), центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении;
научно-методический центр (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).
Цель методического кабинета:
— Формирование и развитие профессиональных качеств педагогов;
— Создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства;
— Совершенствование творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.
Наряду с общими методическими требованиями к организации содержания и размещения материалов методического кабинета, в каждом дошкольном образовательном учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию и организации работы методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными условиями ДОУ:
1. Видом дошкольного образовательного учреждения;
2. Особенностями контингента воспитанников;
3. Особенностями социального состава семей воспитанников;
4. Ресурсным обеспечением ДОУ: кадровый состав-( педагогические работники), финансирование, программно-методические ресурсы (программы, технологии, формы взаимодействия с детьми. ИКТ, материально-техническая база.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.
1. Нормативные документы.
2. Учебно-методическое обеспечение.
З. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
6. Документация по содержанию работы ДОУ.
Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием
В методическом кабинете целесообразно иметь дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:
· уровни педагогического опыта (лучше по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову);
· классификация ППО (лучше по Ю.К. Бабанскому);
· основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (лучше по Р.Г. Амосовой);
· формы описания ППО.
Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:
· фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
· основные данные его биографии;
· основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
· доклад, представленный на педсовете,
· из опыта работы; выступления на МО;
· конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
· перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
· фотографии деятельности детей;
· сценарии праздничных утренников и развлечений;
· видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
· рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.
Документация по содержанию работы ДОУ
В методическом кабинете обязательно должны быть:
• дубликат образовательной программы и годового плана ДОУ;
• план работы старшего воспитателя на месяц;
• тетрадь протоколов педсоветов;
• документация по работе со школой: договор о сотрудничестве,
информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
• тетради учета материалов, поступающих в методический кабинет;
• перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ;
• результаты диагностики детей и анкетирования педагогов;
• информация о состоянии работы по реализации программ.
Наглядно-иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный).
Учебные средства в ДОУ представлены для воспитателя, для детей; Средства, используемые воспитателем:
Наглядные средства : печатные пособия – отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.; ДВД, СД –диски видеофильмы (как правило находятся в группах), аудиозаписи и др.; пространственные и натуральные объекты: гербарии, муляжи, модели.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован; крупно, ярко, эстетически оформлен. Должна быть определенная система в распределении наглядного материала, причем желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. Так, если методические материалы по теме «Ознакомление с природой» хранятся в папке под номером 5, то и наглядный материал, и детская познавательная литература должны быть на полках под этим же номером.
На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях).
. В образовательном процессе ДОУ широко используются технические средства : диапроекторы, магнитофоны, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, компьютер.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога
Педагогическая литература распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Детскую литературу целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.
Периодические издания желательно группировать по годам выпуска с указанием исходных данных на корешке журнала.
Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.
Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.
В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: «Толковый словарь русского языка» В. Даля, «Словарь русского языка» С. Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.
Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.
В кабинете систематически оформляются выставки: постоянно действующие и эпизодические. Они стимулируют творчество педагогов и родителей, вызывают радостные эмоции у детей. Например, такие как «Осенние фантазии», выставка рисунков и предметов на тему: «Блокадный Ленинград», в подготовке выставки принимали участие дети подготовительной к школе группы и их родители. Большую радость у детей средней группы вызвало участие их родителей в организации выставки «Умелые руки не знают скуки». В методическом кабинете постоянно действует выставка новинок методической литературы, книжных новинок с аннотациями к ним. «Методический вестник» является постоянным стендом, содержит в себе рубрики: «Передовой опыт-школа мастерства»,
этнокалендарь на каждый месяц, приоритетные задачи нового учебного года, план работы ДОУ на год, месяц, графики проведения родительских собраний, расписания ООД, план оперативного контроля. Сезонно оформляется стенд «Знакомьте детей с природой»– методические рекомендации, конспекты, наблюдения на прогулке, художественное слово, иллюстрации; отдельно выделена рубрика «Готовимся к Педсовету». Среди эпизодических выставок можно выделить, например, такие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомство с творчеством писателей» (художников, музыкантов и др.)» и др
Таким образом, при создании (или переоборудовании ) методического кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы:
1. Определить общий принцип расположения материала:
Особенности предметной развивающей среды ДОУ
В нашем ДОУ Материалы по направлениям деятельности могут быть представлены не только в методическом кабинете, но и в других кабинетов специалистов: изобразительной деятельности, кабинет логопеда, также методические материалы располагаются в группах, в кабинете руководителя, В этом случае каталог всех материалов, имеющихся в ДОУ, должен находиться в доступном для каждого педагога месте.
Из вышесказанного можно сделать вывод:
Одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.