единый портал проектов нормативных правовых актов

Единый портал проектов нормативных правовых актов

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2021 № 1849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. № 1513»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.11.2021 № 27 «О внесении изменения в пункт 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)»

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 № 1513 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1867 «О перечне отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, порядке составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и порядке их предварительной установки»

Конституция Российской Федерации

Тексты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, размещенные в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонном банке данных правовой информации) «Законодательство России», имеют статус официальных. Однако размещение в Интегрированном банке не является официальным опубликованием указанных правовых актов.

Источник

Что не так с публичным обсуждением законопроектов в России

Этим летом общественность активно обсуждала проект постановления правительства России с перечнем потенциально опасных пород собак, а экспертное сообщество с нетерпением ожидало каждую новую версию проекта федерального закона о государственном контроле (надзоре). Вовлеченность людей в госуправление, включая законотворчество, растет.

Доступ граждан к обсуждению законопроектов – признак открытого государства. Власти это понимают, поэтому еще в 2012 г. в одном из майских указов президента был утвержден принцип раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. До этого информация о разработке и обсуждении проектов могла размещаться на официальных сайтах ведомств. Планировалось, что новый порядок обеспечит публичность и сделает процесс общественного контроля за работой над подзаконными нормативными актами более открытым и удобным. Решить эту задачу должен был портал regulation.gov.ru. Похожие порталы есть в США, Евросоюзе, Эстонии, Финляндии, Словакии.

В теории любой заинтересованный человек может узнать на российском портале о любой законодательной инициативе и там же оставить свой отзыв, а по завершении обсуждений посмотреть сводку отзывов и ответы на них. Такая система полезна разработчикам законодательства, поскольку собирает оценки и комментарии в одном месте. Из непрямых выгод: власть может отследить отношение к проекту до его официального опубликования, а общество – узнать, что желает регулировать власть.

На практике обратная связь на портале не заработала. В 2014 г. под эгидой открытого правительства был проведен эксперимент. Исследователи написали 57 писем в адрес 28 федеральных органов исполнительной власти с предложениями по проектам нормативно-правовых актов, размещенным на портале. Только 18% писем попало в сводку предложений по проектам. Было выявлено много формальных и содержательных нарушений.

Есть ли изменения к лучшему спустя пять лет? Как сам оператор портала – Минэкономразвития – использует его?

Как благие намерения оказываются плохим регулированием

Проблема возникает уже на первом этапе: не все проекты федеральных законов появляются на regulation.gov.ru. Например, предложение обсудить волнующий многих законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в России появилось на сайте Совета Федерации и реализовано в форме комментариев. Очевидно ли простому человеку, что 7000 комментариев – это не те публичные обсуждения, которые должны быть обработаны и учтены разработчиком законопроекта по установленной постановлением правительства процедуре? Цель таких обсуждений всего лишь изучение общественного мнения. Оставляемые там комментарии проходят премодерацию и могут быть отредактированы. На портале regulation.gov.ru процедура более строгая, в том числе по срокам. Разработчик обязан принять все своевременно поступившие предложения, зарегистрировать их и не позднее чем через 60 календарных дней высказать свою позицию по каждому из предложений (учесть или отклонить с обоснованием). В результате таких публичных обсуждений разработчик может отказаться от проекта или доработать и передать в следующую инстанцию. На портале обязательно должна размещаться информация о дальнейшей судьбе законопроекта: от результатов рассмотрения президентом или правительством до регистрации в Минюсте и официального опубликования.

Законопроекты о государственном контроле и обязательных требованиях активно обсуждались экспертным сообществом последние полгода. Проект первого федерального закона был размещен на regulation.gov.ru 14 мая 2019 г. Сейчас на сайт подгружены файлы с «текущей» и «доработанной» версиями. Публичные обсуждения закончились 13 июня, одновременно с антикоррупционной экспертизой. Сейчас проект находится на стадии «Подготовка заключения об ОРВ» (оценка регулирующего воздействия. – «Ведомости»). Однако заключение подгружено еще 30 августа. Судьба проекта в течение 3,5 месяца не известна порталу.

В начале декабря СМИ сообщили, что законопроект внесен в Госдуму, а его текст появился в информационной системе нижней палаты парламента. За время доработки документ успел разрастись с 128 до 257 страниц. Очевидно, новый вариант текста – это в том числе результат работы с замечаниями. Однако, к примеру, в летней версии проекта список исключений, когда закон не применяется, насчитывает 24 пункта. К декабрю количество исключений увеличилось до 35. В новой версии законопроекта снова появились положения о проверочных листах, от которых уже однажды отказались. Сообществу еще предстоит проанализировать все многочисленные нововведения законопроекта.

Получается, что центральный законопроект реформы регулирования – знаковой реформы нынешнего правительства – размещен на двух официальных государственных сайтах в четырех версиях. Это размывает идею единого портала для подготовки проектов регулирования совместно с его интересантами. Различия в версиях проекта требуют кропотливого содержательного сравнения на каждой стадии. Неочевидна и траектория движения проекта нормативно-правового акта между официальными государственными сайтами. Публичное обсуждение и работа над проектом на regulation.gov.ru не гарантируют, что в конечном итоге и правительство, и Госдума будут принимать решение по проекту на основе обсуждений. Все это не дает порталу стать настоящей площадкой взаимодействия государства и общества.

Какие уроки можно извлечь из истории regulation.gov.ru? У госорганов нет естественной склонности к открытости. Это происходит не только из-за желания сохранить лоббистские усилия интересантов в тайне. Часто решения приходится принимать в спешке, при нереалистичных сроках исполнения. Закон о госконтроле, например, правительство должно было внести в Госдуму еще в сентябре. Из-за спешки установленные процедуры вынуждены игнорировать, а общество перестает быть в курсе происходящего.

Вторая причина – большое количество интересантов у важных проектов правовых актов. Портал открытой информации работает, когда обсуждаемый акт простой и за него ответственно одно ведомство (например, тот же приказ МВД о потенциально опасных породах собак). Но когда мы пытаемся обсудить новое регулирование регулирования (т. е. закон о госконтроле) или чувствительную инициативу (законопроект о семейно-бытовом насилии), площадка аккумулирует слишком много полярных интересов разных групп, что очевидно осложняет работу законодателя. Однако только такой путь может привести к взаимодействию государства и общества в этой работе. Пока под открытостью будет пониматься просто публикация законопроекта в интернете, а не действительная работа многих заинтересованных сторон, настоящего общественного обсуждения не получится.

Авторы — младшие научные сотрудники Института проблем правоприменения при европейском университете в Санкт-Петербурге

Источник

Как пользоваться Федеральным порталом проектов нормативно-правовых актов

единый портал проектов нормативных правовых актов

Нормативно-правовой акт – документ, имеющий определенную структуру, принятый в рамках полномочий государственного органа (референдума) с выполнением алгоритма законодательной процедуры.

НПА должен содержать единые правила поведения (в соответствии с тематикой документа), касающиеся узконаправленного круга лиц, многократного использования. Такой акт правотворчества в РФ — главный источник правовой информации.

Федеральный портал проектов нормативно правовых актов

единый портал проектов нормативных правовых актовУзнать о проектах законодательных инициатив можно на официальном «Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов».

Прежде, чем акт получит юридическую силу и будет считаться правомочным, он должен подвергнуться своеобразной процедуре обнародования и рассмотрения на сайте (портале) субъекта федерации.

Порядок размещения, сроки пребывания НПА, его раскрытие во всеобщем доступе оговариваются регламентом федерального уровня.

Что можно узнать на портале

Государственный Портал оснащен удобной навигацией, разобраться с которой сможет любой пользователь, и проявить себя в качестве разработчика и корректора документов федерального уровня.

единый портал проектов нормативных правовых актов

Проекты каких НПА есть на портале

единый портал проектов нормативных правовых актовПортал позволяет разместить законопроекты для всеобщего доступа вне зависимости от их юридической силы и статуса.

Посетители могут подвергнуть независимой оценке следующие проекты:

Как пользоваться порталом

единый портал проектов нормативных правовых актовПользователи интернет ресурса http://regulation.gov.ru получают возможность иметь при работе разнообразные статусы.

Так в портале есть способ работать в статусе:

В проблемных случаях (невозможность найти или разместить НПА, проблемы с заполнением тематических полей активных вкладок) стоит обратиться к автоматизированной службе обеспечения поддержки. Для наиболее часто совершаемых действий (размещение актов на сайте) даны подробные инструкции.

Для граждан с ограниченными возможностями здоровья есть функция адаптированного восприятия информации в системе (звуковое воспроизведение, крупный шрифт).

Федеральный портал – реализация прав граждан на их участие в политической жизни общества. Отстаивая свою гражданскую позицию, внося поправки в новые законодательные акты, обсуждая их недостатки, каждый будет сопричастен к улучшению уровня жизни граждан на территории своего государства.

Смотрите видео, в котором подробно разъясняется, как работать с федеральным порталом проектов нормативно-правовых актов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *