единый натуральный налог 1922
НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР
В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года
Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.
Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.
Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:
На бездетность и малосемейность.
Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.
Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.
Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.
К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.
Отчисления для владельцев животных
Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.
С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.
Налог на бездетных граждан
Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.
Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.
Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.
«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.
Особенности подоходного налога
В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.
Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:
Отчисления для тунеядцев
В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.
то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.
Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.
Постепенно был введен налог на тунеядство,
актуальный для следующих людей:
Работающих на дому белошвеек.
Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.
Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».
Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.
Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.
Особенности транспортных отчислений
Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж
Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.
Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.
После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.
Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.
По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.
Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.
Как жили советские пенсионеры
14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.
Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.
Единый натуральный налог 1922
Изменения в налогообложении деревни могло протекать по двум направлениям: перехода от натурального обложения к денежному обложению и переходу к единому сельскохозяйственному налогу. Необходимость перехода к единому налогу была обусловлена тем, что наличие множества налогов не позволяло проводить равномерное обложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также тем, что взимание налога производилось различными органами: Наркомпрод, Наркомфин и местными органами.
Уплата налога натуральными продуктами фактически лишало крестьянина права распоряжаться продуктами своего труда, что не отвечало задачам развития товарооборота, укрепления рубля и развитию денежного обращения.Переход к денежному обложению отвечал интересам бюджета и значительно позволил бы снизить расходы на организацию взимания налогов. Однако условия неравномерного развития районов страны не позволил полностью отказаться от взимания натуральных налогов и переходу к денежному взиманию.
Решение о переходе к уплате единого налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции «О налоговой политике в деревне». В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.
Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога.
а) количество пашни и сенокоса,
б) количество едоков в хозяйстве,
в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
г) урожайность хлебов и трав на десятину.
Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства.
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.
Как справлялись с налогообложением при НЭПе
По положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 года, Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и другие).
Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.
Систему налогов и сборов при НЭПе составляли:
В качестве чрезвычайных налогов вводился в 1922 году единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.
В 1922–1923 годах отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.
В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги: налог со строений в городской местности; налог на домашнюю прислугу; налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла и другие.
Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921 года промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3% с оборота предприятия).
С 1922 года промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. Впоследствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.
Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и тому подобное. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.
Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения. Дважды, по сути дела, облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала.
Важнейшее значение имел единый сельскохозяйственный налог, который был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 года взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне. При обложении налогом учитывались размер пашни и сенокоса (в переводе на пашню), урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20% крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от уплаты. Для исчисления налога крестьянские хозяйства распределялись по группам в зависимости от обеспеченности пашней на едока (девять групп), обеспеченности скотом на хозяйство (четыре группы) и средней урожайности культур в данной местности (11 разрядов). Такая система построения налога давала возможность установить размер налога в соответствии с примерной доходностью хозяйства. Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 1924 года, с установлением в СССР твердой валюты, – в денежной форме.
Дальнейшая реорганизация сельскохозяйственного налога, осуществленная в 1924–1925 годах, ставила задачу максимально приблизить обложение к прогрессивно-подоходной форме, освободив от него бедноту. К примеру, в деревне сложилась ситуация, когда было выгоднее «бедствовать», а не развивать свое хозяйство. В 1923–1924 годах от обложения ЕСХН по Сибирской губернии было освобождено 10,9% хозяйств, 1926–27 годах – 18,9% (52 786 хозяйств), 1927–1928 годах – 24% (79 017 хозяйств). По всему СССР количество крестьянских хозяйств, освобожденных от сельхозналога, росло следующим образом: в 1924–1925 – 5,5 миллионов, 1926–1927 – 6,8 миллиона, 1927–1928 – 8,5 миллионов. Расчеты по РСФСР показывают, что маломощная часть деревни (с доходом до 150 рублей на хозяйство) составляла, согласно официальной статистике, 30,4% всех крестьянских хозяйств, имела 11,6% всего дохода, а налога уплачивала лишь 5,95%.
Налог стал взиматься по совокупности доходов крестьянских хозяйств с применением более резкой прогрессии. Доходы от сельского хозяйства определялись по средним нормам доходности. Расширились льготы для середняцких хозяйств и кооперированных крестьян. С 1928 года обложение кулацких хозяйств по средним нормам доходности было заменено обложением на основе фактически полученных доходов. В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был коренным образом перестроен и фактически разделен на три налога: с колхозов и колхозников; с единоличных трудовых крестьянских хозяйств; с кулацких хозяйств.
В 1920-х годах широкое распространение в деревне получило самообложение, что обусловлено было силой общинных традиций и потерей доверия крестьян для удовлетворения местных общественных нужд. Деревня голосовала за уравнительный способ раскладки сборов по самообложению. Общий размер самообложения по РСФСР устанавливался не выше 35% от общей суммы сельхозналога данного села. Самообложение допускалось в виде трудового участия, денежной и натуральной форме. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке самообложения населения» от 7 января 1928 года сказано, что сюда относились устройство и хозяйственное содержание учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, а также учреждений по развитию сельского хозяйства, строительство и ремонт дорог и мостов; противопожарная охрана; благоустройство и охрана селений. Кстати сказать, строго воспрещались сборы на нужды административного характера.
Таким образом, в первой половине 1920-х годов была заложена основа социальной модели прямых налогов (вместо экономической), что отразилось прежде всего на поступлениях в государственный бюджет: значительно увеличилась доля косвенных налогов.
Характерными чертами налоговой системы периода НЭПа являлись множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86. Наряду с широкими практическими мероприятиями в период НЭПа разрабатывалось большое количество проектов по совершенствованию налоговой системы СССР.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Единый натуральный налог
Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922 / 23 г. существовали еще и денежные налоги: общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. [1]
Съезд дал директивы советским органам обсудить декрет к едином натуральном налоге в целях общего его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падают его vHa беднейшео крестьянство. [2]
Съезд признает необходимым поставить на ближайшей сессии ВЦИК декрет об едином натуральном налоге в целях общего его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падающего на беднейшее крестьянство. [4]
Съезд признает необходимым поставить на ближайшей сес сии ВЦИК декрет об едином натуральном налоге в целях общеп его усовершенствования и особенно облегчения бремени, падаю щего на беднейшее крестьянство. [5]
Пометка сделана па докладе секретаря Харьковского губ-кома о применении продналога. В § 1 доклада предлагалось единый натуральный налог взимать с десятины и установить такой порядок, когда крестьянин точно знает, сколько с него возьмут раз в год и чтобы взимание налога ни в коей мере не зависело от усмотрения местного иродагента ( в этом мосте доклада В. И. Ленин на нолях написал: Nota bone. В § 2 доклада разбирался вопрос о размере общей цифры зернового налога для Украины. [9]
Множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учитывать и использовать благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. В марте 1922 г. декретом ВЦИК и СНК продналог на отдельные сельхозпродукты был заменен единым натуральным налогом взамен ряда других натуральных налогов. [11]
Аренда и покупка земли, а также применение наемного труда официально ограничивались, хотя в нелегальной форме существовали и развивались. Значительную часть продукции крестьянского хозяйства государство приобретало безвозмездно через систему прямого и косвенного налогообложения. В 1922 г. государство получило от крестьянства по единому натуральному налогу 361 млн. пудов ржаных единиц, и лишь 60 млн. пудов заготовило коммерческим способом. [12]
Выпуск 66. История налогообложения в РСФСР
История налогообложения является неотъемлемой частью истории государства. Нужда в налогах возникает с момента образования государства, ибо без финансового обеспечения оно не может функционировать. На первом этапе, в послеоктябрьский период (1918 — 1922 годы), налоговая система России практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация буржуазии. Применялась контрибуция с богатых ‑ высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. Пытаясь пополнить бюджет, в рамках преодоления финансового кризиса проводились конфискации и реквизиции ценностей, золота, денежных средств у зажиточного населения, Церкви. В условиях полного расстройства экономической и финансовой системы государство, по сути, перешло от налогообложения к экспроприации.
Изъятие церковных ценностей, 1922 год.
При этом, не имея своей системы налогообложения, новое правительство предпринимало попытки взимать дореволюционные налоги. Об этом свидетельствует установление подоходного налога, налога на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов, единовременного сбора, подомового, поземельного налога; а из местных налогов собирались земский сбор, квартирный налог, трактирный сбор и др.
1922 год. Вид трапезной храма Христа Спасителя во время изъятия церковных ценностей.
В дальнейшем неоднократно вносились изменения в закон о подоходном налоге, реорганизовывался промысловый налог, был введен 5-процентный сбор с оборота всех торговых предприятий. Взимались патентный и гербовый сборы. Проводилась попытка в 1918 году заменить акциз обязательными начислениями к цене товаров в пользу государства, но впоследствии это нововведение было отменено.
Изъятие хлеба продотрядами, 1918 год.
Однако в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. С октября 1918 года был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна, были дифференцированы в зависимости от размера посевной площади, количества членов семьи и количества голов скота.
В январе 1919 года он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе: максимальная норма — для кулацких хозяйств, минимальная — для бедняцких.
В силу нескоординированной политики и ее социально-классовой направленности, нехватки денежных средств Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, дополнявший собой систему регулярных прямых налогов. Налог был введен для того, чтобы изъять денежные средства у контрреволюционных элементов и обратить изъятое на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны.
Этот налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались по невысоким ставкам. В сельской местности волостные Советы определяли размер налога для отдельных хозяйств совместно с комитетами бедноты против кулачества. Чрезвычайный налог дал вместо 10 млрд. рублей всего около 1,5 млрд. руб.
Главным источником доходов местных бюджетов в этот период становится разовый сбор за торговлю, изначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 года. Местным Советам предоставлялась возможность согласно принятым в 1919, 1921 и 1922 годах Декретам об изменении перечня местных налогов и сборов взимать в городских поселениях сбор за продажу скота на рынке, а также местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров в разнос или в развоз.
В административно-управленческом плане новым финансовым органом стал Народный комиссариат финансов (Наркомфин), учрежденный 8 ноября (26 октября) 1917 года. В 1918 году были созданы финотделы как местные налоговые органы, в этом же году легализован институт сборщиков налогов. В дальнейшем (с 3 февраля 1921 года) деятельность Наркомфина была приостановлена, взимание налогов заморожено.
В 1921 году по решению X съезда Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) Советское государство приступило к реализации новой экономической политики (НЭПа). Налоговая политика в этот период менялась коренным образом, фактически она создавалась заново. В силу нестабильного финансового положения государства и обесценивания национальной валюты в первые годы НЭПа продолжали взиматься натуральные налоги в сельском хозяйстве, при этом продразверстка была заменена продналогом (введен в 1921 году), взималась также трудовая гужевая повинность(введена в 1921 году).
Плакат, 1921 год.
В 1922 — 1923 годы начинает осуществляться сбор единого натурального налога, который заменил собой продналог на некоторые сельхозпродукты.
Сбор единого натурального налога, фото 1922 года.
В эти же годы взимались единый общегражданский, трудгужналог (взамен одноименной повинности), подворно-денежный налог, а затем на смену им пришел единый сельскохозяйственный налог, утвержденный Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 года.
Для горожан в 1922 году был установлен единый подоходный налог, при этом он делился на основной и прогрессивный. Помимо перечисленных налогов, в период НЭПа взимались: подворный налог, промысловый налог, квартирный налог (взимался с 1927 года), военный налог (введен в 1925 году), налог с наследств и дарений (введен в 1926 году), акцизы (на гильзы, вино, спирт, галоши, сахар, чай, мед и т.д.), пошлины (патентная, судебная).
Кроме того, были введены некоторые новые налоги: косвенный налог с демонстрации кинофильмов, классовые налоги: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (введен в 1929 году), налог на сверхприбыль (введен в 1926 году).
В этот же период существовали следующие сборы: патентный, канцелярский, прописочный сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, гербовый сбор.
Марка, выпущенная с целью сбора средств для голодающих Поволжья.
Не обошлось и без чрезвычайных налогов: единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая в 1921 году, а через несколько месяцев, в 1922 году, — единовременный общегражданский налог, целью взимания которого была помощь в преодолении последствий голода.
Таким образом, налоговая политика Советской России в период «военного коммунизма» и НЭПа в первую очередь строилась на сознательном отказе от налогового права в пользу фискальной неправовой необходимости и, во-вторых, на использовании налогового механизма для завершения экспроприации (конфискации) всего имущества у проигравшего революцию имущего класса в пользу нового правительства.
При этом, перераспределяя в свою пользу все богатства страны, новая власть в период «военного коммунизма» отвергает право частной собственности и уничтожает всякую экономическую деятельность независимых от нее хозяйствующих субъектов. Как следствие, государство лишает себя базы (доходного источника) для взыскания новых налогов.