зонтичные договоры что это

Финансовый инструмент для малого бизнеса: кредиты через «зонтичный» механизм

зонтичные договоры что это

Правительство объявило о запуске новой меры господдержки малого и среднего бизнеса, которая облегчит получение заёмного финансирования. Речь идет о таком инструменте, как «зонтичный» механизм предоставления поручительств. Что это такое и как работает, разберемся в этой статье.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, «зонтичные» поручительства — это дополнительная мера, благодаря которой те компании, которым раньше банки отказывали в кредитах из-за отсутствия залога, теперь смогут получить доступ к заемному капиталу. Поручительства будет выдавать Корпорация МСП.

Кроме того, новый механизм повлияет на снижение конечных процентных ставок по привлеченному финансированию.

На сайте Минэкономразвития цитируются слова генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, который называет три группы бизнес-заемщиков по уровню риска, с которыми будет работать Корпорация МСП в рамках поручительств. Для каждой категории новый инструмент поддержки сыграет позитивную роль:

Александр Исаевич уточнил, что новый механизм будет встроен в кредитный продукт банков и станет «невидимым» для предпринимателя. Корпорация МСП планирует формировать и согласовывать банкам годовой объем выдач кредитов МСП под свои гарантии, а также контролировать целевую и отраслевую структуры кредитных портфелей.

Особенности и условия поручительства

Поручительство — это обязательство Корпорации МСП перед банком-партнером отвечать за исполнение субъектами МСП обязательств по кредитным договорам, которые заключаются бизнесом и банком-партнером и вносятся в реестр кредитов, обеспеченных поручительством.

В свою очередь банк-партнер — это российская кредитная организация, которая:

Известно, что пока для проекта отобраны несколько банков-участников: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.

Воспользуйтесь сервисом управленческого и финансового учета, чтобы понимать, куда уходят деньги

Для банков-партнеров установлена обязательная доля инвестиционных кредитов, обеспеченных поручительством Корпорации МСП, не менее 20 %. Также им придется соблюдать требования по количественным показателям МСП, которые должны получить поручительство.

Условия поручительства должны соответствовать следующим требованиям:

Более подробно ознакомиться с условиями поручительства можно в Регламенте. Все необходимые документы по зонтичному механизму предоставления поручительств опубликованы на сайте Корпорации МСП.

Процесс выдачи кредита будет автоматизирован, а документооборот цифровизирован. Предприниматель сможет получить деньги в «одном окне» банка, без каких-либо дополнительных бумаг и без обращения в Корпорацию МСП.

Инициаторы проекта по внедрению нового финансового инструмента рассчитывают на то, что им воспользуются не менее 35 000 субъектов МСП и к 2024 году привлекут более 600 млрд руб.

До 2022 года новый проект господдержки малого и среднего бизнеса будет работать в тестовом режиме.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Источник

Способы закупок

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Особенности сроков проведения способов закупок

СрокиКонкурсАукционЗапрос котировокЗапрос предложений
Размещение в ЕИС извещения, документации о закупке1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок1) не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок1) не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса
Сроки размещения в ЕИС изменений в извещение, документациюне позднее 3 дней со дня приятия решения о внесении указанных изменений
Перенос срока подачи заявок при внесении изменений в извещение, документацию о закупкесрок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки
8 дней8 дней3 рабочих дня4 рабочих дня
Сроки размещений в ЕИС ответа на запрос о разъяснении документациив течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации о конкурентной закупке с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке
Сроки размещений в ЕИС протоколов, составленных в ходе конкурентной закупки, итоговогоне позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов

Иные способы, установленные Положением о закупке:

Законодателем предусмотрена возможность использования Заказчиками иных способов закупок, которые необходимо отразить в Положении. Заказчик самостоятельно, исходя из собственных интересов, специфики деятельности, объема потребностей определяет тот или иной способ закупки, а также порядок его проведения.

Собственный способ закупки при этом может отражать не только особенности самой процедуры размещения информации в ЕИС, особенности содержания документации, может заключаться не только в иных сроках, чем предусмотрены ФЗ-223. Такой способ может быть выражен в особенности заключения договора.

Эта особенность в свою очередь может быть определена как для отдельных способов закупочных процедур, так и для всех способов, закрепленных в Положении о закупках. Речь идет о возможности проведения консолидированных (совместных) закупок, зонтичных закупок и предквалификационных отборов.

В п. 28 ст. 3.2. ФЗ-223 прямо указано: «по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке». Именно эта норма делает зонтичные закупки легитимными, а их результаты не подлежащими оспариванию.

Любое новое в той или иной степени явление может насторожить даже опытного организатора закупок. Поэтому следует уделить внимание сложным моментам, и использовать все имеющиеся преимущества зонтичных закупок.

Изученная практика разбирательств в ФАС России и в Арбитражных судах за прошлые периоды дает четкую картину наличия проблем в определенной области зонтичных закупок. Первая и самая распространенная ошибка, которая ложится в основу возникновения проблем – это нечеткое, а часто неверное или же несоразмерное распределение долей. Именно этому условию закупки следует уделить особое внимание при разработке документации. Возможно учесть различные варианты распределения долей, каждый из которых дает четкую и ясную схему участия всех Победителей закупки в исполнении договора.

Систему распределения долей, одну или более следует закрепить в Положении, а также отразить в документации по зонтичной закупке. Тогда это не станет проблемой, хорошо отлаженная схема будет гарантом четкого и последовательного исполнения договорных обязательств.

Другой проблемой как следует из практики применения зонтичных закупок может стать расторжение договора с одним из Исполнителем. Данная проблема предупреждается внесением условия распределения доли выбывшего Исполнителя, с указанием алгоритма не только в договоре, но и в документации по закупке, делая все условия прозрачными с первого дня размещения информации.

Лучшим решением будет сделать этот острый угол преимуществом – страховкой производственного процесса. При проведении зонтичных закупок Заказчик имеет более высокие шансы на то, что его договор будет исполнен. При недобросовестности одного из Поставщиков или при форс-мажорных, иных непредвиденных обстоятельствах, в связи с которыми часть договорных обязательств, возложенная на одного из Победителей процедуры не может быть исполнена, передается по заранее спланированной и раскрытой в документации схеме другому Победителю.

Там, где при проведении обычной закупочной процедуры пришлось бы расторгать или досрочно завершать с уменьшением объемов договор, а затем проводить новую закупочную процедуру с тратой огромного количества времени, в результате зонтичной закупки необходимо лишь заключить предусмотренное в договоре дополнительное соглашение о перераспределении долей, и продолжить производственный процесс без отклонения от графика.

Это спасет Заказчика от многих штрафов, убережет от невыполнения контрактов в качестве поставщика, позволит предоставить наиболее качественные товары, работы, услуги своим клиентам, подопечным, контрагентам.

Среди явных плюсов также будет и отсутствие жалоб в ФАС от Участников, которые «почти» победили. В том числе это профилактика жалоб от «постоянных жалобщиков», которые если не выигрывают процедуру всегда идут в антимонопольную службу, даже не будучи уверенными в своей правоте. Как бы Заказчик не отвечал аргументированно, как бы его не поддерживали добросовестно выигравший процедуру поставщики – сроки рассмотрения заявлений в ФАС отнимают от одной до трех недель драгоценного времени, которое выражается в трате средств сторон и снижении производственных объемов.

Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку с заключением зонтичных договоров. Наша электронная площадка сможет обеспечить размещение и итогового протокола со всеми особенностями зонтичной закупки, и отправку договоров по результатам закупки сразу нескольким Победителям.

Консолидированные (совместные) закупки – это закупки, направленные на экономию средств Заказчиков. Их главная отличительная черта – это возможность увеличить привлекательность закупки для поставщиков, увеличив объем поставки, и как следствие снижение цены единичного предмета закупки

Совместные закупки становятся более гибким средством в достижении цели удовлетворения потребностей, имеющих индивидуальные особенности у каждого Заказчика, при использовании квалификационного отбора.

Для проведения консолидированных – совместных закупок с квалификационным отбором Электронная торговая площадка РЕГИОН имеет все необходимые инструменты профессиональные и технические.

Предквалификационный отбор – процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков товаров работ и услуг для дальнейшего их участия в последующих закупках.

Это мощнейший инструмент управления закупками, позволяющий составить четкое представление о качестве продукции и квалификации поставщиков.

Отбор участников по квалификации может быть, как отдельной процедурой, так и первым этапом любого из способов отбора поставщиков по ФЗ-223.

Наилучшим решением для оптимизации закупочной деятельности будет включение в Положение о закупках предквалиффикационного отбора как отдельной процедуры. Это обеспечит более гибкие рамки по закупочным процедурам.

Возможность отбора квалифицированных поставщиков перед любой процедурой повысит шанс на получение более качественного конечного продукта Заказчику.

Отбор как отдельная процедура также дает возможность сориентироваться по его итогам Заказчику с выбором дальнейшего способа закупки.

Если в предквалификационном отборе обозначились явные фавориты с высокой квалификацией, то по тем предметам договора, по которым позволяет законодательство, Заказчики могут позволить себе провести аукцион или запрос котировок в соответствии с условиями своего Положения о закупках.

В то же время если законодатель требует проведения конкурса или этого требуют обстоятельства, то после предквалификационного отбора Заказчик имеет возможность провести еще один конкурс.

При этом каждый критерий, использованный в первоначальном отборе может быть разделен на подкритерии, которые помогут выявить преимущества и недостатки участников, прошедших первичный отбор. Также есть возможность сделать акцент на стоимостном критерии в конечном конкурсе, или даже предусмотреть переторжку как итог процедуры.

Сам же предквалификационный отбор может включать не только требованиям к участникам, но и требования к продукции, предоставляемой в ходе исполнения услуг. Если рассматривать услуги по предоставлению питания, то речь может идти о возможности дегустации образцов готовых блюд согласно предлагаемому меню.

Предквалификационный отбор – это конкурентная неторговая процедура, по итогам которой в соответствии с гражданским законодательством не возникает обязанности заключения договора с победителем. Эта особенность процедуры дает возможность принять решение о наличии или отсутствии необходимости заключения договора с победителем.

Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку со всеми особенностями предквалификационного отбора.

Источник

Зонтичные договоры что это

зонтичные договоры что это

“Зонтичные” закупки – делим корпоративный заказ между несколькими участниками

зонтичные договоры что это

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

зонтичные договоры что это

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

А.В. Ермакова,
советник Института госзакупок, к.ю.н.

В практике реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ) часто складываются ситуации, когда заказчик не желает быть привязанным к одному поставщику (подрядчику, исполнителю), победившему в закупке. Заказчик может стремиться построить отношения сразу с несколькими контрагентами, но с одним и тем же предметом (например, с поставкой топлива, металлопроката, обслуживанием сетей, далее – техническое задание, ТЗ). Причины, по которым заказчики стараются работать сразу с несколькими контрагентами, могут быть самыми разными – от банального желания «поделить закупку» между всеми желающими, «чтобы никто не жаловался и все оставались щедрыми» до экономически обоснованной потребности не подвергать свое производство риску остаться без необходимых ресурсов в связи с внезапной остановкой деятельности ключевого контрагента.

Что может сделать заказчик, чтобы весь запланированный объем закупки (запланированный объем по ТЗ) не достался одному поставщику?

зонтичные договоры что это

Первый вариант, назовем его условно «теневой» (хотя он самый распространенный), реализуется посредством деления закупки между определенными игроками рынка еще до того, как закупка будет формально объявлена и завершена. Если рынок узкий, ежегодная потребность крупных заказчиков-потребителей известна, измерима, участники знакомы между собой и с заказчиками-потребителями, то нет секрета в том, что они рано или поздно встречаются и «садятся за стол переговоров», негласно разделяя денежные и товарные потоки. До момента, пока на рынке не появится новый игрок или кто-то из привычных игроков не начнет нарушать договоренности, заказчик-потребитель получает ожидаемый результат своих закупок: в нескольких закупках (лотах) с одинаковым или похожим предметом наблюдаются разные победители, разделившиеся согласно заранее достигнутой договоренности.
Второй вариант, назовем его условно «спланированная декомпозиция», предполагает, что договоренности со всеми игроками рынка нет, несмотря на вероятную нацеленность заказчика на работу с несколькими участниками. Заказчик объявляет одну (две-три) крупную закупку, наблюдает за ее итогами, по возможности манипулируя результатами закупки через применение критериев оценки заявок и условия допуска, а затем проводит неконкурентные закупки на оставшуюся часть потребности (закупками у единственного поставщика (чаще всего до 100 тыс. руб. или до 500 тыс. руб.)) у тех, кому не достались крупные заказы, распределенные через торги или схожие процедуры.

Третий вариант – «один лот в одни руки», к сожалению, встречается на практике и фактически является неприкрытой реализацией первого – «теневого» – варианта. Суть его в том, что непосредственно в документации о закупке заказчик указывает, что закупка разделена на лоты и подавать заявку можно только на один лот. Разумеется, такие условия документации нарушают Закон N 223-ФЗ и Федеральный закон от 26 июля 2007 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Проводить такие закупки настоятельно не рекомендуется.
Четвертый вариант, назовем его «зонтичная закупка», является предметом настоящей статьи. Суть зонтичной закупки в том, что заказчик заранее всем открыто сообщает, что он имеет потребность работать одновременно с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и что объем запланированного ТЗ будет разделен.
Механизм простой зонтичной закупки может выглядеть так:
– заказчик готов потратить определенную сумму по определенному направлению (например, 600 млн. руб. по направлению «котельное оборудование»);
– заказчик в документации указывает, что готов выбрать до трех победителей, с каждым из которых будет заключен договор до 200 млн. руб. на поставку и монтаж котельного оборудования по приведенной номенклатуре;
– на участие в закупке подано пять заявок, рассмотрев и оценив которые, заказчик присвоил три первых места и заключил три договора (на 170 млн., на 180 млн. и 190 млн. – по ценам, предложенным в заявках участников), экономия заказчика составила 60 млн. рублей.
Вариация – иногда заказчики по каким-то своим причинам не заинтересованы в экономии, а хотят «освоить» всю выделенную сумму (в нашем примере – 600 млн.). Для таких случаев в документации может быть предусмотрено, что:
– либо 600 млн. и объем ТЗ будут разделены между тремя победителями поровну;
– либо 600 млн. и объем ТЗ будут разделены в заранее известной пропорции (70% – первое место, 20% – второе место, 10% – третье место);
– либо 600 млн. и объем ТЗ будут разделены между тремя победителями пропорционально баллам, которые они наберут по итогам торгов или иной конкурентной закупки.
Еще вариация – объем ТЗ заказчик делит пропорционально баллам, поровну или в заранее заданной пропорции, а вот объем денежных средств расходуется не полностью: при заключении договора с каждым из участников заранее известная начальная цена для каждого места (первого, второго…) уменьшается пропорционально ценовым предложениям соответствующих участников.
Теперь рассмотрим усложненный вариант зонтичной закупки, наметив ее схему и последовательность действий (на примере обслуживания сетей).
1. Заказчик хочет минимизировать риски и заключить несколько рамочных договоров на обслуживание сетей одновременно с несколькими исполнителями, причем бюджет заказчика 100 млн.
2. Заказчик хочет иметь возможность обращаться за обслуживанием сетей то к одному, то к другому исполнителю в зависимости от того, у кого что дешевле (какая-то отдельная позиция, услуга, бригада, запчасть и т.д.), а также в зависимости от качества работы (если кто-то из исполнителей плохо работает, заказчик должен иметь возможность обратиться к другому исполнителю, не проводя процедуру закупки).
3. Заказчик объявляет конкурентную закупку со следующими условиями:
1) закрытый перечень товаров (услуг) с единичными расценками,
2) общая лимитная цена закупки, например, 100 млн.,
3) срок действия договора, например, 12 мес.,
4) лимитное количество победителей закупки, равное лимитному количеству договоров, которые могут быть заключены по итогам закупки, например, четыре договора,
5) заказчик обращается к исполнителю по мере возникновения потребности в обслуживании сетей и не обязан «выбирать» весь объем, о чем прямо сказано в проекте договора.
4. Заказчик проводит процедуру закупки и ранжирует поступившие заявки, присваивая им места, заказчик признает победителями участников, занявших первые места соответственно лимитному количеству договоров (в нашем примере их четыре).
5. Каждый из договоров рамочный и соответствует условиям документации: в нашем примере – имеет лимитную цену 100 млн., срок действия 12 месяцев и номенклатуру товаров именно ту, которая была изначально указана в документации (полный перечень).
6. Каждый договор заключается путем применения понижающего коэффициента к каждой единичной расценке. У каждого исполнителя свой понижающий коэффициент, рассчитанный от цены его предложения (понижающий коэффициент – это отношение цены, предложенной участником на торгах, к начальной цене).

7. На этапе заключения и исполнения договоров с победителями, каждый исполнитель может единичную расценку по любой из позиций сделать еще ниже (ниже расценки, которая получится после применения «его» собственного понижающего коэффициента).
8. В ходе исполнения договоров заказчик обращается к тому исполнителю, у которого соответствующая позиция товара или услуги ниже по цене. В случае равенства цен, заказчик обязан обратиться к тому участнику, который занял более высокое место (набрал больше баллов). Заказчик не имеет права обратиться к исполнителю, у которого цена выше, чем у любого другого, кроме случая, когда исполнитель с наименьшей ценой допускает просрочку или некачественно оказывает услуги.

9. Разумеется, бюджетный контроль таких закупок обязателен: все договоры в учете заказчика признаются «связанными» и прикрепляются к зарезервированной сумме (в нашем примере – 100 млн. руб.). По всем связанным договорам заказчику нельзя потратить сумму больше, чем установленная лимитная, поэтому, несмотря на то, что с каждым исполнителем договор был заключен на 100 млн. руб., эта сумма скорее всего не будет выбрана полностью ни у одного из исполнителей.
Приведенная схема заставляет участников конкурировать между собой уже на стадии исполнения договора, а также позволяет заказчику быстро реагировать на недостатки в услугах одного из исполнителей. Кроме того, «зонтичная закупка» соответствует требованиям Закона N 223-ФЗ и антимонопольному законодательству и является реальным инструментом для тех заказчиков, которые придерживаются правила о том, что в одной корзине не следует носить все яйца.

Источник

Ермакова Анна Валентиновна, советник Института госзакупок, к.ю.н.

Что может сделать заказчик, чтобы весь запланированный объем закупки (запланированный объем по ТЗ) не достался одному поставщику?

Первый вариант, назовем его условно «теневой» (хотя он самый распространенный), реализуется посредством деления закупки между определенными игроками рынка еще до того, как закупка будет формально объявлена и завершена. Если рынок узкий, ежегодная потребность крупных заказчиков-потребителей известна, измерима, участники знакомы между собой и с заказчиками-потребителями, то нет секрета в том, что они рано или поздно встречаются и «садятся за стол переговоров», негласно разделяя денежные и товарные потоки. До момента, пока на рынке не появится новый игрок или кто-то из привычных игроков не начнет нарушать договоренности, заказчик-потребитель получает ожидаемый результат своих закупок: в нескольких закупках (лотах) с одинаковым или похожим предметом наблюдаются разные победители, разделившиеся согласно заранее достигнутой договоренности.

Второй вариант, назовем его условно «спланированная декомпозиция», предполагает, что договоренности со всеми игроками рынка нет, несмотря на вероятную нацеленность заказчика на работу с несколькими участниками. Заказчик объявляет одну (две-три) крупную закупку, наблюдает за ее итогами, по возможности манипулируя результатами закупки через применение критериев оценки заявок и условия допуска, а затем проводит неконкурентные закупки на оставшуюся часть потребности (закупками у единственного поставщика (чаще всего до 100 тыс. руб. или до 500 тыс. руб.)) у тех, кому не достались крупные заказы, распределенные через торги или схожие процедуры.

Четвертый вариант, назовем его «зонтичная» закупка, является предметом настоящей статьи. Суть «зонтичной» закупки в том, что заказчик заранее всем открыто сообщает, что он имеет потребность работать одновременно с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и что объем запланированного ТЗ будет разделен.

Механизм простой «зонтичной» закупки может выглядеть так:

Теперь рассмотрим усложненный вариант «зонтичной» закупки, наметив ее схему и последовательность действий (на примере обслуживания сетей).

Приведенная схема заставляет участников конкурировать между собой уже на стадии исполнения договора, а также позволяет заказчику быстро реагировать на недостатки в услугах одного из исполнителей. Кроме того, «зонтичная» закупка соответствует требованиям Закона N 223-ФЗ и антимонопольному законодательству и является реальным инструментом для тех заказчиков, которые придерживаются правила о том, что в одной корзине не следует носить все яйца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *