егоров гражданское право учебник

Описание файла

доктора юридических наук, профессора

Н.Д. Егорова, доктора юридических наук, профессора

УДК 347(075.8) ББК 67.404я73 П69

ПРАКТИКУМ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ. Часть I

Подготовлен коллективом кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета в составе:

Н. П. Василевская, канд. юрид наук, доц — тема 10;

Н. Д. Егоров, докт. юрид наук, проф. — темы 1, 19, 24;

И. В. Елисеев, канд юрид. наук, доц — тема 4,

М. В. Кротов, канд юрид. наук, доц — темы 2,3,6,21, 22;

А. П. Сергеев, докт юрид. наук, проф. — темы 7, 8, 9,11,

Ю. К. Толстой, докт. юрид. наук, проф. — темы 12 — 18;

Т. А. Фаддеева, канд. юрид наук, доц. — темы 23,25;

А. К. Юрченко, докт юрид. наук, проф. — тема 5.

Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор Н, Д. Егоров; доктор юридических наук, профессор А. П. Сергеев.

Практикум по гражданскому праву. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. Н Д. Егорова, А П. Сергеева. — М • ООО «ТК Велби», 2002. — 176 с.

Рекомендован в качестве учебного пособия для проведения практических занятий по гражданскому праву Санкт-Петербургским государственным университетом

Сборник содержит материалы, необходимые для проведения практических занятий по курсу «Общая часть гражданского права».

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов Может быть использован при самостоятельном изучении гражданского права

Подписано в печать 02 09.2002. Формат 60×90 ‘/16. Печать офсетная. Печ. л. 11. Тираж 5000 экз. Заказ 6737

Отпечатано с готовых диапозитивов юфшщале Государственного Ордена

Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени

Московского предприятия «Первая Образцовая типография»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиове.щания и средств массовых коммуникаций

115114, Москва, Шлюзовая наб., 10.

€> Коллектив авторов, 2002

Настоящий сборник содержит материалы для практических занятий по темам курса «Общая часть гражданского права». Целью пособия является оказание помощи студентам в изучении важнейших вопросов курса, а также поиске нормативного материала и юридической литературы, необ­ходимых для выполнения практических заданий, изложенных в сборнике.

По каждой теме, выносимой на практические занятия, дается пример­ный план ее изучения, которого целесообразно придерживаться.

Задачи, включенные в сборник, составлены, как правило, на основе реальных судебных дел. Условия задач включают все фактические обсто­ятельства, необходимые для вынесения определенного решения по вопросу, сформулированному в тексте задачи. Помимо прямо поставлен­ного вопроса при решении задач могут возникать дополнительные вопро­сы, которые студенты должны заранее продумать. Следует подчеркнуть, что условия задач сформулированы таким образом, чтобы студенты мог-\ ли разрешить все возникающие вопросы, опираясь на нормативные акты

изучаемой темы, а также уже пройденный материал.

I Необходимый для решения задач нормативный материал приведен в

1 перечнях нормативных актов по каждой теме. При пользовании этими перечнями следует иметь в виду, что включенные в него правовые акты носят лишь примерный характер и не исключают «выявления» студента­ми иных, в частности новейших, нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к таким официальным изданиям: «Собрание законо­дательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др., а также следить за публикация­ми нормативных актов в периодической печати («Российская газета», «Российские вести», «Экономика и жизнь» и др.).

Наряду с ними при изучении всех тем курса можно пользоваться сборниками нормативных актов и судебной практики, в частности, следующими:

Гражданское законодательство: Сборник нормативных актов в 2-х частях. Часть 1 / Сост. А.П. Сергеев. М., 1999;

Гражданское и предпринимательское право: Сборник документов в 2-х частях. Часть 1 / Под ред. Т.В. Богачевой. М., 1998;

Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам / Сост. А.П. Сергеев. М., 1999;

Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1999; и др.

Весьма удобным является пользование автоматизированными базами

данных по действующему законодательству, которые распространяются среди пользователей специализированными фирмами.

При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учи­тывать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и дополнения. В сборнике даны ссылки на те источники, в которых нормативные акты изложены в последней редакции. Если в целом норма­тивные акты в их последней редакции не публиковались, то указаны ис­точники, в которых опубликованы внесенные в них изменения и дополне­ния. Нормативные акты приводятся по состоянию на 1 июля 2000 г.

Помимо перечня нормативных актов по каждой теме приводится спи­сок литературных источников, рекомендуемых для подготовки к практи­ческим занятиям. Наряду с учебной и научно-практической литературой указываются доступные научные работы монографического характера, обращаться к которым необходимо для того, чтобы разобраться в наибо­лее сложных теоретических вопросах той или иной темы. Рекомендации по изучению другой дополнительной литературы могут быть получены у преподавателей, ведущих практические занятия.

Для изучения курса в целом рекомендуется использовать следующие учебники, учебные пособия и комментарии:

Гражданское право / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Издание четвертое, переработанное и дополненное. Т. I. М., 1999;

Гражданское право: В 2-х т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. Т. 1.

Гражданское право. Часть первая / Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Мас-

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Отв. ред.

Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предприни­мателей / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.П. Звеков и др. М., 1995.

При пользовании названными и тем более ранее изданными ли­тературными источниками следует иметь в виду, что некоторые содержа­щиеся в них положения уже устарели в связи с развитием законодательст­ва, а потому требуют известной корректировки. Большую помощь при изучении новейшего законодательства может оказать знакомство с публи­кациями в юридических журналах, таких, как «Государство и право», «Правоведение», «Хозяйство и право», «Российская юстиция» и др.

Подготовка к практическим занятиям должна начинаться с изучения соответствующей учебной и специальной литературы по теме практиче­ского занятия. Усвоив прочитанное, необходимо внимательно ознако­миться содержанием рекомендованных к этой теме нормативных актов. Особенно внимательно следует отнестись к усвоению тех нормативных предписаний, по поводу которых в литературе ведутся дискуссии.

Подготовка к практическим занятиям завершается решением задач.

Приступая к решению задачи, студент должен прежде всего уяснить со­держание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Далее, необходимо внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с предложенной ситуацией.

Решение задачи представляется в письменном виде и проверяется

преподавателем, ведущим практические занятия. Все содержащиеся в

решении выводы обосновываются ссылками на конкретные правовые

нормы. При решении задачи на практическом занятии студент должен

|уметь кратко устно изложить обстоятельства дела, пояснить, к чему сво-

|дится спор, дать юридическую оценку доводам сторон и обосновать с

! вого акта свое решение по делу.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Тема 1. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1. Понятие источников гражданского права:

1.1. Основные источники гражданского права, действующие на территории Российской Федерации.

1.2. Соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные ак­ты», «гражданское законодательство» и «акты, содержащие нормы граж­данского права».

1.3. Гражданско-правовые нормативные акты и деловые обыкнове­ния, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности, поста­новления судебных пленумов, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика, судебный прецедент.

2. Система источников гражданского права:

2.3. Структурные подразделения кодифицированных нормативных актов гражданского законодательства.

3. Действие источников гражданского права:

3.1. Действие источников гражданского права во времени.

3.2. Действие источников гражданского права в пространстве. т 3.3. Действие источников гражданского права по кругу лиц. [‘4. Применение источников гражданского права:

4.1. Способы толкования гражданско-правовых норм.

4.2. Аналогия закона и аналогия права.

2. Закон РФ «О введении в действие части первой Гражданского ко-| декса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. I Ст. 3302.

3. Закон РФ «О введении в действие части второй Гражданского ко-I декса Российской Федерации» от 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 5. I Ст. 410.

4. Основы 1991 г. Разделы V, VI, VII.

5. ГК 1964 г. Разделы IV, V, VI, VII, VIII.

6. Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Согла-! шения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря

1991 г. // Ведомости РФ. 1991. № 51. Ст. 2.

7. Постановление Верховного Совета РСФСР «О регулировании граж­данских правоотношений в период проведения экономической реформы» от 14 июля 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1800.

8. Постановление Верховного Совета РФ «О некоторых вопросах при­менения законодательства Союза ССР на территории Российской Федера­ции» от 3 марта 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 11. Ст. 393.

9. Постановление Верховного Совета РФ «О введении в действие За­кона РФ «О защите прав потребителей»» от 7 февраля 1992 г. // Ведомо­сти РФ. 1992. № 15. Ст. 767.

10. Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г // СЗ РФ. 1994 № 8. Ст. 801, 1999. №43. Ст. 5124.

И. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Рос­сийской Федерации, Правительства Российской Федерации и норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.

12. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, ут­вержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; № 50. Ст. 5689; 1999. № 8. Ст. 1026.

Источник

Книги и учебники по частному (гражданскому) праву

егоров гражданское право учебникДолганова И.В., Ерофеева Д.В., Ефимова О.В., Кирпичев А.Е., Кулаков В.В., Левушкин А.Н., Свирин Ю.А., Смирнова В.В., Филиппова С.Ю.

егоров гражданское право учебникЕгорова М.А.

О лицах. Особенности частноправовых отношений в зависимости от субъекта

егоров гражданское право учебникГришаев С.П., Овчинникова А.

егоров гражданское право учебникКарелина С.А., Алешина Е., Шумаков С., Храпова М., Коротких О., Сопко Е., Баранов И., Клопцов И., Спирин В., Носкова Ю., Коновалова А., Зайкова А., Басхаев Ч., Палехова Е., Болотина А.; отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелина.

Право собственности и другие вещные права. Деньги и ценные бумаги. Вещи, ограниченные в обороте

Сделки. Обязательственные правоотношения. Исполнение обязательств

Исключительные права. Законодательство о содействии рыночной конкуренции

Семейное право. Личные неимущественные права

Международное частное право

Бизнес-право, а также другое комплексное межотраслевое регулирование с сильным публичноправовым элементом

Защита «слабой стороны». Права потребителя.

Земельное право.

егоров гражданское право учебникГалиновская Е.А.

Источник

Лекции, шпаргалки, учебники, практикумы.

Решения задач по гражданскому, уголовному,

семейному, трудовому и другим отраслям права.

Курс лекций по гражданскому праву (Егоров Н.Д.). Лекция № 1 «Понятие гражданского права».

Из общей теории государства и права вам известно, что наиболее крупные структурные подразделения российского права составляют отрасли права, и все российское право делится на отдельные отрасли права. Наиболее распространенным критерием деления всего российского права на отрасли права является предмет и метод правового регулирования. С помощью предмета и метода правового регулирования можно четко отграничить одну отрасль права от другой отрасли права. Напомню вам, что под предметом любой отрасли понимаются те общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Поэтому когда мы говорим о предмете какой-либо отрасли, в том числе предмете гражданского права, мы должны задаться вопросом о том, какие общественные отношения регулируются данной отраслью права. А метод связан с ответом на другой вопрос, а как, каким способом эти общественные отношения регулируются данной отраслью права. И правильное представление о гражданском праве может сложиться только тогда, когда мы узнаем о том, какие общественные отношения входят в предмет гражданского права, и каким методом эти общественные отношения регулируются гражданским правом. Начнем мы этот вопрос с изучения предмета гражданского права. Предмет гражданского права. Те общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, стало быть регулируются этим гражданским правом, достаточно многочисленны и разнообразны. В вашей повседневной жизни вы практически каждый день вступаете в те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. Порой вы сами этого не замечаете, но тем не менее это происходит.

Например. Когда вы добирались до факультета, если вы добирались общественным транспортом, вы вступали с транспортной организацией в те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. Если вы сдаете верхнюю одежду в гардероб, вы вступаете с соответствующей организацией в общественные отношения, которые также регулируются нормами гражданского права. Когда вы идете в магазин и приобретаете необходимые вам товары, вы также вступаете в общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. И те периодические отношения, которые время от времени возникают с вашим участием, также регулируются нормами гражданского права. Если вы идете на день рождения и дарите подарок, возникают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. Или если вам иногда нужно взаймы взять определенную денежную сумму, опять-таки возникают общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. На первый взгляд, может сложиться неверное впечатление о том, что гражданское право регулирует такие общественные отношения, в которых принимают участие граждане. Это, с одной стороны, правильно, с другой стороны, не совсем точно, и вот по каким причинам. Дело в том, что далеко не все отношения, участниками которых являются граждане, регулируются нормами гражданского права. Скоро предстоят президентские выборы, вы будете в них участвовать и вступать в те общественные отношения, которые регулируются не гражданским правом, а нормами государственного права. В то же время юридические лица, организации вступают в такие общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, хотя в этих отношениях граждане могут и не участвовать. И поэтому гражданское право, хотя и получило название от слова “гражданин” (это идет еще со времен Древнего Рима), но все-таки не ограничивается участием в этих отношениях только граждан. А название “гражданское право” возникло вот по каким причинам. Дело в том, что в Древнем Риме в свое время, когда появилось название “гражданское право”, или “цивильное право”, носителями частных интересов были только граждане, и, руководствуясь своими частными интересами, они вступали друг с другом в отношения, которые регулировались гражданским правом. Отсюда и название – поскольку граждане вступали в эти отношения – гражданское право. А затем появились и другие носители частных интересов, скажем юридические лица, но раз сформированное название “гражданское право” уже осталось неизменным. И поэтому независимо от того, кто участвует в тех общественных отношениях, участники которого преследуют свои частные особые интересы, все равно эти отношения регулируются гражданским правом.

А в административном правоотношении вышестоящая сторона вправе требовать от подчиненных только потому, что она занимает такое положение, больше никакого обоснования не надо. Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданского оборота независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость и совершать любые действия, не запрещенные законом. А это чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики. Без предоставления таких возможностей участникам гражданского оборота рыночная экономика развиваться не может, она развивается успешно только тогда, когда регулируется методом юридического равенства сторон. Юридическое равенство сторон необходимо отличать от имущественного равенства. Это разные вещи. Скажем, когда предприниматель Березовский продает телевизор какому-то рядовому участнику гражданского оборота, они имущественно далеко не равны, но юридически они абсолютно равны, и тот же самый предприниматель Березовский не может диктовать какие-то условия только потому, что он очень богатый человек, а тот нищий. Юридически они равны; они имущественно не равны, но юридически они поставлены в абсолютно одинаковое, равное положение. Итак, мы можем сказать, что гражданское право это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения. Совокупность этих правовых норм не находится в каком-то хаотичном состоянии, она представляет собой строго определенную систему этих правовых норм. И следующий вопрос, к изучению которого мы подошли, так и будет называться: “Система гражданского права”.

И такие противоречия встречаются, к сожалению, довольно часто ввиду многочисленности гражданского законодательства. Поэтому важно знать, а какой гражданский акт в системе гражданского законодательства обладает более высокой юридической силой. В зависимости от юридической силы все нормативные акты гражданского законодательства делятся на законы и подзаконные нормативные акты. Законы обладают более высокой юридической силой и под законами понимаются такие нормативные акты гражданского законодательства, которые принимаются нашим парламентом, Государственной думой. Она прежде всего вырабатывает и принимает законы. Подписывает их Президент, одобряются они Советом Федерации, но вырабатывает законы Государственная дума. И те нормативные акты, которые принимаются нашим парламентом, это законы, они обладают более высокой юридической силой. Но даже среди законов не существует равенства, как говорили в Древнем Риме, есть первый среди равных. Вот так среди законов первое место занимает Конституция Российской Федерации. И те нормы гражданского права, которые заложены в Конституции Российской Федерации, обладают самой высокой юридической силой даже по отношению ко всем другим законам. И такие нормы права в конституции существуют. Скажем, статьи 35 и 36 Конституции. Эти статьи закладывают основы гражданско-правового регулирования отношений собственности: формулируют принцип неприкосновенности собственности и так далее. Среди других законов особое место занимают кодифицированные нормативные акты – такие, как Основы гражданского законодательства и гражданские кодексы. Эти кодифицированные нормативёные акты занимают особое место даже среди законов. Чем отличаются от других законов кодифицированные нормативные акты – такие, как Основы гражданского законодательства и гражданские кодексы? А отличаются они следующим: что эти нормативные акты призваны в принципе урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Если вы откроете Гражданский кодекс Российской Федерации, его структура основана на системе гражданского права; вы увидите, там есть общая часть, общие положения, которые содержат те нормы, которые применяются ко всем гражданским правам; есть разница – право собственности, вещные права, есть раздел обязательственного права и так далее. Все находится в системе. Почему? Потому что основное назначение кодифицированного нормативного акта – в принципе урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, в отличие от других законов, которые регулируют лишь отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

До него действовал Гражданский кодекс 1964 года, который был рассчитан на командно-административную систему. Разработать новый Гражданский кодекс было не так-то просто, а рыночные отношения надо было как-то регулировать. Поэтому Постановлением Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1992 года “О регулировании гражданско-правовых отношений в период проведения экономической реформы” Основы гражданского законодательства Союза ССР были введены в действие на территории Российской Федерации. Но в части, в которой они не противоречат Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года, то есть когда Россия провозгласила независимость. Но по мере принятия сначала первой части Гражданского кодекса, потом второй части Гражданского кодекса, в соответствующих частях Основы гражданского законодательства утратили свою силу. В настоящее время Основы гражданского законодательства действуют на территории Российской Федерации только в очень узком объеме. Действует только раздел, который называется “Наследственное право”, и так называемые коллизионные нормы. Все остальные нормы гражданского законодательства помещены в Гражданском кодексе. И наконец, в настоящее время все еще действует в определенной части ГК 1964 года, в той части, которая не перекрывается новым ГК и Основами гражданского законодательства, а это практически один раздел, который называется “Наследственное право”. Итак, особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые основы и кодексы. Как я уже говорил, основное назначение этих кодифицированных нормативных актов в принципе урегулировать надлежащим образом все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Наряду с этими отраслевыми основами и кодексами, в гражданском законодательстве существуют и специальные основы и кодексы. Это тоже кодифицированные, систематизированные нормативные акты. Но они призваны урегулировать лишь отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Вот, в частности, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, который совсем недавно был принят. Он систематизированно регулирует общественные отношения, возникающие в связи с торговым мореплаванием. Не все общественные отношения регулируются этим кодексом, а только те общественные отношения, которые возникают в процессе торгового мореплавания. Поэтому это – так называемый “специальный кодекс”. Наконец, среди законодательных актов, законов выделяются в системе гражданского законодательства отдельные законы. Эти отдельные законы регулируют только отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В качестве пример можно привести Закон Российской Федерации о страховании от 27 ноября 1992 года. Из самого названия видно, что этот законодательный акт содержит только такие нормы права, которые регулируют отношения, связанные со страхованием, и никакие другие общественные отношения этим законодательным актом не регулируются. Это то, что касается законов, то есть таких нормативных актов, которые обладают более высокой юридической силой. И среди законов тоже существует определенная иерархия. Наиболее высокой юридической силой обладают те законы, которые расположены наверху.

Выше всех – Конституция Российской Федерации, потом – отраслевые кодифицированные акты, такие как Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы гражданского законодательства, отдельные кодексы и, наконец, отдельные законы. При этом предполагается, что вроде бы нормы Гражданского кодекса по своей юридической силе одинаковы с нормами других законов. Но, опять-таки как говорили в Древнем Риме, Гражданский кодекс является первым среди равных. А это означает, что все другие законы своим содержанием не должны противоречить нормам Гражданского кодекса. И если встречается закон, который противоречит нормам Гражданского кодекса, то действует норма Гражданского кодекса, а в той части, в которой этот закон противоречит нормам Гражданского кодекса, он применяться не должен. Далее различают подзаконные нормативные акты, то есть такие нормативные акты гражданского законодательства, которые принимаются не нашим парламентом, а другими правотворческими органами. Среди этих подзаконных нормативных актов наиболее высокой юридической силой (после законов) обладают указы президента Российской Федерации, то есть такие нормативные акты гражданского законодательства, которые приняты указом президента Российской Федерации. В частности в качестве примера такого указа, который имеет гражданско-правовое значение, содержит все нормы гражданского права, можно привести Указ Президента от 23 мая 1994 года о реформе государственных предприятий, когда они преобразовались в акционерные общества. Вот это гражданско-правовой нормативный акт. Указам Президента Российской Федерации и законам должны соответствовать постановления Правительства Российской Федерации, они обладают еще меньшей юридической силой. И постановлением Правительства Российской Федерации нередко принимаются нормативные акты гражданского законодательства. В качестве примера можно привести постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года. Этим постановлением Правительство РФ утвердило правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Наконец, на последней ступени иерархии, обладающие самой маленькой юридической силой, а стало быть они должны соответствовать и закону РФ, и указам президента, и постановлениям правительства, находятся нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, то есть такие нормативные акты, которые принимаются различного рода российскими министерствами, ведомствами, комитетами и т.д. в пределах их компетенции. К числу таких нормативных актов, в которых содержатся нормы гражданского права, можно отнести Инструкцию о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации. Эта инструкция была принята Министерством финансов Российской Федерации 3 марта 1992 года. Это ведомственный нормативный акт. Но поскольку ведомственные нормативные акты более часто по своему содержанию не столько защищают всех участников гражданского оборота, сколько отражают свои ведомственные, узкие интересы, к ним предъявляются особые требования. Эти требования вызваны тем, что до недавнего прошлого очень часто различного рода инструкции и указания сводили на нет законодательные акты, и на практике применялись не законы, хотя они всегда обладали более высокой юридической силой, а инструкции министерств и ведомств.

Приведу только один пример. Статья 246 ГК 1964 года установила правило, что если гражданину продан товар ненадлежащего качества, то гражданин вправе по своему выбору предусмотреть четыре варианта защиты своих интересов:

* потребовать соразмерного уменьшения покупной цены

* обменять товар на товар надлежащего качества

* безвозмездно устранить те недостатки, которые существуют,

* расторгнуть договор купли-продажи и требовать возмещения всех понесенных убытков.

Причем все это по выбору гражданина. Это законом было предусмотрено. Однако Министерство торговли, которому подчинялись все торговые организации, защищая интересы подчиненных организаций, приняло инструкцию, в соответствии с которой для того, чтобы обменять телевизор, нужно было по крайней мере пять раз его отремонтировать, и если после этого он не работает, тогда можно было обменять. Это нарушало интересы покупателя, но применялась инструкция. И таких инструкций было великое множество, которые переворачивали с ног на голову те нормативные акты, которые содержались в нормативных актах более высокой юридической силы. Чтобы этого не происходило, в настоящее время существует такое правило, что федеральные органы исполнительной власти могут только тогда принимать нормативные акты, когда принятие такого нормативного акта предусмотрено либо законом, либо постановлением правительства, либо указом Президента РФ. Если вышестоящими нормативными актами принятие такого нормативного акта не предусмотрено, он не должен действовать, чтобы министерские инструкции различного рода не сводили на нет законодательные установления норм гражданского законодательства. И еще одно чрезвычайно важное обстоятельство. Раньше к числу источников гражданского прав, составляющих систему гражданского законодательства, относились нормативные акты, принимаемые местными советами народных депутатов, например Ленгорисполкомом и т.д. В настоящее время в соответствии со статьей 71 Конституции РФ и Гражданским кодексом РФ гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Значит только на уровне Российской Федерации могут приниматься нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Субъекты РФ не могут принимать такие нормативные акты, которые содержат в себе нормы гражданского права, такое право им не дано. Вполне понятно почему, так как гражданское право имеет дело с развитием гражданского оборота, развитием нашей экономики, а правила игры в едином экономическом поле должны быть одинаковыми для всех участников.

Представьте себе, если бы такое право было дано различным субъектам Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации принимал бы свои правила, отличные от правил других субъектов Российской Федерации, и тогда от единого рынка на территории Российской Федерации ничего не осталось бы и никаких бы единых правил игры не было. Поэтому сейчас действует неукоснительно: субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные акты гражданского законодательства, то есть такие акты, которые содержат в себе нормы гражданского права. Это в принципе абсолютно правильное положение, и сейчас оно себя оправдывает. А вот тогда, когда впервые была принята Конституция Российской Федерации, это правило вызвало массу проблем. Почему? Потому что на российском уровне, когда мы переходили к рыночной экономике, не было принято достаточного количества нормативных актов, которые хотя бы в общих чертах урегулировали всю ту массу новых экономических отношений, возникших в связи с переходом к рыночным отношениям. А субъектам Российской Федерации нельзя было вводить нормы права, которые регулируют эти отношения, это не их компетенция. И вот столкнулись с такой ситуацией, что, к сожалению, эту статью 71 неоднократно нарушали. Тем не менее это вызывало иногда положительный эффект (хотя всегда надо избирать законность, а не целесообразность, если есть выбор). Я вам приведу только один пример. Когда стал развиваться рынок недвижимости в Санкт-Петербурге, наше федеральное законодательство было абсолютно не готово к регулированию этих отношений. Вот квартиры, они стали объектами купли-продажи, никогда такого не было. А правил, регулирующих эти отношения, не было ни на федеральном уровне, ни на каком-либо другом уровне. Этим сразу же воспользовались мошенники. Поскольку не было правил о регистрации сделок с недвижимостью, не были они введены на федеральном уровне, рекорд здесь поставил один мошенник, который продал одну и ту же квартиру 23 раза! Вполне понятно почему – потому что отсутствует регистрация. Тогда когда вы покупаете квартиру, для того чтобы убедиться, кто собственник квартиры, достаточно пойти в регистрирующие органы и узнать, кто собственник квартиры. А если нет регистрирующего органа? Приносит человек бумагу и говорит: видите, я по этому ордеру купил квартиру, теперь вам ее продаю. И продал, а договор-то у него остался (или копия осталась) – он другому покупателю ее продает. И так – 27 раз. Вот для чего нужна регистрация: если зарегистрировано – все, можно узнать, кому продана эта квартира. И вот если бы в то время профессор Собчак, будучи мэром Санкт-Петербурга, в нарушение Конституции не ввел бы правила регистрации сделок с недвижимостью, такой бы беспредел продолжался. Сейчас это правило себя оправдывает, потому что на федеральном уровне более или менее все эти проблемы закрыты, а тогда мы оказались в чрезвычайно тяжелом положении.

Но в принципе так и должно быть: правила игры на всей территории Российской Федерации должны быть одни и те же, поэтому субъекты Российской Федерации не могут принимать нормы гражданского права. К числу элементов системы гражданского законодательства относятся и нормы международного права. Это вполне понятно почему. Потому что основная задача, которая сейчас стоит перед Российской Федерацией, это влиться в мировую систему экономики. А для того, чтобы влиться в мировую систему экономики (обособленно сейчас ни одна страна развиваться не может), нужно обладать таким же законодательством, которое существует в большинстве развитых стран; то есть наше законодательство не должно противоречить нормам международного права, международным договорам и так далее. И вот для того, чтобы мы успешно вливались в систему мировой экономики, зафиксированы следующие чрезвычайно важные правила. Они сводятся к тому, что пункт 4 статьи 15 Конституции Российской предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, пункт 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает приоритет международного договора перед нормами внутреннего российского законодательства. Это означает, что если Россия является участником международного договора, который устанавливает правила, отличные от тех правил, которые установлены, скажем, ГК или другим нормативным актом гражданского законодательства, то действует норма международного договора, ей отдается приоритет. И это чрезвычайно правильное решение и важное решение, если мы хотим войти в мировую систему экономики, от которой мы все время отказывались, а сейчас пытаемся туда войти, а у нас мало что получается. Большое значение для выяснения системы гражданского законодательства имеет вопрос о соотношении гражданского законодательства с обычаями делового оборота, правилами морали и нравственности. Являются ли обычаи делового оборота и правила морали составной частью гражданского законодательства? Ответ на сей вопрос чрезвычайно прост.

Что понимается под обычаями делового оборота? Под обычаями делового оборота понимаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законом. Сами по себе обычаи делового оборота, если они сложились и широко применяются в какой-то сфере деятельности человека, не являются нормами гражданского законодательства и не входят в систему гражданского законодательства. Но если они санкционированы государством, им придается значение нормы права, тогда они входят в систему гражданского законодательства. Такое санкционирование обычаев делового оборота имеет место в статье 6 ГК РФ. Статья 6 ГК РФ предусматривает следующее правило: если отношения, входящие в предмет гражданского права, не урегулированы законом или соглашением сторон, то к ним применяются обычаи делового оборота. Поскольку эта статья 6 содержится в ГК, она санкционирует применение норм, установленных обычаями делового оборота и они становятся составной частью гражданского законодательства. Если бы этого указания не было, какие бы обычаи не складывались, они бы не имели значения норм права. И они довольно часто применяются на практике. Я вам приведу только один пример.

В свое время был широко распространен договор купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания, сейчас договор иждивения. А когда существовала норма ГК 1964 года, было возможно, что лицо престарелое, нетрудоспособное, обладающее жилым домом, не имеющее средств к существованию, могло продать жилой дом, но в качестве покупной цены выплачивались не деньги, а покупатель этого жилого дома обязывался ухаживать за этим престарелым лицом, скажем, бабушкой, оказывать ей уход, предоставлять питание и т.д. пожизненно, пока она не умрет. Это была покупная цена. Нормой гражданского права не было предусмотрено, а какие виды питания должны были предоставлять. И часто между продавцом и покупателем возникали споры по этому поводу. Как исполнять такое обязательство, чтобы оно исполнялось надлежащим образом, ни в законе, ни в договоре не оговаривалось. Тогда применялись правила обычаев делового оборота или обычно предъявляемые требования. Если суд разрешал спор, он руководствовался обычно предъявляемыми требованиями, какой в данной местности в данное время считается нормальным уход, какие виды питания должен предоставлять покупатель, то есть руководствовались обычаями делового оборота, и они регулировали эти общественные отношения.

Правила морали сами по себе также не являются источниками гражданского права и не входят в систему гражданского законодательства. В отличие от норм права их исполнение опирается не на принудительную силу государства, а на силу общественного мнения, и сами по себе правила морали не являются нормами права, но очень часто нормы права совпадают с правилами морали, и правила морали закреплены в законодательных актах. Вот, скажем, существует такая моральная норма: если вы нашли какую-то вещь, которую кто-то потерял, мораль требует вернуть ее собственнику. Так вот точно такое же правило зафиксировано в статье 227 ГК: тот, кто обнаружил чужую вещь, должен вернуть ее собственнику этой вещи. Здесь совпадают норма морали и норма права, она зафиксирована. А если правило морали не зафиксированы законом, оно не имеет значения нормы права. Но очень часто правила морали используют для того, чтобы правильно понять смысл закона, и иногда без моральных норм невозможно правильно применить законодательство. … Если мы их не знаем, то невозможно правильно применить эту норму. Для толкования это имеет большое значение.

Еще раз повторяю: если норма морали не закреплена в законе, то она только моральная норма, не правовая норма; если закреплена, то приобретает силу правовой нормы. Чтобы это было понятно, приведу только один пример. Скажем, вы едете в метро и видите там надпись “Места для пассажиров с детьми и инвалидов”. Предположим, такая ситуация. Вагон. Сидит молодой человек. Входит старушечка. Молодой человек сидит на общих местах и не уступает ей место. Он нарушает норму морали. Можно его осуждать сколько угодно, но нельзя принудительно его выдворить и уступить место; это будет противоречие существующему правопорядку. А вот если этот молодой человек сядет на специальные места, отведенные для инвалидов, его не только можно осуждать, а можно его выдворить (правда, с помощью милиции), потому что это специально отведенные места, это уже норма права. Здесь вступает в действие принудительная сила государства. Вот в чем отличие норм морали от норм права. Большое значение для гражданского законодательства имеют постановления судебных пленумов. И пленум Верховного Суда Российской Федерации, и пленум Высшего арбитражного суда издают постановления. По своей юридической природе эти постановления представляют не что иное, как разъяснение смысла действующего законодательства. В этих постановлениях пленумы судебных органов не создают новых норм права, они только толкуют содержание уже действующего законодательства. Имейте в виду, что в нашем историческом прошлом были и такие случаи, когда, толкуя действующее законодательство, пленум Верховного Суда СССР, к сожалению, нередко создавал новые нормы права. И это послужило основанием для некоторых ученых говорить, что “руководящие разъяснения пленума Верховного Суда СССР являются источниками гражданского права”. Да, фактически они были источниками гражданского права, но, с теоретической точки зрения, ими быть не должны, потому что суд это правоприменительный орган, а не правотворческий орган, он может только толковать смысл закона, такое право ему дано, но не может создавать новые нормы права. В настоящее время я не помню, чтобы за последние 10 лет какой-либо судебный пленум создал новую норму права, он только толкует. Были несколько попыток. А прежде, чем издать какое-то постановление (скажем, постановление по разъяснению каких-то вопросов), Верховный суд и Высший арбитражный суд рассылают проект этого постановления в наиболее видные научные центры, специалистам гражданского права. И мы неоднократно обращали внимание, что это не разъяснение нормы права, а фактически вы создаете новую норму права, и, как правило, Верховный суд и Высший арбитражный суд отказывались от этих норм, они убирали их из постановления. В настоящее время они прекрасно понимают, что они правоприменительный, а не правотворческий орган, поэтому в настоящее время это не источник гражданского права.

Необходимо различать действие гражданских законов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие гражданских законов во времени. Прежде всего – действие гражданских законов во времени. Вот принимают новый гражданский закон, а с какого времени он вступает в действие, когда он начинает применяться? Ответ на этот вопрос дает специальный закон – Федеральный закон от 25 мая 1994 года с последующими изменениями и дополнениями. Он называется так: “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Содержание этого нормативного акта сводится к следующему, он устанавливает следующие весьма важные правила. Первое правило. Применяется только тот нормативный акт, который официально опубликован. Итак, закон только тогда может вступить в действие, когда он официально опубликован. Если закон официально не опубликован, то он не действует и не регулирует общественные отношения, его не применяют ни суды, ни участники гражданского оборота, ни другие правоприменительные органы. При этом датой принятия закона (закона, законодательного акта) считается дата принятия этого закона Государственной Думой в последнем чтении. Такой закон подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней с момента его подписания Президентом. Официальным опубликованием считается опубликование текста закона либо в “Российской газете”, либо в “Собрании законодательства Российской Федерации”, либо в “Парламентской газете”. Где раньше опубликуют текст закона, там он считается впервые официально опубликованным (в этих трех источниках). Могут раньше опубликовать в другом источнике (например, в “Комсомольской правде” или где-то еще), но это официального значения не имеет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *