дубовик о л экологическое право
Экологическое право в вопросах и ответах. 4-е издание. Учебное пособие
Возрастное ограничение: | 0+ | |
Жанр: | Юридическая | |
Издательство: | Проспект | |
Дата размещения: | 16.09.2016 | |
ISBN: | 9785392228560 | |
Язык: | | |
Объем текста: | 370 стр. | |
Формат: |
|
Оглавление
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава I. Экологическое право и экологическое законодательство: общие сведения
1. Понятие экологического права
Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.
В качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования — экологически значимого поведения людей, и специфических задач — сохранения окружающей среды, улучшения ее состояния и качества, восстановления средообразующих элементов, обеспечения экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что данная отрасль, не будучи связанной единым методом и механизмом регулирования, объединяет совокупность правовых норм, которые с определенного периода возникли и действительно выделились в правовой системе. Эти нормы, не разрушив ранее сложившихся основных структур права, существуют в виде новых вторичных правовых образований. По удачному выражению С. С. Алексеева, многие нормы таких отраслей имеют «двойную прописку», т. е. двойной режим. Иными словами, комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы — ядро права и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного и административного), так и производных, вторичных (трудового, земельного, водного и т. п.).
В литературе в настоящее время употребляется два основных понятия для обозначения данной отрасли: экологическое право и право окружающей среды. По этому поводу, а также в связи с определением предмета данной отрасли ведутся оживленные дискуссии. Так, М. М. Бринчук понимает под правом окружающей среды «совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц». Юридический энциклопедический словарь «Экология» определяет экологическое право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения, объединяющих две подструктуры — природоохранное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, и природоресурсовое, регулирующее отношения по использованию и охране природных ресурсов — земли, вод, недр и др. В. В. Петров в начале 1980-х годов определял экологическое право как правовую общность, призванную регулировать комплекс общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы в национальном или международном масштабе. Позднее он предложил определение экологического права как совокупности норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Описание подходов различных ученых к понятию и предмету экологического права можно продолжить. Но суть их расхождений главным образом сводится к следующему: а) терминология — экологическое, природоохранное или право окружающей среды; б) предметная характеристика — включает ли эта отрасль права лишь охрану окружающей среды и ее компонентов или регулирует также их использование; в) примыкает к этому и проблема дальнейшего расширения предмета за счет включения в него экологической безопасности, экологического правопорядка. Иными словами, речь идет о широком и узком подходах. Узкий подход, охватывающий лишь сферу охраны окружающей среды, вряд ли отвечает современной социально-экологической ситуации; он не отражает всех направлений взаимодействия общества с нею. Широкий подход позволяет использовать больший набор правовых средств и методов влияния на поведение людей, регулируя больше областей жизнедеятельности человека, адаптируется к масштабности глобальных задач, стоящих перед человечеством. В зарубежной литературе узкий подход иногда называют «консервативной охраной природы и ландшафтов», относят его к традиционной природоохранительной деятельности как части более глобальной задачи — охраны окружающей среды.
Возражений против признания экологического права комплексной и самостоятельной отраслью права нет.
2. Специфические черты экологического права
Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.
Одна из черт данной отрасли права — ее молодость. В отличие от фундаментальных отраслей, таких, например, как уголовное и гражданское, от подавляющего большинства производных отраслей, например банковского, корпоративного, водного права и т. п., экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине ХХ в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, с усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. д. В 1950-е годы человечество столкнулось с проявлениями региональных и глобальных кризисов и начало осознавать необходимость разработки новых концепций, более того, нового экологического мировоззрения, частью которого является право. С этого времени шаг за шагом и создавалось экологическое право. Конечно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты (например, правовая охрана редких и исчезающих видов животных, охрана животного мира) существовали издавна, регулировались различные стороны некоторых опасных видов деятельности. Но в целом экологические правовые идеи и отражающие их предписания были разрозненными. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровне было в основном завершено в 80-е годы прошлого века.
С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития. Вряд ли можно привести еще один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных, хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность в РФ: начиная с 1995 г. только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы — об экологической экспертизе, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. С начала ХХI в. законотворчество не снижает темпов развития: на федеральном уровне приняты новые редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды», Водного и Лесного кодексов и др., разрабатывается проект Экологического кодекса.
К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии. Многие акты, особенно подзаконные, ведомственные, насыщены естественно-научной терминологией, в первую очередь отражающей понятия и процессы физики, химии, биологии, генетики, зоологии и других наук.
Кроме того, хотя это характеризует не только право экологическое, но и другие отрасли, надо указать на объемность нормативного материала и одновременно на его разнородность. Массив актов только специального экологического нормотворчества фактически необозрим. Любой из федеральных законов в этой области подкрепляется рядом постановлений правительства, десятками, если не сотнями ведомственных актов. Для применения каждой нормы УК РФ об экологических преступлениях при раскрытии бланкетности требуется проработка нескольких законов и десятков подзаконных актов. Вдобавок они по своему содержанию, по видам регулируемого поведения и отношений очень разные. Они касаются и порядка рекультивации земель, и ограничений на использование генно-инженерно-модифицированных организмов растений или животных для производства продуктов питания или веществ, способствующих возникновению парникового эффекта и гибели тропических лесов — производителей кислорода, и правил оказания ультразвукового, магнитного воздействий, и многого другого. В связи с этим возникают сложности не только с кодификацией, но даже с систематизацией экологического законодательства.
С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием связана и такая его особенность, как смешанность методов правового регулирования. Экологическое право нельзя однозначно отнести ни к частному, ни к публичному праву, хотя в тех или иных его разделах могут преобладать частноправовые или публично-правовые элементы.
Глобальность и значимость экологического права в современном мире — пожалуй, важнейшие его характеристики. Вряд ли сегодня найдется юрист, отрицающий это. От степени урегулированности вопросов охраны окружающей среды зависят сама возможность сохранения жизни на Земле, приемлемых условий деятельности человека, надежда на предотвращение катастроф, например связанных с глобальным потеплением, подъемом уровня вод Мирового океана и иных. Значимость экологического права и его норм подтверждается включением в УК РФ ст. 358 «Экоцид» — преступления против мира и человечества.
Эти черты определяют и такую особенность экологического права, которая весьма интересным образом сказалась на его формировании, — взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования. Какие-то нормы, институты, правовые идеи возникали вначале на уровне мирового сообщества или его части и впоследствии переносились в системы национальные (например, ответственность за загрязнение морской среды), какие-то, наоборот, вначале реализовывались, разрабатывались в рамках законотворческой деятельности одного государства, а затем не только воспринимались другими странами, но и приводили к заключению международных конвенций.
Открытость экологического права — важнейшее его свойство. По мнению А. С. Шестерюка, это означает открытость его для плодотворных коммуникаций, обусловленную сущностью социально-природных и социальных взаимодействий, их многоаспектностью, что предполагает междисциплинарность исследований. Данная черта повлияла на развитие экологического права как отрасли интегративного типа с опорой на универсальные стратегии.
Наконец, можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность, которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, между снижением запасов природных ресурсов и ростом потребления и т. д.
3. Структура экологического права
Широкий подход к понятию и предмету экологического права дает возможность выделить в качестве его структурных элементов следующие: собственно право как совокупность правовых норм — центральное звено (или ядро), экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека и групп людей с окружающей средой; юридическая практика, индивидуальные предписания, определяющие то или иное экологически значимое поведение; совокупность актов, регулирующих такое поведение; правовая экологическая идеология, правовые экологические эмоции; санкции; система нормативных актов как источников права, содержащих правовые экологические нормы; примыкающие к ним индивидуальные акты правоприменения и интерпретационные акты. Такой широкий подход к праву был сформулирован в работах известного социолога права В. П. Казимирчука, и его использование в правовом регулировании охраны окружающей среды весьма плодотворно.
4. Место и роль экологического права в правовой системе
По господствующему мнению, правовая система рассматривается в статике и в динамике. В первом случае это само право, правовые учреждения и правовая идеология. Во втором — это правотворчество, правореализация, правовое мышление, проявляющееся в практике.
Место и роль экологического права в правовой системе определяются, с одной стороны, его задачами и содержанием, с другой — связями с другими элементами этой системы, такими как институционализированные образования (т. е. учреждения, к которым относятся правоохранительные органы, суды, контролирующие природоохранительные органы, разрешительные административные органы и т. п.); существующими процессуальными порядками; системой целей права, правовых благ, ценностей, охраняемых юридическими средствами. Главная цель экологического права — сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека — определяет место его как над-супер-сверхотрасли права.
В правовой системе существуют обособленные институционализированные структуры, чья деятельность непосредственно обеспечивает достижение целей экологического права. Например, в системе прокуратуры — природоохранительные прокуратуры, среди иных правоохранительных органов — экологическая милиция, ставятся вопросы о создании особых экологических судов. На международном уровне такой суд действует — это Международный экологический трибунал в Мадриде. Существует ряд ведомств, специально созданных для осуществления контроля в области соблюдения экологического законодательства и управления охраной окружающей среды.
Экологическое право в вопросах и ответах. 4-е издание. Учебное пособие
В учебном пособии, подготовленном доктором юридических наук, профессором О. Л. Дубовик и кандидатом юридических наук, доцентом Л. Н. Чолтян, даны ответы на типовые вопросы по экологическому праву, при отборе которых использовались экзаменационные билеты юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Российского университета дружбы народов, Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук, Белгородского университета кооперации, экономики и права и других вузов России.
Законодательство, литература и судебная практика отражены по состоянию на 31 мая 2016 г.
Учебное пособие помогает быстро и эффективно подготовиться к успешной сдаче экзамена по экологическому праву, а также сориентироваться в наиболее актуальных проблемах охраны окружающей среды в современных условиях глобализирующегося мира.
Для студентов юридических и неюридических вузов, преподавателей, а также всех, кто неравнодушен к охране нашей жизни и существованию нашей планеты.
Дубовик О.Л., Чолтян Л.Н. Экологическое право в вопросах и ответах. 4-е издание. Учебное пособие
Дубовик О.Л., Чолтян Л.Н. Экологическое право в вопросах и ответах. 4-е издание. Учебное пособие
В учебном пособии, подготовленном доктором юридических наук, профессором О. Л. Дубовик и кандидатом юридических наук, доцентом Л. Н. Чолтян, даны ответы на типовые вопросы по экологическому праву, при отборе которых использовались экзаменационные билеты юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Российского университета дружбы народов, Академического правового университета при Институте государства и права Российской академии наук, Белгородского университета кооперации, экономики и права и других вузов России.
Законодательство, литература и судебная практика отражены по состоянию на 31 мая 2016 г.
Учебное пособие помогает быстро и эффективно подготовиться к успешной сдаче экзамена по экологическому праву, а также сориентироваться в наиболее актуальных проблемах охраны окружающей среды в современных условиях глобализирующегося мира.
Для студентов юридических и неюридических вузов, преподавателей, а также всех, кто неравнодушен к охране нашей жизни и существованию нашей планеты.
Внимание! Авторские права на книгу «Экологическое право в вопросах и ответах. 4-е издание. Учебное пособие» (Дубовик О.Л., Чолтян Л.Н.) охраняются законодательством!
Источники экологического права европейского союза
Дубовик Ольга Леонидовна, главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассмотрена система источников экологического права Европейского Союза. Раскрыто их соотношение и значение в аспекте создания системы европейского права, тесно взаимосвязанной с другими государствами и международными организациями.
Ключевые слова: источники права, экологическое право, право Европейского Союза.
Sources of ecological law of the European Union
Dubovik Olga Leonidovna, senior researcher of the Institute of State and Law RAS, doctor of juridical sciences, professor.
The article considers the system of sources of ecological law of the European Union; reveals correlation thereof and significance in the aspect of creation of a system of European law closely connected with other states and international organizations.
Key words: sources of law, ecological law, law of the European Union.
См.: (Hrsg.) Umweltrecht der EG. Textsammlung. 3 Aufl. Baden-Baden: Nomos, 1998. Это издание представляет собой весьма солидный том, но без сквозной нумерации страниц. Нумерация дана внутри каждого раздела по актам.
Понятие источников экологического права и их виды. В российской научной и учебной литературе, как правило, эти вопросы анализируются очень подробно. Обычно в учебниках выделены специальные главы, в которых дается понятие источников права, их классификация и система, охватывающая нормы Конституции Российской Федерации; международные договоры, стороной которых является Россия; законы, в том числе кодифицированные акты как экологического (Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации), так и смежного (Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.) законодательства; а также законы субъектов Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты, т.е. акты Президента России, Правительства России, ведомственные акты министерств, федеральных служб, федеральных агентств, акты органов местного самоуправления, судебные прецеденты, в первую очередь постановления и определения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения и определения Конституционного Суда Российской Федерации.
В монографической и учебной литературе об экологическом праве ЕС реализован иной подход. Здесь обычно рассматривают первичное право, т.е. нормы, регулирующие охрану окружающей среды в договорах об образовании ЕС, а затем, не выделяя особых глав и разделов, просто анализируют соответствующую правовую материю технически, например, о компетенции органов Евросоюза, требованиях об охране воздуха и т.п., обращаясь к тем или иным источникам европейского экологического права.
См.: Крассов О.И. Указ. соч. С. 60.
См.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 103.
Там же.
См. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. С. 96.
См.: Копылов М.Н. Указ. соч. С. 64.
При этом в последние десятилетия формируется объективная тенденция расширения круга источников экологического права и возникновения их новых форм (видов). Если говорить о российском экологическом праве, то можно указать хотя бы на федеральные и региональные целевые программы, доктрины и стратегии. Если же обратиться к правотворческой практике Европейского Союза, то следует указать, что с момента первых договоров, составляющих первичное право ЕС, система источников права развивалась, совершенствовалась, изменялись их формы, и ныне они выкристаллизовались достаточно четко. Приходится подчеркнуть и то обстоятельство, что источники экологического права ЕС представляют собой такие акты, принципы, судебные решения, обычаи, которые отражают черты и источников международного экологического права и национального экологического права.
Виды источников экологического права ЕС. К источникам права ЕС в первую очередь относятся достаточно подробно проанализированные в отечественной литературе договоры, образующие так называемое первичное право ЕС:
К. Мессершмидт удачно разъясняет структуру и значение первичного экологического права ЕС, используя для этой цели таблицу :
Системы экологического права, представляемые Дубовик О.Л., Боголюбовым С.А. и Петровым В.В.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:14, реферат
Краткое описание
Санкции как элемент правовой системы имеют существенное значение в обеспечении функционирования иных ее элементов, хотя изначально и занимают в ней более низкое, иерархически подчиненное положение. Вопрос о санкциях, их природе, видах, реализации и т.п. изучается в разных юридических дисциплинах и представляется ясным. Но применительно к проблематике охраны окружающей среды он наполняется новым содержанием.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Системы экологического права.doc
Министерство образования Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет
Кафедра трудового права
Системы экологического права, представляемые Дубовик О.Л., Боголюбовым С.А. и Петровым В.В.
Система экологического права – это совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
Интересный подход к системе экологического права дает Дубовик О.Л. Широкий подход к понятию и предмету экологического права дает возможность выделить в качестве структурных его элементов следующие:
Такой широкий подход к праву был сформулирован в работах известного социолога права В.П. Казимирчука, и его использование в правовом регулировании охраны окружающей среды весьма плодотворно.
Экологические правоотношения рассматриваются в литературе как общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды (О.И. Крассов). Они разделяются в зависимости от содержания прав и обязанностей их субъектов, т.е. по институтам экологического права или в зависимости от их характера
При этом юридическая практика должна быть строго подзаконным образованием и выполнять правонаправляющую (ориентирующую), правоконкретизирующую, сигнально-информационную функции. В свое время С.С. Алексеев обратил внимание на то, что правотворческая конкретизация имеет свои границы, за известными пределами она противоречит потребностям социальной жизни и может свести на нет достоинства абстрактно-нормативного регулирования. Это замечание в равной степени относится и к юридической практике, и к подзаконному нормотворчеству. Применительно к современному состоянию юридической практики в сфере охраны окружающей среды и природопользования, когда резко возросло количество судебных и административно-правовых решений (например, в области лицензирования природопользования, регистрации веществ, деятельности, воздействий на окружающую среду, споров о праве собственности на природные ресурсы и т.п.) особенно важно соблюдать баланс между содержанием экологического права и конкретизирующей его юридической практикой правоохранительных и природоохранительных органов, иных субъектов.
Более подробную характеристику системы экологического права дает Боголюбов С.А. Он считает, что предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды. Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это, прежде всего, нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений. Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу «Экологические преступления». Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Наиболее подробную характеристику системы экологического права дает Петров В.В. – он подробно рассмотрел две системы экологического права и дал их более подробную характеристику.
Он считает, что до разграничения экологического права от природноресурсовых отраслей права система экологического права носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую и особенную части.
В общей части рассматривались общие, единые для охраны и использования природы вопросы: источники экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность.
В особенной части рассматривались вопросы правового режима охраны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и комплексные вопросы правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д.
Модернизация отношений между экологическими и природноресурсовыми отраслями права, выход из системы экологического права земельного и органически связанных с ним других природноресурсовых отраслей права привели к необходимости пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики.
В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять экологических частей.
Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях,
Литература
Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000. – 228 с.
Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 584 с.
Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: БЕК, 1995. – 557 с.