Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний. Структура процесса познания:
Характеристика основных видов познания
— непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон.
— опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Вопросы для характеристики
Интуиция
средства
озарение, наитие, прозрение
формы
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности
внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений. Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний: Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей. Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью. Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий. Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении. Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Особенности социального познания: — субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений); — ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент); — сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход: — устанавливать зависимость между прошлым и будущим; — выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов; — изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости; — рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства: — эмоциональная окрашенность; — осуществляется при помощи образов. Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя). Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Виды, источники знаний. Классификации. Формы знания
Содержание:
Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.
Источники знаний
Выделяют 2 источника знаний:
Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.
Формы чувственного познания:
Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.
Формы рационального познания:
Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.
Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.
Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.
Классификации
В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.
Виды знаний
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.
Одним из видов научного познания является социальное познание.
Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.
Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.
Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.
Контрольно-измерительный (аттестационный) материал по обществознанию по теме «Знание и познание» для 10 класса
Ответы к тесту по теме «Познание».
Выбранный для просмотра документ Тест знание познание.docx
1.Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?
Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верны оба суждения
оба суждения неверны
2.Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
3.Какая из перечисленных наук занимается изучением общества?
4. Верны ли следующие суждения о формах познания?
Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств.
Каждое понятие в сознании человека находится в определенной связи с другими.
верны оба суждения
оба суждения неверны
5. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?
6. Относительная истина, в отличие от абсолютной, является знанием
не проверенным опытным путем
не имеющим теоретического обоснования
не подтвержденным наукой
7. Что из перечисленного характеризует искусство?
поиск теоретических знаний о природе и обществе
эстетическое освоение окружающего мира
практическое освоение окружающего мира
установление сущности природных и социальных явлений
8. Верны ли следующие суждения о научном познании?
Научное познание нацелено на исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе.
Научное познание опирается, прежде всего, на непосредственный жизненный опыт человека.
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. В познании общества, в отличие от познания природы,
не выдвигается гипотез
не используется метод моделирования
истина имеет относительный характер
объект и субъект познания совпадают
10. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
Субъект и объект социального познания совпадают.
Социальное познание стремится к постижению объективной истины.
верны оба суждения
оба суждения неверны
11. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
эстетическое освоение мира человеком
установление закономерностей развития мира
оценивание событий и явлений с позиции морали
накопление, хранение и передача духовных ценностей
12. Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?
выявление закономерностей, обоснование результатов
13. Что из перечисленного ниже отличает научное знание?
использование художественных образов
применение различных методов познания
14. Верны ли следующие суждения о здравом смысле как форме познания?
Здравый смысл опирается на многократно проверенные сведения
Для получения научного знания достаточно здравого смысла
верны оба суждения
оба суждения неверны
15. Учёный-биолог провёл несколько опытов, в результате которых сделал важное открытие. Какой признак научного знания иллюстрирует приведённый пример?
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
2.Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
знание является побочным продуктом практической деятельности
знание существует в форме художественных образов
знание раскрывается в процессе повествования
знание является результатом целенаправленной деятельности
Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений?
4.Общим для науки и художественного творчества является
стремление к осмыслению действительности
стремление к достоверности
формирование чувства прекрасного
5.Непосредственная цель научного познания – это
теоретическое осмысление действительности
практическое применение результатов
создание новых материальных ценностей
развитие интеллектуальных способностей человека
6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.
Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.
верны оба суждения
оба суждения неверны
7. Истина – это знание,
отражающее объективные свойства предмета
отвечающее интересам большинства
проверенное с помощью новых технологий
8. Утверждение «Употребление в пищу чеснока, мёда, отвара шиповника может осенью и зимой предотвратить простуду» является примером
обобщения жизненного опыта
9. Ученик, выполняя задание учителя, исследует закономерности поведения своих одноклассников. Какой из перечисленных ниже методов соответствует теоретическому уровню научного познания?
10. Что характеризует научное познание?
стремление к постижению прекрасного
установление закономерностей развития окружающего мира
оценивание событий и явлений с позиции морали
образное отражение явлений окружающего мира
11. Учёные страны Z обобщили данные исследования музыкальных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного ниже относится к эмпирическим методам научного познания?
выдвижение гипотезы, аргументация
выявление закономерностей, обоснование результатов
анализ, формулирование выводов
12. Предположение, истинность которого не обоснована, принято считать
13. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
эмпирическое описание научных фактов
14. Какой метод используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?
15. Верны ли следующие суждения о познании?
Чувственное познание абстрактно по своему содержанию.
Рациональное познание во взаимодействии с практикой дополняет чувственное познание.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В помощь педагогам обществознания публюкуются контрольно-измерительные материалы по обществознанию по теме «Знание и познание».Данный контрольно-измерительный материал представлен в виде теста. В нем содержаться закрытые задания с вариантом выбота ответа, задания на определение соответствия, заполнения пропуска в схеме. Контрольно-измерительные материалы разработаны с использованием открытого банка заданий единого государственного экзамена по обществознанию. Тест может быть использован как для текущего контроля знаний, так и для проведения промежуточной аттестации учащихся.
Номер материала: 485636
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1) истина; 2) условия достоверности результатов познания; 3) создание материальных ценностей; 4) ступени и формы процесса познания; 5) возможность познания; 6) законотворчество.
Найдите два компонента, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Установите соответствие между видами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
Б) описание внешнего образа предмета
В) формулирование понятия о предмете
Г) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Д) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
5. Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под которыми они указаны.
3) «Чем выше температура, тем больше скорость движения молекул».
5) «Птицы низко летают перед дождём».
6) «В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет».
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что *** (А) всегда даёт абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои *** (Б) на основе неоспоримых *** (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперёд, причём исключена возможность *** (Г) или *** (Д) назад. Однако состояние современной науки, также как и *** (Е) наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так».
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
10. Установите соответствие между формами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) знание является побочным продуктом практической деятельности
Б) знание существует в форме художественных образов
В) знание раскрывается в процессе повествования
Г) знание является результатом целенаправленной деятельности
3) обыденное знание
11. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы теоретического научного познания могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) сбор статистических данных путём анкетирования
3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
4) описание случаев социальной дифференциации населения
5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
16. Установите соответствие между формами ненаучного познания и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) строится на основе условно принимаемых правил и целей
2) выступает предпосылкой, прототипом научного знания
3) несовместимо с имеющимся научным знанием
4) сознательно эксплуатирует домыслы, предрассудки и суеверия
17. Члены «Клуба любителей археологии», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки учёных?
1) версия не была озвучена на научно-практической конференции
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не были опубликованы в научном журнале
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен рад слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В истории общественной мысли можно выделить два противоположных представления об *** (А). Один взгляд сводится к тому, что она объективна, не зависит ни от каких частных мнений.
Найдите два элемента, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
22. Установите соответствие между видами познания и полученными выводами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
А) часть болезней вызвана неправильным питанием
Б) всё живое имеет клеточное строение
В) некоторые черты внешнего облика человека передаются по наследству
23. Найдите в приведённом списке методы теоретического научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
24. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Вся современная наука базируется на сочетании эмпирического и *** (А) уровней познания и использует общие для них методы: *** (Б), синтез, индукцию, дедукцию, моделирование. Характерно также тесное взаимодействие *** (В) и естественных наук. Важнейшей особенностью научного знания является *** (Г) научных знаний. Каждое новое поколение людей не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими *** (Д)»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
28. Установите соответствие между формами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) предсказание грозы по поведению животных
Б) гадание на костях
В) знание раскрывается в процессе повествования
Г) системное и формализованное знание
29. Найдите в приведённом ниже списке характеристики, относящиеся к познанию средствами искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмоциональная окрашенность
4) осуществляется при помощи образов
6) высокий уровень рационализации
30. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
2) обыденное познание
3) научное познание
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И.И. Калькой, Ю.А. Сандулов)
21. Какие два определения познания дают авторы?
22. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
23. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
24. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.