зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

Мировая экономика. Тест 2

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1.Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия (отметить правильные характеристики):
глобально по своим масштабам
не является однородным
основывается на принципах рыночной экономики
основывается на принципах интернационализации производства
основывается на объективных закономерностях МРТ основывается на политических
соображениях экономической элиты мира

2.Открытая экономика предполагает:
целостность экономики
организацию зон совместного предпринимательства
благоприятный инвестиционный климат
разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных капиталов
национальное хозяйство как единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство
активное использование современных форм совместного предпринимательства
стирание национальных границ
организацию единого экономического пространства с зарубежными странами

3.Протекционизм это внешнеэкономическая политика государства, направленная на
отечественных товаров на внешнем рынке
отечественных товаров на внутреннем рынке
иностранных товаров на внутреннем рынке
уравнивание в правах на внутреннем рынке отечественных и зарубежных товаров
выравнивание в правах на внешнем рынке отечественных и зарубежных товаров.

4.Торговые посредники это фирмы или лица, способствующие реализации товаров,
зависящие от поставщика
зависящие от потребителя
зависящие от поставщика и потребителя
независящие от поставщика и потребителя
зависящие от государственной принадлежности

6.Демпинг это
метод государственного регулирования внешнеторговых связей
метод добросовестной конкуренции фирм на внешнем рынке
метод недобросовестной конкуренции фирм на внешнем рынке
метод торговой войны государств
метод внешнеэкономической политики государства.

7.Валютный курс зависит от:
уровня инфляции
политической и военной стабильности
состояния платежного баланса
паритета покупательной способности

8.Прямые иностранные инвестиции это:
покупка контрольного пакета акций зарубежного предприятия
покупка пакета акций иностранной фирмы до 10 \% от общего количества
покупка облигаций иностранной фирмы
денежный кредит под имущественное обеспечение
валютный кредит под проценты.

9.Особой (свободной) экономической зоной называют:
территорию свободной торговли в границах иностранного государства
территорию с особым режимом ведения внешнеэкономической деятельности в границах своего государства
территорию с особым режимом банковской деятельности
территорию со льготным режимом регистрации фирм
верно все вышеперечисленное.

10.Зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой:
организуется таможенный союз
отменяются ограничения во взаимной торговле, перемещении рабочей силы и капитала
проводится единая торговая, экономическая и валютно-финансовая политика
вводится в обращение единая валютная единица
вводятся ограничения на торговлю со странами, не входящими в интеграционное объединение.

11.В рамках СНГ положено начало созданию:
таможенного союза
общего рынка
экономического союза
экономического и валютного союза
особой экономической зоны.

12.Международный валютный фонд был создан в рамках
системы золотомонетного стандарта
Бреттон-Вудской валютной системы
Ямайской валютной системы
Маастрихтского договора
Всемирного банка.

13.Международная миграция рабочей силы это
перемещение рабочей силы из села в город
переезд работников из одной страны в другую
повышение рождаемости населения
рост занятости на производстве
снижение количества экономически активного населения.

14.Ряд проблем получил статус глобальных по причине:
паразитизма развивающихся стран
неспособности национальных правительств решать национальные проблемы
выхода проблем за рамки национальных возможностей
нехватки финансов для решения проблем в некоторых странах

15.Международное разделение труда в настоящее время базируется
на разнице в обеспеченности стран природными ресурсами
на разнице в обеспеченности стран трудовыми ресурсами
на разнице в обеспеченности стран капиталом
на разнице в научно-техническом потенциале стран
на всех вышеперечисленных факторах

Источник

Тема 12. Международная экономическая интеграция

Цель – анализ предпосылок и последствий интеграционных процессов, а также характеристика современных тенденций международной интеграции.

Задачи:

Оглавление

12.1. Объективные основы и сущность международной экономической интеграции

Понятие интеграция трактуется по-разному. Одни считают, что это процесс, другие склонны использовать этот термин и для обозначения состояния, являющегося результатом интеграционных процессов. Здесь и далее мы будем говорить о процессе интеграции, а термин интегрированность использовать для обозначения меры взаимосвязи интегрирующихся экономик, меры результата интеграции как процесса. Экономическая интеграция – процесс взаимопроникновения, переплетения, сращивания, объединения национальных экономик.

