емельянова е в кризис в созависимых отношениях принципы и алгоритмы консультирования
Скачать « Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования »
На этой странице вы можете скачать книгу
«Емельянова Екатерина Николаевна, «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования»»
doc.zip
Скачивание архива «Емельянова Екатерина Николаевна, Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования» займет некоторое время и зависит от скорости вашего интернет-соединения.
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созависимости в своей жизни.
В книге подробно описаны принципы консультативной работы с клиентами, вовлеченными в созависимые отношения, — модели и алгоритмы работы, личностные особенности клиентов и специфика работы с ними, уровни и принципы консультативного сопровождения.
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созависимости в своей жизни.
Читайте еще:
99 Классический пример ошибочной практики — туземцы Таити, сажающие гвозди, которые дал им Кук; они воображали, что это зерна и что достаточно посеять их, чтобы получить новые.
Ты умеешь водить машину? Значит, у тебя еще один шанс оказаться в окружении хотя бы нескольких потенциальных кандидатов в спонсоры. В рекламе, да и вообще где угодно, можно встретить предложения о тест-драйве последней модели автомобиля. Как правило, чтобы записаться на тест-драйв, можно.
— Ну, так чувствуй ее! Я тебя толкаю в объятия к ней. Я тебя толкаю к тому, чего ты не хочешь и хочешь одновременно.
Но оба исследования — Сержи и Денлапа —совпадают еще в одном пункте первостепенной важности. Денлап, как мы видели вынужден признать, что Джемс, допуская существование чисто духовных и независимых эмоций, дополняя свою периферическую теорию спиритуалистической концепцией, придерживался.
Набросанная здесь мной, по Моргану, картина развития человечества через ступени дикости и варварства к истокам цивилизации уже достаточно богата чертами новыми и, что еще важнее, неоспоримыми, так как они взяты непосредственно из производства. И все же эта картина покажется бледной и жалкой по.
«В сущности, самой серьезной причиной, снижающей возможности родителей в неполных семьях, является бедность, которая особенно серьезно сказывается на матерях-одиночках. Сегодня около 80% неполных семей Америки живут в бедности, и 45% семей, где только одна мать (а такие семьи составляют.
«Все эксцентричное, фанатическое им чуждо», — писал Кречмер о таких людях. «Неморализующее умение понимать особенности других». Какая-то особая жизненная теплота, непроизвольное сочувственное внимание ко всему живому, к детям особенно, какая-то очень естественная человечность. Они отзывчивы, но.
Под регистрацией понимается весь комплекс процессов, включающий в себя и колебания барабанной перепонки, и нервные импульсы, в которые превратились эти колебания. Эти нервные импульсы проходят через специальные слуховые ядра подкорковых образований мозга (их называют специфическими, и.
Наши собаки гораздо более восприимчивы, чем мы привыкли думать. Поэтому нам важно хорошо выучить, какие именно события вызывают у собак
2) эмоциональная – при коей непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от ее общей привлекательности или непривлекательности
В каком размере сексуальная деятельность в детском возрасте может считаться нормальной, невредной для дальнейшего развития, — этого мы сказать не могли. Характер сексуальных проявлений оказался мастурбаторным. Далее, опыт показал нам, что внешнее влияние соблазна может привести к.
Емельянова е в кризис в созависимых отношениях принципы и алгоритмы консультирования
Емельянова Е.В. // Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования // СПб.:Речь, 2019, 320 с.. Переплёт, Увеличенный формат
Цена: 600 р.
ЗАКАЗАТЬ: https://vk.com/market-27031267?w=product-27031267_276..
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Запрос на изменение члена семьи. Что с этим делать. 7
Немного благодарностей. 11
Часть 1. СОЗАВИСИМОСТЬ И СЕМЬЯ
Глава 1.
Эмоциональная созависимость. 14
Глава 2.
Взаимодействие психологических территорий.. 16
Глава 3.
О глубинной сущности созависимости. 21
Глава 4.
Формы созависимых отношений. 24
Глава 5.
Психологические портреты людей, создающих созависимые отношения. 28
Портрет человека с комплексом самоуничижения. 28
Портрет человека с комплексом мученичества. 33
Портрет человека с садистскими наклонностями. 40
Портрет человека с комплексом нарциссизма. 50
Портрет человека с ненасытной жаждой любви. 55
Дети, выросшие в семье с созависимыми отношениями.. 58
Глава 7.
Зрелые отношения любви и зрелая забота. 69
Часть 2.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ
Глава 1.
Определение границ консультирования. 76
Глава 2.
Условия успешности консультативного сопровождения созависимых клиентов. 79
Глава 4.
Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса 114
Кризис и кризисная интервенция. 114
Сущность кризиса. 115
Стадии кризиса. 116
Кризисная интервенция. 118
Этап 1. Установление контакта. 118
Этап 2. Сбор информации.. 118
Этап 3. Формулирование проблемы. 119
Этап 4. Исследование возможностей. 119
Этап 5. Поиск альтернатив. 120
Этап 6. Контракт. 121
Этап 7. Заключительный. 122
Методы снижения кризисного напряжения. 122
Релаксационная визуализация. 123
Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании с фокусированием (метод Ю. Джендлина). 123
Метод двойной диссоциации (НЛП). 124
Сопровождение клиентов при переживании утраты. 125
Клиническое описание острого горя. 125
Процесс скорби (модель Э. Кюблер-Росс). 127
Осложненное горе. 130
Если работа горя не идет. 132
Глава 5.
Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора. 135
Вездесущность выбора и решения. 135
Этапы развития проблемы. 136
Общая схема консультативного сопровождения при принятии решения.
Этапы решения проблемы. 139
Знакомство, установление контакта. 139
Сбор информации, исследование проблемы. 140
Основные условия исследования проблемы. 146
Целеполагание. 146
Выработка решений. 159
Проверка решений. 163
Обобщение. 165
Решение и выбор в ситуации фрустрации. 169
Методы активации решения. 174
Техники краткосрочной позитивной психотерапии. 174
Изменение ошибочных установок (когнитивный подход). 178
Нерациональный путь решения проблемы. 195
Метафора. 196
Фокусирование. 200
Визуализация проблемы. 202
Образы и решение. 205
Глава 6.
Уровень получения коммуникативных навыков и умений. 210
Вопрос о возможности влияния на члена семьи. 210
Алгоритм ситуационного анализа. 215
Фаза выявления. 215
Фаза исправления. 216
Модели оптимального поведения с» наркозависимым. 217
Обсуждение вопроса о возможности насилия над наркоманом. 220
Глава 7.
Психотерапия созависимости. 222
Психологическое консультирование и немедицинская психотерапия:
понятие и границы. 222
Опустошенное Я и сущность психотерапии. 226
Специфические реакции контрпереноса при работе с созависимыми. 231
Перенос как частный случай защитного реагирования. 232
Тестирование консультанта клиентом. 239
Расшифровка переноса. 247
Почему так важно не только знать о явлении переноса, но
и использовать его в работе с клиентом. 247
Контрпереносные реакции консультанта. 248
Психотерапевтический контейнер как условие безопасности клиента. 253
Сопротивление изменениям. 254
Сущность сопротивления. 254
Проявления сопротивления.. 258
Что делать с сопротивлением клиента. 259
Пентаграмма психотерапии созависимости. 263
Краткий обзор содержания и возможных методов работы в полюсах пентаграммы. 269
Когнитивная обработка информации и опыта. 269
Тело. 274
Экзистенциальные позиции.. 276
Аффективный полюс. 280
Межличностные отношения.. 282
Субличности в структуре Я — Сверх-Я. 283
Глава 8.
Использование психологических упражнений в индивидуальном
консультативном сопровождении созависимых клиентов. 289
Терапия — упражнения — тренинг. 289
Методические основы разработки ИПТ. 292
Разработка ИПТ. 292
Методы проведения ИПТ. 298
Апробирование ИПТ. 300
Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созависимости в своей жизни.
В книге подробно описаны принципы консультативной работы с клиентами, вовлеченными в созависимые отношения, — модели и алгоритмы работы, личностные особенности клиентов и специфика работы с ними, уровни и принципы консультативного сопровождения.
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созависимости в своей жизни.
Читайте еще:
Укажем конкретнее, о какой литературе идет речь. Она очень обширна и растет от года к году, так что мы назовем только основные работы, чтобы очертить ее контуры. Началом можно считать появление в Самиздате сборника эссе Г. Померанца и статьи А.А. Амальрика в конце 60-х годов. Основные положения.
Наберись вы терпения и пожелай вы, чтобы наши экспромты продолжились, я бы объяснил вам, что исход у революционных устремлений только один, — они неизбежно приходят к дискурсу господина. Это доказано на опыте.
А с помощью КЛЮЧА этот свой внутренний ритм гармонии можно найти за несколько секунд – и без автомобиля.
Drucker, J. 1979. The Affective Context and Psychodynamics of First Symbolisation. In N. Smith & M. Franklin (Eds.), Symbolic Functioning in Childhood. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Р. 27-41.
Определение Вебера: эксперт — человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока не будет знать абсолютно все ни о чем.
Кто-нибудь еще видел ответ? Женщина: Да, переключатель должен быть автоматический, т. к. она маленького роста и ей трудно было бы пользоваться ручным.
— Сам не знаю. Но с первого взгляда чувствую когда дело нечисто. И сразу догадываюсь, где контрабанда спрятана.
теле или мозге (например, ДисКегтап, 1994). Другими словами, чувства — это не плод нашей фантазии, а нечто реальное. Некоторые теоретики советуют нам отслеживать свои чувства, полагая, что таким образом мы сможем управлять своими действиями, поскольку чувства по сравнению с рациональным.
Мои родители были другими. Не какие-то сверхупорядоченные, не педанты, нет, люди просто целесообразные, собранные, в ладах со временем и пространством. Какой ценой им это давалось, как долго и вынужденно вырабатывалось, я, ребенок, представления не имел, понимаю только сейчас.
функция социально-психологической оценки — ей соответствуют оценочные настроения, определяющие общее отношение к окружающей социально-политической реальности.
Могут ли все негативные явления быть преодолены с помощью раскрытия их позитивного аспекта? Что, если бы клиентка обнаружила в себе гнев и деструктивные силы? В самом деле, она обнаружила силы, которые действительно имеют “деструктивный” характер. Они сохраняют его до тех пор, пока не будут.
Этот материал, который регулярно становится доступным на сеансах холотропной терапии, охватывает широкий спектр переживаний, позволяющих участникам ощутить, что их внутренний мир обширен, сложен и полон возможностей. Люди регулярно сталкиваются с воспоминаниями, переживаниями, эмоциями и.
Емельянова Е.В.. Книги онлайн
Емельянова Елена Владимировна — психолог, психотерапевт.
Член Совета Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи. Педагог-психолог высшей категории, главный специалист ГУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи».
Автор ряда книг для специалистов и широкой публики, в том числе «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования», «Как общаться с пьяным мужем», «Скажи депрессии «Прощай!», или Как избавиться от проблем», «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге», «Треугольники страданий».
Книги (3)
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созависимости в своей жизни.
Данная дисциплина формирует способности студентов вести профессиональную деятельность в поликультурной среде с учетом законов развития культурной среды и этнокультурных, конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.
Программа курса направлена на основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований, знакомит обучающихся с методами сравнительно-культурных исследований личности, изучения особенностей национального характера и ментальности, толерантной культуры и этнического самосознания.
«Любовный треугольник» — это та проблема, которую приходится решать и попавшим в него людям (в какой бы роли они ни оказались), и специалистам, занимающимся семейным и супружеским консультированием, и психологам любой другой специализации, к которым близкие обращаются за советом в трудной для них ситуации.
Что делать человеку, попавшему в сложную ситуацию любовного треугольника? Как помочь тому, кто хочет выбраться из этого замкнутого круга? Какие опасности подстерегают на любом из выбранных путей? Как человек может вытащить себя из эмоционального и энергетического кризиса? Как выстраивать новые отношения после того, как треугольник разомкнут?
Е. В. Емельянова Кризис в созависимых отношениях
Е. В. Емельянова
Кризис
в созависимых
отношениях.
Принципы и алгоритмы консультирования
Е60 Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. — СПб.: Речь, 2004. — 368 с.
В книге подробно описаны принципы консультативной работы с клиентами, вовлеченными в созависимые отношения, — модели и алгоритмы работы, личностные особенности клиентов и специфика работы с ними, уровни и принципы консультативного сопровождения.
Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созави-симости в своей жизни.
© Издательство «Речь», 2004.
© Е. В. Емельянова, 2004.
© П. В. Борозенец, оформление, 2004.
Запрос на изменение члена семьи. Что с этим делать. 9
Немного благодарностей. 13
ЧАСТЬ 1. СОЗАВИСИМОСТЬ И СЕМЬЯ. 15
ГЛАВА 1. Эмоциональная созависимость. 17
ГЛАВА 2. Взаимодействие психологических территорий. 19
ГЛАВА 3. О глубинной сущности созависимости. 23
ГЛАВА 4. Формы созависимых отношений. 26
ГЛАВА 5. Психологические портреты людей, создающих созависимые
Портрет человека с комплексом самоуничижения. 31
Портрет человека с комплексом мученичества. 37
Портрет человека с комплексом нарциссизма. 58
Портрет человека с ненасытной жаждой любви. 64
Дети, выросшие в семье с созависимыми отношениями. 68
Злокачественная созависимость. 70
Наркотическая созависимость. 70
Треугольник «спасательства». 71
Созависимость с сектой. 73
ГЛАВА 7. Зрелые отношения любви и зрелая забота. 79
ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ
РАБОТА С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ. 87
ГЛАВА 1. Определение границ консультирования. 89
ГЛАВА 2. Условия успешности консультативного сопровождения созависимых
Степень разделения ответственности за решение проблемы. 93
Степень готовности решать свою часть проблемы. 106
Степень глубины и жесткость причин, создавших условия для
развития зависимости. 117
Степень развития злокачественной созависимости и особенности
работы психолога на различных стадиях. 120
1. Социальная стадия. 123
2. Психическая зависимость. 125
3. Физическая зависимость. 126
4. Необратимая степень зависимости. 127
Информационный уровень консультирования. 128
Общие направления профилактики возникновения
Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса. 134
Кризис и кризисная интервенция. 134
Сущность кризиса. 136
Стадии кризиса. 137
Кризисная интервенция. 138
Этап 1. Установление контакта. 139
Этап 2. Сбор информации. 139
Этап 3. Формулирование проблемы. 140
Этап 4. Исследование возможностей. 141
Этап 5. Поиск альтернатив. 141
Этап 6. Контракт. 142
Этап 7. Заключительный. 143
Методы снижения кризисного напряжения. 144
Релаксационная визуализация. 144
Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании
с фокусированием (метод Ю. Джендлина). 145
Метод двойной диссоциации (НЛП). 146
Сопровождение клиентов при переживании утраты. 147
Клиническое описание острого горя. 148
Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс). 149
2. Озлобленность. 150
5. Адаптация: развитие новой идентичности. 151
Осложненное горе. 154
Отсрочка реакции. 154
Отсутствие скорбных чувств и появление соматических
Если работа горя не идет. 155
Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора. 159
Вездесущность выбора и решения. 159
Этапы развития проблемы. 161
Общая схема консультативного сопровождения при принятии
Знакомство, установление контакта. 164
Сбор информации, исследование проблемы. 165
Основные условия исследования проблемы. 171
Консультирование клиента, который не знает,
Консультирование клиента, который предъявляет
неприемлемые цели. 187
Выработка решений. 188
Проверка решений. 191
Когнитивное информационное искажение. 200
Суррогатный заменитель. 200
Делегирование решения. 201
Уход в заболевание. 201
Уход в беспомощность и вину. 201
Блокирование желаний. 202
Техники краткосрочной позитивной психотерапии. 205
«Волшебная палочка». 205
«Маленькие кирпичики большой стены». 205
«Линия проблемы». 205
«Проверка будущим». 207
«Чувство динамики». 207
«Незамеченный ресурс». 207
«Сплетня о проблеме». 207
«Театр в табакерке». 208
«Проблема как друг». 208
«Вторая сторона медали». 208
«Использование случайности». 208
Изменение ошибочных установок
(когнитивный подход). 209
«Такой уж у меня характер». 210
Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы,
поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я». 210
Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и
предоставьте мне готовые рекомендации». 211
Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен
быть всегда прав». 211
Развенчание долженствований. 212
Упражнение для развития гибкости восприятия
Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его
немедленно и без усилий». 226
Нерациональный путь решения проблемы. 229
Визуализация проблемы. 237
Образы и решение. 241
Принцип конфронтации. 241
Принцип трансформации. 242
Принцип кормления. 242
Принцип примирения. 243
Уровень получения коммуникативных навыков и умений. 246
Алгоритм ситуационного анализа. 251
Фаза выявления. 251
Модели оптимального поведения с наркозависимым. 254
Обсуждение вопроса о возможности насилия над наркоманом. 258
Психотерапия созависимости. 260
Психологическое консультирование и немедицинская
психотерапия: понятие и границы. 260
Опустошенное «Я» и сущность психотерапии. 264
Специфические реакции контрпереноса при работе
с созависимыми. 271
Тестирование консультанта клиентом. 280
Тестирование пассивной позицией. 281
Тестирование со сменой пассивной позиции
Если консультант не проходит тесты клиента. 286
Бессознательная зависимость клиента. 287
Расшифровка переноса. 289
Контрпереносные реакции консультанта. 291
Психотерапевтический контейнер как условие безопасности
Сопротивление изменениям. 298
Сущность сопротивления. 298
Проявления сопротивления. 302
Что делать с сопротивлением клиента. 303
Разъяснение эффектов сопротивления. 304
Разъяснение неслучайности. 305
Демонстрация альтернатив. 305
Разъяснение функций сопротивления. 306
Пентаграмма психотерапии созависимости. 308
Краткий обзор содержания и возможных методов работы
в полюсах пентаграммы. 314
Экзистенциальные позиции. 323
Аффективный полюс. 326
Межличностные отношения. 329
Субличности в структуре Я — Сверх-Я. 330
Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью». 331 Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо
Работа с амбивалентными состояниями как с субличностным конфликтом. 334
Тренинг удовольствия. 334
Работа с субличностью «Жертва». 335
Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей. 336
ГЛАВА 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном
консультативном сопровождении созависимых клиентов. 337
Терапия — упражнения — тренинг. 337
Методические основы разработки ИПТ. 341
Разработка ИПТ. 341
Методы проведения ИПТ. 348
Опробирование ИПТ. 350
ПРИЛОЖЕНИЕ. Жесткая любовь. Методика сопровождения созависимых,
Вредящая защита своего ребенка. 353
Награды за плохое поведение. 353
Нужна жесткая любовь. 354
12 шагов жесткой любви. 355
ЗАПРОС НА ИЗМЕНЕНИЕ
В практике любого консультирующего психолога нередки обращения, когда кто-то из супругов (чаще жена) или родители просят о помощи в «исправлении» своего дорогого и любимого, но совершенно отбившегося от рук домочадца. Они описывают ужасы семейной жизни, перечисляют многочисленные «меры воздействия», уже испробованные ими и не давшие никакого результата. И их основной запрос можно сформулировать следующим образом: «Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой».
Такие клиенты, как правило, считают себя вполне благополучными. Мысль о том, что им самим необходима психологическая помощь, почти всегда кажется абсурдной. Они готовы отдать все имеющиеся средства и силы, чтобы изменить неудобного члена семьи. Но единственное, к чему они совершенно не готовы, — это к работе над собой и сложившимися взаимоотношениями.
Предложение пройти курс супружеской или семейной психотерапии, к сожалению, чаще всего отвергается. Объяснения отказов весьма стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что:
• считает всю эту психологию ерундой,
• не верит, что это поможет,
• не считает, что у него есть проблемы,
• будет злиться, что я «выношу сор из избы».
Затем идет контрпредложение: «Научите меня, как на него (нее) повлиять, и я все сделаю, как вы скажете». Бывают и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то».
Конечно, подобные запросы заведомо невыполнимы и противоречат этике психологической помощи. Но практически во всех
подобных случаях перед психологом находится действительно глубоко несчастный человек, исстрадавшийся, иногда плачущий и действительно нуждающийся в помощи. Он абсолютно неграмотен в психологических вопросах, а из журнальных и газетных статеек вынес представление о том, что психолог, познакомившись с проблемой, способен предложить целый список готовых советов наподобие рецептов. Другой, не менее распространенный вариант — специалист наделен волшебными свойствами: «повоздействовал», и все проблемы исчезли.
Что же делать? Отказать, объяснив, что возможны только совместные изменения? Но «проблемный» член семьи часто действительно ведет отнюдь не конструктивный образ жизни, совершенно не желая ни считаться с остальными, ни меняться. Да и обратившийся, в лучшем случае, обвинит вас в бездушии, черствости и непрофессионализме и пойдет кочевать от специалиста к специалисту, а в худшем — останется наедине со своим отчаянием, окунется в депрессию или продолжит свои попытки по исправлению другого, меняя просто неэффективные методы на деструктивные. К тому же, вряд ли такой человек когда-нибудь еще решится обратиться к психологу.
Согласиться и начать раздавать рекомендации по манипулированию близкими людьми? А как же профессиональная этика? Да и дело-то заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.
А может быть, здесь уместны более тонкие шаги, более гибкое поведение психолога? Возможно ли индивидуальное консультирование одного из членов семьи по вопросам семейных или супружеских отношений, и если да, то насколько оно будет эффективным? Что будет происходить с семьей в результате такого консультативного сопровождения?
Ответов на последний вопрос может быть только три:
1) все останется по-прежнему;
2) семья развалится, так как один член семьи, изменившись в результате общения с психологом, разрушит всю семейную систему и примет самостоятельное решение, что больше не в силах поддерживать отношения, которые его не устраивают;
3) отношения в семье улучшатся, так как консультирующийся член семьи будет постепенно менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; его поведение станет более осознанным, более терпимым, в нем будет больше стремления к пониманию и меньше желания властвовать, контролировать, доминировать.
Можем ли мы заранее спрогнозировать, какой из трех результатов мы получим? Конечно, нет. Но мы можем предложить человеку разобраться в его семейных или супружеских отношениях, чтобы понять, в каком направлении и что именно необходимо предпринимать, чтобы разрешить существующие проблемы. Обычно на такое предложение соглашаются все. А затем уже, в процессе анализа, консультанту необходимо постепенно и доброжелательно, но все более настойчиво обращать внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений.
А дальше ситуация снова распадается на несколько векторов. Человек, даже не вполне еще осознавший, а скорее, почувствовавший, что без собственных изменений ему не обойтись, может:
1) прервать контакты с психологом, поскольку не готов к изменениям;
2) продолжать упорно стремиться изменить другого;
3) захотеть освоить более конструктивные модели поведения, не касаясь более глубоких психологических слоев, таких как сценарное взаимодействие, защиты, страхи и т. п.;
4) принять решение проанализировать и осознать глубинные мотивы своих поступков, стремлений и реакций и проявить готовность к серьезным изменениям.
Конечно, последний вариант всегда больше нравится психологам, поскольку дает возможность для серьезного, творческого и благодатного психотерапевтического взаимодействия. Но именно в этом случае наиболее остро встает необходимость предупредить клиента, что решение изменить супружеские или семейные взаимоотношения в индивидуальном порядке может привести к самым разным последствиям.
Третий вариант тоже небезнадежен, поскольку конструктивные навыки коммуникации сами по себе могут принести пользу в смягчении семейных отношений.
А вот второй возвращает к исходной позиции, чем чрезвычайно раздражает консультантов и ведет их к эмоциональному выгоранию. Впрочем, первый вариант также не способствует профессиональному удовлетворению. Кроме того, если первый и второй варианты встречаются довольно часто, то четвертый — самый желанный — к сожалению, значительно реже.
Что же происходит? Почему люди, обратившиеся за помощью, избегают вполне реального и, пожалуй, наиболее эффективного способа улучшить качество своей жизни? И здесь можно выделить несколько причин.
Во-первых, менять себя вообще тяжело, а тем более, когда речь идет практически об изменении всего стиля жизни.
Во-вторых, для того, чтобы перейти от позиции «изменить другого» к позиции «изменить себя», требуется много времени, и сам по себе этот шаг — уже большая терапевтическая победа, поскольку, чтобы сделать его, человеку нужно взять на себя ответственность за свою жизнь и отказаться от мифа о всемогуществе — мифа, который защищает от экзистенциальной тревоги.
В-третьих, психологи слишком нетерпеливо и слишком настойчиво призывают человека к изменениям. По сути, они делают то же самое, что и обратившийся за помощью в изменении другого, и встречают аналогичное сопротивление.
В-четвертых, люди, которые ради «хороших» отношений стремятся изменить другого, как правило, строят созависимые отношения, и самостоятельность, отдельность и уникальность личности, независимость и суверенитет психологической территории — для них категории непонятные, неизведанные, но по интуитивному ощущению опасные.
В-пятых, «созависимые» люди — это всегда «трудные» клиенты, поскольку и с психологом они стремятся создать созависимые отношения, часто манипулируют им, делая это осознанно или неосознанно. При этом они чрезвычайно ранимы и болезненно зависимы от мнения консультанта, любое неосторожное слово может быть воспринято ими как осуждение или обвинение, истолковано как враждебность по отношению к себе и послужить причиной разрыва отношений с психологом.
И, наконец, сами консультанты нередко переживают весьма неприятные реакции контрпереноса, общаясь с созависимыми клиентами. Раздражение, нетерпение, скука, чувство беспомощности заставляют их сворачивать консультативный процесс и стремиться избавиться от набившего оскомину клиента. Либо, наоборот, они впадают в излишнее сострадание и ввязываются в бесперспективные и эмоционально тяжелые отношения, отягощенные неведомо откуда взявшимся чувством сверхответственности за дальнейшую судьбу клиента. Разумеется, через некоторое время такие отношения хочется разорвать.
Так что причин для неудач действительно много. Однако если мы будем перечислять только то, что мешает нам, мы почувствуем себя беспомощными и, пожалуй, впадем в депрессию. Более оптимистичным представляется иначе поставленный вопрос: что мы можем сделать в таких обстоятельствах?
Ответу на этот вопрос и посвящена данная книга. В ней я постаралась:
• систематизировать самые распространенные формы созави-симых отношений, рассматривая их не столько с научной, сколько с практической точки зрения;
• выстроить в некий алгоритм возможную систему консультативного сопровождения созависимых клиентов, который поможет заодно сориентироваться в необходимом профессиональном «комплекте» навыков и умений, необходимых для работы;
• детально рассмотреть базисные, ключевые моменты консультативного сопровождения клиентов с привлечением анализа консультативных диалогов в качестве иллюстрации к методическому материалу.
Прежде всего, я благодарна своим «трудным» клиентам, которые позволили мне получить богатый профессиональный опыт и, как лакмусовая бумажка, проявили мои собственные проблемы, которые, став доступными сознанию, обрели возможность их разрешения.
Я благодарна моим коллегам, которые обращались ко мне за су-первизорской помощью при работе с созависимыми клиентами. Анализ их консультаций помог мне систематизировать и мой собственный опыт.
Я благодарна директору издательства «Речь», Леониду Янковскому, который поверил в то, что эта книга будет полезна многим консультирующим психологам, и взял на себя риск ее издания, а мне придал веры в собственные возможности.