дягилев и нижинский отношения

От популярности до шизофрении: трагедия главного фаворита Сергея Дягилева

дягилев и нижинский отношения дягилев и нижинский отношения дягилев и нижинский отношения

16-летний Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену Мариинки в 1905 году. Это был невысокий (всего 160 см) и грациозный юноша, обладающий собственным стилем и собственными идеями. Вскоре все поняли, что в театре появился новый премьер, да и сам он, чувствуя неподдельный интерес к своей персоне, начал проявлять смелость и позволять себе некоторые вольности.

Нижинский — новатор

Мало кто знает, но появлением в балете мужчин, одетых в обтягивающие трико, мир обязан именно Нижинскому. В 1911 году в театре ставили «Жизель» и он вместо привычных для того времени широких штанов надел костюм, созданный по эскизу Александра Бенуа. Костюм состоял из трико и колета, что для строгих нравов начала 20-го века было нонсенсом.

Императрица, сидящая в ложе вместе с супругом, рассмеялась, увидев артиста в странной одежде, подчеркивающей его формы везде, где только было возможно. За кулисы в антракте ворвался великий князь Андрей Владимирович — будущий муж Матильды Кшесинской. Он заявил, что императрица сочла наряд неприличным, и потребовал, чтобы в следующем акте поверх трико Вацлав надел пышные штанишки, и в итоге добился его увольнения.

Фаворит Сергея Дягилева

В те годы Вацлав Нижинский уже был любовником первого в истории российского продюсера — знаменитого Сергея Дягилева. Сергей увез талантливого парня в Париж, где летом того же 1911 года он стал частью легендарных «Русских сезонов». Они позволили ему искупаться в овациях французской публики и тут же стать звездой мировой величины. Все только и обсуждали «Видения розы» с легендарным «прыжком Нижинского», «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, «Петрушку» и «Весну священную» Стравинского, а также «Дафниса и Хлою» Равеля.

Вацлава с его откровенными па и неприкрытым эротизмом вожделел весь мир. Его выступления были настолько новы и непривычны, что вызывали один скандал за другим, и Дягилеву приходилось пускать в ход все свое влияние, чтобы выгораживать танцовщика.

Корабельная влюбленность

Отношения Нижинского и Дягилева продлились пять лет и закончились весьма неожиданно в 1913 году, когда Вацлаву пришлось отправиться на гастроли в Южную Америку без своего покровителя — из-за давнего предсказания гадалки Сергей панически боялся воды и плыть через океан никак не мог.

Там на корабле Нижинский вдруг сблизился с венгерской балериной Ромолой Пульски, которая давно была от него без ума и даже в труппу Дягилева пришла только ради того, чтобы быть ближе к своему кумиру. Прямо во время гастролей в Буэнос-Айресе пара обвенчалась, а дягилевский слуга Василий, который должен был присматривать за главной звездой балета, тут же отправил весточку шефу. Дягилев был вне себя от злости. Он посчитал своего любовника предателем, уволил Нижинского из труппы и больше не желал его видеть.

Семья и болезнь

У Вацлава и Ромолы родились две дочки. В семье артист был счастлив, но жизнь без сцены просто сводила его с ума. Он пытался создать свой балет, подключив старых знакомых. Но Дягилев вставлял ему палки в колеса и люди просто боялись работать с Нижинским, дабы не навлечь на себя гнев продюсера.

В 1916 году у бедняги начали проявляться симптомы шизофрении и вскоре он превратился в молчаливого меланхолика, вынужденного кочевать по швейцарским санаториям.

А Сергей, тем временем, не мог его забыть и ждал случая, чтобы поиздеваться над предателем. Однажды он приказал забрать Вацлава из клиники и доставить в театр, где давали спектакль. Главную роль там играл Серж Лифарь — новая звезда, взошедшая на небосклон после исчезновения Нижинского. Дягилев бахвалился, что заставит Вацлава заговорить и сказать, что думает по поводу Лифаря. Но он просчитался: тот молчал.

Зато сам Серж Лифарь был рад знакомству с легендой балета. После того вечера он неоднократно навещал больного в клинике в пригороде Парижа, разговаривал с ним и даже танцевал для него. В 1950 году, когда из Лондона пришла новость о смерти Нижинского, артист и балетмейстер Гранд-Опера очень горевал. Он купил на кладбище Монмартр в Париже место рядом с выдающимися деятелями французской культуры и останки Вацлава перевезли туда. Через полвека на могиле появилась скульптура грустного Петрушки из одноименного балета Игоря Стравинского.

Источник

Нежинский и Дягилев

И тут счастливо подворачивается Дягилев. Пять лет их отношений, пишут, не знаю. Это неожиданная трактовка для меня- прекрасный древнегреческий пример любви между учеником и учителем. Пять лет Дягилев землю рыл, и сделал из Нижинского не только всемирно известного талантливейшего танцовщика. Но и постановщика балетов. Дягилев поместил Нижинского в самый центр самых необыкновенных постановочных проектов. И дал ему возможность танцевать со знаменитейшими балеринами своего времени. Пять лет они жили вместе. Это было время артистического триумфа их обоих. Век дягилевских балетов с великими исполнителями и шикарной музыкой возник только благодаря любви Дягилева к Нежинскому. Какие были поражающие воображение декорации и дорогущие роскошные костюмы в спектаклях, где танцевал Нежинский! Благодаря Дягилеву, у которого был изысканный художественный вкус. Дягилев сделал абсолютно всё, возможное и невозможное, для любимого Нижинского.

Бисексуальность Нижинского дала себя знать, когда во время нью-иорского путешествия он делает предложение молодой венгерке. Которую не знал, и перебросился парой фраз. Второй раз в судьбе Дягилева женщина разрушила его чувство к любовнику. Он по-прежнему любил Нижинского. Через два года, когда Нижинский приехал в Нью-Йорк с женой и дочерью, он встретил его цветами. С характером половой тряпки Нежинский попал под абсолютное влияние своей жены. Она потребовала с Дягилева поделиться половиной всех доходов, которые он получал за годы совместной деятельности с её мужем. Это сделало невозможным дальнейшие выступления Нежинского под опекой Дягилева. Для комплекта ещё два толстовских религиозных фанатика, которые хвостом ходили за Нежинским и постоянно зудели о том, какой это был грех. Его связь с Дягилевым. Потом тяжкий период отсутствия ролей.. Проявилось психическое заболевание Нижинского. Он впадал в ступор и ни на что не реагировал. Тридцать лет провёл в сумасшедшем доме. Такая история с грустным трагическим концом.

Источник

Вацлав Нижинский и «золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Вацлав и его сестра Бронислава пошли по стопам родителей. О старшем брате Станиславе известно немного – с детства он страдал психическим заболеванием и до 1918 года он находился в одной из психиатрических лечебниц Петербурга. Кроме того, известно, что бабушка Вацлава Фомича страдала хронической депрессией, что, в конечном счете, привело к полному отказу от еды и скоропостижной смерти. Вскоре после ухода к молодой любовнице отца семейства, Элеонора вместе с детьми в поисках заработков переехала в Санкт-Петербург. Еще в раннем детстве все эти обстоятельства повлияли на характер будущей звезды балета – у него стали проявляться черты шизофрении, он рос замкнутым и необщительным. К учебе, кроме танцев, он был абсолютно равнодушен – все домашние задания за него выполняла сестра. Однако, это не помешало ему в 1907 году успешно начать карьеру в балете. Вацлава приняли в труппу Мариинского театра, где довольно быстро он становится примой.

дягилев и нижинский отношения

Нижинский танцевал уже в то время с такими звездами сцены как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. В 1911 году его неожиданно увольняют за довольно откровенный облегающий костюм, выполненный по эскизам Бенуа специально для постановки «Жизели», который якобы не понравился присутствовавшим в тот вечер представителям царской семьи. По другой версии, к его успеху приревновала Анна Павлова, которая славилась эгоцентричным характером и отказывалась делиться с кем бы то ни было лаврами. Без работы Вацлав Фомич оставался недолго, вскоре он присоединился к труппе Сергея Дягилева, известного балетного деятеля, имя которого уже прогремело на всю Европу со своими «Русскими сезонами». Этот период принято считать наиболее плодотворным в творчестве Нижинского и расцветом его карьеры. Не секрет, что у Нижинского и Дягилева были интимные отношения, чему немало поспособствовала мать Вацлава Элеонора, которая не видела ничего плохого в бисексуальных наклонностях сына ради его же продвижения и знакомства с влиятельными людьми из мира искусства. Сам Дягилев крайне ревновал Нижинского к женщинам, с которыми он тоже имел отношения, регулярно посещая публичные дома. Вацлав имел полную свободу творчества и неограниченные финансовые возможности, однако в личной жизни чувствовал себя как птица в золотой клетке своего импресарио. Абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни Нижинский был полностью зависим от своего покровителя – Дягилев отгораживал от частых нападок критиков, которые считали его за нелюдимый и замкнутый характер сродни инопланетному существу.

дягилев и нижинский отношения

Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт – зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот – Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.

дягилев и нижинский отношения

Обретя долгожданную независимость, Нижинский принимает решение о создании собственной труппы. Однако, талантливый танцор оказался бездарным управленцем и в скором времени потерпел финансовую неудачу, а всю его труппу пришлось распустить. Обрушившиеся неудачи, только начавшаяся Первая мировая война и никуда не исчезнувшая психологическая неуравновешенность в скором времени окончательно заводят в тупик. Вместе с семьей он перебирается в Венгрию, где до 1916 года находится фактически без работы и любимого дела в окружении не слишком благосклонных к нему родственников жены. В 1916 году ему вместе с семьей позволяют переехать во Францию, где он вновь встречается с Дягилевым. И тот предложил артисту поехать на гастроли в Америку.

В год окончания войны Нижинский в последний раз вышел на сцену. После этих гастролей они с женой перебрались в небольшой швейцарский городок Сен-Мориц. Там большую часть времени Вацлав проводил в одиночестве, порой удаляясь на продолжительное время в горы. Тайно вел личный дневник, в котором бессвязно рисовал небольшие и странные зарисовки с перекошенными человеческими лицами и писал стихи, лишенные рифмы. Однажды он даже станцевал для местных жителей, однако танец их скорее испугал. Вечер Нижинский закончил словами: «Лошадка устала». Состояние Нижинского постепенно становится все хуже, и в марте 1919 года они перебираются в Цюрих, где консультируются с известным психиатром Блейлером. Он подтверждает неутешительный диагноз — шизофрения, после чего Ромола принимает решение отправить мужа на лечение в клинику Бельвю. Но и там великому артисту становится только хуже – состояние усугубляется галлюцинациями и агрессией. Он отказывается от пищи и впадает в практически амебное состояние.

дягилев и нижинский отношения

Оставшиеся годы жизни Нижинский провел в различных клиниках Европы. В 1938 году на нем применили новый метод лечения – инсулиновую шоковую терапию, после которой ему ненадолго стало лучше, однако вскоре апатия вновь вернулась. В 1939 году Ромола сделала последнюю попытку вернуть мужа к жизни, она пригласила его соотечественника Сержа Лифаря, чтобы тот потанцевал перед Вацлавом. Нижинский никак не отреагировал на танец, но в конце представления он неожиданно встал и сделал свой последний прыжок, который успел запечатлеть фотограф Жан Манзон. Умер великий танцор 8 апреля 1950 года в Лондоне. Спустя три года его прах перевезли в Париж и захоронили на кладбище Монмартр. В его судьбе однозначно прослеживается роковая предопределенность – первую половину жизни он отдавал себя без остатка, сиял как солнце, вторую половину жизни страдал. Его сумасшествие словно расплата за нечеловеческую гениальность. Томас Манн в своем романе «Доктор Фаустус» напишет, что настоящий художник — или убийца, или брат сумасшедшего.

Источник

Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” Дягилева. Европейских успех!

дягилев и нижинский отношения

Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” Дягилева имели огромный успех. Артисту рукоплескала вся Европа! Публика носила его на руках и считала настоящим Богом танца.

Предыдущие статьи:

Русские сезоны

Внезапно в жизни Нижинского появляется Сергей Дягилев. Говорят, что их познакомил по телефону тот самый князь Павел Львов, который ранее покровительствовал юному артисту. При встрече Дягилев понял, что Вацлав ему очень понравился во всех смыслах этого слова.

Они начали жить и работать вместе. Юноша был на содержании у Дягилева. Серж всячески способствовал развитию Ваци. Он водил его по выставкам, спектаклям, концертам, советовал книги для чтения.

Покровитель одаривал молодого любовника колечками с сапфирами от Картье. Вацлава даже называли “королем сапфиров”.

В нем он видел артиста и позвал участвовать в своих “Русских сезонах”. Именно Дягилев открыл Европе Нижинского. Но именно Нижинский своим талантом сумел выделить мужскую роль в балете.

Ранее на 1 план всегда выходила балерина. А мужчина-партнер присутствовал на сцене для ее поддержки при выполнении прыжков или сложных па. Но Вацлав все поменял. Он уровнял мужскую и женскую роли.

Дягилев всячески ограждал Нижинского от внешнего мира и наставлял его думать только о танцах. Он за него всюду платил, все покупал, доставлял в номер. Даже приставил к нему своего слугу Василия, чтобы тот следил за каждый шагом Ваци.

Известно, что Дягилев не платил зарплату Нижинскому. Он его содержал и покупал всё, что требовалось. А остальные деньги шли в фонд Дягилева. Позже жена Вацлава даже судилась из-за этого с Сергеем.

Вацлав был очень скромным. Он понял, что его выступления имели большой успех в тот момент, когда его окружила толпа мужчин в смокингах и дам в платьях. Парень испугался такого внимания и убежал в гримерку.

дягилев и нижинский отношения

Чокер

Все мы знаем про такое украшение как чокер. Нижинский в балете “Павильон Армида” был первым, кто придумал танцевать в чокере. Изначально Бенуа создал для него костюм с ожерельем, но повесил его чуть ниже шеи.

Ваца подумал, что лучше, если украшение будет опоясывать шею. Знаменитый Картье тут же отреагировал на эту находку и придумал черную муаровую ленточку с бриллиантами и жемчугом «а-ля Армида».

дягилев и нижинский отношения

Русский балет

Дягилеву удалось невозможное. Он собрал труппу артистов для постоянных выступлений в Европе. Он смог переманить к себе даже Кшесинскую и Карсавину. Правда с одной оговоркой: в нужное время девушки отправлялись обратно в Петербург, если были заняты в спектаклях.

В общей сложности Дягилев и Нижинский провстречались около 5 лет. И, соответственно, отыграли 5 сезонов в Европе. Каждый из которых был лучше предыдущего.

В составе “Русских сезонов” Нижинский блистал в следующих балетах:

Петрушка

Роль Петрушки была самой любимой Так искусно передать настроение персонажа мог только Вацлав. Он не просто вживался в роль Петрушки. Он был Петрушкой.

дягилев и нижинский отношения

Либретто «Петрушки» в постановке Фокина можно увидеть ниже на видео. В роли Петрушки – Рудольф Нуриев.

Видение розы

Один из выдающихся балетов, в котором принимал участие Вацлав Нижинский, назывался “Видение розы” в постановке Фокина.

Славился он знаменитым прыжком Нижинского, который за один раз перепрыгивал из одной стороны сцены в другую. Многие поклонники тогда недоумевали: как юному артисту это удается.

Стоит отметить, что сцены в европейских театрах в несколько раз меньше, чем сцены Мариинского или Большого театра.

Костюм для Нижинского создавал Лев Бакст. Он вместе с костюмером Марией Степановной буквально “вшивал” лепестки роз разных оттенков в тело Вацлава. Какие-то из них держались долго, другие же осыпались сразу после выступления.

Однажды Мария Степановна недосчиталась нескольких лепестков. Оказалось, что это слуга Дягилева Василий создал “лепестковый бизнес”. Он продавал их поклонникам творчества Нижинского.

дягилев и нижинский отношениядягилев и нижинский отношения

“Видение розы” в исполнении Николая Цискаридзе и Жанны Аюповой:

Хореограф

Нижинскому всегда хотелось чего-то большего. И он начал пробовать себя в качестве хореографа. Внутренние перемены пробудили в нем настоящего реформата, который безжалостно нарушал все каноны танца.

Они у него были совсем другими. Сейчас, в XXI веке, это назвали бы “уникальным видением автора”. Но люди того времени танцев Вацлава совсем не поняли.

дягилев и нижинский отношения

В 1912 году на парижской сцене выходит балет под названием «Послеполуденный отдых фавна», который был поставлен Нижинским. Мнение зрителей и критиков тогда разделилось на “за” и “против”.

Особенно резкий протест вызвало финальное действие танцора.

Балет в исполнении Николая Цискаридзе:

После “Фавна” последовали балеты “Игры” и “Весна священная”, которые европейский зритель не понял и довольно колко воспринял. Технически сложные балеты опередили свое время лет так на 100. Сейчас бы они зашли “на ура” под соусом “авангарда”.

Внезапные перемены

В эти гастроли Сергей Павлович не поехал… Вацлав был предоставлен самому себе. Но тут же его быстренько перехватила юная венгерская артистка Ромола Пульска.

Они общались жестами, потому что Вацлав не знал венгерского и французского. А Ромола не говорила на русском. Но это не мешало им пожениться.

Узнав об этом, Дягилев рвал и метал. И даже упал в обморок. Он прислал Нижинскому телеграмму следующего содержания: “Ваши услуги Русскому балету больше не требуются. Не возвращайтесь к нам”.

Нижинский был в шоке, потому что думал, что бывший наставник его поймет и поддержит. Но этого не случилось. Вацлав решил уйти в сольное плавание. Но Дягилев постоянно вставлял ему палки в колеса.

Однажды по протекции одного из спонсоров “Русских сезонов” Нижинский вернулся в труппу. Но Дягилев “измены” не простил. И подговорил всех артистов не общаться с Вацлавом. Хрупкое сердце артиста не выдержало, и он покинул труппу.

дягилев и нижинский отношения

Следующие статьи:

Вот так и закончился этот период в его жизни. Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” навсегда остались в памяти европейской публики. А разговоры о великолепии артиста Нижинского существуют до сих пор.

Спасибо за ваше потраченное время

Источник

Из-за чего гениальный танцор утратил связь с реальностью: Два мира человека-бабочки Вацлава Нижинского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

дягилев и нижинский отношения

Первый удар

дягилев и нижинский отношения

Он появился на свет в балетной семье в 1889 году. Из троих детей Томаша Нижинского и Элеоноры Береды Вацлав, средний, оказался самым талантливым. Уже в пятилетнем возрасте он впервые вышел на сцену и станцевал гопак в Одесском театре. Семья танцоров вскоре распалась и Элеонора Береда вместе с сыновьями и маленькой дочерью обосновалась в Санкт-Петербурге. Вскоре Вацлав был зачислен в балетную школу, где педагоги сразу же отметили необыкновенную одарённость мальчика.

В экзаменационном балете «Ацис и Галатея», поставленном Михаилом Фокиным, Вацлав Нижинский играл фавна, хотя ещё не был выпускником. После премьеры, состоявшейся 10 апреля 1905 года в Мариинке, в адрес Нижинского звучали настоящие хвалебные оды, а директор школы даже предложил ему место в Мариинском театре ещё до выпуска Вацлава. Юноша, несомненно, был польщён таким предложением, однако попросил отсрочить зачисление в труппу до окончания обучения: он хотел стать настоящим танцором.

дягилев и нижинский отношения

Историк Кирилл Фитц Лайон, который лично держал в руках оригиналы дневников Вацлава Нижинского, утверждает: танцор решился на отношения со Львовым с полного одобрения матери. Она смогла уверить сына в том, что Львов сможет устроить судьбу Вацлава, будет способствовать его карьере и финансовому благополучию.

дягилев и нижинский отношения

Князь красиво ухаживал, дарил юноше дорогие подарки, а мать всячески выказывала своё одобрение и настаивала на благосклонности сына к богатому покровителю. Вацлав сдался, стал возлюбленным мецената, и на его пальце засверкало золотое колечко с бриллиантом.

Серж Дягилев

дягилев и нижинский отношения

Позже на красивого танцора обратил внимание Сергей Дягилев, который смог убедить Павла Львова отпустить возлюбленного, если желает счастья и известности для Вацлава. И снова Нижинский вынужден был жить с мужчиной. Противоестественная связь тяготила его, а расстройство психики становилось всё заметнее.

Сам Вацлав описывал ситуацию, когда он заболел и оказался прикован к постели в Париже, где был задействован в «Русских сезонах». Дягилев забрал Нижинского к себе и ухаживал за ним. Танцор, измученный болезнью, попросил покровителя купить ему апельсин.

дягилев и нижинский отношения

Позже он обнаружил его на полу раздавленным. Вацлав явно тяготился обществом Дягилева, буквально задыхался от его контроля, однако не видел для себя иного выхода, как продолжать жить с ним. При этом он был постоянным клиентом публичных домов, а счета за его лечение после подобных посещений оплачивали, конечно, покровители.

Но именно благодаря Сергею Дягилеву мир узнал имя гениального танцора Вацлава Нижинского. Первые постановки Нижинского как хореографа были встречены зрителями весьма неоднозначно. Находились, конечно, те, кому нравилась новаторская хореография, однако для большинства подход человека-бабочки, как его называли, был непривычен и непонятен.

Ромола Пульская

дягилев и нижинский отношения

Во время гастролей Вацлав Нижинский познакомился с Ромолой Пульской, которая смотрела на танцора с восторгом и немым обожанием. Она уже имела удовольствие видеть его на сцене и была совершенно покорена его пластикой. Молодые люди стали общаться и Вацлав буквально расцвёл. Он находил Ромулу прекрасной во всех отношениях, а её восхищение талантом быстро переросло в настоящее чувство.

Они сошли на берег в Буэнос-Айресе 10 сентября 1913 года, и в тот же день Вацлав повёл возлюбленную под венец. Ромула была невероятно счастлива и далеко не сразу сообщила родным о своём замужестве. Сергей Дягилев тоже ничего не знал о намерении милого друга жениться.

дягилев и нижинский отношения

Когда же тайна была раскрыта, Дягилев был взбешён, а в адрес счастливого молодожёна была направлена телеграмма, сообщавшая о том, что труппа Дягилева больше не нуждается в услугах Нижинского. Самого танцора в тот момент это не заботило: он одним махом избавился от тяготивших его отношений и, наконец, почувствовал себя мужчиной. При этом Вацлав Нижинский не заключал контракт и, следовательно, не получал никаких гонораров, все его расходы оплачивал Дягилев. Следовательно, никакого права на получение компенсаций при увольнении у него тоже не было.

Гениален до безумия

дягилев и нижинский отношения

Уход от Дягилева стал настоящим испытанием для Нижинского. Он не имел предпринимательской жилки и первые же гастроли его собственной антрепризы оказались провальными. Неудача сыграла роль спускового крючка для его психического заболевания.

дягилев и нижинский отношения

В начале Первой мировой войны впечатлительный и ранимый Вацлав Нижинский оказался вместе с женой и дочерью в Будапеште. Там они были интернированы и вынуждены жить в доме матери Ромолы, откровенно невзлюбившей зятя.

К счастью, в начале 1916 года Дягилев пригласил танцора на гастроли в Америку, где Вацлав Нижинский имел оглушительный успех как танцор, но поставленный ним балет «Тиль Уленшпигель» оказался провальным.

дягилев и нижинский отношения

Серьёзные нагрузки и переживания совершенно подорвали здоровье гениального танцора. Жена с ужасом наблюдала за тем, как любимый Вацлав превращается совсем в другого человека. Деликатный, нежный, заботливый супруг стал проявлять агрессию и даже однажды столкнул её с лестницы.

В последний раз он вышел на сцену в 1919 году, назвав своё выступление «Венчание с Богом». Это была странная партия, похожая на нарастающий кошмар. Зрители сидели, буквально онемев от ужаса, и наблюдали за странным танцем человека-птицы. Он сам позже написал в своём дневнике о том, что «танцевал вещи страшные».

дягилев и нижинский отношения

Вскоре гениальный танцор оказался в клинике для душевнобольных. Всего семь лет было отведено ему и Ромоле для настоящего счастья, а после 30 лет клиник, бесконечного и, фактически, безрезультатного лечения. Дягилев пытался помочь Нижинскому и стал водить его на спектакли, однако Вацлав оставался совершенно равнодушным. Позже, уже в 1939 году в клинику, где Нижинский проходил лечение, прибыл Сергей Лифарь. Он надеялся станцевать для гениального танцора, пробудив в нём воспоминания и вернув в искусство.

дягилев и нижинский отношения

В отдельной комнате Лифарь танцевал для своего единственного зрителя в течение нескольких часов. И в какой-то момент доселе безучастный Вацлав Нижинский встал и выполнил один из своих потрясающих прыжков. Последний.

Он скончался в Лондоне спустя 11 лет после своего последнего прыжка.

Начало ХХ века стало поистине триумфальным для русского балета за рубежом. У истоков нашего балета стояли иностранные танцмейстеры, когда же за рубежом этот вид искусства, казалось, изжил себя, приезд «Русских сезонов» Дягилева в Париж стал сродни сенсации. В дальнейшем русские хореографы совершили настоящую революцию в искусстве балета за границей. Многие из постановок того времени действительно вошли в историю мирового балета.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *