единый европейский акт 1986

Единый европейский акт (ЕЕА) (Вместе с Заключительным актом и «Декларациями») (Подписан в г. Люксембурге 17.02.1986 и в г. Гааге 28.02.1986)

побуждаемые стремлением продолжить дело, начатое на основе Учредительных договоров о Европейских сообществах, и преобразовать всю совокупность отношений между их государствами в Европейский союз, в соответствии с торжественной Штутгартской декларацией от 19 июня 1983 г.;

полные решимости создать этот Европейский союз на основе, во-первых, Сообществ, функционирующих в соответствии с их собственными правилами, и, во-вторых, европейского сотрудничества в сфере внешней политики государств, поставивших свои подписи, и наделить этот Союз компетенцией, необходимой для его функционирования;

убежденные в том, что европейская идея, результаты, достигнутые в областях европейской интеграции и политического сотрудничества, а также необходимость дальнейшего развития отвечают устремлениям народов Европы, живущих в условиях демократии, для которых Европейский парламент, избранный на основе всеобщего избирательного права, является необходимым средством волеизъявления;

осознавая лежащую на Европе ответственность в связи с возрастающим стремлением выступать с единых позиций и действовать солидарно и согласованно, чтобы наиболее эффективно защищать свои общие интересы и независимость, а также подчеркивать принципы демократии и законности и прав человека, которым они привержены, для того чтобы внести свой общий вклад в поддержание мира и международной безопасности в соответствии с обязательствами, которые они приняли в рамках Устава Объединенных Наций;

преисполненные решимости улучшать экономическое и социальное положение путем расширения сферы действия общей политики и постановки новых целей, и обеспечивать более гармоничное функционирование Сообществ, давая возможность его органам реализовать свои компетенции в условиях, наиболее отвечающих интересам Сообщества;

решили одобрить настоящий Акт и назначили для этой цели в качестве своих полномочных представителей:

Его Величество Король Бельгийцев:

г-на Лео Тиндеманса, министра внешних сношений;

Ее Величество Королева Дании:

г-на Уффе Эллеманн-Енсена, министра иностранных дел;

Президент Федеративной Республики Германия:

г-на Ганса-Дитриха Геншера, федерального министра иностранных дел;

Президент Греческой Республики:

г-на Каролоса Папоулиаса, министра иностранных дел;

Его Величество Король Испании:

г-на Франсиско Фернандеса Ордоньеса, министра иностранных дел;

Президент Французской Республики:

г-на Ролана Дюма, министра внешних сношений;

г-на Питера Бэрри, министра иностранных дел;

Президент Итальянской Республики:

г-на Джулио Андреотти, министра иностранных дел;

Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембурга:

г-на Роберта Гоббельса, государственного секретаря, министра иностранных дел;

Ее Величество Королева Нидерландов:

г-на Ханса ван ден Брука, министра иностранных дел;

Президент Португальской Республики:

г-на Педро Пирес де Миранда, министра иностранных дел;

Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

г-жу Линду Чокер, государственного секретаря, министра иностранных дел и по делам Содружества;

которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме, согласились о нижеследующем.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Цель Европейских сообществ и Европейского политического сотрудничества состоит в том, чтобы способствовать сообща реальному продвижению к европейскому единству.

Европейские сообщества основаны на Договорах, учредивших Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии, и на последующих договорах и актах, изменяющих или дополняющих их.

Статья 2

Европейский совет заседает не реже двух раз в год.

Статья 3

1. Институты Европейских сообществ, отныне именуемые, как это определено ниже, осуществляют свои правомочия и компетенции в соответствии с условиями и в целях, предусмотренных договорами, учредившими Сообщества, и последующими договорами и актами, которые их изменяют или дополняют, а также положениями раздела II.

2. Институты и органы, наделенные полномочиями реализовать Европейское политическое сотрудничество, осуществляют свои функции и компетенции в соответствии с условиями и в целях, предусмотренных разделом III, и документами, упомянутыми в абзаце 3 статьи 1.

РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЯ, ВНОСЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ
ДОГОВОРЫ О ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ
Глава I
ПОЛОЖЕНИЯ, ВНОСЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР
О ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УГЛЯ И СТАЛИ

Статья 4

Договор о ЕОУС дополняется следующими положениями:

2. Совет, следуя процедуре, предусмотренной в параграфе 1, определяет состав этого судебного органа и вносит необходимые изменения и дополнительные положения в Устав Суда. Если Совет не примет иного решения, положения настоящего Договора о Суде, в частности, положения Протокола об Уставе Суда, применяются также и к этому судебному органу.

4. Этот судебный орган разрабатывает свой внутренний регламент по согласованию с Судом. Этот регламент должен быть одобрен единогласным решением Совета.

Статья 5

Статья 45 Договора о ЕОУС дополняется следующим абзацем:

Совет, по запросу Суда и после консультаций с Комиссией и Европейским парламентом может своим единогласным решением изменять положения раздела III Устава Суда.

Глава II
ПОЛОЖЕНИЯ, ВНОСЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОГОВОР
О ЕВРОПЕЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Отдел 1. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТАХ

Статья 6

1. Устанавливается процедура сотрудничества, которая применяется к актам, основанным на статьях 7, 49, 54 (2), втором предложении статьи 56 (2), статье 57 (за исключением второго предложения параграфа 2), статьях 100 «a», 100 «b», 118 «a», 130 «e» и 130 «q» (2) Договора о ЕЭС.

2. Во втором абзаце статьи 7 Договора о ЕЭС слова «после консультаций с Ассамблеей» заменяются словами «в сотрудничестве с Европейским парламентом».

3. В статье 49 Договора о ЕЭС слова «Совет выносит решения, по предложению Комиссии и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом» заменяются словами «Совет, принимая решения квалифицированным большинством, по предложению Комиссии, в сотрудничестве с Европейским парламентом и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом».

4. В статье 54 (2) Договора о ЕЭС слова «Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом и с Ассамблеей» заменяются словами «Совет, по предложению Комиссии, в сотрудничестве с Европейским парламентом и после консультаций с Экономическим и социальным комитетом».

5. В статье 56 (2) Договора о ЕЭС второе предложение заменяется следующим текстом:

6. В статье 57 (1) Договора о ЕЭС слова «и после консультаций с Ассамблеей» заменяются словами «и в сотрудничестве с Европейским парламентом».

7. В статье 57 (2) Договора о ЕЭС третье предложение заменяется следующим текстом:

В остальных случаях Совет принимает решения квалифицированным большинством, в сотрудничестве с Европейским парламентом.

Статья 7

Статья 149 Договора о ЕЭС заменяется следующими положениями:

Статья 149
1. Когда, в силу настоящего Договора, Совет действует по предложению Комиссии, он может вносить поправки к этому предложению только путем принятия единогласного решения.

2. Когда, в силу настоящего Договора, Совет действует в сотрудничестве с Европейским парламентом, применяется следующая процедура:

a) Совет, принимая решения квалифицированным большинством в соответствии с условиями параграфа 1, по предложению Комиссии и после получения заключения Европейского парламента, вырабатывает общую позицию.

b) Общая позиция Совета сообщается Европейскому парламенту. Совет и Комиссия доводят до сведения Европейского парламента исчерпывающие доводы, которые побудили Совет одобрить его общую позицию, а также информируют о позиции Комиссии.

Если в течение трех месяцев после такого сообщения Европейский парламент одобряет эту общую позицию или не принимает никакого решения в этот период, Совет издает в окончательной редакции акт по рассматриваемому вопросу в соответствии с общей позицией.

c) Европейский парламент может в трехмесячный срок, о котором говорится в пункте «b», абсолютным большинством голосов своих членов предлагать поправки к общей позиции Совета. Он может также на основе такого же большинства отвергнуть общую позицию Совета. Результат обсуждений доводится до сведения Совета и Комиссии.

Если Европейский парламент отверг общую позицию Совета, последний может принимать решение во втором чтении только единогласно.

d) Комиссия изучает повторно в трехмесячный срок предложение, на основе которого Совет принял общую позицию, с учетом поправок, предложенных Европейским парламентом.

Комиссия передает в Совет, одновременно с повторно рассмотренным предложением, поправки Европейского парламента, которые ею не приняты, выражая свою точку зрения по их существу. Совет может одобрить эти поправки единогласным решением.

c) Совет квалифицированным большинством принимает предложение, прошедшее повторное рассмотрение в Комиссии.

Совет может вносить изменения в предложение, прошедшее повторное рассмотрение в Комиссии, только единогласно.

f) В случаях, изложенных в пунктах «c», «d» и «e», Совет должен вынести решение в течение трех месяцев. Если в течение этого срока никакого решения не последует, предложение Комиссии считается не принятым.

g) Срок, оговоренный в пунктах «b» и «f», может быть продлен с общего согласия Совета и Европейского парламента на один месяц максимум.

3. До принятия Советом решения, Комиссия может изменять свое предложение в течение всего срока действия процедур, изложенных в параграфах 1 и 2.

Статья 8

В статье 237 Договора о ЕЭС первый абзац заменяется следующим положением:

Любое европейское государство может обратиться с просьбой о членстве в Сообществе. Оно направляет свой запрос в Совет, который принимает решение единогласно, после консультаций с Комиссией и с согласия Европейского парламента, который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов.

Статья 9

В статье 238 Договора о ЕЭС второй абзац заменяется следующим положением:

Эти соглашения заключаются Советом на основе единогласия и после получения согласия Европейского парламента, который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов.

Статья 10

Статья 145 Договора о ЕЭС дополняется следующим положением:

— наделяет Комиссию, по актам, принятым Советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. Означенные выше требования должны отвечать принципам и правилам, которые Совет вырабатывает в предварительном порядке, принимая решение единогласно, по предложению Комиссии и с учетом заключения Европейского парламента.

Статья 11

Договор о ЕЭС дополняется следующими положениями:

Статья 168 «a»
1. По запросу Суда и после консультаций

Источник

Единый европейский акт

единый европейский акт 1986 единый европейский акт 1986 единый европейский акт 1986 единый европейский акт 1986

единый европейский акт 1986

(Люксембург, 17 февраля 1986 г. – Гаага, 28 февраля 1986 г.)

Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 г. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание «общего рынка» к 31 декабря 1992 г., и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 г., и в Гааге 28 февраля 1986 г. Вступил в силу 1 июля 1987 г., в рамках комиссии Делора.

К акту присоединились Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

Один из основных моментов Единого европейского акта (ЕЕА) заключался в создании Единого рынка в рамках Европейского сообщества к 1992 г., т.е. к тому времени, когда, как ожидалось, все необходимые законодательные реформы были бы завершены. Для достижения этой цели Единый европейский акт реформировал законодательный процесс путем введения процедуры сотрудничества и расширил Голосование в Совете Европейского союза на новые районы – меры, которые были призваны сократить время на законодательные процессы. При этом Единый европейский акт предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами, а также для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран.

– полные решимости создать этот Европейский союз на основе, во-первых, сообществ, функционирующих в соответствии с их соб-ственными правилами, и, во-вторых, Европейского сотрудничества в сфере внешней политики государств, поставивших свои подписи, и наделить этот союз компетенцией, необходимой для его функциони-рования;…

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цель Европейских сообществ и Европейского политического сотрудничества состоит в том, чтобы способствовать сообща реальному продвижению к европейскому единству.

Европейские сообщества основаны на договорах, учредивших Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии и на последующих договорах и актах, изменяющих или дополняющих их.

Политическое сотрудничество регулируется Разделом III. Положения этого Раздела подтверждают и дополняют процедуры, принятые в Люксембургском (1970 г.), Копенгагенском (1973 г.) и Лондонском (1981 г.) докладах, в Торжественной декларации о Европейском союзе (1983 г.), а также постепенно сложившуюся практику государств-членов.

Статья 2. Европейский совет включает руководителей государств и правительств государств-членов и председателя Комиссии европейских сообществ. Им оказывают содействие министры иностранных дел и один из членов Комиссии.

Европейский совет заседает не реже двух раз в год…

Глава II. Положения, касающиеся изменений в договоре о Евро-пейском экономическом сообществе

Отдел 1. Положение об институтах

[Статьи 6-9 определяют конкретные текстовые поправки к Римскому договору (1957 г.) об учреждении ЕЭС]…

Раздел III. Положения о Европейском сотрудничестве в области внешней политики

Статья 30. Европейское сотрудничество в области внешней по-литики регулируется следующими положениями:

1. Высокие Договаривающиеся Стороны, являясь участницами европейских сообществ, стремятся сообща формулировать и осуществлять европейскую внешнюю политику.

2. а) Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются информировать и консультировать друг друга по любому вопросу внешней поли-тики, представляющему общий интерес, с целью добиться, чтобы их сов-местное влияние обеспечивалось наиболее эффективно путем коорди-нации, сближения их позиций и осуществления совместных действий.

b) Взаимные консультации предшествуют принятию Высокими Договаривающимися Сторонами их окончательной позиции.

c) Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, вырабатывая национальную позицию и осуществляя национальные действия, в полной мере учитывает позиции остальных партнеров и должным образом принимает во внимание важность принятия и осуществления общеевропейских решений.

единый европейский акт 1986

С целью повысить свою способность к совместным действиям в области внешней политики Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают поступательное развитие и конкретизацию единых принци-пов и задач.

Определение совместных позиций представляет отправную точку для политики Высоких Договаривающихся Сторон…

5. Внешняя политика Европейского сообщества и политика, согласованная в системе Европейского политического сотрудничества, должны быть взаимосогласованы.

Государство-член, председательствующее в Совете ЕС, и Комиссия, в рамках своих собственных полномочий, несут особую ответственность за обеспечение такой взаимной согласованности.

6. а) Высокие Договаривающиеся Стороны считают, что более тесное сотрудничество по вопросам европейской безопасности способно внести существенный вклад в формирование европейской идентич-ности в области внешней политики. Они намерены более тесно ко-ординировать свои позиции по политическим и экономическим ас-пектам безопасности…

с) Положения настоящего Раздела не препятствуют установлению более тесного сотрудничества в сфере безопасности между некоторыми из Высоких Договаривающихся Сторон в рамках Западноевропейского союза или Североатлантического союза.

7. а) В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют Высокие Договаривающиеся Стороны, последние стремятся занимать общие позиции по вопросам, подпа-дающим под настоящий Раздел.

b) В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют не все Высокие Договаривающиеся Стороны, те из них, которые принимают участие, в полной мере учитывают позиции, согласованные в рамках Европейского политического сотрудничества…

10. а) Руководство Европейским политическим сотрудничеством осуществляется той из Высоких Договаривающихся Сторон, которая председательствует в Совете европейских сообществ.

b) На нее возлагаются задачи по выдвижению инициатив, координации и представлению позиций государств-членов в рамках отношений с третьими странами в контексте деятельности Европейского политического сотрудничества. На нее также возлагается управление системой Политического сотрудничества и, прежде всего, выработка календарного плана встреч, их созыв и организация…

Источник

Вопрос 3. Единый европейский акт 1986 г., его содержание и значение.

Ключевые слова: поправки в римские договоры, расширение компетенции, построение внутреннего рынка, институциональные изменения, координация механизма внешней политики.

В 1985 г. Совет Европейских сообществ принял решение (вопреки сопротивлению представителей Греции, Великобритании и Дании) созвать специальную конференцию правительств государств-членов. По итогам конференции в 1986 г. был подписан Единый европейский акт, вступивший в силу после ратификации 1 июля 1987 г.

Этот документ является не нормативным актом, а представляет собой международный договор.

Большинство положений вносило изменения в Римские договоры или вводило новые положения о сотрудничестве в области внешней политики.

Значение:

А) Расширяет сферу ведения Сообществ, добавляя новые полномочия в научной, экологической областях, получили уточнения полномочия в валютной и социальной областях.

Б) Определяет дату построения внутреннего рынка сообществ и дается его определение («пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов»). Ставится цель «внести практический вклад в постепенное создание Европейского союза.

В) Вносит изменения в институциональную структуру. Ассамблея была переименована в Европейский Парламент, а также была наделена новыми полномочиями (например, приобрела право решающего голоса при решении вопроса о вступлении новых государств-членов в Союз). Совет (в то время главный законодательный институт ЕЭС и других Сообществ) по многим вопросам, относящимся к регулированию единого внутреннего рынка, получил возможность принимать нормативные акты не единогласно, как ранее, а квалифицированным большинством голосов.

Г) Закрепляет механизм координации внешней политики государств членов, раньше существовал лишь неофициальный межправительственный консультативный механизм, установленный в 1970 г.

Вопрос 4. Маастрихтский договор о ЕС. Структура Европейского союза.

Ключевые слова: 7 февраля 1992 г., проблемы с ратификацией, преамбула и восемь разделов, три опоры, европейские сообщества, общая внешняя политика и политика безопасности, судебное и полицейское сотрудничество в уголовной сфере, гражданство ЕС, валютный и экономический союз, единая валюта, институты ЕС, Счётная Палата.

В 1990г. приступили к работе 2 конференции (по разработке соответственно экономического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992г. Вступил в силу 1 ноября 1993 г. С ратификацией во многих странах возникли трудности: В Великобритании договор был ратифицирован с минимальным перевесом, а в Дании отказались от изначальной формулировки договора.

Договор о ЕС в его консолидированной версии состоит из преамбулы и 8 разделов(в первоначальном тексте был включен дополнительный раздел о продвинутом сотрудничестве).

Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза, коих стало 5 (к уже существующим 4 институтам Договор о ЕС добавил Счетную палату).

Граждане государств-членов наряду с нац. гражданством получили также гражданство ЕС.

С другой стороны, учреждение ЕС не привело к ликвидации Европейских Сообществ. Они продолжали функционировать. (ЕЭС и Евратом существуют и поныне).

Были введены новые ограничения суверенитета, расширялись предметы ведения Сообществ (с 11 до 20 пунктов). Предусматривало создание экономического и валютного союза и введение единой валюты (евро с 1 января 2002 г. была введена в наличное обращение, в 1999 в безналичное).

Были продолжены реформы институциональной системы. Введение новой законодательной процедуры – совместного принятия решений – превратило Европейский парламент во второй (наряду с Советом) орган законодательной власти ЕС. Парламент получил также право утверждать посредством вотума недоверия новый состав Европейской комиссии – главного исполнительного органа ЕС (правом выражать ей вотум недоверия он обладал изначально).

1. Европейские сообщества (эк. интеграция) – история начинается с создания ЕОУС в 1951 г.

2. Общая внешняя политика и политика безопасности (ведет свое начало с созданного в 1970 г. механизма Европейского политического сотрудничества).

3. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовной сфере (политика предоставления убежища, правила пересечения границ государств-членов и иммиграционной политики, включая вопросы борьбы с несанкционированной иммиграцией).

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 742 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

25 лет единому европейскому акту: причины принятия, основные положения и значение для европейской интеграции *

Кембаев Женис Мухтарович, профессор КИМЭП, доктор права (Германия), кандидат юридических наук.

Данная статья приурочена к 25-летию принятия Единого европейского акта, одного из наиболее важных правовых документов в истории европейской интеграции. Автор излагает предысторию принятия ЕЕА, проводит анализ причин его принятия, раскрывает его значение и приходит к выводу, что данный Акт существенно способствовал дальнейшей эволюции европейской интеграции.

Ключевые слова: Единый европейский акт, Европейский союз, право Европейского союза, Европейские сообщества, Маргарет Тэтчер.

This article is timed to the 25th anniversary of The Single European act which is one of the most important legal documents in the history of the European Integration. The author gives an account of the prehistory of the SEA, analyzes the reasons of its adoption, discloses its significance and comes to the conclusion that this act significantly contributed to the subsequent evolution of the European integration.

Key words: Single European act, European Union, Law of the European Union, European Communities, Margaret Thatcher.

Р. Шуман, будучи сам убежденным федералистом, во многом озвучил идеи другого известного французского политического и общественного деятеля Жана Монне. См.: Монне Ж. Реальность и политика. Мемуары. М., 2001; о взглядах Р. Шумана см.: Шуман Р. За Европу. М., 2002.

Дело 6/64 «Costa v ENEL» (1964) // ECR 585. О праве Европейского союза. См., например: Право Европейского союза / Ред. С.Ю. Кашкин. 3-е изд. М., 2010; Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека / Ред. Л.М. Энтин. 3-е изд. М., 2011.

Все же в 1968 г. в рамках Европейских сообществ (которые к тому времени, по сути, были превращены в единую структуру) начал эффективно функционировать таможенный союз, а начиная с 1970-х гг. стала проводиться активная работа по углублению взаимодействия европейских государств в валютно-финансовой сфере (результатом чего, несмотря на ряд экономических кризисов, стало создание Европейской валютной системы в 1978 г.). Кроме того, была обеспечена финансовая независимость ЕС посредством наделения их самостоятельным бюджетом с собственными поступлениями (вытекающими прежде всего из общего таможенного тарифа).

Во-вторых, к этому времени остро встал вопрос не только относительно удержания и углубления достигнутого состояния интеграции, но и прежде всего расширения сферы действия учредительных договоров в духе т.н. эффекта переливания (spill-over effect), достигнутого уровня интеграции в экономических вопросах на многие другие новые области сотрудничества, которые тесно связаны с экономикой: защиту окружающей среды, науку и технологию, образование и т.д. Внутренними средствами учредительных договоров эта проблема в долгосрочном аспекте решена быть не могла. Таким образом, единый интегрированный экономический базис, созданный к тому времени на основе ЕС, требовал своего дальнейшего роста как вглубь, так и вширь.

В-четвертых, требовалось внести существенные изменения в процесс принятия решений в рамках ЕС в связи со значительным расширением количества государств-членов. Люксембургский компромисс 1966 г. сильно тормозил дальнейшую интеграцию. Остро встал вопрос о переходе к принятию решений на основе квалифицированного большинства голосов. Нередко стали высказываться концепции «многоуровневой интеграции», чтобы дать возможность более развитым государствам выполнять роль локомотива интеграции.

В-пятых, для достижения обозначенных выше задач требовалось внести существенные изменения в институциональную систему Европейских сообществ. В данной сфере особую критику вызывало крайне неудовлетворительное положение избираемого с 1979 г. прямым голосованием, но по-прежнему ограниченного в компетенции Европарламента, роль которого, по сути, ограничивалась совещательно-консультационными функциями.

См.: Draft Treaty establishing the European Union // http:// www.spinellisfootsteps.info/ treaty/ landscape.pdf (дата обращения: 28 февраля 2011).

Цит. по: Wall S. A Stranger in Europe. New York, 2008. P. 46.

О взглядах Ж. Делора см., напр.: Delors J. Das neue Europa. Muenchen, 1993; Грант Ч. Делор. М., 2002.
Completing the Internal Market. White paper from the Commission to the European Council // Commission of the European Communities. Luxembourg, 1985. P. 55.

Основное содержание ЕЕА. Представляя собой сравнительно небольшое по объему соглашение, состоящее из преамбулы и 36 статей, ЕЕА все же является важнейшим документом в истории развития европейской интеграции.

Хотя Акт еще не стал Договором о Европейском союзе, преамбула ЕЕА гласила о решимости сторон преобразовать всю совокупность своих отношений в Европейский союз, который должен был действовать на основе принципа субсидиарности (т.е. Союз должен быть наделен только теми полномочиями, которые он способен осуществлять более эффективно, чем отдельные государства-члены) и который планировалось построить на основе как существующих трех Европейских сообществ, так и ЕПС. Следовательно, нововведения, которые вносились ЕЕА, имели две основные направленности: во-первых, вносились изменения в договоры об учреждении Европейских сообществ и, во-вторых, вводились новые положения, относящиеся к ЕПС.

Была заметно расширена юрисдикция Европейских сообществ, в частности, она распространилась на сферу социальной политики, охраны труда, здоровья, развития и поддержание диалога между социальными партнерами. ЕЕА закреплял также распространение сферы ведения Сообществ на региональную политику, вопросы научных исследований и технологического развития, а равно защиту окружающей среды.

ЕЕА также внес значительные изменения в процедуру принятия решений, существенно расширив применение принципа квалифицированного большинства при принятии решений в Совете. Другим важным шагом стало закрепление т.н. процедуры сотрудничества, что значительно расширило участие Европарламента в процедуре принятия правовых актов Сообщества и повысило роль этого органа в системе институтов ЕС.

Thatcher M. Press Conference after Luxembourg European Council (4 December 1985). URL: http:// www.margaretthatcher.org/ document/ 106187 (дата обращения: 19.01.2011).
Thatcher M. House of Commons Statement (Luxembourg European Council) (5 December 1985). URL: http:// www.margaretthatcher.org/ document/ 106192 (дата обращения: 19.01.2011).

Значение ЕЕА. Если попытаться дать общую оценку ЕЕА, то данный документ (так же как и многие другие основополагающие акты европейской интеграции), несомненно, является результатом компромисса между приверженцами федеративной Европы и сторонниками приоритета национального суверенитета европейских государств. В результате европейское интеграционное объединение соединяет и сочетает в себе элементы как государственно-правовой, так и международно-правовой организации, как федерации, так и конфедерации.

В то же время развитие европейской интеграции до сегодняшнего времени характеризовалось медленным, но поступательным движением в сторону развития федеративного образования. Весьма показательным в этой связи является принятие ЕЕА, который положил конец затяжному периоду т.н. евросклероза (относительной стагнации интеграционных процессов в 1970-х и в первой половине 1980-х гг.). Не внося каких-либо коренных преобразований, данный Акт все же значительно содействовал завершению формирования общего рынка, а также реорганизации деятельности и консолидации Европейских сообществ путем усиления наднациональных принципов его деятельности. Тем самым ЕЕА заложил правовые основы для дальнейшего развития интеграционных процессов (как в сторону построения экономического и валютного союза, так и в сторону формирования политического альянса) и создал необходимые предпосылки для образования Европейского союза в 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *