Дидло что это
Дидло что это
ДИДЛО, ШАРЛЬ-ЛУИ
ДИДЛО, ШАРЛЬ-ЛУИ (в России Карл) (Didelot, Charles-Louis) (1767–1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Стокгольме в 1767 (точная дата не установлена) в семье французских танцовщиков, работавших в Королевском оперном театре. Начал обучаться танцу у отца, Шарля Дидло, и у Луи Фроссара. С раннего детства выступал на сцене Оперного театра, с 1776 учился в Париже у Ж.Доберваля. Сблизился со знаменитым балетмейстером и стал его последователем. Одновременно, на протяжении первой половины 1780-х годов, работал в нескольких парижских театрах, в 1786 вернулся в Стокгольм и был назначен ведущим демихарактерным танцовщиком. Покинул Швецию в 1787 и работал с 1788 в Лондоне в труппе Ж.Ж.Новерра, где танцевал в спектаклях Новерра и Доберваля. Одной из первых его постановок был балет Ричард Львиное Сердце (музыка предположительно Э.Гретри, 1788). В числе наиболее значительных постановок Дидло в период до 1801, когда он работал преимущественно в Лондоне, а иногда в Лионе, были Метафорфоза (на сборную музыку, 1795), балет, который может считаться первым наброском к одному из самых знаменитых произведений Дидло – балету Зефир и Флора, ставившемуся в последующие годы под разными названиями (Зефир и Флора, Флора и Зефир, Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры) и с разной музыкой; Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы (музыка Ч.Босси, 1796), балет, который посвящен У.Шекспиру и в котором он использовал отдельные побочные мотивы трагедии Макбет; Ацис и Галатея (музыка Босси, 1797).
В 1801 Дидло был приглашен в Петербург в качестве танцовщика и балетмейстера, а позднее педагога. Работал здесь с 1801 по 1811. В 1815 ему удалось осуществить единственную постановку на сцене Парижской оперы – Зефир и Флора (музыка Ф.-М.-А.Венюа, 1815), но весь последующий, наиболее продуктивный период жизни провел в России, возглавляя Петербургский балет с 1816 по 1833. Балеты, поставленные здесь Дидло, тематически составляли несколько групп. Это мифологические балеты: Зефир и Флора (музыка К.А.Кавоса, 1804 и 1818, музыка Венюа, 1812, 1815), Амур и Психея (музыка Кавоса, 1809), Ацис и Галатея (музыка его же, 1816), Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (музыка Ф.Антонолини, 1817) и др.; балеты сказочного содержания: Роланд и Моргана (музыка Кавоса и Антонолини, 1803 и 1821), Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище (музыка Антонолини, 1819) и др.; балеты в жанре историко-героическом: Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники (музыка Венюа, 1817), героем которого был венгерский повстанец Ференц Ракоци, Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов (музыка Кавоса и Т.В.Жучковского, 1819) и др. Особое значение имел балет Дидло на сюжет А.С.Пушкина Кавказский пленник, или Тень невесты (музыка Кавоса, 1823). Сам Пушкин высоко ценил балеты Дидло и упоминает его в Евгении Онегине.
Талант Дидло был по преимуществу лирическим, тяготел к танцевальности. В его хореографических драмах кордебалет занял значительно большее, чем раньше, место, аккомпанируя выступлениям солистов. Пантомима существовала не сама по себе, а в тесном взаимодействии с танцем. Особое развитие получил у него женский танец, Дидло воспитал в школе выдающихся балерин, таких, как М.И.Данилова, А.И.Истомина и др.
К середине 19 в. петербургский балетный театр благодаря Дидло занял в Европе одно из первых мест, наряду с труппой Парижской оперы.
Дидло
Смотреть что такое «Дидло» в других словарях:
Дидло — Дидло, Карл Людовик Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло — (Карл Людовик) известный балетмейстер (1767 1837), род. вСтокгольме, где его отец был балетмейстером; учился в Париже; первыйбалет свой поставил в Лондоне. В 1801 г. Д. был приглашен Н. Б. Юсуповымв СП б., где дебютировал балетом Аполлон и Дафна… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дидло Ш. — (Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм 7(19) XI 1837, Киев) франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе Мастерская Оперы у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж.… … Музыкальная энциклопедия
Дидло Л. — ДИДЛÓ (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и другие. В 178891 выступал в Лондоне и… … Балет. Энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (1767 1837) франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 первый танцовщик придворной труппы в Стокгольме. В 1787 91 выступал в Лондоне с труппой Ж. Ж. Новерра, в Бордо с Ж. Добервалем. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Дидло Шарль Луи — Дидло (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, ‒ 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 ‒ начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (Didelot) (1767 1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца XVIII начала XIX вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Постановки: «Зефир и Флора»… … Энциклопедический словарь
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи — (1767 1837) французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 нач. 19 вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного… … Большой Энциклопедический словарь
Дидло, Карл Людовик — Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло, Карл Людовик — знаменитый балетмейстер, родился в 1767 м году в Стокгольме, умер 7 го ноября 1837 го года в Киеве. Отец Дидло, родом француз, был первым танцовщиком королевского шведского театра в Стокгольме и преподавателем танцев в детском классе. Убедившись… … Большая биографическая энциклопедия
Дидло
Смотреть что такое «Дидло» в других словарях:
Дидло — Дидло, Карл Людовик Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло — (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Ш. — (Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм 7(19) XI 1837, Киев) франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе Мастерская Оперы у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж.… … Музыкальная энциклопедия
Дидло Л. — ДИДЛÓ (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и другие. В 178891 выступал в Лондоне и… … Балет. Энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (1767 1837) франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 первый танцовщик придворной труппы в Стокгольме. В 1787 91 выступал в Лондоне с труппой Ж. Ж. Новерра, в Бордо с Ж. Добервалем. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Дидло Шарль Луи — Дидло (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, ‒ 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 ‒ начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (Didelot) (1767 1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца XVIII начала XIX вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Постановки: «Зефир и Флора»… … Энциклопедический словарь
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи — (1767 1837) французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 нач. 19 вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного… … Большой Энциклопедический словарь
Дидло, Карл Людовик — Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло, Карл Людовик — знаменитый балетмейстер, родился в 1767 м году в Стокгольме, умер 7 го ноября 1837 го года в Киеве. Отец Дидло, родом француз, был первым танцовщиком королевского шведского театра в Стокгольме и преподавателем танцев в детском классе. Убедившись… … Большая биографическая энциклопедия
«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Евгений Онегин в первой главе романа произносит: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». О вкусах спорить не станем, но действительно, блестящий танцор, хореограф и педагог, реформатор балета России Шарль Дидло в расцвете славы оказался в тягость не только ветреному герою романа Пушкина. Выдающийся музыкант, отдавший развитию балета России всю жизнь, все силы и талант, воспитавший плеяду русских танцовщиков и танцовщиц, в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.
Фото: Public Domain
Карл Людовик Дидло, или Шарль Луи Фредерик Дидло, начал карьеру как танцовщик еще в детском возрасте. Учился он в Парижской школе театра Гранд-оперa, с большим успехом выступал во многих ролях, затем женился на балерине и вместе с ней создал несколько ярких постановок.
В 1801 году князь Николай Борисович Юсупов пригласил Шарля Дидло возглавить петербургскую балетную труппу Российских императорских театров. В сентябре Дидло с семьей прибыл в северную столицу и уже в апреле 1802 года дебютировал на сцене Большого Каменного театра с балетом «Аполлон и Дафна».
С 1804-го по 1811 год Шарль Дидло руководил Петербургской театральной школой, воспитав сотни учеников, которые затмили приглашаемых в Россию дорогостоящих иностранных танцоров. Он поставил огромное количество балетов, дивертисментов и танцев, выведших столичный балет на недосягаемую до тех пор высоту.
Однако, несмотря на долгую жизнь в Петербурге, Дидло плохо говорил по-русски. В обращении с учениками он был сух и педантичен, жестко отдавая команды на французском языке. Но главное, в чем неприятно проявил себя Дидло: он бил учеников.
Авдотья Панаева вспоминала, что мальчики и девочки, когда шли на репетицию или урок, молили бога, чтобы не испробовать палки Дидло на спине и носках. Нередко матери, навещавшие дочерей в школе, утешали бедолаг, показывавших им синяки на ногах и руках. Когда маленькие дети танцевали в спектаклях, Дидло грозил им из-за кулис и потом наказывал, если они путались в танце, составляя группы. Он набрасывался на них как коршун: дергал за волосы, теребил за уши, пинал ногами.
Доставалось от Дидло и взрослым артистам. И все же, как ни парадоксально, при всех этих деспотичных выходках, как учитель и балетмейстер, Дидло пользовался абсолютной и заслуженной любовью и славой.
Вскоре был объявлен прощальный бенефис Дидло. Должность директора Императорских театров в 1833 году перешла к Александру Гедеонову, который не мог не знать о произошедшей оскорбительной несправедливости по отношению к великому хореографу. Но, не проявив к тому никакого снисхождения, при составлении плана прощального бенефиса Гедеонов потребовал: когда публика будет вызывать Дидло, никто из участников спектакля не должен выходить на сцену вместе с ним.
Однако ученики, ученицы, кордебалет и солисты, которые прежде с нетерпением ждали счастливого момента прощания с неразлучной палкой Дидло, теперь, растроганные, как будто бы забыв свои обиды, с первыми же овациями и вызовами двинулись вместе с Дидло на авансцену. Из оркестра мэтру подали несколько венков, самый маленький из которых одна из солисток возложила на голову старика.
Все обнимали его, ученики целовали ему руки. Аплодисментам и вызовам не было конца, старые танцоры-пенсионеры поддерживали за плечи Дидло, взволнованного, ослабевшего и немного печального. А в те же минуты за сценой происходил другой «спектакль»: взбешенный самовольством подчиненных, Гедеонов кричал, что всех оштрафует за то, что посмели его ослушаться и организовали чествование Дидло. Волнение за кулисами было страшное.
После этого великий балетмейстер пожелал покинуть столицу. Шел ноябрь 1837 года. Направившись в Крым, где он хотел поселиться в старости, Дидло заболел в дороге и умер.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6469) от 28.06.2019 под заголовком ««. но и Дидло мне надоел»».
Дидло Шарль-Луи
Карл-Фредерик-Людовик Дидло или Шарль-Луи Дидло (франц. Charles-Frédéric-Louis Didelot; 27 марта 1767г., Стокгольм, Швеция – 7 ноября 1837, Киев, Российская империя). Когда ему было девять лет, его отвезли в Париж. Его учителем стал Жан Доберваль. В сентябре 1801 года он с женой и маленьким сыном приехал в Россию в Санкт-Петербург, где стал первым танцовщиком, главным балетмейстером, преподавателем танцев в балетной труппе и в училище. Но в 1811 году Дидло покинул Санкт-Петербург. Он уехал в Лондон и проработал там до 1816 года. Летом 1816 года Дидло вернулся в Россию. После шестидневной болезни он скончался в Киеве 7 ноября 1837 года.
Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии
22 мая 1788 года поставил свои первые два одноактных балета – «Милость сеньора» и «Ричард Львиное Сердце». Успех был такой, что с начинающим хореографом заключили контракт на несколько сезонов.
В Лондоне он поставил балеты, которые принесли ему известность: «Любовь маленькой Пегги», «Караван на отдыхе», «Отомщенная любовь», «Зефир и Флора», «Счастливое кораблекрушение», «Ацис и Галатея» – всего одиннадцать балетов за пять лет.
Шарль-Луи Дидло произвел целый переворот в современной ему хореографии и в новой должности первым делом взялся за реформы: упразднил тяжелую «униформу» танцовщиков. Дидло убрал парики, шиньоны, туго зашнурованные корсеты, тяжелые башмаки с пряжками. Он сделал костюм легким и невесомым. Руки, плечи и шея оставались обнаженными, волосы у женщин укладывались в греческий узел или распускались и украшались цветами. Реформа костюма была напрямую связана с изменениями в хореографической технике. Сценический танец окончательно перестал быть более сложной формой салонного и приобрел черты современного классического танца с ясностью и четкостью линий тела, большей амплитудой движений рук, корпуса и особенно ног, полетностью, что привело и к большей свободе движений. Преобразования в технике танца неминуемо привели к изменениям в системе обучения, которые сделал Дидло, находясь во главе труппы и балетной школы.
Шарлю Дидло принадлежит идея позы на пуантах. Эту позу в дальнейшем разработал другой хореограф — романтического направления, Филипп Тальони, создав танец на пуантах.
Большой заслугой Дидло было обращение к произведениям русской литературы (Пушкин), для России это был большой шаг вперед.
