есенин и клюев отношения
Гл. 6. Трагедия Есенина
Гл.6. Трагедия Есенина.
Что же знала Устинова?
Известный исторический диалог современников Есенина.
Николай Клюев в беседе писателю Минху Н.А. рассказывает. Минх повествует потомкам. Интернет публикация.
– Судьба-то какая-то страшная у Сереженьки! Господь таким талантом наградил его! Что бы мог он создать! А что получилось?! Всё друзья-приятели, вино да блудницы. Скольких они погубили! Не обошли и его. Да и дружки, кому он стоял поперек, постарались. Последнее время он и на человека-то не стал походить. Трезвым я его и не помню. Стал даже избегать встреч с ним. А он иной раз отыщет меня и пойдет поносить такой бранью, что и вспоминать страшно. А потом, иной раз, бывало, точно опомнится, упадет на колени, плачет, по полу ползает, норовит ноги целовать и всё просит: «Коленька! Спаси! Спаси!». А чего спасать? Когда вижу, что одна шкура извивается. Сердца-то в нем нет уж. Один дьявол.
Вечером, накануне его смерти, меня точно кто толкнул к нему. Пошел я к нему в гостиницу. В «Англетер» этот. Гляжу, в номере дружки его сидят. На столе коньяки, закуски. На полу хлеб, салфетки валяются. Кого-то, видать, мутило. В свином хлеву чище! Ох, думаю, зря пришел! Дружки его увидали меня и, как жеребцы, заржали: «Кутя пришел! Кутя!» Я их спрашиваю: «Сереженька-то где?» А они толкать меня в дверь зачали. «Иди, – говорят, – старик! Иди! Он ушел и придет не скоро. Баба увела».
«Самиздат» 60-х повествовал меньшим объёмом фраз. Акцент внимания на дружков, которых Клюев знал поимённо, но не называл, были причины…
… В номере 5 пьянствовала одна из агитационных групп города Ленинграда, с кличем «за родного руководителя» Ленсовета, благодетеля Зиновьева, за его власть и их, верных помощников. Деньги выделялись на все затраты, мероприятие, как выборы, борьба делегаций за руководящие места. Партий за доминирующее положение.
Шёл съезд, было мощное идеологическое противостояние «съезд – Зиновьев». Началась война за Ленинград, за Москву, против руководителей Каменева, Зиновьева, «центр – оппозиция».
К середине 1925 года сложилась интересная политическая коллизия. Образованный в 1922 году СССР был образно «без столицы». Москва и Ленинград вели свою политику вне союзных задач. Национальные образования, меньшинства отдельно, они формировали свою политику, утрясали свою роль с общегосударственными уже совместными задачами. Откровенно выторговывали себе выгодные преференции, закавказские республики торговались за ведущие союзные роли, за лидеров руководства от них.
На поездах между Москвой и Ленинградом, сновали сама делегация города и группы поддержки туда – сюда с речёвками, призывами, шумом, беспорядками. Были московские гости, координация в защите интересов городов от нападок на съезде.
После ежедневного выезда на съезд, (мирного) пикетирования подходов к заседавшим, хождения с транспарантами «Ленинград», акцентируя внимание народа на имя вождя, к позднему вечеру возвращались или к ночи уезжала следующая группа, к утру в столице быть во всеоружии, часть проживала в семейных номерах гостиницы, часть в неё поселилась на время съезда.
Агитбригада в есенинском номере – это представители Ленсовета, отдела культуры исполкома, молодые писатели и поэты местного «Союза писателей». На время съезда – шумная группировка, местные «горлопаны», народное выражение.
Цель приезда в Ленинград Есенина местные догадывались,… не просто так приехал. Поняли, приехал РАБОТАТЬ. И догадки,… связано со съездом, на котором каждый день «громили» работу их городской и областной администрации.
Посетить знаменитого поэта, послушать живое слово, просто посмотреть на Есенина… Живёт рядом, в соседнем номере…
Подначить, победа будет за нами!
Человеческое у активистов литераторов, всё шло к проигрышу Зиновьева, зацепиться бы за литературную власть, остаться при должности при новой власти. Ход съезда, всё шло… снимать всех будут, Есенин вот он рядом, видно, будет при руководстве, лесть, хвала, заискивание перед знаменитостью не помешает.
За слова «Я – русский поэт…», был не раз предупреждён, может поплатиться. Вот – вот образован СССР и излишнее напоминание о национальностях, что русские главные… и поэты…
… В комнате номер 5 были и не русские… Напряглись…
Требования, кого это он будет громить, немедленно назвать… Агрессивные пьяные приставания, как обычно, слово за слово и завязалась потасовка, вырвать листок бумаги, где фамилии.
Поначалу не драка, но на грани… Перепихивание…
«Саданул по сопатке» (деревенск. жарг. авт.) кого – то, обильную «кровь в юшку» (жарг. авт.) пустил… Ему прилетел синяк…
Навалились, извалялись… Придавили, даванули… Есенин обмяк…, ему стало плохо.
Даже не испугались.
Закинули на кровать,… дышит. «Заботливо» перед этим сняв одеяло, им накрыли.
Обсуждая возбуждённо происшедшее, продолжили пьянку.
Клюев: «… А на кровати смотрю, вроде человек лежит. Одеялом с головой укрыт…».
Ещё раз есть необходимость напомнить читателю, почти все проживали по соседним номерам, семейная «общага» бесквартирных исполкомовских, горсовета, облсовета и на период съезда..
Свидетельство эпохи, документ несоизмеримой важности.
«Зав. Управлением] коммунальными] домами.
Ввиду того что с переходом общежития интернационал на гостиницу Англетер и по прописке а также отметке прибывающих и убывающих а также и подача других сведений, необходима увеличить штат гостиница на 1 — го поспартиста о чем и прошу Вашего ходатайства так как не имея поспартиста могут быть так же и масса неприятностей с губ. Милицией и другими органами.
19. Х. 1925 Зав. Гостин[ицей] Англетер В. Назаров».
Все годы обращалось внимание читателей, общественности на неграмотность Назарова и факт в подтверждение вот этот документ. Никогда никто не говорил о содержании редчайшего свидетельства – КЛЮЧ к разгадке. Один из важных ключей происшествия, статус проживания было – ОБЩЕЖИТИЕ!
Что такое общежитие, объяснять никому не надо, с тех времён до нынешних мало что изменилось.
Переходный период перестройки отдельных зданий города в коммунальное гостиничное хозяйство из общежития в статус отеля по планам развития города. Пример, восстановления даже старого дореволюционного названия «Англетер», соблюсти традиции.
… Что имел ввиду Есенин, бросив фразу… под неправильной поэзией?
По воспоминаниям Л. Сейфуллиной, начало 20-х.
На стол президиума вскочил худой и высокий (для неё маленькой, авт.) Есенин в щегольском костюме; обозленный всем по-детски, он зачем-то рванул на себе галстук, взъерошил припомаженные, блекло-золотистые кудрявые волосы, закричал звонким и чистым, тоже сильным голосом, но иного, чем у Маяковского, тембра:
— Не мы, а вы убиваете поэзию! Вы пишете не стихи, а агитезы!
Густым басом, подлинно, как «медногорлая сирена», отозвался ему Маяковский:
— А вы — кобылезы…
Время лозунгов, агитез, агиток, агит призывов в поэзии, возмущение Есениным формой… Когда коробило за содержание, отсутствие мысли, одного из теоретиков мощной литературной группы имажинистов, провозглашавших целью творчества создание образа, в нём правильные формы стихосложения..
В номере Есенин сорвался,… агитгруппбригада с жаром делилась, обсуждала агитезы к съезду и кто какие придумал агитки, называя поэзией.
… Думали, звонили, совещались, придумали.
Вот откуда свидетельства о красивом авто «Мерседес» «скорая помощь», с большими красными крестами по бокам.
Идея о самоповешении, знали поступки поэта, сам охотно рассказывал в обеих столицах «народу» о своём периодическом упадническом настроении, нежелании жить, в попытках распрощаться…
Страх, самозащита…- сокрытие. Психология спасения любым способом.
Весь ужас ответственности за содеянное…
… Неуверенность в действиях при застолье, а вдруг! Всё может быть…
Нетрезвый ум бесновался, рвался к инстинкту самосохранения.
И слухи, периодические и постоянные.
Николай Алексеевич Клюев (10 (22) октября 1884, деревня Коштуги, Олонецкая губерния — между 23 и 25 октября 1937, Томск) — русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
Галина Бениславская о Клюеве в дневниках.
«… Клюев завоевал нас своим необычным говором, меткими, чисто народными выражениями, своеобразной мудростью и чтением стихов, хотя и чуждых внутренне, но очень сильных.
… Пришла Катя (сестра Сергея), «Что это за старик противный» отвратительный такой?» — спросила нас (Внешность Клюева — лабазник лоснящийся, прилизанный, носил вылинявшую ситцевую синюю рубаху с заплатой во всю спину — прибеднивался для сохранения стиля.) Мы на Катю зашикали, сказали, что она маленькая, еще ничего не понимает, объяснили, что это сам Клюев. Она полюбопытствовала поглядеть его еще, но свое мнение о нем не изменила.
Уже через несколько дней мы убедились, что непосредственное чутье ее не обмануло. Действительно, отвратительным оказался он. Ханжество, жадность, зависть, подлость, обжорство, животное себялюбие и обуславливаемые всем этим лицемерие и хитрость — вот нравственный облик, вот сущность этого когда-то крупного поэта. Изумительно сказал про него С. А.: «Ты душу выпеснил избе (т. е. земным благам), но в сердце дома не построил».
В чем дело, почему в Клюеве умерло все остальное человеческое (не может быть, чтобы никогда и не было), осталась только эта мерзость и ничего человеческого?
… несмотря на брезгливое и жалостное отношение, несмотря на отчужденность и даже презрение, С. А. не мог никак обидеть Клюева, не мог сам окончательно избавиться от присосавшегося к нему «смиренного Миколая», хотя и хотел этого…»
… Позже добавили убедительности о самоповешании рассказы, оценка Дункан о поездке в Европу, Америку, поэт, когда напивался, гонял её, она незамедлительно вызывала психиатричку – «скорую помощь». Та вкалывала поэту противопсиховые уколы.
… Молву границы не останавливали.
Что самоповесился, оказалось многим подходило, даже «нравилось», из – за образа жизни.
… Клюев в ту ночь, в 2 часа видел «скорую помощь», он многое не договаривал.
Свет в номере погас, он срочно ретировался.
Утром в 10.30, Устинова и Эрлих вошли в открытую комендантом дверь, включили свет…
В 2 часа ночи его выключили… Висельник этого не сделает.
До этого времени был наведён относительный порядок в номере… Следы пьянки были тщательно зачищены.
Дальновидный психолог рассчитал вариант самоубийства через повешение. Расчёт на реакцию людей. Кто он?
«Ему невыносимо стало тяжело больному. Спасенья не было… Он сжег себя до конца. Надежды не оставалось. И вот весть о самоубийстве. Все, кто его читал и будет читать, горько будут скорбеть о рано кончившейся жизни одарённейшего деревенского самородка. В его творчестве есть немало слабого, пустого и неинтересного. Много надуманного, кривляния. Но, очень много такого, которое его переживет и навсегда останется в литературе, как чудесные поэтические кристаллы» (Беднота. 1925. 31 декабря).
Как предвидение Есенина, «себя УСОПШЕГО… вижу», УМЕРШЕГО естественной смертью, уснувшего навек.
Сомнительные любовные связи Сергея Есенина: Кем были покровители и почитатели «певца из народа»
Критики и почитатели называли Сергея Есенина «крестьянским сыном» и «певцом из народа». Сам же он тяготел к высшему обществу, изображал из себя аристократа, носил английские костюмы, обожал модные вещицы, дорогой парфюм, но при этом презирал людей из высшего общества в лучших деревенских традициях.
К успеху он шёл тернистой дорогой, и многие его современники (а, возможно, недоброжелатели) утверждали, что помогли голубоглазому красавцу со светлыми вихрами весьма неоднозначные связи.
Как все начиналось
Есенину 20 лет. В Москве его никто не публикует, по этой причине он оставил молодую супругу с ребёнком и уехал искать счастье в Петроград. В северной столице его стихи прочитал сам Блок. Стихи ему понравились, и он дал молодому дарованию рекомендательное письмо к Сергею Городецкому – человеку, который с удовольствием протежировал молодым поэтам. Не для кого не было секретом, что Городецкий был бисексуален, и кругом его общения были люди нетрадиционной ориентации. Конечно, красавец-Есенин произвёл на него неизгладимое впечатление.
Есенин и Городецкий.
Городецкий не только помогал юному Есенину продвигать его литературное творчество в питерские журналы, но и пригласил к себе жить. Именно благодаря этому знакомству поэт стал завсегдатаем питерских поэтических салонов, в том числе и такого известного, как салон Мережковских.
Клюевская страсть
Сергей Есенин и Николай Клюев.
Николай Клюев – известный поэт с нетрадиционной ориентацией той эпохи и ещё один покровитель Сергея Есенина. К последнему он испытывал страсть безудержную. О чём остались документальные подтверждения. В письмах к Есенину Клюев пишет ему разные нежности, называет уменьшительно-ласкательно: «светлый братик», «голубь мой белый», «целую тебя… в усики твои милые».
А у меня изба новая —
Полати с подзором, божница неугасимая,
Намел из подлавочья ярого слова я
Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!
Н. Клюев, «Плач о Сергее Есенине»
Буквально с момента знакомства с Есениным Клюев не желает расставаться с ним ни на минуту. Он поселил молодого поэта в собственном доме, ввёл в самые известные литературные салоны, сумел добиться, чтобы Есенина не забрали в армию – покровительство было безграничным.
Николай Клюев, Сергей Есенин, Всеволод Иванов, 1923 год.
Сергей Есенин писал своему другу Владимиру Чернавскому: «Как только я за шапку, он — на пол, посреди номера сидит и воет во весь голос по-бабьи: не ходи, не смей к ней ходить!» А в воспоминаниях самого Чернавского можно найти, что Клюев «совсем подчинил нашего Сергуньку», «поясок ему завязывает, волосы гладит, следит глазами».
Сам Сергей Есенин восторженных чувств Клюева не разделял. Как только сумел добиться признания, ушёл от своего покровителя. Клюев горевал и посвящал стихи неверному и неблагодарному любимому.
Есенин и Мариенгоф: что связывало двух поэтов
Анатолия Мариенгофа почитатели Есенина и сегодня называют «злым есенинским бесом». Что и говорить, отношения двух поэтому были сложными, глубокими и весьма конфликтными. И всё же за ними стояла огромная дружба.
Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.
После встречи они начали жить одним домом в 3-комнатной квартире рядом с театром Корша в Богословском переулке – всё у них было общее. Они вместе просыпались, вместе ели, гуляли и даже одевались одинаково. Всё это подливало масла в огонь, когда речь заходила о латентной бисексуальности и тяге к нежной мужской дружбе Есенина.
Когда Мариенгоф решил жениться на актрисе Камерного театра Анне Никритиной, Есенин очень переживал и ревновал. И именно тогда у него завязался роман с Айседорой Дункан.
В стихотворении «Прощание с Мариенгофом» Есенин почти срывается на истерику:
Есть в дружбе счастье оголтелое
И судорога буйных чувств —
Огонь растапливает тело,
Как стеариновую свечу.
Возлюбленный мой! дай мне руки —
Я по-иному не привык, —
Хочу омыть их в час разлуки
Я желтой пеной головы.
…Прощай, прощай. В пожарах лунных
Не зреть мне радостного дня,
Но все ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.
Были у них ссоры, было непонимание и разрыв на годы. Но на самом деле их дружба не знала ни времени, ни расстояния, ни смерти – поэты пронесли её через всю жизнь. Эта дружба стала для них и огромным даром, и тяжким крестом.
Сергей Есенин с поэтами Анатолием Мариенгофом и Александром Кусиковым.
30 декабря 1925 году, когда гроб с телом Сергея Есенина прибыл в Москву, прощаться с ним пришли все, кто знал его и любил. В эти дни Анатолий Мариенгоф написал полное боли и горечи стихотворение
Сергун, чудесный!
Клен мой златолистый!
Там червь,
Там гибель,
Тленье там.
Как мог поверить ты корыстным
Ее речам.
Есенин и Клюев: был ли путь к русскому джазу?
Рубрика в газете: Судьба России, № 2021 / 32, 02.09.2021, автор: Максим АРТЕМЬЕВ
Н едавно я задался вопросом в Фейсбуке – зачем в России играют джаз, когда за сто лет его существования в нашей стране не достигнуто никаких достижений. Русский джаз (как и рок, этот ещё в большей степени) представляет нечто совсем убогое и незначительное в планетарных масштабах. Если европейская классическая музыка, попав в Россию, дала уже вскоре блестящие всходы, сперва Глинку и Даргомыжского, а затем Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, и далее до Стравинского и Прокофьева, каждый из которых оказал громадное воздействие на мировую музыку, то джаз (и рок) пребывают совершенно в маргинальном статусе уровня жэковской самодеятельности. Никакие Цфасманы, Макаревичи и Гребенщиковы ситуации не меняют – они ни на кого не повлияли, новых течений не создали, и путей не открыли. В джазе (и роке) Чайковских и Стравинских у русских нет.
Дискуссия развернулась нешуточная, взгляды высказывались разные, но один из моих друзей, композитор Борис Фракнштейн написал так: «Максим, я понимаю Вас так. Почему уже век нет нового другого направления (а не подвида джаза) в области музыкально – попсовой качественной музыки или демократически развлекательной? ТАК, ЧТОБЫ МУЗЫКА ПУСТЬ И НЕ СРАЗУ СТАЛА БЫТЬ ПОПУЛЯРНОЙ, НО ВСЕ ГОВОРИЛИ: «НО ЭТО СОВСЕМ НЕ ДЖАЗ». Ну и чтобы первопроходцами стали российские музыканты. ЭТО ВОЗМОЖНО! НИЧЕГО НЕВЕРОЯТНОГО В ЭТОМ НЕТ! ВАЖНО ОТОРВАТЬ СВОЙ ПОПСОВЫЙ СЛУХ ОТ УЖЕ ПРОСВЕРЛЁННОЙ ДО ДЫР ДЖАЗОВОЙ СЕМАНТИКИ! НО НАДО ВООБЩЕ ОТ ДЖАЗА УСТАТЬ, ЧТОБЫ ОТ НЕГО ТОШНИЛО!! Легко тогда возможно!!»
Я уже давно думал о чём-то схожем в контексте собственных размышлений о судьбах России в XX веке. В его начале две великих державы стремительно завоёвывали себе место под солнцем, выходя на первый план и мировой политики-экономики, и мировой культуры – США и Россия. Но в 1917 году Россия сорвалась и рухнула практически в небытие. XX век стал американским веком, и триумф джаза и рока – тому подтверждение.
Однако можно помечтать – какой бы была массовая культура XX столетия, не сорвись Россия в пропасть? Тут можно представить как бы развивался свободный русский джаз, подобно тому как без проблем прижились до 1917 года кэкуок и матчиш – негритянские ритмы, уже успевшие попасть в Россию, и про которые мальчишки распевали:
Матчиш – хороший танец,
Кэкуок вроде.
Его привёз голландец,
В своём комоде.
Пламенный матчиш
– прелестный танец,
Живой и жгучий.
К нам его завёз американец
Брюнет могучий…
Можно даже представить себе картину – как в условном 1928 году конституционный монарх Николай II слушает джаз, да ещё в исполнении отечественного джаз-банда. Возможно, в такой, «нормальной» России и появились бы новые течения в джазе, которые бы оказали влияние на мировую развлекательную музыку. А уже какой бы стала рок-музыка или кино с вольным российским участием – даже страшно представить. Ханжонков вполне мог выйти на мировой уровень и не уступать Голливуду…
Но рассмотрим тот вариант, о котором говорит Борис Франкштейн – порождение на русской почве принципиально иного вида поп-музыки, не с африканскими корнями, а с чисто русскими. Я не музыкант и вообще музыкально глух, поэтому судить не берусь о ладах и тонах, но, как разбирающийся в литературе, не могу не высказать несколько соображений.
Одним из самых известных певцов и музыкантов в стиле свинг и блюз был слепой техасский негр Блайнд Лемон (1893 – 1929), автор едва ли не самого знаменитого сочинения в этом роде – See That My Grave Is Kept Clean («Смотри, чтобы моя могила содержалась в порядке»). Если посмотреть на содержание этой грустно-заунывной песенки, то нельзя не увидеть сходства с есенинскими стихами, с чем-нибудь вроде «Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня, Понесут с могильным пеньем хоронить меня…» И не только Есенина, но и крестьянских поэтов, кучковавшихся вокруг него.
В родственных джазу американских блюзах, спирчуэлсах бросается в глаза обилие библейско-христианской образности, все эти Go down, Moses. Но и у крестьянских поэтов, у Есенина, у Николая Клюева её было не меньше. Даже под большевиками Есенин просил положить его «в русской рубашке Под иконами умирать». И в 1918 году он посвящал «Инонию» пророку Иеремии, в которой вещал: «Так говорит по Библии Пророк Есенин Сергей… На реках вавилонских мы плакали… Радуйся, Сионе, Проливай свой свет! Новый в небосклоне Вызрел Назарет» – чем не текст из негритянского творчества? Как бывшие неграмотные рабы, ушедшие с плантаций, не имели иного языка и мифов, кроме полученных от белых господ, так и русские крестьяне жили в мире народного христианства.
Но чернокожие обладали своей музыкой, вывезенной из Африки, которая так не походила на музыку высших классов, и именно в виду этой непохожести и завоевавшая огромную популярность, совершенно затмив прежние предпочтения – европейскую классику, став невиданным доселе мировым феноменом. И уже сами белые активно перенимали непривычные ритмы и заявляли всё в том же библейском духе: «Сегодня мы популярнее, чем Иисус».
Есенин во время своей поездки в Штаты успел заметить музыкальный потенциал чёрных: «Выходцы из Африки, они сохранили в себе лишь некоторые инстинктивные выражения своего народа в песнях и танцах. В этом они оказали огромнейшее влияние на мюзик-холльный мир Америки. Американский фокстрот есть не что иное, как разжижённый национальный танец негров». Не забудем, что ездил он туда не один, а покорив крупнейшую фигуру шоу-бизнеса тогдашнего времени – Айседору Дункан. Это как если бы сегодня русский поэт смог закадрить Мадонну или Леди Гага – кто такое способен повторить?
Но имели ли вчерашние русские крепостные свой музыкальный потенциал подобной силы и мощи? Мог ли развиться на основе крестьянского мелоса популярный жанр, который бы охотно подхватили высшие сословия, или, по крайней мере, широкие городские мещанские круги? Чтобы он перешёл национальные границы?
Как я уже отметил выше, поэзия крестьянских поэтов представляла собой некое подобие того, о чём пели негры в спирчуэлсах и блюзах. Но вот как быть с собственно музыкальной стороной дела? В России начала века была популярна народная музыка, вспомним оркестр Василия Андреева, к которому обращался Шаляпин: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Под гусли выступал друг Горького – Скиталец. Есенин призывал: «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!» Но был ли потенциал у гуслей, тальянки и балалайки как у банджо и саксофона? История не дала на это ответа…
Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
ГРИШАНОВА Е. Сергей Есенин и Николай Клюев: трагедия двух судеб
Елизавета Гришанова
Сергей Есенин и Николай Клюев: трагедия двух судеб
Сергей Есенин и Николай Клюев были поэтами «новокрестьянского» направления в литературе XX в. Поэты дружили между собой, их творческие взаимоотношения складывались непросто.
Сергей Есенин и Николай Клюев. 1916 г. Фото: esenin.ru
Они неоднократно посвящали друг другу поэтические произведения. У них было много общего — во-первых, они родом из губерний: Николай Клюев из Олонецкой, Сергей Есенин — из Рязанской, и, приехав в Петербург и выступая в литературных салонах, они бросали вызов столичному обществу, появляясь на публике в косоворотках и кафтанах. Во-вторых, их связывает трагедия, которая произошла в их жизнях из-за разочарования в советской власти.
Начало пути
Сергей Есенин и Николай Клюев в первый раз встретились в Петербурге, в который приехали из своих губерний. На молодого поэта Сергея Есенина, родившегося в 1895 году, оказывал сильное творческое и идеологическое влияние Николай Клюев, который был на 11 лет старше. Он способствовал развитию в творчестве молодого поэта народных, религиозных и крестьянских мотивов.
Сергей Есенин с товарищами, 1913 г. Фото: esenin.ru
Как сказано в разных источниках, Сергей Есенин и Николай Клюев встретились или в 1914, или в 1915 г. Во всяком случае, в воспоминаниях костромского художника Ефима Честнякова, ученика Ильи Репина, написано: «Видел Есенина и Клюева, 1914 г., осень…» Максим Горький в очерке о Есенине пишет: «Впервые я увидал Есенина в Петербурге в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати — семнадцати лет».
Официальные источники утверждают, что Клюев с Есениным встретились в 1915 году, опираясь на письмо, которое молодой поэт из Рязанской губернии написал Клюеву в Олонецкую. В этом письме говорится: «Я тоже крестьянин и пишу так же, как и Вы, но только на своём рязанском языке. Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». Познакомил поэтов Сергей Городецкий, русский и советский поэт: он общался с Есениным и рассказал ему о Клюеве. И молодой поэт написал Клюеву письмо.
Сергей Есенин и Николай Клюев. 1915-1916 г. Фото: esenin.ru
В начале литературного пути Сергей Есенин и Николай Клюев шли рядом друг с другом. В 1923-м г. Есенин, уже зрелый поэт, написал о Клюеве: «Учитель он мой…», несмотря на то, что к тому времени между ними уже возникли разногласия.
В стихотворении Есенина, написанном в 1917 г. «О Русь, взмахни крылами» есть такие строки:
«От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку — Клюев,
Смиренный Миколай».
В свою очередь, Николай Клюев в этом же году писал о Есенине в стихотворении «Оттого в глазах моих просинь»:
«Ждали хама, глупца непотребного
В спинжаке, кулаками в арбуз, —
Даль повыслала отрока вербного
С голоском слаще девичьих бус».
Литературная жизнь в столице
Сергей Есенин и Николай Клюев стали близкими приятелями: они вместе читали стихи в редакции «Ежемесячного журнала», наносили визиты Александру Блоку, печатались в газете «Биржевые ведомости», ходили к художнику Владимиру Юнгеру, который изобразил одного и другого, успешно устраивали в Петрограде «крестьянские» поэтические вечера.
Коллекционер Фёдор Фидлер писал в дневнике: «Оба восхищались моим музеем и показались мне достаточно осведомлёнными в области литературы. Видимо, Клюев очень любит Есенина: склонив его голову к себе на плечо, он ласково поглаживал его по волосам».
Л.О. Повицкий, Сергей Есенин и Сергей Клычков, 1918 г. Фото: esenin.ru
В 1915 году было образовано объединение новокрестьянских поэтов «Краса», в которое из поэтов, помимо Николая Клюева и Сергея Есенина, вошли Александр Ширяевец и Сергей Клычков. Термин «новокрестьянские поэты», появившийся в 1910-х — 1920-х гг. в литературоведении, принадлежит историку русской поэзии, книговеду Ивану Розанову и критику Василию Львову-Рогачевскому.
Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1915 г. Фото: esenin.ru
Объединение «Краса» преобразовалось в литературно-художественное сообщество «Страда», которое появилось на квартире Сергея Городецкого. Сердцем «Страды» являлись Сергей Есенин и Николай Клюев, но также в него входили и другие «народные» поэты. «Страда» выпустила сборник, куда входило стихотворение Сергея Есенина «Тёплый ветер». В 1916 году поэты приехали в Москву, где выступали перед публикой в колоритных национальных нарядах, так подчёркивая народный стиль своей поэзии.
Владимир Маяковский. Фото из открытых источников
Футурист Владимир Маяковский, известный поэтический антагонист Есенина, в своей статье «Как делать стихи?» не без иронии писал: «Есенина я знал давно — лет десять, двенадцать. В первый раз я встретил его в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Как человек, уже в своё время относивший и отставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одёжки:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… в исконной, посконной…
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Его увлёк в сторону Клюев…»
Маяковский оказался прав: с наступлением революции Сергей Есенин сменил «простой крестьянский» имидж не только в одежде, но и в творчестве.
О разногласиях между Есениным и Клюевым
Николай Клюев был настолько привязан к Сергею Есенину, что, когда тот в Москве завёл роман с женщиной, он умолял молодого поэта не ходить к ней.
Клюев хотел, чтобы Есенин по-прежнему оставался русским народным поэтом с чистой душой, всячески старался уберечь его от негативного влияния наступавшего «безбожного» времени, когда в умах бродили революционные настроения. Однако время всё же повлияло на молодого амбициозного поэта: он с отвращением отнёсся к привязанности Клюева.
В 1916 году Есенина призвали на военную службу. Клюев, несмотря на то, что молодой поэт понемногу начал от него отдаляться, написал письмо штаб-офицеру, полковнику Дмитрию Ломану — «Полковнику Ломану о песенном брате Сергее Есенине моление». Он просил, чтобы Есенина зачислили в санитарный поезд, а не забирали на фронт. Дмитрий Ломан, будучи просвещённым человеком, внял просьбе и зачислил поэта в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд.
Сергей Есенин среди персонала военно-полевого поезда № 143. 1916 г. Фото: esenin.ru
Николай Клюев в это время сблизился с певицей Надеждой Плевицкой, исполнявшей русские народные песни, гастролировал вместе с ней по городам России.
Есенин в 1917 году уезжает в родное село — Константиново, и затем в течение 6-ти лет не видится с Николаем Клюевым, который предчувствовал нравственное падение своего единомышленника.
Молодой поэт настолько проникся атеистическим духом советской власти, что в нетрезвом состоянии однажды написал на стенах Страстного монастыря бранные слова. Есенин стал городским поэтом-бунтарём, который — поначалу — в революции увидел надежду для народа. В его ранней поэме «Иорданская голубица», написанной в 1918 году, есть такие строки:
«Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик».
Николай Клюев испытывал неприязнь к интеллигенции и городским поэтам, которых он презрительно называл «дворянчиками» — у него была идея выступать от лица народа и крестьян. Физически тяжёлый крестьянский труд в творчестве он всегда ставил над «городским», интеллектуальным.
В 1916–1917 годах Клюев развивает в своей поэзии фольклорные, религиозные, крестьянские мотивы: всё отчётливее звучит в его творчестве тема «мужицкого» труда, православия, «избяного рая», духовного противостояния Запада и Востока:
«Сгинь Запад, Змея и Блудница —
Наш суженый — отрок Восток!»
Николай Клюев. Фото: galandroff.blogspot.ru
Пришедшую советскую власть Клюев сначала принял с восторгом. В 1918 году он написал такие стихи, как «Коммуна», «Товарищ», а затем выпустил поэтический сборник «Ленин». Как считал поэт, советское правительство должно было заботиться о сохранении народной духовной культуры, неразрывно связанной с православием.
Но большевистский атеизм шёл вразрез с представлениями Клюева.
По воспоминаниям одного из сотрудников ЧК, Николай Клюев стал в 1918-м г. членом партии, а в 1920-м году был исключён из неё за религиозные убеждения и, в частности, за то, что собирал старинные иконы и торговал ими.
В 1924-м году Сергей Есенин пишет стихотворение-эпиграмму «На Кавказе», где есть саркастические, язвительные строки о Николае Клюеве:
«И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочёл,
И в клетке сдохла канарейка».
Эти строки подлили масла в огонь: их с удовольствием смаковали литературные критики, комсомольские поэты, редакции журналов.
Ведь Николая Клюева, которого в 1923 году арестовали по ложному доносу, и так начали травить по инициативе Льва Троцкого, который в статье «Революция и литература» негативно отозвался о поэте, назвав его «эгоистично-свободолюбивым мужиком, пронёсшим свою мужичью душу через буржуазную выучку».
В 1922 году Клюев написал Есенину письмо с просьбой о помощи. Ведь после ареста Клюев нуждался в деньгах: его стихотворения плохо печатали. Есенин обратился к советскому литературоведу и критику Разумнику Иванову-Разумнику, и в Петрозаводск отправили за подписью Анатолия Луначарского телеграмму с просьбой помочь живущему в нищете Клюеву.
Николай Клюев, Сергей Есенин, Всеволод Иванов, 1924 г. Фото: esenin.ru
Известие о смерти Есенина Клюев поначалу принял спокойно, но затем не выдержал и заплакал. По воспоминаниям очевидца, он сказал: «Я говорил Серёженьке и писал к нему: брось эту жизнь. Собакой у твоего порога лягу. Ветру не дам на тебя дохнуть. Рабом твоим буду…» До конца жизни Клюев с теплотой вспоминал Есенина.
Николай Клюев посвятил памяти поэта стихотворение «Плач о Сергее Есенине», на которое в 1927 года комсомольский поэт Александр Безыменский написал резкую критическую статью «О чём они плачут?» Антагонист Есенина Владимир Маяковский в статье «Как делать стихи?» написал: «Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески».
Снимок Николая Клюева из следственного дела. Фото: e-libra.ru
Второй раз Николай Клюев по 58-й статье был арестован 2 февраля 1934 года, а после суда 5 марта сослан в Западную Сибирь, в Колпашево Нарымского округа, где вынужден влачить нищенское, голодное существование: у него даже не было тёплой одежды. Он писал письма — в том числе Сергею Клычкову, Максиму Горькому, во ВЦИК в надежде, что кто-нибудь поможет смягчить его положение, и его перевели в Томск.
В 1937 году наступила пора массовых расстрелов. К пунктам 58-й статьи, по которой Клюев был осуждён и сослан, прибавились «расстрельные» пункты. Клюева обвинили в принадлежности к сектантскому «Союзу спасения России», в действительности не существовавшему, и 23 октября 1937 года, после своего дня рождения, поэт был расстрелян.
Ревизор.ru
27.03.2018