едином портале бюджетной системы российской федерации информация о субсидиях
Минфин решил частично вернуть доступ к данным о госсубсидиях
Минфин восстановит публичный доступ к реестру соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов, который был прекращен в декабре 2020 года. Это следует из методических документов по распределению ассигнований федерального бюджета на 2022–2024 годы, представленных министерством в начале июля.
В этих материалах указано, что Минфин планирует в конце 2021 года разместить на портале «Электронный бюджет» информацию о безвозмездных субсидиях юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям в целях «обеспечения публичности информации о предоставлении средств государственной поддержки».
Новый реестр субсидий будет опубликован в течение семи рабочих дней после принятия Госдумой закона о бюджете на 2022 год, то есть примерно к началу декабря 2021 года, следует из материалов Минфина. Публиковаться будет информация о субсидиях, планируемых к предоставлению в 2022–2024 годах. В документе министерства не указано, будет ли размещена информация о субсидиях, предоставленных до конца 2020 года, а также в 2021 году, когда реестр был недоступен. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.
Почему реестр субсидий важен
Реестр субсидий наполнялся в течение нескольких лет и содержал информацию о распорядителе и получателе госсредств, цели поддержки, графике перечисления субсидии и даже копии соответствующих соглашений о предоставлении субсидии. Специалисты по открытым данным Иван Бегтин и Ольга Пархимович писали в 2019 году, что в реестре была накоплена информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,4 трлн руб. Но в конце 2020 года реестр исчез с портала «Электронный бюджет» (сейчас по этому адресу выдается 404-я ошибка — страница не найдена).
На тот момент техподдержка портала сообщала РБК, что доступ к реестру приостановлен «по распоряжению руководства Федерального казначейства». Казначейство и Минфин (операторы портала «Электронный бюджет») не прокомментировали ситуацию.
«Желающих закрыть реестр всегда было много, потому что там фигурировали очень крупные чувствительные субсидии для государственных СМИ и государственных НКО, причем на десятки миллиардов рублей», — утверждает председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин. По данным проекта КГИ «Госзатраты», являвшегося фактически «зеркалом» реестра субсидий, в 2018 году в десятку крупнейших получателей госсубсидий входили ВГТРК и АНО «ТВ-Новости» (управляет телеканалом RT). В 2020 году на фоне пандемии коронавируса федеральный бюджет выдал особенно много субсидий юрлицам. «Субсидии выделялись авиа- и железнодорожным перевозчикам, круизным компаниям, организациям культуры. Финансовую помощь получили более 100 аэропортов страны», — говорил премьер Михаил Мишустин в ходе ежегодного отчета перед Госдумой в мае.
Механизм распределения госсубсидий в бюджетной системе России «практически никогда не имел отношения к конкуренции», отмечали Бегтин и Пархимович: «Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим».
Каких данных станет меньше после возврата реестра
Два источника РБК, знакомых с ситуацией, сказали, что публичный доступ к реестру был приостановлен из-за «чувствительности» определенных субсидий с точки зрения западных санкций и возможных споров во Всемирной торговой организации (ВТО). Размещение сведений о госсубсидиях на портале «Электронный бюджет» регулируется Порядком ведения реестра соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, который утверждается Минфином.
В январе 2021 года, когда реестр уже был не доступен, Минфин разместил на портале regulation.gov.ru для двухнедельного общественного обсуждения приказ о внесении изменений в этот порядок в части существенного ограничения публикуемой информации о субсидиях. Предложений в рамках общественного обсуждения в Минфин не поступало, говорится на странице проекта. Пояснительная записка не содержала объяснений ограничения информации. Приказ вступил в силу в апреле 2021 года: из него следует, что в реестре на портале «Электронный бюджет» теперь может публиковаться только информация о наименовании ведомства — распределителя субсидии, реквизитах нормативного акта, на основании которого предоставляется субсидия, размере господдержки и коде классификации бюджетных расходов на предоставление субсидии. В то же время такая информация, как наименование получателя госсредств, целевое назначение субсидии, плановые значения результатов использования этой субсидии, копии соглашения о субсидии и отчетности ее получателя об ее использовании, публиковаться не будет. Если Минфин опять не внесет изменений в приказ, размещаемая информация о госсубсидиях с конца 2021 года будет регулироваться этим новым порядком.
Федеральное казначейство подтвердило РБК, что «в настоящее время осуществляется доработка информационных систем для размещения информации из Реестра соглашений (договоров) на Едином портале с целью обеспечения доступности пользователям». Объем размещаемой информации будет определяться обновленным приказом Минфина, подтвердили в казначействе. Там добавили, что причины закрытия доступа к реестру в 2021 году ведомству неизвестны, поскольку порядок ведения реестра субсидий — это прерогатива Минфина России.
Счетная палата была в курсе ситуации с доступностью реестра соглашений о предоставлении субсидий на портале «Электронный бюджет», для прояснения этого вопроса в Минфин было направлено соответствующее письмо, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Ведомство Алексея Кудрина выступает «за доступность информации в максимально возможном объеме».
«Счетная палата приветствует планы Минфина о возобновлении публичного доступа к реестру. Также мы надеемся на восстановление доступа к данным за 2021 год. Соблюдение принципа открытости имеет особое значение», — говорится в ответе ведомства на запрос РБК.
В 2019 году Международный валютный фонд анализировал ситуацию с прозрачностью российских данных о бюджете — в частности, призывал раскрыть на консолидированной основе доходы и расходы госпредприятий в составе бюджетной отчетности и снизить долю засекреченных расходов федерального бюджета. Минфин тогда подчеркивал, что большинство рекомендаций по повышению бюджетной прозрачности уже реализуются.
Минфина России от 30.12.2020 N 09-01-10/116525 (вместе с «Рекомендациями по указанию в правовых актах положений о размещении информации на едином портале»)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2020 г. N 09-01-10/116525
I. Приведение правовых актов в соответствие с Постановлением N 1492
Согласно пункту 3 Постановления N 1492 исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить приведение правовых актов в соответствие с Постановлением N 1492 при первом внесении изменений в указанные правовые акты, но не позднее 1 июня 2021 года.
Необходимо отметить, что в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492», предусматривающий в том числе уточнение редакции вышеуказанного пункта в части срока внесения изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Общими требованиями (не при первом внесении изменений в такие акты, а до 1 июня 2021 года (по аналогии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета).
II. Размещение информации о субсидиях и отборе получателей субсидии
о субсидиях, планируемых к предоставлению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
об объявлении о проведении отбора получателей субсидии;
о результатах рассмотрения предложений (заявок), поданных участниками отбора, в том числе информация об участниках отбора и предложениях (заявках), подаваемых участниками отбора;
о результатах отбора получателей субсидии.
Возможность размещения на едином портале информации о субсидиях, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, планируется обеспечить до 1 октября 2021 года.
В целях размещения информации об отборе получателей субсидии на едином портале до 1 октября 2021 года финансовый орган субъекта Российской Федерации может направить согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему письму сведения об отборе по форме, для получения доступа к которой необходимо обратиться по адресу электронной почты 1067@minfin.ru.
Минфин России обеспечит размещение сформированных сведений об отборах, полученных от финансовых органов субъекта Российской Федерации, на едином портале.
В правовые акты в соответствии с Общими требованиями включаются положения о размещении информации на едином портале согласно рекомендациям, приведенным в приложении N 3 к настоящему письму.
III. Включение информации об отборе в правовой акт
Абзацем 5 подпункта «б» пункта 4 Общих требований установлено, что в объявлении о проведении отбора получателей субсидии указывается доменное имя, и (или) сетевой адрес, и (или) указатели страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором обеспечивается проведение отбора.
Главные распорядители бюджетных средств вправе использовать для проведения отбора получателей субсидии официальные сайты, иные информационные системы, указанные в правовом акте.
Абзацем 7 подпункта «б» пункта 4 Общих требований установлено, что в объявлении о проведении отбора получателей субсидии указывается порядок подачи предложений (заявок) участниками отбора и требований, предъявляемых к форме и содержанию предложений (заявок), подаваемых участниками отбора, в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Общих требований.
Исходя из содержания указанного абзаца, порядок подачи предложений (заявок) участниками отбора и требований, предъявляемых к форме предложений (заявок), подаваемых участниками отбора, определяется главным распорядителем бюджетных средств.
Требования о подаче предложений (заявок) исключительно в электронной форме Общими требованиями не установлены. При этом после введения в эксплуатацию в ГИИС «Электронный бюджет» сервиса, позволяющего осуществлять отбор получателя субсидий, главные распорядители бюджетных средств, при необходимости, смогут организовать формирование и подачу предложений (заявок) в электронном виде в указанной информационной системе.
Подпунктом «з» пункта 4 Общих требований предусмотрено, что в целях установления порядка проведения отбора в правовом акте указывается порядок формирования комиссии для рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора (при необходимости).
Указанное требование включается в правовой акт в случае, если главным распорядителем средств федерального бюджета полномочия по рассмотрению заявок (предложений) не отнесены к единоличной компетенции должностного лица.
При наличии у главного распорядителя бюджетных средств коллегиальной системы рассмотрения заявок (предложений) участников отбора возможно указание в правовом акте ссылки на нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования комиссии.
представления финансовым органом субъекта Российской
Федерации в Минфин России информации об отборе
Наименование бюджета бюджетной системы
Наименование и реквизиты нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидии
Информация о проведении отбора получателей субсидии
Информация об участниках отбора получателей субсидии
Информация о результатах отбора получателей субсидии
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ОРГАНОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В МИНФИН РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОТБОРЕ
Срок представления информации в Минфин России
Адрес сайта (раздела сайта), на котором размещена информация о проведении отбора
Не позднее 3 рабочего дня, предшествующего сроку размещения на едином портале объявления о проведении отбора, указанному в правилах (порядке) предоставления субсидии
Адрес сайта (раздела сайта), на котором размещена информация об участниках отбора
Абзац пятый подпункта «д» пункта 4 Общих требований
В течение 2 рабочих дней, следующих за днем окончания подачи предложений (заявок) на участие в отборе
Адрес сайта (раздела сайта), на котором размещена информация о результатах отбора
В течение 10 рабочих дней, следующих за днем определения получателя субсидии
ПО УКАЗАНИЮ В ПРАВОВЫХ АКТАХ ПОЛОЖЕНИЙ О РАЗМЕЩЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ НА ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ
Содержание Общих требований N 1492
Содержание правовых актов
3. В целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются:
Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Бюджет».
4. В целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются:
б) сроки размещения на едином портале, а также при необходимости на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявления о проведении отбора с указанием:
даты размещения результатов отбора на едином портале, а также при необходимости на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителя отбора (с соблюдением сроков, установленных пунктом 26(2) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», в случае предоставления субсидий из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации);
Объявление о проведении отбора размещается на едином портале и на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 февраля 2020 года.
Объявление о проведении отбора содержит следующую информацию:
дата размещения результатов отбора на едином портале и на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая не может быть позднее __-го календарного дня, следующего за днем определения победителя отбора
4. В целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются:
д) требования, предъявляемые к форме и содержанию предложений (заявок), подаваемых участниками отбора, которые включают в том числе согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об участнике отбора, о подаваемом участником отбора предложении (заявке), иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица);
Заявка, подаваемая участниками отбора, включает:
согласие на публикацию (размещение) на едином портале и на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об участнике отбора, о подаваемом участником отбора предложении (заявке)
4. В целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются:
ж) правила рассмотрения и оценки предложений (заявок) участников отбора, включающие:
сроки размещения на едином портале, а также на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах рассмотрения предложений (заявок), включающей следующие сведения:
дата, время и место проведения рассмотрения предложений (заявок);
дата, время и место оценки предложений (заявок) участников отбора (в случае проведения конкурса);
информация об участниках отбора, предложения (заявки) которых были рассмотрены;
информация об участниках отбора, предложения (заявки) которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие предложения (заявки);
последовательность оценки предложений (заявок) участников отбора, присвоенные предложениям (заявкам) участников отбора значения по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений (заявок) участников отбора, принятое на основании результатов оценки указанных предложений решение о присвоении таким предложениям (заявкам) порядковых номеров (в случае проведения конкурса);
наименование получателя (получателей) субсидии, с которым заключается соглашение, и размер предоставляемой ему субсидии.
Протокол рассмотрения и оценки предложений участников отбора размещается на едином портале и на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее __ дня с даты завершения подачи предложений (заявок).
Едином портале бюджетной системы российской федерации информация о субсидиях
от 28 декабря 2016 года N 243н
(с изменениями на 5 октября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 296н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2019, N 0001201904110025);
приказом Минфина России от 5 октября 2020 года N 228н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2020, N 0001202011110041).
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; N 52, ст.6983; 2014, N 43, ст.5795; 2016, N 27, ст.4278), в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемые:
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, за исключением:
пункта 2 и 12 Порядка в части информации финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, абзаца шестого пункта 10 Порядка в части информации финансовых органов субъектов Российской Федерации, абзаца восьмого пункта 10 Порядка в части информации органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, вступающих в силу с 1 января 2018 года;
пункта 2, абзацев седьмого, девятого и десятого пункта 10, пункта 12 Порядка в части информации финансовых органов муниципальных образований, вступающих в силу с 1 января 2020 года.
(Абзац дополнительно включен с 22 апреля 2019 года приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 296н)
в Министерстве юстиции
регистрационный N 46620
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2016 года N 243н
Состав информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации
(с изменениями на 5 октября 2020 года)
На едином портале бюджетной системы Российской Федерации размещается:
1. Общая информация о бюджетной системе и бюджетном устройстве Российской Федерации, включая:
информацию о структуре бюджетной системы Российской Федерации, правовой форме бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принципах бюджетной системы Российской Федерации;
информацию о бюджетных полномочиях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
общие сведения о публично-правовых образованиях, формирующих и исполняющих бюджеты.
2. Информация о бюджетном законодательстве Российской Федерации, включая:
информацию о структуре бюджетного законодательства Российской Федерации;
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения;
иные законодательные, нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие отношения в бюджетной и налоговой сфере.
3. Информация о бюджетной классификации Российской Федерации, включая:
сведения о понятии, составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации;
информацию о кодах классификации доходов бюджетов, кодах источников финансирования дефицитов бюджетов, кодах классификации операций сектора государственного управления, кодах классификации расходов бюджетов;
перечень главных администраторов доходов бюджетов, закрепляемых за ними видов (подвидов) доходов, перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов;
информацию о порядках применения бюджетной классификации Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 22 апреля 2019 года приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 296н)
4. Информация о бюджетном процессе, включая:
понятие и стадии бюджетного процесса;
информацию об участниках бюджетного процесса, в том числе функции участников бюджетного процесса, бюджетные полномочия участников бюджетного процесса;
реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
план-график реализации бюджетного процесса на текущий год с указанием ответственных за выполнение мероприятий плана-графика и результатов их реализации.
5. Информация о правилах и процедурах составления, утверждения, исполнения бюджетов и кассового обслуживания, включая:
правила, порядок и сроки составления проектов бюджетов, документы, необходимые для составления проектов бюджетов, информацию об органах, осуществляющих составление проектов бюджетов;
планы-графики составления проектов бюджетов с указанием ответственных за выполнение мероприятий указанных планов-графиков и результатов их реализации;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования и иные сведения, необходимые для составления проекта бюджета;
порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период;
проект бюджетного прогноза, бюджетный прогноз, изменения в бюджетный прогноз Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии) на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на долгосрочный период;
порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования;
среднесрочный финансовый план муниципального образования (при наличии);
информацию о порядке разработки и реализации федеральной адресной инвестиционной программы;
информацию о проекте расходов, направляемых на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных расходах на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, изменении расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и показателях кассового исполнения указанных расходов;
информацию о порядках формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, дорожного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального дорожного фонда;
информацию о порядках формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации;
информацию о порядке рассмотрения и утверждения закона (решения) о бюджете;
проект закона (решения) о бюджете, закон (решение) о бюджете, проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, закон (решение) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете;
документы и материалы (а также информация о них), представляемые в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете, проектом закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете;
информацию об основах исполнения бюджетов;
порядки исполнения бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета;
основы кассового обслуживания исполнения бюджетов;
общую информацию об органах, обеспечивающих и организующих исполнение бюджетов;
сведения о руководителях органов, обеспечивающих и организующих исполнение бюджетов, в том числе биографии и фотографии указанных руководителей;
общую информацию о качестве финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджетов;
результаты мониторинга оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджетов;
информацию о порядке формирования и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной сметы казенных учреждений, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
информацию о порядке формирования государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ;
информацию о порядке составления и ведения кассового плана бюджетов;
информацию о порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов;
информацию о порядке исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;
информацию о порядке исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов;
сводные бюджетные росписи бюджетов;
информацию об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;
информацию об исполнении решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих взыскания на средства бюджетов.