дух творит себе форму откуда цитата

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Евр. 1:7

Прп. Ефрем Сирин

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь

Ибо Ангелы не нетварны, но сотворил, говорит, Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем (Пс. 103:4).

Прп. Икумений Триккский

И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящь

Блж. Феофилакт Болгарский

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (Пс. 103:4)

Вот величайшее между ними различие: они созданы, а Он не создан. Выражение Ты творишь означает приведение из небытия в бытие. Не пред одними только ангелами Он имеет превосходство, но и пред всеми служебными силами. Не сказал: сотворил, но творишь, то есть сохраняя Словом, которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: Отец Мой доныне делает (Ин. 5:17), то есть содержит все, сотворенное и оконченное уже, и сохраняет для того, чтобы довести до совершенства.

Евфимий Зигабен

И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящь

Слово «ко Ангелом» употреблено вместо: об Ангелах. И это сказал Отец Сыну; ибо все, говорит, чрез Него было (Ин. 1:3). А и числе всего, конечно, были и Ангелы, т. е., все небесныя силы. Давид сказал это, проповедуя о Нем как о Создателе твари невидимой. Их он назвал и духами и огнем, обозначая этим быстроту их движенин и энергию в делах, или же характеризуя и самую природу их: духи т. е. разумные, и огнь – невещественный.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь

Источник

Дух творит себе формы

17:59 23.07.2018ВАВИЛОНДух творит себе формыАлексей Осипов

дух творит себе форму откуда цитатаВсё происходящее сегодня в мире поразительно противоречит здравому смыслу. «Всё» — это и политические события, часто перерастающие в кровопролитные войны, поражающие своей абсурдностью и безнравственностью, и экономическая агрессия транснациональных корпораций, наполненная извращённой алчностью, и научная революция, которая никак не вписывается в наши привычные представления четырёхмерного пространства–времени, и, конечно, противоестественный экологический кризис, угрожающий уже всему живому на нашей планете.

Проблемы, конечно, всегда были, но в настоящее время они, как и вновь порождённые человеческой деятельностью, приобретают глобальное измерение и такие масштабы, которые заставляют уже со всей ответственностью задуматься об их истоках и средствах спасения.

Сегодня едва ли не первостепенное значение в жизни планеты приобретает экологическая проблема.

Американский историк культуры Линн Уайт, отмечая различия между восточным и западным христианством, утверждал, что специфическое прочтение Библии на Западе привело к возникновению такой технологической цивилизации, которая при всей своей эффектности, прежде всего, определило развитие наблюдаемого сегодня губительного для своего творца экологического кризиса.

Западный человек стал на путь эксплуататорского отношения к природе, стал рассматривать её как бездушный объект, служащий лишь удовлетворению его всевозрастающих потребностей и страстей. Такой эгоистический взгляд на неё привёл к тому, что из экономической науки оказалось исключённым нравственное начало, и это поставило её на рельсы чисто прагматического отношения к природе. Российский экономист-международник, академик Российской академии наук Д. С. Львов писал, что мировая (то есть западная) экономическая наука идёт «не в русле морально-этического развития. Нет таких направлений в западной экономической мысли».

дух творит себе форму откуда цитата

Подтверждением этих слов может служить, например, следующее сообщение в докладе научного центра Global Footprint Network, который базируется в США, Бельгии и Швейцарии. Население Земли уже ко 2 августа 2017 года преодолело границу допустимого использования возобновляемых ресурсов, которые планета может воспроизвести за год. Это означает, что остальную часть года население Земли будет потреблять эти ресурсы «в кредит».

Рубежный день, когда человечество начинает жить «в кредит» у будущих поколений, учёные назвали «Всемирным днём экологического долга». При этом эксперты добавляют, что с каждым разом этот день сдвигается всё ближе к началу года, потому что растёт население Земли, и оно стало расходовать ресурсы быстрее, чем раньше. Так, в 2016 году человечество начало жить «в долг» с 3 августа, в 2015-м — с 4 августа, а 10 лет назад эта дата пришлась на 15 августа.

Учёные отмечают, что «перерасход» ресурсов приводит к исчезновению лесов, засухе, нехватке питьевой воды, эрозии почв, потере биоразнообразия и повышенному содержанию углекислого газа в атмосфере.

Каждый час на Земле исчезает около трёх видов флоры и фауны. К такому выводу пришли специалисты из Иберо-Американского центра биологического разнообразия. С 1970 по 2000 год число видов диких животных сократилось на 40%.

В скобках можно заметить, что параллельно уничтожению человеком низшей живой природы растёт число самоубийств. В настоящее время во всём мире оно превосходит количество людей, погибших в результате военных действий и ставших жертвами убийц. Об этом говорится в обнародованном в Австрии экспертном докладе Всемирной организации здравоохранения. По данным экспертов, ежегодно в мире заканчивает жизнь самоубийством почти один миллион человек.

дух творит себе форму откуда цитата

С религиозной точки зрения решение экологической проблемы имеет два основных вектора. Первый отвечает специфике религиозного понимания духовной жизни и деятельности человека и общества. Второй связан с теми идеологическими тенденциями и манипуляциями сознанием в современном мире, которые представляют наибольшую опасность.

В Церкви, как мы знаем, существует наука о том, как охранить целостность души и тела человека, называемая аскетикой. В ней рассматриваются законы духовной жизни и проверенные на опыте огромного числа святых средства и условия исцеления человека от страстей и от возможных заблуждений. Она одинаково применима для всех условий жизни и труда, хотя степень успеха (совершенства), естественно, различна. Эта наука с полной достоверностью приводит человека к главной цели жизни — приобретению любви не только по отношению к людям, но и ко всему окружающему миру, ибо человек и природа в православном понимании нераздельны в едином, целостном организме творения, как душа и тело в самом человеке.

К сожалению, аскетика, которую святые называли «наукой из наук» и «искусством из искусств», менее всего известна современным людям. Но именно она, исцеляя человека от эгоизма, алчности, жажды богатства, власти и славы, делает его самым надёжным хранителем всего сотворённого Богом.

дух творит себе форму откуда цитата

Второй вектор религиозной деятельности в настоящее время открывается из ви́дения той тяжёлой реальности, которая на глазах всего мира агрессивно исходит из США и Западной Европы и которая откровенно направлена на разрушение прежде всего религиозных, нравственных и культурных традиций жизни всех других народов с целью их полного порабощения. Поэтому предотвращение своих верующих от пагубных явлений этой агрессии является одной из самых насущных задач наших религий.

Западом активно эксплуатируется идея свободы. Эта идея в настоящий момент является одним из самых эффективных средств манипулирования сознанием не просто большого числа людей, но целых народов; разрушая их традиционную культуру, религиозность, хозяйственную жизнь, организуя военные конфликты, она уничтожает всё живое. О какой экологии можно сейчас, например, говорить в Ираке, Сирии?!

Западное понимание свободы сфокусировано, можно сказать, исключительно на области прав человека. Но такой узкий подход к столь серьёзному вопросу далеко не отвечает духовным и нравственным требованиям человека, его религиозным воззрениям. Такое узкое её понимание ведёт ко многим самым негативным последствиям в семейной, общественной и политической жизни. Более того, пропагандируя фактически нравственную вседозволенность, эта свобода приводит к свободной пропаганде всевозможных пороков, извращений, насилия, ненависти, оккультных идей, сатанизма, идеологии тоталитарных религиозных сект и т. д. и, конечно, к варварскому отношению к природе.

Что, например, делает свобода телеинформации? Не одухотворённая идеей любви к человеку, она становится «телевизионной чумой насилия». Один психолог следующим образом охарактеризовал телевидение в своей стране: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления Человека». Это очень точно. Есть статистические данные о том, что в США к 18 годам человек умудряется стать свидетелем 150 тысяч случаев насилия, из которых, по крайней мере, 25 тысяч — убийства. О каком духовном и нравственно-воспитательном значении такой свободы можно говорить? Что развивается в человеке этой свободой: высокая нравственность, честность, милосердие или низменные инстинкты, жестокость, гордыня и прочие самые тёмные демонические свойства?

И сейчас весь мир реально оказывается перед лицом выбора между жизнью и смертью, между своей религией, моралью, традиционной культурой и той «свободой» западной пропаганды, которая открыто развращает народы.

Вся абсурдность и противоестественность такой свободы ярко раскрываются в так называемой толерантности к таким явлениям жизни, которые прямо губительны для самого человека. Когда, например, открывают «сатанинские клубы» для детей, или законодательно разрешают так называемые однополые браки, или не пресекаются публичные кощунства над Христом, Мухаммедом, то терпимость к подобному злу, его общественная свобода становится орудием разрушения морального состояния нации и, естественно, приводит к самому опасному явлению — экологическому кризису её духа. А где поражается дух, там за ним, как тень, следует и разрушение всего окружающего мира: и человеческого, и природного. Поэтому наш великий русский мыслитель А. С. Хомяков призывал к единству в свободе по закону любви.

Подмена же свободы по закону любви западной идеей свободы ради свободы является для любой нации смертельной угрозой.

О подобной серьёзной опасности для религии, для всей культуры предупреждал и Патриарх Кирилл, когда говорил о модели мультикультурализма, возникшей в США и принятой Западной Европой. Эта концепция, направленная на создание единой мировой культуры и единой всемирной религии, исключающей какие бы то ни было безусловные догматические и нравственные истины, ведёт к полной утрате народами как своей национальной и культурной идентичности, так и своих религий, в первую очередь монотеистических, в которых эти истины являются основой всей их веры и жизни. Прежде всего это относится к христианству и исламу.

Сумеем ли мы сохранить целостность и нравственную чистоту своего народа? Если да, то это не замедлит отразиться и на окружающей среде, ибо дух творит себе формы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трагический парадокс

XX век поставил человеческое сознание перед парадоксами, которых оно прежде не знало. И одним из самых поразительных и трагических является тот, который всеми осознаётся сегодня под именем «кризис». В чём его существо и почему он возник?

Очевидным является тот факт, что человечество изначально живёт мечтой создания рая на земле и в течение всей истории прилагает все усилия для её осуществления. Но вот теперь, в начале третьего тысячелетия, обнаруживается, что все эти усилия – а с ними и всё море крови, пролитое во имя этой мечты, –оказались не только тщетными, но и привели человечество к результатам прямо противоположным.

Потрясающий научно-технический прогресс, достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном резком снижении в них христианской религиозности – всё это приводит, как утверждает статистика, большое число людей не к обещанному блаженству, а к разочарованию в жизни, потере её смысла, к нравственным извращениям, тяжёлым нервно-психическим расстройствам и самоубийствам. Антикультура, аморализм, псевдорелигии развиваются сегодня с такой катастрофической скоростью, что уже реально угрожают уничтожить на нашей планете все традиционные духовные ценности.

Но жажда комфорта, обещаемого научно-технической революцией, настолько заворожила всё человечество, что оно забыло не только о духовных, нравственных и религиозных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков. Наслаждение, выгода, власть – вечные страсти и неизменные спутники комфорта – буквально свели с ума и окончательно поработили современного человека, заставляя его губить даже то, без чего невозможна жизнь: саму природу, частью которой он сам является. В результате кризисы, в первую очередь экологический, всё сильнее поражают современный мир. Человечество оказалось перед реалиями, которые угрожают не только благополучию человека, но и самой жизни на земле и всё с большей силой ставят под сомнение избранный путь развития.

Научно-технологический уровень нашей цивилизации делает сегодня в принципе возможным, чтобы усилия даже очень узкого круга лиц могли в течение нескольких часов безвозвратно погубить по меньшей мере все высшие формы жизни. Академик РАН Н.Моисеев в своей работе «Быть или не быть… человечеству?» писал: «Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны. Надежды на технику совершенно напрасны, нас уже не спасут новые технологии. Необходимы новые заповеди. ».

Поистине парадоксальное явление! Невольно вспоминаются библейские слова: Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма (Иов. 30, 26).Куда же ведёт человека современная цивилизация? Где источник надвигающейся глобальной катастрофы?

Нет сомнений, что он коренится в той главной идее, которой живёт человечество. Ответим на простой вопрос: на что сегодня, как правило, обращено основное внимание в воспитании и образовании человека? Конечно же, на то, чтобы дать ему знания, профессию, навыки культуры поведения; на то, чтобы он мог получить максимум материальных и культурных благ и таким образом как можно лучше устроиться здесь, на земле. Здесь – вот тот код, который определяет содержание всей жизни современного человека, современной цивилизации. Но почему такая устремлённость к «здесь» ведёт не к предполагаемому всеобщему процветанию, а к окончательной планетарной трагедии? Ответ находим в одном из основных законов человеческой природы.

Но прежде чем сказать о нём, обратимся к следующему факту.

Духовность, естественно, предполагает высокую нравственность, но нравственность далеко не всегда является свидетельством истинной духовности. Ибо нередко человек с безупречной, с точки зрения общественной морали, нравственностью бывает заражён такой гордыней, честолюбием, завистью, алчностью и т.п., что действительно является «святым сатаной». В таком случае нравственность теряет всю свою значимость.

Эта соподчинённость уровней бытия говорит об очень важном. Оказывается, дух человека, как некий маточный раствор, порождает «кристаллы» всех низших уровней жизни человека, определяя содержание и характер всех направлений его жизнедеятельности. В свою очередь сам дух человека, его сущность формируется, в конечном счёте, той высшей целью, которую человек ставит перед собой в жизни.

Эта цель может быть обращена к исканию смысла жизни, истины, святости, правды. О такой духовности писал апостол Павел: Плод же духа: любовь, радость, мир, милосердие… Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 22,26).

Но конечная цель человека может и не подниматься выше удовлетворения запросов желудка, искания славы, богатства, наслаждений или стремления к приобретению знаний, к эстетическому развитию, к карьерному росту. И тогда все духовные ценности и идеалы – искание истины, Бог, душа, вечность, чистота совести, любовь к другому человеку, жертвенность, бескорыстность – становятся помехой этой жизни и превращаются в ничто.Но разве не очевидно, как при такой «духовной» установке будет развиваться и деятельность отдельного человека, и жизнь общества, народов, и цивилизация в целом?

Роковые последствия такой плоской, чисто материалистической «духовности», перспектива которой полностью уничтожается неминуемой смертью человека, всегда видели мудрые люди. Известный русский общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков произнёс в связи с этим замечательные по своей силе и пророческому пафосу слова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт – уже совлекает с себя – и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Кажется, что сказано слишком сильно. Но разве современные, небывалые по своим масштабам и остроте проблемы – нравственные, социальные, экологические, экономические, военные и множество других – не свидетельствуют о характере «прогресса», отвергшего Христа, Его духовные и нравственные ценности?

Разве пропаганда (узаконенная!) всякого рода безнравственности и открытого глумления над телом и душой человека, свобода каких угодно извращений, господство золотого тельца, диктат коррупции, преступного мира и т. д. – не свидетельство одичания мира, отвернувшегося от Христа?

Разве современная демократия не является фактическим деспотизмом явной и скрытой финасово-промышленной олигархии и завуалированным рабством народов?

Человеку, как и обществу, поставившему целью своей жизни созидание этого Царства внутри себя, будет приложено всё необходимое и для внешней жизни. Ибо ясно, что все кризисы порождены отступлением человека от бесспорных, святых норм духовной и нравственной жизни. Ведь этот евангельский закон можно прочитать и наоборот: «Если же будете искатьпрежде всего, не Царства Божия и правды Его, то потеряете,в конечном счёте, и что есть, что пить и во что одеться», то есть само земное благополучие.

Таков ответ на центральный вопрос современности: почему человечество приближается не к триумфу полного благоденствия на земле, а с катастрофическим ускорением – к окончательной и бесповоротной трагедии?

Человек жаждет плодов, не думая о корнях. Но без заботы о них древо жизни засыхает, и сами плоды его становятся горькими и ядовитыми.

Напротив, легко представить себе, какова бы стала общественная, экономическая и культурная жизнь, если бы общество поставило своей целью такое воспитание человека, при котором он понимал бы, что плодов без корней не бывает, и действительно стремился бы к честности, справедливости, братолюбию, бескорыстности – к святости Царства Божия и правды Его. Вся жизнь изменилась бы, и искомый рай пришёл бы на землю. Только осознание этой очевидной истины может стать началом исцеления и спасения мира.

Источник

«Дух творит формы»©

Не знаю, многие ли читали книгу Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Архиепископа Луки, «Дух, душа, тело».

Как Вы относитесь к этому выражению?

Для понимания приведу маленькую цитату с этой книги:

«Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Это ярко выражено в формах тел человеческих. Они, правда, не всегда соответствуют духовной сущности человека. Не только глаза — зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его, как в образе человека лукавого у Соломона (Притч. 6, 12–14). Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его. Дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражающие его грубые и отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Вспомните Мадонн Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи.

Чем, как не формирующим влиянием духа, можно объяснить удивительную тончайшую разницу между двумя очень похожими физиономиями, особенно женскими: одни и те же чрезвычайно похожие очертания глаз, носа, рта, почти равные размеры и соотношения частей лица и головы, но одно лицо вульгарно, а другое тонко и красиво.

Внимательный анализ показывает, что эта разница духовного облика при почти одинаковых соматических формах зависит от очень малых и тонких различий: чуть иной абрис бровей, неуловимо тонкая складка губ, величина и форма глазной щели — и совсем другой духовный облик. Поразительный образ Моны Лизы создан теми тончайшими чертами, которые Леонардо да Винчи в течение нескольких лет придавал этому женскому лицу.

Подобно гению Леонардо да Винчи, действует в эмбриональном развитии духовная энергия, присущая хромосомам половых клеток, и создает живые образы красоты и безобразия, нежности, чистоты, любви и грубости, отталкивающей животности и злобы. Эти врожденные внешние формы становятся все более ярко выраженными в постэмбриональной жизни по мере развития духа в том или ином направлении»

Источник

Беседа 5

1. Как некоторые еретики изменили смысл третьего стиха первой главы Евангелия от Иоанна через изменение пунктуации. – 2. Нелепые выводы, к которым приводит мнение, допускаемое еретиками о том, что Дух Святой сотворен. – 3. Сын Божий равен своему Отцу. – Неистощимая плодотворность Творца. – Бог не есть существо сложное. – 4. О том, что грешники похожи на пьяных и яростных людей. – Лучше ходить и показываться нагим на улицах, чем покрытым и обремененным грехами.

Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так худо в наготе ходить, как во грехах и преступлениях. Нагота еще не такое преступление, – нередко она происходит и от нищеты; но ничего нет постыднее и презреннее греха. Представим себе тех, которых ведут в судилище за кражу и подлог: какой срам и смех покрывает их, как людей бесстыдных, лживых и наглых! Нам неприятно и тяжко терпеть, чтобы верхняя одежда была надета на нас небрежно или навыворот; даже когда и на других увидим это, то исправляем; а когда все мы и ближние наши ходим на головах, то не замечаем этого. Скажи мне, что может быть постыднее, когда мужчина входит к распутной женщине? Кто заслуживает более осмеяния, чем человек сварливый, склонный к злословию и завистливый? Отчего же все это кажется не так стыдно, как ходить в наготе? Только от привычки. Этого никто никогда не дозволял себе по доброй воле; а на грехи осмеливаются всегда все, без всякого страха. Конечно, если бы кто вошел в сонм ангелов, в котором никогда ничего такого не бывало, то увидел бы, как это достойно посмеяния. Но что я говорю о сонме ангелов? Если бы кто в царских чертогах, введши блудницу, воспользовался ею, или упился вином, или дозволил себе другой какой-либо бесчестный поступок, такой подвергся бы самому строгому наказанию. Если же в царских чертогах не терпимы подобные дерзости, тем более мы должны подвергнуться крайнему наказанию, если осмеливаемся на такие дела в присутствии Царя вездесущего и всевидящего. Поэтому, умоляю, покажем в образе жизни нашей скромность и чистоту. Мы имеем Царя, Который непрестанно зрит все дела наши. А чтобы нас озарял всегда в обилии высший свет, будем привлекать к себе его луч. Тогда мы будем наслаждаться и настоящими и будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *