духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Выберите верные суждения о духовной культуре и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании.

2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре.

3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством.

4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость.

5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества.

1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании. Да, верно, она отражается в сознании отдельной личности и проявляется совокупности коллективных представлений, присущих определённой эпохе.

2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре. Да, верно, это ее элементы.

3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством. Да, верно, это определение духовной культуры.

4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость. Нет, неверно, для искусства, которое является элементом духовной культуры характерна субъективность.

5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества. Нет, неверно, на нее влияют процессы, которые протекают в других сферах жизни.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

Источник

Презентация на тему «Духовная культура общества»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная культура общества Боровский Н.В. 

Понятие культуры Культурные ценности и нормы Функции культуры Многообразие культур План 

Вспомним какие виды культуры нам известны? Виды культуры Материальная Духовная машины сооружения книги одежда инструменты нормы обычаи Религиозные взгляды идеи Представление о добре и зле 

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре относятся: религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Культура 

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Культурные ценности и нормы Добро Зло человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Основные категории морали 

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Культурные ценности и нормы красота канон традиция стиль гармония идеал Основные эстетические ценности прекрасное комическое трагическое возвышенное 

Религиозные ценности. Все религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования. Среди религиозных ценностей выделяют любовь (к Богу, к ближнему), веру, милосердие, терпение, смирение. Культурные ценности и нормы 

Составьте таблицу стр. 99 Функции культуры Функциякультуры Еёсодержание 

Культурологи выделяют различные типы культуры народную массовую элитарную Многообразие культур 

Многообразие культур Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная 

Для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство. Народная культура 

Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Народная культура 

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленным человеком. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная, или высокая культура Казимир Малевич «Черный квадрат» 

Массовая, или общедоступная, культура носит коммерческий характер; не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая, или общедоступная культура 

Массовая, или общедоступная культура 

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультуры 

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у глухонемых, бомжей, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Отличия субкультуры от доминирующей культуры 

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей. Тенденции в духовной жизни 

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Номер материала: ДБ-1521956

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

духовная культура проявляется через разнообразные формы сознания

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обществознание. 10 класс

Духовная культура
Необходимо запомнить

Что из себя представляет духовная культура? Во-первых, это духовный мир каждого человека, духовные «продукты», созданные людьми в процессе деятельности.

Во-вторых, это духовные ценности, научные результаты, обычаи, нормы, т. е. продукты духовной деятельности. Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания: религиозное, научное, нравственное, политическое.

К духовной культуре относятся религия, наука, искусство, письменность, язык. Она является результатом деятельности людей, но не творением рук, а разума.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, которые служат ориентиром для человека, а ядром любой культуры является система духовных ценностей.

Общество для удовлетворения своих социальных потребностей формирует социальные институты, которые выполняют определённые функции.

Основные понятия

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Духовная культура

До революции народы Волго-Камья, в основном не имели своей письменности, если не считать отдельных попыток создания грамматик на языках коренного населения и печатания религиозной литературы.

Духовное творчество народов Волго-Камья выражалось в фольклорном творчестве, народной музыке, прикладном искусстве, танцах и т. д.

По вероисповеданию народы Волго-Камья делились на христиан и мусульман (татары, башкиры). Ислам с X в. он был государственной религией в Волжской Булгарии. Христианство же стало распространяться после присоединения Поволжья к России. Однако народы Поволжья, приняв православие, продолжали следовать своим древним обрядам, верованиям. Из языческих верований наибольшее распространение имели аграрные культы, а также культ предков.

После установления Советской власти народы Поволжья получили письменность. У татар она была переведена с арабской графики на русскую. В автономных республиках были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, появилась национальная интеллигенция, занятая в различных областях народного хозяйства и культуры. Стало развиваться творчество национальных писателей и поэтов, скульпторов, композиторов, артистов и художников, прикладное искусство.

Источник

§10. Духовная культура общества

Почему нет единого толкования термина «культура»? Духовная культура и культура духа: что первично?

Существуют многочисленные толкования понятия «культура». Сам термин берёт своё начало от латинского слова cultura — возделывание, воспитание. Постепенно его значение расширялось. Сегодня этим словом определяют и совокупность накопленных обществом ценностей и норм, и вещный мир, находящийся вне человека, и внутреннюю культуру личности. В данном параграфе речь пойдёт прежде всего о духовной культуре общества.

Понятие «Духовная культура»

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

В качестве одного из удачных определений понятия «культура» можно привести слова русского философа Н. А. Бердяева (1874—1948), утверждавшего, что культура — это продукт творческой работы духа над природными условиями. Иначе говоря, культура всегда духовна, хотя и направлена на преобразование природы.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура представляет собой, во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. «Вечные» ценности культуры служат ориентиром для человека и человечества, а система духовных ценностей составляет ядро любой культуры любого общества.

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Говоря о религиозных ценностях, отметим: понятия «культура» и «культ» не случайно имеют общий корень. Все религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования. Нарушение этих заповедей и отклонение от религиозных ценностей — грех, за который следует воздаяние. Среди религиозных ценностей выделяют любовь (к Богу, к ближнему), веру, милосердие, терпение, смирение. Подробнее о ценностях религии и морали речь пойдёт в следующих параграфах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *