зульм по отношению к жене

Зульм

Зульм (араб. ظلم — гнет, притеснение, тирания, несправедливость). Языковое значение слова «зульм» и его значение в терминологии исламского права близки между собой.

Согласно аятам Священного Корана, Сунне и единому мнению ученых-богословов, совершение зульма в любой его форме проявления — запрещенное греховное деяние. Очень часто совершение одного вида зульма может одновременно содержать в себе сразу два запрещенных деяния: посягательство на права людей и ослушание Всевышнего, запретившего совершение зульма. Это обстоятельство еще больше усугубляет этот вид запрещенного деяния. Один из самых тяжких видов зульма — посягательство на жизнь невинного верующего человека. Кроме этого, к видам зульма можно отнести: незаконное присвоение имущества другого человека и несправедливое распределение имущества между нуждающимися людьми или имеющими на него право, нарушение руководителем прав своих подчиненных и т. д.

В ряде случаев наличие зульма или вероятность его совершения может стать оправданием невыполнения какого-либо обязательного предписания. Так, в случае вероятной угрозы для жизни, ожидающей верующего человека, например, со стороны притаившихся разбойников на пути к мечети, допускается не участвовать в коллективной или пятничной молитвах. То же самое может распространяться и на совершение паломничества (хадж). Однако, конечно, обязанность по выполнению паломничества (хадж) снята не будет. Поэтому при удобном другом случае его нужно будет все равно совершить.

Важно отметить, что Всевышний никогда не совершает зульма в отношении Своих рабов, ведь все Его дела и распоряжения соответствуют определенной мудрости. Поэтому не допускается приписывать Всевышнему зульм, в противном случае это будет приравнено к проявлению неверия (куфр).

Согласно мнению некоторых ученых-богословов, человек, который был подвержен проявлению зульма в отношении себя, имеет право, обратившись с мольбой к Всевышнему, пожелать своему обидчику равнозначной участи, но не более того. Однако некоторые другие ученые-богословы в подобных ситуациях более предпочтительным считают проявить терпение и сдержанность, являющимися признаками богобоязненности.

Следует добавить, что любые виды разбирательств дел, связанных с проявлением зульма одним человеком в отношении другого, должны производиться уполномоченными лицами и в рамках государственного регулирования. В противном случае самосуд, к коему иногда прибегают некоторые люди, в ряде случаев тоже может быть приравнен к совершению зульма. Кроме этого, нужно не забывать о том, что человек, совершающий зульм, не должен получать всяческой поддержки со стороны других людей, они должны проявлять в отношении него свое порицание и неодобрение[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зульм // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 29. С. 169–177.

Источник

Зульм по отношению к жене

ВИДЫ ЗУЛЬМА (НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ)

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Знай, что зульм есть недостаток (уменьшение в ущерб).

Всевышний Аллах сказал: «Вот два сада, которому дали мы плоды их так не творите же им зульм ничем» [аль-Кахф 33] Т.е. не уменьшай в ущерб из них ничего. И недостаток происходит либо по причине того, что человек осмеливается совершать то, что ему не разрешено, либо он проявляет халатность к тому, что ему делать обязательно. И несправедливость кружит над этими двумя делами.

Зульм бывает двух видов: Зульм в отношении прав Аллаха Могучего Возвышенного и зульм в отношении прав людей.

И самым великим зульмом является попирание прав Аллаха и ширк Ему. И спросили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, какие из грехов самые великие и сказал он: “Чтобы ты кого-то равнял с Аллахом, в то время как Он тебя сотворил.”

И зульмом может быть как малый так и большой грехи.

Что же касается зульма к людям, то она в 3 вещах, которые упомянул посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на прощальном хадже: “Воистину ваша кровь и ваше имущество и ваша честь запретна меж вами как запретен меж вами этот ваш день в этом вашем месяце, в этом вашем городе.”

Несправедливость в отношении душ проявляется в том, что человек посягает на права другого, проливая его кровь или нанося ему раны и тому подобное.
Что касается имущества, то это ущемление прав другого в этом плане: либо он не отдаёт должного, либо он запретно приобретает имущество другого.
Что же касается зульма в отношении чести, то это домогательство сделать зина или лиуат (мужеложество) или же клевета и тому подобное.

