духовно нравственной направление деятельности реализуется в следующих формах
НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, предполагает развитие у учащихся универсальных умений и способов деятельности, когда задача педагогов состоит в помощи ребенку в самопознании, самораскрытии, в выработке и развитии способов, позволяющих ему приобрести опыт использования средств развития своей индивидуальности. Естественно, что этот подход должен в полной мере реализовываться и в процессе внеурочной деятельности: не давать ребенку готовую сумму знаний, а ставить его в ситуацию поиска, выбора.
Кроме того, опора на данный подход позволит
— объединить усилия всех участников данного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности;
— расширить диапазон воспитательного воздействия на ребенка;
— включить ребенка в целостной интегрированный педагогический процесс;
— оптимально использовать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждения.
В связи с этим роль школы заключается в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Достижение этого связано не только с изменением содержания образования и средств педагогической деятельности, но и со значительной перестройкой всей организации жизни школы, её уклада.
При этом особое внимание необходимо уделять организации второй половины дня, когда открывается простор для педагогического творчества, когда вся деятельность строится исключительно на интересе школьников и их свободном выборе.
Идея организации второй половины дня не нова, она была широко обсуждаема в 70-80-х годах XX столетия и нашла свое подтверждение в научной литературе в работах известных ученых-психологов XX века В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые указывали, что внедрение развивающего обучения наиболее успешно будет протекать при условии:
— многообразия видов деятельности и ее добровольности;
— превращения школы в школу-клуб.
Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.
Еще в 70-е годы XX века на практике (М.В. Катунова, С.Э. Каркалина, Э.Г. Костяшкин, А.Н.Тубельский и др.) была подтверждена необходимость, с одной стороны, и эффективность, с другой, организации второй половины дня с использованием различных видов деятельности для успешного развития личности ребенка.
Ребёнок уже с детства знакомится с различными видами деятельности. Он оказывается включенным в разнообразные отношения. Характер этих отношений будет влиять на процесс развития и социализации ребенка, формирования его позиции: позиции потребителя или позиции производителя материальных и духовных благ. Это, по мнению Григорьева Д.В. и Степанова П.В., – стержень социализации личности, показатель его развития и взросления (своими руками сделал поделку для младшего брата, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт для ветеранов и т.д.).
Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
Выбор направлений и наполнение конкретным содержанием каждого из направлений находится в компетенции образовательного учреждения.
Во многих образовательных учреждениях встречается ошибка при определении направлений.
Например, научно-познавательное, патриотическое, художественно-эстетическое и др. не названы в ФГОС НОО.
Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из указанных в ФГОС НОО направления.
Основными целями реализации данного направления являются: способствовать
• освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья);
• развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества (например, в Саратовской области приоритетными базовыми ценностями являются: патриотизм, семья, здоровье, Отечество и т.д.);
• приобретению школьниками нового ценностно-окрашеного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
В процессе реализации данного направления предполагается решение следующих задач: мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности; помощь младшим школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотизма, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Основным содержанием понимания социализации является перевод младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Иными словами речь идет о реализации такого направления внеурочной деятельности как социальное (социальное творчество). Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Примечание. В Саратовской области данное направление удачно реализуется через детские общественные организации («Синегория», «Родничок», «Лидер» и т.д.), детские объединения (пионеры, скауты, юные инспектора движения, юные друзья пожарных), детские движения (волонтеры).
Наиболее эффективной, из применяемых в этом направлении технологий, можно считать технологию социального проектирования.
Технология социального проектирования легла в основу программы «Гражданин» и включает в себя следующие этапы:
• подготовка учащихся к работе над проектом;
• разработка собственного варианта решения проблемы;
• реализация плана действий участниками команды;
• подготовка к защите проекта. Формирование портфолио;
Подробнее с программой «Гражданин» и условиями проведения всероссийской акции «Я – гражданин России» можно познакомиться на сайте Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.sipkro.ru.
Кроме этого, к использованию в образовательных учреждениях можно рекомендовать такие технологии как социальная проба и социальная практика.
Данное направление может реализовываться через факультативные занятия, кружки познавательной направленности, научные общества обучающихся, интеллектуальные клубы и т.д. Основная цель реализации данного направления: активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Примечание. Это направление можно с успехом реализовывать через такие объединения как: «Самый умный», «Самоделкин», «Страна Цифирия», «АБВГДейка» «Экология для младших школьников», и т.д.
В направлении духовно-нравственного развития обучающихся можно выделить следующие составляющие:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование основ российской гражданской идентичности.
Примечание. В образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Саратовской области данное направление внеурочной деятельности представлено следующими объединениями: «Основы православной культуры», «Моё право», «Литературное чтение», «Души прекрасные порывы», «Я – гражданин своей страны» и т.д.
Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.
Примечание. Педагогам образовательных учреждений можно рекомендовать следующие объединения по реализации данного направления: «Театр «Малышок», «Школа волшебников», Музыкальная студия «Мелодия», фольклорная студия «Ручеек» и т.д.
В приказе Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» перечислены формы реализации внеурочной деятельности:
Современные формы работы по духовно – нравственному воспитанию
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные формы работы по
духовно – нравственному воспитанию
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Работа в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
Модуль «Я – гражданин».
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Модуль «Я и здоровье»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Модуль «Я и природа»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Модуль «Я и культура»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
1. Наглядный (иллюстративный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами..
2. Словесный (чтение литературных произведений, с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический (организация продуктивной деятельности обучающихся).
Формы работы с детьми:
– Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность обучающихся.
– Экскурсии (на природу, Монетный двор, Музей Иконы и другие)
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания обучающихся во внеурочное время. Перед ним стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление детям возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Эти занятия требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления; динамические паузы, деловые игры, игры-соревнования способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия «Веселые краски». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. На занятиях по внеурочной деятельности «Школа общения», «Умка» дети узнают друг друга, учатся определять черты своего характера, на доступном уровне они знакомятся с психологическими понятиями.
Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
в МОУ «Октябрьская школа»
Основная цель воспитательного процесса школы – создание условий для развития личности, подготовленной к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Знания, Здоровье, Труд, Отечество. Для осуществления цели в школе разработана система воспитательной работы. Одним из приоритетных направлений системы воспитательной работы является духовно- нравственное воспитание учащихся.
Структура духовно-нравственного воспитания включает следующие программы: «Воспитание гражданина и патриота», «Программа трудового воспитания», «Программа экологического воспитания», «Программа духовно-нравственного воспитания и развития» в начальной школе», проекты «Я талантлив», «Мы чистим мир». Работа строится на преемственности начальной и основной ступени образования.
Духовно-нравственное воспитание в нашей школе реализуется через разнообразные формы и методы, через образовательно-воспитательные технологии, соединяющие воспитание и обучение в единый процесс:
Метод социального проектирования;
Воспитание в сотрудничестве;
Технология социализации личности;
В основу духовно-нравственного воспитания учащихся заложены следующие направления деятельности:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 6. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Проведен педсовет по теме:
«Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС»
«Формирование личностных компетенций у первоклассников»;
«Формирование элементов здоровьесберегающих компетентностей»;
Совещания классных руководителей:
«Воспитание в процессе обучения – главный фактор духовно-нравственного становления.» Педагоги школы реализуют потенциал современного урока, направленный не только на усвоение детьми программы по предмету, но и на духовно-нравственное становление личности.
Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения реализуется через ведение учебных предметов:
«Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе.
«Профессиональное самоопределение» в 9 классе.
Большая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит исследовательской работе. Учащиеся собирают материал по истории школы, истории поселка. Ведется работа по сбору материала об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Историческое краеведение так же неразрывно связано с воспитанием духовности.
Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего посёлка до всей страны.
Внеклассная образовательная сфера по духовно – нравственному воспитанию реализуется в разнообразных формах. Это прежде всего внеурочные занятия:
Подвижные народные игры
Здоровый ребенок – успешный ребенок
В нашей школе развита сеть дополнительного образования. В школе работают 2 кружка духовно-нравственной направленности.
Внеучебная деятельность традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.
Традиционные общешкольные мероприятия:
Вторая часть внеучебной деятельности – это внутриклассная жизнь классных коллективов. Эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в большей мере зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Развитие компетентности осуществляется в ходе организации работы классных руководителей. Используются инновационные технологии в воспитательной работе, обогащается научно-методическая деятельность классных руководителей в их взаимодействии с родителями по формированию семейных духовно-нравственных ценностей, проводятся педсоветы, методические семинары, формируется банк передового опыта, активизируется работа по педагогическому самообразованию, организуются открытые классные мероприятия.
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания является трудовое воспитание учащихся. Школа богата традициями в воспитательном процессе этого направления. Ребята активно участвуют в реализации проекта «Мы чистим мир», операции «Уют», трудовом десанте по озеленению и уборке пришкольного двора. В рамках реализации акции «Забота» в школе действует «Трудовой десант», деятельность которого направлена на оказание помощи Ветеранам, пожилым людям, организацию рейдов по уборке пришкольной территории и территории поселка.
Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию являются:
комфортность и безопасность образовательной среды, климат взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, – «положительный», «доброжелательный», «теплый»;
координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи;
развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики;
использование разнообразных средств воспитания общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей российской культуры;
развитие форм ученического самоуправления;
дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам;
расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся, для духовно-нравственного развития: возросло количество победителей и лауреатов конкурсов разного уровня, расширилась вариативность участия обучающихся 1-9 классов школы в различных номинациях творческих конкурсов;
развитие исследовательской деятельности учащихся;
активность и результативность участия школьников в районных и областных мероприятиях
увеличение доли учащихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникативных технологий;
активизация помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.
Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
(1 полугодие 2015-2016 года)
«Самый большой урок в мире»-1 сентября;
Спортивные соревнования «Весёлые старты»;
Всемирный день борьбы со спидом- беседа;
Урок, посвящённый 70 годовщине Нюрнберского процесса;
Беседа прокурора о Нюрнберском процессе;
Цикл мероприятий, посвящённый Дням воинской славы России и памятным датам России:
Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
«Сталинград, ты огнем был объят».
Час информации: День начала контрнаступления советских войск против немецкофашистских войск в битве под Москвой (1941 год) (просмотр видео сюжета)
Показ презентации «Неизвестные герои Отечества», беседа с детьми по презентации
Книжная выставка «Конституция Р.Ф.- права и свобода человека»
Принимали участие в праздничном концерте посвящённому Дню пожарной дружины;
Всероссийский урок «Свет в нашей жизни»;
Президентские игры и состязания;
Районный конкурс «Лучшее ёлочное украшение»;
Всероссийская акция «Мы чистим мир;
Принимали участие в Муниципальном фестивале ГТО, посвящённому Всероссийскому Дню бега;
Конкурс фотографий «Мой край задумчивый и нежный» и «Братья наши меньшие»
Конкурс компьютерных рисунков.
Всемирный урок школьников в сети интернета «Час кода»
Были проведены экскурсии:
На святой источник с. Мураевня.
Музей П.П.Семенова Тян Шанского.
В начальной школе были проведены мероприятия:
2.«Веселые старты»- спортивно-оздоровительное мероприятие
3.Беседа: «Правила поведения в школе, в классе»
4.Беседа: «Безопасный путь». Игра «Азбука безопасности»
5.Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.Есенина
6.Праздник «День учителя»
7.Урок-игра, беседа: «День пожилых людей»
8.Мультимидийный урок: «Значение домашнего животного в жизни человека»
9.Тематический урок «МЧС-125 лет.
10.Всемирный урок школьников в сети интернета.
11.Беседа: «День народного единства».
12.Кл.час на тему: «Золотое сердце»
13.Всероссийский словарный урок в день рождения В.Даля.
14.Всероссийский урок «Международного света и световых технологий»
15.Кл.час. «Сталинград, ты огнем был объят»
16.Проект «Герои Отечества»
17.Кл.час. «Самые дорогие слова»
18.Викторина «В гостях у сказки»
Были проведены предметные недели- русский язык, окружающий мир.
Воспитательная работа за 1 полугодие в 1,3 классах
Руководитель Климова И.М.
-Всероссийский урок Мира
-Беседа «Я талантлив»
-«Салон семейного творчества»
-Кл. час «Азбука безопасности на дорогах»
-Проект «Богатства отданные людям»
-Экскурсия «Золотая волшебница Осень»
-Утренник «Спасибо вам, учителя»
-Конкурс чтецов «Наш Есенин»
-Всероссийский урок безопасности в сети Интернет
-Кл. час «День народного единства»
-Всероссийский словарный урок, посвящённый дню рождения Владимира Даля
-Кл. час «Вредные привычки»
-Урок мужества, посвящённый Героям России- уроженцам Милославского района(защита проекта)
-Мы этой памяти верны». Внеклассное мероприятие, посвящённое Сталинградской битве.
-Проект «День героев Отечества»
-Всероссийский урок света «Свет в нашей жизни»
-Экскурсия-беседа «Помоги птицам зимой». Операция «Птицы»
-Утренник «Здравствуй праздник новогодний!»
-Неделя русского языка и литературы»
-Участие в школьном фотоконкурсе «Братья наши меньшие», Мой край задумчивый и нежный»
-Районный этап конкурса «Рождественская сказка» (Грамота 2 место)
-Районный конкурс «Подарок к новому году»
-Международная олимпиада по окружающему миру 3 класс (Диплом, 1,2 место)