египетская форма возникновения государства

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Источник

История государства и права Древнего Египта

Возникновение и развитие Древнеегипетского государства

Первые упоминания о древнеегипетском обществе относятся к V тыс. до н.э. Все его существование было связано с Нилом, со строительством дамб, плотин и других ирригационных сооружений. В отличие от Шумера и Вавилона Египет развивался обособленно, что связано с его географическим расположением. Государственные образования возникали вокруг храмов и постоянно соперничали друг с другом. Первыми правителями выступали первосвященники-жрецы. Они постепенно обособились в политических администраторов, монархов: стали правителями сорока отдельных областей страны (номов) — номархами (верховными жрецами местных культов, «начальниками каналов»).

Издревле северная часть страны (Нижний Египет) соперничала с южной (Верхний Египет). Около 3 тыс. лет до н.э. Верхний Египет в длительных войнах победил Нижние царства.

Историю возникшего объединенного государства со столицей в г. Мемфисе принято делить на три этапа:

Начиная с X в до н.э. Египет находился в совершенно раздробленном состоянии, и попытки его нового объединения ни к чему не привели. В 525 г. страна была завоевана персами и включена в состав Персидской империи, а в последующем экономически и политически ослабленный Египет попеременно переходил к Ассирии, империи Александра Македонского (332 г. до н.э.), пока, наконец, с 30 г. до н.э. не стал одной из самых богатых провинций Рима, а затем и Византии. Дальнейшая история Египта связана с долгим арабским периодом, начавшимся в 639 г. В 1798 г. Наполеон захватил Египет, но в 1801 г. его пришлось отдать Англии, чьей колонией он был еще более 100 лет, пока не получил полную независимость.

На вершине властной пирамиды стоял фараон с неограниченными полномочиями во всех сферах («сын Солнца»). Государственный аппарат, в котором не было строгой иерархии и компетенции органов, а действовала система царских поручений, возглавлялся фактическим правителем страны — визирем (джати). Ему принадлежала высшая военная, полицейская и судебная власти («шесть великих домов»), а ближайшее окружение составляли начальник военного ведомства и казначей («заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», «заведующий всем, что есть и чего нет») со своими штатами из многочисленных низовых чиновников.

Государственная служба была открыта для всех свободных, но могла быть доступна только наиболее состоятельным людям. Между тем обезземеливание основной массы населения, которое несло значительное бремя государственных повинностей, приводило к нередкой продаже неоплатными должниками членов своих семей в рабство.

В государстве имелась четкая дифференциация населения: жрецы, аристократия, чиновники, писцы, воины, крестьяне-общинники, рабы. Ежегодно проводились смотры и переписи всего населения и собственности.

Судебные полномочия концентрировались в руках фараона и храмовых жрецов. Кроме этого, к основным судебным инстанциям можно отнести:

В период формирования государства сельские общины имели право решать некоторые дела (родовые и семейные конфликты, земельные споры и т.д.), не обращаясь к вышестоящим судебным инстанциям. Многочисленные жреческие коллегии также обладали правом юрисдикции на принадлежащих им землях.

В Древнем Египте в XVI—XII вв. до н.э. была создана наиболее сложная и централизованная из всех стран Древневосточного мира система полицейских органов. Основу этих органов составляли особые военизированные формирования, комплектовавшиеся в основном из наемников-ливийцев. Одни армейские отряды являлись личной охраной фараона, другие должны были подавлять народные выступления внутри страны, третьи поддерживали порядок на улицах столицы, охраняли мосты, каналы и зернохранилища.

В эпоху Нового царства стали формироваться специальные отряды для выполнения собственно полицейских функций. Такие небольшие военно-полицейские подразделения придавались сборщикам налогов, состояли при храмах, традиционно выполнявших функции судебно-присутственного места. Из числа служащих набирались судебные глашатаи, полицейские исполнители, гонцы и писцы. Низовые полицейские подразделения после победы над Нубией с XVII в. до н.э. комплектовались преимущественно из пленных нубийцев (эфиопов), выполнявших в основном роль надсмотрщиков над рабами и крестьянами на строительстве пирамид и храмов, ирригационных сооружений и дорог. Эти формирования также обеспечивали охрану владений и поместий фараонов и крупных сановников, стерегли гробницы от разграблений, преследовали мошенников, подделывателей мер и весов, бумаг и писем, убийц и разбойников. Кроме того, эффективно действовала тайная полиция. Руководство всеми полицейскими силами было возложено на визиря.

Право Древнего Египта

Никаких писаных источников древнеегипетского права до наших времен не дошло, однако ряд косвенных источников указывает на то, в расцвет Нового царства были созданы так называемые «Сорок кожаных свитков» — нечто вроде свода законов, которыми должны были руководствоваться чиновники. По легенде, они были вручены жрецам Богом мудрости Тотом. Содержанием их являлась административная и судебная практика фараонов и нормы обычного права. Сам текст до нас не дошел, а остался в редких обрывках на стенах гробниц. Например, такой отчет дает чиновник Озирису — владыке египетского загробного мира: «Я не чинил зла… Я не крал… Я не завидовал… Я не лицемерил… Я не лгал… Я не подслушивал… Я не пустословил… Я не совершал прелюбодеяний… Я не оскорблял другого… Я не проявлял высокомерия… Я не отличал себя от другого… Я не поднимал руку на слабого… Я не угнетал раба перед лицом его господина… Я не был причиною слез… Я не убивал… Я не сквернословил…».

В греческий период Египта в нем действовали греческие законы, а в римский — римские.

В области вещного права наибольшее внимание уделялось землевладению. В условиях, когда земля была основным средством производства и главным государственным ресурсом, право собственности на земельные участки регулировалось особенно тщательно. Было несколько типов земельной собственности — государственная, храмовая, общинная и частная. Для крупных землевладельцев не существовало преград для заключения сделок любого рода — от продажи земли до передачи ее по наследству. Однако в рамках сельских общин частная собственность на землю развивалась медленно. Движимое имущество, в том числе рабы, могло быть предметом сделок различных типов.

Обязательственному праву известны различные типы договоров и способов их оформления. Так, общераспространенными были договоры купли-продажи, найма, аренды, займа, товарищества. Сначала договоры заключались в устной форме в присутствии свидетелей или представителей местной власти и сопровождались сложным ритуалом. Позже они приобрели письменную форму. При заключении устного договора в качестве достаточного доказательства использовалась клятва.

Отличительной чертой правовой системы Древнего Египта было почти полное статусное равноправие полов в публичной и частной сферах жизни. Так, женщины имели право свободно владеть собственностью и отчуждать ее, самостоятельно вступать в договорные отношения, вести дело в суде, составлять завещание. Однако такое положение вещей постепенно изменялось в сторону укрепления патриархального уклада.

Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачно-семейного права. При отсутствии абсолютного доминирования мужа в семье жена имела право на заключение с ним брачного договора. Тем не менее муж мог избить жену, а брат — сестру палкой, но за их увечье мужчина нес наказание. Неверность мужа не наказывалась. Жене за неверность полагалась смертная казнь. Основания для развода, сведения о котором относятся только к позднему периоду, были одинаковы для супругов. В Новом царстве кровные браки были запрещены. Брак, размер приданого, рождение детей фиксировались в «доме жизни» в присутствии свидетелей.

Право на наследование было возможно как по закону, так и по завещанию. По закону наследство переходило старшему сыну (в отдельные периоды предусматривалось равное наследование для всех детей). При отсутствии прямых нисходящих наследников наследство переходило жене завещателя.

Наиболее детальными в рамках древнеегипетской правовой системы было нормы уголовного права. Среди составов преступлений можно выделить:

Виды наказаний, которые варьировались от смертной казни до штрафа, как правило, носили устрашающий и символический характер, зависели от положения преступника и тяжести содеянного. Покушение на власть и участие в восстании наказывалось полным истреблением либо ссылкой семьи на рудники. За измену и разглашение государственной тайны полагалась смертная казнь. Кража наказывалась штрафом, членовредительством (отрезание рук, носа, кастрация). За подделку документа отсекалась рука. За дезертирство из армии полагалось лишение чести, ставившее человека вне закона и делавшее его полностью бесправным, что в условиях древнего общества оставляло его без средств к существованию. За преступления против нравственности назначались принудительные работы.

Источник

Египетская форма возникновения государства

Древний Египет как государство возникло в пятом тысячелетии до н.э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства. В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований — номов, которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100— 2800 до н.э.).
2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800—2250 до н.э.).
3. Среднее царство (около 2050—1700 до н.э.).
4. Новое царство (вначале Древний Египет — самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н.э. — I в. до н.э.).

египетская форма возникновения государства

Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития — восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта — 30 династий фараонов). Характерная черта деспотии — религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения, руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.

египетская форма возникновения государства
Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов. Судопроизводство осуществлялось коллегиально. В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако к сожалению ни одна из них не дошла до настоящего времени.

Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений: были земли государственные, храмовые, частные и общинные. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи. Движимое имущество – рабы, рабочий скот, инвентарь.

Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного жженой в виде приданного. Допускалась передача жене всего имущества семьи. В Египте свободно для обоих сторон осуществлялся развод.

Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.

Уголовное право и процесс.

Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй. Ответственность в таких случаях несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера (убийство священных животных – кошки, совы, чародейство). Среди преступлений против личности называют убийство. Среди имущественных преступлений – кража, обмеривание, обвешивание.

Это конспект по теме «Древний Египет. Основы государства». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Древний Египет

Образование древнеегипетского государства

В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности.

Египтяне не были туземным населением. Пришельцы Нильской долины дали новую расу, слившись с местными племенами.

Египтяне должны были невольно подчинить весь строй своей жизни характеру Нила. С древнейших времен люди научились хранить живительную влагу, так как летом не выпадает ни одной капли дождя.

Чтобы регулировать водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы. Сама природа способствовала инженерному искусству. Строительство и поддержание оросительной системы упрочивало положение племенных вождей, ускоряло образование сельской общины.

В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать, что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такого нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул «начальника канала».

Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные се

мьи: Последние: получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой; организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами, Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все,увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась сэязующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении й обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель.

В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.

Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам. Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом, врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весенние воды не заливали долины, то народу грозил голод. Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств.

Мир мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых».

Жрецы были непременными советниками фараонов, ими готовились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами.

Жрецы постепенно превратились в особую замкнутую касту, располагавшую огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат.

Жречество Нового царства ни чем не отличалось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов долгое время была такой же как и у вельмож. Жрецы, как и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как ходил в поход вместе с фараоном.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов.

Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны.

Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон.

Представители власти носят титул «стоящий над людьми». Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный друг». Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.).

Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении «свободного» крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.

Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

Основные черты права Древнего Египта

Египетские правовые сборники до нас, к сожалению, не дошли. Однако многочисленные источники дают возможность представить общие тенденции развития правовых институтов.

Земельный фонд Египта считался собственностью государства и верховное право распоряжаться им находилось у фараона. Существенным препятствием для развития частной собственности на землю долгое время являлась сельская община.

Со временем храмы приобрели почти неограниченное право собственности на свои земельные владения, а часть жрецов получила земли в частную собственность. Начиная с Древнего царства, общинные земли постепенно переходили в частные руки. Что касается орудий труда и движимого имущества, то эти вещи перешли в частную собственность с древнейших времен и стали предметами всевозможных сделок (купли-продажи, мены, дарения, залога, наследования и т. д.)

Важное место в системе договорных отношений занимали договоры найма рабов, скота, имущества. Была известна срочная (на год) сдача в аренду земельного участка.

Брачно-семейное право постоянно развивалось. Древнеегипетская семья была семьей патриархальной. Главой ее был муж. Однако жена имела некоторую имущественную самостоятельность. За ней сохранялось право на принесенное ей по брачному контракту имущество.

Развод был легко осуществим, как для мужа, так и для жены. Жена могла завещать свое имущество.

Религия и право требовали от детей безусловного подчинения воле отца как главы семьи.

В богатых домах распространено многоженство, но первая жена именовалась «хозяйкой дома» и имела преобладающее положение перед другими женами.

В уголовном праве самым тяжким преступлением считался мятеж или иные формы выступления против существующего строя. Некоторое представление о составах преступления дает нам «Книга мертвых». В ней содержится стандартная защитительная речь умершего перед богом: «Я не лгал перед судилищем, я не делал ничего запретного, я не морил голодом, не убивал и не подстрекал к убийству, я не совершал подлогов, не похищал из храмов жертвенных хлебов, не собирал мошеннических барышей, не изменял меры хлеба, не обманывал и не обвешивал, не мешал разливу воды. ». Таков, по-видимому, был круг основных преступлений. Кроме того, источники упоминают: подлог, ложный донос, убийство священного животного (кошки, козла и др.), нарушение принятых способов лечения, если больной умирал (наказывалось как умышленное убийство), кража раба, хищение имущества и т. д.

В уголовном праве господствовал принцип устрашения. Распространенными наказаниями были битье палками, отрезание ушей и носа, отдача в рабство, взыскание стоимости похищенной или поврежденной вещи в двойном размере, заключение в темницу и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *