знаменитая камуфляжная форма м1942
Военная форма солдат и офицеров Второй мировой войны
Рядовой (1 и 2) в летней полевой униформе образца 1936 г. со знаками различия образца 1941 г. Каска образца 1936 г. и ботинки с обмотками. Полевая экипировка образца 1936 г., практически вся экипировка этого типа была потеряна в первый год боев. Экипировка включает в себя вещевой мешок, скатку с шинелью и плащ-палаткой, продовольственный мешок, патронные подсумки с двумя отделениями, саперная лопатка, фляжка и противогазная сумка. Красноармеец вооружен 7,62-мм винтовкой Мосина образца 1891/30 г. Штык примкнут в обратном направлении для удобства переноски. Показаны бакелитовый медальон (3), саперная лопатка с чехлом (4), алюминиевая фляжка с чехлом (5), патронташ на 14 винтовочных обойм (6). В дальнейшем вместо кожаной экипировки выпускалась брезентовая. В каждое отделение патронного подсумка помещались две пятизарядные обоймы (7). Простоя котелок (8) служил как в качестве кастрюли, так и в качестве миски. Ботинки (9) с обмотками (10). Противогаз БС с сумкой (11). Выступ между глазницами позволял протирать запотевшие изнутри стекла и прочищать нос. Противогаз комплектовался фильтром Т-5.
Кригсмарине (военно-морской флот) Matrosengefreiter, 1943 01 — военно-морская куртка, Железный крест 2 степени, ветеран экипаж знак на левой стороне груди, знаки Matrosengefreiter 02 — Кригсмарине фуражка 03 — военно-морской бушлат 04 — «палубные» брюки 05 — журнал «Сигнал», Июль 1943 06 — табак 07 — сигаретная бумага 08 — «Hygenischer Gummischutz-Dublosan» 09 — сапоги
Рядовой, Люфтваффе, Франция 1944 01 — М-40 шлем 02 — Einheitsfeldmütze М-43 пилотка 03 — М-43 футболка комуфлированная «Sumpftarnmuster» 04 — брюки 05 — лямки 06 — 7,92 мм Маузер 98k винтовка 07 — М-31 breadbag 08 — М-31 котелок 09 — М-39 ботинки 10 — медальон 11 — «Esbit» карманный обогреватель
8 SS-Kavallerie дивизия «Флориан Гейер», лето 1944 года. 01 — М-40 Feldmutze пилотка 02 — М-40 каска с СС значками 03 — полевая куртка 44 — нового покроя, кавалерийские значки на погонах 04 — брюки 05 — М-35 ремень 06 — шерсть рубашка 07 — М-39 лямки 08 — «Флориан Гейер» повязка 09 — шерстяные перчатки 10 — Panzerfaust 60 11 — 7,92 мм Sturmgewehr 44 12 — M-84/98 штык 13 — брезентовые подсумки 14 — М-24 граната 15 — Ваффен СС зарплатная карта 16 — М-31 котелок 17 — М-43 кожаные сапоги 18 — Леггинсы
Капитан (Kapitanleutnant) — подводная лодка командир, 1941 01 — куртка офицерская, Kapitanleutnant знаки различия 02 — Крест Kninght Железного Креста 03 — знак подводной лодки 04 — Неофициальные знаки 1-й и 9-флотилии подлодок 05 — сигареты фуражка Кригсмарине офицеров — 06 07 — кожаные перчатки 08 — кожаный плащ»U-Boot-Päckchen» 09 — сапоги 10 — «Junghans» 11 — военно-морской бинокль
Партизан Крестьянского батальона (Bataliony Chlopskie), Польши, 1942 01 — wz.1937 «rogatywka» фуражка 02 — куртка 03 — брюки 04 — сапоги 05 — импровизированная повязка 06 — 9 мм MP-40 SMG
Форма советского командира танка, 1939 01 — брезентовая шапка с наушниками 02 — модель 1935 пилотка с красной звездой 03 — льняной комбинезон 04 — холщовый мешок для противогаза 05 — офицерские сапоги 06 — кабура для 7,62 мм Нагана 07 — планшет из кож.зама 08 — офицерский ремень
Форма польской пехоты 1939 01 — wz.1939 «rogatywka» пилотка 02 — wz.1937 «rogatywka «пилотка 03 — wz.1937 стальной шлем 04 — wz.1936 куртка 05 — жетон 06 — WSR wz.1932 противогаз в брезентовой сумке 07 — средства гигиены 08 — кожаные подсумки 09 — wz.1933 breadbag 10 — кожаный разгрузочный пояс 11 — wz.1938 котелок 12 — wz.1928 штык 13 — складная лопата в кожаном чехле 14 — wz.1933 рюкзак с одеялом 15 — галеты 16 — wz.1931 комбинированный котелок 17 — ложка + вилка комплект 18 — owijacze ремни из ткани, используемые вместо носки 19 — сапоги 20 — GR-31 граната-осколочная 21 — GR-31 граната наступательная 22 — 7,92 мм Маузер 1898a винтовка 23 — 7,92 мм патроны обоймы 24 — WZ. 1924 штык 25
С Францией все довльно просто
Хоть и прошло уже 18 дней, позволю сделать себе пару замечаний.
1. На ефрейторе (хотя, лычка для ефрейтора мне кажется широковатой, более похожей на ст.сержанта. но это же не фото, а рисунок, так что неважно) офицерская гимнастёрка обр.1943 г., так как на гимнастёрках рядовых и мл.комсостава карманы отсутствовали. Только осенью 1944 г. разрешили использовать б/у офицерскую форму.
Шлемы СШ-40 (и внешне почти неотличимые СШ-39) стали широко использоваться ещё до войны. Уже в 1941 г. СШ-36 был уже достаточно редким в войсках.
2. Знаки различия обр.1941 г. это просто полевые знаки различия обр.1940 г., введённые в 1941 г.
Полевая куртка (фельблузе) не М-35, а М-36.
6. Униформа РОА. Она вообще разной была, и шеврон РОА на разных рукавах носился. Не журнал «Новая жизнь», а газета «Новое слово»
C D E F соответственно 3-я, 9-я, 34-я и 1-я пехотные дивизии.
11. Это форма лейтенанта спецназа Х-й флотилии торпедных катеров Республики Сало
12. Не Ваффен СС зарплатная карта, а расчётная книжка Ваффен СС, и не леггинсы, а гамаши:)
18. Форма лейтенанта НКВД изображена неправильно (реконструкция, видимо). Судя по нарукавным звёздам это политработник РККА (старший политрук), однако форма и петлицы соответствуют лейтенанту ГУГБ НКВД, но тогда звёзды лишние и не хватает нарукавных шевронов НКВД
Это не считая ужасного перевода:)))
В 1944 г. наряду с барабанным магазином для ППШ-41 начал выпускаться рожковый 35-зарядный магазин, подходящий также и для ППС-43
Как владелец ППС-43 СХП могу с увереностью заявить что от ППШ магазин не подходит абсолютно
Забыли и переврали чутка.
Нормальный чехол ниже.
Но за пост спасибо)
я с детства думал что это термос или нечто другое, но никак не противогаз =)))
Такое ощущение, что это корявый перевод.
А кто-нибудь сравнивал по себестоимости форму?
» Из-за нехватки алюминия, в войсках встречались стеклянные фляжки с пробковой пробкой (8). Стекло фляжки могло быть зеленого или коричневого цвета, а также прозрачное».
Стеклянные фляги появились ещё в 1932 году, закрывались они «корковой» пробкой.
Где женская военная форма?
Самое интересное, это наличие презервативов у моряков Kriegsmarine (под номером 8)
^^
Экспериментальные погоны «бутылочной» формы
Повседневные погоны «бутылочной» формы были введены приказом НКО СССР от 15 января 1943 года, аналогичный приказ последовал и в Наркомате Внутренних Дел СССР за № 126 от 18 февраля 1943 года.
Буквально в течение одного-двух месяцев форма погон НКВД была изменена и приведена в соответствие с формой погон, введенных в РККА. Однако, это произошло на месяц позже. С чем это связано, сейчас трудно предположить.
При этом по требованию И.В. Сталина переход на новые знаки различия в РККА, должен был закончен в течении месяца! Для военного времени и огромной армии, это было фантастически сложной задачей! Тем не менее, срок перехода, ввиду сложности снабжения, перенесли всего на 30 дней. Все поступающие на фронт части имели погоны, петлицы донашивали в тыловых районах и округах, и обеспечивались погонами по мере поступления таковых на склады.
НКВД более детально и точно расписал характеристики погон, возможно для того, чтобы руководствуясь приказом, организовать выпуск погон на местах. Благо мощностей и собственных производств у НКВД было в избытке.
В 1944 году с введением изменений в правилах ношения формы бутылочные погоны уступили место общевойсковым погонам шестиугольной формы.
История красивого морского звания «МИЧМАН»
Звание «Мичман» произошло от английского Midshipman – кандидата на первый офицерский Чин, и берет начало с Королевского военно-морского флота Великобритании XVII-XVIII веков.
Несмотря на трудности и опасности, служба в Королевском военно-морском флоте считалась достаточно престижной. Причин у этого было несколько. Среди них – неплохое, даже у матросов, жалование, социальное обеспечение, недоступная большинству тогдашних обывателей возможность побывать в дальних странах. Кроме того, Royal Navy для усердного и способного моряка мог сыграть роль социального лифта, позволяя в определенных границах перемещаться по карьерной лестнице. Начиная с 1677 года, правила королевского флота для повышения до лейтенанта требовали службы в качестве мичмана, а повышение до мичмана требовало нахождения некоторого времени в море. К наполеоновской эпохе эти правила требовали, по меньшей мере, трех лет службы в качестве мичмана или помощника капитана, и шести лет постоянной службы на корабле, морского ценза.
Примерно 50% будущих офицеров, мичманов, были отпрысками знатных и заслуженных морских династий. Естественно, такое положение, и семейные связи, служили хорошим подспорьем для будущего офицера в его продвижении по службе. 27% мичманов были выходцами из дворянских фамилий. Остальные имели происхождение более низкое, о шансов дорасти до лейтенантского чина, у них были не очень велики. Кандидаты в мичманы, или мичманы из знатных семейств широко использовали свои связи, и искусственно повышали свой морской ценз. Эта незаконная практика, позволяла им быстро дорасти до мичмана, а то и обеспечивало производство в лейтенанты, раньше положенного срока.
Форма одежды мичманов, с 1748 года, была почти аналогичной офицерской, со знаками различия мичманов. Мундир подчеркивал, что мичманы, являются джентльменами, и будущими полноценными командирами Королевского флота.
Мичманы, равноценно с другими членами экипажа корабля, исполняли корабельные работы, но вместе с тем, их основной обязанностью была учеба, изучать навигацию и морское дело. Они должны были уметь ставить паруса, обязаны были нести вахту, руководить личным составом корабля, командовать батарейными расчетами, и небольшими судами, шлюпками. Некоторые успешные мичмана становились штурманскими помощниками. Все усиленно учились и готовились к экзамену на офицерский чин, и с разрешения капитана исполняли, обязанности вахтенного офицера. Старший помощник капитана, проводил уроки с мичманами по математике, навигации и управлением кораблем. На более больших судах, с мичманами занимался специальный учитель, с правами мичмана, но сам при этом, был гражданским человеком.
Прежде чем стать офицером Королевского флота, мичман должен был сдать специальный экзамен. Будущему лейтенанту Королевского флота, должно быть при этом не менее 19 лет. Что быть допущенным к экзамену, кандидат в офицеры предоставлял комиссии доказательства своей службы, которые включали бы аттестации его командиров (естественно положительные). Однако большинство мичманов стремилось сдать экзамен на лейтенанта в 17 или 18 лет (а типичный возраст мичмана в то время был между 15 и 22 годами). Экзамен принимал совет из трех капитанов флота.
Вопросы на экзамене не были формальными (или стандартными), и характер задаваемых вопросов, зависел от личности принимающих экзамен капитанов. От будущего лейтенанта ожидалось что он может отлично управлять кораблем, знать навигацию, наблюдать за заездами, дабы определить курс и местоположения корабля, и вообще, квалифицирован, как офицер, и как моряк.
Неудача на экзамене, означала, еще 6 месяцев морской службы, прежде чем можно было повторить попытку сдать зачеты на офицерский чин, но случались, были и пожилые мичмана, так и не выдержавшие его до самого увольнения. Успешно прошедшие испытание, находившиеся в ожидании повышения, часто назначались помощниками капитана, и несли вахту в качестве заместителей лейтенантов. Мичман, ставший помощником капитана, при этом получал прибавку к жалованью.
Военно-морских училищ у англичан не существовало до 1733 года. Именно тогда в Портсмуте была основана Королевская военно-морская академия (Royal Naval Academy). Однако в Англии существовала традиция превосходства практического опыта над теоретическими знаниями. До 1806 года Королевская военно-морская академия особой популярностью не пользовалась – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих сыновей сразу на корабли.
Мичманы, были основным резервом пополнения офицерского корпуса. С ранних стадий службы им давалась номинальная власть над старшими и гораздо более опытными моряками, «для приобретения командных навыков».
Начиная с 19 века, будущие офицеры флота все больше стали учится в военно-морских учебных заведениях. Кандидаты в офицеры теперь проходили учебу в стенах альма-матер на протяжении 4 лет, и два стажировались на кораблях в морях, после чего производились в офицерский чин. Далее, практические плавания сократили до 1 года.
Звания или чины, эквивалентные званию «Мичман» существовали и существуют во многих флотах мира. В основном, мичманами являются курсанты или кадеты военно-морских училищ.
В России, а точнее в Российской империи, первые мичмана появились в 1716 году, изначально как унтер-офицеры (по современному – сержанты), но уже в 1732 году, чин «Мичман», стал первым обер-офицерским чином Российского Императорского флота, таковым он и оставался до 1917 года. Исключая короткий период с 1751 по 1758 года, когда служебное положение мичмана опять понижали до унтер-офицера.
Как правило, мичманами в русском флоте становились Гардемарины, выпускники Гардемаринской роты. Подготовка офицера русского флота в начале и в середине 18 века, стартовала со Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), а в последующем, Академии Морской Гвардии (Морской академии), и Гардемаринской роты, откуда и выходили на флот, молодые офицеры-мичманы.
С 1906 года, успешно закончившее обучение в Корпусе Гардемарины, становились не Мичманами, а Корабельными гардемаринами. Что бы стать полноценными офицерами, им предстояло пройти годичную практику на действующем флоте, и только после положительной аттестации от своих командиров, молодой человек производился в мичманы.
Неспособные к службе на кораблях, становились поручиками по Адмиралтейству. С 1913 года, в чин «Мичман», а точнее «Инженер-Механик Мичман» начали производить и выпускников Морского Инженерного училища (МИУ), ведущего подготовку инженеров флота (до этого птенцы этого училища носили армейские чины).
Знаками различия мичманов служили погоны золотистого цвета, с одним черным просветам и кантами, и эполеты с одной звездой серебристого цвета, с 1909 года мичманы на погонах стали носить две звезды.
С началом Первой Мировой войны, или Великой войны 1914 года, с ростом потребности офицеров на действующий флот, подготовку Мичманов упростилась. Помимо МКК и МИУ, офицеров на флот готовили Отдельные Гардемаринские классы, Школа мичманов военного времени или Курсы Гардемарин флота. В 1917 году, на флоте были отменены погоны, и введены нарукавные нашивки по образцу английского флота. Мичману, таким образом, были присвоены нарукавные нашивки, состоящие из одного широкого золотистого галуна в 3/4 с завитком и одного узкого золотистого галуна без завитка.
В ходе революционных событий в России, чины и звания на флоте, были упразднены. Упразднён был и чин мичмана. Об этом звании, вспомнили в СССР только перед Великой отечественной войной, в 1940 году, а точнее его ввели постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ и морских частей пограничных и внутренних войск. Как видим, мичман опять стал старшинским званием, как некогда, Петр Великий, предназначал мичманов, как унтер-офицеров. На советских мичманов возлагались обязанности, которые до революции в Российском императорском флоте, исполняли Кондукторы флота.
К кондукторам флота причислялись: старшие боцманы, старшие береговые боцманы, артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, сигнально-дальномерные, авиационные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванерные и санитарные кондукторы, кондукторы-электрики, шкиперы, старшие баталеры, старшие минно-артиллерийские содержатели и старшие машинные содержатели. Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов, как и советские мичманы. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и были главными среди остальных кондукторов корабля. В их обязанности входило наблюдение за порядком и наружной чистотой корабля, в их подчинении находилась вся корабельная команда. На кораблях у кондукторов имелась своя кают-компания. В Кондукторы флота производили способных заслуженных унтер-офицеров при положительной аттестации и сдачи специального экзамена.
В молодом, Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, обязанности бывших царских Кондукторов флота, были возложены на Главных старшин, а потом на Главных боцманов. Главные боцманы были высшей категорией среди цепочки старшинских должностей в РККФ, а потом Морских Сил РККА. Знаки различия Главных боцманов, были потом присвоены Мичманам.
Камуфляжная форма Вермахта и войск СС
Весь камуфляж Третьего рейха можно было разделить на две группы: камуфляж, используемый в вермахте, и в войсках СС. При этом различить его было очень просто, рисунок камуфляжа вермахта включал в себя параллельные линии — так называемый эффект дождя, а на камуфляже войск СС «эффект дождя» просто отсутствовал. При этом все рисунки камуфляжа обладали «растительно-древесными» названиями по типу рисунка: Eichenlaub (дубовые листья), Platanen (листья платана) и тому подобные.
В настоящее время достаточно широко распространено заблуждение относительно того, что первенство в использовании камуфлированной униформы принадлежит войскам СС. Пожалуй, в отношении специализированной униформы — приоритет этих войск нацистской Германии действительно существует, однако первые камуфлированные плащ-накидки появились еще в итальянской армии в 1929 году, а знаменитая камуфлированная накидка «Zeltbahn» стала общепринятой в немецкой армии еще с 1931 года, то есть еще до создания войск ваффен-СС.
Самым ранним видом камуфляжа, который немцы использовали в годы Второй мировой войны, стал Нeerres-Splittermuster-31. Его появление датируется еще июнем 1930 года, когда появилась треугольная накидка Dreieckszeltbahn, замененная с 1931 года в войсках на серую накидку Viereckige Zeltbahn, обладавшую прямоугольной формой. Тогда и родилась известная теперь накидка «Zeltbahn-31», которая, вероятно, стала самой массовой камуфляжной формой одежды в истории. Данные накидки имелись почти у всех солдат Вермахта, Люфтваффе, войск СС, береговой артиллерии Кригсмарине и даже полицейских. Данные накидки отличались наличием камуфляжа под названием «Нeerres-Splittermuster». Главной характеристикой данного камуфляжа были мелкие вертикальные штрихи — «Strich», которые были нанесены поверх традиционных камуфляжных пятен. При этом пятна разной геометрической формы, используемые на этом камуфляже, относились к различным типам разрушающего камуфляжа, который использовался еще во время Первой мировой войны. Как отмечают специалисты, на практике данная схема была не особенно эффективной — на расстоянии разноцветные пятна просто сливались в один цвет.
Многие исследователи не склонны относить накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, подчеркивая, что из них очень часто сооружались тенты и палатки, на худой конец их могли носить для защиты от непогоды, однако не для маскировки на местности. В то же время противоположную точку зрения, согласно которой накидки все же использовались именно в качестве маскировочной одежды, подтверждают многочисленные фотографии, а также воспоминания самих ветеранов войны.
Стоит отметить, что долгое время в Германии просто не задумывались над выпуском специальной камуфлированной униформы. В те годы цвет хаки и его немецкий аналог — серо-полевой эквивалент фельдграу (feldgrau) во всем мире считались очень практичными. Однако в руководстве СС посчитали, что данного камуфляжа недостаточно. Им требовался такой вид камуфляжа, который позволял бы бойцам не просто растворяться на фоне различных пейзажей, но и не терял бы своих свойств в зависимости от разных погодных условий и сезонных изменений, к примеру, таких как опавшая пожелтевшая листва. В итоге первые варианты нового камуфляжа были испытаны полком «Германия» в 1937 году, а в июне 1938 года были одобрены лично Гимлером.
Удивительно, но накидки Zeltbahn-31 практически десятилетие оставались единственным вариантом камуфлированной одежды вермахта (не ваффен СС), пока в 1942 году в войсках не начали появляться куртки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны куртки и чехлы имели камуфляж, который был аналогичен тому, что был на накидках Zeltbahn-31, а другая сторона была белого цвета, под цвет снега. При этом появление камуфляжа в частях и соединениях вермахта было инициировано именно распространением камуфляжа в войсках СС.
Камуфлированные куртки вермахта и войск СС обладали очень свободным покроем, что позволяло носить их поверх стандартного обмундирования. По бокам в куртках были сделаны большие вертикальные прорези, которые обеспечивали доступ к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также открывавшие доступ к карманам мундиров. В нижней части рукавов этой блузы-анорака были вздержки с резинками или со шнурками, хлястики, по талии шли кулиски со шнуром. Передний разрез можно было зашнуровать от середины груди к горлу, воротник на этой блузе заменял капюшон со шнуровой затяжкой. Подол часто подворачивался. Со временем на блузу-анорак добавили просторные карманы с клапанами на пуговицах, нагрудные прорези также решили прикрыть клапанами. На самых поздних моделях — на плечах спереди и сзади, как и на рукавах — появились нашитые лесенкой шлевки, которые предназначались для крепления в них веток или пучков травы для еще большей маскировки на местности.
Пятнистые блузы начали появляться в войсках СС еще в 1938 году, постепенно подобной одеждой, а также камуфляжными куртками и рубахами обеспечивались части всех родов войск в Германии. Блузы-анораки, которые надевались через голову поверх кителя, первоначально выпускались из хлопчатобумажной ткани с небольшим добавлением в состав вискозы. Так как горловина, манжеты и пояс затягивались при помощи шнурков, это придавало блузе характерный мешковатый вид, это только усиливало маскирующие свойства и предохраняло мундир, поверх которого и надевалась, от грязи и механических повреждений. Вплоть до 1940 года камуфляжный рисунок наносился на ткань вручную с помощью трафарета, такой метод существенно замедлял производство, однако когда удалось перевести производство на машинный способ печати рисунка, выпуск значительно вырос. К июню 1940 году в части СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз, а еще 30 тысяч было выпущено к сентябрю того же года.
Армейские камуфляжные блузы шились из палаточной ткани с «размытым» или «оскольчатым» рисунком, с белой или бежевой изнанкой. Всего в войсках СС имелось порядка 7 различных разновидностей рисунка камуфляжа. При этом каждый был выполнен в темной и светлой гаммах с обеих сторон полотна. Чаще всего рисунок представлял собой россыпь небольшого размера пятен с округлой или неправильной формой, с размытым или четким контуром. В целом рисунок был похож на ковер из опавших листьев на фоне травы или земли. Точно такая же мелкопятнистая ткань шла на эсэсовские плащ-палатки. После оккупации немцами Италии во второй половине 1943 года вермахт и эсэсовские части воспользовались итальянской маскировочной тканью, которая отличалась трехцветным крупнопятнистым рисунком. Данный камуфляж можно было встретить потом и на Восточном фронте, главным образом в дивизиях, которые прибыли с Запада.
Помимо этого, в войсках СС часто вместе с серо-зеленой полевой курткой сочетались также камуфлированные хлопчатобумажные брюки, которые надевались поверх суконных или просто вместо них — они входили в состав полного маскировочного костюма вместе с распашной курткой. У штанов имелся встречный клапан с тремя пуговицами, находящимися на гульфике, скошенные клапаны карманов, немного смещенные вперед, которые застегивались на пуговицу, а по талии и низкам штанин были расположены затяжные тесемки. Куртка, которая входила в этот комплект, больше походила на полевой китель, но с открытым воротником (имелись и другие варианты), при этом знаки различия частей СС на него не нашивались. Однако допускались нарукавный орел и съемные погоны, в жару камуфляжный костюм можно было надеть прямо на нижнее белье.
Помимо этого, для войск СС была создана специальная теплая длинная куртка с меховой подкладкой. Сверху данную куртку покрывала ткань с пятнами зелено-коричневых тонов, на ней было четырех теплых наружных кармана и капюшон на меху. Данную куртку предполагалось использовать в холодное время года, однако речь шла о бесснежном периоде. Специально для зимы камуфляж состоял из серых, белых и серо-синих тонов, которые оформляясь в виде оскольчатого рисунка.
По цветам камуфляж, который использовался в частях СС, делился на три основных типа: оттенки зеленого и багрово-коричневого цвета для летнего периода, темно-серого и светло-серого цветов для весны, коричневого и желтого для осени. Если же говорить о самой раскраске, что она обычно делилась на 5 основных типов, которые, так или иначе, были связаны с растительным миром: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья». При этом, как уже отмечалось выше, подойдя к созданию камуфлированной формы со всей немецкой педантичностью, разработчики предусмотрели вариант с выворачиванием одежды наружу, при этом камуфлированный рисунок на обеих сторонах всегда отличался.
Также из камуфляжной ткани в Германии шили кепи и пилотки, а теплые шапки покрывались специальным материалом, который шел и на пошив пятнистых курток. При этом у солдат ваффен СС были свои чехлы для стальных шлемов, которые были дороже и качественнее, чем чехлы солдат вермахта. Такие чехлы состояли из 14 основных деталей-лоскутов, в то время как обычные армейские имели всего по 5 деталей. На шлем они крепились с помощью специального кармана, который надевался прямо на козырек и трех пружинных крючков по обоим бокам, а также сзади. Ткань также была двусторонней и имела специальные шлевки (петли), предназначенные для закрепления травы или веток. При этом некоторые чехлы дополнительно оснащались пристяжной маской, которая могла скрыть лицо снайпера или наблюдателя. Зимние версии подобных масок выпускались из шерсти и хлопка, что предохраняло немецких солдат от обморожения.
Стоит отметить, что практически вся форма воинских частей СС полностью или частично копировала армейские образцы и модели, а часто просто бралась или закупалась со складов вермахта. Однако это не касалось камуфляжа, в области которого солдаты Гиммлера считались настоящими законодателями мод.