егрюл налог проверить контрагента
10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы
Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.
Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.
Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.
Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.
1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:
Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.
Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).
Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.
Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).
Совет
Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.
С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.
Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).
2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России
Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:
Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).
3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.
4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.
6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).
Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).
8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.
Совет
Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.
Документы по теме:
Новости по теме:
1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.
Как проверить контрагента на благонадежность по ИНН или ОГРН либо на сайте налоговой
Наверное, каждый бизнесмен и бухгалтер слышали о необходимости проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента перед заключением контракта. Но далеко не все знают, что конкретно следует изучить, и какие сведения о бизнес-партнере можно получить по его ИНН или ОГРН на сайте налоговой либо с помощью специальных сервисов. У тех, кто хоть раз сталкивался с проверкой контрагента, возникают и другие вопросы. Зависит ли объем проверки от суммы сделки или иных факторов? Как оценить результаты исследования? Что будет, если не проверить контрагента на благонадежность? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.
Для чего нужно проверять контрагента
Чтобы успешно противостоять претензиям налоговых органов и требуется проверка контрагента перед подписанием контракта. В частности, нужно удостовериться, что сторона по договору является реально действующей организацией, с которой можно без проблем связаться; у нее есть необходимые для исполнения обязательств ресурсы (производственные мощности, оборудование, персонал) и соответствующий опыт. При этом судебная практика исходит из того, что глубина проверок зависит от значимости сделки: чем крупнее контракт, тем более тщательно нужно изучить контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597).
Так, перед заключением разовой некрупной сделки достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и с ним можно связаться по указанному в реестре адресу, а от его имени действует уполномоченное лицо.
Исключение составляют ситуации, когда условия планируемого договора значительно отклоняются от рыночного уровня, либо свои услуги предлагает компания или ИП, которые не имеют опыта исполнения аналогичных сделок. В этих случаях имеет смысл дополнительно выяснить наличие у потенциального контрагента нужных ресурсов, задолженности перед бюджетом и другими бизнес-партнерами, изучить его деловую репутацию и т.д. Такие же тщательные проверки нужно проводить при покупке недвижимости или иного дорогостоящего актива, либо перед заключением длительных контрактов.
Способы проверки организации на благонадежность
Сегодня имеется несколько механизмов проверки. Самый простой — воспользоваться платными сервисами, которые агрегируют все имеющиеся в открытом доступе данные. Исчерпывающая информация о потенциальном контрагенте будет предоставлена быстро, в доступной и наглядной форме. При этом некоторые из таких сервисов еще и проведут первоначальный анализ собранных сведений; сообщат, на какие моменты нужно обратить внимание, и дадут предварительную оценку безопасности заключения сделки.
Альтернативный вариант предполагает самостоятельный сбор сведений при помощи бесплатных баз данных госорганов и прочих открытых источников. В частности, информацию о контрагенте можно найти на сайтах ФНС, Росреестра, арбитражных судов, судебных приставов и т.д. Также не лишним будет воспользоваться обычными поисковиками для оценки деловой активности будущего партнера.
Наконец, есть и еще один способ проверки. Он предполагает получение всей необходимой информации непосредственно у контрагента, либо связанных с ним лиц. Этот вариант, как правило, применяется в дополнение к первому или второму. У компании, с которой планируется сотрудничество, можно запросить копию устава, информацию о паспортных данных руководителя, сведения из налоговых деклараций, а также реальные отзывы (рекомендации) лиц, имевших с ней дело.
Как проверить контрагента: пошаговая инструкция
Если для проверки используется специальный платный сервис, то для получения аналитической справки по контрагенту достаточно внести его данные в соответствующую программу. В остальных случаях для выяснения информации о контрагенте следует придерживаться определенного алгоритма.
Шаг первый: проверка контрагента на сайте ФНС
Самостоятельную проверку нужно начинать с посещения официального сайта ФНС, где размещен электронный сервис « Риски бизнеса: проверь себя и контрагента ». С его помощью можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для этого надо ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого налогоплательщика. Либо указать название организации (ФИО физлица) и выбрать регион. Полученная выписка позволит убедиться, что ваш бизнес-партнер является действующим налогоплательщиком, в отношении него не начата процедура ликвидации, исключения из реестра, либо банкротства.
Дополнительно из выписки можно узнать данные о руководителе организации и об ее адресе. Эти сведения следует сравнить с теми, которые были предоставлены самим контрагентом. Кроме этого, нужно обратить внимание на коды по ОКВЭД, указанные в выписке. Такая информация позволит удостовериться, что бизнес-партнер указал при регистрации код, соответствующий тому виду деятельности, которую он обязуется осуществлять по условиям договора.
ВАЖНО
Если в выписке из ЕГРЮЛ отображается информация о недостоверности сведений об адресе, руководителе или участниках контрагента, то от заключения договора с ним лучше воздержаться.
Далее на сайте ФНС нужно проверить, если ли у партнера налоговая задолженность. Для этого надо ввести его ИНН в сервис « Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года ». Саму сумму долга можно посмотреть в разделе «Открытые данные» на сайте ФНС. Но получить информацию из этого раздела, просто указав ИНН или ОГРН контрагента, нельзя. Чтобы узнать сведения о налоговой задолженности, необходимо найти и скачать соответствующий файл на странице https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/.
ВНИМАНИЕ
Обнаружить в Открытых данных информацию о конкретном контрагенте достаточно сложно. На сайте ФНС даны гиперссылки на архивы, содержащие файлы с данными сразу по всем налогоплательщикам. Соответственно, чтобы найти проверяемую организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое. Гораздо удобнее получать сведения из реестров, в том числе о налоговой задолженности контрагента, используя специальные сервисы. Так, пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку название или ИНН контрагента. Сервис соберет важную информацию из баз данных ФНС и других источников в одном окне и сформирует экспресс-отчет (подробнее см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками» и «Опубликованы сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год»).
Далее на сайте ФНС нужно воспользоваться сервисом « Прозрачный бизнес ». Проверка осуществляется по ИНН, ОГРН, названию (ФИО) контрагента. С помощью сервиса можно узнать данные о руководителе и учредителях бизнес-партнера на предмет их участия в различных «массовых» организациях, возможной дисквалификации или лишения права занимать должности (участвовать в управлении организациями). Также есть возможность проверить, не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации. Отдельно следует уточнить, заявлял ли директор о том, что он не имеет отношения к соответствующей организации (https://service.nalog.ru/svl.do).
После этого имеет смысл перейти в раздел https://bo.nalog.ru, где можно получить данные о бухотчетности организации (по ИНН, ОГРН, адресу или названию).
Еще один сервис на сайте ФНС позволяет узнать, не заблокирован ли счет контрагента. На странице https://service.nalog.ru/bi.do нужно выбрать вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении», затем ввести ИНН контрагента и БИК банка, в котором открыт проверяемый счет. Подробнее об этом сервисе см. « Блокировка счета налоговой в 2020 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать ».
Кроме этого, официальный сайт ФНС позволяет проверить следующие данные о контрагенте (сведения содержатся в архивах файлов):
ВАЖНО
Шаг второй: проверка контрагента по ИНН или ОГРН
Следующий этап — поиск данных о контрагенте по его ИНН, ОГРН или названию в базах данных государственных органов. Для этого можно использовать следующие сайты:
ВАЖНО
Также не лишним будет «пробить» ИНН и ОГРН контрагента через поисковики, чтобы изучить отзывы клиентов и прочую информацию, имеющуюся в интернете.
Шаг третий: проверка исполнительных производств
Сервис на сайте Службы судебных приставов (www.fssprus.ru) не предоставляет информацию по ИНН или ОГРН. Этот банк данных работает исключительно с наименованием организации или данными о физлице. Для поиска надо перейти в раздел «Сервисы» и далее в «Банк исполнительных производств». Затем ввести сведения о контрагенте и регион.
ВНИМАНИЕ
В обнаруженных данных о задолженности не будет указан ИНН или ОГРН. Поэтому использовать эти сведения нужно с осторожностью. Дело в том, что в одном регионе может быть несколько организаций с одинаковым названием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.20 № Ф05-4553/2020). Соответственно, найденную на сайте приставов информацию о задолженности лучше перепроверить по другим источникам. В частности, в банке данных арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru) либо на сайте суда общей юрисдикции, который вынес решение
Шаг четвертый: сбор информации в интернете
«Заочный» этап проверки завершается анализом информации из сети Интернет. Прежде всего, следует изучить сайт бизнес-партнера. Размещенную там информацию нужно сверить с данными, полученными на предыдущих шагах. Также необходимо удостовериться, что она соответствует сведениям, которые контрагент сам сообщил о себе.
После этого через поисковики запрашивается информация о бизнес-партнере по его фирменному наименованию, адресу, ФИО руководителя и т.д. Полученные сведения составят образ деловой репутации контрагента.
Шаг пятый: запрос сведений у контрагента
Следующий шаг является «очным» этапом проверки. Непосредственно у контрагента запрашиваются копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, которые будут подписывать договор. Это может быть устав, приказ, доверенность и т.п. Также следует запросить документы, удостоверяющие личности этих лиц.
ВАЖНО
Эти сведения должны быть актуальны на дату подписания договора, счета-фактуры или первичного документа. Поэтому при длительных взаимоотношениях следует периодически обновлять информацию о доверенностях, приказах и паспортных данных.
Также непосредственно у контрагента истребуются документы на право осуществлять определенные виды деятельности (лицензии, допуски СРО и т.п.), и сведения о наличии ресурсов, необходимых для исполнения конкретного договора (персонал, транспорт, склады и т.п.). Не лишним будет попросить предоставить копии договора аренды или документов, подтверждающих право собственности на помещения по месту нахождения контрагента.
Поступившая от партнера информация сверяется с данными, которые были получены на «заочном» этапе. Если выявляются расхождения, нужно запросить у контрагента пояснения.
Завершают проверку мероприятия, позволяющие убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным номерам телефонов и адресу электронной почты. Также на «очном» этапе можно напрямую связаться с другими организациями и ИП, которые уже имели дело с контрагентом, и запросить у них рекомендации.
Признаки недобросовестного контрагента
Главным признаком ненадежного бизнес-партнера является его фиктивность. То есть ситуация, когда он самостоятельно не осуществляет никакой деятельности, а все обязательства по сделкам выполняют другие лица. Причем, не на основании договоров субподряда, доверенностей и т.п., а неофициально, фактически по собственной инициативе. Именно этот признак назван в статье 54.1 НК РФ в качестве основного критерия для снятия вычетов по НДС и расходов.
О фиктивности контрагента в первую очередь свидетельствуют такие факты, как отсутствие по официальному адресу либо использование адреса массовой регистрации. «Массовый» директор и учредитель также склоняют чашу весов в пользу фиктивности. Об этом же может свидетельствовать и непредставление налоговой отчетности, заблокированные счета и прочие косвенные факторы, при наличии которых нормальное ведение бизнеса практически невозможно.
Все остальные признаки, в том числе отсутствие ресурсов и неуплата налогов, следует рассматривать именно через призму фиктивности деятельности. Сами по себе они не говорят о недобросовестности контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597). Тем не менее, если подобные факты выявлены на стадии проверки, лучше воздержаться от заключения сделки. Ведь в такой ситуации значительно увеличивается риск снятия расходов и вычетов.
Подведем итог. Проверка контрагента на благонадежность — это обязательное мероприятие, которое необходимо проводить перед заключением сделок. Особенно, если они предполагают учет расходов для целей налогообложения прибыли или применение вычетов по НДС. Часть сведений можно получить бесплатно при помощи баз данных госорганов и из открытых источников. Но самый простой и надежный способ проверки — использовать специальные сервисы. В них все важные данные о контрагенте можно получить, сделав всего несколько кликов.