Все виды зульма запретны и нет помощника у несправедливого перед Аллахом Всевышним: «Нет у несправедливого близкого друга или заступника, которого послушались» Т.е. не будет в Судный день у несправедливого ни друга, который избавил его от наказания Аллаха, ни заступника, чьё заступничество приняли бы, потому что он отвергает из-за несправедливости и его притеснения и посягательства.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Оттягивание уплаты богачом – зульм.” т.е. это когда человек не выплачивает сполна то, что он должен и обогащается за счёт этого.

И сколько же таких оттягивающих несправедливо. Приходит к нему человек и говорит: Отдай мне должное, − а он отвечает ему: Завтра. И приходит он к нему завтра, а он отвечает: Послезавтра и так далее. Это зульм, который обернётся мраками в Судный день.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Опасайтесь скупости…” Скупость – это алчность в отношении имущества. “…ведь поистине она погубила тех, кто был до вас.” Потому что алчность в имуществе обязывает человека добывать его всеми возможными способами – халялем и харамом. И добавил посланник, мир ему и благословение Аллаха, “…это понесло их так, что они начали проливать кровь друг друга и сделали дозволеным запретное им.” Как это случается с преграждающими путь на дорогах. Алчность толкает их проливать кровь муслимов и забирать их вещи. Это также говорится о тех, которые врываются в дома и совершают грабежи.

Предостерёг посланник Аллаха от двух вещей: от зульма, а это посягательство на других, и от алчности, а это жажда к тому, что принадлежит другим. Всевышний Аллах сказал: «А кто спасётся от собственной скупости, то те являются преуспевшими» [аль-Хашр 9] Этот аят также указывает на то, что кто не спасся от своей скупости, те не преуспеют. Просим у Аллаха здравия от зульма и чтобы спас нас Аллах от зла наших душ и от их скупости.

Автор (имам аз-Захаби) приводит хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто совершит зульм в отношении земли хотябы на пядь, будет окружён (поясом) из семи земель в Судный день.”

Этот хадис содержит в себе 2 разновидности зульма и это зульм в отношении земли. Земельный зульм из самых великих грехов, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Прокляты те, кто изменил светильники земли.”
И сказали учёные: Светильники земли – это её разметки. Имеются ввиду знаки, обозначающие территориальные пределы и человек меняет их, чтобы завладеть землёй другого. И этот человек проклят на языке посланника, а проклятие – это удаление от милости Аллаха. А так же упомянуто и другое наказание, а именно, то что человека окружат из семи земель и будет он презренно носить её в Судный день.
В этом хадисе также указание на то, что кто владеет землёй то он является так же владельцем того, что под ней до неба. И никто не может ничего построить ни под ней, ни над ней кроме как с его разрешения. Поэтому учённые сказали: если у твоего соседа есть дерево, ветки которого спускаются тебе на участок, то они должны быть скручены. Если же нет, то их отрезают, кроме как ты позволишь чтобы они свисали, потому что воздух над землёй также входит в твой участок.

Теперь о хадисе от Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине Аллах откладывает несправедливому, но когда схватит, то уже не отпустит.” Откладывает, т.е. временит с наказанием, чтобы он ещё больше увяз в своей несправедливости, упаси Аллах. Но когда он достигнет своего предела, то схватит его Аллах хваткой Могущественной Всесильной. Затем посланник, мир ему и благословение Аллаха, зачитал: «И такова хватка Господа твоего, когда хватает Он селение несправедливое. Поистине хватка Его мучительна, сурова» [Худ 102] Пусть же не обольщается несправедливый отсрочкой, которую ему даёт Аллах. Поистине это бедствие поверх бедствия. Ведь если человека подвергают наказанию сразу, то он может остановится и опомниться и оставить зульм. Однако, когда человек совершает преступление за преступлением и запасается зульмом, запасается для него наказания и хватают его, когда схватит его, то уже не отпустит».

См. «Шарх китабуль-кабаир», тафсир кабиры № 26

Источник

Зульм

Зульм (араб. ظُلْمٌ ) — несправедливость, притеснение, угнетение, тирания, беззаконие. Человек, творящий несправедливость — залим. Зульм в исламе является запрещенным деянием и может быть, как прегрешением, так и тяжким грехом в зависимости от степени его совершения.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (сура Разъяснены:46).

Второй перевод слова «зульм» — «темнота» и также упоминается в Коране в таком значении:

اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَوْلِيَاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведёт их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура аль-Бакара: 257).

Последствия

Зульм может привести к большим негативным последствиям как самого причиняющего зульм, так и общества в целом, если оно не выступает против несправедливости, в Коране Всевышний Аллах предостерегает людей от последствий несправедливости:

وَٱتَّقُواْ فِتْنَةًۭ لَّا تُصِيبَنَّ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةًۭ‌ۖ وَٱعْلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ

«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (сура Аль-Анфаль, аят 25).

Виды зульма

Несправедливость бывает трех видов:

Зульм в отношении прав Аллаха

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (сура Лукман: 13).

Приобщение сотоварищей к Аллаху может быть прощено только после искреннего покаяния.

Несправедливостью по отношению к Господу, является обращение с дуа, не к Аллаху, поэтому мусульманину следует быть очень осторожным и обращаться с мольбой только к Аллаху:

وَلَا تَدْعُ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِّنَ الظَّالِمِينَ

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников» (сура Йунус, 106 аят).

Зульм по отношению к другим

Несправедливость, притеснения и беззаконие по отношению к другим является одним из самых опасных поступков, ведущих к очень серьезным последствиям как для притеснителя, так и для общества в целом.

Несправедливость по отношению к другим людям — зульм, может быть различных видов — это и использование имущества сироты в своих корыстных целях, забирать чужое имущество не по праву, лжесвидетельствовать против кого-либо, унижение других людей, и многое другое, даже помеха людям на дороге или задержка в выплате долга является также зульмом:

Поедание имущества сироты

Относится к большим грехам и приведет очень к плачевным последствиям для залима:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Сура Женщины:10).

Присвоение чужого имущества или земли

Абу Салама бин Абдуррахман сообщает, что среди его племени существовали некоторые разногласия среди людей. Когда он поведал об этом досточтимой Айше, мать всех правоверных сказала:

Зульм человека по отношению к себе

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе». (Сура Юнус: 44).

Воздаяние за несправедливость, проявленную при выполнении человеком своих обязанностей перед Аллахом, зависит от желания и мудрости Всемогущего Господа.

Отсрочка притеснителю

За несправедливость человек или джинн, и даже животное непременно получит справедливое воздаяние.

Абу Муса передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах предоставляет отсрочку притеснителю. Но Он когда схватит его, то не даст возможности убежать». Потом он прочитал такой священный аят:

وَكَذَلِكَ أَخْذُ رَبِّكَ إِذَا أَخَذَ الْقُرَى وَهِيَ ظَالِمَةٌ إِنَّ أَخْذَهُ أَلِيمٌ شَدِيدٌ

Источник

Обязанности мужа перед женой

Муж обязан соблюдать права жены, как об этом говорится в хадисе, который приводит имам Тирмизи со своим иснадом от Хаким ибн Муавия (радыяллаху анху), что он сказал:

«Я спросил у Пророка (ﷺ): «О Посланник Аллаха, что является нашей обязанностью перед женой?», Пророк (ﷺ) сказал: «Ты обязан накормить ее, когда она нуждается в еде, одеть ее, когда она нуждается в одежде (предоставить одежду, которая ей подобает) и не бить по лицу (своей жены)».

Поскольку лицо – это самая благородная часть, из частей тела человека, оно включает в себя пять органов чувств, даже животного не бьют по лицу, а человека тем более нельзя так бить. Про это Пророк (ﷺ) сказал:

«Избегайте удара по лицу, и не ударяйте человека в лицо, и не оскорбляйте жену и не прекращайте с ней разговаривать (например, муж обиделся на жену и не разговаривает с ней)».

В книге «Ширатуль-Ислям» и шархе (комментариях) к ней говорится:

«Одной из обязанностей мужа перед женой является то, что он не должен оставлять ее одну в пустом доме, потому что она может бояться (оставаться одна), или (какой-то) фасик (нечестивец) устремится к прелюбодеянию (с ней) или подобное этому. Но когда он гневается на жену, он может разделить (покинуть) постель, в целях воспитания.

Сказал факих Абу Лейс Ас-Самарканди:

«Есть пять обязательнностей мужа перед женой:

1. Служение жене в исполнении ее нужд за пределами дома. Поскольку она постоянно остается дома, (муж) должен исполнять ее нужды в том, что находится за пределами дома.

2. Он должен обучить жену тому, в чем она нуждается из установлений Шариата, и не вынуждать искать ответ у кого либо помимо мужа (если муж знает эти вопросы). Если же он не знает, то пусть спрашивает у ученых и объясняет ей, а если он не может (даже после этого) объяснить, то она имеет право сама пойти к ученому и узнать только то, что ей необходимо, например вопросы таухида (единобожия), омовения, намаза, поста, закята, хаджа.
3. Он (муж) должен ей предоставить еду халяль, и одеть ее (предоставить одежду) из халяльных средств и предоставить место проживания из халяля, ибо в запретном нет блага, как нельзя есть из харама, также нельзя дать кому-то что-то из харама.

4. Не делать в отношении нее зульм (не притеснять ее), т.е не препятствовать исполнению ее обязательных шариатских прав (не предоставлять то, что ей положено из еды и одежды и препятствовать исполнению ее фардов)

5. Терпеть ее плохое поведение для ее наставления. В том случае, может быть, она оставит свой дурной нрав, прекратит делать это и увидит это неподобающим для себя. Мужчине не пристало вести споры с женой, потому что она слабая (слабый пол).

В «Ширатуль-Ислям» и его шархе упоминается, что муж также должен быть мягким в отношениях с женой, потому что женщина сотворена из ребра. Ты будешь наслаждаться ею, но оно останется кривым (не сможешь ее выпрямить), принимая во внимание сотворение ее матери, т.е. Хаввы (Евы) (радыяллаху анха). Невозможно жить с ней (женой), кроме как оставить ее с собственной кривизной, оставляя ее в тех делах, где нет греха.

Есть риваят, что Адам сначала был в раю один, и не было никого, такого же, как он. Когда он (алейхи салям) спал, Аллах Та’аля сотворил ему жену Хавву (Еву), взяв его ребро с левой стороны тела. Она называлась Хавва, потому что была сотворена из живого (т.е. хай), Аллах сотворил ее так, что Адам (алейхи салям) не почувствовал этого, и не почувствовал боли, а если бы он почувствовал боль, то никакой бы мужчина никогда не проявил благосклонности (и не смилостивился бы) к женщине (т.е у него было бы отвращение к женщине). Когда Адам (алейхи салям) проснулся, увидел ее сидевшей возле его головы, и она была самым прекрасным из того, что сотворил Аллах, тогда Адам (алейхи салям) сказал:

«Я твоя пара, сотворенная Аллахом, чтобы ты нашел успокоение во мне, а я в тебе». Эта же история приводится в книге «Равдатуль-Азхар».

Некоторые великие ученые проявляли терпение в отношении плохого нрава своей жены, когда спросили одного (ученого) об этом (почему он не разведется), он отвечал:

«Я боюсь, что если я дам ей талак (развод) то на ней женится тот, кто не сможет проявлять терпение (в отношении) ее вреда, когда она будет вредить ему».

Рассказывают про Шакика аль-Бальхи, что у него была жена с плохим нравом, когда его спросили об этом (почему ты не разведешься с ней, ведь она наносит тебе страдание своим плохим поведением), он ответил им — «я боюсь, что если я дам ей развод, то она ни с кем не сможет ужиться из-за своего плохого нрава».

Приводится мнение Ибрахима аль-Халяби в книге Шарх Муньятуль-Мусалли» :

«Дозволяется мужу ударить (не по лицу и не сильно) свою жену если она оставляет намаз и гусль фард (обязательное купание), также он может ударить, если она не украшается для него, когда муж хочет этого, и когда она не отзывается на призыв (мужа) к постели, и когда выходит без его разрешения на улицу, и когда открывается перед не-махрамом. Если она не прекратит оставление намаза, то он может дать ей развод, даже если он еще не выплатил ей ее махр (в случае, когда он был отсроченный – муж не смог выплатить ей махр сразу после никаха). Лучше для человека встретиться с Аллахом в таком положении, что махр жены на его шее (т.е, когда на нем лежит долг), чем спать в постели с женщиной, которая не совершает намаз».

В отношении этого Аллах Та’аля говорит:

(Смысл): И вели (о, Пророк) своей семье (совершать) молитву и сам будь терпелив в ней [совершении её]. Мы [Аллах] не просим у тебя (о, Пророк) удела, Мы (Сами) пропитаем тебя, а (благой) исход (как в этом мире, так и в Вечной жизни) – для (тех, кто обладал качеством) остережения (от наказания Аллаха) (20, 132).
***
Муж будет спрошен о жене, если он знает о ней что-то плохое, не будет спрошен о том, чего он о ней (плохого) не знает, а (его) предположение не имеет значения.

В отношении этого Аллах Та’аля говорит:

(Смысл): «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё» (2, 286).

И приходит в хадисе, что Пророк (ﷺ) сказал о женщинах:

От Абу Хурейры, (رضي الله عنه), передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Завещаю вам хорошее отношение к женщинам. Поистине, они сотворены из ребра, а самая кривая часть ребра – это его верхняя часть. И если решите выпрямить, то сломаете, а если оставите как есть, то оно не выпрямится. Завещаю вам хорошее отношение к женщинам» (Бухари и Муслим).

Женщина также должна проявлять терпение, когда у нее бывают трудности в жизни, например, много работы по дому или же плохое отношение мужа.

Однажды Али (радыяллаху анху) спросил одного из своих учеников:

Как то раз в Медину привезли военнопленных. Я сказал ей: «Иди к Посланнику Аллаха (ﷺ) и попроси у него подручного, который помогал бы тебе по дому». Она отправилась к нему, но увидела вокруг него много народа. И поскольку она была очень скромна, то не отважилась обратиться к Посланнику Аллаха с подобной просьбой в присутствии посторонних.

На следующий день Посланник Аллаха (ﷺ) пришел к нам в дом и спросил: «Фатима, что привело тебя вчера ко мне?» Она застеснялась и ничего не ответила.

Я сказал: » О, Посланник Аллаха! У Фатимы появились мозоли на руках и на груди оттого, что она размалывает зерно и таскает воду, она постоянно занята уборкой и другими домашними делами, поэтому ее одежда всегда грязная.

Я рассказал ей о пленниках и отправил ее к тебе, чтобы попросить слугу». Также рассказывают, что Фатима (радыяллаху анха) сказала: «У нас с Али только одна постель из бараньей шкуры, в которую утром мы кладем корм для верблюда». Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Фатима! Будь терпелива! У Пророка Мусы (алейхи салям) и его жены была только одна постель – это плащ Мусы (алейхи салям) Бойся Аллаха, выполняй свои обязанности по отношению к Нему и занимайся домашними делами. Когда ложишься спать, произноси «СубханаЛлах» 33 раза, «АльхамдулиЛлях» 33 раза, «Аллаху акбар» 33 раза это поможет тебе больше, чем каждый слуга».

Фатима (радыяллаху анха) сказала: «Я довольна тем, чем доволен Аллах и Его Пророк (ﷺ)».

Поэтому, известно, что в Судный День глашатай будет провозглашать: «О люди маукыфа! (т.е места стояния в Судный День), закройте свои глаза, пока не пройдет госпожа женщин Фатима Аз-Захра».

Кто хочет быть для своей жены любящим и милостивым, то он должен запомнить несколько вещей из ее состояний, чтобы быть справедливым к ней:

• Женщина не может дать мужу талак (развод), а он может.
• Она не может взять что-то из дома без разрешения мужа, а он может.
• Пока она находится с ним в браке, то не может выйти за другого человека, а он может.
• Она не может выйти из дома без разрешения мужа, а он может.
• Она не может ходить без хиджаба (покрывала), а он может.
• Она боится мужа, а он ее не боится.
• Она будет довольна, если увидит радость на лице мужа и (услышит) доброе слово от него, а он может быть недоволен всеми ее поступками.
• Она покидает своих мать и отца и других родственников ради мужа, а он может никого не покидать ради нее.
• Она постоянно служит мужу, даже если она больна, она сама служит себе, а муж часто не беспокоится за жену.

Подведя итог, можно сказать, что в руках жены находится сам муж, и его имущество и его честь, поэтому, когда муж узнает о большом вреде от жены, ему можно развестись с ней, а если вред не достигает такой (высокой) степени, то лучше проявить терпение.

والله أعلم
Камиль хазрат Самигуллин

Источник

Зульм по отношению к жене

зульм по отношению к жене

Каким будет воздаяние за несправедливое отношение мужа к жене? (Источник фото: freepik.com).

Любовь и взаимоуважение между супругами являются основой, фундаментом супружеской жизни. Без этого невозможно достичь спокойствия, о котором говорится в аяте:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (ар-Рум, 21).

Любовь и милосердие, о которых говорится в этом аяте, должны оберегать супругов от несправедливости в отношении к друг другу. Если один из них нарушает права другого, то это является несправедливостью, которую Аллах не прощает, если не прощает ее тот, кому эта несправедливость была причинена. Посланник Аллаха (ﷺ) об этом ясно говорил: «Несправедливость (зульм), которую прощает Всевышний Аллах, – это несправедливость человека в отношении себя самого. Несправедливость людей к друг другу не будет прощена, пока в День суда они не призовут друг друга к ответу».

В статье пойдет речь конкретно о несправедливости мужчин к их женам. Муж является сильной половиной в супружеской паре, а сила с несправедливостью может обернуться грубостью и жестокостью. Потому с мужей будет спрос за то, как они обращались со своими женами.

Обязанности мужа касаются в основном материального обеспечения и доброго отношения к жене. Если эти обязанности не выполняются, жена имеет право требовать развод через шариатского судью.

Несправедливость мужей может проявляться в очень разных формах. Это может касаться махра (брачного дара) и манипуляции посредством развода. В доисламскую эпоху мужья могли давать своим женам неограниченное количество разводов, после чего возвращать их незадолго до окончания идды (срока, выжидаемого женами после развода). Ислам запретил это, предоставив мужьям лишь две возможности разводить своих жен с возможностью возвращения. После третьего развода мужчины уже не имеют права возвращать жен:

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (аль-Бакара, 229).

Некоторые мужчины, пользуясь правом возвращать своих жен после развода, возвращают их для того, чтобы те не могли выйти замуж и не могли жить с ними нормальной супружеской жизнью. Они возвращают их, но ущемляют их права, жестоко обращаются к ним и обижают их.

Всевышний Аллах о таких говорит:

«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не обращайте знамения Аллаха в шутку» (аль-Бакара, 231).

За подобную несправедливость Аллах обещает им суровую кару в День суда, когда люди сильнее всего будут нуждаться в Его милосердии и прощении. Людям, причиняющим несправедливость другим, следует задуматься о своем будущем и покаяться.

Посланник Аллаха (ﷺ) предостерегал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил» (аль-Бухари).

Мольба притесненного

Притесняя жен, мужчины ослушаются посланника Аллаха (ﷺ), который велел обращаться хорошо с женщинами: «Хорошо обращайтесь с вашими женщинами и не забывайте, что они были созданы из ребра».

Мужу, который обижает свою жену, следует помнить о том, что она может молить Аллаха против него и проклинать его. Мольба притесненного человека не отвергается: «Мольба притесненного поднимается на облаках. Врата небес поднимаются пред ней, и Аллах говорит: «Клянусь Своим могуществом, Я помогу тебе, даже если через определенное время!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *