единый налог для физических лиц в беларуси 2021 без ип
Как платить подоходный налог в 2021? Разбор с юристом
В 2021 году белорусы получили одно из самых масштабных обновлений налогового законодательства. Мария Пашковская, ведущий юрист практики регуляторики и налогов адвокатского бюро REVERA и Виктор Статкевич, советник по налоговым и финансовым вопросам в серии статей о налогах специально для Myfin.by рассказывают, какие изменения произошли в налоговом законодательстве и как мы будем платить налоги в 2021. Сегодня рассказываем про подоходный налог.
1 января 2021 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь был опубликован Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». В документе внесено множество корректировок в действующее налоговое законодательство, а также установлены новые ставки некоторых налогов, налоговых вычетов. Одни из наиболее резонансных изменений связаны с временным увеличением ставок подоходного налога для работников компаний, зарегистрированных в ПВТ и Великом камне. МНС уже подготовило и опубликовало обширный комментарий по изменениям. Выдержки из него мы также используем в этой серии статей.
Повышенный подоходный для резидентов ПВТ
Для налоговых агентов в случае установления контролирующими органами факта неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога установлена обязанность производить такую уплату подоходного налога за счет собственных средств (без дальнейшего удержания у физических лиц).
Подросли размеры ремесленного сбора и ставки подоходного налога для самозанятых, увеличены ставки налога, подлежащего уплате за сдачу в аренду жилых помещений, скорректированы виды и проиндексированы размеры доходов, которые освобождаются от налогообложения.
Об этих и некоторых других изменениях, связанных с подоходным налогом в цифрах:
Вид дохода | Размер освобожденного дохода до изменений | Размер освобожденного дохода после изменений в 2021 |
Путевки в санаторно-курортные или оздоровительные организации для детей до 18 лет, которые оплачивает организация или ИП | 888 рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение года | 954 рубля на каждого ребенка от каждого источника в течение года |
Доходы, полученные в результате дарения, ренты, по договорам, не связанным с предпринимательской деятельностью | 7003 рубля от всех источников в сумме в течение года | 7521 рубль от всех источников в сумме в течение года |
Доходы, полученные от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда | 2115 рублей от каждого источника в течение года | 2272 рубля от каждого источника в течение года |
Доходы, полученные от иных организаций и не являющиеся оплатой труда | 140 рублей от каждого источника в течение года | 150 рублей от каждого источника в течение года |
Доходы в виде оплаты страховых услуг, получаемые от нанимателя по основному месту работы | 3622 рубля от каждого источника в течение года | 3890 рублей от каждого источника в течение года |
Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей | 13 994 рубля в сумме от всех источников в течение года | 15 030 рублей в сумме от всех источников в течение года |
Изменение размеров стандартных налоговых вычетов
Вид вычета | Размер до изменений | Размер после изменений |
Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода | 117 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 709 рублей в месяц (Для ИП, нотариусов, адвокатов – 1994 рубля в квартале) | 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рубль в месяц (Для ИП, нотариусов, адвокатов – 2283 рубля в квартале) |
Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца | 34 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца | 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца |
Стандартный налоговый вычет для вдовы или вдовца, одинокого родителя, приемного родителя, опекуна или попечителя | 65 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца | 70 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и/или иждивенца |
Стандартный налоговый вычет для родителей, имеющих двух и более детей до 18 лет или детей-инвалидов до 18 лет | 65 рублей на каждого ребенка в месяц | 70 рублей на каждого ребенка в месяц |
Стандартный налоговый вычет для инвалидов I и II группы, инвалидов с детства, ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС и иным категориям лиц | 165 рублей в месяц | 177 рублей в месяц |
Изменение размеров фиксированных ставок подоходного налога и сборов
Налог / сбор | Ставка до изменений | Ставка после изменений |
Сбор за осуществление ремесленной деятельности | 1 базовая величина в год | 2 базовые величины в год |
Подоходный налог с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения | 32,5 рублей для Минска 30,5 рублей для областных центров 20 рублей для отдельных городов 14,7 рублей для иных городов 10,5 рублей для иных нас. пунктов | 34,3 рубля для Минска 32,2 рубля для областных центров 21,1 рубль для отдельных городов 15,5 рублей для иных городов 11,1 рубль для иных нас. пунктов |
С каких доходов подоходный налог платить не надо
С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:
1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.
2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).
3) Доходы, полученные от профсоюза в виде вознаграждения одновременно по 2 основаниям:
5) Доходы, полученные инвесторами-физлицами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Республике Беларусь.
6) Премия государства, полученная участником государственной системы жилищных строительных сбережений.
7) Проценты, начисленные за период размещения денежных средств, единовременно предоставляемых в безналичном порядке семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, в банковские вклады (депозиты).
8) Денежные вознаграждения тренеров и иных специалистов, принимавших участие в подготовке спортсменов, получивших призы в связи с участием в международных и республиканских соревнованиях.
Что еще поменялось в части подоходного налога
Внесено дополнение, согласно которому физлица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209–211 НК.
Увеличен размер подоходного налога для доходов, полученных физлицами по трудовым договорам от резидентов ПВТ, резидентов «Великого камня», с 9% до 13%.
При этом возможность применения ставки подоходного налога в размере 9%, например, остается у резидентов ПВТ в отношении доходов в виде дивидендов и иных доходов, не относящихся к доходам по трудовым договорам.
В следующем выпуске разбора налогов узнаем, как платить транспортный налог.
Памятка по единому налогу для ИП
Плательщики единого налога
Внимание!
Указом N 143 предоставлено право ИП, уплатившим в 2020 г. единый налог, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 г. на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.
Ограничения в применении единого налога
В определенных случаях ИП не вправе уплачивать единый налог. Такой режим налогообложения не применяется, если ИП :
1) реализует товары (работы, услуги):
— не включенные в установленный перечень;
— юридическим лицам или другим ИП;
— физлицам на основании договоров поручения, комиссии и иных аналогичных договоров;
2) ведет деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
На заметку
Указанные ограничения не действуют при продаже товаров юридическим лицам или другим ИП в розничной торговой сети.
Какие налоги заменяет уплата единого налога
Уплата единого налога заменяет ИП исчисление и уплату :
— подоходного налога на доходы от деятельности, по которой уплачивается единый налог;
— НДС при реализации товаров (работ, услуг);
— налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
— местных налогов и сборов, уплачиваемых от видов деятельности, облагаемых единым налогом.
На заметку
ИП в общем порядке уплачивают НДС:
— при ввозе товаров на территорию Беларуси;
— при приобретении у иностранных организаций товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается Беларусь.
Несмотря на уплату единого налога, ИП должны исполнять обязанности налоговых агентов, то есть исчислять, удерживать и перечислять в бюджет:
— подоходный налог — при выплате зарплаты и других доходов работникам, физлицам;
— налог на доходы — при выплате определенных доходов иностранным организациям.
Объекты налогообложения
Объектом налогообложения единым налогом признается осуществление установленных видов деятельности, в частности :
— оказание потребителям услуг или выполнение работ (указаны в подп. 1.1.1 — 1.1.10 ст. 337 НК), в том числе в случае их оплаты юридическими лицами и ИП;
— розничная торговля определенными группами товаров, включая их продажу через розничную торговую сеть юридическим лицам и ИП;
— осуществление общественного питания через мини-кафе, летние и сезонные кафе.
Как определить налоговую базу единого налога
Налоговая база определяется исходя из :
— осуществляемых видов деятельности;
— количества торговых объектов, торговых мест, объектов общепита, обслуживающих объектов;
— продолжительности отчетного периода.
Ставки единого налога с ИП
Ставки единого налога установлены в приложении 24 к НК. Местные Советы депутатов имеют право уменьшить, но не более чем в 2 раза, установленные ставки в зависимости от :
— места осуществления деятельности в пределах населенного пункта.
Внимание!
Единый налог за февраль 2019 г. — декабрь 2020 г. исчисляется по наименьшим ставкам, определяемым исходя из ставок, установленных решениями местных органов власти, действовавших в декабре 2018 г., либо из ставок, установленных в приложении 24 к НК с учетом новых принятых местными органами власти решений (при их принятии) .
Льготы по единому налогу с ИП
Для отдельных категорий плательщиков единого налога предусмотрены льготы в виде снижения ставок :
— на 20% для пенсионеров по возрасту, инвалидов, родителей (усыновителей, удочерителей) многодетных семей или воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
— на 25% в первые три месяца (начиная с месяца осуществления деятельности) для физлиц, впервые зарегистрированных как ИП;
— на 100% для родителей (усыновителей, удочерителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей или детей, получающих образование в дневной форме, при условии, что супруг плательщика также является инвалидом I или II группы;
— на 45% при наличии права на снижение ставки налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям.
С 2018 г. Указом N 345 установлена льготная ставка единого налога — 1 БВ за месяц при осуществлении ИП в период с 2018 по 2022 г.:
— в сельской местности: розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг;
— в малых городских поселениях: общественного питания и бытовых услуг.
На заметку
ИП освобождаются от единого налога при розничной торговле (реализации):
— лекарственными растениями, ягодами, грибами, орехами, другой дикорастущей продукцией;
— овощами и фруктами, иной продукцией растениеводства, молочными и кисломолочными продуктами, продукцией пчеловодства, иной продукцией животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных.
Порядок определения размера единого налога
Внимание!
При реализации ИП в отчетном периоде нескольких видов работ (услуг) единый налог уплачивается по виду работ (услуг), который облагается по наиболее высокой ставке. Исключение составляют:
— предоставление мест для краткосрочного проживания;
— сдача в аренду помещений, машино-мест.
Сроки уплаты единого налога
ИП уплачивают единый налог :
1) ежемесячно не позднее 1-го числа каждого месяца, в котором осуществляется деятельность;
2) не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности. Такой порядок уплаты применяют:
— впервые зарегистрированные ИП и не осуществляющие деятельность с момента госрегистрации;
— ИП, которые занимаются определенными видами торговли менее 15 дней в календарном месяце.
Внимание!
Документ об уплате единого налога или его копия хранится в торговом, обслуживающем объекте, на торговом месте, в объекте общепита, иных местах осуществления деятельности и предъявляется по требованию юридического лица или ИП, предоставляющих объект, торговое место, уполномоченных должностных лиц контролирующих органов.
Доплата единого налога
В установленных случаях ИП производит доплату единого налога :
— 5% от суммы превышения валовой выручки над 40-кратной величиной единого налога за отчетный период (без учета льгот, предусматривающих снижение ставки);
— разницу между уплаченной суммой налога и исчисленной при изменении условий деятельности.
Доплатить налог следует :
— не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен установленный размер валовой выручки;
— не позднее рабочего дня, предшествующего дню изменения условий деятельности.
Отчетный период по единому налогу
Сроки подачи декларации по единому налогу с ИП
ИП представляют декларации по единому налогу :
— не позднее 1-го числа отчетного периода;
— не позднее рабочего дня, предшествующего дню начала деятельности, — для отдельных ИП;
— не позднее рабочего дня перед днем изменения условий деятельности;
— не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен установленный размер валовой выручки.
На заметку
ИП несут административную ответственность :
— за нарушение срока представления декларации;
— за неуплату (неполную уплату) налога;
— за отсутствие документа об уплате единого налога.
Учет у ИП — плательщика единого налога
— валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог;
— товаров (в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества), ввозимых на территорию Беларуси из ЕАЭС.
При этом ИП обязаны:
1) обеспечивать наличие предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) ТМЦ;
2) составлять первичные учетные документы по правилам, установленным для ИП, которые ведут учет доходов и расходов.
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Новый проект Налогового кодекса: какие изменения ждут бизнес и владельцев жилья
В Беларуси подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Он предусматривает как новации по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности. О планируемых новшествах рассказал журналистам первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.
Среди традиционных направлений – индексация ставок налогов, всех социальных налоговых вычетов в целях их адаптации к инфляционным процессам. Отдельный блок касается мер фискальной направленности. Это вызвано необходимостью консолидации доходов бюджетов на уровне снижающейся централизации доходов, которая обусловлена и внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра, а также необходимостью финансирования ряда расходов, в частности по противодействию коронавирусной инфекции.
В законопроекте предусмотрена отмена отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах 2 процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов.
Налоги для владельцев квартир
Одно из основных изменений – отмена налоговой льготы в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. «Цель этого нововведения – уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов», – сказал Дмитрий Кийко.
Предполагается, что в качестве налоговой базы будет расчетная стоимость квартир, которая будет определяться Налоговым кодексом. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1 % (к первой и последующим квартирам). На данный момент применяется большая ставка – 0,2% – ко второй и последующим квартирам. «Расчетная стоимость будет дифференцирована по городам, а также по типам квартир. По расчетам средняя сумма налога по стандартной квартире для граждан в Минске составит около Br50 в год, в регионах – порядка Br25», – отметил первый заместитель Министра.
При этом сохранятся льготы в отношении пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других незащищенных слоев населения.
Изменения для бизнеса
Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур.
Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности. «Это вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения. В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации. Помимо неравной конкурентной среды, это соответствующим образом отражается и на доходах бюджета. За последние годы отмечается такая тенденция, что, несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от этих категорий в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает примерно 2,5 %», – отметил Дмитрий Кийко.
Поэтому выработана концепция, целью которой является четкое разграничение субъектного состава (самозанятые, ИП, микроорганизации). В соответствии с этой концепцией в кодексе предусмотрены подходы по изменению налогообложения.
Основные изменения касаются самозанятых граждан. «Предлагается значительно расширить возможности для деятельности в данной форме. Такое расширение произойдет с 2023 года. Предполагается, что будет реализован заявительный принцип. Будут определены виды деятельности, которыми самозанятые не смогут заниматься. А остальные виды будут разрешены. Основной нюанс в том, что эта деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников», – рассказал первый замминистра.
В планах разработка цифрового мобильного приложения для самозанятых. Оно будет предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств. «Установив и используя это приложение, самозанятый гражданин может вести предпринимательскую деятельность без дополнительных административных процедур, без предоставления какой-либо дополнительной отчетности. Цифровой продукт позволит самозанятым работать с использованием безналичной оплаты. Будет возможно их взаимодействие как с физическими лицами, так и с организациями с отдельными ограничениями. Основная ставка предполагается в размере 10 % от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. Важное нововведение: эта совокупная ставка будет включать в себя в том числе отчисления в ФСЗН», – пояснил Дмитрий Кийко.
В связи с таким расширением возможностей для самозанятых с 2023 года также предполагается сокращение видов деятельности, которые можно осуществлять индивидуальным предпринимателям. «Здесь будет реализован обратный подход: будут определены несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек. С учетом сокращения сфер деятельности индивидуальных предпринимателей и того, что основная их масса перейдет в самозанятые, предполагается корректировка условий налогообложения для ИП. С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами», – проинформировал первый замминистра.
Индивидуальным предпринимателям с наемными работниками предлагают альтернативу – возможность перехода в микроорганизации. Для микроорганизаций сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения, для этого устанавливаются единые критерии. «При этом в части выручки эти критерии расширяются. Предельный критерий будет порядка Br2,15 млн в год. При достижении этой выручки будет возможно применение упрощенной системы налогообложения. Предполагается установить численность работников в количестве 50 человек, а также единую ставку налога при упрощенной системе в размере 6 %», – добавил Дмитрий Кийко.
«Мы полагаем, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, устранить предпосылки для применения схем по налоговой оптимизации, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета», – подчеркнул первый замминистра.
Минфин не ожидает, что сразу же будет получен фискальный эффект от планируемых мер. Дмитрий Кийко заявил: «Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям – самозанятые, ИП, микроорганизации. Тем не менее, после того, как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере Br100–200 млн в год, в том числе с учетом отчислений в ФСЗН. Прежде всего это будет способствовать повышению ресурсной базы местных бюджетов, которые смогут направлять средства на инфраструктурные и иные социальные цели».
Сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич поделилась с журналистами своей оценкой проекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. «Это попытка выровнять конкурентную среду между субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовой формы собственности, стимулировать рост бизнеса от более мелкого к более крупному. Если посмотреть на предусмотренные проектом ставки, мы видим, что когда бизнес будет расти, то скорее всего будет платить налогов меньше. С точки зрения администрирования тоже есть свои плюсы. Упрощаются некоторые моменты по вопросам электронного декларирования, личного кабинета и другим», – отметила она.
Представитель бизнеса обратила внимание на необходимость оценки влияния предлагаемых изменений на цены, занятость, а также оценки связанных с новациями административных расходов. «Также важно, насколько удобно и просто самозанятым будет работать с цифровой платформой, так как среди них есть не только молодежь, которая хорошо управляется со смартфонами. Кроме того, необходимо провести разъяснительную работу с населением и рассказать о преимуществах той или иной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Сейчас идут консультации с бизнесом, все эти вопросы будут еще обсуждаться», – добавила Жанна Тарасевич.
Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец отметил, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс имеют под собой объективные предпосылки и направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Однако он высказал опасения по поводу того, насколько быстро и эффективно бизнес адаптируется к планируемым новациям.
Дмитрий Кийко заверил, что будут приняты меры для упрощения адаптационного, трансформационного периода, когда индивидуальные предприниматели должны будут принять решение перейти в новую категорию (самозанятых либо микроорганизаций). По его словам, предполагается разработка отдельного порядка, который будет регламентировать такой упрощенный переход. За ИП будут автоматически сохраняться все разрешения, лицензии, будут решаться вопросы, связанные с юридическим адресом, с наличием обязательств. Все это предполагается урегулировать в отдельном законодательном акте, чтобы сделать такой переход максимально безболезненным.