Возможность абсолютизации экономической или политической сторон процесса интеграции обусловливает существование двух крайних точек зрения на этот процесс. На одном полюсе – отождествление интеграции со спонтанным развитием международных экономических связей, происходящим вне зависимости от регулирующей деятельности государств (интеграция де-факто), на другом – признание интеграционными лишь процессов, протекающих в рамках официально оформленных экономических союзов под целенаправленным воздействием правительств интегрирующихся государств (интеграция де-юре или институциональная интеграция). Степень фактической интегрированности национальных экономик определяется интенсивностью взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Показателем интенсивности процесса институциональной интеграции может быть и число взаимных межправительственных соглашений. По данному показателю Содружество независимых государств (СНГ) – среди лидеров: его страны-участники подписали несколько сотен (до 800) документов, нацеленных на углубление интеграции. Однако реальный результат процесса интеграции де-юре зависит от его эффективности, т.е. от степени реализованности взаимных соглашений. Там, где недостает реальной заинтересованности бизнеса, механизмы реализации соглашений не проработаны, а их выполнение не контролируется, интеграционное бумаготворчество остается игрушкой для чиновников.

12.2. Основные типы торгово-экономических соглашений

В литературе по вопросам региональной интеграции речь чаще всего идет о двух основных формах торговых блоков – зонах свободной торговли и таможенных союзах. К другим формам РИС относятся общий рынок, экономический и валютный союз, а также РИС с более низким уровнем интегрированности – преференциальные соглашения и форумы (типа АТЭС или СНГ).

Преференциальные соглашения часто становятся первым шагом к экономической интеграции. Они предусматривают взаимные или односторонние льготы по доступу на рынки договаривающихся стран. Чаще всего преференции встречаются в рамках взаимодействия развитых стран с развивающимися, а также между самими развивающимися странами.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – группа стран, снижающих или ликвидирующих барьеры во взаимной торговле. Таможенный союз (ТС) зона свободной торговли с единым внешним тарифом:

ТС = ЗСТ + единый внешний тариф

ЗСТ более распространены, чем ТС. Дело в том, что к аждая страна может входить в любое количество зон свободной торговли, но только в один таможенный союз – это следует из определения ТС. У каждой из двух форм торговых блоков есть свои преимущества и свои недостатки (см. табл. 12.1).

Плюсы и минусы двух форм торговой интеграции

Зона свободной торговли

Таможенный союз

Преимущества (+)

Страны-участницы сохраняют самостоятельность в определении внешнеторговой политики

Нет конкуренции за лучший тариф, единая сильная позиция на внешнеторговых переговорах

Недостатки (-)

Громоздкий механизм отслеживания происхождения товара

Сложность согласования единого тарифа, отказ от независимой внешнеторговой политики

Преимуществом ЗСТ считают то, что ее участники сохраняют самостоятельность в определении внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Эту форму предпочитают, например, США, не желающие связывать себя дополнительными обязательствами и координировать внешнеэкономическую политику со своими партнерами по торговым блокам (прежде всего – по НАФТА, включающему США, Канаду и Мексику) и двусторонним соглашениям. США заключили уже более десятка двусторонних соглашений о свободной торговле с небольшими странами Латинской Америки, Азии и Африки, а также с Австралией.

Недостатком ЗСТ считают громоздкий механизм отслеживания происхождения товара. Дело в том, что сохранение различных барьеров на пути товаров из стран, не входящих в ЗСТ, требует сохранения контроля на внутренних границах этой ЗСТ, дабы отсечь товар, происходящий из третьих стран и подлежащий обложению импортной пошлиной. Эта задача оказывается не такой уж простой, если речь идет о товаре, импортированном из третьих стран, но подвергшемся переработке на территории ЗСТ. Для таких случаев разработаны два варианта правил происхождения товара (rules of origin):

На практике используются и комбинации этих подходов, со множеством вариаций по группам товаров. Зачастую описание правил определения происхождения товаров занимает гораздо больше текста, чем само соглашение о свободной торговле. Нелишне здесь посочувствовать таможенникам, вынужденным разбираться в особенностях оформления грузов из стран, для которых законодательство устанавливает разные правила происхождения товаров (напомним, что даже без учета ЗСТ, уровень таможенного обложения импортных товаров, в соответствии с Общей системой преференций, различается в зависимости от того, прибыли ли они из развитых, развивающихся или наименее развитых стран).

Таможенный союз лишен этого недостатка. Правила происхождения, как и внешний тариф, здесь едины для всех участников, но пошлина уплачивается только на внешних границах. Перемещение товара внутри ТС можно уже не контролировать, особенно, если участники унифицировали или гармонизовали свои стандарты безопасности товаров. Поэтому развитые ТС ликвидируют таможенные посты на внутренних границах, как это сделал в 1993 г. Европейский Союз. Между участниками ТС нет конкуренции за лучший тариф, и товар ввозится там, где удобно – без поиска «самого низкого забора». Страны – члены ТС могут выступать единым фронтом на внешнеторговых переговорах, что усиливает их позицию и снижает издержки дипломатии.

Логическим завершением сближения институтов и экономической политики в рамках экономического союза становится полная интеграция экономик стран-участниц РИС. Полностью интегрированная группировка представляет собой разновидность РИС, в рамках которого, наряду с сохранением условий функционирования менее сложных типов союзов, обеспечивается унификация экономической политики стран-членов. Полностью интегрированная группировка завершает движение по пути формирования единого хозяйственного комплекса. Процесс интеграции переходит в состояние интеграции.

Схема Балассы представляет несомненный интерес, рисуя перспективу развития интеграционного процесса, генерируемого внутренними противоречиями, объективно присущими каждой из выделенных стадий.

Как уже отмечалось, доминирующим типом РИС является ЗСТ. При этом многим ЗСТ не суждено стать ТС – хотя бы потому, что их участники связаны альтернативными соглашениями. Маловероятен, к примеру, таможенный союз в составе стран НАФТА, Бахрейна, Иордании, Израиля, Марокко, Сингапура и Австралии, хотя все эти страны имеют соглашения о ЗСТ с США. Многие из них не имеют даже общей границы, что лишает ТС смысла – невозможно реализовать основное преимущество этой формы торгового блока.

С другой стороны, некоторые РИС сразу формируются как таможенные союзы, минуя стадию ЗСТ. В прошлом таковыми были ТС Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс), а в 19 в. – ТС германских государств до их объединения Бисмарком. В наше время ярким примером такого ТС является Меркосур – таможенный союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, которым в 2006 г. присоединилась Венесуэла. Таким образом, теория стадий интеграции уже не может считаться универсальной.

Следует понимать, что наличие словосочетания «зона свободной торговли» или «таможенный союз» в названии той или иной региональной группировки не обязательно свидетельствует о завершенности процесса формирования ЗСТ или ТС. Название рождается с подписанием соответствующего соглашения, но процесс снятия барьеров занимает несколько лет и не всегда завершается успешно. ТС шести стран ЕЭС формировался в течение 11 лет, а по договору НАФТА ликвидация таможенных барьеров растягивалась на 15 лет. Кроме того, в ЗСТ и ТС часто предусматриваются изъятия из режима свободной торговли для чувствительных секторов.

Либерализация в рамках РИС, как правило, идет дальше, чем в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), поскольку заинтересованность во взаимном доступе на рынки выше, а договориться между собой нескольким странам легче, чем полутора сотням участников ВТО. Здесь мы выходим на два важных вопроса, касающихся соотношения глобальной и региональной интеграции, а также возможного числа участников РИС.

Региональные торговые блоки, вообще говоря, выглядят нарушением принципа режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ), положенного в основу ГАТТ. Однако уже в исходном тексте ГАТТ 1947 г. было предусмотрено исключение из РНБ для преференциальных соглашений, таможенных союзов и зон свободной торговли (ст. ХХ IV). В ней говорится, что РИС допустимы, если они не увеличивают барьеры для доступа на интегрирующиеся рынки товаров из третьих стран. Вновь заключаемые соглашения проходят процедуру нотификации в ГАТТ для выявления их соответствия ст. ХХ IV. Аналогичное положение предусмотрено в ГАТС (гл. V).

На теоретическом же уровне признается, что глобальная либерализация была бы более эффективна, чем региональная. Однако если и пока добиться полной либерализации в мировых масштабах не удается, более быстрое продвижение в том же направлении в масштабе отдельных регионов является т.н. «вторым лучшим» из возможных вариантов (выражение британского экономиста Джеймса Мида). Впрочем, вопрос о замене множащихся РИС одним глобальным в рамках ВТО не сходит с повестки дня – напротив, он становится все более актуальным по мере того, как обилие ЗСТ и ТС все более напоминает, по словам Джагдиша Бхагвати, «чашку спагетти».

Характеризуя число участников РИС, вполне уместно задать вопрос о том, сколько стран могут эффективно объединиться? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Тем не менее, ясно, что с лишком много стран не смогут эффективно вести переговорный процесс. Конечно, пример ВТО свидетельствует о возможности достижения договоренностей и большим числом стран, однако этот процесс идет уже в течение десятилетий, и темпы его уступают темпам либерализации в регионах. Простые формулы комбинаторики позволяют подсчитать количество переговорных пар из числа стран-участниц создаваемой группировки.

зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

число сочетаний из m по n

Например, зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

Соответственно, 6 стран составят 15 переговорных пар, а 12 стран – уже 66.

Здравый смысл подсказывает, что в силу усложненности процесса согласования решений эффективность создаваемых РИС с числом участников более пяти-семи невысока. Это подтверждают примеры Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), ныне известной как Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), СНГ, ряда африканских группировок. Конечно, этого нельзя сказать о Европейском Союзе, но на начальном этапе правила и механизм европейской интеграции согласовывали и формировали не 25, а только 6 государств. Впрочем, и в ЕС по мере его расширения нарастают проблемы управляемости, проблемы соотношения суверенитета стран-участниц и полномочий институтов ЕС. В таких условиях возникают новые вопросы, в решении которых не всегда возможно добиться консенсуса; тогда решение либо не принимается вовсе, либо какие-то страны вынуждены подчиниться решения большинства.

12.3. Экономические последствия вступления стран в торгово-экономический союз

Последствия присоединения страны к РИС многообразны и еще недостаточно изучены в силу короткого периода существования большинства РИС. Вместе с тем параллельно с бурным ростом числа РИС, растет и количество научных публикаций на эту тему. Традиционно в центре внимания находятся последствия присоединения к торговому блоку. Начало этим исследованиям положил американский экономист Джекоб Вайнер, опубликовавший в 1950 г. работу по теории таможенных союзов. Вайнер сформулировал два ныне широко известных эффекта региональной интеграции: потокообразующий эффект и потокоотклоняющий эффект.

Потокообразующий эффект – переключение спроса от производителей с высокими издержками к производителям с низкими издержками (за пределами страны, но внутри торгового блока). Для начала поясним это определение на примере. Предположим, что некий товар в России продается по 100 р. за штуку, а в соседней Белоруссии – по 80 р., а размер импортной пошлины в России на этот товар – 30%. Тогда белорусский товар в России будет стоить 104 р., т.е. дороже местного (абстрагируемся от транспортных и иных трансграничных издержек) и не составит ему конкуренцию. В случае формирования между Россией и Белоруссией ЗСТ либо ТС, белорусский товар окажется в России дешевле российского, и потребители переключат свой спрос на него. Налицо создание торговли.

Источник

Что такое зона свободной торговли. Объясняем простыми словами

В условиях глобализации мировой торговли и общемирового разделения рынка труда, когда отдельные элементы конечного продукта производятся в различных юрисдикциях, возникает необходимость сотрудничества, не обременённого ненужными административно-фискальными нагрузками.

Зоны свободной торговли в какой-то степени упрощают задачу межгосударственных и межкорпоративных взаимоотношений, работая на общую цель: снижение производственных издержек и себестоимости конечного продукта и повышение производительности труда.

Создание ЗСТ — это довольно глубокая форма интеграции. Это ещё не общий рынок, как у Евросоюза, но уже стабильные и лояльные договоренности об отношениях между странами.

Правила, действующие в ЗСТ, регулируются международным договором. При этом с третьими странами, не относящимися к договору о свободной торговле, государства определяют свою политику сами.

Примеры употребления на «Секрете»

«Страны Азии подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Она станет крупнейшей в мире — в странах — участницах соглашения проживает треть населения Земли».

(Из новости о соглашении между 15 странами Азиатско-Тихоокеанского региона.)

«В 2014 году, после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего создание зоны свободной торговли, Москва установила пошлины на молдавскую сельхозпродукцию. Такое решение тогда стало реакцией России на опасения реэкспорта иностранных товаров через Молдавию».

(Из новости о возможном подорожании молдавских вин.)

Нюансы

Договор о ЗСТ не означает отсутствия границ. Между странами — участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров через государственные границы.

Зону свободной торговли создают и между двумя, и между большим количеством государств-участников. В мире существует довольно много таких зон.

В частности, договорённость о зоне свободной торговли есть между странами СНГ. Этот документ, вступивший в силу в 2012 году, заменил Соглашение о ЗСТ 1994 года. Страны СНГ ввели полномасштабный режим свободной торговли, однако некоторые участники договора договорились об исключениях. Среди них — Россия, которая сохранила около сотни экспортных пошлин: на нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанную древесину, цветные металлы, цемент, спирт и другие.

Источник

Зона свободной торговли

зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

зона свободной торговли это форма интеграционного объединения стран при которой

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Примеры ЗСТ

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Зона свободной торговли» в других словарях:

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ — (free trade area) Группа стран, свободно торгующих между собой, но устанавливающих независимо друг от друга таможенные тарифы (tariffs) на торговлю с третьими странами. В настоящее время существует несколько зон свободной торговли, включая… … Экономический словарь

зона свободной торговли — Региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля в целях обеспечения своих интересов на основе расширения экономических связей, бескризисного развития экономики. Создание З.с.т. влечет за собой расширение… … Справочник технического переводчика

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ — (free trade area) Группа стран, договорившихся устранить препятствия для взаимной торговли, за исключением свободного передвижения рабочей силы и капиталов, например Североамериканская зона свободной торговли (Канада, Мексика и США). Каждая… … Политология. Словарь.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ — 1) зона, в пределах которой группа стран поддерживает свободную беспошлинную торговлю; 2) преференциальная зона торговли: обособленная часть территории данной страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах… … Юридическая энциклопедия

Зона свободной торговли — обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. По английски … Финансовый словарь

зона свободной торговли — Территория, где действует соглашение между государствами о политике свободной торговли между ними (например, внутри Европейского союза), в то время как каждая страна сохраняет свою политику в области торговли со странами за пределами этой… … Словарь по географии

Зона Свободной Торговли — форма экономической интеграции нескольких государств, при которой упраздняются таможенные пошлины и прочие торговые ограничения между отдельными странами участницами. З.с.т. способствует развитию инфраструктуры, повышает экспортные возможности,… … Словарь бизнес-терминов

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ — (сокращенно ЗСТ) таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами (группами государств) не применяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами в… … Таможенное дело. Толковый словарь

Зона свободной торговли — 9) зона свободной торговли таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами,… … Официальная терминология

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ — 1) зона, в пределах которой группа стран поддерживает свободную беспошлинную торговлю; 2) преференциальная зона торговли: обособленная часть территории данной страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *