духовные общественные отношения это
Духовные общественные отношения это
«Системное строение общества «
1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
1) В широком смысле слова
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
2) В узком смысле слова
· Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
· Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
· Человечество в целом
2. Функции общества
3. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
· Отношения по детопроизводству
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.
Подсистемы общества – сферы общественной жизни:
1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (классы, социальные слои, нации);
3) политическая (политика, государство, право);
4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой).
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,
3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая?
1) Карл Маркс:
Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни.
2) Макс Вебер:
Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Отношения материальные и духовные
Отношения материальные и духовные
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений[37]. Разобраться в этой многомерности очень важно как для понимания самих общественных отношений, так и для понимания социума в целом. Напомним, что открытию материалистического понимания истории, позволившему взглянуть на общество совершенно другими глазами, предшествовало создание Марксом и Энгельсом стройной типологии общественных отношений, сведение их в систему.
Все богатство общественных отношений может быть подразделено на два больших класса — класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Поскольку вопрос о субординации двух классов отношений вкратце уже рассматривался в главе первой, остановимся дополнительно на одном, на наш взгляд, весьма существенном моменте.
Дело в том, что объективной реальностью являются не только отношения материальные, но и духовные. Объективность отнюдь не тождественна вещественности (кстати, ни грана вещественности нет и в большинстве материальных отношений), объективность означает только одно: данный феномен существует вне меня, отражаясь моим сознанием. А разве не являются такой объективной реальностью духовные отношения, соответствующие уровню, содержанию и состоянию общественного сознания своей эпохи? Кстати, объективный идеализм Платона и Гегеля при всей ошибочности его основной посылки («первичность сознания») в своеобразной форме отразил тот несомненный факт, что общественное сознание, а тем более формирующиеся на его основе духовные отношения, в определенной степени представляет собой объективную реальность, детерминирующую и во многом объясняющую поведение индивидов и социальных групп. В определенной — ибо общественное сознание есть одновременно и объективная и субъективная реальность, единство объективных и субъективных моментов. Этот парадокс детальней будет рассмотрен в главе «Духовное в жизни общества». В чем же тогда принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных? Вкратце его можно сформулировать так: материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, непосредственно отражают ее. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Вот эта их опосредованность сознанием многих смущает и вводит в недоумение. Наш читатель тоже может спросить: разве десятком страниц выше не утверждалось, что архитектор (в отличие от пчелы) пропускает не построенное еще здание через свое сознание, создавая образ, модель будущего сооружения? Да, утверждалось, но это «пропуск» другого рода. Чтобы было ясно, о чем идет речь, прибегнем к схемам, из которых видно, как складываются материальные отношения (схема 1) и как складываются духовные отношения (схема 2).
В чем существенные различия между этими схемами?
I. В случае с материальным производством (схема 1), через сознание «пропускаются», то есть моделируются, только конечные продукты, на получение которых направлена наша целеполагающая деятельность. Материальные же отношения (прежде всего производственные) складываются не только вне нашего сознания, но и независимо от него. И только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям.
2. Отношения же, складывающиеся в самом процессе духовного производства, в основном тоже представляют собой отношения по поводу производства, то есть материальные отношения. Таковы отношения между представителем творческого труда и работодателем, внутри научного коллектива, между автором и издателем. И то, что было сказано о материальных отношениях вообще, распространяется, естественно, и на материальные отношения в сфере духовного производства.
3. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи и духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности, но лишь как момент ее одухотворенности, как средство достижения конечного результата (духовные ценности, заложенные в целеполагание; идеальные модели).
Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании порождаются определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.
Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов. И если классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения, отношения по детопроизводству), то в основу классификации духовных, идеальных отношений кладется структура общественного сознания, его формы. И тогда говорят о моральных, политических, правовых, художественных, философских, религиозных отношениях в обществе.
В биологии известен «феномен утконоса» — животного, сочетающего в себе черты яйцекладущего и млекопитающего: он выводит детенышей из яиц, а затем вскармливает их своим молоком. Есть свои «утконосы» и в системе общественных отношений. Политические отношения, например, поскольку они отражают взгляды и идеи субъектов политического действия (классов, национальных движений, партий, государства), — духовны, идеальны, но своей другой стороной политические отношения складываются в ходе практической политической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Семейные же отношения вообще невозможно отнести к одному из двух рассматриваемых подразделений, настолько в них переплетены экономические, моральные, правовые отношения и отношения по детопроизводству.
Читайте также
Духовные потребности
Духовные потребности Генетическая связь духовной жизни с другими сферами жизни общества имеет своим следствием одно немаловажное обстоятельство: принципиально единую для всех сфер цепочку деятельности, ведущую к конечному результату.Первым звеном в этой цепочке
Глава пятьдесят первая ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава пятьдесят первая ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Итак, стоимость, вновь присоединяемая ежегодно при помощи вновь присоединяемого труда, — а следовательно, и часть годового продукта, в которой представлена эта стоимость и которая может быть
5. Материальные интересы и идеальные принципы, классы и партии. Перспективы социальной революции. Начало перехода к материализму и коммунизму
5. Материальные интересы и идеальные принципы, классы и партии. Перспективы социальной революции. Начало перехода к материализму и коммунизму В конце 1842 г. Энгельс переезжает в Англию, в Манчестер, где становится служащим на прядильной фабрике, одним из совладельцев
XIV Материальные обстоятельства и идеальные цели
XIV Материальные обстоятельства и идеальные цели Разве справедливо, чтобы большинство, возражающее против свободы, порабощало меньшинство, готовое эту свободу отстаивать? Несомненно, правильнее, если уж речь идет о принуждении, чтобы меньшее число людей заставило
а) Связь союза «как» как структурного момента отношения и членов отношения с предикативным предложением
а) Связь союза «как» как структурного момента отношения и членов отношения с предикативным предложением Но что же несоответствующее (Unangemessenes) могло вкрасться в прежние понятия? Мы говорили: мир есть раскрытость сущего как такового в целом. Ранее мы уже указывали на то,
ТАКТИКА ПЕХОТЫ И ЕЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ[534]
Тактика пехоты и ее материальные основы 1700 – 1870 гг.
ДУХОВНЫЕ ЧУВСТВА
ДУХОВНЫЕ ЧУВСТВА Когда три основные чувства — зрение, осязание и слух — связываются с сердцем, происходит тонкое, но волшебное превращение, открывающее в сердце путь к
Глава первая Материальные условия и характер экономики
Глава первая Материальные условия и характер экономики 1. Два феодальных периода Устройство управляющих обществом учреждений можно по-настоящему объяснить, лишь зная данную человеческую среду в целом. Иллюзорная работа, которую мы проделываем, превращая существо из
ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ
ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ Что на самом деле дают духовные наставники своим последователям?Люди на Среднем Востоке и в Индии, где приведенная ниже история в ходу уже несколько столетий, уделили этому вопросу немало внимания. Ведь в конце концов у них были возможности пронаблюдать
21.3 (ММ) Материальные маркеры: Семья (М6) и Родина (М4)
21.3 (ММ) Материальные маркеры: Семья (М6) и Родина (М4) Материальные маркеры представляют собой идеальные вещи, непосредственно реализованные в нашей жизни. Существуют две, наиболее важные такие реализации в жизни человека — семья и родина…* * *Рассмотрение понятия «семья»,
Духовные практики
Духовные практики Необходимо ли медитировать для того, чтобы достичь естественного состояния?Нет. В действительности, в данном случае это не будет естественным состоянием. Это не может быть естественным состоянием.Это все очень забавно. По-моему, я делаю массу вещей,
Духовные переживания
Духовные переживания Я хочу задать вопрос, который меня беспокоит уже долгое время. Я был монахом и практиковал дзэн. В течении десяти лет я ежедневно садился в медитацию и просто исчезал. Я слышал колокол и становился звоном этого колокола. Я смотрел на дерево, и
3. Материальные достижения
3. Материальные достижения Если не считать мелкие локальные конфликты, легко подавляемые силами Всемирной Полиции, человеческая раса на протяжении уже почти четырех тысяч лет представляла единое социальное объединение. В течение первого из этих тысячелетий
Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественные отношения – это многообразные связи, которые возникают между социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности.
Понятие общественных отношений
Общество как совокупность людей выполняет определенный набор функций, в частности, занимается воспроизводством и социализацией человека, производством материальных и духовных благ и услуг, распределяет продукты деятельности, регламентирует человеческую деятельность и поведение людей. Сущность общества заключается не в самих людях, ег представляющих, а в тех отношениях, которые они формируют в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, общество предстает как совокупность общественных отношений.
Отдельные субъекты вступают в общественные отношения именно как части той или иной социальной группы. Общественные отношения являются важнейшим признаком общества и придают ему устойчивость и структуру системы. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее писал, что люди не образуют общества, общество есть сумма связей и отношений, в которые вступают индивиды по отношению друг к другу. Аналогичной идеи придерживался и социолог П. Сорокины. Он указывал, что человек – это лишь физическая оболочка и психологический феномен, в то время как наиболее важны социальные связи и человеческое взаимодействие.
Все общественные отношения можно разделить на две больших группы:
Готовые работы на аналогичную тему
В свою очередь материальные отношения делятся на следующие группы: производственные, экологические и делопроизводственные отношения.
Духовные или идеальные отношения подразделяются на моральные, политические, правовые, религиозные, философские, художественные отношения.
В качестве содержания общественных отношений выступают те или иные социальные действия, которые совершают люди как члены социальных групп с целью удовлетворения тех или иных потребностей и интересов.
Общественные отношения регулируются при помощи различных норм. К числу социальных норм относят:
Природа общественных отношений
Исходя из определения общественных отношений, можно сделать вывод, что они представляют собой продукт, который появляется в процессе деятельности социальных групп. Человек есть единица или субъективный элемент, образующий социальные группы. Таким образом, человек выступает как творец общественных отношений. Однако общественные отношения как продукт деятельности человека весьма специфичный итог. Несмотря на то, что в процессе деятельности люди ставят цели и, как правило, достигают ее, то предугадать как изменяться в этом процессе общественные отношения, часто не могут.
Причина этого заключается в том. Что каждое новое поколение застает некую сложившуюся систему общественных отношений, отражающую определенный уровень развития экономики, техники, права, культуры общества и т.д. Общественные отношения в той или иной степени испытывают на себе влияние самых разнообразных факторов, одних больше, других меньше, однако начиная изменения в одной области, человек порождает волну, которая с самого начала выходит из-под контроля и последствия вызванной эволюции плохо прогнозируемы.
Примером того, как общественные отношения менялись тогда, когда этого никто не ждал и даже препятствовал, может стать Япония, всячески препятствовавшая собственной европеизации. Однако внедрение новой техники, которую первоначально считали неопасной а данном плане, привело к промышленной революции и складыванию новых производственных отношений и постепенному изменению самого общества. Обратный пример – колониальная Испания, приток золота в которую закончился экономическим кризисом, упадком собственного производства и сельского хозяйства и, как итог, отставание в развитии от своих европейских соседей.
Материальные и духовные отношения
Общественные отношения представляют собой объективную реальность, которая существует в том числе помимо воле и сознания человека. Однако духовные отношения представляют собой тот пласт отношений, который во многом создается человеческим сознанием, таким образом, включает в себя объективные и субъективные моменты. Обе группы общественных отношений тесно связаны друг с другом, духовные отношения есть и в рабочем коллективе, как есть и производственные. Деление отношений на духовные и материальные предельно широко. Более того, часть из них с трудом относимы в ту или иную группы. Так, политические отношения, с одной стороны, идеальны (духовны), поскольку отражают взгляды или идеи того или иного класса или социальной группы, но они складываются входе практической деятельности, выражаются во время политической практики, соответственно, с этой точки зрения носят материальный характер. Кроме того, также тяжело классифицировать семейные отношения, в которых тесным образом переплетены экономические, правовые, моральные и другие виды отношений.
Еще более противоречивы межличностные отношения, которые устанавливаются на личном уровне индивида. Их выделение от общественных также весьма условно. Межличностные отношения возникают и существуют в обществе, поэтому они вполне «общественные отношения». В узком смысле они являются персонифицированной формой общественных отношений, что особенно характерно для малых групп (например, семья). Поэтому общественные отношения, наряду с их объективизмом, вовсе не лишены личной составляющей и не так далеки от субъекта, как может показаться на первый взгляд.
Духовные общественные отношения это
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений[37]. Разобраться в этой многомерности очень важно как для понимания самих общественных отношений, так и для понимания социума в целом. Напомним, что открытию материалистического понимания истории, позволившему взглянуть на общество совершенно другими глазами, предшествовало создание Марксом и Энгельсом стройной типологии общественных отношений, сведение их в систему.
Все богатство общественных отношений может быть подразделено на два больших класса — класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Поскольку вопрос о субординации двух классов отношений вкратце уже рассматривался в главе первой, остановимся дополнительно на одном, на наш взгляд, весьма существенном моменте.
Дело в том, что объективной реальностью являются не только отношения материальные, но и духовные. Объективность отнюдь не тождественна вещественности (кстати, ни грана вещественности нет и в большинстве материальных отношений), объективность означает только одно: данный феномен существует вне меня, отражаясь моим сознанием. А разве не являются такой объективной реальностью духовные отношения, соответствующие уровню, содержанию и состоянию общественного сознания своей эпохи? Кстати, объективный идеализм Платона и Гегеля при всей ошибочности его основной посылки («первичность сознания») в своеобразной форме отразил тот несомненный факт, что общественное сознание, а тем более формирующиеся на его основе духовные отношения, в определенной степени представляет собой объективную реальность, детерминирующую и во многом объясняющую поведение индивидов и социальных групп. В определенной — ибо общественное сознание есть одновременно и объективная и субъективная реальность, единство объективных и субъективных моментов. Этот парадокс детальней будет рассмотрен в главе «Духовное в жизни общества». В чем же тогда принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных? Вкратце его можно сформулировать так: материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, непосредственно отражают ее. Духовные же отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Вот эта их опосредованность сознанием многих смущает и вводит в недоумение. Наш читатель тоже может спросить: разве десятком страниц выше не утверждалось, что архитектор (в отличие от пчелы) пропускает не построенное еще здание через свое сознание, создавая образ, модель будущего сооружения? Да, утверждалось, но это «пропуск» другого рода. Чтобы было ясно, о чем идет речь, прибегнем к схемам, из которых видно, как складываются материальные отношения (схема 1) и как складываются духовные отношения (схема 2).
В чем существенные различия между этими схемами?
I. В случае с материальным производством (схема 1), через сознание «пропускаются», то есть моделируются, только конечные продукты, на получение которых направлена наша целеполагающая деятельность. Материальные же отношения (прежде всего производственные) складываются не только вне нашего сознания, но и независимо от него. И только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям.
2. Отношения же, складывающиеся в самом процессе духовного производства, в основном тоже представляют собой отношения по поводу производства, то есть материальные отношения. Таковы отношения между представителем творческого труда и работодателем, внутри научного коллектива, между автором и издателем. И то, что было сказано о материальных отношениях вообще, распространяется, естественно, и на материальные отношения в сфере духовного производства.
3. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи и духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности, но лишь как момент ее одухотворенности, как средство достижения конечного результата (духовные ценности, заложенные в целеполагание; идеальные модели).
Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании порождаются определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.
Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов. И если классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения, отношения по детопроизводству), то в основу классификации духовных, идеальных отношений кладется структура общественного сознания, его формы. И тогда говорят о моральных, политических, правовых, художественных, философских, религиозных отношениях в обществе.
В биологии известен «феномен утконоса» — животного, сочетающего в себе черты яйцекладущего и млекопитающего: он выводит детенышей из яиц, а затем вскармливает их своим молоком. Есть свои «утконосы» и в системе общественных отношений. Политические отношения, например, поскольку они отражают взгляды и идеи субъектов политического действия (классов, национальных движений, партий, государства), — духовны, идеальны, но своей другой стороной политические отношения складываются в ходе практической политической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Семейные же отношения вообще невозможно отнести к одному из двух рассматриваемых подразделений, настолько в них переплетены экономические, моральные, правовые отношения и отношения по детопроизводству.