Баритон это какой голос
Баритон это какой голос
Баритон это какой голос
Баритон – это одна из разновидностей мужского певческого голоса. По высоте между находится басом и тенором. Рабочий диапазон баритона и вокальные упражнения для баритона находятся в пределах от ля большой октавы до ля первой октавы, а переходные ноты ре-ми бемоль-ми первой октавы. Конечно не только диапазоном определяется тип голоса, но подавляющее большинство мужчин, обладающих таким типом голоса уверенно себя чувствуют именно в этом диапазоне. В эпоху популярности оперы как ведущего вокального жанра, когда кастраты потеряли своё первенство, композиторы стали доверять главные партии именно баритонам, как, например, Моцарт написал партию Дон-Жуана именно для баритона. Баритон считается наиболее тембрально богатым певческим голосом.
По характеру звучания различают следующие виды баритонов: тенор-баритон, лирический баритон, драматический баритон и лирико-драматический баритон, бас-баритон.
Рассмотрим подробнее каждый вид:
Конечно же, все характеристики имеют лишь приблизительный характер, ведь существует очень много факторов влияющих на голос, так например с возрастом диапазон и даже тембральная окраска могут меняться. Бывает так, что молодые певцы задаются вопросом, как научиться петь баритоном, но ответа на этот вопрос не существует, так как голос, которым наделён каждый человек, дан ему природой и имеет свой определённый потенциал и тембр, а задачей каждого певца является развитие и тренировка своего голоса.
Наши преподаватели
Научит виртуозной мелизматике и прочим хитростям вокала.
Специализируется на работе со взрослыми и с детьми.
Самый молодой педагог нашей школы.
Специализируется на работе с малышами, школьниками и подростками, а так же со взрослыми.
Ученица Александры Письменной
Все о вокале
Тембры вокальных женских голосов
Общеизвестно, что певческие голоса разделяют на мужские, женские и детские.
Обучение вокалу самостоятельно
Учиться петь самостоятельно, это не миф, главное здесь желание, усердие, терпение и труд, ведь слух, и голос есть у каждого, просто нужно знать, как правильно ими пользоваться и развивать.
Баритон
Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, например, Моцарт (в Дон Жуане), стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев преобладающее значение в опере имеет тенор.
Содержание
Разновидности
Тенор-баритон— баритон, тяготеющий к тенору. Является промежуточным между баритоном и тенором. Иногда такой голос называют легким лирическим баритоном, баритоном-мартином. Этот голос способен достигать си 1 октавы, звучит схоже с баритональным тенором.
Лирический баритон— голос, звучащий легко, лирично, близок к теноровому тембру, но типично баритонального оттенка. Не следует путать с тенор-баритоном и баритональным тенором. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.
Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.
Драматический баритон — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот.
Бас-баритон— баритон, тяготеющий к басу. Является промежуточным между баритоном и басом. Такой голос звучит в диапазоне высокого баса, но уступает басу в глубине и мощи звучания, особенно на низких нотах.
Классические оперные партии баритонов
Известные баритоны
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Баритон» в других словарях:
баритон — а, м. baryton m. <ит. baritono. 1. муз. Мужской голос, средний между тенором и басом. Павленков 1911. Певческий голос такого тембра. БАС 2. Нельзя не отдать справедливости нашим певцам итальянским: конечно, половине публики было не известно,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БАРИТОН — (итал. baritono, от греч. barys тяжелый, глубокий, и phone звук). 1) голос, занимающий середину между тенором и басом. 2) старинный инструмент с 7 ю кишечными струнами, на котором играли смычком. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
баритон — См. певец. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баритон верхний бас, виола, саксгорн, баритончик Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
баритон ду — * baryton doux. Мягкий баритон (о голосе и певце). Главная роль <в оперетте> исполняется баритоном Буве (baryton doux), успех которого на маленьких сценах можно считать обеспеченным. ОЗ 1883 12 2 231 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Баритон — (от итальянского baritono), 1) мужской голос, по высоте средний между басом и тенором. 2) Обозначение разновидностей в семействах инструментов (как правило, духовых, например саксофон баритон). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БАРИТОН — (от итал. baritono) 1) мужской голос среднего регистра (между басом и тенором)2)] Струнный смычковый музыкальный инструмент группы виол3) Духовой музыкальный инструмент семейства саксгорнов … Большой Энциклопедический словарь
БАРИТОН — БАРИТОН, баритона, муж. (от греч. barys тяжелый и tonos тон). 1. Мужской голос, по высоте средний между басом и тенором. || Певец с этим голосом. 2. Оркестровый медный духовой инструмент басо баритонного диапазона и тембра (муз.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова
БАРИТОН — БАРИТОН, а, муж. 1. Мужской голос, средний между тенором и басом. 2. Певец с таким голосом. 3. Медный духовой музыкальный инструмент среднего регистра и тембра. | прил. баритонный, ая, ое (к 1 и 3 знач.) и баритоновый, ая, ое (к 3 знач.).… … Толковый словарь Ожегова
БАРИТОН — муж., итал. верхний бас в голосной музыке; мужской голос между тенором и басом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Баритон — (Bardon, Viola di bardone) в вокальной музыке баритоном(Baritono, Bariton, Basse taille, Bas tenor, Concordant) называетсямужской голос, средний между басом и тенором: он не имеет глубины иполноты первого, высоты и мягкости второго. Смотря потому … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Классификация голоса
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Что такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.
Баритон это какой голос? Полное описание с примерами
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Все мы с вами знаем, что голоса делятся на определенные виды, имеющие свои обозначения и свою классификацию. Даже в школе на уроках музыки нам рассказывали, что есть сопрано, есть альт, у мужчин есть тенор и бас. А баритон это какой голос? К сожалению, такой голос, как баритон, частенько выпадает из этого списка. И очень зря, по моему мнению. Ваш покорный слуга обладает этим прекрасным голосом.
Начнем с теории. Каждый голос делится на другие разновидности. У баритона мы отмечаем: лирический баритон (по диапазону относящийся ближе к тенору), драматический баритон (низкий, глубокий голос, близок к басу). Также ученые в области вокала отмечают баритональный тенор и бас-баритон (эти разновидности более редки). Начинающие певцы, особенно эстрадного вокала, наверняка не знают, что в классической музыке для определенного голоса есть определенный репертуар. И сколько бы ты не хотел спеть теноровую партию, будучи баритоном, это у тебя не то, что не получится, а тебе не разрешит педагог.
Сколько бы ты не хотел спеть теноровую партию, будучи баритоном, это у тебя не то, что не получится, а тебе не разрешит педагог
Эскамильо из оперы “Кармен” Бизе
Есть одна партия, мне лично она очень нравится. И даже не большой фанат оперы по первым же аккордам узнает ее, это куплеты Эскамильо из оперы “Кармен” Бизе
Эта партия невероятно сложна и по дыханию, и технически. Но не только среди вокалистов ходит мнение, что эта партия написана была для конкретного человека. Потому что баритона и басы пытаются петь Куллеты. Но баритонам низко, а басам здесь высоко. В общем, не только удобные партии случаются, а разные.
Баритон это какой голос в реальной жизни? Дальше приведу пример самых известных баритонов в истории.
“Женитьба Фигаро”
1. Кроме конечно же оперы Бизе, нельзя не отметить оперу Моцарта “Женитьба Фигаро” и Фигаро, как главного героя и певца, исполняющего главную партию. Моцарт требует здесь от баритона невероятной голосовой гибкости и легкости. Кроме того, эта роль невероятно смешливая и игровая.
“Борис Годунов”
“Паяцы”
3. Конечно же, вспомним неподражаемого Титто Гобби, легенду итальянской оперной сцены, и его великую роль в не менее великой опере “Паяцы” Руджеро Леонкавалло.
Дмитрий Хворостовский
4. Неподражаемый, всеми любимый Дмитрий Хворостовский, который кажется пел все: от оперных арий, до песен военных лет.
Муслим Магомаев
5 Недопущением будет не сказать и о Муслиме Магомаеве. Я часто его привожу в пример нашим ученикам. Магомаев так же легко переходил от сложнейших композиций до шуточных эстрадных песенок.
Вот так, друзья, из этой статьи, я уверен, вы узнали много нового и интересного. Послушали хорошую музыку, узнали новые для вас фамилии, может быть!
Конечно же, каждый из перечисленных баритонов заслуживает самых лестных слов, самых громких аплодисментов, но я в свое время учился на Хворостовском и Магомаеве и взял от них много полезного, потому что брать в пример нужно только хороших вокалистов. Друзья, если после прочтения этой статьи в вас проснулось неистребимое желание заниматься вокалом, то я от души приглашаю в нашу школу вокала и в частности заниматься со мной. Буду рад видеть каждого!
Как определить тембр голоса самостоятельно?
Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас
Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки».
Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться, чтобы улучшить голос.
По аналогии со спортом: любого можно научить играть в баскетбол, но игроку высокого роста всегда будет удобнее и проще. Так же природный тенор уверенно работает с высокими нотами, в то время как баритону с ними значительно сложнее. Правильное определение голоса позволит составить индивидуальную программу для занятий вокалом и подобрать репертуар для будущих выступлений.
Самый надежный и наиболее простой способ классифицировать собственный голос – обратиться к специалисту. Даже если по каким-то причинам вы не хотите постоянно заниматься с педагогом, вам все равно желательно взять хотя бы несколько уроков. В ходе этих базовых занятий педагог поможет определить тембр голоса и покажет азы, по которым вы сможете заниматься дома.
Получить базовые знания и навыки, необходимые для овладения собственным голосом, можно в нашей театральной студии «Бенефис». Уже на первом занятии мы приступаем к изучению техник правильного дыхания, ведь именно дыхание является залогом красивого (и безопасного!) пения. Также на уроках мы изучаем резонансную технику пения и речи, учимся правильному произношению различных звуков.
Основные типы голосов
Правильно определить тип голоса – трудная задача, которая не всегда под силу даже опытному педагогу вокальных курсов или курсов ораторского искусства, а сделать это самостоятельно подчас бывает совершенно невозможно.
Сложность заключается в том, что типовые признаки проявляются по мере раскрытия певческого голоса. У начинающих вокалистов связки еще не разработаны, соответственно, признаки скудны и размыты, а в ряде случаев вообще могут отсутствовать. Но сделать приблизительные выводы все же можно.
Для начала рассмотрим существующие типы певческих голосов по классификации итальянской оперной школы (от высоких к низким):
Итальянцы сравнивали певческие голоса со звучанием четырех струнных инструментов: скрипки, альта, валторны и контрабаса.
Мужской голос
Существуют следующие типы мужских голосов:
Среди мужчин довольно редки певцы, владеющие женским диапазоном голоса. Однако они встречаются и все еще используются в опере. В эпоху возрождения таких певцов создавали искусственно путем кастрации мальчиков-подростков с целью предотвращения возрастных изменений голоса.
Женский голос
В классификации выделяют следующие типы женских голосов:
Важно понимать, что на практике не бывает голосов, идеально вписывающихся в обозначенные выше рамки. Две октавы на каждый тип голоса всего лишь дают представление о расположении рабочего диапазона, в котором голос лучше всего раскрывается, а вокалисту удобнее всего петь.
Однако бывают певцы, диапазон голоса которых охватывает и 3, и 4 октавы. Все это – весьма условная классификация, но не следует думать, что она совсем ничего не значит.
Как определить тип своего голоса самостоятельно
Если вы начали заниматься вокалом только что, то задача определения типа голоса трудновыполнима. Не спешите, просто занимайтесь вокалом, а по мере занятий присматривайтесь к собственным успехам.
На первых порах будет сложно что-либо сказать наверняка, т. к. диапазон еще слишком узок и находится на разговорном уровне. Вы еще не овладели голосом настолько, чтобы делать выводы о тесситуре (самом удобном участке диапазона) и качестве звучания нот в разных тональностях.
Распеваясь, обращайте внимание на ноты, которые даются лучше всего, и на самые сложные ноты. Следите за расширением диапазона голоса по самой высокой и самой низкой нотам, которые удается взять. Этот показатель вы всегда можете сверить с диапазонами основных типов голоса, описанных в предыдущем разделе статьи, и примерно определить тональность своего голоса.
В случае с детским голосом, определение еще сложнее, т.к. голосу предстоит пройти несколько стадий формирования. Малыша лучше всего отдать в театральный кружок для детей театральной школы Бенефис, где мы научим его использовать голос и речь всесторонне.
Если вы обладатель более-менее поставленного голоса, задача упрощается. Выберите музыкальное произведение (песню, охватывающую минимум полторы октавы). Если под рукой есть музыкальный инструмент, подберите ее.
Спойте произведение в разных тональностях и обратите внимание на две вещи:
С этими двумя показателями можно работать и на распевках – петь не произведение, а октавы. Результат будет тот же: низкий голос при пении снизу-вверх будет тускнеть и терять выразительность, высокий голос, наоборот, обретать яркие краски и т. д.
Если в вашем распоряжении есть студия звукозаписи, то определение диапазона своего голоса пройдет еще легче. Как и в предыдущем варианте, потребуется песня, охватывающая минимум полторы октавы, и фонограммы к ней в различных тональностях. Прелесть студии звукозаписи в том, что вы записываете свой голос, затем слушаете со стороны. Ведь в записи голос звучит совсем иначе, вы слышите объективное звучание, а не то, к которому привыкли. Запись позволит объективно оценить раскрытие голоса и красоту звучания нот.
Приходите в театральную студию «Бенефис», и вы получите все необходимые знания для самостоятельного развития голоса. Вас ждут самые эффективные методики, регулярная практика и конечно же – профессиональные преподаватели с большим актерским опытом.
Мы будем учиться работать с резонаторами (грудным и головным), включать в работу все тело, а не только голосовые связки. В ходе обучения вы научитесь выражать свои мысли и эмоции более экспрессивно и правдоподобно – как настоящие артисты.
Конечно, можно обойтись и без грамотного педагога по вокалу, однако в таком случае вы рискуете потерять массу времени, совершая обычные для новичков ошибки и даже рискуя нанести вред голосовому аппарату. На занятиях в «Бенефис» педагоги в индивидуальном порядке работают с ошибками и слабыми сторонами своих учеников, помогая развить их потенциал по максимуму.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Баритон
Репертуар баритона
Баритон — средний по высоте мужской голос. Обычно имеет диапазон от «ля» большой октавы до «соль» первой (может и значительно выше). Партия записывается в басовом ключе. Баритон с современном понимании стал распространяться в начале XVIII века, когда его партии назывались басовыми, а на деле звучали низким баритоном, как, например, в операх Генделя. Первые большие и главные партии для баритона появляются у Моцарта. Когда стиль бельканто вытеснил в XIX веке кастратов с оперной сцены, баритон стал рассматриваться, как отдельный от баса тип голоса.
Чаще всего баритоны изображали злодеев, позже обольстителей, правителей и даже, как тенора героев-любовников. Первой настоящей ролью баритона в опере считают Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини.
Голос обычно делят на подтипы. Лирический баритон (пример — Джино Бекки) — близок к драматическому тенору, легкий, подвижный, мягкий голос. Драматический баритон (пример — Титта Руффо) — бархатистый, объемный, богатый сильный голос с крепкими нижними нотами и темным тембром. Отдельно выделяют Вердиевского баритона (пример — Этторе Бастьянини), как разновидность драматического. Это голос, способный с легкостью петь в высокой для себя тесситуре, примерно на терцию выше, чем обычно.
Бас-баритоны (пример — Джордж Лондон) обычно делятся на две отдельные категории: лирический бас-баритон и драматический бас-баритон. Последний — самый низкий из всех баритонов. Бас-баритон — это голос с массивными нижними нотами, похожими на басовые, но с характерными баритоновыми верхами. Иногда выделяют лирико-драматический баритон (пример — Тито Гобби) со светлым, ярким тембром и значительной силой.Такие певцы могут исполнять как лирические, так и драматические партии. По амплуа можно выделить благородного баритона. Это партии, требующие соответствующей пластики, четкой декламации, гладкой вокализации. Такой тип возник во французской опере, но повлиял и на Верди, и на Вагнера.
Скачать репертуар для баритона
Примеры баритонов
Партии баритона в опере
Деление по партиям условно, часто певцы поют, исходя из возможностей своего голоса, самые разные партии.
Баритон (Композитор — название оперы — партия) Массне Вертер Альберт | Драматический баритон Бетховен Фиделио Дон Пизарро | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россини Золушка Дандини Россини Вильгельм Телль Вильгельм Телль Чайковский Евгений Онегин Евгений Онегин Чайковский Пиковая дама Томский, Елецкий Тома Гамлет Гамлет Вагнер Тангейзер Вольфрам Доницетти Фаворитка Альфонс XI, король Кастилии Моцарт Дон Жуан Мазетто Пуччини Эдгар Франк Пуччини Джанни Скикки Джанни Скикки Бас-баритон Моцарт Свадьба Фигаро Фигаро | «Вердиевский» баритон: Верди Дон Карлос Родриго Понимание различных типов певческих голосов
Для некоторых людей пение дается естественно. Другим нужно потратить время и тренировки, чтобы понять, как правильно использовать свой голос. В каком бы лагере вы ни находились, важно понимать различные типы певческих голосов, чтобы вы могли максимально использовать свой вокальный диапазон. Ниже мы расскажем все, что вам нужно знать о различных типах певческого голоса, разберем вокальную лексику и поделимся некоторыми советами по технике вокала, чтобы вы могли улучшить свой певческий голос. Давайте приступим! Определение качества вашего вокалаКаждый из нас способен заметить определенные особенности своего голоса. Например, вы можете заметить, что у вас более глубокий голос, чем у вашей подруги, или что вам лучше удается петь не тихо, а звонко. Однако, как мужской, так и женский певческий голос имеет гораздо больше отличий. Профессиональные вокалисты оценивают свой голос по ряду факторов, включая: Хотя эти термины полезны для понимания, часто лучше найти профессионального преподавателя вокала, который поможет вам правильно классифицировать ваш собственный голос. Нам бывает трудно составить объективное представление о собственном голосовом диапазоне, поэтому помощь стороннего источника может стать одним из самых полезных инструментов для вашего нынешнего и будущего вокального развития. Понимание различных типов певческого голосаКаждое из перечисленных выше качеств помогает нам отнести свой голос к определенному типу певческого голоса. Понимание типов певческого голоса может облегчить вам поиск подходящей для вас партии в хоре или создание музыки с учетом вашего типа голоса. Басовый голосБас поет как самый низкий тип голоса и исполняется мужскими голосами, поскольку они, естественно, имеют более низкий вокальный диапазон. Тесситура басового голоса обычно находится в диапазоне от нот E2 до E4 (используя середину c в качестве точки отсчета), что дает им вокальный диапазон около двух октав. Голос баритонаТип голоса баритона выше, чем у баритона, но имеет более низкий диапазон, чем у тенора. Типичный диапазон баритона лежит в тесситуре от A2 до A4, хотя драматический баритон может быть в состоянии разделить некоторые из нижних нот, встречающихся в вокальном диапазоне баритона и баса. В опере этот тип вокала часто представляет комедийную, героическую или драматическую роль. Среди современных баритональных певцов можно назвать Хойзера или Джона Ледженда. Голос тенораГолос контратенораГолос контральтоАльтовый голосЭто второй низкий тип женского певческого голоса, который, тем не менее, обеспечивает большую глубину и вокальный вес с мезитурами от F3 до F5. Некоторые альты могут расширить свой диапазон до более высокого регистра с помощью тренировок, используя некоторые из тех же нот, что и сопрано. Хотя термин «альт» сейчас используется как более общий термин для обозначения более низкого женского голоса, вы можете найти множество примеров песен, исполненных в диапазоне альтового вокала, включая «Rehab» Эми Уайнхаус. Голос меццо-сопраноГолос меццо-сопрано можно приравнять к женскому типу мужского баритона. Этот голос среднего диапазона ниже, чем типичный голос сопрано, и часто разделяет диапазон с вокальными регистрами альтов и сопрано. Они имеют более легкий вокальный вес и тембр, чем альты, с тесситурой от A3 до A5. В опере эта категория голосов часто используется для изображения мальчиков или молодых мужчин, хотя сопрано-меццо исполняется женскими голосами. Эти теплые голоса популяризируют такие артисты, как Леди Гага и Кристина Агилера. Голос сопраноВысокий вокальный диапазон принадлежит исполнителям сопрано. Типичный голос сопрано имеет тесситуру от середины C до C6. Этот тип голоса известен тем, что создает яркие, мечтательные, хрустальные вокальные выражения с мастерски выверенной подачей. Сопрано обычно несет мелодию песни, поддерживаемую бэк-вокалом альтов и других типов вокала. В операх сопрано обычно исполняет роль героини, изображающей невинность и юность. Современные примеры певиц-сопрано включают Ариану Гранде и Уитни Хьюстон. Колоратурное сопраноЭто самый высокий голос из всех вокальных типов хоровой музыки, обладающий вокальными качествами сопрано, но с толстыми голосовыми связками, позволяющими исполнять впечатляющие оперные партии и трели. Колоратурное сопрано встречается редко, хотя можно найти несколько вокалистов современной музыки, которые могут относиться к этой вокальной категории. Мэрайя Кэри, возможно, наиболее склонна к колоратурному сопрано, что подтверждается ее способностью петь высокие ноты и бегать без усилий на протяжении всей ее карьеры в поп-музыке. Как работает пение?Что же именно происходит, когда мы поем? Уделив время науке, лежащей в основе вашего голоса, вам будет легче понять, как со временем можно улучшить свой вокальный диапазон. Все пение можно объяснить силой дыхания. Поскольку пение происходит за счет вибрации воздушного потока, проходящего через голосовые связки, если нет дыхания, то нет и звука! Когда мы вдыхаем, чтобы петь, мы набираем воздух диафрагмой и контролируем его на выдохе, создавая вокальный тон. Наши основные голосовые компоненты находятся в гортани и называются голосовыми складками. Голосовые складки состоят из отдельных связок, которые вибрируют, создавая звук. Стоит отметить, что эти голосовые складки могут разрушаться со временем, поэтому многие известные певцы вынуждены прибегать к хирургическому вмешательству или другим методам лечения, чтобы справиться с вокальной травмой. Подобно спортсменам, тренированные вокалисты способны обрести контроль над мышцами гортани, что со временем приводит к улучшению качества звука и тембра. Однако некоторые люди просто созданы с более сильным певческим голосом. Анатомия рта, горла и носовой полости также играет роль в вокальном тоне и структуре голоса, поскольку они служат проходом для воздуха, вибрирующего в голосовых складках. К счастью, многие люди могут улучшить свой вокальный диапазон и качество вокала с помощью практики и тренировок. Многое в «хорошем» пении сводится к способности имитировать истинное качество звучания нот, и с тренировками этот процесс, несомненно, станет легче. Разбор вокальных регистровСуществует несколько вокальных регистров, между которыми певцы колеблются в зависимости от музыкального произведения. Вот некоторые из наиболее распространенных вокальных регистров и то, что вы можете ожидать от каждого из участков вашего голоса. Вокал ФрайГрудь или модалСмешанный или средний голосЭто промежуточное звено между грудным и головным голосом. Вы можете начать слышать некоторые придыхательные тона, переплетающиеся с грудным голосом. Он темнее, чем ваш головной голос, но немного светлее, чем ваш модальный голос. ГлаваЭто верхняя часть вокального диапазона, характеризующаяся более высокими тонами и удлиненными голосовыми складками. Это ваш более высокий, яркий голос, который может быть перенесен вниз по высоте, хотя часто имеет смысл выбрать грудной голос, если вы находитесь в более глубоком диапазоне. ФальцетКогда голосовые связки длинные, тонкие и неподвижные, пение выше обычного или модального диапазона вокалиста. Хотя это не обязательно вокальный регистр (в зависимости от того, с кем вы говорите), у него определенно есть специфическое тональное качество, которое стоит признать. СвистокЭти тона чрезвычайно яркие, когда голосовые связки закрыты, и только крошечная часть вибрирует, создавая пронзительный, высокочастотный звук. Как правило, свистящие тона исполняются только избранным женским типом голоса с впечатляющим высоким тоном. Зачастую профессиональные вокальные тренеры ориентируют певцов на создание плавного сочетания всех вокальных регистров. Это также поможет определить, в какой части вокального регистра вы находитесь, чтобы вы могли скорректировать свой подход к подписанию, чтобы получить как можно больше вокальной поддержки. Музыкальный глоссарийПо мере того как вы будете развиваться как певец, вы наверняка столкнетесь с некоторыми из этих терминов. Вот некоторые из наиболее важных словарных терминов, которые вам необходимо знать, поскольку они относятся к вам как к певцу. AccelerandoЭто постепенное ускорение темпа в хоре или ансамбле. АллегроАллитерацияПовторение, введенное в начале соседних слов, помогает сделать песню или фразу более запоминающейся. AndanteАданте означает умеренно медленное время. Деление музыки, идущее в конце меры в нотной записи. BPM означает удары в минуту и является одним из способов измерения темпа, особенно в западной музыке. Bel CantoОперный стиль, известный демонстрацией вокальной техники. Эта фраза переводится как «красивое пение». АккордГруппа гармоничных нот, обычно состоящая как минимум из 3 независимых тонов. Группа из нескольких певцов, обычно состоящая из нескольких вокальных партий. КолоратураПевец, специализирующийся на особо спортивной музыке, полной острых ощущений и бега. КомпозиторСоздатель или автор музыки. КонцертКомпозиция, предназначенная для одного или нескольких солирующих инструментов. ПроводникРуководитель оркестра, иначе называемый маэстро. CrescendoСтановиться постепенно громче. DecrescendoСтановиться постепенно тише. Композиция, предназначенная для двух исполнителей. ДинамикаИзменения громкости на протяжении всего музыкального произведения. АнсамбльМузыка, написанная для группы музыкантов. ПлоскийНа полступени ниже натурального варианта ноты. ForteЭто переводится как «громкий». FortissimoЭто динамическая маркировка, означающая «очень громко». ГармонияПри одновременном звучании двух или более независимых тонов, обычно с приятным для слуха интервалом, таким как мажорная третья или совершенная четвертая. Семейство нот, в котором находится музыкальное произведение. Выделяется в ключевой подписи в начале музыкального произведения. ЛаргоОтносится к медленному стилю. ЛирикаСпетые слова музыкальной композиции. ПриродныйНатуральная форма ноты, в отличие от диеза или бемоля. ОктаваНота, которая в два раза выше или ниже по высоте тона, чем другая. Более высокий или более низкий тон при использовании одной и той же ноты. Композиция, которая нумеруется как серия в произведениях композитора. PianissimoПереводится как «очень тихий» по отношению к динамике песни. PitchВысокий или низкий тон. PrestoPresto означает «очень быстро» в отношении направления темпа. RallentandoЧтобы стать медленнее. РитардРитард или ритардандо означает постепенное замедление темпа в музыкальном произведении. СтаккатоКаждая нота исполняется отдельно, коротко и независимо друг от друга. ТриллЧередование высоты тона между двумя нотами. TuttiПереводится как «все», чтобы попросить все типы голосов в композиции спеть вместе. ВибратоВибрация, которая естественно возникает при некоторых певческих голосах. Как определить свой вокальный диапазонЗатем повторите процесс, но на этот раз двигайтесь вверх по тональности от середины C до тех пор, пока вы не сможете петь высокие ноты более высоких клавиш. Это верхний предел вашего диапазона. Теперь, когда у вас есть нижние и верхние ноты, у вас должен быть ваш вокальный диапазон! Если у вас нет под рукой пианино, вы можете использовать видеоинструмент, подобный этому, в качестве эталона высоты тона: Если вы не можете определить, попадаете ли вы в такт или в ноты, обязательно обратитесь за помощью к надежному другу. Помните, что для получения отличного вокала нужно много работать. Не смущайтесь, если вы не Уитни Хьюстон с самого начала! Помните, что ваш вокальный диапазон может меняться в зависимости от множества факторов, поэтому в каждый конкретный день ваш вокальный диапазон может быть разным. Однако ваша исходная база или идеальное вокальное «сладкое место» останется в основном неизменной. С практикой и тренировками вы сможете со временем расширить свой первоначальный вокальный диапазон. Как расширить свой вокальный диапазонК счастью, при надлежащем обучении и практике ваш вокальный диапазон может расти и расширяться со временем. Вот несколько способов, которые помогут вам со временем расширить свой вокальный диапазон. 1. Практикуйте хорошую осанку. Такая простая вещь, как правильная осанка, может удивительным образом повлиять на качество и тембр вашего голоса в целом. Встаньте прямо, поставив ноги на ширине плеч. Держите плечи назад и старайтесь держать голову прямо во время пения. 2. Работайте с вокальным тренером. Поскольку тип нашего голоса и природные способности к пению во многом зависят от индивидуальных особенностей, имеет смысл применять индивидуальный подход к развитию голоса. Если вы всерьез намерены улучшить свой голос, подумайте о том, чтобы вложить деньги в обучение вокалу или, по крайней мере, присоединиться к общественному хору. 3 . Дышите диафрагмой. Во время пения вы должны видеть, как ваша диафрагма расширяется и сжимается, а не как ваши плечи набирают воздух и выпускают его. Сосредоточьтесь на правильном наборе воздуха. Даже выполнение таких простых упражнений, как дыхательная гимнастика, поможет со временем улучшить вокальный контроль и тембр. 4. Практика! Если вы не поете, вы не знакомитесь со своим голосом в лучшую сторону. Несмотря на то, что вокальный отдых не помешает, разумно петь вместе с репертуаром, чтобы вы могли понять, где ваши слабые места. Сосредоточьтесь на согласовании своей подачи с эталонными треками и уделите время разминке перед тем, как взяться за высокие ноты. 5. Расслабьте челюсть. Когда мы тянемся к высоким нотам, наши голосовые связки растягиваются, чтобы произвести более высокий тон. Поэтому, расслабив челюсть, вы обеспечите своему певческому голосу пространство, необходимое для правильного воспроизведения высоких тонов. Позвольте вашей мягкой палитре опуститься, позвольте рту удлиниться, но держите голову ровно. Вам не нужно двигать головой вниз или вверх, чтобы достичь сильного тона. 6 . Позаботьтесь о своем голосе. Многое может проявиться в микрофоне. Поскольку вы сами являетесь своим инструментом, чтобы расширить свой вокальный диапазон, вам необходимо заботиться о себе физически на протяжении всей вашей певческой карьеры. Это означает, что нужно уделять время разминке перед пением, использовать вокальные упражнения, практиковаться, а также высыпаться, пить и быть терпеливым. Если у вас на горизонте большое вокальное выступление, будет разумно избегать газированных напитков и молочных продуктов, которые могут вызвать скопление слизи. Независимо от типа вашего голоса, обучение правильному пению может занять много времени. Петь может каждый, но только опытные вокалисты понимают, как извлечь максимум пользы из своего типа голоса. Уделяйте своему вокалу такое же внимание, как и любому другому инструменту. Немного постоянной практики и тренировок, подходящих для вашего типа голоса, и вы сможете улучшить качество вокала в кратчайшие сроки. Прежде всего, получайте удовольствие от обучения и занятий искусством пения! Опера и вокалСайт для вокалистов Оперные голосаКлассификация голосовСуществует много систем классификации оперных голосов. На этой странице приводится усредненная сводная классификация по диапазону. По сути, это немецкая система Fach [фах], что дословно обозначает “предмет, отсек, отделение”, то есть имеется в виду разделение голосов на типы. Эта система широко используется в Европе, ее знают и во всем мире. СОПРАНОСамый высокий женский голос, диапазон примерно от до первой октавы до до третьей, может петь и выше. Делится на пять видов: Колоратурное сопраноКолоратурное сопрано способно на, казалось бы, сверхчеловеческие подвиги. Голос чрезвычайно подвижен, гибок, умеет петь быстрые рулады, которые поднимаются до фа третьей октавы и выше. Колоратурные роли присутствуют в операх от барокко до XX века. Особенно прекрасным примером является Лючия в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, которую можно отнести к драматической колоратуре, а также главная героиня “Лакме” Делиба, условно лирическая колоратура. СубреткаСопрано-субретка относится как к амплуа, так и к подтипу голоса. Это дерзкие, кокетливые героини, исполняемые певицами со сладкими, яркими голосами. Тесситура у них иногда может быть довольно высокой, но без обилия колоратуры. Хорошим примером здесь служат две моцартовские героини – Сюзанна и Церлина. Лирическое сопраноЛирическое сопрано обычно обладает более полным, насыщенным звучанием, чем субретка, и, как правило, имеет более зрелое качество тембра. Тесситура обычно выше, чем у субреток, но ниже, чем у колоратуры, примерно до до-ре третьей октавы. Хороший пример на контрасте – рабыня Лиу из “Турандот” Пуччини, где сама главная героиня Турандот — драматическое сопрано. СпинтоУ сопрано-спинто много великолепных ролей в опере, особенно в итальянской романтической традиции Верди и Пуччини. Отчасти по этой причине лирические и драматические сопрано часто берут на себя эти роли, независимо от того, подходят они им по природе или нет (и история знает достаточно лирических сопрано, которые сократили свою карьеру, взяв на себя тяжелые роли спинто). Эти роли требуют легких, блестящих высоких нот лирического сопрано, но с большим весом в кульминационных моментах (spinto переводится как “подталкиваемый”). Многие относят к спинтовой партию Татьяны из “Евгения Онегина”. Драматическое сопраноЭто большие голоса с достаточной силой, чтобы их можно было услышать через большой оркестр, которые сохраняют при этом ровность на всем диапазоне. Драматические роли сопрано вышли на первый план в романтическую эпоху, до середины XIX века их было мало. Вагнер оставил целую галерею таких партий, как колоссальная роль Брунгильды. МЕЦЦО-СОПРАНОМеццо-сопрано немного ниже сопрано, его вокальный диапазон простирается от соль малой до ля-си второй октавы, хотя для многих ролей требуется, чтобы голос включал более высокие или более низкие ноты. Меццо слишком часто отводят второстепенные роли или роли злодеек. Пожалуй, самая известная главная партия для меццо – это Кармен у Бизе. Этот голос можно разделить на три большие категории: Колоратурное меццо-сопраноКолоратурное меццо-сопрано-довольно небольшая ниша. Это роли, написанные для гибких, низких женских голосов, они относятся в основном к периоду бельканто: Доницетти и Россини написали ряд больших ролей для такого голоса. Другая коллекция ролей колоратурного меццо первоначально была написана для кастратов в эпоху барокко, и в наше время их поют певицы меццо. Роли колоратурного меццо-сопрано требуют гибкости и беглости в пассажах до верхнего до, но также требуют хорошо озвученной нижней части диапазона меццо. Прекрасный пример у Россини – Розина из “Севильского цирюльника”. Лирическое меццо-сопраноЛирическому меццо-сопрано достается, пожалуй, наименьшая женская доля, большая часть из них — “брючные” роли (когда женщины играют мужчин или юношей, например, Керубино). Этот голос обладает очень мягким, чувствительным тембром. Лирические меццо-сопрано не имеют вокальной ловкости колоратурного меццо-сопрано или крупного размера драматического. Пример женской роли – Шарлотта из “Вертера” Массне. Драматическое меццо-сопраноЧасто играют матерей или ведьм. Драматический голос меццо теплый, богатый и довольно громкий, крупный. Верди написал целый ряд драматических ролей для меццо, как и Вагнер. Одну из самых ярких также можно найти в “Электре” Рихарда Штрауса: роль Клитемнестры. Вспомним Азучену у Верди или Далилу у Сен-Санса. КОНТРАЛЬТОКонтральто — самый низкий из женских голосов и, безусловно, самый редкий. Диапазон контральто примерно от фа малой октавы и до фа-ля второй, почти как у мужского контратенора. Многие написанные для них роли — старухи, часто неприятные, иногда комические. Однако в русском репертуаре мы находим другое положение дел, достаточно вспомнить Ольгу из “Евгения Онегина”. В наше время контральто как таковое близко к исчезновению. Из ныне живущих разве что великолепная Ева Подлес (Подлещ) настоящее контральто (род. 1952 г.). Отсутствие певцов этого типа голоса означает, что роли контральто часто исполняют меццо. Контральто делятся на три широкие категории: Колоратурное контральтоЛегкий, подвижный голос, который может достигать и оставаться на самом верху диапазона контральто, сохраняя при этом богатый и мощный звук. Чрезвычайно редкий голос. Россини на самом деле написал для колоратурного контральто свою Золушку. Лирическое контральтоЕсли можно так выразиться, стандартное контральто, как оно есть. Гибкий и богатый голос. Драматическое контральтоНизкий, темный, тяжелый и огромный голос. К сожалению, такое же редкое явление, как колоратурное контральто. Эрда в “Кольце Нибелунгов” является хорошим примером этого типа. КОНТРАТЕНОРСамый высокий мужской тип голоса, примерно равный по высоте меццо-сопрано. Контратеноры были популярны в XVII веке, но вышли из моды до самой середины XX века, что примерно совпало с бумом популярности барокко и другой ранней музыки. Диапазон контратенора примерно от до-ми малой октавы до ми второй у альтистов (более низкие контратеноры) и примерно от соль малой до фа второй октавы у сопранистов (более высокие контратеноры). Такой высоты мужской голос достигает за счёт пения фальцетом. В опере контратеноры в основном исполняют барочные роли, особенно те, которые изначально предназначались кастратам. Однако этот тип голоса был подхвачен некоторыми современными композиторами и все чаще используется в современной опере, наиболее известной из которых является “Сон в летнюю ночь” Бриттена с повелителем эльфов Обероном. ТЕНОРТенор в основном берет на себя главную мужскую роль (часто героя-любовника). Оперный вокальный диапазон для тенора примерно от до малой октавы до до второй (записывается в скрипичном ключе на октаву выше). Достижение таких высоких нот является настоящим вызовом для многих теноров, и показательна в этом плане ария Тонио “Аh! mes amis, quel jour de fête!”, из “La Fille du Regiment” Доницетти, в которой есть девять до. Теноры делятся на типы, некоторые из которых встречаются чаще, чем другие. Ниже приведены четыре наиболее распространенные группы: Лирический тенорТеплые, яркие голоса, способные с легкостью брать самые высокие теноровые ноты. Лирические теноры получают самых очаровательных персонажей. Довольно широкая категория, эти певцы могут варьироваться по тембровым краскам, некоторые намного темнее и насыщеннее, другие светлее и ярче. Яркий пример партии из оперы — Фауст у Гуно или Ленский у Чайковского. СпинтоПохож на лирический тенор по диапазону, но с большим весом в голосе, особенно в верхней части диапазона. Эти роли гораздо сложнее, чем многие думают, для многих певцов это серьезный вызов. Пример Спинто — Калаф из «Турандот» Пуччини (часто можно наблюдать, как эту партию поют лирические или драматические теноры). Драматический тенорБольшой, эмоциональный и мощный голос, драматический тенор обычно избавлен от крайне высоких нот, но должен покрывать мощные оркестровые силы. Хороший пример — Отелло Верди. Героический тенор (Heldentenor)Это тип голоса, в основном используемый Вагнером, набор партий с низкой, почти баритоновой тесситурой. Это массивные роли, требующие от певца поддержания мощного звучания в течение чрезвычайно длительных периодов, что делает их непопулярными. Вагнер создал добрую дюжину таких ролей, но, пожалуй, самая требовательная из всех — Зигфрид в цикле “Кольцо нибелунга”. Часто за такие партии берутся драматические теноры. БАРИТОНСредний мужской голос, поющий в диапазоне примерно от соль-ля большой октавы до соль первой (бывает и выше). Лирический баритонЭто легкий, сочный мужской голос. Они тяготеют к комическим партиям, но в некоторых случаях не лишены глубины. Папагено в “Волшебной флейте” Моцарта — пример лирического баритона. Вердиевский баритонБаритон Верди, как и следовало ожидать из названия, относится к типу голоса, характерному для опер Верди. Настоящие баритоны Верди несколько редки, это роли, требующие, чтобы певец пел ноты на крайних нотах диапазона баритона и делал это с богатым округлым звуком. Верди взял “Макбета” Шекспира и сделал из него захватывающую оперу, заглавная роль в которой отведена баритону. Драматический баритонСамый низкий баритон, имеющий диапазон, аналогичный диапазону певцов Верди, но тесситура имеет тенденцию быть ниже. Скарпиа из «Тоски» Пуччини — яркий пример этого голоса. Самый низкий голос из всех. Стандартный общий диапазон оперных басов от ми большой октавы до до-ми первой. Некоторые басовые певцы могут опускаться еще ниже, хотя это редко требуется в стандартном оперном репертуаре. Бас-баритонБас-баритон может петь так же низко, как бас, но также комфортно и в более высокой тесситуре, близкой к диапазону баритона. Этот тип голоса появился как таковой с середины XIX века, но несколько ролей у Моцарта, написанных в эпоху, когда баритон еще не стал отдельным вокальным типом, обычно даются певцам этого класса. Пример — Алеко Рахманинова или Фигаро у Моцарта. Бас-буффоБасовые роли буффо — забавные, комические персонажи, которые часто встречаются в произведениях эпохи Бельканто. Это очень разные партии с обширными требованиями к пению “скороговоркой”, к владению искусством речитатива. Так же это бывают и злодейские, но забавные герои, например Дон Маньифико из “Золушки” Россини. Кстати, буффо разделяют на лирических (Дон Паскуале у Доницетти, например) и драматических (Данад из “Летучего голландца” Вагнера). Бас-профундоСамый низкий тип голоса в опере. Эти певцы создают стену богатого, бесконечного звука с огромной мощностью. Роли в основном ограничены старыми злодеями или мудрецами, как Зарастро в “Волшебной флейте” Моцарта. Какой голос называется баритономСодержание статьиХарактер баритонаИз всех разновидностей мужского голоса баритон считается самым красивым. Зачастую эксперты, ценители и даже некоторые критики оперного искусства заявляют, что баритон является некой основой мужского начала, сочетая в себе насыщенный лоск тенора и величественную силу баса. Но времена меняются, меняются и нравы! В наше время тенор снова обрел былую славу и спрос, баритон же считается более распространенным и встречается среди певцов наиболее часто. Разновидности баритонаДраматический баритон имеет более сильный диапазон мужского голоса. Нередко его называют «баритональный бас». В качестве примера звучания драматического баритона можно привести Эскамильо из оперы «Кармен», Яго из «Отелло», и Амонастро из «Аиды». Лирико-драматический баритон обладает универсальным характером – может выполнять и лирические, и драматические партии. Также существуют бас – баритон (баритон с низкими нотами) и тенор-баритон (баритон с высокими нотами). Данные виды баритона являются промежуточными. Знаменитые баритоныЗаслуга того, что баритон признан самостоятельным сольным голосом, способным собирать аншлаги и делать немалые сборы, принадлежит Таманьо и Карузо, да Аделина Патти и Титта Руффо, собиравшим в Америке до 10 000 золотых лир за один концерт. Наверняка многим известен знаменитый эстонский певец-баритон Георг Отс, сыгравший в фильме «Мистер Икс». Также баритоном разного звучания обладают такие певцы, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль и др. БаритонБольшая часть представителей мужской половины человечества от природы награждена удивительным голосом, название которому – баритон. Данный тип мужского голоса является отображением достаточно сложных и неоднозначно проходящих в организме юноши процессов физиологического типа, свойственных этапу взросления. Как результат, представители науки до сих пор неоднозначны в оценке и характеристиках факторов, влияющих, в период взросления, на голос подростка. Среди важнейших факторов, в частности, называется генетическая предрасположенность, благодаря которой гортань и ее элементы приобретают те или иные объемы и очертания во время пубертатного периода. Основное внимание на величину и толщину голосовых складок. Они важны и их влияние велико. Толщина складок определяет тип голоса: толстые способствуют низкому звучанию. Специалисты отмечают, что зависимости между весом человека и размерами гортани не наблюдается. Для большей убедительности стоит отметить серьезное влияние плотности строения складок и их толщины, которые, в совокупности с объемом резонаторных полостей, становятся основой образования определенного голосового тембра. Профессионалы, характеризуя голос, как продукт восприятия, в красках описывают тембр тенора – светлым, а баритона – темным. Баритон и его диапазонБаритон, по высоте звучания, относится специалистами к категории среднего типа мужских голосов и на нотном стане он занимает положение, ограниченное серединой большой и верха малой октавы. Как уже не раз отмечалось, звучание голоса нельзя характеризоваться только с опорой на диапазон. Однако если рассматривать категорию поющих баритоном молодых мужчин, вышедших за пределы подросткового возраста, то выше названная нотная шкала для них признается самой комфортной. Стоит заметить, что для баритонов переходными называются ноты начала первой октавы. Что касается исполнения баритонами всей первой октавы, то здесь присутствует явный микст, в рамках которого «смешиваются» регистры грудной и головной. Не в прямом, конечно смысле. То есть именно в указанных пределах происходить образование определенного вида тембра классического голоса мужчины. Специалисты отмечают необходимость владения определенной вокальной техникой для того, чтобы подобный тембр звучал чисто. У новичков его услышать нельзя из-за отсутствия достаточного опыта. Выработка возможна в рамках длительных и специализированных тренировок. Если говорить о музыкальных классических традициях, то для баритона, на нотном стане, отведена «территория» от середины большой и практически до конца первой октавы. Уже говорилось, что классическое исполнение нот первой октавы, в рамках традиций классического вокала, должно осуществляться в миксте. Данное исполнение определено традиционными задачами защиты голоса исполнителя. Баритон и его разновидностиЕсли говорить о баритоне, как о голосе, то для специалистов данное явление представляется общей характеристикой голосового типа, в котором выделяются подтипы. Баритон лирический или баритональный тенор – стадия звучания, при которой может происходить переход с тенора на баритон или обратно. В данном случае отмечается практическая незаметность разницы, при этом выделяется близость к теноровому тембру и типичность баритонального оттенка. Баритон лирико-драматический характеризуется типичностью звучания, силой и яркостью голоса, светлостью тембра. Возможностей голоса такого певца достаточно для исполнения партий как драматических теноров, так и баритонов. Баритон драматический, согласно материалу, изложенному в Википедии, представляется голосом с сильным, темным и мощным звучанием, отмечаемым на участке центрального и верхнего диапазона. Партии для данного голоса исполняются на низком уровне, но кульминацией определяются высокие и даже предельные верхние ноты. Баритон и его переходные нотыНа нотном стане переходные ноты для баритона определяются началом и серединой первой октавы. Здесь стоит уточнить, что данные параметры традиционны в отношении голосов неразвитых и находящихся в процессе становления. Профессионал, овладевший всеми тонкостями барита, переходных участков практически не замечает. Говоря о баритоне, необходимо отмечать, что данный тип голоса, ограниченный в возможностях брать высокие ноты, обладает самым богатым тембром. Урок 5. Тембр и высота голоса
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом. В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике. Содержание: Наши задачи понятны, поэтому в путь! Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голосаДля начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов. Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными. Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса. Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше. Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано. Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса. Тембры голоса у мужчин: На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках. Тембры голоса у женщин: Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант. Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018]. Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились. Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма. Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше. Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания. Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей. 23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления. Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными. Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться! Как управлять тембром и высотой голосаИтак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше. Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах! Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется. Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос. Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным. Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым. Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз. В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента: Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом. Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока. Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз. И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить. В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом. Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь. Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей. Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео: Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020]. Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун: И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами. Советы новичкам, как справиться с высокими нотами: Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков: К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения: Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом: Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим. Советы новичкам, как справиться с низкими нотами: И, конечно, видео на эту тему: Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе: Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке. Тест на усвоение материала урокаЕсли вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются. Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.
|
Хоровая партия | Диапазон |
Сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля мал. окт.) звуки. Наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Альты | от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше — очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. — ми-бемоль (ми) 2-й окт. |
Тенора | до мал. окт. — до2 |
Басы | наиболее употр. соль больш. окт. — ре (ми-бемоль) 1-й окт.Баритоны: соль больш. окт. — фа 1-й окт.Басы-октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы) |
Сольные голоса:
Голос | Диапазон |
Колоратурное сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) |
Лирическое сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Драматическое сопрано | до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2) |
Меццо-сопрано | ля мал. окт. — ля2 (выше редко) |
Контральто | от фа мал. окт. (ниже — редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2 |
Лирический тенор | до мал. окт. — до2 |
Драматический тенор | до мал. окт. — до2 |
Тенор-альтино | тенор с развитым верхним регистром — выше до2 |
Баритон | ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт. |
Бас | фа больш. окт. — фа 1-й окт. |
Бас-профундо | поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы) |
Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.
Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов
- Бариатрия что это такое
- Барометр что это