духовно практическая ситуация самоопределения личности в отношении
Тест по обществознанию Мораль 10 класс
Тест по обществознанию Мораль 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).
Часть 1
1. Понятие «Категорического императива» было сформулировано
1) И. Кантом
2) Дж. Локком
3) Вольтером
4) К. Марксом
2. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации, называется
1) сознанием
2) направленностью личности
3) мировоззрением
4) психикой
3. Неосознанная, неустойчивая потребность личности в чем-либо — это
1) стремление
2) желание
3) влечение
4) идеал
4. Осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному называется
1) стремлением
2) желанием
3) моралью
4) идеалом
5. Философская дисциплина, изучающая мораль, называется
1) этикой
2) эстетикой
3) агностикой
4) феноменологией
6. Основными категориями морали являются понятия
1) добра и зла
2) черного и белого
3) свободы и необходимости
4) анализа и синтеза
7. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе
1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект
8. Высшая форма направленности — система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением
1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект
9. Проявление человеком активности, не стимулированной извне, это
1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива
10. Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому-либо отчет в своих поступках — это
1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива
11. Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется
1) патриотизмом
2) национализмом
3) гражданственностью
4) моралью
12. Признаком морали как социального регулятора не является
1) носит нормативный характер
2) всегда поддерживается принудительной силой государства
3) неперсонифицированность
4) нормы морали носят обязательный характер
13. Синонимом морали является
1) нравственность
2) гражданственность
3) патриотизм
4) идеализм
14. Одним из первых мыслителей, сформулировавших «золотое правило этики»: «не делай другим того, чего не желаешь себе», был
1) Геродот
2) Конфуций
3) Ф. Ницше
4) М. Ганди
15. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
1) интеллект
2) интеллигентность
3) мировоззрение
4) убеждение
Часть 2
1. Завершите категорический императив, сформулированный великим немецким философом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с ___________».
2. Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ___________».
3. Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию, называется ___________.
4. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Термин
А) аксиология
Б) эвдемонизм
В) нигилизм
Г) релятивизм
Значение
1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют
2) учение о ценностях
3) одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью
4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть 3
1. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (М. Карлейль).
2. «Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм» (В.О. Ключевский).
3. «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение» (Г. Гегель).
Ответы на тест по обществознанию Мораль 10 класс
Часть 1
1-1
2-2
3-3
4-1
5-1
6-1
7-2
8-3
9-4
10-3
11-1
12-2
13-1
14-2
15-3
Часть 2
1. Тобой
2. Выбором
3. Эпикурейством
4. 2341
2.5 Мораль. Гуманизм, патриотизм, гражданственность
Содержание морали: принципы, нормы, моральный идеал, моральные ценности.
Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву) – это совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.Моральные отношения связаны с представлением о добре и зле.
Золотое правило морали: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Функции морали.
Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
Регулирующая – регулирует поведение человека, является его жизненным ориентиром.
Воспитательная – формирует систему моральных ценностей человека, его нравственный облик.
Контролирующая –следит за выполнением норм и правил.
Интегрирующая – обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей.
Мораль и нравственность.Это синонимы, но есть некоторое различие в значениях слов.
Мораль – это общие принципы, законы поведения человека, выработанные человечеством в процессе его развития, его представления о добре и зле.
Нравственность – это практические принципы, по которым живёт человек, степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
ЭТИКА – наука о морали.
СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ.
Принципы морали – это те положения, на которых строится мораль:
гуманность – уважительное, доброжелательное отношение к людям;
справедливость – понятие о должном;
милосердие – сострадательное, доброжелательное отношение;
терпимость (толерантность);
коллективизм – умение соотносить свои интересы и потребности с общими потребностями, уважать других, строить свои отношения на основе дружелюбия и взаимопомощи.
Нормы морали – неписаные правила поведения, по которым должен жить человек: уважать старших, не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать и др.
Моральный идеал – совершенство в поведении, отношении к людям, то, к чему должен стремиться каждый.
Моральные ценности – нечто важное, необходимое в жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.)
Основные категории морали:
Добро – всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному совершенствованию. Высшее проявление добра – МИР и ЛЮБОВЬ.
Долг – личная нравственная задача каждого человека.
Совесть – это способность человека совершать самоконтроль за своими поступками, словами, действиями.
Честь – это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей других людей.
Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Гуманизм.
Гуманизм (от лат. человечный)– мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В его основе лежит убеждение в безграничных возможностях человека, в его способности к самосовершенствованию, идея о праве человека на счастье.
Патриотизм.
Патриотизм (от лат. родина, отчество) – чувство любви к родине и преданности ей, готовность подчинить её интересам свои частные интересы.Патриотизм включает в себя:верность родине,заботу о её интересах, исторических судьбах,готовность к самопожертвованию ради родины,сочувствие к страданиям народа,гордость социальными и культурным достижениями страны,уважение к историческому прошлому, наследование традиций,отрицательное отношение к социальным порокам общества.
Гражданственность.
Гражданственность – это осознание себя гражданином страны, соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию страны, готовность отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.Гражданственность включает в себя:чувство собственного достоинства,внутреннюю свободу, основанную на самодисциплине,уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти,способность быть субъектом права,осознавать свои права и обязанности.Высшие проявления гражданственности:патриотизм, преданность Отечеству,ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры. 2.5 Мораль. Гуманизм,патриотизм, гражданственность
2.5 Мораль. Гуманизм, патриотизм, гражданственность
План.
Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву) – это совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.
Моральные отношения связаны с представлением о добре и зле.
Золотое правило морали: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Функции морали.
Мораль и нравственность.
Это синонимы, но есть некоторое различие в значениях слов.
Мораль – это общие принципы, законы поведения человека, выработанные человечеством в процессе его развития, его представления о добре и зле.
Нравственность – это практические принципы, по которым живёт человек, степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
ЭТИКА – наука о морали.
СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ.
Принципы морали – это те положения, на которых строится мораль:
Нормы морали – неписаные правила поведения, по которым должен жить человек: уважать старших, не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать и др.
Моральный идеал – совершенство в поведении, отношении к людям, то, к чему должен стремиться каждый.
Моральные ценности – нечто важное, необходимое в жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.)
Основные категории морали:
Добро – всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному совершенствованию. Высшее проявление добра – МИР и ЛЮБОВЬ.
Долг – личная нравственная задача каждого человека.
Совесть – это способность человека совершать самоконтроль за своими поступками, словами, действиями.
Честь – это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей других людей.
Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий. Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Гуманизм.
Гуманизм (от лат. человечный)– мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В его основе лежит убеждение в безграничных возможностях человека, в его способности к самосовершенствованию, идея о праве человека на счастье.
Патриотизм.
Патриотизм (от лат. родина, отчество) – чувство любви к родине и преданности ей, готовность подчинить её интересам свои частные интересы.
Патриотизм включает в себя:
Гражданственность.
Гражданственность – это осознание себя гражданином страны, соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию страны, готовность отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.
Гражданственность включает в себя:
Высшие проявления гражданственности:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Тест по обществознанию Мораль Религия 10 класс
Тест по обществознанию Мораль Религия для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Духовная культура. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная
2) правоохранительная
3) ценностно-ориентационная
4) социализирующая
3. Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?
1) научное мировоззрение
2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение
4) официальная доктрина
4. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется
1) верой
2) долгом
3) убеждением
4) совестью
5. Выберите верное утверждение.
1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
2) убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
3) убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения
4) убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения
6. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного
2) добра и зла
3) абсолютного и относительного
4) идеального и материального
7. Крайняя форма религиозной нетерпимости
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
8. Философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира и считает, что сотворив мир, Бог перестал вмешиваться в земные дела
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
9. Движение за объединение всех христианских Церквей
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
10. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является
1) идеал
2) ценность
3) право
4) религия
11. Какой признак из названных не характеризует обыденное мировоззрение?
1) формируется стихийно
2) опирается на жизненный опыт человека
3) недостаточно использует опыт других людей
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
12. Какой признак из названных не характеризует религиозное мировоззрение?
1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) опирается на жизненный опыт человека
3) ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
13. Систематизация вероучения той или иной религии
1) теология
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
14. Обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью оправдать противоречие между верой во всемогущего и благого Бога и существование в мире зла и несправедливости
1) теология
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
15. Точка зрения, предполагающая, что вера существует без опоры на разум
1) фидеизм
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
1. Вставьте пропущенное слово: «__________ — практическая философия, прикладная наука. изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным)».
2. Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным __________».
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) аксиология
Б) эвдемонизм
В) нигилизм
Г) релятивизм
1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют
2) учение о ценностях
3) одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля. Основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью
4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще
4. Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию, называется __________.
5. Вставьте пропущенное слово: «Фридрих Ницше считал, что __________ — энергично, целеустремленно, аристократично, добро же добропорядочно лишь по причине жизненной слабости».
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла» (Мартин Лютер Кинг).
2. «Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред» (Микеланджело Буонарроти).
3. «Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе» (Я. Беме).
4. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но еще вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религиозен» (Л. Карсавин).
5. «Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н. Бердяев).
6. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).
7. «Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно» (Ф.Р. де Шатобриан).
8. «Вера и разум как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины» (Иоанн Павел II)
Ответы на тест по обществознанию Мораль Религия
Часть 1
1-1, 2-2, 3-2, 4-3, 5-1, 6-2, 7-3, 8-4, 9-1, 10-1, 11-4, 12-2, 13-1, 14-2, 15-1.
Часть 2
1. Этика / Этику
2. выбором
3. 2341
4. гедонизмом
5. зло
9. Моральный выбор — это ответственность
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 8 кл. Боголюбов◄
Вопрос 1. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?
Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
Моральная норма, как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.
Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.
Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.
Вопрос 2. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?
Моральное одобрение вызывает поведение добрых, великодушных, милосердных, честных и благородных людей. Моральное осуждение вызывает поведение подлых, лживых, жестоких людей.
Вопрос 3. Что же означает свобода выбора?
Свобода выбора – это право человека выбирать различные варианты из возможных.
Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.
Вопрос 3. В чём выражается свобода выбора?
С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.
Вопрос 4. Что такое моральный выбор?
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
Выбор поступка или, точнее, моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.
Вопрос 5. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.
Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья – это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.
Вопрос 6. Что значит быть человеком ответственным?
Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.
Вопрос 7. В чём опасность безответственного поведения?
В первую очередь уровень опасности зависит от положения человека в обществе, если оно невысоко, то безответственные слова или действия могут стать причиной неприятностей только для него самого и его близких, возможно, для друзей (которые после этого перестанут быть таковыми).
Безответственный человек безответственен ко всему, в том числе и к своей судьбе. Отсюда лень, нежелание работать, надежда на “авось” и как результат – никаких достижений в жизни. Ну и другие люди, страдают, конечно. Безответственный человек другого может очень сильно подставить, подвести.
Вопрос 8. Что может гарантировать выполнение моральных норм?
Знание моральных норм не гарантирует, что человек непременно станет их выполнять. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.
Вопрос 9. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?
Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни.
Кроме того и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе.
Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.
Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.
Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся.
Вопрос 10. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.
Это высказывание можно рассматривать с разных сторон, но эти позиции говорят скорее всего о том, что свобода действительно не привилегия, а обязанность.
Вторая позиция заключается в том, что есть полная свобода. Мы ни к чему не относимся, ни от чего не зависим — Мы можем творить что угодно.
Вопрос 11. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.
Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.
Откладывая момент принятия решения, человек пребывает в иллюзии, что в его распоряжении все мыслимые возможности одновременно, и нежелание расставаться с кажущимся всемогуществом в итоге приводит к полному отсутствию выбора.
Между тем любая ситуация выбора имеет свою собственную историю развития, и лишь на некоторое время для ситуации в целом может быть безразлично, какой вариант будет выбран – затем период равенства возможностей уходит и следующая точка – точка выбора, которую нельзя пропустить, в которой еще представляется возможность сделать решающий шаг.
«Чем больше упущено времени, тем труднее становится выбор, так как душа все более и более сродняется с одной из частей дилеммы и отрешиться от этой последней становится для нее все труднее и труднее, а между тем это необходимо, если выбор должен иметь хоть мало-мальски решающее значение».
Если не воспользоваться этим моментом, ситуация не вернется к начальному этапу равенства возможностей – она будет развиваться дальше и за человека выберет, как говорится, сама жизнь. В таком случае он уже не просто не обладает всем веером возможностей, как вначале – он не обладает даже той единственной, которая могла бы стать выражением его сущности, если бы он не упустил момент.
Вопрос 12. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.
На мой взгляд, тут имелось в виду, что мораль существует не на словах (на словах мы все можем быть замечательными), а имеет свои истоки внутри самого человека, это его личностные глубинные правила.
Вопрос 13. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.
Карьеризм – погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного и семейного благополучия.
Слову «карьеризм» нельзя однозначно придать отрицательный оттенок, так как стремление человека добиться успеха в работе показывает настойчивость и умение работать в коллективе. Но бывают и такие случаи когда для получения высокого места на карьерной лестнице используют обман, зависть, доносительство, и к сожалению таких случаев большинство, поэтому слову карьеризм придают отрицательный оттенок.
Вопрос 14. Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».
Если я ничего не выбираю, я выбираю между тем, что можно что-то выбрать и тем, что можно отказаться от выбора.
Любой выбор плох тем, что выбрав одно, отказываешься от всего остального. «Если я ничего не выбираю» из предложенных мне возможностей, «я тем самым все-таки выбираю» что-то другое, тем самым даю понять, что предложенное мне совершенно не подходит и я выбрал бы что-то другое, будь оно среди предложенного мне.