духовная культура и соц отношения

Общественные отношения и духовная культура

Разложение первобытно-общинного строя началось в 10 —5-е тысячелетиях до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной соб­ственности и частного хозяйства, классов и государства, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархата и матриархата, которые развивались параллельной

Патриархатбыл наиболее распространен. Он возникал там, где обществен­ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархатбыл сравнительно редкой формой разложения первобытно­общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формирова­лось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по тра­дициям матриархата (например, ирокезы). Традиционные признаки матриар­хата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государ­ствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории женщина занимала высокое положение, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери, — т.е. женщине своего рода).

Даже в конце XX в. на нашей планете существовали племена, сохранявшие соци­ально-экономическую структуру матриархата. Так, в 1970-х годах итальянская журналист­ка О.Фаллачи посетила такое племя (в джунглях, на территории современной Малай­зии). Подъезжая к поселению племени, она увидела, как на полях работали мужчины, которые сливали каучуковое молоко в большие сосуды (работающих женщин не было). Абсолютными владелицами земли в этом племени являются женщины. Наследуют зем­лю только дочери. Всю прибыль от продажи товара женщины «помещают» в золотые коронки (сверкающие при улыбке). «Зубы — мой банк. Земля — для девочек; зубы — для сыновей», — объяснила глава рода, 90-летняя Хава. Сыновья должны научиться какому-то ремеслу, чтобы заработать на приданое, ибо приданое в дом приносят му­жья, но живут они отдельно и посещают деревню только по приглашению женщин. Единственным свидетельством существования мужчин в этой деревне являются дети. Женщины племени умеют читать и писать (даже знают о существовании Европы), но с недоверием относятся к рассказам о том, что мужчина может содержать женщину. В выборах они не участвуют, так как считают, что «выборы — это забава честолюбивых мужчин, которые стремятся заполучить власть, чтобы навязать всем свой ленивый образ жизни».

Это племя не единственное — среди многочисленных племен в джунглях Малайзии насчитывается несколько поселений, живущих по законам матриархата. Важно отме­тить, что в современном мире во многих странах с высоким экономическим и культур-

духовная культура и соц отношения1 Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1982. — С. 171 — 181.

духовная культура и соц отношенияным развитием (расположенных в поясе жаркого климата) родовые общины и племе­на являются важной частью многоукладной экономики государства. Они мирно сосед­ствуют с городами, заметно участвуя в их сельскохозяйственном обеспечении. В Малайзии такие общины — неотъемлемая составная часть аграрного сектора экономи­ки. Государство обеспечивает их бесплатным образованием и медицинским обслужи­ванием. Умело сочетая мировые достижения с национальными особенностями, Ма­лайзия стала одним из ведущих государств Юго-Восточной Азии и играет заметную роль в мировой политике (по многим параметрам экономического развития Малайзия является лидером региона, в ее столице Куала-Лумпуре построены самые высокие небоскребы в мире).

В эпоху классообразования отчетливо проявились отличия в темпах исто­рического прогресса человечества в разных регионах Земного шара. В наибо­лее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных доли­нах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завер­шился в 3—2-м тысячелетиях до н.э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австра­лии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в кон­це первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н. э. письмен­ности у шумеров и египтян, а позднее — у критян, китайцев, индийцев, майя и других народов.

Врачевание и врачеватели

В этот период в области, врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совер­шенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь ране­ным общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных мето­дов врачевания в синполитейных племенах, находившихся на стадии распада первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время ини­циации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сече­ние.

В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путе­шественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно проведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

«Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием ба­нанового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ее ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота роженицы сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, произвел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один помощник с большим искусством прижег раскаленным железом кровото­чащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать оператору возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту

духовная культура и соц отношения

Рис. 7. Магический обряд в родовой общине. Реконструкция. По 3. Буриану

и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подви­нул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями.

На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыва­нием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; по­верх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа.

В период разложения первобытного общества становление классового не­равенства вело к внугриплеменному расслоению, усилению племенной орга­низации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и ре­лигиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных слу­жителей культа (рис. 7). Сфера их деятельности включала: сохранение и переда­чу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, вра­чевание, судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые об­ряды становились все более таинственными и непонятными большинству чле­нов общины.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпи­рических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые

духовная культура и соц отношения1 Многотомное руководство по акушерству и гинекологии: В 10 т. Т. 1. — М.: Медгиз, 1961. — С. 15-16.

духовная культура и соц отношениязародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторич­ным — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Оке­ании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в стра­нах Западной Африки — нгомбо и бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким и табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников он посвящен в законы и обычаи племени, незыб­лемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, артис­том, а порой и фокусником, он прекрасно понимает свою аудиторию, кото­рая беспредельно верит ему.

Г.Райт был свидетелем, «как знахарь, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности совре­менной медицины и таланты ее лучших представителей. Он простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим вы­соко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы».

Подготовка знахарейвелась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранно-

духовная культура и соц отношения1 Райт Г. Свидетель колдовства: Пер. с англ. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 72 — 73, 66.

духовная культура и соц отношенияму для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки.

Так в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанги выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно застав­ляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду).

В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою мис­сию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от обще­ства готовиться к своей профессии.

В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные сред­ства способы их приготовления и применения, тексты священных гимнов, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинствен­ные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

Итак врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и потому не может называться «примитивной медициной». Об этом периоде истории человечества прекрасно сказал Ф.Энгельс полтора столетия

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств Тогда, более 5 тыс. лет назад, стали зарождаться первые цивили­зации Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все пери­оды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Америки, Африки и островов Оке­ании что имеет важное значение как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народной медицины), так и для становления национальных систем здравоохранения в развиваю­щихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным про-

духовная культура и соц отношенияграммам здравоохранения). В наши дни это успешно осуществляется во мно­гих странах мира.

Источник

Духовная культура личности и общества: понятие, формирование и развитие

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

духовная культура и соц отношения

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

духовная культура и соц отношения

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

духовная культура и соц отношения

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

духовная культура и соц отношения

Нравственные ценности

Эстетические ценности

духовная культура и соц отношения

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

духовная культура и соц отношения

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

духовная культура и соц отношения

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Источник

Сферы общественной жизни

духовная культура и соц отношения

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

духовная культура и соц отношения

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *