дума рассматривает закон о пенсии
Закон об отмене повышения пенсионного возраста 2021: В Госдуме рассматривают новый закон об отмене реформы по повышению пенсионного возраста
Закон об отмене повышения пенсионного возраста 2021: В Госдуме рассматривают новый закон об отмене реформы по повышению пенсионного возраста
В октябре 2021 в Госдуме активно прошло слушание по отмене реформы по повышению пенсионного возраста. Инициатором данного законопроекта была партия КПРФ. Они убеждены, что в бюджете России достаточно денежных средств для выплаты пенсий и со старым возрастным порогом.
Такого же мнения придерживается и Анатолий Вессерман, который считает, что повышение пенсионного возраста обесценивает труд пенсионеров и убивает у них желание добровольно работать.
В данном законопроекте также есть еще одна интересная идея
В нем предлагают выплачивать пенсию напрямую из федерального бюджета, без участия Пенсионного Фонда.
То есть сократить полномочия пенсионного фонда, убрав финансовые полномочия. Пенсионный Фонд будет только контролировать правильность начисления пенсии и производить ее расчеты.
Предлагается отложить пенсионную реформу с повышением возраста выхода на пенсию до 2035 года
Но данный законопроект уже на первом чтении не получил должной поддержки.
Все представители Единой России проголосовали против него, превосходя по численности свою оппозицию. Сейчас партия «Справедливая Россия» готовит новый законопроект, по которому предлагается отложить пенсионную реформу с повышением возраста выхода на пенсию до 2035 года.
Но думается, что такой законопроект также провалится уже на первом чтении и его не поддержит большинство.
Хотя все прекрасно понимают, что граждане относятся к нему весьма негативно и он подорвал доверие граждан к действующей власти. Тем не менее, исправлять данную ситуацию никто не хочет.
Вот уже 3 дня в СМИ идут дискуссии по поводу данных нереализованных законопроектов. И очень многие партии поддерживают их, но тем не менее, решение по данному вопросу не меняется
Но власти решили хоть что-то сделать для пенсионеров и подготовили ряд новых субсидий для граждан пожилого возраста с января 2022 года.
Появятся новые субсидии для Героев СССР и Героев России, а также пенсионеров, имеющих на себе иждивенцев
Но это примерно 5-7% от всех пенсионеров. То есть субсидии опять же не будут распространяться на широкий круг граждан
ГД приняла в первом чтении законопроекты о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы
Согласно законопроекту, доходы бюджета Пенсионного фонда России в 2022 году составят 10,032 трлн рублей, в 2023 году — 10,591 трлн рублей, в 2024 году — 11,074 трлн рублей. Расходы в 2022 году составят 10,154 трлн рублей, в 2023 году — 10,574 трлн рублей, в 2024 году — 11,167 трлн рублей.
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению составит с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год в 2022 год — 7,7%, в 2023 году — 2,5%, в 2024 году — 9,9%. Индексация страховой пенсии составит в 2022 году — 5,9%, в 2023 году — 5,6%, в 2024 году — 5,5%. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 5,9% устанавливается с 1 января 2022 года в сумме 6 тыс. 401 рублей 10 копеек.
Кроме того, в составе доходов ПФР запланированы средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В 2022 году объем этих поступлений составит 6 млрд рублей, в 2023 году — 6,3 млрд рублей, в 2024 году — 6,6 млрд рублей. Расходы на выплату накопительной пенсии запланированы в 2022 году в объеме 3,8 млрд рублей, в 2023 году — 5,5 млрд рублей, в 2024 году — 7,2 млрд рублей с учетом расходов на доставку, которые составят 2,3 млн рублей, 3,3 млн рублей и 4,3 млн рублей соответственно. Планируемое количество получателей накопительной пенсии в 2022 году составит 155,7 тыс. человек, в 2023 году — 210,6 тыс. человек, в 2024 году — 262,3 тыс. человек. Планируемый средний размер накопительной пенсии в 2022 году составит 2049,85 рубля, в 2023 году — 2171,68 рубля, в 2024 году — 2293,51 рубля.
Согласно законопроекту о бюджете ФСС, прогнозируемый общий объем доходов фонда в 2022 году составит 988,156 млрд рублей, общий объем расходов бюджета фонда — 944,117 млрд рублей, профицит составит 44,038 млрд рублей. На 2023 год доходы ФСС составят 1,054 трлн рублей, расходы — 1,011 трлн рублей, профицит — 42,709 млрд рублей. В 2024 году уровень прогнозируемых доходов составит 1,125 трлн рублей, расходы — 1,076 трлн рублей, профицит — 49,265 млрд рублей.
Проектом федерального закона также установлены объемы межбюджетных трансфертов для оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по оплате санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. На эти цели будет направлено 5 млрд 882,5 млн рублей в 2022 году, 6 млрд 176,6 млн рублей в 2023 году и 6 млрд 485,4 млн рублей в 2024 году.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет фонда формируется в 2022 году с профицитом в сумме 1,850 млрд рублей, в 2023 году с дефицитом в размере 7,133 млрд рублей, в 2024 году с дефицитом в сумме 8,661 млрд рублей. Планируется, что в 2023 году бюджет фонда будет сбалансирован за счёт использования остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законопроект о бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривает, что общий объем доходов на 2022 год планируется в сумме 2,779 трлн рублей, на 2023 год — 2,925 трлн рублей, на 2024 год — 3,086 трлн рублей. Расходы ФОМС составят 2,801 трлн рублей, 2,951 трлн, и 3,12 трлн рублей соответственно. Объём страховых взносов на ОМС и налоговым доходам увеличится по сравнению с 2021 годом на 212,5 млрд рублей.
Основным источником доходов бюджета фонда будут страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2022 году 88 %, в 2023 году — 88,6 %, в 2024 году — 89 %. Эти взносы составят в 2022 году 2,447 трлн рублей, в 2023 году — 2,593 трлн рублей, в 2024 году — 2,745 трлн рублей.
Кроме того, в бюджете фонда ОМС предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2022 году в объеме 326 млрд рублей, в 2023 году — 326,8 млрд рублей, и в 2024 году — 335,1 млрд рублей.
В Госдуме предложили предпринять три шага для роста пенсий россиян
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов назвал три способа увеличить пенсии россиян. В разговоре с «Лентой.ру» парламентарий согласился с тем, что государственные выплаты на фоне реальной инфляции обесцениваются. Их можно увеличить и за счет индексации пенсий работающих пенсионеров, высказался Нилов.
Ранее Росстат опубликовал данные, согласно которым в последний раз пенсии в России в реальном размере выросли в январе этого года — на 0,4 процента. После этого в течение восьми месяцев подряд, с февраля по сентябрь, они сокращались. В сентябре падение составило 1,8 процента по отношению к тому же месяцу прошлого года. В целом за первые девять месяцев пенсии снизились на 0,6 процента, сообщил Росстат.
Статистика не учитывает единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей, которую в сентябре получили пенсионеры. Без их учета номинально пенсии в России за девять месяцев выросли на 5,5 процента, но такой рост оказался ниже инфляции.
Три шага для роста пенсий
Нилов напомнил, что пенсии индексируются на заложенный коэффициент индексации. «Он выше прогнозируемого уровня инфляции. Сейчас заложен 5,9, а бюджет сверстали из расчета на 5,8. Но мы видим, что Минэкономразвития и Центральный банк говорят о том, что будет выше инфляция. Поэтому в ходе бюджетного процесса исключать пересмотра в этой части нельзя. То, что у нас пенсии на фоне реальной инфляции обесцениваются, — это факт», — заявил зампред профильного комитета Госдумы.
Возврат пенсионного возраста с 1 января 2022 года: решение приняли снизить возраст выхода на пенсию?
В Госдуму внесли законопроект о возвращении прежнего пенсионного возраста. В КПРФ уверены, что экономика России не нуждается в увеличении числа работников. Среди авторов документа — 77-летний лидер компартии Геннадий Зюганов и 60-летний сенатор Василий Иконников. Они предлагают предоставлять право на назначение страховой пенсии по старости при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Право на страховую пенсию по старости хотят дать людям, достигшим возраста 60 и 55 лет (мужчины/женщины).
Законопроект о снижении с 1 января 2022 года пенсионного возраста
Группа депутатов фракции КПРФ во главе с ее лидером Геннадием Зюгановым и сенатором Василием Иконниковым внесли в Госдуму законопроект о снижении с 1 января 2022 года возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Документ во вторник размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.
«Законопроект направлен на возвращение возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)», — говорится в пояснительной записке.
По мнению коммунистов, вместо повышения пенсионного возраста в 2018 году необходимо было совершенствовать механизм финансового обеспечения страховой пенсионной системы. Например, путем пополнения ее за счет части налогов.
Авторы инициативы полагают, что экономика России не нуждается в увеличении числа работников. Они ссылаются на ухудшение состояние здоровья граждан предпенсионного возраста, вынужденных работать, что, по их словам, приведет к значительному росту нагрузки на Фонд социального страхования. «С повышением пенсионного возраста несравненно большее число граждан будет обращаться за инвалидностью», — указали в КПРФ.
Кроме того, повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы, в том числе среди молодежи, прогнозируют коммунисты.
Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, расходы на его реализацию в 2022 году оцениваются в 604,5 млрд рублей.
С 1 января 2022 года будет упрощен досрочный выход на пенсию
Так, граждане, которые остались без работы в предпенсионном возрасте, вправе выйти на пенсию на два года раньше установленного срока (мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины – 55 лет). Таким правом можно воспользоваться при наличии следующих условий:
Указанное осуществляется по предложению службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработных граждан. Досрочная пенсия будет выплачиваться такому гражданину до момента наступления им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Изменения внесены в п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Поправками вводится беззаявительный порядок получения страховых и социальных пенсий по инвалидности, которые назначаются со дня выдачи предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину. Изменения внесены новым п. 2.1. ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Законом № 153-ФЗ предусмотрены также и иные изменения. В частности, установлена возможность досрочной выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, в случае, если на территории введен режим ЧС.
С даты вступления в силу поправок, на ПФР будут возложены обязанности по информированию граждан, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины) о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информирование предусматривается раз в три года, при условии, что данные лица не получают какую-либо пенсию.
О повышении пенсионного возраста в 2018 году
В 2018 году Госдума приняла закон об изменении пенсионной системы в РФ, согласно которому пенсионный возраст был увеличен на пять лет: с 60 до 65 лет — для мужчин, с 55 до 60 лет — для женщин. Постепенное повышение пенсионного возраста началось в 2019 году. Переходный период продлится до 2028 года.
Представители парламентской оппозиции неоднократно вносили законопроекты, направленные на возвращение прежнего пенсионного возраста, однако они не были поддержаны «Единой Россией», имеющей большинство в Думе. Один из последних документов разработали в «Справедливой России», его в апреле 2021-го представил лидер фракции Сергей Миронов. А в августе глава ЛДПР Владимир Жириновский напомнил, что возглавляемая им партия «всегда выступала против повышения пенсионного возраста».
«Нужно просто вернуться к прежнему пенсионному возрасту»
Снижение продолжительности жизни из-за «ковида» ставит еще более остро вопрос о завершении трудовой деятельности в 55-60 лет, утверждает Оксана Дмитриева.
Единственный внефракционный депутат новой Государственной думы Оксана Дмитриева сообщила в интервью «Росбалту», что уже занимается разработкой проекта закона о снижении пенсионного возраста и индексации пенсии работающих пенсионеров.
— Оксана Генриховна, в сегодняшней ситуации большинство избирателей ждут от депутатов и чиновников, прежде всего, решения своих наболевших бытовых проблем. Вы на одном из первых заседаний Думы нового созыва поставили вопрос о пересмотре пенсионной реформы. Есть ли шанс у депутата-одиночки справиться с такой задачей?
— В ходе избирательной кампании в стране одними из главных социальных вопросов стали повышение пенсионного возраста и индексация пенсии работающим пенсионерам. Не было, наверное, кандидата в депутаты или партии, которые этот вопрос не написали бы на своих знаменах и не шли бы с этим флагом на выборы. 2020 год — уже второй год повышения пенсионного возраста.
На мой взгляд, авторы реформы пенсионного возраста обманывали не только пенсионеров, но и людей, принимающих решения, в том числе и президента. Они убедили Путина, что реформа проводится не ради экономии, а ради повышения пенсии всем оставшимся пожилым людям. Но на самом деле мы видим, что не было никакого опережающего повышения пенсий. Наоборот, коэффициент замещения средней пенсии к средней заработной плате стабильно снижается.
— Что сейчас делать с пенсионной реформой, которая была проведена в 2018 году? Тогда это была крайне непопулярная мера: многие спорили, не соглашались…
— Нужно просто вернуться к прежнему пенсионному возрасту. Это стоит сделать, потому что: во-первых, снизилась ожидаемая продолжительность жизни; во-вторых, ковидный кризис привел к реструктуризации экономики — поменялась ситуация на рынке труда. Многие специальности исчезают.
В кризис увеличилась доля информационных и высокотехнологичных отраслей. Изменилась структура специальностей, увеличилась доля дистанционной работы, с которой лучше справляются более молодые.
Самый простой пример: когда повсеместно перешли на дистанционную интернет-торговлю, в магазинах руководители осознали, что не нужно столько пожилых продавщиц, что требуются молодые курьеры на самокатах, которые все это развозят, и люди, которые занимаются интернет-торговлей. На кого переучивать продавщиц в возрасте, сажать на самокаты?
Второй пример — водители. Я много объездила предприятий за свою политическую карьеру. Приезжаю на автобусный парк — государственное предприятие со всеми мастерскими, полной инфраструктурой. Спрашиваю: у вас есть водители старше 60 лет? Они говорят, что уже после 55 почти никого нет. Потому что у таких работников ограничения по здоровью, их стараются переучивать на другие специальности в мастерских. Но такие возможности тоже ограничены. И там тоже нужны профессиональные навыки.
— Готовы ли вы выступить с инициативой отменить пенсионную реформу?
— Безусловно, я уже выступала с ней, когда была в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. И тогда меня ограничивало отсутствие права законодательной инициативы на федеральном уровне, потому что для того, чтобы внести закон и об отмене повышения пенсионного возраста, и об индексации пенсии работающих пенсионеров, в Государственную думу, мне надо было, чтобы за это проголосовало большинство Законодательного собрания. Там было 36 единороссов из 50 депутатов, т. е. у них было большинство.
Теперь как депутат Госдумы я обладаю по Конституции, с точки зрения законодательной инициативы, такими же правами, как городской парламент. Я намерена этот закон внести на рассмотрение Государственной думы. Уже сейчас я корректирую финансово-экономическое обоснование, дальше отправлю закон и все материалы на заключение в правительство РФ. Правительство дает заключение, и я вношу этот закон на рассмотрение Государственной думы.
– Опустить еще ниже пенсионный возраст, чем он был, возможно?
— Нецелесообразно. Планка 55-60 лет адекватная. Фактически пенсионная система, которая охватывает все население, сложилась в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого столетия, когда пенсию стали получать колхозники. Россия на тот момент — крестьянская страна, а до начала 60-х годов у колхозников не было паспортов и, соответственно, пенсий. Поэтому отчет нужно вести с этого времени. Но тогда ожидаемая продолжительность жизни была 69 с половиной лет. До пандемии она составляла 73-74 года, а сейчас опустилась на два года, оказавшись практически на том же уровне, что и в начале 1960-х. Поэтому никаких демографических оснований для повышения пенсионного возраста не было и нет.
— Дала ли пенсионная реформа экономию, ведь на самом деле ее затевали именно для этого?
— В этом представители правительства не признаются, хотя экономия есть, потому что никакого опережающего роста пенсий нет. И здесь самым принципиальным вопросом является, какова динамика сокращения численности пенсионеров. Именно по этому вопросу у меня состоялась первая «стычка» с председателем Пенсионного фонда. Я его спрашиваю: как сократилось количество пенсионеров и за счет каких факторов — повышение пенсионного возраста и избыточная смертность? За две недели ответа не получила. Они якобы считают и составляют математическую модель.
Вы проводите пенсионную реформу, вы должны с лупой смотреть на изменение числа пенсионеров. Это первый вопрос, с которым председатель Пенсионного фонда должен засыпать и просыпаться. Он должен знать это в любое время дня и ночи. Так вот в 2019 году количество вновь назначенных пенсий сократилось на 874 тысячи человек, а количество пенсионеров снизилось на 342 тысячи. А в 2020 году, пандемийном, количество вновь назначенных пенсий сократилось на 76 тысяч, а количество пенсионеров на 620 тысяч человек. Я эти вопросы задавала председателю Пенсионного фонда. Я догадываюсь, что такое сокращение — это смертность, это убыль в 2020 году из-за пандемии. Она настолько высока. Но для того, чтобы это точно утверждать, мне нужен был ответ от председателя Пенсионного фонда.
Из этих фактов следующие следствия. Влияние повышения пенсионного возраста на число пенсионеров максимально в первый год реформы, а затем затухает. А вот ковидная избыточная смертность оказала гораздо большее влияние на снижение численности пенсионеров, чем повышение пенсионного возраста. Зачем тогда повышать пенсионный возраст? Ведь высокая смертность означает низкую продолжительность жизни.
— Сколько всего у нас было пенсионеров, когда зашла речь о повышении пенсионного возраста?
— К началу пенсионной реформы было 40 млн пенсионеров, получающих страховую пенсию. То есть пенсии, которые зависят от стажа и заработка, и кого коснулось повышение пенсионного возраста. По прогнозу на конец 2022 года их станет чуть больше 38 млн человек. То есть сокращение — 2 млн. Кроме того, меня интересовало, какая экономия по 2020 году образовалась за счет повышения пенсионного возраста? Нам говорят, что никакой экономии не получили, потому что повышали пенсии и потратили еще больше средств.
— Это подтверждается цифрами?
— Нет. Экономия на самом деле есть. Смотрим на бюджет Пенсионного фонда, видим, что он был запланирован с дефицитом 200 млрд рублей, а исполнен с профицитом 570 с лишним млрд рублей. Почему не потратили 784 миллиарда?
В Пенсионном фонде говорили, что у них нет денег на индексацию пенсии работающих пенсионеров. На вопрос о том, сколько это может стоить, председатель Пенсионного фонда не ответил ни на заседании бюджетного комитета, ни на заседании Госдумы. Хотя такое поручение есть даже от президента Российской Федерации — проработать вопрос об индексации пенсии работающих пенсионеров. Специалисты должны были все сосчитать и предъявить Владимиру Путину соответствующую информацию. По моим оценкам, это 350-400 млрд рублей в год. Следовательно, средств на индексацию пенсий работающих пенсионеров вполне хватало за счет профицита Пенсионного фонда в пандемийном 2020 году.
— На примере пенсионного вопроса вы продемонстрировали, что может сделать отдельный депутат в Государственной думе…
— Да, это частичный ответ на вопрос, что может сделать отдельно взятый депутат. В одиночку вы можете рассчитывать только на бойцовские качества и профессионализм. Когда меня спрашивают, буду ли я заниматься тем или этим законом, я могу какие-то инициативы просто поддержать своим голосованием или общественно-политической позицией. Но для того, чтобы что-то продавить, нужно действовать очень профессионально; нужно придать этому вопросу максимальную гласность в Думе. Дальше, чтобы все-таки этот вопрос получил общественную огласку, нужно привлекать средства массовой информации и разъяснять сложные для понимания вопросы.
Беседовал Станислав Корягин