единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

Глава 10. Единовременное денежное поощрение муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальной должности при увольнении с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

Глава 10. Единовременное денежное поощрение муниципальных служащих, лиц замещающих муниципальной должности при увольнении с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

1. Муниципальному служащему при увольнении с муниципальной службы на пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в 5-кратном размере его месячного денежного содержания по должности муниципальной службы, занимаемой им на день увольнения при наличии стажа муниципальной службы 15 лет, и за каждый последующий полный год муниципальной службы 0,5 денежного содержания, но не более 10-и размеров денежного содержания муниципального служащего в совокупности выплаты.

Стаж муниципальной службы определяется в соответствии со статьей 23 Закона Республики Татарстан «О муниципальной службе в Республике Татарстан» на день увольнения муниципального служащего с муниципальной службы.

Для целей настоящей статьи под выходом на пенсию за выслугу лет понимается увольнение с муниципальной службы по достижению возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости или назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением увольнения муниципального служащего в связи с виновными действиями, и при наличии стажа муниципальной службы, необходимой для получения пенсии за выслугу лет.

2. В состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера единовременного денежного поощрения, включается должностной оклад, надбавка за классный чин, надбавка за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), надбавка за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячное денежное поощрение и иные ежемесячные выплаты. При этом ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы включается в размере, установленном не менее чем за 6 месяцев до увольнения служащего. В состав месячного денежного содержания включается также 1/12 размера единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

3. Распоряжение руководителя муниципального органа местного самоуправления о выплате единовременного денежного поощрения, предусмотренного настоящим решением, издается одновременно с распоряжением об увольнении муниципального служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

4. Единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет выплачивается муниципальным органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий проходит службу непосредственно перед увольнением не позднее дня увольнения муниципального служащего

5. Единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет выплачивается 1 раз. При поступлении гражданина на муниципальную службу после выхода на пенсию за выслугу лет и последующем прекращении муниципальной службы, единовременное денежное поощрение, предусмотренное настоящим решением, повторно не выплачивается

6. Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, выплачивается из средств бюджета муниципального района.

7. Данное положение главы 10 распространяется на лиц, замещающих муниципальные должности».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Когда и как выходят на пенсию муниципальные служащие

Кто такие муниципальные служащие

Так называют сотрудников органов местной власти. Они не являются гражданскими служащими, которые трудятся в органах федеральной власти и власти на уровне субъектов РФ, а обладают собственным статусом. Их правовое положение, особенности службы и условия выхода на муниципальную пенсию в 2020 году урегулированы законом № 25-ФЗ от 02.03.2007. Человек является муниципальным служащим, если:

Что требуется для назначения пенсионных выплат за выслугу

Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:

Пункт 1.1 статьи 7 166-ФЗ устанавливает условия, при которых гражданин получает пенсию по выслуге лет до того, как появляются основания для назначения страховой по старости, то есть досрочно:

Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2020 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет. Других изменений, включая индексацию пенсий муниципальным служащим в 2020 году, не предвидится, но учитывая, что сотрудники органов власти всех уровней первыми тестируют на себе грядущие законодательные изменения, требования для получения выплат периодически меняются.

Виды выплат муниципальным служащим

Муниципальные служащие вправе получать одновременно:

Такие работники вправе получать пенсию по инвалидности, если по медицинским показаниям им присвоена та или иная группа. Для ее получения не обязательно иметь статус муниципального служащего, она доступна любому гражданину, который имеет страховой стаж. Минимальная продолжительность необходимого страхового стажа не устанавливается.

Назначение страховой выплаты по старости

Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.

Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:

Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016)Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей
МужчиныЖенщины
2017V + 6 месяцевV + 6 месяцев
2018V + 12V + 12
2020V + 18V + 18
2020V + 24V + 24
2021V + 36V + 36
2022V + 48V + 48
2023V + 60V + 60
2024V + 60V + 72
2025V + 60V + 84
2026 и последующиеV + 60V + 96

V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.

Порядок оформления

Чтобы оформить надбавку к пенсии муниципальным служащим в 2020 году, следует обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда РФ по месту проживания пенсионера. Из документов потребуются:

П ри наличии оснований, для корректного исчисления страховой пенсии потребуются:

Подать документы гражданин вправе лично в ПФ РФ, отправить их по почте, через МФЦ либо с помощью личного кабинета гражданина на сайте ПФ РФ.

Как рассчитать, какая выплата положена местным сотрудникам

То, как начисляется муниципальная пенсия в 2020 году, определено ст. 14 166-ФЗ, где указано, что базовый размер составляет 45% от средней заработной платы, которая была у гражданина. За каждый дополнительный год стажа сверх необходимого пенсионеру полагается надбавка — 3% от зарплаты. Н езависимо от продолжительности отработанного стажа, такая доплата к муниципальной пенсии с 2020 года не превысит 75% от зарплаты.

Размер начисляемой пенсии повышается с помощью индексации или назначения тех или иных надбавок. Выплаты индексируют в порядке, установленном нормативными актами конкретного местного образования и представляют собой применение размеру пенсии определенного повышающего коэффициента.

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Источник

Единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсиюОбзор документа

Письмо Минфина России от 22 сентября 2020 г. N 02-05-10/83214 Об отражении в учете расходов на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию и об обложении страховыми взносами единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальным служащим при увольнении из органа местного самоуправления в связи с выходом на пенсию

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Содержащийся в указанном обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица государственного (муниципального) органа сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке государственного (муниципального) органа с подписью лица на то уполномоченного.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Исходя из положений Порядка N 85н и Порядка N 209н расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию подлежат отражению по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Учитывая, что единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении их по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, рассчитываемое в зависимости от стажа работы, не поименовано в перечне необлагаемых страховыми взносами выплат согласно статье 422 Кодекса, то такая выплата облагается страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса в общеустановленном порядке.

В отношении обложения налогом на доходы физических лиц сообщаем, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальному служащему, уволенному из органа местного самоуправления по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, статья 217 Кодекса не содержит, и указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Директор ДепартаментаС.В. Романов

Обзор документа

Расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию отражаются по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию, облагается страховыми взносами и НДФЛ.

Источник

Единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсию

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

единовременная выплата муниципальным служащим при выходе на пенсиюОбзор документа

Письмо Минфина России от 11 марта 2020 г. N 06-04-12/01/18058 О правомерности единовременной денежной выплаты в связи с выходом на пенсию в случае подпадания муниципального образования под ограничения, установленные статьей 136 БК РФ

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем по вышеуказанному вопросу сообщаем следующее.

Согласно представленным материалам решение о выплате единовременного поощрения в размере 15 окладов месячного денежного содержания утверждено распоряжением Главы сельского поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 136 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2016 году) муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Муниципальные образования с уровнем дотационности более 20 процентов не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

При этом перечень муниципальных образований в зависимости от уровня дотационности ежегодно утверждается финансовым органом субъекта Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года.

В соответствии с распоряжением Министерства финансов Московской области от 21.05.2015 N 22РВ-30 «Об утверждении перечней муниципальных образований Московской области, распределенных в зависимости от расчетной доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, по отношению к собственным доходам местных бюджетов, а также, не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, на 2016 год» сельское поселение муниципального района включено в перечень муниципальных образований с уровнем дотационности более 20 процентов, в связи с чем данное сельское поселение подпадает под ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

Согласно статье 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Также статьей 5 Закона N 25-ФЗ предусмотрена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, а также установлена соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

В этой связи полагаем, что в случае, если предоставление единовременной денежной выплаты в связи с выходом на пенсию осуществлялось в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) и не превышало установленных Правительством Московской области нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления, то предоставление указанной выплаты не подпадает под ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

В ином случае предоставление выплаты не связано с решением вопросов местного значения сельского поселения, относится к правам органов местного самоуправления и подпадает под ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

Учитывая, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением органами местного самоуправления установленных статьей 136 БК РФ ограничений относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросу применения к сельскому поселению ограничений необходимо обращаться в органы государственной власти Московской области.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношенийД.С. Хворостухина

Обзор документа

В рассматриваемой ситуации решение о выплате единовременного поощрения в размере 15 окладов утверждено распоряжением Главы сельского поселения. Сельское поселение было включено в перечень муниципальных образований с уровнем дотационности более 20%. Поэтому оно не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения.

Если единовременная денежная выплата в связи с выходом на пенсию предоставлялась в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе, трудовым договором (контрактом) и не превышала установленных регионом нормативов, то предоставление выплаты не подпадает под ограничения для дотационных бюджетов.

В ином случае предоставление выплаты не связано с решением вопросов местного значения сельского поселения, относится к правам органов местного самоуправления и подпадает под ограничения для дотационных бюджетов.

Источник

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 56-КГ17-26

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2017 г. N 56-КГ17-26

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Джикии Ирины Васильевны к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении

по кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Бондарь Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Джикия И.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении.

Джикия И.В. полагает, что ей необоснованно не было выплачено указанное единовременное поощрение, поскольку за время прохождения муниципальной службы она неоднократно поощрялась и награждалась различного рода знаками отличия. Также считает, что работодателем не было принято решение о выплате ей единовременного поощрения в нарушение установленного муниципальными правовыми актами порядка. Джикия И.В. указала, что необходимость ее увольнения именно с 24 мая 2016 г. была вызвана семейными обстоятельствами, что не могло послужить основанием для непринятия работодателем решения о выплате ей единовременного поощрения, в связи с чем просила взыскать с администрации г. Владивостока не выплаченное ей единовременное поощрение в размере 135 000 руб., денежную компенсацию за невыплату этого пособия в установленные сроки в размере 3 777 руб. 75 коп. и денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Представитель администрации г. Владивостока в суде иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 7 ноября 2016 г. исковые требования Джикии И.В. удовлетворены частично.

В доход местного бюджета с администрации г. Владивостока взыскана государственная пошлина в размере 4 326 руб. 27 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 8 августа 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 9 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Джикия И.В. с 21 февраля 2002 г. проходила муниципальную службу в администрации г. Владивостока на основании трудового договора муниципальных служащих старшей и младшей групп должностей, занимала должность заведующего сектором N 2 по Первомайскому району отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 7 марта 2008 г. Джикия И.В. переведена на должность главного специалиста 1 разряда управления по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В соответствии с пунктом 3.4 дополнительного соглашения к трудовому договору муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и данным трудовым договором.

23 мая 2016 г. Джикия И.В. подала заявление об увольнении с 24 мая 2016 г. в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

Распоряжением администрации г. Владивостока от 23 мая 2016 г. N 1105-рл Джикия И.В. освобождена от замещаемой должности муниципальной службы и уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет). Управлению бухгалтерии администрации г. Владивостока поручено произвести с Джикией И.В. окончательный расчет, выплатить ей единовременную выплату в размере двух должностных окладов пропорционально отработанному времени.

Единовременное денежное поощрение, предусмотренное муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» Джикие И.В. выплачено не было.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Джикия И.В. о взыскании единовременного поощрения муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что непосредственным руководителем Джикии И.В. не исполнена обязанность по направлению ходатайства работодателю о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, а работодателем не выполнена обязанность принять решение о его выплате. Также суд указал, что утвержденным муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» не предусмотрена обязанность работника обращаться к руководителю с заявлением для производства указанной выплаты, поскольку данная обязанность возложена на работодателя.

В связи с удовлетворением требования Джикии И.В. о взыскании невыплаченного единовременного поощрения суд признал ее требование о взыскании с ответчика процентов за нарушение сроков выплаты единовременного поощрения и компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив суждением о том, что муниципальными правовыми актами муниципальным служащим гарантирована выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, которое выплачивается за безупречную и эффективную муниципальную службу. Доказательств того, что при прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по выслуге лет Джикия И.В. имела дисциплинарные взыскания, влекущие лишение ее права на получение поощрения, ответчиком не представлено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Приморском крае, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае».

Статьей 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе» установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края (часть 3 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае»).

Порядок применения поощрений устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края (часть 2 статьи 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае»).

Согласно пункту 2 Порядка выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учетом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.

Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения предусматривается правовым актом, принимаемым представителем нанимателя (работодателем). Сумма единовременного поощрения начисляется муниципальному служащему одновременно с окончательным расчетом (пункт 3 Порядка выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Приморском крае, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 2 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае», относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае» виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанных в статье 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае» видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания, порядок и условия применения поощрений к муниципальным служащим, в том числе единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, пришли к ошибочному выводу о том, что выплата муниципальному служащему данного единовременного поощрения гарантирована законом и в связи с этим на представителя нанимателя (работодателя) возложена обязанность инициировать рассмотрение вопроса о возможности выплаты муниципальному служащему данного вида поощрения.

Судебными инстанциями также не учтено, что в соответствии с Порядком выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учетом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, такое мотивированное ходатайство о применении к Джикие И.В. вознаграждения в виде единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет непосредственным руководителем Джикии И.В. в адрес представителя нанимателя (работодателя) не направлялось.

Вывод судебных инстанций о том, что направление данного ходатайства является обязанностью непосредственного руководителя Джикии И.В., не основан на нормах закона, поскольку ни Закон Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае», ни муниципальный правовой акт г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» такой обязанности на руководителя муниципального служащего не возлагают.

Решение вопроса о выплате муниципальному служащему единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с учетом мотивированного мнения непосредственного руководителя муниципального служащего отнесено указанными нормативными правовыми актами к компетенции и на усмотрение представителя нанимателя (работодателя).

С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. отменить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *