единый налог для физических лиц в беларуси 2021 без ип

Как платить подоходный налог в 2021? Разбор с юристом

В 2021 году белорусы получили одно из самых масштабных обновлений налогового законодательства. Мария Пашковская, ведущий юрист практики регуляторики и налогов адвокатского бюро REVERA и Виктор Статкевич, советник по налоговым и финансовым вопросам в серии статей о налогах специально для Myfin.by рассказывают, какие изменения произошли в налоговом законодательстве и как мы будем платить налоги в 2021. Сегодня рассказываем про подоходный налог.

1 января 2021 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь был опубликован Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». В документе внесено множество корректировок в действующее налоговое законодательство, а также установлены новые ставки некоторых налогов, налоговых вычетов. Одни из наиболее резонансных изменений связаны с временным увеличением ставок подоходного налога для работников компаний, зарегистрированных в ПВТ и Великом камне. МНС уже подготовило и опубликовало обширный комментарий по изменениям. Выдержки из него мы также используем в этой серии статей.

Повышенный подоходный для резидентов ПВТ

Для налоговых агентов в случае установления контролирующими органами факта неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога установлена обязанность производить такую уплату подоходного налога за счет собственных средств (без дальнейшего удержания у физических лиц).

Подросли размеры ремесленного сбора и ставки подоходного налога для самозанятых, увеличены ставки налога, подлежащего уплате за сдачу в аренду жилых помещений, скорректированы виды и проиндексированы размеры доходов, которые освобождаются от налогообложения.

Об этих и некоторых других изменениях, связанных с подоходным налогом в цифрах:

Вид доходаРазмер освобожденного дохода до измененийРазмер освобожденного дохода после изменений в 2021
Путевки в санаторно-курортные или оздоровительные организации для детей до 18 лет, которые оплачивает организация или ИП888 рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение года954 рубля на каждого ребенка от каждого источника в течение года
Доходы, полученные в результате дарения, ренты, по договорам, не связанным с предпринимательской деятельностью7003 рубля от всех источников в сумме в течение года7521 рубль от всех источников в сумме в течение года
Доходы, полученные от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда2115 рублей от каждого источника в течение года2272 рубля от каждого источника в течение года
Доходы, полученные от иных организаций и не являющиеся оплатой труда140 рублей от каждого источника в течение года150 рублей от каждого источника в течение года
Доходы в виде оплаты страховых услуг, получаемые от нанимателя по основному месту работы3622 рубля от каждого источника в течение года3890 рублей от каждого источника в течение года
Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей13 994 рубля в сумме от всех источников в течение года15 030 рублей в сумме от всех источников в течение года

Изменение размеров стандартных налоговых вычетов

Вид вычетаРазмер до измененийРазмер после изменений
Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода117 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 709 рублей в месяц (Для ИП, нотариусов, адвокатов – 1994 рубля в квартале)126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рубль в месяц (Для ИП, нотариусов, адвокатов – 2283 рубля в квартале)
Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца34 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца
Стандартный налоговый вычет для вдовы или вдовца, одинокого родителя, приемного родителя, опекуна или попечителя65 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца70 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца
Стандартный налоговый вычет для родителей, имеющих двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов до 18 лет65 рублей на каждого ребенка в месяц70 рублей на каждого ребенка в месяц
Стандартный налоговый вычет для инвалидов I и II группы, инвалидов с детства, ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС и иным категориям лиц165 рублей в месяц177 рублей в месяц

Изменение размеров фиксированных ставок подоходного налога и сборов

Налог / сборСтавка до измененийСтавка после изменений
Сбор за осуществление ремесленной деятельности1 базовая величина в год2 базовые величины в год
Подоходный налог с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения32,5 рублей для Минска 30,5 рублей для областных центров
20 рублей для отдельных городов 14,7 рублей для иных городов 10,5 рублей для иных нас. пунктов
34,3 рубля для Минска 32,2 рубля для областных центров
21,1 рубль для отдельных городов 15,5 рублей для иных городов 11,1 рубль для иных нас. пунктов

С каких доходов подоходный налог платить не надо

С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:

1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.

2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).

3) Доходы, полученные от профсоюза в виде вознаграждения одновременно по 2 основаниям:

5) Доходы, полученные инвесторами-физлицами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь.

6) Премия государства, полученная участником государственной системы жилищных строительных сбережений.

7) Проценты, начисленные за период размещения денежных средств, единовременно предоставляемых в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, в банковские вклады (депозиты).

