духновский диагностика межличностных отношений

Духновский С.В.. Книги онлайн

духновский диагностика межличностных отношений

Духновский Сергей Витальевич (14 августа 1976) — доктор психологических наук, профессор.

В 1998 году закончил факультет валеологии Курганского государственного университета. С 1998 года преподаёт на кафедре «Общая и социальная психология».

Читаемые дисциплины: общая психология; психология личности; социальная психология; психология девиантного поведения; психологические особенности личности с суицидальной направленностью.

В 2002 году в Казанском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию по теме «Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков». Автор программы работы с подростками — коррекционно-обучающий тренинг «Переживание подростками критических ситуаций», целью которого является коррекция отклоняющегося поведения подростков.

Автор 40 научных публикаций, в том числе учебного пособия «Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях» (2003), монографии «Переживание дисгармонии межличностных отношений» (2005) и опросника «Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению» (2006).

Сфера научных интересов: психология девиантного поведения, психология личности, психология межличностных отношений.

Книги (3)

«Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум» — попытка собрать в единое целое уже известные профессиональные психодиагностические методики и малоизвестные авторские разработки, которые могут быть востребованы в исследованиях межличностных отношений.

В разделах практикума отражены различные социально-психологические феномены, так или иначе связанные с межличностными отношениями.

Книга будет полезна как психологам различных специализаций, так и широкому кругу специалистов, работающих с людьми разного возраста и ориентированных на решение тех или иных проблем отношений между людьми.

Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» направлен на определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемых.

Диагностируется степень напряженности, отчужденности людей в отношениях, а также конфликтность между ними.

Опросник может использоваться в консультативной и психотерапевтической практике.

В книге с привлечением обширного теоретического материала обсуждается проблема переживания дисгармонии в отношениях, влияние особенностей личности и поведения.

Автор, используя ряд продуктивных с его точки зрения идей, вычлененных в ходе детального анализа, обобщает представленные, в литературе данные и выстраивает собственную концепцию.

В книге раскрыта эмоционально-информационная природа переживания, его процессуальный характер, общие и специфические функции. Описаны виды дисгармонии в отношениях. Рассмотрены ситуации дисгармонии в отношениях и поведенческие проявления их переживания.

Источник

Методика «субъективная оценка межличностных отношений» (с. В. Духновского)

Из книги: Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. — СПб.: Речь, 2010. — С. 45-50.

Гармония межличностных отношений представляет собой:

равенство субъектов отношений, их позиций;

зависимость субъектов отношений как обусловленность их друг другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т.п. продолжать отношения;

взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу, их единство.

Гармоничные отношения — стабильные отношения, которые предполагают длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства у обоих партнеров.

Дисгармония межличностных отношений представляет собой:

ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними; ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э.Фромму);

повышение напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности в отношениях;

снижение диалогичности (самоценности и конструктивности) отношений, появление переживания одиночества у субъектов отношений;

выраженная созависимость в отношениях, приводящая к переживанию субъективного неблагополучия и неудовлетворенности отношениями.

На основе описанных выше теоретических положений была разработана мето­дика «СОМО» — субъективная оценка межличностных отношений.

Назначение методики — определение характеристик дисгармонии межлич­ностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики — напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дис­гармоничного взаимодействия.

Методика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном вари­антах. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов. Каж­дый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции.

за ответ «полностью не согласен» — присваивается 1 балл,

за ответ «согласен в малой степени» — 2 балла,

за ответ «согласен почти наполовину» — 3 балла,

за ответ «согласен наполовину» — 4 балла,

за ответ «согласен более чем наполовину» — 5 баллов,

за ответ «согласен почти полностью» — 6 баллов и

за ответ «согласен полностью» — 7 баллов»

Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, вхо­дящим в соответствующую шкалу (см. табл. 1).

Затем сырые баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (табл. 2 и 3).

Для удобства регистрации результатов можно использовать лист для ответов.

Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс дисгармоничности отношений»; полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов.

Ключи к опроснику сомо

Напряженность отношений (Н)

(в шкале 11 пунктов)

4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40

Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов)

1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39

Конфликтность в отношениях (К)

2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32

Агрессия в отношениях (А)

3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33

Для удобства обработки целесообразно сделать четыре — по количеству шкал, листа для ответов и изготовить ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы, соответствующих пунктам данной шкалы.

В правой части таблицы в бланке для ответов перечислены названия шкал (Н — напряженность отношений, О —отчужденность в отношениях, К — конфликтность в отношениях, А — агрессивность в отношениях).

Еще правее находятся две свободные клетки: для записи сырого и стан­дартного балла (стена). В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для назва­ния шкалы и для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл.

Накладывая на обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-ша­блоны, можно быстро, и с меньшей вероятностью ошибок, подсчитать сумму баллов по каждой шкале. Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы, рядом с названием данной шкалы. Так получается столбец сырых шкальных бал­лов. Сырые шкальные баллы переводятся в стены (таблицы 2 и 3 в зависимости от пола обследуемого).

Итоговый балл представляет со­бой сумму стенов по каждой шкале, которая затем переводится во вторичные стены. Для этого используется таблица перевода (таблица 4).

Если предполагается только корреляци­онный анализ, то можно оперировать сырыми оценками.

Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные (стены) для мужской выборки (N = 383) для шкал опросника СОМО

Источник

Субъективная оценка межличностных отношений, СОМО

Результат теста

Расчеты ▾

ШкалаСырой баллСтен
Напряженность отношений375
Отчужденность в отношениях344
Конфликтность в отношениях294
Агрессия в отношениях325
Итоговая оценка отношений18
ШкалаТаблица перевода в стены (М)#
12345678910
N3711–1718–2324–2930–3536–4142–4748–5354–5960–6566–775
O3411–1819–2425–3031–3637–4243–4849–5455–6061–6667–774
K299–1516–2021–2526–3031–3536–4041–4546–5051–5556–634
A329–1617–2122–2627–3132–3637–4142–4647–5152–5657–635

Содержательная интерпретация

Средние значения – умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются его отношения с другими людьми.

Отчужденность в отношениях

Средние значения – человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), говорит о том, что принимаются во внимание его (их) предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей.

Конфликтность в отношениях

Средние значения – либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Агрессия в отношениях

Средние значения – в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Человеку свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствуют.

Интерпретация итогового балла

Средние значения – отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.

Источник

Духновский диагностика межличностных отношений

Инструментарий

Программы обучения

Директор по обучению и развитию: направления и технологии работы

Современные методы индивидуального и группового профконсультирования

«Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров

Скоро

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений

Автор

духновский диагностика межличностных отношений

Отношения между людьми являются важной составляющей человеческого существования. Характер отношений с другими людьми во многом определяет переживание благополучия, комфорта и удовлетворенность жизнью в целом. Изменение отношений в неблагоприятную для субъекта (субъектов) сторону приводит к нарушению полноценного функционирования человека в обществе и к личностной дезорганизации.

В представленной статье раскрываются особенности диагностики и профилактики дисгармонии межличностных отношений.

Считаем, что комплексная диагностика является важной составляющей профилактики дисгармонии межличностных отношений. На основе диагностики, возможно реализовывать меры по профилактике (предупреждению, предотвращению и преодолению). В наших исследованиях [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.] для получения более полной и достоверной информации о существующих отношениях между людьми предлагаем использовать диагностику отношений в паре.

Общая логика этого следующая:
а) субъект оценивает свои отношения с другим субъектом по ряду параметров психодиагностических методик;
б) затем этот другой по этим же параметрам оценивает отношения с первым субъектом.

Преимущества такого подхода заключаются в следующем. Мы получаем реальную картину отношений, складывающихся между конкретными субъектами. Кроме того, таким образом можно изучать особенности дисгармонии отношений в различных системах, например: «педагог–ученик»; «педагог–родитель учащегося»; «родитель–ребёнок» и др.

Проведенный обзор психодиагностических методик и проективных техник, которые можно применять для диагностики межличностных отношений, показал, что это явление в полной мере отражено в очень ограниченном количестве методик. Часть методик «устарела», а в ряде отсутствуют их психометрические характеристики, что существенным образом отражается на надежности получаемых с их помощью данных. Все это, в конечном счете, отражается на качестве подготовки диагностического отчета и на надежности получаемых результатов в целом.
На основании этого перед нами встала проблема создания психодиагностического инструментария, отвечающего основным требованиям, предъявляемым к разработчикам психологических тестов [9], позволяющего комплексно изучить гармоничность и дисгармоничность межличностных отношений.

Комплексная диагностика дисгармонии межличностных отношений включает в себя авторские методики и анкеты:

В дополнение к указанным выше, возможно использовать и другие психодиагностические методики, прошедшие психометрическую проверку и стандартизацию.

На основании полученных эмпирических данных [8] нами была разработана модель профилактики дисгармонии межличностных отношений. Считаем, что на основе комплексной диагностики возможно осуществлять предупреждение, предотвращение и преодоление дисгармонии отношений.

Общими задачами профилактики дисгармонии межличностных отношений выступают:

Модель профилактики, состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной (психологической помощи субъектам). Представленную модель правомерно использовать в рамках первичной профилактики (предполагает заботу о психологическом здоровье и выявление личностных ресурсов субъектов отношений); вторичной профилактики (раннее выявление трудностей и проблем в межличностных отношениях); третичной профилактики (психологической помощи взаимодействующим субъектам – психокоррекционной и психотерапевтической – в преодолении дисгармонии отношений).

Диагностическая часть. Комплексная диагностика дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса осуществляется по следующей схеме.
1) Запрос к психологу (психодиагносту) от субъекта (субъектов) образовательного процесса, обусловленный переживанием неудовлетворенности межличностными отношениями. В терминологии Э.Г. Эйдемиллера и соавторов (2003) это обозначено как феномен «тлеющей» неудовлетворенности, это плохо осознаваемая, относительная неудовлетворенность межличностными отношениями. Речь идет о какой-то второстепенной в объективном плане проблеме, которая разрастается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность взаимоотношениями. С помощью этой проблемы и особенно резко преувеличенной её значимости индивид (в нашем случае это субъект образовательного процесса) получает возможность сам себе объяснить смутно ощущаемую им самим неудовлетворенность, вызываемую на самом деле не данной проблемой, а совокупностью взаимоотношений.

2) Выявление возможных «проблемных зон» – причин дисгармоничности отношений. Используется анкета: «Причины неудовлетворенности отношениями» «ПНО» и методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». Особое внимание уделяется сравнению количественных показателей, получаемых по тому или иному параметру используемых психодиагностических методик в рамках каждой обследованной диады. При этом наиболее информативным является расхождение в получаемых количественных оценках. Именно это и будет «проблемной зоной» в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.

Консультативная часть. Основной целью является получение информации о формах, структуре, развитии межличностных отношений, а также роли социально-психологической поддержки в установлении и поддержании гармонии в них. В конечном счете это приведет к более полному осознанию и пониманию «проблемных зон» в своих отношениях субъектами образовательного процесса.

Основная цель консультирования – предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии межличностных отношений между субъектами образовательного процесса, благодаря осознанию характера межличностных отношений, а также получению знаний об их формах, структуре и развитии.

Согласно В.А. Ананьеву (2004) в консультировании имеет место три составляющие: до-верие; вера; знание.

Основная цель консультирования – предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии отношений.

Развивающе-коррекционная часть. Представляет собой преодоление, т.е. психологическую помощь, в том числе и самопомощь по гармонизации межличностных отношений. Помощь, которую должен оказывать психолог-консультант, предполагает активизацию внутренних ресурсов взаимодействующи субъектов для того, чтобы они сами могли справиться со своей проблемой, имеющейся в межличностных отношениях друг с другом.

Обобщая описанное, отметим, что в основе психологической помощи значительную роль играют сами взаимодействующие субъекты, психолог выступает при этом лишь в роли «катализатора». Соответственно психологическая помощь предполагает элемент самопомощи.

Данная часть включает в себя следующие направления работы:

Таким образом, гармонизация межличностных отношений взаимодействующих субъектов и профилактики, в основу которой положено предупреждение, предотвращение и преодоление трудностей и проблем в отношениях. Считаем, что дальнейшее изучение проблемы гармонии и дисгармонии межличностных отношений расширит имеющиеся в психологической науке представления о специфике межличностных отношений и взаимоотношений, а также об их регуляции. Своевременная диагностика и позволяет более гибко регулировать межличностные отношения между взаимодействующими субъектами, способствует созданию благоприятных, удовлетворяющих отношений между ними, предотвращению конфликтов, это в конечном счете приведет к психологическому здоровью и благополучию взаимодействующих субъектов, что, на наш взгляд, может позитивно отразиться на качестве жизни в целом.

Литература

Источник

4.7. Методика субъективной оценки межличностных отношений (с. В. Духновский)

Методика предназначена для определения характеристик дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности) с помощью самооценок тестируемого. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция:Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить по семибальной шкале: 1– полностью не согласен, 2 – согласен в малой степени, 3 – согласен почти наполовину, 4 – согласен наполовину, 5 – согласен более чем наполовину, 6 – согласен почти полностью, 7 – согласен полностью.

1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми.

2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.

3. Если я не одобряю поведения другого человека, то даю ему это почувствовать.

4. Бывает, я чувствую, что в отношениях «что-то не так».

5. Я старюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.

6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

7. Я часто бываю не согласен с людьми.

8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.

9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.

10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.

11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.

12. Я не ищу близости с другими людьми.

13. Чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.

14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.

16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.

17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.

18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.

19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.

20. Мне трудно идти на уступки другому человеку.

21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.

22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.

23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.

24. У меня бывают разногласия с другими людьми.

25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть слабые места друг друга.

26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.

27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.

28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.

29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

30. У меня появляется желание прекратить отношения.

31. Я сомневаюсь в искренности других людей по отношению ко мне.

32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.

33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.

34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.

35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.

36. Я чувствую недосказанность в отношениях с людьми.

37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми

38. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.

39. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.

40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «Почему так происходит?», «Зачем все это?»

1– полностью не согласен, 2 – согласен в малой степени, 3 – согласен почти наполовину, 4 – согласен наполовину, 5 – согласен более чем наполовину,

6 – согласен почти полностью, 7 – согласен полностью.

Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводятся в стэны по нижеприведенным таблицам в зависимости от пола тестируемого. Стэновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений».

1. Напряженность отношений (Н): 4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40.

2. Отчужденность в отношениях (О): 1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39.

3. Конфликтность в отношениях (К): 2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32.

4. Агрессия в отношениях (А): 3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33.

Таблица перевода «сырых» баллов в стэны (мужчины)

Таблица перевода «сырых» баллов в стэны (женщины)

Итоговый балл («Индекс дисгармоничности отношений») представляет собой сумму стэнов по каждой шкале, которая, в свою очередь, переводится в стэны по нижеприведенной таблице.

Таблица перевода итогового балла в стэны

Итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений»

Высокие значения – говорят о наличии дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.

Средние значения – свидетельствуют о достаточной гармонии в отношениях. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.

Низкие значения – возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь. Что также говорит о дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать и о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.

Высокие значения – означают излишнюю сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенную озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами. При крайне высоких значениях человек дистанцируется от других людей, может проявлять резкость и грубость по отношению к другим людям.

Средние значения – умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются его отношения с другими людьми.

Низкие значения – можно сказать, что человек не задумывается о том, как складываются его отношения; возможно, он не замечает действительного отношения к нему других людей. Низкие значения могут свидетельствовать о большом количестве социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, отношения носят преимущественно поверхностный характер.

Отчужденность в отношениях (О)

Высокие значения – выражено стремление дистанцироваться от других людей. В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувство комфорта. Может иметь место проявление осторожности в установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то, что человек находится среди других людей.

Средние значения – предполагают, что человек чувствует себя хорошо среди людей, проявляет стремление устанавливать близкие чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Человек чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), принимаются во внимание их предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей.

Низкие значения – возможно демонстрация зависимости, конформности с целью избежать одиночества и ненужности. Возможно стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Конфликтность в отношениях (К)

Высокие значения – указывают на наличие противоречий, противостояния, противоборства между людьми. Чувство, что в отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки что «жизнь — борьба против всех».

Средние значения – характеризуют либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон.

Низкие значения – компромиссное поведение, несдержанность в излиянии дружелюбия, нерешительность. Избегание конфронтации между людьми, возможно из страха быть отвергнутым.

Высокие значения – тенденция (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии.

Средние значения – в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Людям свойственна тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствует.

Низкие значения – демонстрация мягкосердечия, альтруизма, гиперсоциальности. Агрессивные намерения могут тщательно скрываться или контролироваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *