дьяконов развитие земельных отношений в ассирии
Дьяконов развитие земельных отношений в ассирии
ПОЭЗИЯ | ЛИНГВИСТИКА | ЭСТЕТИКА запись закреплена
— Петербургская ассириологическая школа: Дьяконов И.М.
В сборник вошли лучшие образцы вавилоно-ассирийской словесности: знаменитый «Эпос о Гильгамеше», сказание об Атрахасисе, эпическая поэма о Нергале и Эрешкигаль и другие поэмы, «Диалог двух влюбленных», «Разговор господина с рабом», «Вавилонская теодицея», «Сказка о ниппурском бедняке», заклинания-молитвы, заговоры, анналы, надписи, реляции ассирийских царей.
Исследование охватывает те мифы, которые складывались в Европе и Азии в позднюю эпоху первобытности, до создания классового общества и городских культур, но продолжали существовать более или менее неизменно и в эпоху древних и дофеодальных цивилизаций. Основной качественной характеристикой мифологического мышления автор считает троп (метонимия, метафора и т. п.), а сам миф (или его структурное ядро — мифологему) — высказыванием, отражающим социально-психологические побуждения для эмоционального осмысления феноменов внешнего мира или внутреннего мира человека.
Эта книга ставит себе целью попытаться взглянуть на проблему возникновения и раннего существования мифов с несколько иной точки зрения, чем это делалось до сих пор. Читатель не найдет здесь ни связного изложения увлекательных и причудливых мифологических сюжетов, ни связных обзоров мифологий отдельных народов древности. Но мифотворчество — настолько важное явление в мировой культуре, что наши размышления над ним, вероятно, могут заинтересовать многих читателей, которых привлекает эта сторона человеческой истории. Тому, кто интересуется мифологией в познавательном плане, можно рекомендовать прекрасно изданную и великолепно иллюстрированную энциклопедию «Мифы народов мира» (Т. 1-2. М., 1980-1982; далее: МНМ). Читатель найдет в ней не только описания отдельных мифов, мифологем и мифологических фигур всех народов мира, но и ссылки на более раннюю литературу.
Материал, имеющийся по истории Двуречья Евфрата и Тигра, достаточен, чтобы попытаться выяснить характер начальных форм классового общества и древнейшего государства, которые слагались впервые, если не считать Египта, именно здесь, и при этом.без всякого воздействия других уже более развитых обществ. Поэтому понятен тот большой теоретический интерес, который вызывает этот материал в советской науке.
Настоящий том нашего исследования посвящен Шумеру—от зарождения классового общества и государства до падения III династии Ура и наступления так называемого старовавилонского периода, когда шумерский язык уже находился в процессе вымирания и полностью уступил в Двуречье свое господствующее положение аккадскому (вавилонскому) языку. К чему привели позже разбираемые здесь процессы, рассматривается в другой «ашей работе, посвященной общественному и государственному строю древнего Двуречья следующего периода, которая будет опубликована отдельно.
Географически предлагаемое исследование ограничено пределами Южного Двуречья от города Сиппара до лагуны Персидского залива. Основание социально-экономическому изучению истории Шумера положили труды академика В. В. Струве, который впервые раскрыл характер древневосточных обществ как обществ рабовладельческих. Дальнейшее исследование, даже в тех случаях, когда оно приводит к расхождению с В. В. Струве по тем или иным частным положениям, стало возможным лишь на основе проделанной им работы. Огромное значение имеет и труд академика А. И. Тюменева, обобщивший мате-риалы храмовых и царских архивов Шумера, а также работы Н. М. Никольского, благодаря которым было обращено особое внимание на роль древневосточной общины. Следует также отметить роль «Истории древнего Востока» В. И. Авдиева в обобщении представлений советской науки о древности.
«История Мидии» И. М. Дьяконова была издана в 1956 г. и десять лет спустя переиздана в Иране в переводе на персидский язык. В 1985 г. её сокращённый вариант с некоторыми изменениями был опубликован по-английски в «Кембриджской истории Ирана». Колоссальная эрудиция И. М. Дьяконова открывала ему непосредственный доступ к аккадским (ассиро-вавилонским), древнеперсидским и античным письменным источникам, равно как и к данным археологии. Все другие исследователи, писавшие о Мидии, вынуждены были в той или иной степени пользоваться сведениями из вторых и даже третьих рук. Предлагаемая книга остается поэтому наиболее основательным источником сведений по истории Мидии.
Книга рассказывает об одном из древнейших городов мира – Уре – в период 1932–1739 гг. до н. э. Написанная на уникальном документальном материале, книга, однако, живо воссоздаёт повседневную жизнь горожан Ура – от высокопоставленных жрецов до бедноты.
Наряду с многочисленными другими открытиями, которыми раскопки Б. Б. Пиотровского на Кармир-блуре обогатили наши знания о древнем Урарту, важное место занимает находка нескольких подлинных деловых писем и других документов на урартском языке. До сих пор были известны урартские эпиграфические памятники — надписи на камне и на утвари; но из документов на глине известны были только два целых текста и три фрагмента из Топрах-кале. Из Камир-блура нам стало известно еще шесть целых документов (в том числе пять писем), а также пять фрагментов писем и хозяйственных текстов. Некоторые из них уже издавались ранее, однако сопоставление с новыми находками и более углубленное исследование урартской грамматики позволяют теперь понять в тексте этих документов значительно больше, чем при их первоначальной публикации.
Основную часть сборника составляет перевод книги Дж.Чэдуика «Дешифровка линейного письма Б», в которой излагается процесс дешифровки критского письма, выполненной Майклом Вентрисом. В сборник также включены работы, посвященные еще не дешифрованным письменностям.
Книга ассириолога и шумеролога И. М. Дьяконова представляет собой описание 11 древних языков Востока с выявлением как их различий, так и общих генетических и типологических черт.
Настоящая работа является опытом построения по возможности связной, картины истории развития земельных отношений в Ассирии.
Для разрешения принципиальных социально-экономических вопросов истории Древнего Востока клинописные памятники Вавилонии и Ассирии представляют наиболее благодарный материал, так как в значительной своей части являются частно-правовыми документами, деловыми письмами и документами хозяйственной отчетности. Ассирийские документы особенно удобны для изучения развития хозяйственно!! жизни общества, ибо представляют собой три компактных и удобообозримых группы документов, достаточно многочисленных и относящихся к трем наиболее важным периодам истории ассирийского государства—к периоду до создания ассир’ийской державы, к периоду первого подъема и расцвета Ассирии в середине II тысячелетия до и. э. и к периоду „мирового господства» Ассирии, непосредственно предшествующему падению державы.
Ассирия не принадлежала к числу наиболее типичных речных культур Древнего Востока, как Египет и Вавилония, но может считаться довольно характерным образцом среди других древневосточных обществ, в которых речное земледелие сочеталось с земледелием, основанным на колодезном орошении и на использовании дождевых вод, а также со скотоводством. Для нас не менее важно составить себе ясную картину социально-зкономиче-ского развития в этих обществах, чем в ведущих областях — Вавилонии и Египте. Кроме того, Ассирия создала в I тысячелетии до н. э. первое „мировое» государство, охватившее территорию всех обществ классического Древнего Востока и явившееся предшественником государств Навуходоносора, Кира, Александра и следовавших за ними. И с этой точки зрения детальное исследование социально-экономических отношений внутри ассирийского общества является весьма существенным.
Сборник научных докладов, связанных с археологической работой в Сирии при раскопках древнего города Эблы.
Предисловие Глава I Историческая обстановка в Передней Азии начала эпохи бронзы 1. Этнический состав населения Армянского нагорья и соседних областей в III–II тысячелетиях до н. э 2. Создание Хеттского и Митаннийского царств и территория Армянского нагорья 3. Общественный строй хеттов и хурритов Глава II История Армянского нагорья в эпоху бронзы и раннего железа 1. Армянское нагорье и Хеттское царство 2. Падение Хеттского царства. Продвижение фрако-фригийских и картвельских племен 3. Армянское нагорье в эпоху ассирийских и урартских войн и завоеваний Глава III Образование армянского народа 1. Этнический состав населения Армянского нагорья в начале I тыс. до н. э 2. Проблема носителей протоармянского языка 3. Образование армянского народа Дополнение
Коллективный труд в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных региона Западной Азии, долине Нила, Эгейском бассейне, Индии и Китае (IV- II тысячелетия до н.э.). Книга рассчитана иа широкий круг читателей, как историков, так и интересующихся древней историей.
Вторая книга коллективного труда ведущих советских историков рассматривает социально-экономическую, политическую и культурную историю древних классовых обществ периода их расцвета (I тысячелетие до н.э.). Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.
Заключительная часть коллективного труда рассматривает тенденции развития древних обществ, склоняющихся к упадку, а также историю возникновения на последнем этапе древности новых государств и племенных объединений. Книга рассчитана на историков, а также на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.
Вниманию читателей предлагается краткий очерк всемирной истории, принадлежащий перу одного из крупнейших отечественных историков-востоковедов. Книга написана на основе разработанной автором новой концепции хода исторического процесса, радикально отличающейся от марксистской: И. М. Дьяконов считает, что этот процесс протекает не через пять фаз (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую), а через восемь (первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую). Книга читается с неослабевающим интересом.
Предназначено широкому кругу читателей, интересующихся историей.
Дьяконов развитие земельных отношений в ассирии
Геродотова Библиотека запись закреплена
Настоящая работа является опытом построения по возможности связной картины истории развития земельных отношений в Ассирии. Для разрешения принципиальных социально-экономических вопросов истории Древнего Востока клинописные памятники Вавилонии и Ассирии представляют наиболее благодарный материал, так как в значительной своей части являются частно-правовыми документами, деловыми письмами и документами хозяйственной отчетности.
Ассирийские документы особенно удобны для изучения развития хозяйственной жизни общества, ибо представляют собой три компактных и удобообозримых группы документов, достаточно многочисленных и относящихся к трем наиболее важным периодам истории ассирийского государства — к периоду до создания ассирийской державы, к периоду первого подъема и расцвета Ассирии в середине II тысячелетия до н. э. и к периоду «мирового господства» Ассирии, непосредственно предшествующему падению державы.
Ассирия не принадлежала к числу наиболее типичных речных культур Древнего Востока, как Египет и Вавилония, но может считаться довольно характерным образцом среди других древневосточных обществ, в которых речное земледелие сочеталось с земледелием, основанным на колодезном орошении и на использовании дождевых вод, а также со скотоводством. Для нас не менее важно составить себе ясную картину социально-зкономического развития в этих обществах, чем в ведущих областях — Вавилонии и Египте. Кроме того, Ассирия создала в I тысячелетии до н. э. первое «мировое» государство, охватившее территорию всех обществ классического Древнего Востока и явившееся предшественником государств Навуходоносора, Кира, Александра и следовавших за ними. И с этой точки зрения детальное исследование социально-экономических отношений внутри ассирийского общества является весьма существенным.
Развитие земельных отношений в Ассирии
Настоящая работа является опытом построения по возможности связной картины истории развития земельных отношений в Ассирии. Для разрешения принципиальных социально-экономических вопросов истории Древнего Востока клинописные памятники Вавилонии и Ассирии представляют наиболее благодарный материал, так как в значительной своей части являются частно-правовыми документами, деловыми письмами и документами хозяйственной отчетности.
Ассирийские документы особенно удобны для изучения развития хозяйственной жизни общества, ибо представляют собой три компактных и удобообозримых группы документов, достаточно многочисленных и относящихся к трем наиболее важным периодам истории ассирийского государства — к периоду до создания ассирийской державы, к периоду первого подъема и расцвета Ассирии в середине II тысячелетия до н. э. и к периоду „мирового господства» Ассирии, непосредственно предшествующему падению державы.
Ассирия не принадлежала к числу наиболее типичных речных культур Древнего Востока, как Египет и Вавилония, но может считаться довольно характерным образцом среди других древневосточных обществ, в которых речное земледелие сочеталось с земледелием, основанным на колодезном орошении и на использовании дождевых вод, а также со скотоводством. Для нас не менее важно составить себе ясную картину социально-зкономического развития в этих обществах, чем в ведущих областях — Вавилонии и Египте. Кроме того, Ассирия создала в I тысячелетии до н. э. первое „мировое» государство, охватившее территорию всех обществ классического Древнего Востока и явившееся предшественником государств Навуходоносора, Кира, Александра и следовавших за ними. И с этой точки зрения детальное исследование социально-экономических отношений внутри ассирийского общества является весьма существенным.
Научно-методологические основы формирования земельных отношений в условиях модернизации экономики Республики Казахстан
Сущность и значение земельных отношений в развитии национальной экономики. Формы собственности на землю, система налогообложения. Развитие земельных о.
Правовые аспекты регулирования земельных отношений в России
Правовое регулирование земельных отношений в Омсукчанском районе. Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений. Предоставлен.
Правовое регулирование земельных отношений
Правовое регулирование земельных отношений в Великобритании, Германии и Франции. Кадастр и регистрация недвижимости, обзор зарубежного опыта в правово.
Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области
Оценка состояния земельных отношений в РК и Южно-Казахстанской области, характеристика экономических реформ последних лет и их влияние на развитие гос.
Земельные отношения, их развитие и государственное регулирование в Казахстане
Субъекты и объекты земельных отношений. Этапы развития земельных правоотношений в Казахстане. Виды земельных угодий, результат кадастровых работ. Хара.
Дьяконов развитие земельных отношений в ассирии
Из Википедии:
Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. — М.: Восточная литература, 1994. — 382 с.
. Однако, книгу сам Игорь Михайлович называет «авантюрой»[13], и, действительно, она вызвала серьёзную критику некоторых историков[27]. Наиболее последовательно концепция Дьяконова, выдвинутая в «Путях истории», разобрана Юрием Семёновым в его монографии «Философия истории».
Показать полностью. В противовес когда-то бывшей официальной пятичленной схеме смены формаций И. М. Дьяконов выдвигает свою схему восьми фаз исторического развития. Эти фазы — первобытная, первобытнообщинная, ранняя древность, имперская древность, средневековье, стабильно-абсолютистское постсредневековье, капиталистическая, посткапиталистическая. Формации в марксистской схеме выделены по одному единому признаку, совершенно иначе обстоит дело у И. М. Дьяконова. Первая фаза отделена от второй по признаку формы хозяйства, вторая от третьей — по признаку отсутствия и наличия эксплуатации, третья от четвёртой — по признаку отсутствия или наличия империй, наконец, «первым диагностическим признаком пятой, средневековой фазы исторического процесса, является превращение этических норм в догматические и прозелитические…»[28]. Иначе говоря, вся периодизация И. М. Дьяконова построена (в понимании Ю. Семёнова) с нарушением элементарных правил логики. Он непрерывно меняет критерий выделения фаз. В результате членение на фазы приобретает чисто произвольный характер. Согласно Семёнову, применяя подобного рода ненаучный метод можно выделить сколь угодное количество фаз[29]. Нелогичность пронизывает всю книгу И. М. Дьяконова. С одной стороны, например, автор видит важнейший, коренной недостаток всех существующих концепций исторического развития в том, что они построены на идее прогресса, а с другой, сам же выделяет восемь стадий поступательного, восходящего движения истории, то есть сам строит свою схему на идее прогресса[30]. Самое же удивительное заключается в том, что отбрасывая то положительное, что есть даже в официальной марксистской схеме, не говоря уже о созданной самим К. Марксом, И. М. Дьяконов не только принимает, но доводит до абсурда её линейно-стадиальную интерпретацию. Все страны, все зоны, все регионы развиваются одинаково и проходят одни и те же стадии развития. «Единство закономерностей исторического процесса, — пишет учёный, — явствует из того, что они равно прослеживаются как в Европе, так и на противоположном конце Евразии — в почти изолированной островной Японии… и даже Южной Америке»[31].
Раньше И. М. Дьяконов утверждал, что и древневосточное общество является рабовладельческим. Теперь же он категорически настаивает на том, что рабовладельческой формации вообще нигде и никогда не существовало. По его мнению, от этого понятия нужно раз и навсегда отказаться, даже применительно к античному обществу, хотя, как сам же он признаёт, в античности были и такие периоды, когда рабы играли ведущую роль в производстве[32].
Дьяконов И.М.. Книги онлайн
Игорь Михайлович Дьяконов (12 января 1915, Петроград — 2 мая 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский историк-востоковед, лингвист, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока. Доктор исторических наук (1960).
Его отец был банковским служащим, а мать — врачом. С 1922 по 1929 гг. (с двухлетним перерывом) семья живет в Христиании (Осло), где освоил норвежский язык. Вообще же читать (по-русски и по-английски) он начал очень рано, и среди первых прочитанных им книг были путеводители по египетскому и месопотамскому отделам Британского Музея. Так началось его увлечение древним Востоком, но сначала он отдавал предпочтение Египту.
Вернувшись в СССР, учился в школе, а с 1932 — на Историческом факультете Ленинградского университета.
К началу 1941 была готова его кандидатская диссертация, посвященная земельным отношениям в Ассирии.
Вскоре после начала войны с Германией Игорь Михайлович был призван в армию и служил в штабе Карельского фронта, где очень пригодилось его знание многих языков. В 1944 Советская армия освободила от немцев восточную часть Норвегии, где Игорь Михайлович был представителем командования в городе Киркенесс. Здесь он оставил по себе добрую память и впоследствии был сделан почетным гражданином Киркенесса.
После демобилизации в 1946 Игорь Михайлович работал в Университете, где защитил кандидатскую диссертацию и издал свою первую книгу «Развитие земельных отношений в Ассирии». Впоследствии он работал в Эрмитаже, в Институте истории, а с 1956 и до конца своих дней — в Институте востоковедения Академии Наук.
Докторскую диссертацию защитил в 1960. В своих научных занятиях он проявил невероятную разносторонность, будучи одновременно историком (многочисленные труды по социально-экономической, политической и культурной истории, проблемам этногенеза и т. п.), филологом (издания текстов, блестящие литературные переводы с древневосточных и новых языков) и лингвистом (исследование множества языков, принадлежащих к неродственным языковым семьям). Его научные заслуги отмечены избранием в Британскую Академию, Американскую Академию искусств и наук, членством во множестве востоковедных обществ и степенью почетного доктора гуманитарных наук Чикагского университета. В дипломе о присуждении этой степени говорится, что она присуждается «человеку, чьи исторические, социально-экономические, филологические и лингвистические исследования не имеют себе равных как по широте охвата, так и по качеству».
Игорь Михайлович скончался после тяжелой и долгой болезни 2 мая 1999. Почти до самого конца он не утратил жадного интереса к науке вообще и к работам своих учеников в особенности. Свою уникальную библиотеку он завещал Группе древневосточной филологии Петербургского филиала Института востоковедения.
Книги (20)
Исследование охватывает те мифы, которые складывались в Европе и Азии в позднюю эпоху первобытности, до создания классового общества и городских культур, но продолжали существовать более или менее неизменно и в эпоху древних и дофеодальных цивилизаций.
Основной качественной характеристикой мифологического мышления автор считает троп (метонимия, метафора и т. п.), а сам миф (или его структурное ядро — мифологему) — высказыванием, отражающим социально-психологические побуждения для эмоционального осмысления феноменов внешнего мира или внутреннего мира человека.
Соавторы: Иванов В.В.
На русском языке существует очень мало работ по языкам древней Малой Азии (Анатолии), а между тем в результате многочисленных открытий последних десятилетий интерес к этим языкам значительно возрос.
В предлагаемый читателю сборник включены переводы основных обобщающих работ зарубежных лингвистов по отдельным языкам и группам языков древней Анатолии. Книга содержит три раздела. В первом разделе рассказывается о древнейших народах, населявших Малую Азию в III–II тысячелетии до н. э., и так наз. языках субстрата — хаттском и хурритском, — на которых говорили эти народы. Во втором разделе рассматриваются собственно анатолийские языки. Третий — посвящен позднейшим языкам, на которых говорили в Малой Азии—фригийскому и т. д.,—так наз. языковому суперстрату анатолийских языков. Каждому разделу предшествуют вступительные статьи ведущих советских востоковедов.
Крупнейшим открытием в области филологии, археологии и истории древнего мира за послевоенный период является обнаружение итальянскими и сирийскими археологами царства и города Эблы в Сирии, где было найдено множество клинописных документов. Громадный архив документов административно-хозяйственного, дипломатического, правового, мифологического и словарного характера, найденный в царском дворце Эблы, относится к III тысячелетию до н.з. — времени, которое ранее для Сирии считалось бесписьменным. Проблематикой, связанной с археологией, историей и ранее неизвестным языком древней Эблы, занимаются специалисты по древнему Востоку разных специальностей в разных странах мира. Это объясняется исключительным значением памятников Эблы для социальной и этнической истории древней Передней Азии.
Настоящий сборник построен на основе докладов, прочитанных учеными разных стран на симпозиуме по проблемам Эблы в Риме 27-29 мая 1980 г., а также работ, опубликованных в журнале «Studi Eblaiti». Введение написано специально для настоящего сборника его составителем итальянским ученым Паоло Маттиэ.
Сборник рассчитан на историков, археологов, лингвистов, а также всех интересующихся проблемами Древнего Востока.
Эта книга — первая из серии обобщающих трудов, посвященных истории древнего Востока. Она подводит итог многолетним исследованиям советских и зарубежных востоковедов, воссоздающим на современном уровне наших знаний картину зарождения и становления одного из самых первых классовых обществ на земле — цивилизации Древнего Двуречья (Месопотамии).
Читатель найдет здесь подробные сведения о политической, социальной, экономической истории Шумера, Аккада, раннего Вавилона, идеологии и культуре народов, создавших эти государства, на раннем этапе их развития.
Соавтор: Неронова В.Д., Свенцицкая И.С.
Коллективный труд в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных региона Западной Азии, долине Нила, Эгейском бассейне, Индии и Китае (IV- II тысячелетия до н.э.).
Книга рассчитана на широкий круг читателей, как историков, так и интересующихся древней историей.
Соавтор: Неронова В.Д., Свенцицкая И.С.
Вторая книга коллективного труда ведущих советских историков рассматривает социально-экономическую, политическую и культурную историю древних классовых обществ периода их расцвета (I тысячелетие до н. э.).
Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.
Соавтор: Неронова В.Д., Свенцицкая И.С.
Заключительная часть коллективного труда рассматривает тенденции развития древних обществ, склоняющихся к упадку, а также историю возникновения на последнем этапе древности новых государств и племенных объединений.
Книга рассчитана на историков, а также на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.
«История Мидии» И.М. Дьяконова была издана в 1956 и десять лет спустя переиздана в Иране в переводе на персидский язык.
В 1985 ее сокращенный вариант с некоторыми изменениями был опубликован по-английски в «Кембриджской истории Ирана». Колоссальная эрудиция И.М. Дьяконова открывала ему непосредственный доступ к аккадским (ассиро-вавилонским), древнеперсидским и античным письменным источникам, равно как и к данным археологии. Все другие исследователи, писавшие о Мидии, вынуждены были в той или иной степени пользоваться сведениями из вторых и даже третьих рук.
Предлагаемая книга остается поэтому наиболее основательным источником сведений по истории Мидии.
Книга воспоминаний» известного русского востоковеда, ученого-историка, специалиста по шумерской, ассирийской и семитской культуре и языкам Игоря Михайловича Дьяконова вышла за четыре года до его смерти, последовавшей в 1999 году. Книга написана, как можно судить из текста, в три приема. Незадолго до публикации (1995) автором дописана наиболее краткая — Последняя глава (ее объем всего 15 стр.), в которой приводится только беглый перечень послевоенных событий, — тогда как основные работы, собственно и сделавшие имя Дьяконова известным во всем мире, именно были осуществлены им в эти послевоенные десятилетия.
Тут можно видеть определенный парадокс. Но можно и особый умысел автора. — Ведь эта его книга, в отличие от других, посвящена прежде всего ранним воспоминаниям, уходящему прошлому, которое и нуждается в воссоздании. Не заслуживает специального внимания в ней (или его достойно, но во вторую очередь) то, что и так уже получило какое-то отражение, например, в трудах ученого, в работах того научного сообщества, к которому Дьяконов безусловно принадлежит.
На момент написания последней главы автор стоит на пороге восьмидесятилетия — эту главу он считает, по-видимому, наименее значимой в своей книге, — а сам принцип отбора фактов, тут обозначенный, как представляется, остается тем же:»Эта глава написана через много лет после остальных и несколько иначе, чем они. Она содержит события моей жизни как ученого и члена русского общества; более личные моменты моей биографии — а среди них были и плачевные и радостные, сыгравшие большую роль в истории моей души, — почти все опущены, если они, кроме меня самого лично, касаются тех, кто еще был в живых, когда я писал эту последнюю главу» Выражаем искреннюю благодарность за разрешение электронной публикаци — вдове И.М.Дьяконова Нине Яковлевне Дьяконовой и за помощь и консультации — Ольге Александровне Смирницкой.
Книга рассказывает об одном из древнейших городов мира — Уре — в период 1932–1739 гг. до н. э.
Написанная на уникальном документальном материале, книга, однако, живо воссоздаёт повседневную жизнь горожан Ура — от высокопоставленных жрецов до бедноты.
«К началу 20-х годов Пушкину было ясно, что всего сделанного до сих пор недостаточно для создания подлинно „европейской“ национальной литературы (о литературе „мировой“ тогда не думалось). Русской словесности были нужны жанры и произведения, в которых можно было ставить существенные жизненные вопросы и обращаться к мыслящему читателю.
Такого читателя никоим образом нельзя было отождествить с теми, кого удовлетворяли любовная лирика, дружеские послания или даже эпос в духе Ариосто. Заметим, что нарисованная Пушкиным в 20-х годах Татьяна, человек думающий и чувствующий, читала много, но только прозу и только по-французски (главным образом романы, французские и переводные)».
Настоящий том нашего исследования посвящен Шумеру — от зарождения классового общества и государства до падения III династии Ура и наступления так называемого старовавилонского периода, когда шумерский язык уже находился в процессе вымирания и полностью уступил в Двуречье свое господствующее положение аккадскому (вавилонскому) языку.
Книга известного востоковеда Игоря Михайловича Дьяконова, в который он обосновывал миграционно-смешанную гипотезу армянского этногенеза.
«Настоящая книжка выросла из работы, предполагавшейся для многотомника „Истории армянского народа“, но превратившейся в ходе ее подготовки в самостоятельное обобщающее исследование. Автор надеется, что она будет интересна для специалистов, но предназначает ее и для более широкого круга читателей, интересующихся историей».
Вниманию читателей предлагается краткий очерк всемирной истории, принадлежащий перу одного из крупнейших отечественных историков-востоковедов.
Книга написана на основе разработанной автором новой концепции хода исторического процесса, радикально отличающейся от марксистской: И.М.Дьяконов считает, что этот процесс протекает не через пять фаз (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую), а через восемь (первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую). Книга читается с неослабевающим интересом.
Настоящая работа является опытом построения по возможности связной картины истории развития земельных отношений в Ассирии. Для разрешения принципиальных социально-экономических вопросов истории Древнего Востока клинописные памятники Вавилонии и Ассирии представляют наиболее благодарный материал, так как в значительной своей части являются частно-правовыми документами, деловыми письмами и документами хозяйственной отчетности.
Ассирийские документы особенно удобны для изучения развития хозяйственной жизни общества, ибо представляют собой три компактных и удобообозримых группы документов, достаточно многочисленных и относящихся к трем наиболее важным периодам истории ассирийского государства — к периоду до создания ассирийской державы, к периоду первого подъема и расцвета Ассирии в середине II тысячелетия до н. э. и к периоду «мирового господства» Ассирии, непосредственно предшествующему падению державы.
Предлагаемая вниманию читателя работа, написанная выдающимся отечественным востоковедом и филологом И.М. Дьяконовым (1915-1999), посвящена семье семито-хамитских языков.
Автор пытается положить в основу классификации показательные данные о материальных схождениях языков этой семьи в областях морфологии местоимения, имени и глагола. Причем речь будет идти лишь о выявлении соотношения между целыми ветвями; внутри ветвей И.М. Дьяконов принимает общепринятую классификацию с небольшими терминологическими поправками.
Книга предназначена для широкого круга языковедов и историков — научных работников и аспирантов, преподавателей и студентов восточных, филологических и исторических факультетов вузов.
Сборник содержит труды специалистов в области дешифровки древних языков.
Основную часть сборника составляет перевод книги Дж.Чэдуика «Дешифровка линейного письма Б», в которой излагается процесс дешифровки критского письма, выполненной Майклом Вентрисом.
В сборник также включены работы, посвященные еще не дешифрованным письменностям.
Наряду с многочисленными другими открытиями, которыми раскопки Б. Б. Пиотровского на Кармир-блуре обогатили наши знания о древнем Урарту, важное место занимает находка нескольких подлинных деловых писем и других документов на урартском языке.
До сих пор были известны урартские эпиграфические памятники — надписи на камне и на утвари; но из документов на глине известны были только два целых текста и три фрагмента из Топрах-кале. Из Камир-блура нам стало известно еще шесть целых документов (в том числе пять писем), а также пять фрагментов писем и хозяйственных текстов.
Некоторые из них уже издавались ранее, однако сопоставление с новыми находками и более углубленное исследование урартской грамматики позволяют теперь понять в тексте этих документов значительно больше, чем при их первоначальной публикации.
Эпос о Гильгамеше — величайшее поэтическое произведение древневосточной литературы. Он представляет интерес для читателя нашего времени не только как высшее достижение художественно-философской мысли одной из первых цивилизаций мира и как древнейшая из известных нам крупных поэм (она старше «Илиады» более чем на тысячу лет).
Особый интерес легенды о Гильгамеше заключается также и в том, что ее развитие можно проследить на протяжении длительного времени, так как до нас дошли записи эпических песен, посвященных этому герою, отстоящие друг от друга на полторы тысячи лет. Возможность изучить развитие эпического произведения на протяжении веков, разумеется, очень важна для теоретического исследования эпической поэзии вообще.
Настоящая книга, посвящена языкам, распространенным на территории современных государств — Турции (восточная часть), Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Ирака и Ирана (западная часть) — от древнейших времен до середины I тысячелетия до н. э.
Цель книги — преимущественно описательная и сопоставительная. Автор хотел дать общий обзор разнотипных языков древней Передней Азии с целью выявления сходств и различий между ними.