8) Денежные вознаграждения тренеров и иных специалистов, принимавших участие в подготовке спортсменов, получивших призы в связи с участием в международных и республиканских соревнованиях.

Что еще поменялось в части подоходного налога

Внесено дополнение, согласно которому физлица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209–211 НК.

Увеличен размер подоходного налога для доходов, полученных физлицами по трудовым договорам от резидентов ПВТ, резидентов «Великого камня», с 9% до 13%.

При этом возможность применения ставки подоходного налога в размере 9%, например, остается у резидентов ПВТ в отношении доходов в виде дивидендов и иных доходов, не относящихся к доходам по трудовым договорам.

В следующем выпуске разбора налогов узнаем, как платить транспортный налог.

Источник

Памятка по единому налогу для ИП

Плательщики единого налога

Внимание!
Указом N 143 предоставлено право ИП, уплатившим в 2020 г. единый налог, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 г. на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.

Ограничения в применении единого налога

В определенных случаях ИП не вправе уплачивать единый налог. Такой режим налогообложения не применяется, если ИП :

1) реализует товары (работы, услуги):

— не включенные в установленный перечень;

— юридическим лицам или другим ИП;

— физлицам на основании договоров поручения, комиссии и иных аналогичных договоров;

2) ведет деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

На заметку
Указанные ограничения не действуют при продаже товаров юридическим лицам или другим ИП в розничной торговой сети.

Какие налоги заменяет уплата единого налога

Уплата единого налога заменяет ИП исчисление и уплату :

— подоходного налога на доходы от деятельности, по которой уплачивается единый налог;

— НДС при реализации товаров (работ, услуг);

— налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— местных налогов и сборов, уплачиваемых от видов деятельности, облагаемых единым налогом.

На заметку
ИП в общем порядке уплачивают НДС:
— при ввозе товаров на территорию Беларуси;
— при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается Беларусь.

Несмотря на уплату единого налога, ИП должны исполнять обязанности налоговых агентов, то есть исчислять, удерживать и перечислять в бюджет:

— подоходный налог — при выплате зарплаты и других доходов работникам, физлицам;

— налог на доходы — при выплате определенных доходов иностранным организациям.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения единым налогом признается осуществление установленных видов деятельности, в частности :

— оказание потребителям услуг или выполнение работ (указаны в подп. 1.1.1 — 1.1.10 ст. 337 НК), в том числе в случае их оплаты юридическими лицами и ИП;

— розничная торговля определенными группами товаров, включая их продажу через розничную торговую сеть юридическим лицам и ИП;

— осуществление общественного питания через мини-кафе, летние и сезонные кафе.

Как определить налоговую базу единого налога

Налоговая база определяется исходя из :

— осуществляемых видов деятельности;

— количества торговых объектов, торговых мест, объектов общепита, обслуживающих объектов;

— продолжительности отчетного периода.

Ставки единого налога с ИП

Ставки единого налога установлены в приложении 24 к НК. Местные Советы депутатов имеют право уменьшить, но не более чем в 2 раза, установленные ставки в зависимости от :

— места осуществления деятельности в пределах населенного пункта.

Внимание!
Единый налог за февраль 2019 г. — декабрь 2020 г. исчисляется по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, установленных решениями местных органов власти, действовавших в декабре 2018 г., либо из ставок, установленных в приложении 24 к НК с учетом новых принятых местными органами власти решений (при их принятии) .

Льготы по единому налогу с ИП

Для отдельных категорий плательщиков единого налога предусмотрены льготы в виде снижения ставок :

— на 20% для пенсионеров по возрасту, инвалидов, родителей (усыновителей, удочерителей) многодетных семей или воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

— на 25% в первые три месяца (начиная с месяца осуществления деятельности) для физлиц, впервые зарегистрированных как ИП;

— на 100% для родителей (усыновителей, удочерителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей или детей, получающих образование в дневной форме, при условии, что супруг плательщика также является инвалидом I или II группы;

— на 45% при наличии права на снижение ставки налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям.

С 2018 г. Указом N 345 установлена льготная ставка единого налога — 1 БВ за месяц при осуществлении ИП в период с 2018 по 2022 г.:

— в сельской местности: розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг;

— в малых городских поселениях: общественного питания и бытовых услуг.

На заметку
ИП освобождаются от единого налога при розничной торговле (реализации):
— лекарственными растениями, ягодами, грибами, орехами, другой дикорастущей продукцией;
— овощами и фруктами, иной продукцией растениеводства, молочными и кисломолочными продуктами, продукцией пчеловодства, иной продукцией животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных.

Порядок определения размера единого налога

Внимание!
При реализации ИП в отчетном периоде нескольких видов работ (услуг) единый налог уплачивается по виду работ (услуг), который облагается по наиболее высокой ставке. Исключение составляют:
— предоставление мест для краткосрочного проживания;
— сдача в аренду помещений, машино-мест.

Сроки уплаты единого налога

ИП уплачивают единый налог :

1) ежемесячно не позднее 1-го числа каждого месяца, в котором осуществляется деятельность;

2) не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности. Такой порядок уплаты применяют:

— впервые зарегистрированные ИП и не осуществляющие деятельность с момента госрегистрации;

— ИП, которые занимаются определенными видами торговли менее 15 дней в календарном месяце.

Внимание!
Документ об уплате единого налога или его копия хранится в торговом, обслуживающем объекте, на торговом месте, в объекте общепита, иных местах осуществления деятельности и предъявляется по требованию юридического лица или ИП, предоставляющих объект, торговое место, уполномоченных должностных лиц контролирующих органов.

Доплата единого налога

В установленных случаях ИП производит доплату единого налога :

— 5% от суммы превышения валовой выручки над 40-кратной величиной единого налога за отчетный период (без учета льгот, предусматривающих снижение ставки);

— разницу между уплаченной суммой налога и исчисленной при изменении условий деятельности.

Доплатить налог следует :

— не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен установленный размер валовой выручки;

— не позднее рабочего дня, предшествующего дню изменения условий деятельности.

Отчетный период по единому налогу

Сроки подачи декларации по единому налогу с ИП

ИП представляют декларации по единому налогу :

— не позднее 1-го числа отчетного периода;

— не позднее рабочего дня, предшествующего дню начала деятельности, — для отдельных ИП;

— не позднее рабочего дня перед днем изменения условий деятельности;

— не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен установленный размер валовой выручки.

На заметку
ИП несут административную ответственность :
— за нарушение срока представления декларации;
— за неуплату (неполную уплату) налога;
— за отсутствие документа об уплате единого налога.

Учет у ИП — плательщика единого налога

— валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог;

— товаров (в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества), ввозимых на территорию Беларуси из ЕАЭС.

При этом ИП обязаны:

1) обеспечивать наличие предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) ТМЦ;

2) составлять первичные учетные документы по правилам, установленным для ИП, которые ведут учет доходов и расходов.

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

единый налог для физических лиц в беларуси 2021 без ипНовый проект Налогового кодекса: какие изменения ждут бизнес и владельцев жилья

В Беларуси подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Он предусматривает как новации по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности. О планируемых новшествах рассказал журналистам первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

единый налог для физических лиц в беларуси 2021 без ип

Среди традиционных направлений – индексация ставок налогов, всех социальных налоговых вычетов в целях их адаптации к инфляционным процессам. Отдельный блок касается мер фискальной направленности. Это вызвано необходимостью консолидации доходов бюджетов на уровне снижающейся централизации доходов, которая обусловлена и внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра, а также необходимостью финансирования ряда расходов, в частности по противодействию коронавирусной инфекции.

В законопроекте предусмотрена отмена отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах 2 процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов.

Налоги для владельцев квартир

Одно из основных изменений – отмена налоговой льготы в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. «Цель этого нововведения – уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов», – сказал Дмитрий Кийко.

Предполагается, что в качестве налоговой базы будет расчетная стоимость квартир, которая будет определяться Налоговым кодексом. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1 % (к первой и последующим квартирам). На данный момент применяется большая ставка – 0,2% – ко второй и последующим квартирам. «Расчетная стоимость будет дифференцирована по городам, а также по типам квартир. По расчетам средняя сумма налога по стандартной квартире для граждан в Минске составит около Br50 в год, в регионах – порядка Br25», – отметил первый заместитель Министра.

При этом сохранятся льготы в отношении пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других незащищенных слоев населения.

Изменения для бизнеса

Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур.

Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности. «Это вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения. В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации. Помимо неравной конкурентной среды, это соответствующим образом отражается и на доходах бюджета. За последние годы отмечается такая тенденция, что, несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от этих категорий в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает примерно 2,5 %», – отметил Дмитрий Кийко.

Поэтому выработана концепция, целью которой является четкое разграничение субъектного состава (самозанятые, ИП, микроорганизации). В соответствии с этой концепцией в кодексе предусмотрены подходы по изменению налогообложения.

Основные изменения касаются самозанятых граждан. «Предлагается значительно расширить возможности для деятельности в данной форме. Такое расширение произойдет с 2023 года. Предполагается, что будет реализован заявительный принцип. Будут определены виды деятельности, которыми самозанятые не смогут заниматься. А остальные виды будут разрешены. Основной нюанс в том, что эта деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников», – рассказал первый замминистра.

В планах разработка цифрового мобильного приложения для самозанятых. Оно будет предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств. «Установив и используя это приложение, самозанятый гражданин может вести предпринимательскую деятельность без дополнительных административных процедур, без предоставления какой-либо дополнительной отчетности. Цифровой продукт позволит самозанятым работать с использованием безналичной оплаты. Будет возможно их взаимодействие как с физическими лицами, так и с организациями с отдельными ограничениями. Основная ставка предполагается в размере 10 % от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. Важное нововведение: эта совокупная ставка будет включать в себя в том числе отчисления в ФСЗН», – пояснил Дмитрий Кийко.

В связи с таким расширением возможностей для самозанятых с 2023 года также предполагается сокращение видов деятельности, которые можно осуществлять индивидуальным предпринимателям. «Здесь будет реализован обратный подход: будут определены несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек. С учетом сокращения сфер деятельности индивидуальных предпринимателей и того, что основная их масса перейдет в самозанятые, предполагается корректировка условий налогообложения для ИП. С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами», – проинформировал первый замминистра.

Индивидуальным предпринимателям с наемными работниками предлагают альтернативу – возможность перехода в микроорганизации. Для микроорганизаций сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения, для этого устанавливаются единые критерии. «При этом в части выручки эти критерии расширяются. Предельный критерий будет порядка Br2,15 млн в год. При достижении этой выручки будет возможно применение упрощенной системы налогообложения. Предполагается установить численность работников в количестве 50 человек, а также единую ставку налога при упрощенной системе в размере 6 %», – добавил Дмитрий Кийко.

«Мы полагаем, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, устранить предпосылки для применения схем по налоговой оптимизации, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета», – подчеркнул первый замминистра.

Минфин не ожидает, что сразу же будет получен фискальный эффект от планируемых мер. Дмитрий Кийко заявил: «Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям – самозанятые, ИП, микроорганизации. Тем не менее, после того, как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере Br100–200 млн в год, в том числе с учетом отчислений в ФСЗН. Прежде всего это будет способствовать повышению ресурсной базы местных бюджетов, которые смогут направлять средства на инфраструктурные и иные социальные цели».

Сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич поделилась с журналистами своей оценкой проекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. «Это попытка выровнять конкурентную среду между субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовой формы собственности, стимулировать рост бизнеса от более мелкого к более крупному. Если посмотреть на предусмотренные проектом ставки, мы видим, что когда бизнес будет расти, то скорее всего будет платить налогов меньше. С точки зрения администрирования тоже есть свои плюсы. Упрощаются некоторые моменты по вопросам электронного декларирования, личного кабинета и другим», – отметила она.

Представитель бизнеса обратила внимание на необходимость оценки влияния предлагаемых изменений на цены, занятость, а также оценки связанных с новациями административных расходов. «Также важно, насколько удобно и просто самозанятым будет работать с цифровой платформой, так как среди них есть не только молодежь, которая хорошо управляется со смартфонами. Кроме того, необходимо провести разъяснительную работу с населением и рассказать о преимуществах той или иной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Сейчас идут консультации с бизнесом, все эти вопросы будут еще обсуждаться», – добавила Жанна Тарасевич.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец отметил, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс имеют под собой объективные предпосылки и направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Однако он высказал опасения по поводу того, насколько быстро и эффективно бизнес адаптируется к планируемым новациям.

Дмитрий Кийко заверил, что будут приняты меры для упрощения адаптационного, трансформационного периода, когда индивидуальные предприниматели должны будут принять решение перейти в новую категорию (самозанятых либо микроорганизаций). По его словам, предполагается разработка отдельного порядка, который будет регламентировать такой упрощенный переход. За ИП будут автоматически сохраняться все разрешения, лицензии, будут решаться вопросы, связанные с юридическим адресом, с наличием обязательств. Все это предполагается урегулировать в отдельном законодательном акте, чтобы сделать такой переход максимально безболезненным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *