духновский диагностика межличностных отношений
Духновский С.В.. Книги онлайн
Духновский Сергей Витальевич (14 августа 1976) — доктор психологических наук, профессор.
В 1998 году закончил факультет валеологии Курганского государственного университета. С 1998 года преподаёт на кафедре «Общая и социальная психология».
Читаемые дисциплины: общая психология; психология личности; социальная психология; психология девиантного поведения; психологические особенности личности с суицидальной направленностью.
В 2002 году в Казанском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию по теме «Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков». Автор программы работы с подростками — коррекционно-обучающий тренинг «Переживание подростками критических ситуаций», целью которого является коррекция отклоняющегося поведения подростков.
Автор 40 научных публикаций, в том числе учебного пособия «Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях» (2003), монографии «Переживание дисгармонии межличностных отношений» (2005) и опросника «Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению» (2006).
Сфера научных интересов: психология девиантного поведения, психология личности, психология межличностных отношений.
Книги (3)
«Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум» — попытка собрать в единое целое уже известные профессиональные психодиагностические методики и малоизвестные авторские разработки, которые могут быть востребованы в исследованиях межличностных отношений.
В разделах практикума отражены различные социально-психологические феномены, так или иначе связанные с межличностными отношениями.
Книга будет полезна как психологам различных специализаций, так и широкому кругу специалистов, работающих с людьми разного возраста и ориентированных на решение тех или иных проблем отношений между людьми.
Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» направлен на определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемых.
Диагностируется степень напряженности, отчужденности людей в отношениях, а также конфликтность между ними.
Опросник может использоваться в консультативной и психотерапевтической практике.
В книге с привлечением обширного теоретического материала обсуждается проблема переживания дисгармонии в отношениях, влияние особенностей личности и поведения.
Автор, используя ряд продуктивных с его точки зрения идей, вычлененных в ходе детального анализа, обобщает представленные, в литературе данные и выстраивает собственную концепцию.
В книге раскрыта эмоционально-информационная природа переживания, его процессуальный характер, общие и специфические функции. Описаны виды дисгармонии в отношениях. Рассмотрены ситуации дисгармонии в отношениях и поведенческие проявления их переживания.
Методика «субъективная оценка межличностных отношений» (с. В. Духновского)
Из книги: Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. — СПб.: Речь, 2010. — С. 45-50.
Гармония межличностных отношений представляет собой:
равенство субъектов отношений, их позиций;
зависимость субъектов отношений как обусловленность их друг другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т.п. продолжать отношения;
взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу, их единство.
Гармоничные отношения — стабильные отношения, которые предполагают длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства у обоих партнеров.
Дисгармония межличностных отношений представляет собой:
ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними; ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;
гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э.Фромму);
повышение напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности в отношениях;
снижение диалогичности (самоценности и конструктивности) отношений, появление переживания одиночества у субъектов отношений;
выраженная созависимость в отношениях, приводящая к переживанию субъективного неблагополучия и неудовлетворенности отношениями.
На основе описанных выше теоретических положений была разработана методика «СОМО» — субъективная оценка межличностных отношений.
Назначение методики — определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.
Предмет данной методики — напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.
Методика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном вариантах. Испытуемым предъявляется текст опросника, содержащий 40 пунктов. Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции.
за ответ «полностью не согласен» — присваивается 1 балл,
за ответ «согласен в малой степени» — 2 балла,
за ответ «согласен почти наполовину» — 3 балла,
за ответ «согласен наполовину» — 4 балла,
за ответ «согласен более чем наполовину» — 5 баллов,
за ответ «согласен почти полностью» — 6 баллов и
за ответ «согласен полностью» — 7 баллов»
Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу (см. табл. 1).
Затем сырые баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (табл. 2 и 3).
Для удобства регистрации результатов можно использовать лист для ответов.
Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс дисгармоничности отношений»; полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов.
Ключи к опроснику сомо
Напряженность отношений (Н)
(в шкале 11 пунктов)
4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40
Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов)
1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39
Конфликтность в отношениях (К)
2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32
Агрессия в отношениях (А)
3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33
Для удобства обработки целесообразно сделать четыре — по количеству шкал, листа для ответов и изготовить ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы, соответствующих пунктам данной шкалы.
В правой части таблицы в бланке для ответов перечислены названия шкал (Н — напряженность отношений, О —отчужденность в отношениях, К — конфликтность в отношениях, А — агрессивность в отношениях).
Еще правее находятся две свободные клетки: для записи сырого и стандартного балла (стена). В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для названия шкалы и для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл.
Накладывая на обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-шаблоны, можно быстро, и с меньшей вероятностью ошибок, подсчитать сумму баллов по каждой шкале. Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы, рядом с названием данной шкалы. Так получается столбец сырых шкальных баллов. Сырые шкальные баллы переводятся в стены (таблицы 2 и 3 в зависимости от пола обследуемого).
Итоговый балл представляет собой сумму стенов по каждой шкале, которая затем переводится во вторичные стены. Для этого используется таблица перевода (таблица 4).
Если предполагается только корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми оценками.
Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные (стены) для мужской выборки (N = 383) для шкал опросника СОМО
Субъективная оценка межличностных отношений, СОМО
Результат теста
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Стен |
---|---|---|
Напряженность отношений | 37 | 5 |
Отчужденность в отношениях | 34 | 4 |
Конфликтность в отношениях | 29 | 4 |
Агрессия в отношениях | 32 | 5 |
Итоговая оценка отношений | 18 |
Шкала | Таблица перевода в стены (М) | # | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
N | 37 | 11–17 | 18–23 | 24–29 | 30–35 | 36–41 | 42–47 | 48–53 | 54–59 | 60–65 | 66–77 | 5 |
O | 34 | 11–18 | 19–24 | 25–30 | 31–36 | 37–42 | 43–48 | 49–54 | 55–60 | 61–66 | 67–77 | 4 |
K | 29 | 9–15 | 16–20 | 21–25 | 26–30 | 31–35 | 36–40 | 41–45 | 46–50 | 51–55 | 56–63 | 4 |
A | 32 | 9–16 | 17–21 | 22–26 | 27–31 | 32–36 | 37–41 | 42–46 | 47–51 | 52–56 | 57–63 | 5 |
Содержательная интерпретация
Средние значения – умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются его отношения с другими людьми.
• Отчужденность в отношениях
Средние значения – человек чувствует себя хорошо среди людей, стремится устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), говорит о том, что принимаются во внимание его (их) предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей.
• Конфликтность в отношениях
Средние значения – либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
• Агрессия в отношениях
Средние значения – в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Человеку свойственны тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствуют.
• Интерпретация итогового балла
Средние значения – отношения достаточно гармоничные. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или в группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.
Духновский диагностика межличностных отношений
Инструментарий
Программы обучения
Директор по обучению и развитию: направления и технологии работы
Современные методы индивидуального и группового профконсультирования
«Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений
Автор
Отношения между людьми являются важной составляющей человеческого существования. Характер отношений с другими людьми во многом определяет переживание благополучия, комфорта и удовлетворенность жизнью в целом. Изменение отношений в неблагоприятную для субъекта (субъектов) сторону приводит к нарушению полноценного функционирования человека в обществе и к личностной дезорганизации.
В представленной статье раскрываются особенности диагностики и профилактики дисгармонии межличностных отношений.
Считаем, что комплексная диагностика является важной составляющей профилактики дисгармонии межличностных отношений. На основе диагностики, возможно реализовывать меры по профилактике (предупреждению, предотвращению и преодолению). В наших исследованиях [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.] для получения более полной и достоверной информации о существующих отношениях между людьми предлагаем использовать диагностику отношений в паре.
Общая логика этого следующая:
а) субъект оценивает свои отношения с другим субъектом по ряду параметров психодиагностических методик;
б) затем этот другой по этим же параметрам оценивает отношения с первым субъектом.
Преимущества такого подхода заключаются в следующем. Мы получаем реальную картину отношений, складывающихся между конкретными субъектами. Кроме того, таким образом можно изучать особенности дисгармонии отношений в различных системах, например: «педагог–ученик»; «педагог–родитель учащегося»; «родитель–ребёнок» и др.
Проведенный обзор психодиагностических методик и проективных техник, которые можно применять для диагностики межличностных отношений, показал, что это явление в полной мере отражено в очень ограниченном количестве методик. Часть методик «устарела», а в ряде отсутствуют их психометрические характеристики, что существенным образом отражается на надежности получаемых с их помощью данных. Все это, в конечном счете, отражается на качестве подготовки диагностического отчета и на надежности получаемых результатов в целом.
На основании этого перед нами встала проблема создания психодиагностического инструментария, отвечающего основным требованиям, предъявляемым к разработчикам психологических тестов [9], позволяющего комплексно изучить гармоничность и дисгармоничность межличностных отношений.
Комплексная диагностика дисгармонии межличностных отношений включает в себя авторские методики и анкеты:
В дополнение к указанным выше, возможно использовать и другие психодиагностические методики, прошедшие психометрическую проверку и стандартизацию.
На основании полученных эмпирических данных [8] нами была разработана модель профилактики дисгармонии межличностных отношений. Считаем, что на основе комплексной диагностики возможно осуществлять предупреждение, предотвращение и преодоление дисгармонии отношений.
Общими задачами профилактики дисгармонии межличностных отношений выступают:
Модель профилактики, состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной (психологической помощи субъектам). Представленную модель правомерно использовать в рамках первичной профилактики (предполагает заботу о психологическом здоровье и выявление личностных ресурсов субъектов отношений); вторичной профилактики (раннее выявление трудностей и проблем в межличностных отношениях); третичной профилактики (психологической помощи взаимодействующим субъектам – психокоррекционной и психотерапевтической – в преодолении дисгармонии отношений).
Диагностическая часть. Комплексная диагностика дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса осуществляется по следующей схеме.
1) Запрос к психологу (психодиагносту) от субъекта (субъектов) образовательного процесса, обусловленный переживанием неудовлетворенности межличностными отношениями. В терминологии Э.Г. Эйдемиллера и соавторов (2003) это обозначено как феномен «тлеющей» неудовлетворенности, это плохо осознаваемая, относительная неудовлетворенность межличностными отношениями. Речь идет о какой-то второстепенной в объективном плане проблеме, которая разрастается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность взаимоотношениями. С помощью этой проблемы и особенно резко преувеличенной её значимости индивид (в нашем случае это субъект образовательного процесса) получает возможность сам себе объяснить смутно ощущаемую им самим неудовлетворенность, вызываемую на самом деле не данной проблемой, а совокупностью взаимоотношений.
2) Выявление возможных «проблемных зон» – причин дисгармоничности отношений. Используется анкета: «Причины неудовлетворенности отношениями» «ПНО» и методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». Особое внимание уделяется сравнению количественных показателей, получаемых по тому или иному параметру используемых психодиагностических методик в рамках каждой обследованной диады. При этом наиболее информативным является расхождение в получаемых количественных оценках. Именно это и будет «проблемной зоной» в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.
Консультативная часть. Основной целью является получение информации о формах, структуре, развитии межличностных отношений, а также роли социально-психологической поддержки в установлении и поддержании гармонии в них. В конечном счете это приведет к более полному осознанию и пониманию «проблемных зон» в своих отношениях субъектами образовательного процесса.
Основная цель консультирования – предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии межличностных отношений между субъектами образовательного процесса, благодаря осознанию характера межличностных отношений, а также получению знаний об их формах, структуре и развитии.
Согласно В.А. Ананьеву (2004) в консультировании имеет место три составляющие: до-верие; вера; знание.
Основная цель консультирования – предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии отношений.
Развивающе-коррекционная часть. Представляет собой преодоление, т.е. психологическую помощь, в том числе и самопомощь по гармонизации межличностных отношений. Помощь, которую должен оказывать психолог-консультант, предполагает активизацию внутренних ресурсов взаимодействующи субъектов для того, чтобы они сами могли справиться со своей проблемой, имеющейся в межличностных отношениях друг с другом.
Обобщая описанное, отметим, что в основе психологической помощи значительную роль играют сами взаимодействующие субъекты, психолог выступает при этом лишь в роли «катализатора». Соответственно психологическая помощь предполагает элемент самопомощи.
Данная часть включает в себя следующие направления работы:
Таким образом, гармонизация межличностных отношений взаимодействующих субъектов и профилактики, в основу которой положено предупреждение, предотвращение и преодоление трудностей и проблем в отношениях. Считаем, что дальнейшее изучение проблемы гармонии и дисгармонии межличностных отношений расширит имеющиеся в психологической науке представления о специфике межличностных отношений и взаимоотношений, а также об их регуляции. Своевременная диагностика и позволяет более гибко регулировать межличностные отношения между взаимодействующими субъектами, способствует созданию благоприятных, удовлетворяющих отношений между ними, предотвращению конфликтов, это в конечном счете приведет к психологическому здоровью и благополучию взаимодействующих субъектов, что, на наш взгляд, может позитивно отразиться на качестве жизни в целом.
Литература
4.7. Методика субъективной оценки межличностных отношений (с. В. Духновский)
Методика предназначена для определения характеристик дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности) с помощью самооценок тестируемого. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция:Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.
Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить по семибальной шкале: 1– полностью не согласен, 2 – согласен в малой степени, 3 – согласен почти наполовину, 4 – согласен наполовину, 5 – согласен более чем наполовину, 6 – согласен почти полностью, 7 – согласен полностью.
1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми.
2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.
3. Если я не одобряю поведения другого человека, то даю ему это почувствовать.
4. Бывает, я чувствую, что в отношениях «что-то не так».
5. Я старюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.
6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.
7. Я часто бываю не согласен с людьми.
8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.
9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.
10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.
11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.
12. Я не ищу близости с другими людьми.
13. Чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.
14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.
16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.
17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.
18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.
19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.
20. Мне трудно идти на уступки другому человеку.
21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.
22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.
23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.
24. У меня бывают разногласия с другими людьми.
25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть слабые места друг друга.
26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.
27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.
28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.
29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
30. У меня появляется желание прекратить отношения.
31. Я сомневаюсь в искренности других людей по отношению ко мне.
32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.
33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.
34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.
35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.
36. Я чувствую недосказанность в отношениях с людьми.
37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми
38. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.
39. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.
40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «Почему так происходит?», «Зачем все это?»
1– полностью не согласен, 2 – согласен в малой степени, 3 – согласен почти наполовину, 4 – согласен наполовину, 5 – согласен более чем наполовину,
6 – согласен почти полностью, 7 – согласен полностью.
Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводятся в стэны по нижеприведенным таблицам в зависимости от пола тестируемого. Стэновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений».
1. Напряженность отношений (Н): 4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40.
2. Отчужденность в отношениях (О): 1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39.
3. Конфликтность в отношениях (К): 2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32.
4. Агрессия в отношениях (А): 3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33.
Таблица перевода «сырых» баллов в стэны (мужчины)
Таблица перевода «сырых» баллов в стэны (женщины)
Итоговый балл («Индекс дисгармоничности отношений») представляет собой сумму стэнов по каждой шкале, которая, в свою очередь, переводится в стэны по нижеприведенной таблице.
Таблица перевода итогового балла в стэны
Итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений»
Высокие значения – говорят о наличии дисгармонии в межличностных отношениях: отсутствие единства, согласия с другими людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.
Средние значения – свидетельствуют о достаточной гармонии в отношениях. Отношения носят стабильный характер, предполагающий длительное сохранение взаимодействия в паре (группе), вызывающее положительные чувства, эмоциональный комфорт у партнеров (или группе). Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Отношения носят открытый, естественный характер.
Низкие значения – возможно, чрезмерно выражены сближающие чувства, такие как единство, общность между людьми, дружелюбие, добросердечие, признательность, уважение, любовь. Что также говорит о дисгармонии в отношениях. Низкие значения могут свидетельствовать и о том, что человек не замечает наличия трудностей, проблем в отношениях (не желает признавать их), либо о неискренности в ответах.
Высокие значения – означают излишнюю сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенную озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами. При крайне высоких значениях человек дистанцируется от других людей, может проявлять резкость и грубость по отношению к другим людям.
Средние значения – умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений. Человек чувствует субъективное эмоциональное благополучие, комфорт в отношениях. Серьезные (неразрешимые) трудности и проблемы в отношениях отсутствуют либо успешно разрешаются. Человек удовлетворен тем, как складываются его отношения с другими людьми.
Низкие значения – можно сказать, что человек не задумывается о том, как складываются его отношения; возможно, он не замечает действительного отношения к нему других людей. Низкие значения могут свидетельствовать о большом количестве социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, отношения носят преимущественно поверхностный характер.
Отчужденность в отношениях (О)
Высокие значения – выражено стремление дистанцироваться от других людей. В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувство комфорта. Может иметь место проявление осторожности в установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то, что человек находится среди других людей.
Средние значения – предполагают, что человек чувствует себя хорошо среди людей, проявляет стремление устанавливать близкие чувственные, доверительные отношения с другими людьми. Человек чувствует, что его понимают или стараются понять. Наличие симпатии и притяжения к другому человеку (группе), принимаются во внимание их предубеждения и слабости. Чем больше притяжения испытывает человек, тем более он склонен к снисходительности, к большому согласию и согласованности в деятельности. Нет чувства одиночества и изолированности от других людей.
Низкие значения – возможно демонстрация зависимости, конформности с целью избежать одиночества и ненужности. Возможно стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
Конфликтность в отношениях (К)
Высокие значения – указывают на наличие противоречий, противостояния, противоборства между людьми. Чувство, что в отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки что «жизнь — борьба против всех».
Средние значения – характеризуют либо отсутствие противостояния, неразрешимых противоречий между субъектами отношений, либо возникающие трудности и противоречия конструктивно разрешаются. Человек ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон.
Низкие значения – компромиссное поведение, несдержанность в излиянии дружелюбия, нерешительность. Избегание конфронтации между людьми, возможно из страха быть отвергнутым.
Высокие значения – тенденция (стремление) подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Стремление обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии.
Средние значения – в отношениях выражено стремление занять позицию «на равных». Людям свойственна тактичность и дружелюбие, сотрудничество, искренность и непосредственность в отношениях. Проявление ярости, неприязни и зависти, негативная критика и раздражение по отношению к людям отсутствует.
Низкие значения – демонстрация мягкосердечия, альтруизма, гиперсоциальности. Агрессивные намерения могут тщательно скрываться или контролироваться.