Постановки, ученики и партии
Ученики
М.И. Данилова, А.И. Истомина, И.А. Шемаев, А.А. Лихутина, Я.Люстих, Е.А. Телешева, А.П. Глушковский, Н.О. Гольц, В.А. Зубова, П.И. Дидье (танцор и балетмейстер), И.И Сосницкий (драматический актер), П.А. Каратыгин, А.Я. Воробьева (будущая певица).
Постановки
1786г. — Па-де-де (Стокгольм)
1787г. — танцы к опере композитора Э.Гретри по литбретто Мармонтеля «Земира и Азор» (Лондонский Королевский театр, закрытие сезона)
1788г. — «Ричард Львиное Сердце» (Лондон)
1789г. — L’Embarquement pour Cythère (Лондон)
1796- 1801гг. — «Любовь маленькой Пегги» (Лондон)
1795г. — «Метафорфоза» (Lа métamorphose, посвященный Добервалю; Лион; на следующий 1796 год постановка перенесена в Лондон)
1796г. — «Отомщенная любовь» (Лондон)
1796г. — «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» (музыка Ч. Босси)
7 июня 1796г. — «Зефир и Флора» на музыку Ч. Босси по собственному либретто, Лондонский Театр Её Величества (Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло)
1797г. — «Ацис и Галатея» Ч. Босси (Лондон)
1797г. — «Сафо и Фаон» (Лондон)
1801г., май «Хензи и Тао» Ч.Босси (Лондон, Королевский театр)
1802г. — «Аполлон и Дафна» (автор музыки неизвестен, Петербург)
1803г. — «Роланд и Моргана» (музыка Кавоса и Антонолини)
1803г. — «Фавн и Гамадриада»
1804г. — «Зефир и Флора» (музыка К. А. Кавоса, перенос лондонской постановки, но с некоторыми изменениями; Эрмитажный театр, Санкт-Петербург)
1806г. — «Роланд и Моргана»
1806г. — «Лаура и Генрих»
1807г. — «Медея и Ясон»
1807г. — балет в опере Ф. А. Буальдьё «Телемак на острове Калипсо».
27 мая 1808 года — «Дон Кихот» (композитор А. Венюа)
1808г. — «Зефир и Флора» (Эрмитажный театр, Санкт-Петербург, композитор К. Кавос; Зефир — Дюпор, Флора —Данилова) (Ю. Бахрушин назвал спектакль первым появлением балерины на пуантах, чего другие источники не подтверждают)
1809г. — «Амур и Психея» (музыка К. Кавоса)
7 апреля 1812 — «Зефир и Флора» (музыка А. Венюа, Ковент-Гарден, Лондон)
1812г. — «Королева Голконды» (Лондон)
1813г. — «Летний вечер» (Лондон)
1813г. — «Венгерская хижина, или знаменитые изгнанники» (музыка А. Венюа, Лондон)
1814г. — «Алжирский базар» (Лондон)
1815г. — «Зефир и Флора» (Лондон, с новой музыкой А. Венюа)
1815г. — «Зефир и Флора» ((музыка Венюа), Гранд-Опера, Париж (при содействии бывшего в то время в Париже великого князя Константина Павловича; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу; упоминание о первом вставании балерины (французская балерина Женевьева Госселен) на пуанты))
1816г. — «Ацис и Галатея» (музыка К. Кавоса, Санкт-Петербург)
1816г. — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»
1817г. — «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (музыка Ф. Антонолини)
1817г. — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» (А. Венюа (спектакль выдержал около 100 представлений))
1817г. — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»
1817г. — «Аполлон и музы» (Санкт-Петербург)
1817г. — «Молодая Молочница, или Нисетта и Лука» (музыка Ф. Антонолини)
1818г. — «Зефир и Флора» (музыка К. Кавоса, Санкт-Петербург)
1818г. — «Ациз и Галатея»
1818г. — «Молодая островитянка, или Леон и Тамаида» (балет сочинен и поставлен за три дня для бенефиса первого танцовщика Петербургской труппы Антонина)
1818г. — «Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гарун-аль-Рашида» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Приключение на охоте» (мини-балет К. Кавоса; начало 2-го акта изображает фламандскую сцену с находящейся в Эрмитаже картины Теньера)
5 марта 1819г. — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (музыка К. Кавоса и его ученика Сушкова, дополнен также музыкой Т. В. Жучковского (премьера в бенефис Огюста, с Огюстом и Колосовой в главных ролях; балет выдержал 110 представлений, давая полные сборы))
1819г. — «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище» (музыка Ф. Антонолини)
1820г. — «Карл и Лизбета, или Беглец против воли» (композитор П. Ф. Турика (по другим утверждениям: Хорна), Петербург)
1820г. — «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса»
1820г. — «Кора и Алонзо, или Дева солнца» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Возвращение из Индии» (Санкт-Петербург)
1821г. — «Роланд и Моргана» (музыка К. Кавоса и Ф. Антонолини)
1823г. — «Кавказский пленник, или Тень невесты» (музыка К. Кавоса, по Пушкину)
1824г. — «Золушка» — (Cendrillon, по хореографии Л. Дюпорта (фр. Louis Duport), Санкт-Петербург)
1825г. — танцы в постановке А. А. Шаховского к спектаклю «Руслан и Людмила», по Пушкину
1825г. — «Федра и Ипполит» (музыка К. Кавоса и П. Турика)
1827г. — «Деревенский праздник»
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Дидло что это
Мальчику не повезло – в детстве он перенес оспу. Мало кто после этого заболевания мог похвалиться гладким, не изрытым оспинами лицом. Но недостаток внешности не помешал мальчику стать знаменитым танцовщиком.
Шарль-Луи Дидло родился в 1767 году в Стокгольме. Его отец был первым танцовщиком в Большом Стокгольмском театре и преподавал в младших классах балетного училища.
Еще в детстве он исполнял в спектаклях роли амуров, чему способствовал его маленький рост – техника уже появилась, но с виду юный артист был совсем малюткой. Впоследствии его ученик, выдающийся русский танцовщик, балетмейстер и теоретик балета Адам Глушковский писал: «Он был танцовщик грациозный, с большой чистотой выделывал каждое па, но не имел большой элевации в антраша и скачках. Он создал для себя особый род танцев: грациозные позы, плавность, чистоту и быстроту в скользящих па, приятное положение рук и живые пируэты».
Когда ему было девять лет, его отвезли в Париж. Его учителем стал Жан Доберваль. Но в 1784 году Доберваль уехал в Бордо. Семнадцатилетний Дидло продолжал учиться, хотя материальные обстоятельства были сложными. Тогда он впервые попробовал себя в роли балетмейстера – отец вызвал его в Швецию, и он там поставил танцы в опере «Фрейя». Когда Дидло вернулся в Париж, Новер и Огюст Вестрис взяли его с собой на лондонские гастроли. В Лондоне Дидло продолжил балетмейстерскую карьеру – после гастролей он остался и поставил 22 мая 1788 года два одноактных балета – «Милость сеньора» и «Ричард Львиное Сердце». Успех был такой, что с начинающим хореографом заключили контракт на несколько сезонов.
В 1789 году Дидло побывал в Бордо, встретился с Добервалем и принял участие в его балетах, а потом они вместе отправились в Лондон – обстановка во Франции к хореографии не располагала.
В Лондоне не было тогда постоянной балетной труппы, но не было и той рутины, которую тщательно оберегали в парижской Опере под видом верности эстетическим нормам классицизма. Лондон собирал все новые и свежие силы, давал площадку для экспериментов. Дидло, работая там, все же пытался вернуться во Францию, но ни в Париже, ни в Лионе ничего путного не вышло – и он опять уехал в Лондон. Там он поставил балеты, которые принесли ему известность: «Любовь маленькой Пегги», «Караван на отдыхе», «Отомщенная любовь», «Флора и Зефир», «Счастливое кораблекрушение», «Ацис и Галатея» – всего одиннадцать балетов за пять лет.
В сентябре 1801 года он с женой и маленьким сыном приехал в Россию. Его пригласили в Санкт-Петербург – и мог ли он знать, что именно тут реализует все свои замыслы, даже самые фантастические?
Сперва он занял в балетной труппе скромное место, но скоро так заявил о себе, что обогнал и Вальберха, и другого балетмейстера-француза, Шарля Ле Пика. Первый танцовщик, главный балетмейстер, преподаватель танцев в балетной труппе и в училище – это ли не карьера? Но Дидло был повязан по рукам и ногам контрактом с дирекцией императорских театров, в котором прямо сказано, что «таланты господина Шарля Луи Дидло… принадлежат исключительно императорской дирекции». Он был обязан исполнять все первые роли в балетах, воспитывать солистов, сочинять балеты и дивертисменты, следовать за труппой всюду, куда она будет направлена, удовлетворяться теми костюмами, которые ему выдадут. Зато в труппе и в школе он был самовластным хозяином. Похоже, что правила ему были не в тягость – он так любил балет, что в период подготовки нового спектакля танцевал даже на улицах.
Его дебют на российской сцене состоялся в 1802 году – это был балет «Аполлон и Дафна», открывший целый цикл «анакреонтических балетов», которые вошли в моду еще в восемнадцатом веке. Они были созданы в духе поэзии древнегреческого поэта Анакреона – жизнерадостной, немного фривольной, об амурных шалостях олимпийских богов, с участием зефиров, нимф, купидонов, фавнов и прочих фантастических персонажей. Что же нового внес в этот жанр Дидло?
Если раньше Венер и Марсов «изображали» в расшитых золотом кафтанах и в платьях с фижмами, а главное – в туфлях на каблуках, то Дидло выкинул эти костюмы на свалку. Никаких париков, шиньонов, туго зашнурованных корсетов, тяжелых башмаков с пряжками – костюм должен быть легок и невесом, и лучше всего, если это – туника на манер античной. А под тунику следует надевать трико телесного цвета.
Это трико появилось лет десять назад как нижнее белье – дамы тогда носили полупрозрачные платья – «шемиз», высоко подпоясанные, и хотя некоторые искательницы приключений надевали их на голое тело, но в основном под ними носили тонкое шелковое трико. Его-то и использовал для своих нимф и зефиров Дидло. Руки, плечи и шея оставались обнаженными, волосы у женщин укладывались в греческий узел или распускались и украшались цветами.
Реформа костюма была напрямую связана с изменениями в хореографической технике. Сценический танец окончательно перестал быть более сложной формой салонного и приобрел черты современного классического танца с ясностью и четкостью линий тела, большей амплитудой движений рук, корпуса и особенно ног, полетностью, что привело и к большей свободе движений. Преобразования в технике танца неминуемо привели к изменениям в системе обучения, которые сделал Дидло, находясь во главе труппы и балетной школы.
Мужской танец изобиловал высокими и сильными прыжками, верчениями на полу и в воздухе, разнообразными заносками. Женский танец технически был куда менее сложен – время пуантов еще не наступило. Отдельные артистки делали попытки встать не просто на высокие полупальцы, а на самый кончик носка. Но специальные балетные туфли еще только предстояло изобрести. От танцовщицы требовалось подражание красивой картине или статуе, самое пристальное внимание обращали на ее руки. Дуэтные поддержки тоже были очень скромными – танцовщик лишь изредка поддерживал партнершу, иногда поднимал ее на уровень груди и никогда не подбрасывал в воздух. Вся виртуозная нагрузка приходилась на сольный мужской танец.
Главной темой изящных и поэтичных анакреонтических балетов была любовь. Но на смену жеманности и тяжеловесным условностям восемнадцатого века пришли классическая ясность содержания и формы. Живые человеческие переживания царили на сцене. А полету души соответствовали самые настоящие полеты над сценой. Впервые Дидло поднял вверх и при помощи натянутой проволоки заставил пролететь над кордебалетом и декорациями исполнителя роли Зефира в балете «Зефир и Флора». Затем машинисты сцены, увлеченные его затеями, стали разрабатывать системы из блоков и канатов. В итоге целые группы исполнителей прилетали на сцену и улетали с нее. В балете «Амур и Психея» Венера прибывала по воздуху в колеснице, запряженной живыми белыми голубями.
Дидло ощущал себя хозяином театра, и это сказывалось во всем. Заказывая музыку, он ставил перед композитором самые жесткие рамки – сперва оговаривал все эпизоды сценария, потом доходило до количества тактов, темпа, оркестровки, а когда отдельные фрагменты уже кое-как увязывались в единое целое, Дидло приказывал делать сокращения. Такой утилитарный взгляд на роль музыки в балете был общей бедой в театрах начала девятнадцатого века. Но что любопытно – яростные споры Дидло и композитора Катерино Кавоса приводили к рождению хороших спектаклей.
Педагогом он был очень строгим, мог и поколотить палкой нерадивого ученика. Про него говорили: легок на ногу и тяжел на руку. Тем, кого он считал самыми талантливыми, больше всего и доставалось. Но странным образом это не гасило энтузиазма – Дидло умел заразить балетную молодежь своим азартом. Большое внимание он уделял актерскому мастерству – в его постановках всегда были маленькие роли для детей, и дети отлично справлялись с поставленными задачами. Однажды даже десятилетняя девочка создала в танцевальной сцене оперы «Телемак на острове Калипсо» самый симпатичный и запоминающийся образ – маленького захмелевшего Вакха. Дидло поставил перед собой задачу – преобразовать балетную школу так, чтобы с ее воспитанниками можно было ставить большие балеты. И ему это, в сущности, удалось.
Но в 1811 году Дидло покинул Санкт-Петербург. Была названа причина – «тяжелая болезнь». Эта причина не помешала балетмейстеру уехать в Лондон и проработать там до 1816 года. Он поставил в Королевском театре балеты «Деревянная нога», «Зефир и Флора», «Алина, королева Голкондская» и много других, в том числе дивертисмент «Качель», включавший в себя русские, татарские, польские и цыганские пляски.
Потом дирекция императорских театров снова ангажировала Дидло, но по дороге в Санкт-Петербург он заехал в Париж. Там собралась тогда вся европейская аристократия, представители всех королевских дворов – где бы он еще нашел такую публику? При содействии великого князя Константина Павловича ему удалось в 1815 году поставить на сцене Парижской оперы свой балет «Зефир и Флора». Одно из представлений посетили, как он и рассчитывал, высокопоставленные особы, в том числе и новый король Франции Людовик XVIII, который лично сказал хореографу несколько комплиментов.
Летом 1816 года Дидло вернулся в Россию, а уже в августе состоялась премьера его нового балета «Ацис и Галатея». В роли Галатеи дебютировала только что окончившая балетную школу Авдотья Истомина. Но не только новые балеты прославили Дидло – в зале появилась новая публика, молодые одаренные офицеры, вернувшиеся с войны и желающие заниматься искусством, выпускники Царскосельского лицея – и в их числе Пушкин, который (как впоследствии его герой Онегин) стал «почетным гражданином кулис». «Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе», – вспоминал Пушкин, под писателем подразумевая себя. А кому и судить о поэзии, как не ему?
Их было множество – балеты мифологические, балеты сказочные, с феями и волшебством, балеты комические («в испанском роде» и «в шотландском роде»), балеты драматические – пятиактные спектакли с большими пантомимными сценами. Но к какому бы балету Дидло ни обращался, он старался показать живые характеры и судьбы. Он считал своим долгом быть в курсе культурной жизни столицы. В 1823 году он заинтересовался пушкинской поэмой «Кавказский пленник». История самоотверженной любви черкешенки вдохновила его на создание нового балета.
Что он сделал для санкт-петербургского балета? До приезда Дидло репертуар состоял главным образом из иностранных балетов, а балетную труппу дирекция императорских театров всегда старалась поддерживать дорогими иностранными танцовщиками и танцовщицами. Дидло старался избегать постановки чужих балетов, говоря, что только молодым ученикам простительно ставить балеты своих учителей; в то же время он объявил, что он из русских воспитанников и воспитанниц сделает первоклассные европейские таланты; и действительно, он создал целый ряд русских хореографических знаменитостей. В течение многих лет во всех балетах петербургской сцены исполнителями были исключительно ученики Дидло.
Дидло оставался на русской балетной сцене до 1836 года: не только ссора с тогдашним директором театров, князем Гагариным, заставила последнего подать в отставку и оставить службу, вся обстановка в театре была неблагоприятной. Балетмейстера изводили мелочными придирками, упрекали в нарушении административных правил, пытались управлять его театральной деятельностью. Полноценно работать в таких условиях он не мог. Не получали новых ролей и его актеры. Наблюдалось засилье иностранных артистов на русской сцене. В прежние годы Дидло удавалось противостоять дирекции театров и отказываться, за немногим исключением, от приглашения иностранцев на ведущие роли. Однако теперь никто не спрашивал согласия Шарля Дидло.
Желая поправить в более теплом климате свое здоровье, расстроенное различными неприятностями и бездействием, Дидло отправился в Киев, где и скончался 7 ноября 1837 года.
Дидло Шарль Луи
Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л. ‒ М., 1958; Глушковский А. П., Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин», 1856, т. 1, кн. 6; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954.
Смотреть что такое «Дидло Шарль Луи» в других словарях:
Дидло Шарль Луи — (Didelot) (1767 1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца XVIII начала XIX вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Постановки: «Зефир и Флора»… … Энциклопедический словарь
Дидло Шарль Луи — (1767 1837) франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 первый танцовщик придворной труппы в Стокгольме. В 1787 91 выступал в Лондоне с труппой Ж. Ж. Новерра, в Бордо с Ж. Добервалем. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи — (1767 1837) французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 нач. 19 вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного… … Большой Энциклопедический словарь
Дидло, Карл Людовик — Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло Ш. Л. — ДИДЛÓ (Didelot) Шарль Луи (17671837), франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших предст. хореогр. иск ва кон. 18 нач. 19 вв. В 180129 (с перерывами) работал в С. Петербурге, пост. более 40 балетов.… … Биографический словарь
Дидло — (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Ш. — (Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм 7(19) XI 1837, Киев) франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе Мастерская Оперы у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж.… … Музыкальная энциклопедия
Дидло Л. — ДИДЛÓ (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и другие. В 178891 выступал в Лондоне и… … Балет. Энциклопедия
Список главных балетмейстеров Санкт-Петербургского (Ленинградского) балета — Петербургская балетная труппа была создана при императорских театрах, после революции в 1917 году вместе со всей структурой Императорских театров перешла в государственную собственность СССР; работала в нескольких театральных зданиях: Оперный дом … Википедия
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА — САНКТ ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА, им. А. Я. Вагановой, основана в 1738. В составе академии 2 факультета: исполнительский и педагогический. На исполнительском факультете готовят артистов балета, принимаются дети в возрасте 10 лет, срок … Энциклопедический словарь
Дидло
Воспоминания о нем напечатаны его учеником А. П. Глушковским («Пантеон», 1851, кн. II, IV и VI). Его биография — Н. Мундта («Репертуар», 1840, кн. I).
Смотреть что такое «Дидло» в других словарях:
Дидло — Дидло, Карл Людовик Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло — (Карл Людовик) известный балетмейстер (1767 1837), род. вСтокгольме, где его отец был балетмейстером; учился в Париже; первыйбалет свой поставил в Лондоне. В 1801 г. Д. был приглашен Н. Б. Юсуповымв СП б., где дебютировал балетом Аполлон и Дафна… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дидло — (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Ш. — (Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм 7(19) XI 1837, Киев) франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе Мастерская Оперы у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж.… … Музыкальная энциклопедия
Дидло Л. — ДИДЛÓ (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, 7(19).11.1837, Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и другие. В 178891 выступал в Лондоне и… … Балет. Энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (1767 1837) франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 первый танцовщик придворной труппы в Стокгольме. В 1787 91 выступал в Лондоне с труппой Ж. Ж. Новерра, в Бордо с Ж. Добервалем. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Дидло Шарль Луи — Дидло (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, ‒ 7(19).11.1837, Киев], французский балетмейстер, артист балета, педагог. Один из выдающихся танцовщиков и балетмейстеров конца 18 ‒ начала 19 вв. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм).… … Большая советская энциклопедия
Дидло Шарль Луи — (Didelot) (1767 1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца XVIII начала XIX вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Постановки: «Зефир и Флора»… … Энциклопедический словарь
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи — (1767 1837) французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 нач. 19 вв. В 1801 29 (с перерывами) работал в Санкт Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного… … Большой Энциклопедический словарь
Дидло, Карл Людовик — Карл Людовик Дидло Charles Louis Didelot Дата рождения: 27 марта 1767(1767 03 27) … Википедия
Дидло, Карл Людовик — знаменитый балетмейстер, родился в 1767 м году в Стокгольме, умер 7 го ноября 1837 го года в Киеве. Отец Дидло, родом француз, был первым танцовщиком королевского шведского театра в Стокгольме и преподавателем танцев в детском классе. Убедившись… … Большая биографическая энциклопедия
Дидло
Дидло, Карл Людовик
Карл Людовик Дидло | |
Charles-Louis Didelot | |
Дата рождения: |
---|