единая форма оценки ребенка и семьи
Руководство по оформлению Единой формы оценки ребенка и семьи (ЕФО)
ЕФО ориентирована на конкретного ребенка и должна оформляться на каждого ребенка в семье. Она позволяет собрать разностороннюю информацию о ребенке и семье, оставляя при этом в центре внимания потребности ребенка. Применение ЕФО помогает специалистам принять обоснованное решение, гарантирующее обеспечение наилучших интересов ребенка.
Алгоритм (схема) ведения случая, изображена на рис.5 наглядно показывает когда следует прибегать к оценке.
Когда оформляется ЕФО?
Если существует необходимость проведения углубленной оценки, тогда ЕФО следует оформлять в начале работы с новым ребенком или семьей до принятия каких-либо решений. Поскольку эта форма требует определенного времени и ресурсов для заполнения, то рекомендуется применять ЕФО в следующих ситуациях:
при необходимости принятия значимого решения, влияющего на последующую жизнь ребенка, в том числе при решении вопроса о лишении/ограничении родителей в их правах, возвращении ребенка в кровную семью;
при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, требующей длительного вмешательства /длительной поддержки семье (от трех месяцев).
Сколько времени требуется для оформления ЕФО?
Если документ заполняется одним специалистом, ему понадобится от двух до четырех недель с момента начала оценки. Сроки могут различаться в зависимости от учреждения, а также в зависимости от конкретной ситуации. В международной практике максимальный срок углубленной оценки составляет тридцать рабочих дней.
Кто оформляет ЕФО?
Лучше, если форма заполняется во взаимодействии с другими специалистами, знающими семью, однако один специалист должен оставаться ответственным за оформление ЕФО. Он обязан гарантировать, что для сбора информации используются все возможные источники, а также отвечать за то, чтобы документ был оформлен по всем необходимым требованиям.
Информацию следует собирать из максимально возможного числа источников, в том числе: органы и учреждения, ранее или одновременно с вами осуществляющие работу с семьей, включая образовательные, медицинские учреждения (школа, поликлиника и др.), родители или лица, их заменяющие, ребенок, родственники, соседи, а также специалисты данной или любой другой организации. Это важно, так как такой подход позволяет проверить информацию, подтвердить ее точность и выявить спорные сведения. Основным источником должен стать сам ребенок и его семья, причем сбор информации из других источников происходит либо одновременно с этим, либо позднее.
Когда повторно оформляется ЕФО?
Если работа с ребенком и семьей продолжается более года, то рекомендуется оформлять ЕФО каждые 6 месяцев.
Также ЕФО рекомендуется оформлять повторно в случае перевода ребенка в другое учреждение или перенаправление на сопровождение в другое учреждение/организацию (за исключением случаев, когда перевод ребенка осуществляется непосредственно после оформления ЕФО). При этом независимо от сроков рекомендуется передавать копии оформленного документа в ту организацию/учреждение, которая будет продолжать работу с семьей и ребенком.
Разделы ЕФО
Далее следуют восемь разделов, которые позволяют проанализировать основные аспекты жизни ребенка и семьи. Каждый раздел содержит целый ряд релевантных вопросов. В конце каждого раздела предусматривается место для анализа сильных сторон, которые помогут в достижении целей, поле для отражения трудностей семьи, которые необходимо учитывать, и вывода по разделу.
Жилье/занятость/доход: сведения о жилищных условиях семьи, стабильности места проживания, занятости членов семьи, уровне дохода, наличии долгов, наличии необходимых документов.
Здоровье и безопасность: сведения об обеспечении безопасности и необходимой заботе о здоровье ребенка. В частности, рассматриваются проявления заботы о здоровье и в чем они выражаются; существование профилактического подхода к заботе о здоровье, сведения о медицинских обследованиях, наличии медицинского полиса.
Навыки самообслуживания и социальные навыки: сведения о том, как члены семьи способствуют развитию навыков самостоятельности у ребенка, необходимые для дальнейшей жизни: оцениваются внешний вид, одежда, навыки общения, умение пользоваться деньгами и транспортом.
Образование: сведения о том, посещает ли ребенок учебное заведение, как члены семьи относятся к образованию, стимулируют детей и побуждают их реализовывать собственный потенциал; наличие у детей игрушек, книг и т. д., их соответствие возрасту; соответствует ли возрасту образовательный уровень ребенка, каким образом семья справляется с существующими трудностями.
Идентичность: сведения о том, что ребенок думает о самом себе, осознает ли историю семьи и собственное место в окружающем мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции и их воздействие.
Эмоциональное развитие: сведения о том, каково эмоциональное развитие ребенка и внутрисемейные эмоциональные отношения. Рассматривается наличие у ребенка эмоциональных трудностей, эмоциональные реакции членов семьи; каким образом члены семьи поддерживают ребенка в сложные периоды; всегда ли члены семьи действуют без насилия.
Отношения в семье и обществе: сведения о наличии/отсутствии привязанности ребенка к кому-либо из членов семьи, доверительных отношениях в семье, существовании совместных семейных занятий, уделяют ли взрослые внимание ребенку. Рассматривается, обмениваются ли информацией и переживаниями члены семьи, пользуются ли поддержкой социальной сети, есть ли внутри семьи конфликты.
Поведение: сведения о том, наблюдается ли в семье отклоняющееся от нормы поведение, каким образом семья справляется с ним; существует ли уважительное отношение к взглядам всех членов семьи, каким образом поддерживаются установленные рамки поведения и общественные нормы, а также последовательно ли реагируют родители на поведение ребенка.
На основании заполненных разделов формы оценки определяются долгосрочные цели и задачи для работы с семьей и ребенком.
План составляется междисциплинарной командой. В него включается перечень необходимых мероприятий, ответственных за эти мероприятия лиц и сроки их реализации в краткосрочной и долгосрочной перспективе для обеспечения наилучших интересов ребенка.
После заполнения ЕФО необходимо провести консультации с ребенком и родителями ЕФО подписывается сотрудниками, осуществлявшими оценку, их руководителем и родителями ребенка.
Семейные факторы и факторы окружения Забота и воспитание детей не происходят в вакууме. Все члены семьи испытывают как положительное, так и отрицатель ное влияние со стороны родственников, соседей, социума в це лом. История семьи ребенка и каждого ее члена может оказы вать влияние на ребенка и родителей. Например, некоторые члены семьи могли воспитываться в окружении, отличном отто го, в котором живет ребенок в настоящее время, могли уехать из родной страны из за войны или прочих неблагоприятных при чин. Некоторые родители в детстве могли подвергаться наси лию или пренебрежению со стороны взрослых.
Информация и влияние семейной истории могут играть важную роль для понимания того, что происходит в настоящее время в данной семье. Возможность выполнения взрослым ро дительских навыков может быть напрямую связана с его дет ским опытом жизни в семье и опытом, приобретенным во взрос лой жизни до возникновения текущей кризисной ситуации. Кро ме того, семья может испытывать воздействие переходного пе риода, например, семьи беженцев.
Понимание обычного функционирования семьи и функцио нирования в состоянии стресса помогает определить, какие факторы способствуют выполнению родителями их родитель ских обязанностей.
Особую важность следует придавать качеству и природе отно шений между родителями и ребенком, влиянию этих отношений на ребенка. Например, постоянный конфликт между родителями вредит благополучию ребенка. Качество взаимоотношений между братьями и сестрами также важно. Принимайте также во внима ние разнообразие стилей воспитания, особенно у людей, которые являются членами семьи и играют важную роль в жизни ребенка.
Дети могут быть защищены от последствий, к которым при водят трудности в выполнении матерью и отцом родительских обязанностей, если потребности развития ребенка будут удов летворяться другим человеком.
История и жизнь семьи История семьи включает генетические, психологические и социальные факторы. На функционирование семьи влияет: кто Технологии профилактики семейного неблагополучия________________97 живет рядом, их отношение к ребенку, серьезные изменения в семье и доме, история детства родителей, хронология важных событий жизни и их значение для членов семьи; природа функ ционирования семьи, отношения между братьями и сестрами и их воздействие на ребенка, сильные стороны родителей и труд ности, которые они испытывают, включая отсутствующих родите лей, отношения между родителями, не живущими вместе и т. п.
Родственники Кто является родственниками ребенка и его родителей?
Сюда относятся близкие и дальние родственники, в том числе отсутствующие родственники. Рассматривается, какова их роль, важны ли они для ребенка и родителей и почему.
Важно рассмотреть следующие вопросы:
• существуют ли в месте проживания ребенка все необходимые условия и удобства, соответствующие возрасту и развитию как ребенка, так и других членов семьи, проживающих с ним;
• доступен и удобен ли данный дом для членов семьи, имеющих ограниченные возможности;
• учитываются ли внутренние и внешние признаки жилья и непо средственного окружения.
К базовым условиям относятся: вода, отопление, санитар ные условия, условия для приготовления пищи; спальное место, чистота, гигиена, безопасность, место для игр и занятий, а так же их влияние на воспитание ребенка.
Работа/занятость Аспекты, которые оцениваются здесь: кто из членов семьи работает, где, стабильна ли работа; как это влияет на ребенка;
каково отношение других членов семьи к их работе или ее отсут ствию; как это отражается на отношениях с ребенком. Сюда от носится также опыт работы ребенка и его влияние на семью.
Доход Наличие стабильного дохода в семье. Получает ли семья все пособия, которые ей полагаются, достаточен ли уровень до ходов для удовлетворения потребностей семьи, как использу ются имеющиеся у семьи ресурсы, существуют ли финансовые трудности, влияющие на ребенка.
Социальная интеграция семьи Этот параметр подразумевает исследование включенности семьи в более широкий социальный контекст, в том числе взаи 98 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия моотношения с соседями, наличие друзей, обращение за услу гами, предоставляемыми по месту жительства, а также влияние этих факторов на ребенка. Анализируется степень социальной интеграции или изоляции семьи, наличие друзей, в том числе сверстников ребенка, социальная сеть и ее важность для семьи.
Ресурсы сообщества В данной категории описывается инфраструктура микро района, включая наличие таких ресурсов, как детская поликли ника и другие медицинские учреждения, ясли, детский сад и школа, церковь, близость транспорта, магазины и досуговые уч реждения. Рассматривается наличие ресурсов, их доступность и качество, в том числе наличие доступа для лиц с ограниченны ми возможностями, а также их влияние на семью.
3.4.4. Руководство по оформлению единойформы оценки ребенка и семьи (ЕФОРС)
Настоящее руководство предназначено для помощи специ алистам из разных организаций при оценке ребенка и семьи.
Единая унифицированная форма ориентирована на конкрет ного ребенка и позволяет собрать максимально разносторон нюю информацию о ребенке и его семье. ЕФОРС должна оформляться на каждого ребенка в обследуемой семье.
Применение ЕФОРС помогает специалистам принять обос нованное решение, гарантирующее обеспечение наилучших ин тересов ребенка. Данная единая унифицированная форма оценки ребенка и семьи (ЕФОРС) разработана, опробована и эффективно применяется специалистами Санкт Петербурга.
Когда оформляется ЕФОРС?
Если существует необходимость проведения углубленной оценки, тогда ЕФОРС следует оформлять в начале работы с но вым ребенком или семьей до принятия каких либо решений. По скольку эта форма требует определенного времени и ресурсов для заполнения, то рекомендуется применять ЕФОРС в следую щих ситуациях:
• при необходимости принятия значимого решения, влияющего на последующую жизнь ребенка, в том числе при решении во проса о лишении/ограничении родителей в их правах, возвра щении ребенка в кровную семью;
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________99
• при работе с семьей, находящейся в социально опасном по ложении или трудной жизненной ситуации, требующей дли тельного вмешательства /длительной поддержки семье (от трех месяцев).
Сколько времени требуется для оформления ЕФОРС?
Если документ заполняется одним специалистом, ему пона добится от двух до четырех недель с момента начала оценки.
Сроки могут различаться в зависимости от учреждения, а также в зависимости от конкретной ситуации. В международной прак тике максимальный срок углубленной оценки составляет тридцать рабочих дней.
Кто оформляет ЕФОРС?
ЕФОРС может оформлять один специалист, имеющий до ступ к ребенку и семье и установивший с ними — в настоящий момент или со временем — профессиональные, открытые и до верительные отношения. Чаще всего — это специалист по соци альной работе, но может быть и специалист из другой области, работа которого предполагает взаимодействие с семьей и кото рый становится ответственным за ведение данного случая. Ре шение о назначении специалиста, ответственного за случай, обычно принимает организация.
Лучше, если ЕФОРС заполняется во взаимодействии с дру гими специалистами, знающими семью, однако один специа лист должен оставаться ответственным за оформление ЕФОРС.
Он обязан гарантировать, что для сбора информации использу ются все возможные источники, а также отвечать за то, чтобы документ был оформлен по всем необходимым требованиям.
Информацию следует собирать из максимально возможно го числа источников, в том числе:
• органы и учреждения, ранее или одновременно с вами осуществляющие работу с семьей, включая образовательные, медицинские учреждения (школа, поликлиника и др.),
• родители или лица, их заменяющие,
• ребенок, родственники, соседи, а также специалисты данной или любой другой организации.
Такой подход позволяет проверить информацию, под твердить ее точность и выявить спорные сведения. Основ ным источником должен стать сам ребенок и его семья, 100 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия причем сбор информации из других источников происхо дит либо одновременно с этим, либо позднее.
Когда повторно оформляется ЕФОРС?
Если работа с ребенком и семьей продолжается более года, то рекомендуется оформлять ЕФОРС каждые 6 месяцев.
Повторно ЕФОРС необходимо оформлять в случае перево да ребенка в другое учреждение или перенаправление на со провождение в другое учреждение/организацию (за исключени ем случаев, когда перевод ребенка осуществляется непосред ственно после оформления ЕФОРС). При этом независимо от сроков рекомендуется передавать копии оформленного доку мента в ту организацию/учреждение, которая будет продолжать работу с семьей и ребенком.
Повторно ЕФОРС оформляется в случае значительных из менений в жизни ребенка, которые могут повлечь за собой из менения цели работы и долгосрочного плана:
• угрожающая жизни, или очень тяжелая болезнь ребенка, тре бующие значительных изменений в характере помощи, необ ходимой ребенку и его семье.
Разделы ЕФОРС Раздел 1. Основная информация.
Содержит базовые сведения о ребенке, родителях, составе семьи, адреса и телефоны, источниках получения информации и причинах проведения оценки. На основании базовых сведений составляется генограмма (схематическое изображение струк туры семьи).
Раздел 2. Жилье/занятость/доход:
• сведения о жилищных условиях семьи,
• стабильности места проживания,
• занятости членов семьи,
• наличии необходимых документов.
Раздел 3. Здоровье и безопасность.
• сведения об обеспечении безопасности и необходимой за боте о здоровье ребенка;
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________101
• проявления заботы о здоровье и в чем они выражаются;
• существование профилактического подхода к заботе о здо ровье;
• сведения о медицинских обследованиях;
• наличие медицинского полиса.
Раздел 4. Навыки самообслуживания и социальные на выки.
Сведения о том, как члены семьи способствуют развитию навыков самостоятельности у ребенка, необходимые для даль нейшей жизни:
• оцениваются внешний вид,
• умение пользоваться деньгами и транспортом.
Раздел 5. Образование.
• посещает ли ребенок учебное заведение, как члены семьи относятся к его образованию;
• стимулируют ли члены семьи детей к учебе и побуждают ли их реализовывать собственный потенциал;
• наличие у детей игрушек, книг и т. д., их соответствие воз расту;
• соответствует ли возрасту образовательный уровень ре бенка,
• каким образом семья справляется с существующими труд ностями.
Раздел 6. Идентичность.
• сведения о том, что ребенок думает о самом себе, осозна ет ли историю семьи и собственное место в окружающем мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции и их воздействие.
Раздел 7. Эмоциональное развитие.
• сведения о том, каково эмоциональное развитие ребенка и внутрисемейные эмоциональные отношения;
• рассматривается наличие у ребенка эмоциональных труд ностей;
• эмоциональные реакции членов семьи;
• каким образом члены семьи поддерживают ребенка в слож ные периоды; всегда ли члены семьи действуют без наси лия.
102 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия Раздел 8. Отношения в семье и обществе.
• наличие/отсутствие привязанности ребенка к кому либо из членов семьи;
• наличие доверительных отношений в семье;
• существование совместных семейных занятий;
• уделяют ли взрослые внимание ребенку.
• обмениваются ли информацией и переживаниями члены семьи;
• пользуются ли поддержкой социальной сети;
• есть ли внутри семьи конфликты.
Раздел 9. Поведение.
• наблюдается ли в семье отклоняющееся от нормы поведе ние;
• каким образом семья справляется с отклоняющимся пове дением;
• существует ли уважительное отношение к взглядам всех членов семьи, каким образом поддерживаются установлен ные рамки поведения и общественные нормы,
• последовательно ли реагируют родители на поведение ре бенка.
На основании заполненных разделов формы оценки опре деляются долгосрочные цели и задачи для работы с семьей и ребенком.
Долгосрочные цели и задачи — это цели и задачи, кото рые гарантируют комплексное решение социальных проблем ребенка и его семьи и достижение устойчивых результатов при сотрудничестве специалистов и семьи для обеспечения наилуч ших интересов ребенка вплоть до его совершеннолетия.
Краткосрочные цели и задачи — это цели и задачи, кото рые дают возможность обеспечить наилучшим образом интере сы ребенка в ближайшие 3 6 месяцев.
План составляется междисциплинарной командой. В него включается:
• перечень необходимых мероприятий;
• ответственные за проведение мероприятия;
• сроки реализации мероприятий в краткосрочной и дол госрочной перспективе для обеспечения наилучших интересов ребенка.
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________103 После заполнения ЕФОРС необходимо провести консульта ции с ребенком и родителями. ЕФОРС подписывается сотруд никами, осуществлявшими оценку, их руководителем и родите лями ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЕФОРС
ЕФОРС можно оформлять двумя способами:
• от руки в распечатанном бумажном варианте (Приложение 2);
• в электронном варианте на компьютере, с последующим рас печатыванием оформленного документа.
Вопросы являются закрытыми и предполагают три варианта ответа:
• «Да». Ответ «Да» выбирается, если вы имеете практическое доказательство или сведения, подтверждающие ваше знание положительного ответа на вопрос.
• «Нет». «Нет» — если есть доказательство, обосновывающее отрицательный ответ, или подтверждающая информация.
• «Неприменимо». «Неприменимо» означает, что данный во прос не имеет отношения к ребенку, оценка которого произво дится в настоящий момент (например, из за возраста или уровня развития).
В случае невозможности ответить на вопрос в момент за полнения формы, в «Комментариях» следует указать: «Нужна дополнительная информация» (можно также использовать обо значение «?»). При этом в краткосрочный план в конце ЕФОРС нужно поставить задачу получения такой информации.
При заполнении формы в бумажном варианте (от руки) пред лагается ввести соответствующие обозначения: «+», « » и «н/п».
При заполнении формы в электронном варианте вариант ответа выбирается из раскрывающегося списка.
Вопросы в каждом разделе разбиты на два списка:
• вопросы, отражающие потребности детей,
• вопросы, отражающие возможности родителей/лиц, их заме няющих.
Справа от колонки с ответом предусмотрены поля для ком ментариев, которые делает специалист при заполнении формы.
В зависимости от ситуации и возраста конкретного ребенка некоторые разделы могут быть более существенными, чем дру гие; то же касается отдельных вопросов в каждом из разделов.
104 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия Следовательно, специалисты могут самостоятельно принимать решение о важности того или иного вопроса. Чем больше инфор мации о ребенке и его семье удастся собрать, тем легче будет принять решение, максимально отвечающее интересам ребенка.
Как анализировать получаемую информацию?
При последующем анализе информации по каждому разде лу важно выделить:
• основные сильные стороны семьи (с чем родители хорошо справляются);
• слабые стороны (области риска, оказывающие сильное влия ние на различные стороны развития ребенка и возможности родителей).
Важно сопоставлять потребности конкретного ребенка (с уче том его возраста, индивидуальных особенностей, состояния здо ровья и др.) и возможности родителей/лиц, из заменяющих, отве чать этим потребностям и обеспечивать все необходимое для бла гополучного развития ребенка. Сильные и слабые стороны по каж дому разделу отражаются в соответствующих полях формы.
В поле «Выводы» следует отразить действия, которые необ ходимо предпринять, относительно мер обеспечения потребно стей ребенка, представленных в данном разделе.
Завершающим этапом анализа является оценка уровня функционирования семьи.
Уровень функционирования семьи — насколько семья справляется с задачами по воспитанию ребенка, которые перед ней стоят, и насколько взрослые предоставляют ребенку все не обходимое для его полноценного развития.
По каждому разделу, опираясь на результаты оценки, пред лагается отнести семью к одному из четырех уровней функцио нирования:
Критерии выбора уровня функционирования семьи Кризисный уровень Семья/ребенок в социально опасном положении; требует ся немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________105 Неблагополучный уровень Существуют значительные трудности, с которыми семья са ма не может справиться и, которые влияют на ребенка. Если не оказать поддержку/вмешательство, есть риск, что ребенок ока жется в социально опасном положении.
Удовлетворительный уровень Существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой;
существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажет ся в социально опасном положении.
Благополучный уровень Семья полностью справляется со своими задачами и предо ставляет все для полноценного развития/воспитания ребенка.
Важно помнить, что ситуация в семье может быть неравномерно, поэтому предлагается выносить суждение относительно уровня функционирования отдельно по каждому из разделов Оценка уровня функционирования должна опираться на ин формацию, полученную по данному разделу, и соответствовать сделанным выводам. Так, например, если вы оцениваете семью как находящуюся на кризисном уровне, то в поле «Слабые сто роны» должны быть перечислены факторы, подтверждающие опасность для ребенка, а в графе «Выводы» — срочные меры, которые следует предпринять. Если в графе «Выводы» вы пише те «Семья обеспечивает основные потребности ребенка в дан ной области, вмешательство не требуется», то предполагается, что уровень функционирования семьи благополучный.
Очень важно анализировать ответы на вопросы. Их следует рассматривать с разных точек зрения, чтобы объективно прове сти оценку потенциального риска воспитания ребенка в данной семье. При анализе специалисту следует учитывать свои знания о данном случае. Профессионал должен также обращаться к опыту работы с другими случаями, теоретическим знаниям, приобретенным во время обучения, знаниям, полученным из на блюдения, супервизии, обсуждений с другими специалистами.
Все это нужно задействовать, анализируя конкретный случай, используя собственные навыки и умения. Следует задать боль 106 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия ше вопросов в тех областях, где, на ваш взгляд, требуется более подробная информация.
Существует много различных факторов, влияющих на воз можность родителей/лиц, их заменяющих, должным образом реагировать на потребности ребенка. Важно знать сильные сто роны и слабые стороны родителей/лиц, их заменяющих. Иссле дования доказывают, что все факторы, перечисленные ниже, могут воздействовать на возможности родителей:
• неспособность к обучению;
• злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами;
• жестокое обращение в детстве;
• история жестокого обращения с детьми.
Сводная таблица результатов оценки В конце формы оценки предлагается внести все уровни по каждому из разделов в единую таблицу и построить профиль функционирования семьи (см. пример).
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________107 Профиль позволяет увидеть картину функционирова ния семьи в целом, так же дает наглядное представление, в каких сферах семье требуется помощь и поддержка. Кро ме того, через 6 месяцев при повторной оценке уровня функционирования семьи легко заметить изменения в луч шую или худшую сторону.
Именно целостное видение ситуации позволяет специали стам принимать обоснованные решения в отношении се мьи и ребенка с максимальным учетом интересов ребенка Основные выводы по профилю функционирования семьи должны включать выделение тех областей (по разделам оцен ки), в которых семья функционирует успешно (т. е. сильных сто рон), и тех областей, где требуется вмешательство. При этом важно указать, что необходимо предпринять в первую очередь, что может быть выполнено не сразу.
На следующей странице в краткой форме изложите мнение ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, относительно выводов, сделанных в результате оценки, и мер, которые необ ходимо предпринять.
Всегда следует выяснять мнение ребенка, его взгляд на проблемы, с которыми он сталкивается, а также предпо лагаемое им решение, принимая во внимание возраст и уровень развития ребенка. Это, однако, не означает, что при принятии решения специалист должен ориентироваться исклю чительно на мнение ребенка и/или родителей. Специалисту следует принимать решение с учетом мнения ребенка и его ро дителей и по возможности совместно с ними, но только если это не противоречит интересам ребенка и только после того, как бу дет проанализирована вся полученная информация. Специали сты должны быть уверены, что принимаемое решение га рантирует реализацию наилучших интересов ребенка.
Согласно Семейному кодексу РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам 108 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия Важно выяснить связь между точкой зрения ребенка и роди телей. Например, ребенок подросток может считать, что роди тели ему навязывают свое мнение, не позволяя распоряжаться своим временем, тогда как родители считают, что заботятся о безопасности ребенка.
Краткосрочные и долгосрочные цели и задачи в отношении ребенка и семьи Как только собрано максимально возможное количество сведений, специалисты, вовлеченные в работу с ребенком, должны составить совместный план действий, который отража ется в конце документа.
Первая страница плана содержит цели и задачи для работы в долгосрочной перспективе, т. е. до совершеннолетия, вторая — краткосрочные цели и задачи, т. е. на ближайшие 3 или 6 месяцев.
В первую очередь следует устанавливать долгосрочные це ли и задачи. План работы на ближайшие 3 или 6 месяцев должен составляться с целью удовлетворения насущных потребностей ребенка и для обеспечения его безопасности в настоящем, од нако обязательно с учетом долгосрочных потребностей. Кратко срочный план должен помогать достижению долгосрочных це лей и задач. Иными словами, краткосрочные цели и задачи под чинены долгосрочным, а не наоборот.
В таблице отражаются:
• общая цель (цели) работы,
• задачи относительно каждого из восьми разделов формы,
• лицо, ответственное за выполнение каждой задачи (это могут быть как специалисты, так и сами родители),
• сроки выполнения задач.
• обозначаются меры на случай возникновения препятствий для выполнения поставленных задач,
• в последнем столбце таблицы ставится отметка о выполнении задачи либо о внесении изменений.
При определении целей и задач следует учитывать:
• как будут непрерывно удовлетворяться потребности ребенка, связанные с его развитием,
• какие действия нужно выполнить и какие задачи разрешить,
• проблемы, которые отрицательно сказываются на возможнос тях родителей/лиц, их заменяющих,препятствующие удовле творениюпотребностей ребенка, Технологии профилактики семейного неблагополучия________________109
• факторы, связанные с родственниками и окружающей обста новкой, негативно влияющие на ребенка и семью;
• сильные стороны родственников и сообщества.
Подписи На последней странице ЕФОРС должны быть представлены подписи специалистов, ответственных за оформление докумен та, их руководителя, а также родителей/лиц, их заменяющих.
Всегда, когда это возможно с учетом возраста и уровня развития ребенка, ребенок также должен быть ознакомлен с основными выводами и планом работы. Ребенок подро сткового возраста может также быть ответственным за вы полнение определенных задач плана (например, «регуляр но приходить в школу вовремя»).
Оформление ЕФОРС является углубленной (комплексной) оценкой, которое завершается составлением плана работы (оп ределение целей и задач работы).
3.4.5. Этап 4. Разработка плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (план ведения случая) Следующим этапом является осуществление запланиро ванных мероприятий, в ходе которого специалист, ответствен ный за случай, должен контролировать выполнение задач и пе ресматривать план по мере необходимости.
В ходе работы может потребоваться пересмотреть цели и за дачи по причине изменившихся обстоятельств или для обеспече ния более четких действий, обозначенных в плане. Другой причи ной пересмотра может стать невозможность выполнения некото рых задач. Пересмотр позволяет удостовериться в том, что дея тельность ведется в интересах ребенка и максимально отвечает им. Также необходимо, чтобы специалисты действовали в преде лах определенного временного периода, который устанавливает ся при составлении плана действий по данному ребенку.
Важно, чтобы цели и задачи пересматривались через уста новленный промежуток времени: после первичного заполнения ЕФОРС пересмотр должен осуществляться через три месяца.
Необходимо рассмотреть, выполнены ли поставленные кратко срочные цели и задачи, что не сделано и по какой причине. Так 110 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия же должны решаться актуальные проблемы с целью предотвра щения их возникновения в будущем.
Впоследствии пересмотр может осуществляться через шесть месяцев, с повторным оформлением ЕФОРС. Это связа но с непрерывностью процесса оценки и с тем, что в жизни ре бенка и его семьи постоянно происходят изменения.
Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жиз ни и здоровью ребенка, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего Для осуществления индивидуальной профилактической ра боты на основе проведенной оценки ребенка и семьи специа лист по ведению случая выбирает и описывает комплекс услуг и действий. Все намеченные услуги и действия представляются в виде «плана реабилитации», или «плана ведения случая» в рам ках индивидуальной профилактической работы. План разраба тывается при участии ребенка и его семьи. Специалист, ответст венный за ведение случая, несет ответственность за координа цию плана, ведение необходимой документации, отслеживает его выполнение.
План реабилитации в рамках индивидуальной профилакти ческой работы включает описание краткосрочных целей и задач для ребенка (на три или шесть месяцев), а также долгосрочных целей и задач, гарантирующих достижение наилучших результа тов для этого ребенка вплоть до его совершеннолетия. Помимо подробных формулировок целей и задач, при разработке плана необходимо указать ответственного за их достижение специа листа (либо учреждение) и дату выполнения.
Критерии оценки результатов должны устанавливаться та ким образом, чтобы можно было выяснить, достигнуты ли цели и задачи, поставленные в данном случае. Ребенок (в зависимо сти от возраста и уровня развития) и его родители должны под писать план ведения случая для того, чтобы подтвердить свое согласие с его содержанием и согласие на свое участие в реали зации запланированных мероприятий.
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________111 3.4.6. Этап 5. Осуществление плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (оказание междисциплинарной помощи семье) Осуществление плана ведения случая предполагает орга низацию последовательных услуг, направленных на улучшение жизненной ситуации ребенка и семьи. В зависимости от резуль татов оценки план будет иметь различные направления и цели.
Если ребенок оставлен в биологической семье, мероприятия будут направлены на реабилитационную помощь семье. Если ребенка пришлось отобрать из семьи, план реабилитации мо жет быть подчинен цели вернуть его в биологическую семью, либо цели найти для него замещающую семью 3.4.7. Этап 6. Регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг) Технология междисциплинарного ведения случая подразу мевает постоянную координацию предоставляемой помощи и оценку текущего состояния ситуации. На основе результатов мониторинга план реабилитации может пересматриваться и уточняться столько раз, сколько потребуется в конкретной ситу ации. Для осуществления повторной оценки можно также ис пользовать СПб ЕФО.
Независимо от частоты переоценка, как и мониторинг, пре доставляет специалисту по ведению случая новую информацию, которая используется для пересмотра плана ведения случая.
3.4.8. Этап 7. Закрытие случая.
Закрытие случая может производиться по ряду причин. Та кими причинами могут быть достижение поставленных целей, отказ ребенка или его семьи от совместной работы. Случай мо жет также быть закрыт при отсутствии адекватных услуг, отвеча ющих потребностям ребенка и семьи, при этом клиент должен быть переведен в ведение другой организации.
Идеальным завершением случая можно считать ситуацию, когда положение ребенка стало стабильным и, при этом, сохра нилась его семейная поддержка.
112 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия В некоторых случаях предполагается, что после завершения случая специалист будет продолжать поддерживать контакт с клиентом и его семьей и предпринимать действия, направлен ные на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результа тов. Поддержание контакта с бывшими клиентами может также осуществляться с целью отсроченной оценки программы с точ ки зрения ее эффективности для клиента.
3.5. Порядок формирования единого банка данных
Единый банк данных формируется из банков данных всех субъектов системы профилактики социального сиротства и пра вонарушений и банков данных органов местного самоуправле ния, объединяется в единую компьютерную сеть и пополняется по мере поступления сведений о вновь выявленных семьях и не совершеннолетних, находящихся в социально опасном положе нии, и результатах проведенной с ними работы.
Единый банк данных формируется и хранится:
• на муниципальном уровне — в органах опеки и попечительства;
• на региональном уровне — комиссия по делам несовершенно летних и защите их прав.
Основными целями формирования единого банка данных являются:
• выявление и анализ причин семейного неблагополучия;
• создание системы взаимодействия различных ведомств и уч реждений, обеспечивающих выявление семей и несовершен нолетних, находящихся в СОП, и организация работы с ними.
Формирование и использование единого банка данных предполагает решение следующих задач:
• создание технологии раннего выявления семей и несовер шеннолетних, находящихся в СОП;
• создание единой межведомственной системы сбора ин формации для учета семей и детей, находящихся в СОП;
• осуществление обмена информацией между органами и уч реждениями системы профилактики социального сиротства;
• координация усилий различных ведомств по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и семей, находя щихся в СОП;
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________113
• согласование возможностей и разграничение обязаннос тей организаций и ведомств по осуществлению социальной реабилитации семей и детей, находящихся в СОП, и по ока занию им помощи.
Обязательные требования к формированию и использова нию банка данных:
• стандартизация документированной информации о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном по ложении, ее программно техническое обеспечение;
• полнота и достоверность документированной информации о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
• конфиденциальность информации, внесенной в единый банк данных.
Единый банк данных формируется на основе сведений, представляемых органами и учреждениями системы профилак тики.
К органам и учреждениям системы профилактики, обеспе чивающим выявление семей и несовершеннолетних, находя щихся в социально опасном положении, и организацию работы с ними относятся следующие структуры:
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы управления социальной защиты населения;
• органы внутренних дел;
• органы управления образования и образовательные учрежде ния;
• органы опеки и попечительства;
• органы службы занятости;
• органы и учреждения системы здравоохранения;
• органы и учреждения по делам молодежи;
• органы и учреждения по физической культуре и спорту;
• органы управления культуры и культурно массовые учрежде ния.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по формированию и использованию единого бан ка данных.
В соответствии с целями и задачами формирования, ис пользования единого банка данных и организацией индивиду альной профилактической работы в отношении несовершенно 114 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия летних, находящихся в социально опасном положении, и их ро дителей или законных представителей органы и учреждения си стемы профилактики осуществляют меры, в пределах своей ком петенции, предусмотренные действующим законодательством.
Основаниями для включения семьи несовершеннолетних в банк данных являются:
• безнадзорность и беспризорность детей;
• употребление наркотических и других психоактивных ве ществ, злоупотребление спиртными напитками несовершен нолетним и (или) членами его семьи;
• судимость родителей или несовершеннолетних, совершение систематических правонарушений, повлекших применение мер административного взыскания;
• совершение над ребенком насилия любого вида;
• аморальный образ жизни родителей или законных представи телей;
• помещение ребенка в социально реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют или другие уч реждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль ной помощи и (или) реабилитации.
Данные факты должны быть зафиксированы в одном из сле дующих документов:
• заявление несовершеннолетнего либо его родителей (закон ных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы про филактики;
• приговор, определение или решение суда;
• постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и за щите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
• личное обращение несовершеннолетнего»;
• заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, до стигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интере сам;
• направление органа управления социальной защитой населе ния или согласованное с этим органом ходатайство должност ного лица органа или учреждения системы профилактики без надзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________115
• постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осужде ния родителей или законных представителей несовершенно летнего;
• акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно территориально го образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолет него в специализированное учреждение для несовершенно летних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия ука занного акта в течение пяти суток направляется в орган управ ления социальной защитой населения;
• заключение по результатам проведенной проверки жалоб, за явлений или других сообщений, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики.
Руководители органа системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности, представляют в органы опеки и попечительства сведения о семьях и несовершеннолетних, на ходящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 1 (CD диск).
Сведения о выявленных и впервые поставленных на учет се мьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, представляются в 10 дневный срок со дня выявле ния. Об уже состоящих на учете семьях, в которых изменилось положение, — по мере поступления сведений об изменениях, но не реже 1 раза в полугодие.
В случае изменения места жительства семьи или несовер шеннолетнего сведения о них, имеющиеся в банке данных, пе редаются в течение месяца органу или учреждению, формирую щему банк данных, по новому месту жительства.
Ответственность за своевременное представление сведе ний в единый банк данных возлагается на руководителей орга нов или учреждений системы профилактики независимо от ве домственной принадлежности.
Специалисты органов опеки и попечительства, ответствен ные за формирование и использование банков данных в райо нах (городах), ведут учет сведений о семьях и несовершенно летних, находящихся в социально опасном положении и по ис 116 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия течению 6 месяцев передают информацию в единый банк дан ных.
На заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется орган системы профилактики, ко торый организует проведение индивидуально профилактичес кой работы с семьями и несовершеннолетними, находящихся в социально опасном положении, сведения о которых хранятся в едином банке данных. Комиссии необходимо определить пере чень всех имеющихся организаций по работе с семьей и детьми.
Рекомендуется комиссиям по делам несовершеннолетних муниципальных образований в своих решениях давать время на исправление родителям и детям, при этом обязав родителей вместе с ребенком несколько раз в неделю посещать специаль ные Центры, где с ними будут проводить работу психолог, соци альный работник, при необходимости другие узкие специалис ты, которые на основании диагностики и общения с ними гото вят программу работы с семьей и ребенком.
Рекомендуется судам при ограничении родителей в правах в решении обязывать родителей посещать специалистов в соот ветствующих организациях по работе с семьей и детьми.
Руководители органов системы профилактики имеют право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защи те их прав или в учреждения, где формируется и хранится банк данных, с письменным запросом (за подписью должностного лица) для получения информации о семьях или несовершенно летних, находящихся в социально опасном положении, и осно ваниях постановки их на учет, а также об органе системы профи лактики, осуществляющем социально реабилитационную рабо ту с данной семьей или несовершеннолетним.
Информация об этапах социально реабилитационной рабо ты с семьей и несовершеннолетним, определяемых непосред ственно органом системы профилактики, осуществляющим эту работу, может быть запрошена у органов системы профилакти ки в соответствии с действующим законодательством.
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________117 ГЛАВА 4.
Технологии первичной профилактики семейного неблагополучия.
Мероприятия первичной профилактики семейного неблаго получия направлены, в первую очередь, на работу с семьями и детьми, не имеющими факторов риска формирования семейно го неблагополучия и не находящихся в ситуации семейного не благополучия, для профилактики формирования условий или факторов, способствующих появлению любых форм семейного неблагополучия или жестокого обращения с детьми, т.е. на со здание программы ранней профилактики семейного не благополучия путем направления усилий на работу с деть ми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами и семьями (с детьми или без де тей) с целью возрождения института семьи и брака, фор мирования и сохранения нормальных семейных отноше ний, ориентации на здоровый образ жизни для профилак тики социального сиротства.
Технологии первичной профилактики семейного неблагопо лучия включают:
• технологии укрепления семьи и семейного благополучия;
• технологии формирования ответственного родительства;
• технологии формирования здорового образа жизни;
• технологии формирования и укрепления репродуктивного здоровья юношей и девушек;
• технологии профилактики инфекций, передающихся половым путем;
• технологии предупреждения ранней сексуальной активности;
• технологии профилактики девиантности, асоциальности;
• технологии формирования ценностей семейной жизни;
• технологии формирования спортизации;
• технологии формирования служб правовой помощи, детям, подросткам, семье 118 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия
1. Медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей:
• пренатальная диагностика (УЗИ скрининг, биохимический скрининг);
• медико генетическое консультирование семейных пар;
• неонатальный скрининг на 5 заболеваний;
• программа «Родовой сертификат» в рамках приоритетного на ционального проекта «Здоровье».
2. Медико социальная помощь беременным:
• внедрение системы психологического сопровождения бере менных;
• внедрение программы для беременных «Юная мама»;
• внедрение программы санаторного оздоровления беремен ных;
• организация кабинетов социально психологической помощи беременным в женских консультациях, гинекологических от делениях и родильных домах.
3. Мероприятия по профилактике ранних репродуктивных потерь:
• организация кабинетов социально психологической помощи беременным в женских консультациях;
• внедрение программы обязательного психолого социального консультирования беременной женщины при принятии реше ния о прерывании беременности;
• мониторинг абортов с уточнением причин с проведением ан кетирования беременных женщин с целью изучения причин прерывания беременности;
• внедрение системы психологического сопровождения бере менных;
• внедрение программы санаторного оздоровления беременных;
• внедрение программы «Молодая мама» с созданием центров («Молодая мама», «Маленькая мама») для беременных жен щин и молодых матерей с целью их временного размещения с последующим обеспечением жильем и трудоустройством;
• внедрение программы торжественной выписки из родильного дома;
• проведение круглых столов, дней открытых дверей в женских консультациях, центрах планирования семьи «Семья, любовь — верность традициям», «Подари мне жизнь».
Технологии профилактики семейного неблагополучия________________119
4. Организационно методические мероприятия:
• Создание Департамента семьи, как координирующего центра всех программ профилактики семейного неблаго получия
• Создание медико социальных отделений в детских поли клиниках (приказ 154 МЗ РФ от 05.05.1999 г. «О совер шенствовании медицинской помощи детям подростково го возраста», положение об отделении медико социаль ной помощи детского амбулаторно поликлинического уч реждения).
• Создание социально психологических центров «Семьи» для ре шения вопросов сохранения, укрепления семьи и семейных от ношений, мотивации к рождению детей, профилактики семей ного неблагополучия, профилактики репродуктивных потерь.
• Создание подростковых и детских социально психологичес ких центров в каждом районе города.
• Введение ставок клинических психологов в штаты детских по ликлиник и женских консультаций.
• Подготовка информационных писем, методических рекоменда ций по вопросам предупреждения нежеланной беременности.
• Развитие информационно просветительной работы по вопро сам сохранения репродуктивного здоровья и снижения ранних репродуктивных потерь среди целевых групп населения (уча щиеся, студенты, преподаватели, врачи, средние медработ ники, социальные работники, педагоги и др.).
• Проведение рабочих совещаний по вопросам сохранения ре продуктивного здоровья и снижения ранних репродуктивных потерь с руководителями службы родовспоможения, психоло гами, социальными работниками.
• Использование средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) по повышению мотивации к ответственному партнерству, сохранению семьи и поддержанию семейных традиций, рождению ребенка (первого и второго), преду преждению нежелательной беременности.
5. Введение системы ЭДИФАР (экспертный диалог выявле ния факторов риска формирования асоциального и делинквент ного поведения у детей и подростков) в школах, колледжах, Ву зах с развитием технологий обучения социальных педагогов и психологов с целью его профилактики.
Для обнаружения индивидуальных особенностей образа жизни проводится скрининговое исследование с последующей 120 ________________Технологии профилактики семейного неблагополучия деятельностью по созданию у индивида мотивированного же лания изменять свой образ жизни в лучшую или худшую сторо ну. Путем анонимного собеседования с соблюдением конфи денциальности выявляются дети и подростки, имеющие такие личностные особенности, которые в определенных средовых (внешних) условиях могут привести ребенка к употреблению ал коголя, никотина, наркотиков, либо способствовать асоциаль ному поведению.
Выявление таких респондентов позволяет развивать систе му мер по первичной профилактике асоциальности, девиантно сти подростков и мотивации их к здоровому образу жизни.
6. Создание центров «Семейного консультирования» для по вышения грамотности родителей в вопросах воспитания детей, решения проблем (психологических, социальных, экономичес ких, юридических), возникающих в семьях, воспитывающих де тей (здоровых и с ограниченными возможностями).
7. Создание социально психологических отделений при детских поликлиниках для выявления семей, имеющих факто ры риска формирования асоциальности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих факторы риска фор мирования такой ситуации.
8. Создание социально психологических отделений при женских консультациях, гинекологических отделениях и ро дильных домах для профилактики ранних репродуктивных по терь.
9. Развитие системы использования средств массовой ин формации для повышения роли института семьи в современ ном обществе, мотивации на рождение первого и последующих детей, повышения родительской ответственности за ребенка.
«Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального об разования по специальности 030301 Психология. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих матема тических и естественнонаучных дисциплин в составе учебного плана ос новной образовательной программы по специальности 030301 Психология, утвержденного решением Ученого совета ВГИ (филиала) Вол ГУ 25 февраля 2010 г., протокол № 3. Раздел 1. Цели и задачи. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Факультет управления Кафедра теоретической и прикладной психологии «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по научной работе _/Н.Ф. Купчинов/ «»_2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА» Для всех направлений аспирантской подготовки Квалификация (ученая степень) Кандидат наук Общая трудоемкость 3 ЗЕ (108 часов), из них самостоятельная работа – 108 часов. Форма итогового контроля – зачет. »
«1.1.Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является: формирование системы знаний о специфике организации психокоррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования практическим психологом по проблемам развития детей дошкольного возраста;формирование целостного представления о современных направлениях психологического консультирования, формах, методах и этапах групповой и индивидуальной консультационной и коррекционной работы с детьми в образовательных учреждениях. »
«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия МНЭПУ» Пензенский филиал УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-методической работе С.А. Глотов 03.09.2015 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Религиоведение Для направления: 37.03.01 Психология Кафедра: Экологии, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Разработчик программы: к.п.н., доцент С.А. Глотов СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой Н.П. Головяшкина 03.09.2015 Пенза Введение Рабочая программа. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Факультет права и социальных коммуникаций Кафедра «Психологии и социальной работы» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе д.э.н., профессор _Новикова Н.Г. «» _2010г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Основы социально-психологической экспертизы» Специальность 030301.65 «Психология» Специализация. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ по специальности 080505 – Управление персоналом на 2015 год УТВЕРЖДЕНО Ученым советом факультета управления и психологии 23 декабря 2014 г. Председатель Ученого совета _ А.М. Ждановский Краснодар 2014 Программа. »
«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Программа дополнительного вступительного экзамена для специальности II ступени высшего образования (магистратуры) 1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования 2015 г.СОСТАВИТЕЛИ: Г.Н. Казаручик, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»; И.В. Шматкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития. »
«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 03.06.2015 Рег. номер: 838-1 (04.05.2015) Дисциплина: Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Морева Галина Ивановна Автор: Морева Галина Ивановна Кафедра: Кафедра общей и социальной психологии УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 26.02.2015 УМК: Протокол заседания №7 УМК: Дата Дата ФИО Результат согласования Комментарии получения согласования. »
«Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Физический факультет Кафедра педагогики и управления образовательными системами УТВЕРЖДАЮ Декан физического факультета К.А.Марков. 2011 г. « » Учебная программа дисциплины ГСЭ.Ф.07. «Психология и педагогика» по специальности 020801_65 – «Экология» Нижний Новгород 2011 г. 1. Область применения. »
«Программа государственного экзамена по специализации «Спортивная психология» основной образовательной программы специалитета по специальности 030301 «Психология» (шифры образовательных программ СМ.0054.* «Психология», СМ.0055.* «Психология», СМ.0207.* «Психология») Содержание 1. Влияние спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование личности Влияние спорта на формирование разноуровневых свойств личности и взаимосвязей между ними. Свойства индивида в спорте и активном отдыхе. »
«Утвержден приказом по МГУ от 22 июля 2011 года № 729 (в редакции приказов по МГУ от 22 ноября 2011 года № 1066, от 21 декабря 2011 года № 1228, от 30 декабря 2011 года № 1289, от 27 апреля 2012 года № 303) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) Факультет Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра общей и дошкольной педагогики и психологии ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Б5.У.1. Практика в качестве дошкольного кинезипедагога и специального психолога Направление подготовки 44.03.03 «Специальное. »
«Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального об разования по специальности 030301 Психология. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин в составе учебного плана основной образовательной программы по специальности 030301 Психология, утвержденного решением Ученого совета ВГИ (филиала) Вол ГУ 16 марта 2009 г., протокол № 2. Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ. »
«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» Факультет управления и психологии Кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов УТВЕРЖДЕНО на заседании Ученого совета факультета управления и психологии протокол № «_» от «23» декабря 2014г. Декан факультета профессор А.М. Ждановский ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ по направлению 034700.62. »
« Программа курса «Основы психологии» В.А.Иванников Раздел 1. Введение. Тема 1.1. Психология как наука и практика. 1.1.1.Этапы становления психологии как самостоятельной науки. Житейская и научная психология. Философский этап развития психологии. Становление экспериментальной психологии. Понятие объекта и предмета психологии. Психология как наука о душе, о явлениях сознания, о поведении. »
«Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (КГУ имени К.Э. Циолковского) Учебно-методический комплекс подготовки психологов по специальности 030301.65 на основе ГОС ВПО 1. Общая характеристика 1.1. Разработана на основе государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. »
«№ http://sites.google.com/site/psyfedonline/ Федерация психологов-консультантов Онлайн Психологическое консультирование Онлайн №1 Научно-практический журнал Москва Психологическое консультирование Онлайн №1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН Научно-практический журнал Учредитель: Федерация Психологов-Консультантов Онлайн Редакционная коллегия: В.Ю. Меновщиков (гл. редактор), В.В. Колпачников, Е. Панькова (Рига, Латвия). Технический редактор: О.В. Иванцов, М. Косарева Редакционный совет. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по развитию образования _Е.В.Сапир _2012 г. Рабочая программа дисциплины послевузовского профессионального образования (аспирантура) Психология здоровья по специальности научных работников 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии Ярославль 2012 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.