единый социальный налог что это такое
ЕСН в 2021 году
Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.
ЕСН в 2021 году: зачем нужен
Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2021 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.
Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 9 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют единым социальным налогом. К тому же есть вероятность, что его вернут.
Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.
Кто платит, каков объект налогообложения
Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.
1. ИП, занимающиеся частной практикой.
2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, которые делают выплаты физическим лицам.
Как рассчитывается ставка ЕСН в 2021 году
Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2021 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:
Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.
При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой. В 2020 году в ФСС оплачиваются взносы до получения размера доходов 912 000 рублей. По страховым взносам на социальное страхование в 2021 году предельная величина дохода для начисления взносов составляет 966 000 руб. После достижения такого дохода по одному сотруднику с его дохода в 2021 году, независимо от количества мест работы, больше не начисляются взносы на ОСС.
В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. В 2020 году при доходе 1 292 000 действует ставка 22%, а свыше этой суммы ставка уменьшается до 10%. В 2021 году, достигнув порога в 1 465 000, ставка пенсионных взносов уменьшается с 22% до 10%.
Чтобы вовремя начать применение пониженных ставок, размер которых зависит от дохода работника, при приеме на работу нового сотрудника, обязательно требуйте справку о полученных доходах в виде заработной платы с предыдущего места работы.
Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.
Особенности расчетов для ИП
Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.
Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.
Основные изменения по ЕСН
Говоря о таблице ставок ЕСН в 2021 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.
1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.
2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.
3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.
4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.
5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.
6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ.
Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками
Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:
Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и : техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.
Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.
Таблицы ставок ЕСН в 2021 году
Тарифы страховых взносов в 2021 году
В ПФР на обязательное пенсионное страхование
В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ)
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы
С суммы превышения установленной предельной величины базы
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы
С суммы превышения установленной предельной величины базы
Отправить по почте
Налогообложение доходов граждан и единый социальный налог
Письмо Минфина России
от 07.06.2018 № 03-04-07/39227
Дата публикации: 22.08.2018
Письмо Минфина России
от 06.06.2018 № 03-04-07/38614
Письмо Минфина России от 06.06.2018 № 03-04-07/38614 по вопросу представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладо.
Дата публикации: 22.08.2018
Письмо Минфина России
от 05.04.2018 № 03-04-07/22141
Письмо Минфина России от 05.04.2018 № 03-04-07/22141 по вопросу применения отдельных положений Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в от.
Дата публикации: 22.08.2018
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Дата публикации: 19.06.2009
Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 211 Налогового кодекса Российской Федерации»
Дата публикации: 01.06.2009
Заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Дата публикации: 21.05.2009
Письмо Минфина России
от 25.09.2008 № 03-04-07-01/179
Письмо Минфина России от 25.09.2008 №03-04-07-01/179
Дата публикации: 25.09.2008
Письмо Минфина России
от 25.09.2008 № 03-04-05-01/358
Письмо Минфина России от 24.09.2008 №03-04-05-01/358
Дата публикации: 25.09.2008
Письмо Минфина России
Письмо Минфина России от 09.07.2018 № 03-05-07/47485 по вопросу применения отдельных положений Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в от.
ТЕМА 5.2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Цель данной темы – изучение единого социального налога, который занимает центральное место в системе социальных платежей и играет важную роль в формировании государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. До 1 января 2001 г. в Российской Федерации взималось несколько видов обязательных социальных платежей – страховых взносов, которые поступали в государственные внебюджетные фонды. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов. С 1 января 2001 г. страховые взносы были объединены и заменены федеральным налогом – «единым социальным налогом (взносом)». С 1 января 2002 г. этот налог получил новое название – «единый социальный налог», порядок исчисления и уплаты которого в настоящее время регулируется гл. 24 НК РФ.
После изучения материалов данной темы студенты смогут:
Оглавление
5.2.1. Плательщики и объект единого социального налога
Плательщики ЕСН разделены на две группы (см. схему 5.1):
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
2) лица, осуществляющие частную деятельность:
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Схема 5.1. Плательщики и объект налогообложения ЕСН
Не являются плательщиками ЕСН организации и индивидуальные предприниматели:
Объектом ЕСН для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей – являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам
Для физических лиц, производящих выплаты физическим лицам объектом ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Для лиц, осуществляющих частную деятельность, объектом ЕСН являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Следует отметить, что эти лица не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены исключения из состава объекта по ЕСН. Так, не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, а также в порядке наследования. Выплаты по указанным договорам объектом ЕСН не являются.
Не признаются объектом налогообложения:
Так, например, выплаты, производимые в пользу физических лиц организациями из чистой прибыли, не подлежат налогообложению ЕСН.
5.2.2. Налоговая база и льготы по единому социальному налогу
Налоговая база для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей (1 группа) – определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется аналогично налоговой базе по налогу на доходы физических лиц с учетом профессиональных налоговых вычетов.
В случае если автор не может представить документов, подтверждающих его расходы, вычет предоставляется в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ в размере 20 % от суммы авторского вознаграждения. В налоговую базу по ЕСН (так же, как по налогу на доходы физических лиц) включается сумма в размере 80 000 руб.
Для налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, выступающих в качестве работодателей налоговая база определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов (2 группа) налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль.
При расчете налоговой базы выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Налоговый кодекс РФ устанавливает широкий круг исключений из налоговой базы ЕСН в основном социального характера. Так, согласно ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом следующие выплаты:
I. Выплаты, не подлежащие обложению ЕСН в полном объеме
1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе:
2. Установленные действующим законодательством РФ компенсационные выплаты (в пределах законодательно определенных норм), связанных:
3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ
5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение 5 лет начиная с года регистрации хозяйства
6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла
7. Суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика:
8. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами
9. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями за выполнение работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний
10. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании
11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.
II. Выплаты, не подлежащие обложению ЕСН в ограниченных размерах
1. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
III. Доходы, не подлежащие обложению ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ
1. Любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам
2. Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ
Пример 5.3. С работником предприятия, отношения с которым оформлены трудовым договором, заключен также договор гражданско-правового характера (договор подряда). За период январь–октябрь сумма выплат по трудовому договору составила 90 000 руб. Сумма вознаграждения по договору подряда, выплаченная в октябре, составила 30 000 руб.
Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в ФБ, ФФОМС и ТФОМС РФ, составляет 120 000 руб. Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, составляет 90 000 руб.
Ст. 239 НК РФ установлен ряд льгот по единому социальному налогу. Так, от уплаты ЕСН освобождаются налогоплательщики-работодатели:
1. Организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
Пример 5.4. С 20 августа работнику предприятия назначена I группа инвалидности. Работнику установлен оклад 15 000 руб. Другие выплаты работнику в течение налогового периода не производились.
За период с января по июль (7 календарных месяцев) работнику начислено 105 000 руб., на которые начисляется ЕСН в общеустановленном порядке. С августа по декабрь (пять календарных месяцев) работнику начислено 75 000 руб. Поскольку сумма выплат, произведенных в пользу работника в период, когда ему установлена инвалидность, не превысила 100 000 руб., начисление ЕСН не производится
2. Следующие категории работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо (при условии, что налогоплательщики не занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, полезных ископаемых):
Налогоплательщики, осуществляющие частную деятельность, являющиеся инвалидами I, II или III групп, не уплачивают налог в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Кроме того, согласно ст. 245 НК РФ от уплаты ЕСН освобождены некоторые министерства и ведомства РФ, в частности Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и др. в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава этих органов.
5.2.3. Ставки единого социального налога
Ставки единого социального налога для отдельных групп налогоплательщиков установлены федеральным законодательством. В ст. 241 НК РФ выделено шесть таких групп.
1 группа. Для лиц, производящих выплаты физическим лицам (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) установлена максимальная ставка ЕСН 26 % (см. табл. 5.4).
2 группа. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования максимальная ставка ЕСН установлена на уровне 20 %.
3 группа. С 2006 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, производящих выплаты физическим лицам (работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны) установлена регрессивная шкала с максимальной ставкой 14 %.
4 группа. Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, установлена регрессивная шкала с максимальной ставкой 10 % (см. табл. 5.5).
Ставки ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
Фонд социального страхования РФ
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд Обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей 600 000 руб.
с суммы, превышающей 600 000 руб.
5 группа. Для адвокатов используется регрессивная шкала с максимальной ставкой в размере 8 %.
В отношении каждой группы действует своя регрессивная шкала налогообложения. При этом с ростом налоговой базы по единому социальному налогу понижаются его ставки. Налоговая база, при которой используется максимальная ставка, составляет до 280 тыс. руб. При этом пониженные ставки применяются в отношении возросшей части налогооблагаемой базы. В каждой шкале установлены разряды: размеры ставок налога, зачисляемого в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
6 группа. С 2007 г. для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применяется специальная регрессивная шкала с максимальной ставкой 26 % применительно к налоговой базе до 75 тыс. руб.
Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом
с начала года
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей 600 000 руб.
с суммы, превышающей 600 000 руб.
5.2.4. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН
Работодатели (1-я группа) производят исчисление налоговой базы отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом налоговым периодом является календарный год, а отчетными – I квартал, полугодие, 9 месяцев.
Исчисление суммы ЕСН производится отдельно: в федеральный бюджет и каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Расчет сумм ЕСН, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и Фонд социального страхования РФ, производится с учетом налоговых вычетов.
Пример 5.5. Исчисленная в целом по предприятию сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, составила за отчетный период 15 527 руб. В течение этого периода за счет средств ФСС работникам были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в размере 15 000 руб.
Сумма ЕСН, подлежащая перечислению в ФСС РФ, составит 527 руб. (15 527–15 000).
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, которые подлежат уплате не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода определяется разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу. Расчет по налогу представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По итогам налогового периода рассчитывается общая сумма ЕСН. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений:
1) за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Расчет налога по итогам налогового периода производится самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и соответствующих ставок ЕСН. Налоговая декларация подается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в аналогичном порядке, установленном для работодателей.