ельцова о м речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций
Реализация содержания образовательной области (подготовительная к школе группа 6-7 лет). Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций. ФГОС. Ельцова О.М.
Автор | Ельцова О. М. |
Серия | Образовательная программа дошкольного образования «Детство» и методический комплект к ней |
Производитель | Детство-Пресс издательство |
Возраст | от 6 лет до 7 лет |
Год издания | 2016 |
Число страниц | 208 |
Размер | 220х170х12 мм |
Бесплатная доставка заказов от 2000 рублей. Подробнее
Нет в наличии в интернет-магазине
Показать в розничных магазинах
Автор | Ельцова О. М. |
Серия | Образовательная программа дошкольного образования «Детство» и методический комплект к ней |
Производитель | Детство-Пресс издательство |
Возраст | от 6 лет до 7 лет |
Год издания | 2016 |
Число страниц | 208 |
Размер | 220х170х12 мм |
Вес | 365 г |
ISBN | 9785906852137 |
Артикул | V068185/УТ000001614 |
Реализация содержания образовательной области (подготовительная к школе группа 6-7 лет). Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций. ФГОС. Ельцова О.М.
В данном пособии представлены сценарии активизирующего общения игровых обучающих ситуаций (ИОС) для детей 6-7 лет.
Разработанные сценарии позволят педагогам-практикам организовать образовательный процесс по речевому развитию в группах ДОО для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Предложенная форма работы (ИОС) направлена.
Перспективное планирование по развитию речи для детей старшего возраста
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Перспективное планирование «Речевое развитие» в старшей группе
О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
О.М.Ельцова,Л.В.Прокопьева «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций»
Тема: «Прекрасная страна слов»
Цель: Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека; Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Тема: «Осенняя прогулка»
Цель: Обогащать словарь за счет расширения представлений об изменениях в природе и в жизни детей; поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; учить самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия; активизировать речевую деятельность детей. Формировать умение обосновывать свои ответы.
Тема: «Поможем мышатам научиться бережно относиться к хлебу»
Тема: « В гостях у бабушки в деревне»
Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом».
Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
Тема: «В лес за здоровьем»
Цель: Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; обогащать словарь детей ( блики, хворь, напиток, отвар, настой, сирень, вишня, малина, шиповник, терновник) за счет расширения представлений о явлениях природы; формировать представления о лекарственных растениях; учить устанавливать значение леса для здоровья человека; формировать представление о взаимодействии человека и природы;развивать диалогическую речь;воспитывать внимательное и бережное отношение к природе
Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».
Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описания внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.
Тема: Рассказ о личном впечатлении «Наши игрушки»
Цель: Закреплять умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; произносить слова отчетливо и внятно, выделять звуки из слов, регулировать силу голоса.
Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: Расширять словарный запас (скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, снегири, клесты) через участие в словесно-речевых играх; развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения; развивать доказательную речь детей(речь-рассуждение);воспитывать доброжелательное отношение к окружающей живой природе; расширять знания детей о птицах; учить устанавливать разнообразные связи в природе; формировать умение обобщать, классифицировать ( перелетные птицы, зимующие )воспитывать любовь к художественному слову.
Тема: Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»
Цель: Закрепить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представления о слоге и ударении.
Тема : « В стране добрых поступков»
Тема: « Увлекательное путешествие в зимнее царство»
Цель: Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о видах (проза и поэзия), о многообразии жанров. Уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи. Развить мышление, умение анализировать сравнивать. Воспитывать интерес к ивой природе.
Тема: Пересказ художественного произведения Л.Толстого «Пожарные собаки»
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Цель: Обогащать представление детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе и характерах людей. Систематизировать и закреплять представления детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, формировать умение соотносить следы и животного, который их оставил. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Формировать коммуникативные и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление. Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Цель: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество людей. Развивать речь детей, умение общаться, активизировать мыслительную деятельность. Обогащать словарь детей (рубанок, пила, молоток, клещи, топор, долото, плотник, строитель, инструменты) за счёт расширения представлений об инструментах. Поддерживать желание высказаться по собственной инициативе. Способность развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Тема: Составление рассказа на заданную тему
Цель: Закрепить умение составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детеныши животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчинительные предложения.
Тема: «Домашние помощнии»
Цель: Расширять познавательные интересы у детей в процессе знакомства с группами предметов, являющихся нашими домашними помощниками. Учить детей при рассматривании группы предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие. Совершенствовать навыки монологической речи и активизацию словаря (электрический ток, электроприборы, инструменты, вилки, подошва, абажур, швейные инструменты). Развивать внимание, интерес к бытовым предметам и бережное отношение к ним. Воспитывать культуру быта.
Тема : «Научим Барбоса Бобика гостеприимству и вежливости»
Цель: Обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомой сказки.
Развивать умение использовать вариативные формы приветствие, прощания, благодарности, обращение с просьбой. Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Продолжать формировать представление и понятие о гостеприимстве и сервировки стола. Совершать навыки поведения за столом и владение столовыми приборами и предметами сервировки. Воспитывать чувство гостеприимства; развеивать умение принимать гостей у себя и соблюдать правила поведения в гостях. Обогащать словарь посредством моделирование соответствующих теми гостеприимства ситуаций.
Цель: Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи. Развивать навыки диалогической речи; умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы. Закреплять представление о правилах речевого поведения среди сверстников. Формировать желание иметь друзей. Воспитывает честность, дружелюбие.
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Цель: закреплять умение связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; понимать и объяснять смысл поговорок. Ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования
Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: Закреплять умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);упражнять в самостоятельном образовании кличек животных.
Цель: Развивать монологическую формы речи стимулировать речевое творчество детей. Соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. Детей за счёт расширение представлений о явлениях и социальной жизни взаимоотношениях и характерах людей. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержание и формы смыслового и эмоционального подтекста.
Тема: «Март весну встречает»
Цель: Сформировать представление о весне на основе знакомство детей с существующими признаками марта с народным календарем.
Устанавливает разнообразные связи в природе стимулировать желание самостоятельно изучать окружающий мир. Расширять активный словарь (март, про тальник, грачевник, снежиться, худоба, хвороба, пролетье) и зрительное восприятие в процессе игрового общения. Активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи. Любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.
Тема: «Путешествие на подводной лодке»
Цель: Развивать мы логические формы речи стимулировать речевое творчество детей. Обогащать словарь детей (акула, скат, звезда, кальмар, дельфин, кит, скумбрия, медуза, конёк, водоросли) за счёт расширения представлений о морских обитателях, о взаимоотношениях с ними людей. Упражнять детей в умение подбирать определение к заданным словам. Развивать фонематический слух учить находить слова с определенным звуком. Упражнять в произношении гласных звуков в изоляционным виде словах. В обратном направлении знание цифр и умение соотносить цифру с количеством предметов.
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: Развивать первоначальное представление об особенности жанра сказки о некоторых, о признаках (композиции, средства языковой выразительности). Способствует развитию понимания литературного текста в единстве его содержании и форме.
Цель: Воспитывать интерес к литературе. Соотнесите литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС сценарий, который разработан на основе содержания знакомой сказки. Показать, что выполнение правил личной гигиены правильного питания занятия спортом укрепляют организм человека. Продолжать развивать воображение и фантазию интерес к совместной творческой речевой деятельности обогащать опыт сотрудничества дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, то есть уметь договариваться выслушивать товарищей и взрослых
Тема: Составление рассказа на тему «Космос»
Цель: Закрепить умение рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных в форме родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы.
Тема: «В гостях у лесовичка»
Цель: Активность и самостоятельность ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Вызвать в практике общения описательный монологи и элементы объяснительной речи. О том, что пчелы полезные насекомые. Расширять знания детей о мёде его полезных свойствах. Развивать речь детей обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты). Воспитывать интерес. К насекомым бережное отношение ко всему живому.
Тема: « Как Чиполлино и его друзья попали в беду, а ребята их выручали»
Цель: Обогащать словарь детей за счёт расширение представлений об овощах и фруктах, об их пользе для организма человека. Продолжить работу по обогащению познавательного и эмоционального опыта детей по теме «Во саду ли в огороде» (овощи, фрукты, ягоды). Через использование игровых приемов на основе содержания знакомый сказки подвести детей к пониманию, что овощи фрукты и ягоды содержат витамины и приносит одинаковую пользу организму человека. Развивать речевое творчество учить детей придумывать новое название сказки.
Тема: Составление рассказа на заданную тему
Цель: Закрепить умение составлять рассказ на тему предложенную воспитателем учить сравнивать предметы точно обозначают, словом четыре сходства и различия находить смысловые несоответствие в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значение слов мебель и посуда учить самостоятельно, образовывать название посуды формировать умение строить предложения.
Тема: Ознакомление с предложением
Цель: Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение «; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать » его; закреплять умение называть слова в предложениях последовательно и про разбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Тема: « У Аленушки в гостях»
Цель: Обогащать словарь прайс-листом ознакомления детей с такими понятиями как родственники семья. Расширять представления о семье родственных отношениях в семье. Воспитывать любовь к семье желание больше узнать о членах своей семьи. С русскими народными пословицами и поговорками о семье. Совершенствовать умение и желание играть в детском коллективе.
Тема: Составление сюжетного рассказа по набору игрушек
Цель: Закрепить умение учить составлять сюжетный рассказ выбирает для него соответствующих персонажей игрушки давать описание и характеристику персонажей вводить повествование диалог. Учить подбирать определение К данным словам учить составлять предложение из набора слов с помощью воспитателя и из двух слов самостоятельно.
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций
1 Р а б о т а е м п о п р о г р а м м е «Д е т с т в о» Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций Подготовительная к школе группа (6 7 лет) Авторы-составители: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016
2 ББК Р31 Р31 Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа (6 7 лет) / авт.-сост.: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. СПб. : ООО «ИЗ- ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с. ISBN В данном пособии представлены сценарии активизирующего общения игровых обучающих ситуаций (ИОС) для детей 6 7 лет. Разработанные сценарии позволят педагогам-практикам организовать образовательный процесс по речевому развитию в группах ДОО для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Предложенная форма работы (ИОС) направлена на формирование у детей заинтересованного отношения к речевой и коммуникативной деятельности, обеспечения разностороннего воспитательного влияния на их речевое и социально-коммуникативное развитие. Методическое пособие адресовано воспитателям, руководителям ДОО, интересующимся проблемой речевого развития детей дошкольного возраста. ББК ISBN Ельцова О. М., Прокопьева Л. В., 2016 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», оформление, 2016
3 Введение Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком на данном этапе является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых, например, в построении монолога, который создается по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит старшего дошкольника к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Речевое развитие рассматривается нами в контексте взаимодействия педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Главная цель речевого развития детей седьмого года жизни состоит в том, чтобы каждый ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.) Предлагаемая нами система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в таком усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей 6 7 лет. Важной составной частью речевой работы в подготовительной к школе группе является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. По тому, как выпускник детского сада умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать, сочинять, творить помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Учить ребенка рассказывать, создавать собственные речевые высказывания значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста. В подготовительной к школе группе основной задачей по развитию речи является выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества. Творческие проявления старших дошкольников в речевой деятельности можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. В образователь- 3
4 Извлечение из ПООП «Детство» Задачи образовательной деятельности 1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. 2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия. 3. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений. 4. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. 5. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям. 6. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы. 7. Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь. 8. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров. Содержание образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении). Использование вариативных этикетных формул эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»). Использование правил этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах, здороваться и прощаться через порог или другое препятствие. Умение представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора. 7
5 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимание и запоминание авторских средств выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать их в рассказах сверстников. Умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов контаминаций (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения). Различение литературных жанров: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение. Соблюдение в повествовании основных характерных особенностей жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения. Самостоятельное использование в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительной речи, речи доказательства, речевого планирования. Умение образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина). Самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания. Развитие речевого творчества. Освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказов по кляксографии, по пословицам, с использованием приемов ТРИЗ. В творческих рассказах использование личного и литературного опыта, индивидуальных интересов и способностей. Умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их. Обогащение активного словаря. Освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь зимняя, летняя, демисезонная; транспорт пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении. 8
6 Формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение звукового анализа четырех и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный согласный, согласный твердый согласный мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове. Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.
10 Д е т и. Радуга. Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся. Д е т и. Солнце. Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я. Д е т и. Лето. Кто всю ночь По крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает? Д е т и. Дождь. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерок прошуршал И развеял этот шар. Д е т и. Одуванчик. А теперь давайте расскажем и покажем, что мы знаем о лете. Игра «На лужайке» На зеленой на лужайке Заиграла балалайка. Заиграла дудочка, Дудочка погудочка. В сарафане красненьком Заплясала Настенька. Дети стоят лицом в круг и изображают игру на балалайке. Изображают игру на балалайке. Дети пляшут. В о с п и т а т е л ь. Пришло лето, можно играть на улице, давайте еще поиграем. 13
11 Игра «Успей занять свое место». Дети образуют круг, водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим. По окончании игры педагог предлагает детям удобно полукругом расположиться на ковре, а потом продолжает с ними беседу. Ребята, какое сейчас время года? Д е т и. Лето. Лето наступило, когда закончилась. Д е т и. Весна. Назовите летние месяцы. Д е т и. Июнь, июль, август. Что происходит с солнцем летом? Д е т и. Летом солнце ярко светит, греет, припекает. Почему летом можно купаться, а весной нельзя? Д е т и. Летом жарко и вода в реке теплая, а весной тепло, но вода холодная. Какое небо летом? Д е т и. Небо летом голубое, ясное, с нежными белыми облаками. Зимой идет снег, а летом. Д е т и. Дождь. Что происходит летом с деревьями, кустарниками? Д е т и. Сначала деревья цветут, потом появляются маленькие плоды, которые все лето растут и поспевают. Что растет в огороде летом? Д е т и. Летом в огороде растут овощи. Какие овощи? Д е т и (по очереди). Помидоры, огурцы, лук, картофель, кабачки, фасоль, баклажаны, редис. Какие насекомые летом встречаются на лугу, в поле, в лесу? Д е т и (по очереди). Комары, мошки, бабочки, жуки, пауки, стрекозы, кузнечики, осы, пчелы, шмели. Летняя ночь короткая или длинная? Д е т и. Короткая. А день? Д е т и. День длинный. Дети, кто нибудь из вас умеет плести венки из цветов? Не умеете? Давайте поучимся делать это. Но мы будем не просто плести венок, а еще и рассказывать стихи о цветах, из которых его плетем. Смотрите и слушайте, как это делаю я. Педагог произносит слова, имитируя при этом руками плетение венка из полевых цветов. Дети по очереди помогают взрослому произносить текст и повторяют за ним движения рук. 14
13 с замыслом автора и первой команды, то команда за свою пантомиму получает «солнышко». По окончании выполнения задания педагог знакомит команды со следующим заданием. Задание 7. «Загадки о буквах». Педагог загадывает загадки о буквах русского алфавита (автор И. Агеева), команды по очереди их отгадывают. За каждую правильную отгадку команда получает «солнышко». Айболиту все сперва Говорили букву. Д е т и. А. Обруч, мяч и колесо Вам напомнят букву. Д е т и. О. В старом дереве дупло Ну совсем как буква. Д е т и. О. Давно известно детям всем: Корова знает букву. Д е т и. М. Каждый барашек скажет тебе, Очень уж любят они букву. Д е т и. Б. Целый час жужжит уже На цветочке буква. Д е т и. Ж. На одной стоит ноге, Любят гуси букву. Д е т и. Г. Для шипенья хороша В алфавите буква. Д е т и. Ш. Узнаешь сразу ты ее С двумя глазами буква. Д е т и. Ё. 132
14 «Горячо как мне в свече!» Причитает буква. Д е т и. Ч. «Хи хи хи, ха ха ха!» Так хохочет буква. Д е т и. Х. Ходит с палочкой, увы, По страницам буква. Д е т и. Ы. Не получится борща, Если нет в нем буквы. Д е т и. Щ. Точит коготь на крыльце Царапучка буква. Д е т и. Ц. Я, очки на нос надев, Стану сразу буквой. Д е т и. Ф. Я нашел сучок в лесу, Он похож на букву. Д е т и. У. Ребята, а теперь будьте внимательны и не торопитесь отвечать. Подумайте сначала. Мы запомнили легко: Номер первый буква. Д е т и. Не О, а А. Кусок от бублика я съел, И получилась буква. Д е т и. Не Л, а С. Круглой формы голова, Той же формы буква. Д е т и. Не А, а О. 133
15 Литература 1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: метод. пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика Синтез, Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: метод. пособие для воспитателей. М.: Мозаика Синтез, Баландина Л. А. Риторика для малышей: метод. пособие по обучению риторике дошкольников. Ростов н/д: Феникс, Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера», Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития, В мире мудрых пословиц: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, Дошкольное образование. Педагогическая практика: учеб. пособие / сост. Н. А. Скопинова, Е. Ф. Баранова. М.: УЦ «Перспектива», Занимательное азбуковедение: кн. для учителя / сост. В. Волина. М.: Просвещение Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Ельцова О. М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Иванова А. И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера», Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис Пресс, Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно методический аспект. М.: ТЦ «Сфера», Микляева Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей. М.: Айрис Пресс, Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги / авт. сост. О. М. Ельцова. Волгоград: Учитель, Приказ Минобрнауки России 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 18. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения: метод. пособие / авт. сост. Л. Р. Бережнова. М.: Аркти, Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ «Сфера»,
16 20. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: метод. пособие. М.: Аркти, Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: метод. пособие. М.: Аркти, 2009.
17 Содержание Введение Извлечение из ФГОС ДО Извлечение из ПООП «Детство» Задачи образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности Сценарии активизирующего общения «Здравствуй, лето красное!» «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» «Зинькины загадки для умных ребят» (осень) «Расскажем Серой Шейке о перелетных птицах» «Даренка и Серебряное копытце рассказывают ребятам о своих лесных друзьях» «Сундучок бабушки Рассказушки» «Копейка рубль бережет» «Лесные помощники» «Остров загадок» «Путешествие по сказке Шарля Перро Красная шапочка» «Как Наф Наф учил ребят строить дом» «Как ребята рассказывали Зиньке о детских зимних забавах» «Встреча у новогоднего костра» «Приключения ребят с Гердой и Каем на Севере» «Чудеса из ткани умелыми руками» «Приезжай, Незнайка, в город к нам, будем рады мы гостям» «Встреча знатоков детской литературы в библиотеке» «Научим Карлсона правильно питаться» «Новые приключения Кота в сапогах в сказках Шарля Перро» «Встреча в клубе «Знатоки родного языка» «Поможем Мальчику звезде стать добрым» «Приключения детей в театре папы Карло» «Ванька и ребята на ярмарке игрушек» «Приключения доктора Айболита и его друзей в Африке» «Весна в гости к нам пришла» «Как Незнайка и ребята делились своими знаниями о космосе» «Расскажем синичке Зиньке о весенних изменениях в природе» «Как Светофор Светофорович Незнайке и ребятам давал уроки Правил дорожного движения» «Как у солнышка появились новые друзья» «Пчелиный луг» «Зинькины загадки для умных ребят» (лето) Литература