его отношение к другим действующим лицам хлестакова
Отношение Хлестакова к другим действующим лицам
Сюжет пьесы «Ревизор», характер и манера поведения героев были взяты из жизни. Персонажи комедии не менее современны и сегодня.
Хлестаков и жители уездного города
Хлестаков приезжает в уездный город, его все жители принимают за ревизора. Чиновничество составляет основную группу персонажей комедии «Ревизор». Чиновники, стоящие у власти – взяточники, казнокрады, лжецы. Обитатели уездного города готовятся встретить ревизора.
Несмотря на неадекватное поведение Ивана Александровича Хлестакова, никто и не подозревает, что молодой человек – не ревизор. Хлестаков же непреднамеренно играет непонятную ему роль, узнав об этом в середине четвёртого действия. Об отношении Хлестакова к действующим лицам можно судить из письма, когда он уезжает из города. Он даёт свои краткие характеристики каждому из персонажей комедии в письме приятелю.
Отношение к городничему
Отношение к Землянике
Хлестаков побывал в богоугодном заведении, где проявились его хвастовство и фразёрство. Он называет Землянику «свиньёй в ермолке». Он утверждает так, потому что Земляника – услужливый человек, плут и ябеда, который пишет доносы на высокопоставленных коллег и своих друзей. Он лечит убогих почти без применения лекарств, поэтому люди в его заведении умирают.
Отношение к дочери и жене городничего
Отношение к почтмейстеру
Иван Александрович пишет, что почтмейстер похож на знакомого ему человека, который «пьёт горькую». Хлестаков обманывает, когда рассказывает, что он руководил департаментом. Но правильно замечает, что почтмейстер на службе читает чужие письма просто из любопытства. Почтмейстер – ограниченный человек, лишённый нравственных принципов, ведь он прочитал письмо Хлестакова. Дела в учреждении связи идут плохо, посылки не отправляются.
Отношение к смотрителю училищ
Лука Лукич – представитель министерства просвещения. По мнению Хлестакова, смотритель училищ «протух насквозь луком». Хлестаков говорит ему, что знаком с начальником чиновников. Смотритель училищ боится проверяющих и начальства. Он даже не смог раскурить предложенную Хлестаковым сигару, потому что он – робкий и боязливый человек. Всё время жалуется на своей службе, но и он находит возможность злоупотребить своим положением. Это чиновник, который спокойно живёт в городе и набивает свои карманы.
Отношение к Ляпкину-Тяпкину
Хлестаков и Осип
Отношение к Осипу легкомысленное и несерьёзное, иногда грубое. Со слов Осипа известно, что Хлестаков – мот и выскочка, как говорится, «без царя в голове». Фальшивость его положения отражается на Осипе, но Осип умнее его. В заключительной части Осип выручает его из ещё большей беды, чем проигрыш и долг. Именно слуга Осип советует ему уехать из города.
В пьесе Хлестаков показан как мелкий чиновник и душа-человек для чиновников. Он не может оценить последствия своих поступков и не несёт за них ответственность. Поняв, что его приняли за какое-то важное лицо, он раскрывает все свои «возможности». Он берёт крупные суммы денег у чиновников и не возвращает их. На самом деле, он не лучше чиновников, хотя и глупее их. Знатные жители города и чиновники общаются на языке взяточничества и карьеризма. В комедии отображаются «наши характеры» и «русские плуты». Созданные Гоголем образы жизненны и реалистичны и сегодня.
2 вариант
Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности. Одним из таких была комедия «Ревизор». В ней нечистые на руку правители маленького уездного городка ожидали проверки из столицы, и по причине своего страха приняли за проверяющего обычного глупого подхалима Ивана Хлестакова. Они всячески старались угодить лже-ревизору, чтобы не потерять своего положения и хорошо насиженных мест, но в итоге остались ни с чем.
Отношение Хлестакова к каждому из героев комедии хорошо отражается в его письме своему другу. Там он описывает всех высокопоставленных чиновников городка недобрыми словами, показывая этим и свою глупость. Указывая на их недостатки, он упорно не замечает свои негативные качества.
Городничего Хлестаков называет «…глуп, как сивый мерин». Воспользовавшись его страхом, он тянет из него деньги, как будто бы в долг, но не собирается их отдавать. Но в моменты, где они встречаются, глупо выглядит сам Хлестаков, произнося нескладные речи и небылицы.
В отношениях с женой городничего Анной Андреевной, Хлестаков придерживается корыстных целей. Общаясь с ней, он получает дополнительные средства и доверие. Молодой человек добивается ее расположения, пытается ухаживать за ней. Но она не одна, за кем Хлестаков приударяет.
По ходу романа лже-ривизор пытается ухлестывать и за дочерью городничего Марьей Антоновной. Автор не описывает точно, испытывает ли он к девушке какие-либо чувства или это очередная хитрость по завоеванию положения и получения больших денег. Когда Хлестаков собирается уезжать, он обещает вернуться и жениться на дочке градоначальника.
Особое мнение у Ивана было и о держателе богоугодных заведений Землянике. Его он прозвал «свиньей в ярмолке» из-за его неповоротливости и неуклюжести. Но несмотря на это, он умело подмазывался к лже-проверяющему, донося сплетни о своих высокопоставленных друзьях и рассказывая всю правду об их деяниях в городе. Этим Земляника добился самой негативной оценки.
Городского почтмейстера Хлестаков сравнил с неизвестным читателю сторожем Михеевым. По описанию становится понятно, что он подлец, лентяй и пьяница. И в подлости работника почты он прав, ведь почтмейстер раскрывает и читает чужие письма. Именно благодаря этому, чиновники города узнали о вранье Хлестакова, потому что почтмейстер открыл письмо, которое Иван отправил другу.
Также читают:
Картинка к сочинению Отношение Хлестакова к другим действующим лицам
Популярные сегодня темы
Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»». В нём широко изображено русское дворянское общество того времени, представителем которого являлась и семья главного героя – Евгения Онегина.
Антон Павлович Чехов однажды сказал, что наука является самой необходимой и важной частью жизни любого человека. Сложно однозначно согласиться или опровергнуть данное высказывание
В произведении Евгения Замятина, «Мы», огромный смысл в раскрытии темы произведения и для того, чтобы понять характер главного персонажа, имеют женские образы.
Михаил Зощенко, гениальный российский прозаик, написал детский рассказ под названием «Елка». В произведении главная роль отводится персонажу по имени Минька. Перейдем к его подробной характеристике.
Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.
Как Хлестаков относился к другим действующим лицам в комедии «Ревизор? «. » по возможности с цитатами
По своему служебному положению Хлестаков занимает самую скромную ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор, чиновник самого низкого класса. Ничего он не выслужил, все прокутил, и теперь отец его требует домой, в Саратовскую губернию. Остановка в уездном городе у него вынужденная: все деньги проиграны, но даже затруднительное положение не может заставить Хлестакова всерьез задуматься над чем‑либо. Ничего он не понимает во время встречи с городничим: обороняется жалобами на трактирщика, горячится, нелепо и смешно гневается, прикрывая свой страх и растерянность. А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого наконец‑то оценили по достоинству.
Посетив богоугодное заведение, где Хлестаков великолепно позавтракал, он пребывал на верху блаженства. «Обрываемый и обрезываемый доселе во всем… он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда пойдет его речь.».
Усилиями окружающих созданы великолепные условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечка, что рисовалось в его нелепых мечтах. Жизнь, которая раскрывается перед ошеломленными слушателями хлестаковской болтовни, не только идеальная реализация хлестаковского жизненного принципа: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», это еще и предел всех стремлений правящего круга этой губернии: все блага приобретаются уже потому, что ты есть и ты этого хочешь.
Хлестаков мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе и делает центральным действующим лицом себя. Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль хоть немного повыше той, которая приготовлена ему судьбой, в эту «лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни» Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком «государственным». Н. В. Гоголь желал представить в этом персонаже «человека, который рассказывает небылицы с жаром, с увлечением, который сам не знает, каким образом слова вылетают у него изо рта…»
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков. Его слова, напротив, укрепляют их веру, что присланный к ним ревизор ― значительное лицо, «государственный человек», вельможа.
В сценах официального представления местных чиновников Иван Александрович уже начинает смутно догадываться, что принят за «начальственное лицо». Это не только не смущает его, но и побуждает его к более решительным действиям: просьбы о деньгах становятся похожими на требования, а, выслушивая посетителей, обещая и разрешая, он держит себя нисколько ни хуже любого действительно важного чиновника.
Интересно, как же в конце концов объясняет Хлестаков для себя причину заблуждения горожан в письме к Тряпичкину, он пишет: «Вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал‑губернатора». По своей привычке он сильно преувеличил возможную должность и ранг того лица, за которое принят (это льстит его тщеславию), и при этом весьма комично мотивирует ошибку чиновников. Ведь как раз внешний облик Хлестакова («точно муха с порезанными крыльями») и вызывал недоумение городничего своим несоответствием с важностью и значительностью чина и должности ревизора.
Хлестакову «еще хочется пожить здесь…» И только напоминание о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей, и чтобы ямщики «как фельдъегеря катили! и песни пели!» заставляет его согласиться на отъезд.
Приняв решение уехать, он с еще большей уверенностью разыгрывает роль обличенного властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего. Однако возгласы Хлестакова («Ах, какой он мошенник. Да это просто разбойник. Да за это просто в Сибирь») совсем не означают какого‑либо возмущения самоуправством городничего: Хлестаков любуется собой, примеряясь к роли генерала‑губернатора, ― и только.
Отношение Хлестакова к другим действующим лицам
Сюжет пьесы «Ревизор», характер и манера поведения героев были взяты из жизни. Персонажи комедии не менее современны и сегодня.
Хлестаков и жители уездного города
Хлестаков приезжает в уездный город, его все жители принимают за ревизора. Чиновничество составляет основную группу персонажей комедии «Ревизор». Чиновники, стоящие у власти – взяточники, казнокрады, лжецы. Обитатели уездного города готовятся встретить ревизора.
Несмотря на неадекватное поведение Ивана Александровича Хлестакова, никто и не подозревает, что молодой человек – не ревизор. Хлестаков же непреднамеренно играет непонятную ему роль, узнав об этом в середине четвёртого действия. Об отношении Хлестакова к действующим лицам можно судить из письма, когда он уезжает из города. Он даёт свои краткие характеристики каждому из персонажей комедии в письме приятелю.
Отношение к городничему
Иван Александрович считает городничего глупым. То, о чём Хлестаков мечтал в Петербурге, теперь становится для него явным. Сначала Хлестаков испугался: он задолжал, а платить нечем. Его речь бессвязна, он всё время переходит с одной темы на другую. То он говорит о «государственном совете», то об «арбузе в семьсот рублей», то о «курьерах», не отдавая себе отчёта в том, что лжёт. Городничий Антон Антонович, карьерист и взяточник, испугавшись, теряет здравый ум и, чтобы прикрыть свои грехи, задабривает столичного гостя. Хлестаков выманивает деньги, завоёвывает доверие у городничего и у нужных ему людей, рассказывает о том, что городничий — мошенник.
Отношение к Землянике
Хлестаков побывал в богоугодном заведении, где проявились его хвастовство и фразёрство. Он называет Землянику «свиньёй в ермолке». Он утверждает так, потому что Земляника – услужливый человек, плут и ябеда, который пишет доносы на высокопоставленных коллег и своих друзей. Он лечит убогих почти без применения лекарств, поэтому люди в его заведении умирают.
Отношение к дочери и жене городничего
Хлестаков – это хвастливый человек, живущий за чужой счёт. Точно не описывается, испытывал ли он истинное чувство к Марье Антоновне. Он берёт взаймы и ухаживает за дамами, хочет жениться на Марье Антоновне и становится её женихом. Он непостоянен, и здесь проявляется некоторое его корыстолюбие и алчность. Хлестаков – актёр, он не думает о результатах своей игры. Он воспользовался ситуацией, чтобы получить деньги, доверие людей и многое другое. Его желание — жить в роскоши. Всё это говорит о нём, как о «пустейшем человеке» и волоките.
Отношение к почтмейстеру
Иван Александрович пишет, что почтмейстер похож на знакомого ему человека, который «пьёт горькую». Хлестаков обманывает, когда рассказывает, что он руководил департаментом. Но правильно замечает, что почтмейстер на службе читает чужие письма просто из любопытства. Почтмейстер – ограниченный человек, лишённый нравственных принципов, ведь он прочитал письмо Хлестакова. Дела в учреждении связи идут плохо, посылки не отправляются.
Отношение к смотрителю училищ
Лука Лукич – представитель министерства просвещения. По мнению Хлестакова, смотритель училищ «протух насквозь луком». Хлестаков говорит ему, что знаком с начальником чиновников. Смотритель училищ боится проверяющих и начальства. Он даже не смог раскурить предложенную Хлестаковым сигару, потому что он – робкий и боязливый человек. Всё время жалуется на своей службе, но и он находит возможность злоупотребить своим положением. Это чиновник, который спокойно живёт в городе и набивает свои карманы.
Отношение к Ляпкину-Тяпкину
По словам Хлестакова, судья — невоспитанный человек. Хлестаков употребляет литературные выражения и французские слова, чтобы придать речи утончённость. Хоть он говорит, что написал много популярных книг, но здесь он оказывается прав. Судью называют вольнодумцем, потому что он прочитал несколько книг. Но судья только болтает, а не философствует, судебные дела его не интересуют.
Хлестаков и Осип
Отношение к Осипу легкомысленное и несерьёзное, иногда грубое. Со слов Осипа известно, что Хлестаков – мот и выскочка, как говорится, «без царя в голове». Фальшивость его положения отражается на Осипе, но Осип умнее его. В заключительной части Осип выручает его из ещё большей беды, чем проигрыш и долг. Именно слуга Осип советует ему уехать из города.
В пьесе Хлестаков показан как мелкий чиновник и душа-человек для чиновников. Он не может оценить последствия своих поступков и не несёт за них ответственность. Поняв, что его приняли за какое-то важное лицо, он раскрывает все свои «возможности». Он берёт крупные суммы денег у чиновников и не возвращает их. На самом деле, он не лучше чиновников, хотя и глупее их. Знатные жители города и чиновники общаются на языке взяточничества и карьеризма. В комедии отображаются «наши характеры» и «русские плуты». Созданные Гоголем образы жизненны и реалистичны и сегодня.
2 вариант
Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности. Одним из таких была комедия «Ревизор». В ней нечистые на руку правители маленького уездного городка ожидали проверки из столицы, и по причине своего страха приняли за проверяющего обычного глупого подхалима Ивана Хлестакова. Они всячески старались угодить лже-ревизору, чтобы не потерять своего положения и хорошо насиженных мест, но в итоге остались ни с чем.
Отношение Хлестакова к каждому из героев комедии хорошо отражается в его письме своему другу. Там он описывает всех высокопоставленных чиновников городка недобрыми словами, показывая этим и свою глупость. Указывая на их недостатки, он упорно не замечает свои негативные качества.
Городничего Хлестаков называет «…глуп, как сивый мерин». Воспользовавшись его страхом, он тянет из него деньги, как будто бы в долг, но не собирается их отдавать. Но в моменты, где они встречаются, глупо выглядит сам Хлестаков, произнося нескладные речи и небылицы.
В отношениях с женой городничего Анной Андреевной, Хлестаков придерживается корыстных целей. Общаясь с ней, он получает дополнительные средства и доверие. Молодой человек добивается ее расположения, пытается ухаживать за ней. Но она не одна, за кем Хлестаков приударяет.
По ходу романа лже-ривизор пытается ухлестывать и за дочерью городничего Марьей Антоновной. Автор не описывает точно, испытывает ли он к девушке какие-либо чувства или это очередная хитрость по завоеванию положения и получения больших денег. Когда Хлестаков собирается уезжать, он обещает вернуться и жениться на дочке градоначальника.
Особое мнение у Ивана было и о держателе богоугодных заведений Землянике. Его он прозвал «свиньей в ярмолке» из-за его неповоротливости и неуклюжести. Но несмотря на это, он умело подмазывался к лже-проверяющему, донося сплетни о своих высокопоставленных друзьях и рассказывая всю правду об их деяниях в городе. Этим Земляника добился самой негативной оценки.
Городского почтмейстера Хлестаков сравнил с неизвестным читателю сторожем Михеевым. По описанию становится понятно, что он подлец, лентяй и пьяница. И в подлости работника почты он прав, ведь почтмейстер раскрывает и читает чужие письма. Именно благодаря этому, чиновники города узнали о вранье Хлестакова, потому что почтмейстер открыл письмо, которое Иван отправил другу.
Сочинение Отношение Хлестакова к другим действующим лицам (окружающим)
Н.В. Гоголь по праву считается великим русским писателем, который в свое время с негативом относился к представителям власти. Почти во всех гоголевских произведениях изобличаются людские пороки чиновников, которые занимают достаточно высокое служебное положение. К таким рукописям можно отнести и изданного «Ревизора».
В комедии описываются нечистые на руку городничий и его сторонники, правящие в небольшом уездном городке. В провинции ожидалась проверка, поэтому за столичного проверяющего приняли Ивана Хлестакова. Молодой человек решил воспользоваться ситуацией и стал принимать «подачки» чиновников, которые всячески угождали лже-ревизору, чтобы избежать проблем и остаться на насиженном денежном месте.
Отношение главного героя к каждому комедийному персонажу было отражено Хлестаковым в письме давнему другу. На бумаге Иван подробно описывает городничего и его подчиненных не самыми лестными словами, тем самым демонстрируя свою глупость. Указывая недостатки чиновников, герой упорно не обращает внимания на собственные негативные качества.
Отношения Хлестакова и Анны Андреевны обладают корыстным характером. При общении с супругой городничего Иван просит дополнительные средства и овладевает большим доверием. Молодому человеку удается добиться расположения женщины. По ходу произведения лже-ревизору удается ухаживать и за дочерью главы города. Автор не дает точного описания истинных чувств, скорее всего это очередная хитрость Хлестакова.
Городской почтмейстер нарушал все возможные правила: вскрывал и читал чужую корреспонденцию. Именно благодаря неправомерным действиям чиновника, все остальные госслужащие города N узнали о лжи Хлестакова, который относился к нему с пренебрежением, сравнив с неизвестным читателям сторожем Михеевым.
Отношение Хлестакова к другим действующим лицам
Несколько интересных сочинений
Люди воспринимают действительность совершенно разным образом, такое восприятие во многом зависит от воспитания, условий, в которых человек растет. В своих рассказах Шукшин нередко противопоставлял восприятие и миропонимание людей города и деревни
Макар Чудра цыган он рассуждает о любви и свободе. Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде
Люди устроены так, что у них возникают желания и мечты. Многие путают чем отличается желания от далёких прекрасных грёз. Желание – это объект, человек, исход ситуации, который мы жаждем исполнить или получить в короткий промежуток времени.
Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями
Образ и характеристика Хлестакова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Личность и поведение этого героя, наряду с другими причинами, послужили причиной того, что чиновники уездного города приняли его за ревизора. Характеристика образа Хлестакова поможет глубже изучить картину развращённых нравов и преступной действительности.
Значение фамилии Хлестакова
Интересно, что в ранних редакциях пьесы Гоголь называл главного героя Хласковым, Скакуновым, Перепёлкиным. Эти фамилии больше подходили персонажу водевиля, а не комедии, поэтому автор, чтобы подчеркнуть новизну образа главного героя, назвал его Хлестаковым.
Фамилия эта произошла от слова «хлестать», у которого много смыслов. К Хлестакову из них относятся следующие:
Фамилия главного героя раскрывает черты его характера: любовь к праздности, нежелание трудиться, пустословие, умение бойко врать, нахальное волокитство.
Возраст, происхождение, род занятий
В Петербурге главный герой служил мелким чиновником (коллежским регистратором) в канцелярии департамента. Карьера его не задалась, так как, по словам слуги Осипа, он не занимался делом, вместо того, чтобы идти на службу, часто гулял по проспекту да играл в карты. Отец героя, понимая, что сын не сможет добиться повышения по службе, вызвал его к себе в имение.
Внешность, характеристика речи
В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, передавая жене городничего своё впечатление о приезжем, говорит, что он шатен, а «глаза такие быстрые, как зверьки».
Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно», так как он не может сосредоточиться на одной мысли.
Говорит Хлестаков бессвязно, перескакивает в разговоре с одного предмета на другой, не заканчивает фразы, говорит много лишних слов, например: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».
Разговаривая с дамами, он вставляет в свою речь немногие французские слова и фразы, которые знает, например, «компрене ву». Его речь при этом сочетает прозаизм с выспренним стилем. «Вы говорите по-столичному», — с восторгом восклицает Марья Антоновна (действие 5, явление 12).
Отношение к жизни
Хлестаков — ветреный, легкомысленный человек, представляющий тип людей, которых называли в канцелярии пустейшими. Он щёголь и франт, быстро проматывающий отцовские деньги, чтобы удовлетворить своему тщеславию. Затем он посылает Осипа на рынок продавать фрак. После получения новой присылки денег всё повторяется. Хлестаков говорит: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Живя в Петербурге, вместо того, чтоб больше уделять внимание службе, он развлекался: гулял по проспекту, смотрел в театре водевили, играл в карты.
Хлестаков не желает жить в деревне, куда его вызвал из Петербурга отец. Он говорит городничему: «За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» (действие 2, явление 8).
Черты характера и поведение.
Хлестаков — не злой и не грубый человек, но немного глуповат, любит порисоваться перед дамами, любит вкусно поесть, модно одеться и гулять по проспекту, посещать театры.
Он простодушен и вовсе не собирался выдавать себя за ревизора или другого высокого должностного лица. Это встревоженные чиновники и объятый страхом городничий представили, что он ревизор, и Хлестаков совершенно непреднамеренно подыграл им. Он вообще долго не догадывался, что его принимают за проверяющего, а простодушно думал, что все угождают ему, потому что хотят доставить ему удовольствие и познакомить с городом.
Хлестаков — легкомысленный и глуповатый человек. Эти черты проявились в том, что он вовремя уехал из города только под давлением хитрого и предусмотрительного Осипа.
Он трусоват, опасается, что городничий за неоплаченные обеды упрячет его в тюрьму. Когда тот заходит в комнату, Хлестаков бледнеет, съёживается и смотрит на него, испуганно выпучив глаза.
Затем, в ходе разговора, герою почудилась угроза в демонстративной заботе городничего, и это побудило его к оправданию и даже самообороне: он говорит, что обед в гостинице ужасный, за что же такое ему терпеть.
Когда городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, Хлестаков снова понял это по-своему — что тот намекает на тюрьму. Испуганный молодой человек снова обороняется и даже истерично угрожает, гордо заявляя, что служит в Петербурге.
Герой любит прихвастнуть, приврать. Когда он поселился в доме городничего, в разговоре с его женой начал хвастаться, как прекрасно он живёт в Петербурге. Причём в письме к С. Т. Аксакову Гоголь пишет, что Хлестаков забывает, что лжёт, и сам начинает верить тому, что говорит. Лжёт он вдохновенно, с чувством.
Главная причина его вранья — желание самоутвердиться, ведь он понимает, что ничтожен и неинтересен для других.
Отношение к Хлестакову других персонажей
Главное в отношении к главному герою городничего и других чиновников — это страх и подобострастие. Страх возрастает из-за того, что ревизор оказался странным: тоненьким, худеньким. «Как его узнаешь, кто он!» — говорит городничий (действие 3, явление 9).
Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна были от Хлестакова в восторге. «…Какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку», — восклицает Анна Андреевна (действие 3, явление 8). Она считает его образованным, светским человеком.
Городской помещик Добчинский восхищён Хлестаковым, он говорит о нём: «…Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».
Слуга Осип видит недостатки своего барина, но, конечно, не смеет поучать его. Нравоучения для него Осип произносит только когда остаётся один. Он осуждает и даже презирает барина за то, что тот любит пустить пыль в глаза, быстро тратит деньги, а потом посылает Осипа на толкучку продавать фрак, чтобы не сидеть голодным.
Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы
В начале пьесы мы видим трусоватого главного героя, который, хоть и боится попасть в тюрьму, но бодрится.
Когда городничий, приняв его за ревизора, приглашает переселиться из гостиницы в свой дом, простодушный Хлестаков не догадывается, что его тот принял за другого человека. После посещения богоугодных заведений герой говорит, что ему нравится, что здесь проезжающим показывают всё в городе. «В других городах мне ничего не показывали», — простодушно добавляет он (действие 3, явление 5).
Хлестаков совсем не собирался выдавать себя за вельможу, но обед в богоугодном заведении с всякими винами способствовал его словоохотливости и красноречию. Он сам забывает, что лжёт о своей роскошной жизни.
Герой долго не догадывается, почему к нему такое уважение, и только в четвёртом действии, после того, как ему надавали взаймы кучу денег, он сообразил, что чиновники принимают его за государственного человека, возможно, за генерал-губернатора.
Типичность характера героя
Н. В. Гоголь указывал на типичность образа Хлестакова, в том смысле, что и в людях, которые не лишены хороших достоинств, есть некоторые черты характера Хлестакова. В письме к С. Т. Аксакову автор пьесы писал, что каждый «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
Писатель-революционер А. И. Герцен писал о николаевской России: «Нет определённых воззрений, нет определённых целей, и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя».
Оценка героя автором и литературными критиками
Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову писал, что Хлестаков — это человек «пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми».
В «Замечаниях для господ актёров» автор указывал: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».
Об образе Хлестакова мнения литературных критиков различны.
В. Г. Белинский не считал Хлестакова главным действующим лицом комедии (в противовес Гоголю), он называл таким лицом городничего. Критик писал, что «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»
Критик Аполлон Григорьев писал, что Хлестаков становится смелее в хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств, что он не действует с расчётом: «Ему всё нипочём, всё трын-трава».
Советский критик А. К. Воронский считал, что Хлестаков «лишён всякого ядра, он тот, кого из него хотят сделать». Городничий сделал из него «ревизора», чиновники, подобострастно слушающие его, сделали из него лгуна, а жена и дочь городничего сделали из него ловеласа и жениха. Из города он уезжает только тогда, когда Осип убедил его. «Он во всём подчиняется», — пишет А. К. Воронский.
Советский и российский литературовед Ю. В. Манн считает, что этот образ — художественное открытие Гоголя, что он отличается от традиционного типа комедийного интригана «полнейшей непреднамеренностью», что несвойственно «сознательному лжецу, самозванцу».
Заключение
Хлестаков — один из наиболее известных образов русской литературы, типический характер. Понятие «хлестаковщина», произошедшее от его фамилии, обозначает враньё, хвастовство.
Новаторство Гоголя в том, что в комедии «Ревизор» он создал смелый характер простодушного лжеца, в корне переосмыслив традиционный тип интригана, который обычно присутствовал в комедиях.
Характеристика образа Хлестакова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.