единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных
Отдельно взятый представитель человеческого рода это кто? Название
Содержание:
По данным исследований, человечество существует на планете больше пятидесяти тысяч лет. Информация считается единственно верной, как и тот факт, что люди всегда представляли единый вид – человека разумного или Homo sapiens. На протяжении многих лет ученые сравнивают животных и людей, их инстинкты, специфические особенности, сходства и различия. И именно в поиске различий часто возникает проблема. У многих животных присутствует множество человеческих черт, просто они проявляют их иначе.
На людей фатально воздействует социальная изоляция. Человек становится феральный. Индивид не разговаривает, мышление теряет абстрактность, люди вызывают чувство опасности и страх. Социальный тип изоляции приводит к потере самосознания, человек не может сам понять, к какому классу живых организмов относится. Он не знает, что является человеком.
Опасное свойство изоляции заключается в том, что малейшая задержка приобщения к миру людей приводит к окончательной трансформации человека. Известно много случаев, когда детям, прожившим в изоляции не один год, не мог помочь ни один специалист в мире. Они погибали в кратчайшие сроки, несмотря на усилия специалистов.
Биологический тип человека устроен так, что ему необходим социальный мир. Он развивает в нем общественный тип, который способствует формированию личности. В процессе социализации индивид превращается в человека, обретает индивидуальность.
По результатам работы социологов и антропологов доказано, что на поступки индивида, его действия в будущем, значительно влияет культурная среда. Однако все индивиды характеризуются двойственностью. В человеке присутствует два типа черты – это социальная и биологическая группа. Установить, какая из них приоритетная, не удается до сегодняшнего дня.
Что такое индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода как называется
Индивид есть то, что есть «человек вообще». Иными словами, индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, это несформировавшаяся личность, проживающая на планете. У него нет отличительных характеристик, критериев оценки. Под этот термин попадает любой житель земли. Единственное, что о нем известно: он обладает психологическими, социальными, физиологическими чертами, присущими людям.
Понятие индивида на научном уровне определяет одного представителя человечества, которому присущи социальные и психофизические черты. К общим особенностям индивидов относят:
Индивидами являются все люди на земле сразу после появления на свет. Они пребывают в исходном состоянии развития, в отличие от личности. Формируется индивидуальность, развитие индивида со временем делает его уникальным представителем человеческого рода. В науке личность является результатом процесса социализации и развития индивида, она воплощает в себе человеческие качества, является сущностью людей.
Человек, индивид, личность — кратко, основные факты
Под человеком понимается совокупность биологических и социальных начал людей. Отдельным значением обладают научные термины «личность» и «индивид». Они позволяют охарактеризовать конкретные черты, необходимые для полноценного изучения человечества. В науке люди признаются социально-биологическими существами. Они олицетворяют высший уровень эволюционного процесса, общественную и историческую деятельность, социализацию. Термин «человек» — обобщенный. Это собирательное понятие, включающее в себя все способности и качества. С его помощью наука указывает на наличие у существа социальных и биологических особенностей. Человек в процессе своей жизни влияет на окружающий мир. Его ключевые черты:
Индивидом называют отдельного человека, который имеет следующие признаки:
Понятие индивидуальности применяется в науке для определения признаков социального и биологического типа. Эти характеристики отличают каждого жителя планеты от остальных людей. Статус индивида ребенок получает после рождения, индивидуальность приходит в течение жизни. Она подвергается трансформациям, изменениям до смерти каждого человека.
Личность – это целостная, единая группа человеческих особенностей, сформированная общественным, интеллектуальным развитием и социальным взаимодействием. Социализация заставляет людей усваивать основные нормативные и ценностные общественные принципы, отличать добро от зла, понимать себя и окружающий мир. Главный двигатель этого процесса – участие в отношениях с другими людьми.
Личностью можно назвать конкретного человека, обладающего сознанием, стремящегося к познанию мира. Он склонен строить взаимоотношения с социумом, переживать, преобразовывать окружающую среду.
Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных
Философия: Учебник для вузов
Под общ. ред. В. В. Миронова
250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
В. В. Миронов – введение; раздел IV, главы 1, 2;
В. В. Васильев – раздел I, главы 4, 5;
П. П. Гайденко – раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2;
A. Ф. Зотов – раздел II, главы 3—5;
B. И. Кураев – введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения;
В. А. Лекторский – раздел V, глава 1;
М. А. Маслин – раздел III, главы 1—4;
К. X. Момджян – раздел VII, глава 1;
A. Г. Мысливченко – раздел III, глава 5; раздел VI;
B. С. Нерсесянц – раздел VIII, глава 2;
Е. Л. Петренко – раздел I, глава 6;
A. А. Попов – раздел III, глава 3;
Д. А. Силичев – раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4;
Ю. Н. Солодухин – раздел VIII, глава 1;
B. С. Стёпин – раздел V, глава 2;
В. С. Швырев – раздел IV, глава 3;
В. Н. Шевченко – раздел VII, глава 2.
Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством.
Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины – в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период.
Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой – показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания.
Несомненное достоинство учебника – анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.
Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов. Кратко представим их.
Васильев Вадим Валерьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ.
Гайденко Пиама Павловна – доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН.
Зотов Анатолий Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.
Кураев Вячеслав Иванович – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
Лекторский Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН.
Маслин Михаил Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ.
Миронов Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ.
Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ.
Мысливченко Александр Григорьевич – доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН.
Нерсесянц Владик Сумбатович – доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН.
Петренко Елена Леонидовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Попов Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ.
Силичев Дмитрий Александрович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ.
Солодухин Юрий Николаевич – кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.
Стёпин Вячеслав Семенович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН.
Швырев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.
Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН.
Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу.
Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский
Введение: что такое философия?
1. Эволюция представлений о предмете философии.
2. Основное содержание и функции философии.
3. Структура философии.
Часть первая. История философии.
Раздел I. История западной философии.
Глава 1. Античная философия.
1. Генезис философии в Древней Греции.
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.
3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона.
4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия.
6. Сократ: поиски достоверного знания.
7. Человек, общество и государство у Платона.
8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме.
9. Этические учения стоиков и Эпикура.
Глава 2. Средневековая философия.
1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.
2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма.
3. Специфика средневековой схоластики.
4. Философия в Византии (IV—XV века).
Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Основными направлениями философии эпохи Возрожденияявлялись:
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• широкое распространение идеи социального равенства
(2) Альтернативойдиалектики как метода мышления и познания в философии выступаетметафизика(антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к вещам и явлениям, игнорированием единства противоположностей, преувеличением или недооценкой отдельных сторон, моментов процесса мышления и познания. Основными разновидностями метафизики являются софистика, эклектика, релятивизм, схоластика и догматизм.
фистикапредставляет собой преднамеренное использование неправильных доводов, замаскированных внешней правильностью. Пример софизма: «Сидящий встал, следовательно, сидящий стоит». Софисты в своих рассуждениях субъективистски использовали понятия и суждения, а также неопределенность слов и выражений естественного языка (в частности их многозначность). Гносеологическими корнями софистики является абсолютизация относительности знания.
Роль софистики древних в истории философии не следует оценивать только негативно, так как помимо субъективизма она демонстрировала и другие возможности мышления. В частности, софистика демонстрировала также активно-творческий характер мышления, возможность разума впадать в заблуждение, возможность неадекватных представлений о мире в сознании человека. Не случайно А.И. Герцен назвал софистику пиром мышления.
Эклектика— это механическое объединение различных по своей природе взглядов, идей, принципов и т. п. Эклекти-ка — это мышление по принципу русской пословицы: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Примером эклектики может служить творчество французского философа XIX века Виктора Кузена. Он считается основателем целой философской школы — «эклектизма». Кузен и его последователи полагали, что все философские системы сводятся к четырем разновидностям: идеализму, сенсуализму, скептицизму и мистицизму, но наилучшая система — эклектизм как попытка сохранить положительные моменты (аспекты) каждой из этих форм. Однако, как справедливо отмечали соотечественники Кузена Ш. Ренувье и И. Тэн, разделение на позитивное и негативное в этих формах по теории Кузена не имело под собой четких критериев. Да и уже сама классификация философских систем является эклектической, так как не имеет общего основания.
Релятивизм — это методологический принцип, подчеркивающий, преувеличивающий относительность, условность всякого знания и отрицающий возможность знания безусловного, достоверного, объективного. Данный принцип пронизывает всю историю философии, начиная с заявлений (тезисов) Гераклита, Кратила и Протагора и заканчивая современностью. Действительно, многие современные гносеологические концепции, особенно западных философов, в конечном счете опираются на этот принцип (неопозитивизм, неопрагматизм, постмодернизм и др.). Гносеологическими корнями релятивизма является абсолютизация изменчивости мира, относительности и субъективности познания.
Схоластикакак метод — это бесплодные, формальные рассуждения, оторванные от жизни и практики. Гносеологическими корнями схоластики является отрыв теории от практики, абсолютизация умозрительного мышления.
Догматизм — это тип мышления, при котором анализ и оценка проблем и положений производится без достаточного обоснования, без учета условий места и времени. Догматизм игнорирует необходимую в мышлении и познании гибкость понятий, развитие знания, потребности практики. Гносеологическими корнями догматизма является одностороннее отношение к истине, игнорирование ее относительности и конкретности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Ответы по Философии на тесты. Ответы на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании По Аристотелю, в классификации знания выделяют
ОТВЕТЫ на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании:
1.По Аристотелю, в классификации знания выделяют …
Аристотель предпринял первую попытку систематизировать накопленное знание. Все знание, в зависимости от сферы применения, Аристотель разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого (метафизика, математика, физика); практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека (этика, политика); творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного (поэтика, риторика).
2. Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.
Принцип фальсификации выдвинул К. Поппер, в качестве демаркации научного знания (возможности его опровержения).
По мнению Т. Куна, нельзя понять, как развивается наука, если рассматривать процесс роста научного знания без учета характера и мотивов деятельности ученых. Т. Кун называет исходную теоретическую теорию, принятую в научном сообществе парадигмой. Научное развитие рассматривается им как чередование периодов развития «нормальной науки» и периоды научных революций. Во время научной революции происходит смена существующей в науке парадигмы.
П. Фейерабенд в антикумулятивизме пошел еще дальше. Путь развития науки для него – «непрерывная революция». Он выдвигает принцип «пролиферации» – размножения гипотез. Чем их больше, тем лучше. Никакого прогрессивного накопления знаний нет, есть только умножение числа конкурирующих между собой гипотез.
3. Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется …
Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется индивидом. Примером индивида является младенец. Индивид есть общественное существо, обладающее общеродовыми признаками человека.
4. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт
Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.
Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.
Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.
5. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является …
Идею космического предназначения человечества развивает в своих трудах П. Тейяр де Шарден, французский ученый и теолог. С появлением человека, по его мнению, эволюция не прекращается. Необходимым условием эволюции становится не только материальный, технический, но и духовный прогресс. Настоящая цель космической эволюции – «пункт Омега» – символическое определение Христа, которое сопричастно миру и одновременно трансцендентально ему. Человек – звено многотысячной эволюции Космоса, который делится на стадии «преджизни», «жизни», «мысли», «наджизни». Последовательно формируется литосфера (неорганическая природа), биосфера (органическая природа), ноосфера (феномен человека). Появление человека на стадии «мысли» – это не завершение эволюции, а ключ к возрастанию совершенства мира. Человеческие страдания (символом которых является Христос) – стимул для активного взаимодействия человека для усовершенствования бытия.
6. Равноправность всех возможных направлений пространства называется …
Равноправность всех возможных направлений пространства называется изотропностью. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства тесно связаны с фундаментальными физическими законами.
7. Формами общественного сознания являются …
Формами общественного сознания являются мораль, наука, религия. Общественное сознание – возникающая из общественной практики совокупность идей, теорий, нравственных установок, религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
8. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
Древнегреческий философ Фалес, живший в Милете, первоосновой всего существующего считал воду: все возникло из воды путем сгущения или разряжения ее.
Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Он считал, что существует множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и лишены пустоты.
Августин, развивая религиозную картину мира, ввел принцип креационизма, согласно которому Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновьи вновь. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие.
Субстанция рассматривается как объективная реальность. Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал.
9. Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется …
Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется мировоззренческой. Философия – это теоретическая форма мировоззрения. Она дает целостную картину мира, позволяет людям лучше понимать жизнь, разобраться в ее сложных проблемах.
10. К русским философам XIX века относятся …
П. Я. Чаадаев – философ первой половины XIX в.; в «Философических письмах» пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Вопросы соотношения философии и естествознания А. И. Герцен (1812 –1870) рассматривает в «Письмах об изучении природы». Он считает, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Основным философским произведением Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889) является труд «Антропологический принцип в философии». В этом труде автор определяет материализм как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни», он считает, что естественное взаимодействие человека с природой – основа его сознания и социального существования. Наиболее ярким представителем религиозной философии XIX века является В. С. Соловьев. Основу его философии составили понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное свое воплощение в работе «Оправдание Добра. Нравственная философия».
11. С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии
Основной принцип философской системы Фомы Аквинского – принцип гармонии веры и разума. Он утверждает, что истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу, так как мудрость метафизическая (добытая разумом) предшествует постижению божественной мудрости.
12. Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между …
Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между универсализмом и индивидуализмом. Тождество человека и гражданина, характерное для античного полиса, в период эллинизма (начиная с имперских завоеваний Александра Македонского в IV в. до н.э.) было нарушено. Появился субъект нового типа, осознающий себя как нечто отличное от общества, государства. При этом социально-историческая действительность, с одной стороны, требовала универсального развития этого субъекта, с другой – человек находился в постоянном антагонизме с военно-монархической организацией и нуждался в создании своего индивидуального, внутреннего мира. В этот период метафизика уступает место этике, где главным вопросом становится не то, что есть вещи сами по себе, а то, как они к нам относятся. Все основные направления: и стоицизм, и эпикуреизм, и скептицизм – рассматривают философию как учение, разрабатывающее правила и нормы человеческой жизни.
13. Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …
Рене Декарт – французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Декарт – один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. При этом, в отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию. Декарт требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума.
14. Э. Тоффлер разрабатывает концепцию …
Э. Тоффлер разрабатывает концепцию «электронного коттеджа». Эта концепция связана с перемещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок проблем современного общества. В обществе «электронных коттеджей» изменяется характер труда, люди возвращаются к натуральному хозяйству, но на более высокой, электронной основе. С идеей «электронного коттеджа» Э. Тоффлер связывает надежды на изменение всего технического базиса американского общества, считая, что существует возможность превращения наемных рабочих в независимых предпринимателей, владеющих средствами производства (в данном случае, электронным оборудованием).
15. Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано …
Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано Боэцием (ок.490–524 гг.) – средневековым философом. Личность – индивидуальная субстанция разумной природы.
16. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
Древнегреческий философ Фалес, живший в Милете, первоосновой всего существующего считал воду: все возникло из воды путем сгущения или разряжения ее.
Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Он считал, что существует множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и лишены пустоты.
Августин, развивая религиозную картину мира, ввел принцип креационизма, согласно которому Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновьи вновь. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие.
Субстанция рассматривается как объективная реальность. Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал.
16. Свойствами Добра, по мнению В. С. Соловьева, являются …
Основу философии В. С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает; 3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения.
17. Установите соответствие между именами учёных и этапами развития науки.
1. Н. Коперник
2. Эвклид
3. А. Эйнштейн
4. Г. Лейбниц
Эвклид – создатель элементарной геометрии и теории чисел, в своих трудах подвел итог трехсотлетнему развитию древнегреческой философии, его творчество относится к периоду преднауки, когда научные знания являлись составной частью философского знания. Н. Коперник (1473 – 1543) создает гелиоцентрическое учение о мире на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов, что послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона. Их труды способствовали размыванию религиозной картины мира и стали началом первой научной революции в XVII веке.
Г. Лейбниц (1646 – 1716), немецкий философ, физик и математик конца XVII века. В математике независимо от И. Ньютона создал математический анализ, в физике вывел понятие «живой силы» – кинетической энергии. Творчество Г. Лейбница завершает философию XVII века и предваряет немецкую классическую философию. А. Эйнштейн (1879 – 1955) является создателем специальной и общей теории относительности, квантовой теории света.
18. Автором концепции «обоснованного рационализма» является …
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр – французский философ, представитель неорационализма. Согласно Башляру, познание прошло в своем развитии ряд этапов: первый этап – «донаучный»; второй – научный; третий – этап «нового научного духа». Последний этап выражает особенности развития науки в ХХ веке. Так, на смену классической уверенности в окончательности научных истин приходит понимание условности и относительности научных истин.
19. Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.
Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как относительная истина. Относительная истина объективна по содержанию и исключает заблуждения и ложь.
Так, классическая механика до возникновения теории относительности, считалась истинной в некотором абсолютном смысле. В дальнейшем выяснилось, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений.
19. Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.
1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами
2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга
3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку
Одним их важнейших для философии вопросов является вопрос о сущности движения и развития. Его можно сформулировать следующим образом: «Развивается мир или он остается неизменным?» Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII – XIX вв. В древности, например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. К. Маркс и Ф.Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма.
Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно.
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. ХХ века. Представители: И. Пригожий, Г. Хакен и т.д. В рамках синергетики формируется энергетическая стратегия в понимании природы, в которой подчеркивается нелинейность, неустойчивость, неравновесность и самоорганизация природных процессов, а природа предстает как открытая динамическая система нелинейных процессов становления или изменений, где «выбор» пути определяется точкой бифуркации и аттракторами. Синергетика раскрывает механизмы самоорганизации систем, или перехода из хаоса к порядку, к организации (внутренней упорядоченности).
20. Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.
1. Принятие антимонопольного законодательства
2. Производство мебели
3. Формирование рабочего класса
Общество как система подразделяется на подсистемы – сферы общественной жизни: 1) экономическую – материальное производство и отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и потребления материальных благ; 2) социальную – взаимодействие людей в группах, классах, слоях и групп между собой; 3) политическую – деятельность организаций и социальных групп по поводу государственной власти и управления; 4) духовную – различные формы и уровни общественного сознания (моральные и правовые нормы, мифология, религия, искусство, философия, наука, образование, психология и идеология)
21. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.
22. Установите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки.
1. Создание научных лабораторий
2. Исследования Г. Галилея
3. Научно-техническая революция
4. Создание А.Эйнштейном теории относительности
XVIII – XIX вв. – эпоха научных революций, начинается с исследований Н. Коперника и Г. Галилея и увенчивается физико-математическими трудами И. Ньютона и Г. Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания, начинается систематизация и обобщение отдельных разрозненных знаний. XVIII – XIX вв. – период классической науки, образуется множество отдельных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется научный опыт. Наука становится самостоятельной отраслью общественного труда, возникают научные лаборатории. Первая половина XX века характеризуется революционными открытиями в целом ряде наук, к одним из наиболее важных таких достижений относится формулировка А. Эйнштейном теории относительности. Вторая половина XX века приводит науку к новым преобразованиям, которые характеризуются как научно-техническая революция.
23. Формами чувственного познания являются …
Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Чувственное познание является начальной ступенью познания, формируется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами.
24. Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено …
Неоконченный труд Ф. Энгельса «Диалектика природы» представляет собой попытку создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания. Согласно принятому в марксизме материалистическому пониманию диалектики, в работе Энгельса утверждается идентичность определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении.
25. Идею регресса исторического развития предложил
Идею регресса исторического развития предложил Гесиод – древнегреческий мыслитель. Идея исторического регресса в трудах Гесиода, была выражена в схеме нисходящего развития общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».
26. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель
Все многообразие точек зрения можно свести к основным взглядам на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: 1) как определенная фаза развития культуры – А. Тойнби рассматривал цивилизацию как этап развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль; 2) как сходные, так и имеющие важные различия – Ф. Бродель придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений; 3) как противоположности – согласно теории О. Шпенглера, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, это живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности; в цивилизации же нет места для творческого расцвета личности, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она превращает людей в безликие существа; 4) как синонимы – культура для Э. Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации.
26. Установите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:
1. Молодежь
2. Башкиры
3. Член ЛДПР
4. Православные
Наиболее распространенной социальной общностью является социальная группа. Социальная группа – это объединение людей по социально значимым критериям: полу, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, образованию и т.д. Один человек может одновременно являться членом нескольких групп: семьи, трудового коллектива, политической партии и т.д. Молодежь представляет собой социальную группу, выделенную, прежде всего, по возрастному критерию. Вместе с тем можно выделить те культурные черты, которые характерны для большинства представителей данной группы: особый характер отношений (дружба и приятельство), социально-психологические особенности (период становления личности), схожие черты поведения. Башкиры – это социальная группа, выделенная по этническому признаку. Этносы отличают друг от друга, в первую очередь, общность языка и культуры, но это не означает, что представители одного этноса обязательно проживают на общей территории. Важным критерием социальной дифференциации является политический признак. Люди объединяются в группы, исходя из того, что разделяют общие политические идеи – так возникают партии. К партиям, различающимся по идеологическому признаку, и относятся представители либеральной—демократической партии. Разные люди в обществе исповедуют различные религии и являются представителями различных конфессиональных объединений. Православие является одной из конфессий христианской религии.