елизаров а н основы индивидуального и семейного психологического консультирования учебное пособие
Основы индивидуального и семейного психологического консультирования
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО
УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511
Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Консультативная психология», «Введение в психологическое консультирование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психология семьи и семейное консультирование» для студентов факультетов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультированию, рекомендации относительно оформления отчета по консультативной практике. Приведен примерный тематический план для написания дипломной работы.
Подробно рассматриваются различные подходы к психологическому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процесса, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено подробное описание и разбор случая из консультативной практики.
Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин психологического цикла.
Целью данного учебного пособия является ознакомление читателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубежной психологии.
Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает практикум по психологическому консультированию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.
Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна некоторая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей задачей обеспечить эту базу.
А. Н. Елизаров
Основы индивидуального и семейного
Психологического консультирования
Учебное пособие
УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511
Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Консультативная психология», «Введение в психологическое консультирование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психология семьи и семейное консультирование» для студентов факультетов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультированию, рекомендации относительно оформления отчета по консультативной практике. Приведен примерный тематический план для написания дипломной работы.
Подробно рассматриваются различные подходы к психологическому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процесса, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено подробное описание и разбор случая из консультативной практики.
Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин психологического цикла.
Целью данного учебного пособия является ознакомление читателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубежной психологии.
Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает практикум по психологическому консультированию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.
Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна некоторая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей задачей обеспечить эту базу.
От аналогичных пособий данное отличается более систематизированным и полным характером, описанием различных подходов к психологическому консультированию, более насыщенным блоком, касающимся работы с семьей.
Выражаем благодарность всем преподавателям и студентам факультета психологии МГОПУ и ИССО, чье доброе внимание способствовало написанию данного пособия. Особую благодарность выражаем в этом плане Г.Е. Смирновой, Н.В. Антоновой, В.С Герасимовой, Е.В. Юдиной, К.В. Солоед, В.Н. Сачкову, Н.П. Локаловой, А.Ф. Ануфриеву, А.Ф. Михайловой.
Наш адрес по электронной почте:
Адрес нашей Web-странички в Интернете:
1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
А. Н. Елизаров
Основы индивидуального и семейного
Психологического консультирования
Учебное пособие
УДК 159.9(075.8) ББК 88.8я73 Е511
Автор: Андрей Николаевич Елизаров, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Данное учебное пособие написано применительно к курсам «Консультативная психология», «Введение в психологическое консультирование», «Концепции и методы психологической помощи», «Психология семьи и семейное консультирование» для студентов факультетов психологии. Приведены списки тем и литература для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы к содержанию курсов, темы контрольных и курсовых работ, рекомендации для написания контрольной и курсовой работы по психологическому консультированию, рекомендации относительно оформления отчета по консультативной практике. Приведен примерный тематический план для написания дипломной работы.
Подробно рассматриваются различные подходы к психологическому консультированию, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, разобраны этапы и структура консультативного процесса, разобраны конкретные приемы и методы работы. Приведено подробное описание и разбор случая из консультативной практики.
Пособие предназначено для студентов, изучающих психологию, аспирантов, практических психологов, преподавателей дисциплин психологического цикла.
Целью данного учебного пособия является ознакомление читателя с сущностью, задачами и методами психологического консультирования, основными подходами к психологическому консультированию, сложившимися в отечественной и зарубежной психологии.
Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает практикум по психологическому консультированию, различного рода супервизорские тренинги, знакомство с протоколами и видеозаписями консультативных бесед, их разбор.
Однако чтобы этот процесс происходил успешно, нужна некоторая теоретическая база. Данное пособие и имеет своей задачей обеспечить эту базу.
От аналогичных пособий данное отличается более систематизированным и полным характером, описанием различных подходов к психологическому консультированию, более насыщенным блоком, касающимся работы с семьей.
Выражаем благодарность всем преподавателям и студентам факультета психологии МГОПУ и ИССО, чье доброе внимание способствовало написанию данного пособия. Особую благодарность выражаем в этом плане Г.Е. Смирновой, Н.В. Антоновой, В.С Герасимовой, Е.В. Юдиной, К.В. Солоед, В.Н. Сачкову, Н.П. Локаловой, А.Ф. Ануфриеву, А.Ф. Михайловой.
Наш адрес по электронной почте:
Адрес нашей Web-странички в Интернете:
1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТАТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Елизаров а н основы индивидуального и семейного психологического консультирования учебное пособие
Необходимо разрабатывать новые исследовательские методы для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX столетий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения, особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.
В данном курсе мы отчасти рассмотрим эти вопросы.
1.3. Цели и задачи психологического консультирования. Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии
Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.
Ю.Е. Алешина (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
Елизаров а н основы индивидуального и семейного психологического консультирования учебное пособие
1) событие. Ситуация должна быть описана клиенту объективно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в новом свете;
2) отклик психолога. Показать, какое воздействие поступки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр своего поведения;
3) изложение клиенту версии предполагаемого исхода. Делается это для того, чтобы дать возможность клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить несколько версий развития ситуации и оставить вариант исхода открытым. Можно предложить клиенту свой вариант поведения в сложившейся ситуации.
1.12. Структура консультативного процесса
Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса
Б.М. Мастеров [1998] описывает следующие основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса:
1. Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог по мере предъявления клиентом проблемы анализирует и интерпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и теперь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательно будет изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменения и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.
2. Рационально-констатирующая ориентация. По мере предъявления проблемы клиентом психолог старается помочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в рациональной форме и в терминах клиента. Это помогает клиенту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность ему самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позволяет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменний.