единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства

Взаимосвязь элементов формы государства

единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства

единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства

единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства; соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организованна территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют 3 общепризнанные формы государственного управления:

3) Конфедеративная (промежуточная).

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например: это такие государства как Китай, Испания, Украина (Крымская автономная республика) и др.

Конфедерация – представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, экономических и военных), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

2 основные формы правления:

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной и во многом исполнительной власти.

При неограниченной (абсолютной) монархии – монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

При ограниченной монархии высшая гос-ая власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским Собором в Российской империи). К ограниченным относится монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, при которой:

1) гос-ая власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию и т.п.).

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок.

3) Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

(В республиках высшие органы гос-ой власти выборные (глава гос-ва – президент, парламент), которые избираются на определенный срок).

Источник

48. Соотношение элементов формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции

Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:

определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;

частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;

ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;

национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.

Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:

1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;

2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;

3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;

4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;

5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;

6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.

Источник

Соотношение элементов формы государства *

Кушхов Идар Русланович, ассистент кафедры теории и истории государства юридического факультета КБГУ.

В статье рассматривается соотношение форм государственного правления как организации высших органов государственной власти.

Автор приходит к выводу о том, что элементы формы государства находятся в сложном динамичном взаимодействии, обусловленном исторической динамикой его социального назначения, которое также не является неизменным, а, в свою очередь, обусловлено сложным комплексом различных социально-экономических, политических и культурных факторов.

Ключевые слова: государство, право, форма правления, власть, экономика, культура, федерализм.

The article considers correlation of forms of state rule as organization of higher agencies of state power.

The author makes a conclusion that the elements of form of state are in complex dynamic interaction conditioned by historical dynamics of its social purpose which also is not permanent and in its turn is conditioned by a complicated complex of various social-economic, political and cultural factors.

Key words: state, right, form of rule, power, economy, culture, federalism.

Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1999. С. 154.

Среди государств встречаются республики и монархии. Определив государство как монархию или республику, мы узнаем о нем очень немного. Республики различаются по формам, и монархии столь же многообразны. Встречаются формы правления, которые нельзя отнести ни к республикам, ни к монархиям.

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 65.
Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985. С. 86.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109.

Loewenstein K. Die Monarchic im Modernen Staat. Frankfurt am Mein, 1952. S. 18.

Под формой правления можно понимать исторически сложившуюся, обусловленную традициями общественной жизни, уровнем развития экономики и культуры систему формирования и взаимоотношений главы государства и высших органов законодательной и исполнительной власти.

Одной из теоретических проблем в юридической науке является вопрос о понятии и содержании термина «форма политико-территориального устройства».

Необходимо отметить, что термин «государственное устройство» в обыденной жизни, а иногда и в политической литературе употребляется в широком значении для характеристики государственного строя страны, системы государственного управления. В российской науке о государстве многие авторы перестали использовать данный термин как неудовлетворительный для решения задач конституционно-правовых научных исследований и заменили его терминами «политико-территориальное устройство государства», «территориальная организация публичной власти». Однако в эти термины вкладывается различное содержание.

Конституционное (государственное) право зарубежных государств. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996. С. 352.

Как правовой институт территориально-государственное устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями; нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.

Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 65.
Советское государственное право / Под ред. С.С. Кравца. М., 1985. С. 206.
Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 66.

Конституционное (государственное) право зарубежных государств. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2006. С. 352.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 801.

Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические аспекты. М., 1997. С. 37.

Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу. В отличие от догосударственной организации, когда население было организовано по кровнородственному принципу, государство является классовой организацией общества, при которой обеспечивается осуществление прав и обязанностей граждан по месту их жительства, безотносительно к роду и племени.

Во-вторых, под территориальной организацией государства имеют в виду организацию его территории, определение ее составных частей и организацию взаимоотношений между ними.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 262.

Термин «политико-территориальное устройство» обычно рассматривается как замена прежнего термина «форма государственного устройства». Именно этот термин наиболее приемлем для решения задач конституционно-правовых научных исследований, так как более объемен. В форму политико-территориального устройства современных государств включается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также и их взаимоотношения между собой.

Форма политико-территориального устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства. То есть в одних и тех же формах правления могут быть различные формы политико-территориального устройства.

В рамках унитарного государства существуют переходные формы политико-территориального устройства, такие, как региональные государства, полуфедеративные государства и квазифедерации.

Более сложной и в то же время менее распространенной формой политико-территориального устройства в современном мире является федерация.

Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2002. N 4. С. 64.
Duchacek I. The Territorial Dimension of Politics within almong and across Nations. Boulder, 1986. P. 96.

Федерализм: теория, институты, отношения (Сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2000. С. 13.

При анализе правовой регламентации устройства любого федеративного государства необходимо учитывать, прежде всего, два факта.

Во-первых, всякое федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов, но представляет собой единое целое, целостное государство и отнюдь не является какой-либо формой объединения отдельных государств.

Федерация в западных странах / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М., 1993. С. 3.

Одной из важнейших форм политико-территориального устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация.

На общность принципов построения и функционирования федерации и конфедерации как факторов, объединяющих их, указывается во многих источниках. В них же нередко в утвердительной, констатирующей форме, а еще чаще в дискуссионном плане обращается внимание на то, что в условиях существования как федерации, так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением.

В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.

Имея в виду данное обстоятельство, многие западные исследователи отнюдь не случайно именуют конфедерацию «сверхнациональной» организацией, «имеющей федеральный конец», или же рассматривают ее в качестве такого союза или ассоциации, который «не вписывается» в сложившиеся представления о национальной организации.

Конфедерацию с учетом принципов ее организации и перспектив развития можно условно относить к международным объединениям.

Международные объединения весьма распространены в современных условиях. Можно назвать следующие виды международных объединений: конфедерации, протектораты, унии, содружества, сообщества, ассоциации и союзы.

Исходя из изложенного, можно все существующие формы политико-территориального устройства подразделить на унитарные, федеративные и международные объединения государств. В рамках же унитарного государства существуют переходные формы политико-территориального устройства.

На фоне относительного консерватизма форм правления и политико-территориального устройства политический режим более изменчив и подвижен, ибо непосредственно зависит от реального соотношения общественных сил в государстве. Категория «политический режим» предназначена для содержательного анализа ряда важных внутренних сторон политического процесса и в этом смысле является определенным аспектом категории содержания государства. Политический режим в собственном смысле слова означает не фактическую форму правления, не все постоянно действующие и временные факторы политической жизни, а сами условия, климат, в которых они существуют. Поэтому непосредственным объектом исследования в рамках этой категории являются те реально действующие нормы, образцы поведения, которые формируют политическое сознание личности и регламентируют взаимоотношения участников политического процесса. В содержание понятия политического режима входит объем и возможности использования политических прав и свобод существующими в том или ином обществе социальными группами.

Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве. Как это имеет место в случае с формой правления, с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной власти, как это проявляется в форме политико-территориального устройства. Политический режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования.

В научной литературе существует несколько определений политического режима и представлений о нем. Одни из них незначительно отличаются друг от друга. Другие вносят весьма существенные коррективы в традиционно сложившееся о нем представление.

Наиболее распространенным представлением о политическом режиме в настоящее время является понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. Это наиболее устоявшаяся трактовка политического режима.

Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 112.

В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения.

Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом самого его существования.

Наряду с названными определениями политического режима, которые укладываются в устоявшееся о нем представление, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных его трактовок.

Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 296, 305.
Там же. С. 297.

Как видно из сказанного, понимание политического режима М. Ориу, обнаруженное им в начале XX в., существенно отличается от современной трактовки данного феномена. То, что автор называет государственным, административным и конституционным режимом, по существу отождествляет с государственным и общественным строем на различных этапах развития человечества. Однако данный подход, несомненно, имеет полное право на свое существование, ибо он помогает глубже и разносторонне понять исследуемую материю. Особенно ценен он был на ранних стадиях изучения государства. В настоящее же время такая трактовка имеет скорее историческую, нежели теоретическую и практическую значимость.

Идентифицируя политический режим с системой методов и способов осуществления политической власти, исследователи неизменно рассматривают его как наибольшую динамичную составляющую часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социальных сил. Политический режим в значительной мере индивидуализирует государство, его роль в государственно-правовом механизме и его социально-политическую значимость, а также указывает на его известную организационную значимость.

Таким образом, можно определить, что соотношение элементов формы государства включает три главных аспекта: относительную самостоятельность, взаимосвязь и взаимодействие.

Относительная самостоятельность кроется в их онтологическом статусе.

Взаимосвязь элементов формы государства заключается в их происхождении, детерминированности экономической, культурной и социальной общности. Они связываются и общностью исторической судьбы, и социальной урегулированностью, и упорядоченностью актуализации, и сбалансированностью социальных отношений.

Элементы формы государства находятся в сложном динамичном взаимодействии, обусловленном исторической динамикой его социального назначения, которое также не является неизменным, а, в свою очередь, обусловлено сложным комплексом различных социально-экономических, политических и культурных факторов. Именно историческая и политическая динамика социального назначения государства обусловливает неодинаковое соотношение элементов, составляющих содержание формы государства. Политическая динамика является свойством, качеством, присущим каждому элементу формы, выражающим их способность к изменению, модернизации, развитию.

Источник

Форма государства. Соотношение и взаимосвязь элементов формы государства

Понятие и классификация функций государственной власти.

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными под-разделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Государственные функции — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

• внешние функции — служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

• внутренние функции — служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

• основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;

• неосновные функции — являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов — это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций — основных, неосновных и функций государственных органов — проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

Понятие и элементы формы государства

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценки данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и нормы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в провидении провозглашенного политического курса.

единство и взаимосвязь элементов составляющих форму государства

Исследуя форму государства, необходимо исходить, прежде всего из того, что она: а) является одной из важнейших « составных» частей, проявлений и атрибутов государства и б) не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими « составными» частями, атрибутами государства.

В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Форма государства не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась1.

История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным образом относится к его форме.2 Серьёзное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с не государственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и другими организациями.) В различных странах, государственные формы имеют свои особенности характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. В месте с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Понятие формы государства охватывает:

организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

методы и способы осуществления государственной власти.

Соотношение и взаимосвязь элементов и формы государства.

Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *