ермолаев театр архитектурной формы методичка
Мастерская «ТАФ» и Александр Ермолаев: «Дизайн – это трезвость и ясность сознания»
Беседа с А. П. Ермолаевым и командой «Лаб-дайджест театр» в мастерской «ТАФ».
«ТАФ» («Театр архитектурной формы») – это больше, чем мастерская дизайнера, архитектора, профессора МАрхИ Александра Ермолаева. Это целая философская система, в центре которой – протодизайн, работа с природным материалом и проект «Школы будущего».
Пространство для этого проекта уже существует – это сама мастерская. В ней много места и воздуха, всё продумано, многофункционально. И в то же время очень просто: перила из веток, стул из срубов, стол, удерживающийся на толстой ветке. Стиральная доска как основа панно. Привычные вещи также использованы с умом и юмором. Теннисный стол как рабочий, грабли – как украшение потолка. Панно, составленное из старых инструментов, напоминает панораму города.
Здесь живут и работают молодые дизайнеры и архитекторы «Лаб-дайджест театр», которые учатся у Ермолаева проектному мышлению, создают пространства для осмысления жизни, истории и культуры, ставят спектакли. В основе архитектуры и дизайна мастерской «ТАФ» – любовь к простым вещам, к повседневным деталям, способность увидеть красоту там, где она скрыта, движение – там, где оно минимально, почувствовать их ритм. Художник, дизайнер и архитектор в этой среде выступают посредниками между миром природы и миром человека и вещей. Его основные принципы – простота и ясность.
Саша («Лаб-дайджест театр») начал беседу с рассказа о конструктивных и дизайнерских особенностях мастерской и прогулки по дому. Позже к нам присоединились Александр Павлович Ермолаев и команда «Лаб-дайджест театр».
Саша:
– Дом двухчастный. Первый этаж – рабочее пространство и столовая, на втором расположены комнаты-кельи. Их особенность – это компактность, минимализм – в духе последней хижины Ле Корбюзье. Здесь же – спальное место для гостей-кочевников и гнездо с объектами. Один из них – этот стул. Он сделан из двух досок, соединённых в две диагонали. Они ничем не склеены. А вот деревянная лавка похожей конструкции. Она сделана с помощью узлов «Ласточкин хвост», традиционных для зодчества русского севера. (В архангельской области у «ТАФ» есть своя мастерская – прим. BERLOGOS). Приём этих соединений лёг в основу многих изделий Александра Павловича. Прикасаясь к чему-то, он открывает простые способы работы с материалом. Он называет это протодизайном – дизайном будущего. Это работа с природным материалом при минимальном вмешательстве. В основе этого вмешательства – ощущение от проектирования и чувство материала. Возьмём ещё один арт-объект. Есть бревно. Мы придаём ему геометрическую форму очень простыми способами – созданием спирали и нескольких граней. Есть серия брусков более или менее затейливых форм.
– Александр Павлович, что сначала – идея объекта или взаимодействие с материалом? Прикасаетесь к бревну, сразу ли Вы понимаете, чем оно станет в Ваших руках?
Александр Павлович:
– Конечно, нет. Всё постепенно. Сначала – зуд, желание что-то сделать. Потом понимаешь, каким инструментом. Сегодня – топор или стамеска. Или ножовка. А потом ходишь, смотришь – ага, кусок дерева. Походил, подумал, вспомнил, что до этого было. Потом приходит ощущение – а давай-ка я его обработаю многогранником. И потом понимаешь, что будет.
– Но Ваши бруски – не просто обработанные многогранники, часто они имеют определённую функцию в быту. Есть ощущение, что в Вашей работе интуитивность и целесообразность как-то правильно сочетаются.
Александр Павлович:
– Работать надо так, чтобы не думать вообще – о зрителях, выставках. Но поскольку всё-таки хочется какой-то реакции, приходится называть, думать. А меня устраивает просто кусок полена. Но это никого не заденет. Нужно продвинуть себя на уровень восприятия. Тогда я моделирую. Тогда и появляется брусок с одной чёткой плоскостью и кладётся как пресс-папье.
– Правильно ли я понимаю, Вы стараетесь освободить материал от лишнего воздействия и изобразительности именно потому, что цените его природные пластические возможности?
Александр Павлович:
– Это красиво сказано, но это не правильно. Ценить пластические возможности материала… Понимаете, я не считаю, что пластические возможности дерева какие-то особенные. С ним можно обращаться как угодно. Как и с камнем, с металлом. То есть, лучше – без предубеждения. Лучше ничего не знать, не понимать… Вернее, знать, понимать внутри. Но, когда ты что-то готовишься делать и уже делаешь, то лучше быть пустым.
– Как будто само происходит?
Александр Павлович:
– Ну да, то есть довериться полностью тому, что уже заложено – опыту, знаниям. Это выводит. Причем влияет всё: погода, время года, состояние здоровья. То, что есть под рукой. Например, вот у нас тут осталось какое-то количество ржавого кровельного железа, и я сделал ряд портретов.
– Однажды Вы сказали, что со стороны не всегда можно назвать дизайном то, что Вы делаете.
Александр Павлович:
– Я никак это стараюсь не называть. Что-то, к примеру, можно назвать рельеф, выставочный объект. Потому что дизайн для меня вообще – это какая-то трезвость и ясность сознания. А дизайна как жанра для меня нет. Есть только способ решения задач. Они могут быть рациональными – и тогда дизайнерскими, или на уровне художественной интуиции – если нахрапом, или совсем расчётливые – и тогда инженерные или архитектурные. Я хоть и утверждаю, что для меня этих границ жанровых нет, когда ты что-то делаешь, они определяются сами.
– А как Вы объясните свой термин антидизайн? Это слово для Вас – негативной окраски?
Александр Павлович:
– Нет, почему? В жанре антидизайн мы со студентами делали стулья, участвовали в конкурсе «Дома на Брестской». Но студенту новый стул придумать технологически сложно. Тем более, столько проектов уже существует. Вот мы и придумали – «стул для студента». Ведь студенту стул не нужен – нужно работать, а не сидеть. Гулять, бродить, рисовать, на полу, скажем. И это были стулья, на которых нельзя сидеть. Но у них была функция – напоминать о работе, подчёркивать, что отдыхать сейчас не надо.
– Расскажите о Вашей работе с заказчиками.
Александр Павлович:
– В Знаменском на Рублёвке у нас есть особняк. Проектировали в 1996, а после дефолта ещё 2 года. Площадь 2,500 м, два этажа – в стиле модерн. Но модерн не сопливый, а такой, мужественный, обновлённый. Серьёзная архитектурная постройка. Сейчас у нас задача – оформить коммерческую выставку для 20-30 художников, сконструировать пространство.
– Давайте немного поговорим о Ваших взглядах на современную архитектуру, которая неразрывно связана с потребностями человека. В Вашей системе городское пространство получается не актуальным для художественного высказывания архитектора. Вы считаете, человеку нужна только хижина на природе, её и надо строить.
Александр Павлович:
– Красиво звучит. Хочется подписаться. (Команда смеется).
Саша:
– На примере нашего дома можно рассмотреть наш архитектурный манифест.
Александр Павлович:
– Принципиально «неархитектурный». Без вывесок, честный, функциональный. Очень умный пространственно-многоуровневый. Естественный и читаемый: понятно сразу, какова конструкция, чем облицовано – мрамором и итальянской плиткой, например.
– Как Вы работали с цветом и освещением?
Александр Павлович:
– Освещение отвечает функциональности помещения. Там, где рабочее пространство, окна большие, приближены к полу. Где сходка, там эркер, красивый, большой. В столовой горизонтальные окна, там света достаточно.
Саша:
– В жилой комнате – небольшое окно, чтобы стол освещать.
Александр Павлович:
– А что касается цвета в интерьере, я и мои юные коллеги считаем, что цвет – это проявление материала. Специально красить интерьер? Мы можем нейтрализовать цвет подиума, например, покрасить в белый. А вообще цвет скорее в акцентах. Что касается моих арт-объектов, я могу их покрасить, как чувствую. В выборе цвета нет рассуждения.
– То есть цветом намеренно не воздействуете.
Александр Павлович:
– Я доверяю своей интуиции.
Саша:
– Но при этом же есть огромный пласт знаний, которые это чувство питают.
Александр Павлович:
– Конечно, и вся культура ХХ века об этом. Ле Корбюзье строил бетонные сооружения, которые были натурально бетонного цвета. Например, капелла Роншан. Там из цветного только дверь и окошки – разбросаны. Чтобы создать ощущение божественного присутствия внутри, когда светятся эти стекляшки. В 20е годы те же бетонные конструкции он красил белой краской. Тогда это было необходимо – всё очистить, отрешиться от всего, стряхнуть прошлое. Чтобы не липло к рукам. Ведь до конструктивизма был модерн, а там очень много использовали материалов – металл, камень, штукатурка, крашеные панно, деревянные панели. Очень был стиль осязаемый. Позднее Корбюзье опять вернулся к материальности. В Индии есть постройка уже из чудовищного бетона. Я был в Петрозаводске, и там в одном из зданий – битые стекла. А в Коктебеле в стену одной из столовых замурованы битые тарелки.
– Тайваньский архитектор недавно построил библиотеку из пластиковых стаканчиков.
Александр Павлович:
– Из мусора ещё строят. Концептуалисты. А мы – нет.
– Понятно, те, кто выпендриваются, вам не близки. А мне нравится сама идея построить из этих стаканчиков, но вот смотреть на них не очень приятно.
Александр Павлович:
– А чего там неприятного? Они же заполнены материалом, теплоизоляцией. Какая разница, что там в стене. А потом интересно, когда из бутылок, стена же светится.
– Ну, из бутылок лучше.
Александр Павлович:
– А стаканчики чем хуже? Мы когда-то восхищались открытием разового стаканчика. Это же супердизайн – выпил, и его нет. Тогда он бумажный был. Здесь может восхищать сама мысль, что стена из них сделана. Для такого и существует коллекция, мы привозим камень – из Италии, например, и для нас это важно, откуда он привезён.
– Давайте вернёмся к протодизайну. Если взять современного городского подростка, который не осознает своей потребности бывать на природе, а аранжировки в его плеере могут напоминать шум городской автострады, какое пространство, скажем, в качестве общежития, хотелось бы Вам для него спроектировать, чтобы помочь эту связь окончательно не утратить?
Александр Павлович:
– Мы проектировали что-то подобное. Какой-то сарай это должен быть. Там должна жить группа студентов-единомышленников.Какое-то общее пространство, где им нужно общаться, спортом заниматься, театром – пространство открытое. С небольшими комнатами – ночью там все расползаются. В 20е годы у архитектора Николаева был прием коммун, ячеек с минимальной площадью, но с большим залом для работы. Минимальная жилая площадь компенсируется большим общим пространством, психологически каждый владеет этой территорией. Я вышел – и это все мое. И все ощущают себя комфортно.
– И есть где потанцевать?
Александр Павлович:
– Кстати, можно и здесь.
Ваня:
– Обычно мы убираем теннисный стол и здесь же устраиваем представления. Эта лестница – амфитеатр для зрителей.
– Значит, многие вещи у вас постоянно перемещаются, живут активно.
Александр Павлович:
– Чему Вы стремитесь научить студентов МАрхИ?
Александр Павлович:
– Видеть красоту простых вещей, мира, в котором они живут. Это главное, хотя и абстрактная формула. Она раскрывается в материальности, фактурности, цветности, ритмичности, освещённости, темноте. В работе всего этого. Потом студенты говорят: мы и не подозревали, какими замечательно красивыми могут быть обычные вещи. Уже через год нашего общения это происходит. Поэтому основные понятия «ТАФ» – это естественность, простота и эскизность. В данном случае, эскизно работать – доверять своей интуиции. Как подсказывает природа, время, место и всё, что рядом. Не дотошно выделывать все детали, а резво и весело, с удовольствием. Без надуманности, вычурности.
– Какое место занимает компьютер в Вашей проектной работе?
Александр Павлович:
– Я считаю, компьютер – это инструмент, не больше. Даю задания ребятам: сделать 3D-модель, например, найти информацию. Но делать в нём всё – это нелепо. Зачем отказываться от того, что можно сделать руками, от рисования, макетирования? Руки – мощнейший инструмент, связывающий нас с миром, дающий тактильные ощущения. Ограничить его работу только клавиатурой – вырубить себя из этого мира. Руки нужны до самого престарелого возраста. Ну что, я думаю, нужно организовать чай.
Ермолаев, Халдеева: Философия граничного существования
Аннотация к книге «Философия граничного существования»
Книга продолжает серию альтернативных учебных изданий, подготовленных дизайнерами Мастерской-ТАФ (Театр Архитектурной Формы) под руководством профессора МАРХИ А.П.Ермолаева. На этот раз авторы предлагают читателю размышления о художественно-философской категории «граничность» в фотографии, изобразительном искусстве, искусстве слова, театре, музыке, кино, архитектуре и дизайне. Эти размышления в сопровождении обширного ряда иллюстраций создают выразительные образы граничности в разных видах творческой деятельности. Авторский дизайн книги, раскрывающий характер содержания, позволяет пользоваться изданием как пособием по композиционному моделированию и проектированию объектов графического и средового дизайна. Книга дает не только знания, необходимые будущему профессионалу в различных областях дизайна, но и ключ к пониманию художественной культуры, формированию мировоззренческой позиции. В век виртуальной и экранной культуры эта книга возвращает читателю ценности реального ощущения жизни.
Книга продолжает серию альтернативных учебных изданий, подготовленных дизайнерами Мастерской-ТАФ (Театр Архитектурной Формы) под руководством профессора МАРХИ А.П.Ермолаева. На этот раз авторы предлагают читателю размышления о художественно-философской категории «граничность» в фотографии, изобразительном искусстве, искусстве слова, театре, музыке, кино, архитектуре и дизайне. Эти размышления в сопровождении обширного ряда иллюстраций создают выразительные образы граничности в разных видах творческой деятельности. Авторский дизайн книги, раскрывающий характер содержания, позволяет пользоваться изданием как пособием по композиционному моделированию и проектированию объектов графического и средового дизайна. Книга дает не только знания, необходимые будущему профессионалу в различных областях дизайна, но и ключ к пониманию художественной культуры, формированию мировоззренческой позиции. В век виртуальной и экранной культуры эта книга возвращает читателю ценности реального ощущения жизни и мира, художественного восприятия действительности.
Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
Вы здесь
Дизайн архитектурной среды. Ефимов А.В., Минервин Г.Б., Шимко В.Т. 2006
Дизайн архитектурной среды |
Ефимов А.В., Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ермолаев А.П., Щепетков Н.И., Гаврилина А.А., Кудряшев Н.К. |
Архитектура-С. Москва. 2006 |
504 страницы |
ISBN 5-9647-0031-4 |
Предлагаемый учебник содержит общие сведения, специальные указания и рекомендации, необходимые для освоения основной учебной дисциплины — архитектурно-дизайнерского проектирования, даёт основное сведения о предмете проектирования — среде, её типологии, задачах и особенностях организации проектного процесса в целом и при работе с наиболее часто встречающимися формами среды — интерьером и городским пространством, рассказывает о комплексе художественных дисциплин, сопутствующих проектированию. Книга проиллюстрирована многочисленными примерами предметно-пространственных решений в отечественной и зарубежной практике. Для студентов и преподавателей архитектурных, дизайнерских и художественных вузов, ведущих обучение по специальности 2902 («дизайн архитектурной среды»).
Часть I. Дизайн архитектурной среды как особая форма проектной деятельности
Глава 1. Социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов
1.1. Дизайн. Возникновение и развитие
1.2. Дизайн архитектурной среды
1.3. Дизайн архитектурной среды в системе видов художественного творчества
Глава 2. Особенности творчества архитектора-дизайнера
Часть II. Основные принципы архитектурно-дизайнерского проектирования средовых объектов
Глава 3. Методическое обеспечение проектной деятельности архитектора-дизайнера
3.1. Морфология архитектурной среды
3.2. Основы формообразования в дизайне
Глава 4. Эстетическая организация формы в дизайне архитектурной среды
Глава 5. Особенности композиционного формирования объектов дизайна
5.1. Язык формирования архитектурной среды
5.2. Задачи композиционного формообразования объектов дизайна
Часть III. Перспективы и тенденции дизайна средовых объектов
Глава 6. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств
6.1. Типология интерьерных пространств
6.2. Композиционные особенности интерьерных пространств
6.3. Предметное наполнение интерьерных пространств
6.4. Перспективы развития интерьерных пространств
Глава 7. Дизайн среды открытых архитектурных пространств
7.1. Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования
7.2. Классификация открытых архитектурных пространств
7.3. Комплексное формирование фрагмента городской среды
7.4. Архитектурно-дизайнерские средства формирования открытых пространств (их особенности)
Глава 8. Световая среда открытых архитектурных пространств
8.1. Световая среда города — новая область творческой деятельности
8.2. Концепция формирования искусственной световой среды города
8.3. Методология проектирования световой среды города
Глава 9. Колористика предметно-пространственной среды
9.1. Феномен колористики
9.2. Колористика как средство формообразования
9.3. Колористическая культура
9.4. Колористика в творчестве архитектора-дизайнера
Глава 10. Традиционные и новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании средовых объектов
10.1. Понятие о типологии видов и форм среды
10.2. Традиционные типы среды и особенности их формирования
10.3. Перспективные и поисковые виды и формы среды, новое в средовом проектировании
Часть IV. Процесс художественного проектирования (дизайна) средовых объектов
Глава 11. Основные стадии и организация процесса архитектурно-дизайнерского проектирования
Глава 12. Методы и приемы архитектурно-дизайнерского проектирования
12.1. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
12.2. Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского решения
12.3. Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования
Часть V. Учебное проектирование при подготовке архитектора-дизайнера
Глава 13. Архитектурно-дизайнерское мышление как основа подготовки архитектора-дизайнера
Глава 14. Требования к учебному проектированию и его особенности
14.1. Задачи и приемы проектного формирования архитектурной среды
14.2. Комплексность подготовки архитектора-дизайнера, роль в ней специальных дисциплин
14.3. Дисциплины художественного цикла (как часть учебного проектирования)
14.4. Курсовое и дипломное архитектурно-дизайнерское проектирование
Введение
Кафедра «Дизайн архитектурной среды» создана в 1988 году в стенах Московского архитектурного института усилиями первого заведующего кафедрой академика Георгия Борисовича Минервина.
За 15 лет работы педагоги кафедры подготовили учебный план, комплексную программу специальных и художественных дисциплин, государственные стандарты по специальности, утвержденные Министерством образования, изданы отдельные учебные пособия.
Тем не менее студенты и практикующие архитекторы-дизайнеры до сих пор испытывают голод по учебно-методической литературе. Это обстоятельство сделало необходимым подготовку настоящего учебника, предназначенного для студентов вузов СНГ. Содержание учебника соответствует учебному плану, цель которого — научить студента основам подхода к архитектурно-дизайнерскому проектированию, а также самому проектированию. При этом особенность организации учебного процесса по специальности 2902 в архитектурном вузе заключается в том, что в качестве главного метода обучения профессии архитектора-дизайнера выдвигается архитектурно-дизайнерское проектирование, базирующееся на высоких традициях культуры архитектурного проектирования и формирующее при этом собственные аспекты работы в области организации среды, лежащие на стыке прежде всего таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн.
Учебник состоит из пяти частей. В первой части — «Дизайн архитектурной среды как особая форма проектной деятельности» — раскрываются социальные основы и современные задачи дизайна средовых объектов как комплексных сложно-динамических систем, а также вытекающие из этого особенности творчества архитектора-дизайнера. Часть вторая «Основные принципы архитектурно-дизайнерского проектирования средовых объектов» посвящена вопросам методического обеспечения проектной деятельности архитектора-дизайнера, эстетической организации формы и особенностям композиционного формирования объектов дизайна. В третьей части «Перспективы и тенденции дизайна средовых объектов» рассматривается дизайн среды внутренних и открытых архитектурных пространств, а также новые типы архитектурно-дизайнерских задач при формировании средовых объектов. В части четвертой «Процесс архитектурно-дизайнерского проектирования средовых объектов» дается анализ процесса и профессиональные методы и приемы, используемые архитекторами-дизайнерами. Наконец, пятая часть «Учебное проектирование при подготовке архитектора-дизайнера» рассказывает об архитектурно-дизайнерском мышлении как основе при подготовке профессионала, а также о требованиях и особенностях учебного проектирования.
Учебник, который держит в руках читатель, многослоен, т.к. его стержнем является такое многоликое явление сегодняшней жизни, как дизайн архитектурной среды. Даже если бы мы вели разговор только о дизайне, то есть о сфере сознания и деятельности, в которой создается наше предметное окружение, или только об архитектуре, позволяющей нам почувствовать себя причастными высокой материи творчества, или об устройстве человеческой общности, существующей в архитектурно-дизайнерской среде, то и тогда это были бы очень неплоские и неоднозначные рассуждения. В предложенном читателю учебнике, одном из первых в России по проблемам дизайна среды, авторы пытаются соединить эти непростые материи.
Учебник раскрывает особенности, тенденции развития и реальности социума, провоцирующего архитекторов, дизайнеров, художников, промышленное производство, технологии развиваться навстречу его потребностям или, напротив, формулировать пути изменения тенденции его развития. Это книга о культурных традициях, в значительной степени отрезвляющих проектировщиков, склонных к безумному прожектерству. Это книга о профессии, формирующей междисциплинарного универсала, имеющего собственную социально-культурную позицию, свободно ориентирующегося в проблемах социума, культуры, искусства, свободно владеющего средствами выражения не только рационально формулируемых представлений, но и интуитивных художественных ощущений.
Учебник рассказывает о практике профессии архитектора-дизайнера, о целях, задачах, методах проектирования, о типах проектируемых объектов, об этапах и психологии проектной работы, её радостях и трудностях, но он также и об обучении профессии, об учебных программах, упражнениях, о структуре предпроектного анализа, о методах поиска проектной концепции, о проектной графике и моделировании, об использовании света и цвета в учебном и реальном проектировании.
Учебник вскрывает специфику архитектурно-дизайнерского мышления, связи и отличия его от как будто бы знакомых типов мышления архитектора, художника, конструктора, инженера, ученого, философа. Формирующиеся сегодня типы мышления способны не только привлекать многочисленных коллег, не только выступать в той или иной ипостаси, но и соединять со своим пониманием особенности различных типов сознания. Учебник, в известной степени, даёт ответы на непростые вопросы человека, решившего посвятить себя профессии средового дизайнера: что это за профессия?, чему меня собираются учить в институте?; кем я буду после окончания института, что я буду уметь, где смогу работать?; каковы особенности обучения, какова программа обучения?; какие трудности ждут меня через неделю, месяц, год обучения?; есть ли смысл в том, чтобы, преодолевая немалые трудности, становиться специалистом — дизайнером среды?
Учебник подготовлен авторским коллективом:
Общая редакция учебника — профессора А. Ефимова.
Предлагаемый учебник звучит многоголосо: он написан коллегами — педагогами кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института. Каждый писал о том, что ему ближе, в чем он лучше ориентируется, что ему дороже, опираясь на собственный опыт, обильно цитируя различных специалистов. Возможно, что-то отчасти повторяется, но с разных точек зрения. Что-то осталось за кругом внимания авторов, но вряд ли возможно «объять необъятное». Вероятно, строгий читатель обнаружит противоречия в авторских позициях, зато, надеемся, это позиция, отражающая противоречия действительности, дающие о ней больше представления, чем единая, непререкаемая точка зрения — плод обезличивающей селекции.
Авторский коллектив просит замечания и предложения по настоящему учебнику направлять в МАрхИ на кафедру «Дизайн архитектурной среды».